Научная статья на тему 'Миротворчество в СНГ и мировой опыт '

Миротворчество в СНГ и мировой опыт Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2741
475
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Свободная мысль
ВАК
Ключевые слова
Миротворчество / миротворческие операции / СНГ / ОДКБ / постсоветское пространство / миротворческие силы / миротворческая деятельность / Peacekeeping / peacekeeping operations / the CIS / the CSTO / the post-Soviet space / peacekeeping forces / peacekeeping activities

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Малышев Дмитрий Валерьевич

Проанализированы миротворческая деятельность в СНГ и специфика формирования миротворческих сил в этом регионе. Особое внимание уделено миротворческой деятельности Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Рассмотрены отдельные миротворческие операции прошлого. Определено современное состояние миротворческой деятельности в странах Содружества. Выявлена особая роль России в миротворческих процессах на постсоветском пространстве как в 1990-е гг., так и на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peacekeeping in the CIS and the World Experience

The focus of this article is an analysis of how peacekeeping activities were carried out in the CIS and what was the specificity of the formation of peacekeeping forces in this region. Particular attention is paid to the peacekeeping activities of the Collective Security Treaty Organization (CSTO). A number of peacekeeping operations carried out in the CIS in the past are considered. The current state of peacekeeping activities in the countries of the Commonwealth has been determined. The special role of Russia in the peacekeeping processes in the post-Soviet space was revealed both in the 1990s, and at the present stage.

Текст научной работы на тему «Миротворчество в СНГ и мировой опыт »

Theatrum mundi

Миротворчество в СНГ и мировой опыт

© Малышев Д. В.

© Malyshev D.

Миротворчество в СНГ и мировой опыт Peacekeeping in the CIS and the World Experience

Аннотация. Проанализированы миротворческая деятельность в СНГ и специфика формирования миротворческих сил в этом регионе. Особое внимание уделено миротворческой деятельности Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Рассмотрены отдельные миротворческие операции прошлого. Определено современное состояние миротворческой деятельности в странах Содружества. Выявлена особая роль России в миротворческих процессах на постсоветском пространстве как в 1990-е гг., так и на современном этапе.

Annotation. The focus of this article is an analysis of how peacekeeping activities were carried out in the CIS and what was the specificity of the formation of peacekeeping forces in this region. Particular attention is paid to the peacekeeping activities of the Collective Security Treaty Organization (CSTO). A number of peacekeeping operations carried out in the CIS in the past are considered. The current state of peacekeeping activities in the countries of the Commonwealth has been determined. The special role of Russia in the peacekeeping processes in the post-Soviet space was revealed both in the 1990s, and at the present stage.

Ключевые слова. Миротворчество, миротворческие операции, СНГ, ОДКБ, постсоветское пространство, миротворческие силы, миротворческая деятельность.

Key words. Peacekeeping, peacekeeping operations, the CIS, the CSTO, the post-Soviet space, peacekeeping forces, peacekeeping activities.

Как и в прошлом, в современном мире первостепенную роль продолжают играть вопросы войны и мира, и в их разрешении жизненно заинтересовано все человечество. В теории международных отношений это устремление часто сводят к триаде: миропонимание, миротворчество, миросохранение [36]. Иными словами, речь идет о стремлении людей устранить до минимума опасность возникновения войны или же приложить усилия к прекращению вооруженного противоборства. В связи с этим возникла серьезная общественная потребность в изучении миротворческой деятельности как в мире в целом, так и в его отдельных регионах. Не является исключением и СНГ, где сохраняется значительный конфликтный потенциал.

Миротворческая деятельность — относительно новое явление. Отсчет феномена миротворчества традиционно ведется с Гаагской конференции мира, проведенной с 6(18) мая по 17(29) июля 1899 г. Инициаторы

МАЛЫШЕВ Дмитрий Валерьевич — ведущий научный сотрудник Центра постсоветских исследований Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений им. Е. М. Примакова РАН, кандидат исторических наук.

ее созыва — российский император Николай II и правительство России. Для того времени это было достаточно представительное собрание — в нем приняли участие делегации из 27 стран. Итогом конференции стало принятие Гаагских конвенций, в которые в качестве одного из основных было включено положение о мирном разрешении международных споров [15].

Со временем миротворчество заняло прочное место в системе обеспечения международной безопасности. Миротворческие операции являются в настоящее время особой сферой деятельности мирового сообщества. Они не всегда успешны, однако являются необходимым сегментом современной системы международных отношений [44].

Одним из самых распространенных механизмов осуществления миротворческой деятельности являются операции по поддержанию мира (ОПМ) — совокупность военных и невоенных мероприятий, осуществляемых в основном по решению Совета Безопасности (СБ) ООН или руководства других международных организаций и альянсов (ОБСЕ, НАТО и т. д.). Их выполняют специально созданные для этого группировки войск, целью которых являются предупреждение и ликвидация последствий возникновения международных конфликтов [22. С. 135].

