УЧАСТИЕ КАЗАХСТАНА В МИРОТВОРЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЯХ НА ТЕРРИТОРИИ СНГ
Костенко О.В.,
Директор Корпоративного фонда социального развития «Павлодар»
Республика Казахстан, г. Павлодар Аметаев Д.Б.
Магистр социальных наук НАО «Торайгыров Университет» Республика Казахстан, г. Павлодар
PARTICIPATION OF KAZAKHSTAN IN PEACEKEEPING OPERATIONS IN THE TERRITORY OF
THE CIS
Kostenko O.,
Director of the Corporate Fund for Social Development «Pavlodar»
Republic of Kazakhstan, Pavlodar City
Ametaev D.
Master of Social Sciences NJSC «Toraighyrov University» Republic of Kazakhstan, Pavlodar City
Аннотация
Современное миротворчество во всех его видах и формах от превентивной дипломатии до разумного использования силы, несмотря на все сопутствующие издержки и недостатки, является эффективным способом предотвращения, контроля и урегулирования вооруженных конфликтов. Важно, чтобы в миротворческих операциях выполнялись основополагающие международно-правовые нормы и не нарушались права человека и суверенных государств как бы сложно это ни было осуществить.
Миротворчество, как один из главных приоритетов внешнеполитического курса Казахстана, способствует развитию позитивных изменений как в регионе, так и во внутренней политике республики, формируя благоприятный климат для привлечения финансовых, технологических и инновационных ресурсов, дальнейшей демократизации общества.
Abstract
Modern peacekeeping in all its forms and forms, from preventive diplomacy to the reasonable use of force, despite all the attendant costs and disadvantages, is an effective way to prevent, control and resolve armed conflicts. It is important that in peacekeeping operations the fundamental international legal norms are fulfilled and the rights of human and sovereign states are not violated, no matter how difficult it may be to implement.
Peacekeeping, as one of the main priorities of Kazakhstan's foreign policy, contributes to the development of positive changes both in the region and in the internal policy of the republic, creating a favorable climate for attracting financial, technological and innovative resources, and further democratizing society.
Ключевые слова: миротворчество, миротворческая деятельность, миротворцы, внешняя политика, ОБСЕ, ООН, БДИПЧ, СВМДА, СНГ.
Keywords: peacekeeping, peacekeeping, peacekeepers, foreign policy, OSCE, UN, ODIHR, CICA, CIS.
С начала обретения независимости Казахстан действовал в соответствии с доктриной мультивек-торной внешней политики, главным образом направленной на экономическое сотрудничество со многими странами мира. Усиление России в международных отношениях спровоцировало появление новых точек нестабильности вблизи границ бывшего Советского Союза и заставило также Казахстан отвечать на новые вызовы и угрозы. Миротворческие усилия Казахстана не ограничиваются Центральной Азией и постсоветским пространством, а направлены также на отдаленные регионы мира.
Сложная конфликтогенная обстановка на постсоветском пространстве породила такое уникальное явление, как миротворчество - коллективные действия политического характера, осуществляемые после возникновения вооруженного конфликта и направленные на его прекращение. На
современном этапе эта проблема по-прежнему актуальна, поскольку незавершенны конфликты в Нагорном Карабахе, продолжается операция по поддержанию мира в Приднестровье, возникают новые очаги напряженности, например, на Северном Кавказе, в Украине, Киргизии.
Предупреждение и разрешение конфликтов на территориях государств-участников СНГ является одним из приоритетов в деятельности СНГ практически с момента основания. Готовность государств Содружества к приложению миротворческих усилий отражена в Алмаатинской декларации 1991 г., Декларации о неприменении силы или угрозы силой во взаимоотношениях между государствами-участниками СНГ 1992 г. и в Ашхабадской декларации о развитии сотрудничества и укреплении доверия в отношениях между государствами-участниками СНГ 1993 г. В рамках СНГ созданы Коллективные миротворческие силы, которые за
минувшие годы осуществили ряд успешных операций по поддержанию мира, в частности в зоне грузино-абхазского конфликта и в Таджикистане [1].
