Зверев П.Г. ©
Кандидат юридических наук, преподаватель кафедры общеправовых дисциплин КФ СПбУ
МВД РФ
ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ УЧАСТИЯ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ
МИРОТВОРЧЕСТВЕ ООН
Аннотация
В статье рассматривается опыт участия России в международном миротворчестве и анализируются перспективы ее миротворческой деятельности в ближайшем будущем.
Ключевые слова: международное миротворчество, Россия. Keywords: ООН (international peacekeeping, Russia, UN).
Один из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН и правопреемник СССР -Российская Федерация - принимает довольно активное участие в многогранной деятельности Организации Объединенных Наций по вопросам экономического и социального сотрудничества, сближения различных политических систем, по правовым и гуманитарным вопросам, вопросам разоружения и запрещения отдельных видов оружия, наконец, по вопросам международного миротворчества под эгидой ООН. Последние десятилетия характеризуются постоянно возрастающей ролью региональных организаций и соглашений и одновременным ослаблением позиций Организации Объединенных Наций в области миротворчества. Реформа ООН идет крайне медленно, результаты ее пока весьма незначительны. В условиях роста «избирательной» миротворческой роли таких региональных организаций, как НАТО и ОБСЕ, России предстоит приложить серьезные усилия по урегулированию конфликтов не только в пределах СНГ, но и в других регионах планеты.
На сегодняшний день Россия имеет солидный опыт участия в международном миротворчестве ООН, несмотря на то, что Советский Союз присоединился к международному миротворческому движению спустя почти двадцать лет после учреждения первой миротворческой операции ООН на Ближнем Востоке (ОНВУП) в мае 1948 г. Первая группа военных наблюдателей ООН из СССР была направлена на Ближний Восток лишь в 1973 г.
Активизация российского участия в миротворческих операциях произошла в апреле 1991 г., когда сразу после окончания войны в Персидском заливе группа военных наблюдателей отправилась в районе ирако-кувейтской границы, а в сентябре того же года - в Западную Сахару. В 1992 г. география участия России в международном миротворчестве распространилась на Европу и Юго-Восточную Азию: российские военные наблюдатели начали свою работу в Югославии, Камбодже и Мозамбике. 1994 г. российские миротворцы направляются в Руанду и Грузию, в 1995 г. - в Анголу, в 1997 г. - в Гватемалу, в 1998 г. - в Сьерра-Леоне, в 1999 г. - в Восточный Тимор, в 1999 г. - в Демократическую Республику Конго.
Отдельное внимание следует уделить плодотворной деятельности российских миротворцев в операциях в Боснии и Герцеговине и в Хорватии в 1992-1995 гг., а также в Косово в 1999-2008 гг.
Параллельно с участием в международном миротворчестве ООН Россия в 1990-е гг. начинает широкую деятельность по мирному разрешению конфликтов в странах СНГ. Российские миротворцы, начиная с 1992 г., задействованы в урегулировании грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов, конфликтов в Приднестровье и Таджикистане.
©Зверев П.Г., 2013 г.
В 2000-е гг. наблюдается постепенное сокращение участия России в миротворческих операциях за пределами СНГ. В 2003 г. были полностью выведены миротворческие подразделения российских военнослужащих с территории бывшей Югославии. Малочисленные группы военных наблюдателей сегодня находятся в составе миссий ООН в Бурунди, на Ближнем Востоке, на Гаити, в Западной Сахаре, Кот-д'Ивуаре, ДР Конго, Косово, Либерии, Сьерра-Леоне, Южном Судане, Эфиопии и Эритрее.
Снижение миротворческой активности России, впрочем, отнюдь не означает количественного уменьшения вооруженных конфликтов на планете. Более того, практика интервенции в вооруженные конфликты расширяется: ряд региональных организаций, в частности НАТО и ЕС, создают или уже создали новые инструменты военного вмешательства. В 2006-2007 гг. в рамках НАТО были созданы Силы ответного реагирования (NRF - NATO Response Force) в количестве 20 тысяч человек. Европейский Союз активно развивает собственные Силы быстрого реагирования в виде оперативно-тактических групп (5-7 групп по 1500 человек в каждой).