У миротворческой миссии могут быть и невоенные функции: оказание помощи жертвам боевых действий; обеспечение мирного процесса, связанного с переговорами между конфликтующими сторонами; установление повсеместного контроля за соблюдением достигнутых договоренностей; принятие необходимых мер для постконфликтного урегулирования ситуации в данном регионе. Некоторые международные эксперты [42] полагают, что одна из основных целей постконфликтного миростроительства состоит в содействии странам, прежде всего развивающимся, создавать демократические политические режимы и строить свое дальнейшее развитие исключительно на принципах демократии. Но, как показала практика, подобный алгоритм проведения ОПМ не во всех случаях добивается успеха.

Итоги многих миротворческих операций в постбиполярный период нельзя оценить однозначно позитивно. Примеры успешного миротворчества — в Намибии, Мозамбике, Гватемале, Македонии — скорее являются исключением из правил. В основном миротворческие операции влекли за собой негативные последствия, и в ходе их осуществления не удавалось разрешить возникшую конфликтную ситуацию. Примерами могут служить миротворческие операции на Гаити, в Либерии, Восточном Тиморе, Афганистане, Косово и т. д. Одна из причин их неудач — искусственное, без учета местной специфики насаждение демократических структур [43. Р. 765—784].

Не стал исключением и регион СНГ, где нашли проявление многие просчеты, имевшие место в мировой практике. Разбор составляющих и особенностей миротворческой деятельности в СНГ позволит действеннее противостоять традиционным и нетрадиционным вызовам

и угрозам, которые нарушают безопасность и стабильность стран этого региона.

Международное миротворчество в современном мире: теория и практика

В современной политико-международной практике существуют различные подходы к понятию «миротворчество». Наиболее распространенным является подход, изложенный в публикациях ООН, в которых миротворчество определяется как один из инструментов ООН по поддержанию международного мира и безопасности [45. Р. 17]. Да и саму роль ООН в данном процессе можно назвать определяющей. В сентябре 2000 г. на Саммите тысячелетия Генеральный секретарь ООН Кофи Ан-нан представил доклад «Мы, народы: роль Организации Объединенных Наций в XXI веке», в котором значительное место было уделено миротворческой деятельности ООН. В частности, отмечалось, что основной целью миротворческих операций ООН является не разъединение конфликтующих сторон, а оказание им помощи в разрешении конфликта политическими средствами [14].

В целом миротворческая деятельность сводится преимущественно к мирному разрешению споров в отношении угрозы миру или нарушения мира, а также актов агрессии. В рамках ООН разработана определенная система способов и методов разрешения споров, войн и урегулирования конфликтов. Она включает в себя три компонента:

— мирные средства, к которым относятся различные инструменты превентивной дипломатии, миростроительство и содействие миру;

— полувоенные (или, как их еще называют, квазивоенные) средства, в основном представленные операциями по поддержанию мира (ОПМ);

— принудительные и военные средства, в том числе и операции по принуждению к миру, включающие в себя различные санкции и применение Вооруженных сил ООН [37].

Определения миротворческой деятельности могут быть сведены к четырем основным группам: правовые; функциональные (политические, дипломатические и т. д.); военные; идеологические (например, «гуманитарные интервенции») [16. С. 31]. Есть и другие типологические классификации, но в любом случае стоит иметь в виду, что согласие сторон конфликта на международное вмешательство, т. е. на собственно миротворчество, всегда сопряжено с очень серьезной проблемой — применением миротворцами силы [7. С. 23—26]. В связи с этим широкое распространение получил термин «активное поддержание мира» (robust peacekeeping), который подразумевает способность миротворцев применять силу в порядке самообороны или для защиты мандата их миссии.

Кроме того, миротворческая деятельность включает в себя целый комплекс мер, в том числе превентивную дипломатию (preventive diplomacy), миротворчество (peacemaking), поддержание мира (peacekeeping), принуждение к миру (peace enforcement), миростроительство

(peacebuilding) [8. С. 56—57]. С 2003 г. 29 мая отмечается Международный день миротворцев1.

Большая роль и значение в осуществлении миротворческой деятельности принадлежит ООН, в недрах которой и зародилось само понятие «миротворчество». С конца 1940-х гг. ООН инициировала и осуществила десятки миротворческих операций. Далеко не все завершились успешно; многие были прекращены, в том числе из-за угрозы жизни и здоровью миротворцев. Относительно успешными были операции в Бурунди, Восточном Тиморе, Центральноафрикан-ской Республике, Либерии и Гаити, а также в Кот-д'Ивуаре, Конго и Судане [39. Р. 63—78].