После распада СССР межэтническое противостояние в Нагорном Карабахе (Азербайджане), Приднестровье (Молдове), Южной Осетии и Абхазии (Грузии), Таджикистане перешло в фазу вооруженных конфликтов. Высшие органы СНГ фактически с момента создания вынуждены были предпринимать превентивные меры политического, экономического, гуманитарного и военного характера по разрешению возникших конфликтов и предупреждению новых. Уже 14 февраля 1992 года в Минске принимается Заявление глав государств Содружества о недопущении применения или угрозы применения силы.
В ускорении этой деятельности существенную роль играло и играет эффективное таможенное сотрудничество государств-участников СНГ, которое также находилось в стадии становления. Предполагалось, что оно будет способствовать успешному проведению миротворческих операций путем оптимизации таможенных процедур при перемещении миротворческих контингентов, вооружения, техники и иных материальных средств в зоны вооруженных конфликтов.
Страны СНГ осознают важность миротворчества как инструмента защиты национальных интересов и поддержания стабильности в различных регионах мира. Миротворческие операции стран Содружества являются примерами неформального и нешаблонного использования мирового опыта. Давно назрела необходимость обобщения и собственного опыта миротворчества, принятия законов, учитывающих этот опыт, разработки надве-домственных схем управления, уставов и методик осуществления миротворческих операций. Также остро стоит вопрос о повышении уровня подготовки воинских контингентов для операций по поддержанию мира.
Каждая миротворческая операция, проводившаяся государствами-членами СНГ на постсоветском пространстве, была посвоему уникальной, при этом все они, по большому счету, увенчались успехом. И в Абхазии, и в Карабахе, и в Приднестровье, и в Южной Осетии миротворческим силам удалось достичь главного - разъединить противоборствующие стороны, не допустить возобновления массового кровопролития и обеспечить условия для политического урегулирования конфликтов и построения мира. В целом поставленные Коллективными силами задачи выполняются в том объеме, в каком это позволяют имеющиеся ресурсы (людские, мате-риальнотехнические, финансовые и др.). Следует подчеркнуть, что все упомянутые операции осуществлялись по просьбе или с согласия всех конфликтующих сторон, то есть не были принудительными.
Официально основанная в 2002 г. Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в отличие от СНГ, является военно-политическим союзом входящих в нее государств-членов. Поставленные перед этой организацией задачи по защите
совместного территориально-экономического пространства от внешних угроз и совместной борьбе с терроризмом должны выполняться Коллективными силами оперативного реагирования (КСОР) на основе решения Совета коллективной безопасности. Однако на практике Организацией до сих пор не разработаны механизмы конкретного процедурного взаимодействия стран в случае военной агрессии в отношении одной из сторон, не ясно, как должны приниматься решения, если в одной из стран временно отсутствуют легитимные органы власти. Деятельность этой организации, по сути, блокировалась наличием в своем составе участников конфликтующих сторон (Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан), которые на практике не были готовы прийти к единому решению. А выход Узбекистана из состава Организации Договора о коллективной безопасности в 2012 г. негативно сказался как на международном имидже Организации, так и на состоянии безопасности во всем Центрально-азиатском регионе.
Миротворческий потенциал ОДКБ, предназначенный для использования как в рамках самой Организации, СНГ, так и за их пределами, юридически может быть применим только с санкций Совета Безопасности ООН. При этом в вопросах выделения национальных контингентов у государств-членов имеются свои собственные взгляды, что вызывает определенные политико-правовые противоречия в масштабе ОДКБ. Так, по словам министра обороны Казахстана Д.К. Ахметова, «Казахстан, возможно, будет принимать участие в миротворческих операциях только под эгидой ООН» в связи с принятием новой военной доктрины Республики [2].
По мнению президента Казахстана Н.А.Назарбаева, ОДКБ является стержнем военной безопасности всего СНГ, даже при том, что не все государства в ней участвуют [3]. Наиболее важными для сотрудничества Казахстана с ОДКБ являются вопросы военной безопасности, особенно в связи с проблемой этнического сепаратизма в соседнем Китае, связанной с межэтническими конфликтами в Синьцзян-Уйгурском автономном округе.