Но многие операции имели явно негативные последствия. Хрестоматийный пример последних — попытка миротворцев ООН прекратить военные действия в ходе гражданской войны в Руанде: во время нахождения в стране миротворческой миссии ООН число жертв кровавого конфликта не только не уменьшилось, но даже увеличилось. В 1994 г. на глазах у миротворцев ООН было убито более миллиона человек [40. С. 17]. Явную неудачу потерпела и миссия ООН в Демократической Республике Конго, где наряду с нестабильной ситуацией и многочисленными человеческими жертвами имели место явные превышения миротворцами своих полномочий: они сопровождались насилием, применявшимся к гражданским конголезцам, участием в нелегальной торговле золотом и прочих нарушениях [27. С. 75—89].

К числу подобных примеров относятся события в Боснии, Ливане, на Кипре, в Сомали, Сирии, Ливии, на Юго-Востоке Украины (хотя в последнем конфликте миротворческую роль играла, скорее, не ООН, а ОБСЕ).

Таким образом, опыт ООН не является некоей панацеей, и, следовательно, государствам СНГ необходимо искать свой вариант ответов на конфликтные ситуации, чтобы придать миротворческим усилиям большую эффективность.

Становление миротворчества в СНГ и роль ОДКБ

Применительно к постсоветскому пространству само понятие «миротворчество» является относительно новым. В советской практике оно не предусматривалось. Все советские Конституции указывали, что участие в военных операциях возможно только в случае военного нападения на СССР или выполнения международных обязательств по взаимной обороне от агрессии [12]. Более того, в советских реалиях отсутствовали нормативно-правовые акты, которые бы регулировали участие военнослужащих СССР в международных операциях, за исключением коллективной обороны от вооруженного нападения.

1 29 мая 1948 г. была учреждена первая миротворческая миссия ООН «Орган Организации Объединенных Наций по наблюдению за выполнением условий перемирия», которая заключалась в установлении международного контроля над соблюдением перемирия между Израилем и арабскими государствами.

Тем не менее, в отдельных международных миротворческих миссиях СССР принимал участие. В 1973 г., например, группа советских офицеров была направлена в ОНВУП — Орган ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия на Ближнем Востоке между Израилем и арабскими государствами [19].

В январе 1993 г. был принят Устав СНГ, в котором предусматривались миротворческие усилия стран Содружества [37]. Одновременно с этим в СНГ начинают формироваться коллективные силы по поддержанию мира. 20 марта 1992 г. было подписано соглашение о Группах военных наблюдателей и Коллективных силах по поддержанию мира в СНГ [29]. 24 сентября 1993 г. Россия, Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Таджикистан заключили Соглашение о коллективных миротворческих силах [30]. А 19 января 1996 г. был подписан один из важнейших документов в данной сфере — Концепция предотвращения и урегулирования конфликтов на территории государств — участников СНГ [11] и принято Положение о Коллективных силах по поддержанию мира [20].

Особо следует отметить документы СНГ, которые касались правового оформления отдельных миротворческих операций. 22 января 1993 г. было принято Решение об усилении российских пограничных сил в Таджикистане военными из Казахстана, Киргизии и Узбекистана; за этим последовали решения о создании сил по поддержанию мира в Таджикистане, о начале миротворческой операции в Абхазии [17. С. 36—37]. Важным шагом явилось подписание 15 мая 1992 г. в Ташкенте Договора о коллективной безопасности (ДКБ), участниками которого стали страны СНГ: Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. На базе ДКБ через десять лет была создана полноценная международная структура — Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Важное место среди документов по проблеме миротворчества в СНГ занимает «Наставление по подготовке и проведению операций по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств», введенное в действие Решением Совета министров обороны от 3 октября 1997 г. Разработанный механизм близок к миротворческой практике ООН. Схематично его можно представить так:

1. Обращение обеих сторон конфликта или одной из них в Совет глав государств (СГГ) СНГ с просьбой о начале осуществления миротворческой операции в зоне конфликта.

2. Принятие решения Советом глав государств и направление соответствующей межгосударственной технической группы для оценки обстановки в зоне конфликта и составления доклада о целесообразности/ нецелесообразности проведения миротворческой операции.

3. Оценка СГГ на основе докладов обстановки в зоне конфликта и принятие или непринятие решения о предоставлении мандата Коллективным миротворческим силам (КМС) на проведение миротворческой операции в зоне конфликта. В мандате должны быть определены полномочия и состав КМС, задачи и сроки проведения операции.

4. Принятие СГГ решения о проведении операции, назначение главы миротворческой миссии и командующего КМС, а также информирование о начале данной операции ООН и ОБСЕ.

5. Организация контроля со стороны СГГ за ходом проведения операции [5. С. 15—24].

Конфликтогенный потенциал на территории СНГ определял и определяет потребность в дальнейшей активизации миротворческих усилий со стороны, прежде всего, собственно СНГ, ОДКБ и РФ, которая обладает наиболее значимым потенциалом и возможностями подобной деятельности.

В СНГ значительную роль в осуществлении миротворческой деятельности играет ОДКБ. В июне 2004 г. в Астане (сейчас Нур-Султан) на заседании высшего органа ОДКБ — Совета коллективной безопасности (СКБ) была принята Концепция формирования и функционирования механизма миротворческой деятельности Организации Договора о коллективной безопасности [12]. В Концепции была обоснована мысль, что очень высокой остается вероятность возникновения конфликтов на основе политических, экономических, религиозно-этнических, территориальных и других противоречий, и без миротворческих технологий их урегулирование невозможно.

15 января 2009 г. вступило в силу Соглашение о миротворческой деятельности ОДКБ [31], которое было зарегистрировано в Секретариате ООН. Этот документ устанавливает порядок осуществления миротворческих операций ОДКБ. В частности, решение о проведении операций по поддержанию мира принимает СКБ на основании официального обращения государства—члена Организации о проведении на его территории миротворческой операции. Если подобная операция будет проводиться за пределами зоны ответственности ОДКБ, то подобное решение должен принимать СБ ООН. В подобной операции будут задействованы КМС ОДКБ, на что должно быть выражено согласие всех конфликтующих сторон, что соответствует Уставу ООН и Уставу ОДКБ [34]. При этом миротворческая деятельность ОДКБ сугубо добровольна. В соответствии с Соглашением о миротворческой деятельности ОДКБ в рамках Организации на постоянной основе созданы Миротворческие силы ОДКБ, в состав которых входят контингенты вооруженных сил государств — участников ОДКБ.

Миротворческие контингенты государств ОДКБ — специально подготовленные военные, милицейские (полицейские) и гражданские персоналы. Общая численность миротворческих сил ОДКБ — около 3600 человек. Для участия в конкретной миротворческой операции из миротворческих контингентов создаются Коллективные миротворческие силы (КМС) ОДКБ. В их функции входят: наблюдение за выполнением условий перемирия, разъединение конфликтующих сторон, создание демилитаризованных зон, создание условий для переговоров, охрана и оборона жизненно важных объектов, обеспечение поставок гуманитарной помощи и т. д. [13].

Проблемы в осуществлении подобной деятельности обусловлены сложным механизмом принятия решений по вопросу осуществления миротворческой операции — наличием, в том числе в законодательствах государств-участников, большого количества юридических условий, для преодоления которых требуется много времени. Недостаточно отработан и механизм задействования КМС ОДКБ в операциях, которые проводятся другими международными организациями — например, ООН или ОБСЕ.

Большой проблемой продолжает оставаться и соблюдение такого важного принципа миротворческой деятельности, как непредвзятость и нейтралитет миротворцев по отношению к сторонам конфликта. С подобными проблемами сталкиваются большинство государств и международных организаций [26. С. 10—16]. Но в любом случае наличие миротворческой составляющей в деятельности ОДКБ имеет большое значение как для этой организации, так и для входящих в нее государств.

Миротворческие операции и современное состояние миротворческой деятельности в СНГ

В СНГ миротворческие операции проводились в отношении четырех конфликтов: в Таджикистане, Южной Осетии, Абхазии и Молдавии (Приднестровье). В зоны некоторых конфликтов (Нагорно-Карабах-ский до 2020 г.; Юго-Восток Украины, где возникли Донецкая и Луганская народные республики) миротворческие силы не вводились. Перечисленные конфликты, кроме конфликта на Юго-Востоке Украины, зародились еще в советское время, но использование технологий миротворчества имело место уже после распада СССР.

С конца сентября 2020 г. новый импульс получило развитие конфликта в Нагорном Карабахе, где 27 сентября начались военные действия между войсками Азербайджанской Республики и Армией обороны непризнанной Нагорно-Карабахской Республики. Таких широкомасштабных боевых действий этот регион не знал с начала 1990-х гг. Итогом боев стали разгром армянских формирований и занятие Азербайджаном большей части территорий, которые были захвачены Арменией во время войны 1992—1994 гг. Россия предприняла решительные шаги для прекращения кровопролитных военных действий. 9 ноября 2020 г. президенты России и Азербайджана и премьер-министр Армении подписали трехстороннее заявление, по которому 10 ноября прекращались все боевые действия, а вдоль линии соприкосновения в Нагорном Карабахе и вдоль коридора (Лачинско-го), который соединяет Армению и Карабах, вводились российские миротворцы.