Это предопределяет активное участие Казахстана в создании и функционировании военных механизмов ОДКБ: Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) и Коллективных сил быстрого развертывания (КСБР) ОДКБ, а также в сравнительно новой отрасли ОДКБ -миротворчестве. Казахстан обладает необходимой материальной базой и практическим опытом участия в миротворческих операциях в рамках ООН, а также тесного сотрудничества с НАТО.
Экономическая составляющая также побуждает Казахстан к участию в ОДКБ, так как высокие темпы его развития напрямую зависят от ближайших рынков сбыта - соседних государств. Взаимодействие с ОДКБ помимо прочего позволяет нашей стране добиться значительных материальных выгод: возможность получения бесплатного военного образования, льготные поставки некоторых видов
вооружения, амуниции, технических средств обеспечения Вооруженных Сил
Деятельность организации по борьбе с наркоторговлей высоко оценивается Казахстаном, для которого основная проблема в этом отношении заключается в использовании территории государств региона для транзита афганских наркотиков [4]. Кроме прочего, участие в ОДКБ позволяет Казахстану повысить свой международный статус.
Конфликт в Украине стал для всех стран СНГ тяжелой проблемой не только политической, но и экономической. Власти Казахстана старались сохранять нейтралитет и не принимать чью-либо сторону в разгорающемся конфликте. Тем не менее, Министерство иностранных дел Казахстана определяет референдум в Крыму как «свободное волеизъявление населения этой автономной республики» и с пониманием относится к решению Российской Федерации в сложившихся условиях.
Экономическая взаимозависимость России и Казахстана, связанная с многовековым единством, а также новыми интеграционными образованиями, такими как Евразийский экономический союз, заставила ощутить нашу республику удар западных антироссийских санкций. Товарооборот Казахстана с Россией за эти два года сократился на 39%, курс тенге также достаточно сильно оказался под влиянием антироссийских санкций. По прогнозу Всемирного банка от 2015 г., экономика России сократится на 3,8% в 2015 г., что влияет на экспорт Казахстана и, следовательно, ведет к снижению экономического роста и инфляции в Казахстане [5].
Экономические отношения Казахстана и Украины также оказались в трудном положении, товарооборот в 2015 г. между двумя странами сократился в 2 раза по сравнению с 2013 годом. Несмотря на все попытки властей Казахстана придерживаться нейтралитета, многие СМИ и представители власти Украины осуждали Казахстан за фактическое признание Крыма частью России. Но Казахстан придерживался своих миротворческих принципов и выделил $40 тысяч для поддержания деятельности Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине, которая особенное внимание уделяет реализации договоренностей по прекращению боевых действий. Казахстан также предоставил финансовую помощь в чернобыльский фонд «Укрытие», произвел перечисление $30 тыс. в Международный комитет Красного Креста на гуманитарные нужды Украины. И в соответствии с поручением президента Республики Казахстан Н. Назарбаева 2015 года в город Северодонецк Луганской области жителям юго-восточных регионов Украины был передан гуманитарный груз, состоящий из продуктов питания на сумму более $380 тыс., для распределения среди нуждающихся.
Таким образом, для Казахстана как ближайшего соседа и партнера России и Украины конфликт - это серьезная проблема. Для ее решения наша страна прилагает усилия и ищет пути выхода из кризиса братских наций. Минские соглашения -документ, согласованный на саммите в Минске
«нормандской четверкой» и подписанный контактной группой, состоящей из представителей Украины, России и непризнанных Донецкой и Луганской народных республик, с целью деэскалации вооруженного конфликта на востоке Украины. По словам Н.А.Назарбаева попытка договориться сторонам конфликта относится к его действиям со сторонами конфликта, а сами переговоры должны были пройти в Казахстане: «Я поездки делал, чтобы собрать всех, чтобы встретились там». К сожалению, Украина не выполняет условия минских переговоров, и ответственность за несостоятельность минских договоренностей лежит на Украине, а новый закон о реинтеграции Донбасса «.. .не способствует мирному урегулированию, создавая параллельную реальность, где конфликт входит в стадию «заморозки», во время которой не исключаются провокации. Данный закон «размывает» саму суть Минских соглашений». И по этой причине обсуждались планы между Назарбаевым и Трампом по переносу площадки переговоров в Казахстан, что является как «символическое обозначение смены всего процесса, чтобы совсем отойти от минского формата».