Миротворческий контингент России составляет 1960 военнослужащих, 90 бронетранспортеров, 380 единиц специальной техники. Уже

10 ноября 2020 г. началась реализация российской миротворческой миссии в зоне конфликта. Ее принципиальное отличие от предыдущих миротворческих миссий состоит в том, что она осуществляется только российскими миротворцами. В соглашениях и заявлениях даже не упоминалось о создании Коллективных миротворческих сил, хотя Турция настаивала на своем участии. Миротворческий контингент РФ вводится на пять лет с автоматическим продлением его мандата, если ни одна из сторон не будет настаивать на обратном.

Другой особенностью ввода российского контингента в Карабах было принятие данного решения исключительно на уровне глав трех государств: России, Азербайджана и Армении — без привлечения других международных структур, кроме Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев для контроля за внутренним перемещением лиц и беженцев, которые возвращаются на территорию Нагорного Карабаха и в прилегающие районы.

Задолго до этого, 21 июля 1992 г., между Россией и Молдавией было заключено Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова (РМ) [32]. Оно предусматривало формирование Объединенной контрольной комиссии из представителей Молдовы, Приднестровья и РФ, а также создание зоны безопасности для сведения к минимуму повторных военных столкновений. Все это дало результаты: с 1992 г. в зоне приднестровского конфликта ни разу не наблюдалось вооруженных столкновений, что стало единственным прецедентом такого рода на всем постсоветском пространстве. 29 июля 1992 г. в Приднестровье были введены российские миротворцы. В их функции входил контроль за хранением оружия, разведение конфликтующих сторон, организация совместных контрольно-пропускных пунктов. Позже миротворцы начали осуществлять регулярные рейды по изъятию оружия у конфликтующих сторон, разминированию плотин и ГЭС.

Предпринимались попытки интернационализации этой миротворческой операции. В конце 1992 г. Россия неоднократно обращалась к ООН и СБСЕ (с 1995 г. — ОБСЕ) с просьбами о частичной замене в зоне конфликта российских миротворцев на миротворческие силы этих структур; но ей в этом было отказано, как и в приравнивании российских миротворцев к статусу данных организаций [9].

Позже бывшие российские миротворческие подразделения получили статус Оперативной группы российских войск (ОГРВ)2, которая находится на территории непризнанной Приднестровской Молдавской Республики (ПМР), осуществляя на сегодня главным образом охрану складов с вооружением [4]. Россия, как и Приднестровье, продолжает рассматривать своих военных на территории ПМР как миротворцев,

2 ОГРВ в Приднестровье была создана 1 июля 1995 г. Тогда же осуществлявшая до этого функции миротворческих сил 14-я армия была расформирована, должность ее командующего ликвидирована, а армия переименована в ОГРВ.

о чем, в частности, заявил министр обороны РФ С. Шойгу во время своего визита в августе 2019 г. в Приднестровскую Республику и встречи с ее президентом В. Красносельским. «Если говорить о миротворчестве, мы его никогда под вопрос не ставили и ставить не собираемся», — указал российский министр обороны [21].

Одновременно с миротворческой операцией в Приднестровье летом 1992 г. началась миротворческая операция в Южной Осетии с целью разрешения начавшегося в ноябре 1989 г. грузино-югоосетинского конфликта, не урегулированного до сих пор. В июне 1992 г. при активном участии президента России Б. Ельцина и председателя Государственного Совета Грузии Э. Шеварднадзе были подписаны Сочинские (Дагомысские) соглашения, которые предусматривали ввод в зону конфликта миротворческих сил. В соответствии с ними миротворческие силы должны были включать три батальона: грузинский, российский и из Северной Осетии, которой доверила себя представлять Южная Осетия. Изначально предполагалось, что миротворцы будут нести совместную службу по поддержанию мира, будут созданы смешанные посты для осуществления проверок на дорогах и разоружения местного населения [33].

Однако вследствие усилившихся противоречий между грузинской и юго-осетинской сторонами коллективные миротворческие силы так и не были созданы, а их функции стали выполнять российские военные. Именно они первыми попали под удар грузинских войск в августе 2008 г. во время нападения Грузии на Южную Осетию. Хотя после этих событий Сочинское (Дагомысское) соглашение фактически утратило силу, дело российских миротворцев продолжили военнослужащие и пограничники РФ, которые стали нести службу в Республике Южная Осетия. На территории этого частично признанного государства была сформирована 4-я российская военная база и Пограничное управление ФСБ РФ, а в честь миротворцев их именем названа одна из центральных улиц столицы Южной Осетии —Цхинвала [2].

В июле 1994 г. Россия приняла участие в осуществлении миротворческой операции в Абхазии, где в июле 1989 г. начался один из самых кровопролитных на пространстве СССР грузино-абхазский конфликт. Это был и один из самых масштабных конфликтов — единственный на постсоветском пространстве, где боестолкновения происходили одновременно на земле, на воде и в воздухе. 27 июля 1993 г. было подписано трехстороннее Сочинское соглашение между Россией, Грузией и Абхазией [3]. По нему российские войска, находившиеся к тому времени на территории Абхазии, получили статус миротворческих сил. Несмотря на неоднократные требования грузинских властей, Россия отказывалась выводить своих миротворцев из зоны конфликта. А когда в 2008 г. возникла угроза вторжения Грузии на территорию Абхазии, российские миротворцы получили право применять оружие. Кроме того, миротворческая операция в Абхазии имела мандат СНГ, что само

по себе придавало ей статус полноценной миротворческой миссии, полностью соответствующей Уставу ООН и нормам международного права. Миротворческая операция в Абхазии осуществлялась с 1994 г. по 2008-й. Коллективными силами по поддержанию мира СНГ, которые были сформированы решением СГГ СНГ на базе Вооруженных сил РФ. Официальная деятельность российских миротворцев завершилась 1 сентября 2008 г. [25].

Примером действий по принуждению к миру может служить и миротворческая операция в Таджикистане, где в 1992—1997 гг. шла гражданская война. 22 ноября 1993 г. в Минске на заседании СГГ СНГ было принято решение о создании Коллективных миротворческих сил (КМС) СНГ. Одновременно с этим на двустороннем уровне Россия подписала с Таджикистаном Договор о сотрудничестве в военной области [6] и Соглашение о правовом статусе Пограничных войск России в Республике Таджикистан (РТ) [28]. КМС, предназначавшиеся для выполнения миротворческой миссии в Таджикистане, были сформированы из числа российских военных, находившихся на его территории (в основном — военнослужащие 201-й российской армии, сейчас — российской базы), а также военных (по одному батальону) из Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана. Миротворческая операция в Таджикистане растянулась почти на семь лет и стала примером последовательной политики установления мира на территории, охваченной гражданской войной. После подписания 27 июня 1997 г. в Москве Соглашения об установлении мира и национального согласия в Таджикистане [18] гражданская война в этой республике закончилась. Соответственно, была завершена и миротворческая операция, а в Республике Таджикистан установлен мир.

КМС СНГ были созданы только для урегулирования конфликта в Таджикистане. В других конфликтах, о которых речь шла выше, попытки создать коллективные миротворческие соединения успехом не увенчались, и функцию миротворцев в итоге приходилось брать на себя только российским военным. Из всех вышеперечисленных конфликтов лишь гражданская война в Таджикистане является урегулированным конфликтом.

Уникальность применительно к постсоветскому пространству миротворческой операции в Таджикистане состоит и в том, что здесь произошло сочетание миротворческих усилий СНГ с деятельностью миссии ООН (Миссии наблюдателей ООН в Таджикистане — МНООНТ), которая начала непосредственно участвовать в урегулировании конфликта с декабря 1994 г. ООН признала деятельность КМС СНГ в Таджикистане в качестве миротворческой операции региональной организации. Такое понимание сохраняется и сейчас, хотя в 2000 г. официально миротворческие операции в Таджикистане были завершены [23].

Важнейшей составляющей оборонного сотрудничества в СНГ продолжает оставаться миротворческая деятельность. Основные полити-

ческие решения по вопросам, связанным с миротворческими усилиями, принимает Совет глав государств, а также Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел и Совет министров обороны государств — участников СНГ. Основные шаги в реализации миротворческой активности в СНГ приходятся на 1990-е гг., но, учитывая неурегулированность большинства конфликтов в СНГ, миротворчество остается важным для Содружества. Базовый документ в данной области — Устав СНГ, а само Содружество как международная региональная организация имеет право проводить по своему усмотрению и на основании решений своих уставных органов региональные миротворческие операции [41. С. 15—18].

В настоящее время роль локомотива миротворческих миссий закрепилась не столько за СНГ, сколько за ОДКБ. Впрочем, существенную лепту в обеспечение безопасности на пространстве бывшего СССР вносят отдельные специализированные структуры СНГ — в частности, Антитеррористический центр (АТЦ), который предназначен для координации усилий компетентных органов в преодолении негативных последствий современных вызовов и угроз [1].

Ценен и опыт России в осуществлении миротворческих миссий. Россия направляла своих миротворцев и наблюдателей в такие «горячие точки» мира, как Западная Сахара, Конго, Кипр, Косово, Южный Судан, Ближний Восток. Но с 2003 г. российские военные контингенты практически перестали принимать участие в миротворческих операциях ООН, и Россию в зонах международных конфликтов представляли только военные наблюдатели. Тем не менее, опыт России может быть использован при проведении миротворческих операций в регионе СНГ [24].