Украинский конфликт - это острая проблема для Казахстана. Республика ощущает на себе все последствия этой трагедии постсоветского пространства. В данной проблеме Казахстан не может принять однозначную сторону России, ввиду того, что присоединение Крыма создает прецедент для остальных областей, заселенных в большем проценте русским населением. Общественное мнение разделилось внутри Казахстана по поводу присоединения Крыма, и в связи с этим власти Казахстана стремятся занимать нейтральную сторону и ограничиваться в своих заявлениях.
Центрально-кавказский регион продолжает генерировать военные и военно-политические угрозы, которые напрямую или косвенным образом затрагивают интересы национальной безопасности Казахстана и его союзников на Кавказе и в СНГ. Поэтому ситуация с Нагорным Карабахом, по-прежнему остающаяся в напряженном состоянии, не может не беспокоить Казахстан. Экономические связи с Южным Кавказом у Казахстана в сравнении с другими партнерами минимальны, но по мере развития нефтяного сектора и газодобывающей промышленности, с Азербайджаном они стали больше в связи с тем, что через его территорию ныне проходят трубопроводы, важные для торговли каспийской нефтью и газом. В то же время Казахстан и Армения являются активными участниками Евразийского экономического союза и ОДКБ.
В 2011 году Казахстан в качестве страны-председателя ОБСЕ предлагал Азербайджану и Армении диалоговую площадку для мирных переговоров. От саммита в столице Казахстана некоторые наблюдатели ждали сдвига в процессе мирного урегулирования конфликта. Однако прорыва не произошло. Для каждой из сторон вопрос владения этой землей является принципиальным и просто так отказываться от нее никто не станет. Дело даже не в нежелании конкретных политиков Армении и
Азербайджана идти на уступки. Проблема состоит в том, что прийти к согласию им не дадут собственные народы - слишком много случилось за эти годы.
Казахстан выступает за взвешенный и ответственный поиск мирных путей решения данного вопроса. Наша страна считает, что ни один этнический конфликт невозможно решить только военным путем. В данном случае имеется противоречие между двумя основополагающими принципами -правом на территориальную целостность и неприкосновенность территории, с одной стороны, правом нации на самоопределение - с другой. В связи с этим, данная проблема должна решаться поэтапно, в рамках международного права.
Участие Казахстана в миротворческих процессах и инициативах является одним из важных аспектов внешней политики нашего государства, который активно выступает за разрешение существующих проблем коллективной безопасности на пространстве СНГ, в регионе и в целом на международном уровне во всем мире. Этим объясняется возрастающее участие РК в процессах миротворчества. Наша страна выступает за последовательное расширение участия ООН, ОБСЕ, других международных организаций в урегулировании конфликтов и поддержании мира в центральной Азии и на тер-
ритории СНГ. Причем вовлеченность международного сообщества в урегулировании конфликтов во всем мире должна быть более значимой и адекватной исходящим угрозам, а роль стран СНГ и Казахстана по мере необходимости будет повышаться. Поэтому РК выступает за укрепление связей в сфере миротворчества в рамках всех организаций и объединений для решения вопросов поддержания мира и урегулирования конфликтов на основе принципов суверенитета, территориальной целостности и не вмешательства во внутренние дела государств.
Список литературы
1. Никитина Ю.А. ОДКБ и ШОС: модели регионализма в сфере безопасности. - М.: Навона, 2009. - С. 106-110
2. Казахстанские военные будут участвовать в миротворческих операциях только под эгидой ООН-министр обороны // Интерфакс-Казахстан. -2007.
3. Назарбаев Н.А. Евразийский союз: от идеи к истории будущего // Известия. - 2011, 25 октября.
4. Центральная Азия сегодня: вызовы и угрозы / под ред. Сыроежкина К.Л. - Алматы, 2011. - С. 388.
5. Доклад об экономике Казахстана // Всемирный банк реконструкции и развития. 2015. - С. 1.