В 2000-е гг. на территории СНГ серьезных миротворческих операций не проводилось. Это объясняется тем, что во всех замороженных конфликтах либо не происходило серьезного обострения (Приднестровье), либо в зоне конфликтов изначально отсутствовали миротворческие силы (Нагорный Карабах, Юго-Восток Украины — Донецкая и Луганская народные республики), либо статус находившихся в районе конфликта российских миротворцев оспаривался мировым сообществом (Абхазия и Южная Осетия).

Подводя итог сказанному, отметим, что миротворчество в СНГ все еще находится в процессе становления. Да и само это явление для СНГ новое, что обусловлено в значительной мере историческими реалиями: ведь государства Содружества, ставшие независимыми после распада СССР в декабре 1991 г., существуют всего около 30 лет. Но опыт миротворчества, который был накоплен в регионе СНГ в 1990—2000-е гг., может стать позитивной базой для урегулирования и предотвращения эскалации как нынешних конфликтов, так и тех, которые, к сожалению, могут возникнуть в будущем.

Литература

1. Антитеррористический центр СНГ // Интернет-портал СНГ. — https://e-cis.info/ соорегайоп/3140/77478/ (дата обращения: 08.08.2020).

2. Введение миротворческих сил в Южную Осетию. — https://eurasia.expert/wedenie-mirotvorcheskikh-sil-v-yuzhnuyu-osetiyu/ (дата обращения: 05.08.2020).

3. Война в Абхазии (1992—1993): главные факты. — https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/307661/ (дата обращения: 04.08.2020).

4. 25 лет назад была создана Оперативная группа российских войск в Приднестровье. — https:// mopmr.org/2020/07/01/25-лет-назад-была-создана-оперативная-гр/ (дата обращения: 02.08.2020).

5. Димитров Н. Н. Формирование нормативной правовой базы и механизма миротворчества в СНГ: опыт, проблемы и перспективы // Военный академический журнал. 2016. № 4.

6. Договор о сотрудничестве в военной области. — http://docs.cntd.ru/document/1900437 (дата обращения: 04.08.2020).

7. Зверев П. Г. Принуждение к миру и агрессия в международном праве: политико-правовой анализ// Московское научное обозрение. 2013. № 4(32).

8. Звягельская И. Д. Этноконфессиональные конфликты современности и подходы к их урегулированию // Конфликты на Востоке: этнические и конфессиональные / под ред. А. Д. Воскресенского. М. : Аспект Пресс, 2008.

9. Козырев А. Россия фактически в одиночку несет бремя реального миротворчества в конфликтах по периметру своих границ // Независимая газета. 1993. 22.09.

10. Конституция СССР от 07.10.1977 г. — http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1977.htm (дата обращения: 29.07.2020).

11. Концепция предотвращения и урегулирования конфликтов на территории государств— участников Содружества Независимых Государств от 19 января 1996 г. — http://docs.cntd.ru/ document/1901213 (дата обращения: 31.07.2020).

12. Концепция формирования и функционирования механизма миротворческой деятельности Организации Договора о коллективной безопасности. — http://businesspravo.ru/Docum/DocumShow_ DocumID_171592.html (дата обращения: 03.08.2020).

13. Миротворческие силы ОДКБ. — https://jscsto.odkb-csto.org/voennaya-sostavlyauschaya-odkb/ msodkb.php (дата обращения: 04.08.2020).

14. «Мы, народы: роль Организации Объединенных Наций в XXI веке» : доклад Генерального секретаря ООН. — https://www.preventionweb.net/files/resolutions/N0060946.pdf (дата обращения: 28.07.2020).

15. Нагих С. И. Гаагские конвенции мира 1899 и 1907 гг. // Большая российская энциклопедия. — https://bigenc.ru/law/text/2337956 (дата обращения: 27.07.2020).

16. Никитин А. И. Международные конфликты и их урегулирование // Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 2.

17. Никитин А. И., Хлестов О. Н., Федоров Ю. Е., Демуренко А. В. Миротворческие операции в СНГ : Международно-правовые, политические, организационные аспекты. М. : Московский общественный фонд : Центр политических и международных исследований, 1998.

18. Общее соглашение об установлении мира и национального согласия в Таджикистане. — https://ozodandishon.org/2018/07/15/общее-соглашение-об-установлении-мир/ (дата обращения: 05.08.2020).

19. Операции ООН по поддержанию мира // ОНВУП — фактологический бюллетень. — https:// peacekeeping.un.org/ru/mission/untso (дата обращения: 29.07.2020).

20. Положение о Коллективных силах по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств. — http://docs.cntd.ru/document/1901124 (дата обращения: 31.07.2020).

21. Прилетел с миром : Россия продолжит свою миссию в Приднестровье. — https:// rg.ru/2019/08/24/shojgu-rossijskie-mirotvorcy-prodolzhat-svoiu-missiiu-v-pridnestrove.html (дата обра-

щения: 05.08.2020).

22. Рогозин Д. О. Война и мир в терминах и определениях. М. : ПоРог, 2004.

23. Роль России в операциях СНГ и ООН в Таджикистане. — Шр://рос-мир.рф/по<1е/2753 (дата обращения: 08.08.2020).

24. Россия и международное миротворчество. — https://vpk.name/news/308934_rossiya_i_ mezhdunarodnoe_mirotvorchestvo.html (дата обращения: 09.08.2020).

25. Сдержать войну: какую роль сыграли российские миротворцы в Абхазии. — https://sputnik-abkhazia.ru/Abkhazia/20190621/1027694723/Sderzhat-voynu-kakuyu-rol-sygrali-rossiyskie-mirotvortsy-Abkhazii.html (дата обращения: 05.08.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Семериков В. А. Миротворческая деятельность, ее роль и место в обеспечении коллективной безопасности ОДКБ : сборник докладов. М. : РИСИ, 2014.

27. Сидорова Г. М. Проблема миротворчества в условиях обострения конфликтов в ДРК // Научный диалог. 2012. № 9.

28. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о правовом статусе Пограничных войск Российской Федерации, находящихся на территории Республики Таджикистан (прекратило действие с 27.04.2006). — http://docs.cntd.ru/document/1900478 (дата обращения: 04.08.2020).

29. Соглашение о Группах военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в СНГ от 20.03.1992; подписано в г. Киеве на Совещании высших руководителей государств—участников СНГ. — http://docs.cntd.ru/document/1900067 (дата обращения: 30.07.2020).

30. Соглашение о Коллективных миротворческих силах и совместных мерах по их материально-техническому обеспечению (Москва, 24 сентября 1993 г.). — http://continent-online.com/ Document/?doc_id=1010149#pos=0;0 (дата обращения: 31.07.2020).

31. Соглашение о миротворческой деятельности Организации Договора о коллективной безопасности. — http://docs.cntd.ru/document/902160000 (дата обращения: 03.08.2020).

32. Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова. — http://mfa-pmr.org/ru/sGv (дата обращения: 01.08.2020).

33. Соглашение о принципах урегулирования грузинско-осетинского конфликта. — http://docs. cntd.ru/document/1902246 (дата обращения: 03.08.2020).

34. Устав Организации Договора о коллективной безопасности. — http://kremlin.ru/ supplement/3506 (дата обращения: 04.08.2020).

35. Устав СНГ от 22 января 1993 г. — http://docs.cntd.ru/document/1903017 (дата обращения: 30.07.2020).

36. Хохлышева О. Миропонимание, миротворчество, миросохранение: опыт ХХ столетия. Н. Новгород : Изд-во ННГУ, 2002.

37. Шепова Н. Миротворчество как способ предотвращения и урегулирования современных вооруженных конфликтов. — http://www.strana-oz.ru/2005/5/mirotvorchestvo-kak-sposobpredotvrashcheniya-i-uregulirovaniya-sovremennyh-vooruzhennyh-konfliktov (дата обращения: 28.07.2020).

38. Bratt D. Peace Over Justice: Developing a Framework for Peacekeeping Operations in Internal Conflicts // Global Governance. 1999. Vol. 5. № 1.

39. Diehl P. International Peacekeeping. Baltimore : Johns Hopkins University Press, 1993.

40. Jones B. Peacemaking in Rwanda: The Dynamics of Failure. Boulder (CO) : Lynne Rienner Pub., 2001.

41. Mackinlay J., Cross P. Regional Peacekeepers: The Paradox of Russian Peacekeeping. Geneva : United Nations University Press, 2003.

42. Mays T. Historical Dictionary of Multinational Peacekeeping. Oxford, 2004.

43. Paris R. Wilson's Ghost: The Faulty Assumptions of Postconflict Peacebuilding // Turbulent Peace. The Challenges of Managing International Conflict. Wash., 2001.

44. Remarks of the Under Secretary-General for Peacekeeping Operations Mr. Jean-Marie Guehnno to the Special Committee on Peacekeeping Operations. 2008. 10.03. — http://www.un.org Depts/dpko/dpko/ articles/article180705.htm (дата обращения: 28.07.2020).

45. Report of the High-level Independent Panel on Peace Operations on uniting our strengths for peace: politics, partnership and people. — https://www.globalr2p.org/resources/report-of-the-high-level-independent-panel-on-peace-operations-on-uniting-our-strengths-for-peace-politics-partnership-and-people/ (дата обращения: 28.07.2020). ♦

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.