Справедливости ради стоит заметить, что и СНГ/ОДКБ также сформировали Коллективные силы быстрого реагирования (КСБР) для Центральной Азии, а в 2009 г. -Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР). Но организация таких структур служит целям прежде всего регионального миротворчества, участие же России в международном миротворчестве ООН по-прежнему находится на довольно низком уровне. Кроме того, нельзя забывать о практически полном отсутствии координации миротворческих усилий СНГ/ОДКБ и ООН [1, С. 77].
Как отмечают специалисты, миротворческое взаимодействие России и стран Запада остается вероятной среднесрочной перспективной, ввиду того, что ни Россия, ни государства-члены НАТО и ЕС не намерены отступаться от попыток урегулирования на своих условиях одних и тех же конфликтных ситуаций (Центральная Азия, Южный Кавказ, Молдова и др.) [2, С. 109]. Представляется, что единственным форумом, в рамках которого Россия и ее западные партнеры могут прийти к взаимовыгодным компромиссам, остается Организация Объединенных Наций. Данный фактор обусловливает следующие перспективные направления участия России в международном миротворчестве:
1) при возникновении конфликтных ситуаций и необходимости кризисного реагирования в евразийском регионе должен быть сформирован механизм консультаций в составе России, США, ООН, ЕС, НАТО;
2) для согласования распределения функций и ответственности между организациями в решении кризисных проблем международной безопасности необходимо создать Евразийский координационный совет в составе ОДКБ, ОБСЕ, ШОС, ЕС и НАТО с обязательным участием ООН;
3) с целью стабилизации ситуации на афгано-таджикской и афгано-узбекской границах, а также к северу от них России, как постоянному члену Совета Безопасности ООН, следует инициировать разработку мандата Совета Безопасности ООН для ОДКБ при условии обязательного соответствия этого мандата уже существующим резолюциям, закрепляющим прерогативу НАТО по координации действия международной коалиции к югу от этой границы на территории Афганистана;
4) для проведения на основе общего мандата Совета Безопасности ООН реконструкции в Афганистане (с территории России и стран Центральной Азии, без фактического направления российских миротворцев в состав коалиции в Афганистане) сотрудничество России с евроатлантическим сообществом должно стать более тесным и масштабным;
5) в целях закрепления принципов и механизмов взаимодействия России и НАТО (ОДКБ-НАТО) в процессе возможных совместных действий в кризисных ситуациях и совместных операциях по поддержанию и установлению мира необходимо разработать и принять соглашения по совместному кризисному реагированию Москва - Брюссель-плюс, которые бы развили опыт взаимодействия ЕС и НАТО в рамках соглашений Берлин-плюс;
6) для оперативного взаимодействия в ходе совместных операций Россия-НАТО (ОДКБ-НАТО) в конфликтных регионах следует обеспечить взаимную координацию программ подготовки и саму подготовку военных миротворцев и сотрудников гражданской полиции в рамках специальных контингентов России и НАТО;
7) расширить практику направления российских контингентов в состав международных сил по поддержанию и установлению мира по мандатам ООН в разные регионы, включая Африку, в перспективе - Ближний Восток и Южную Америку;
8) учитывая тот факт, что Россия вызывает доверие и лояльность одних конфликтующих сторон, а государства - члены НАТО и ЕС - других, следует преодолеть определенный психологический и политический барьер и развивать новые миротворческие инициативы (разделительные операции, пограничные и наблюдательные миссии) на Южном Кавказе (Нагорный Карабах, Грузия - Абхазия - Южная Осетия) и в Молдове -Приднестровье в рамках совместных миссий России и ЕС-НАТО [2, 109-111].
Россия должна предусмотреть различные организационно-правовые формы участия в операциях «в составе сил ООН» и «в составе сил региональных организаций», прежде всего ОДКБ, а также «совместно с силами региональных организаций», то есть НАТО и ЕС, либо «по поддержке таких сил». В этом вопросе можно заимствовать законодательный опыт США, предусматривающий три различных вида операций с участием американских сил, осуществляемых по мандатам ООН: действия в составе сил ООН, действия по поддержке сил ООН и действия по выполнению резолюций Совета Безопасности ООН. Правда, есть еще и четвертый вид операций с участием Вооруженных Сил США - в обход резолюций Совета Безопасности ООН, но такой опыт, конечно, заимствовать не стоит.
Официальные российские правительственные акты двух последних десятилетий, включающие Концепцию внешней политики Российской Федерации (12 февраля 2013 г.), Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (12 мая 2009 г.), Военную доктрину Российской Федерации (05 февраля 2010 г.), Доктрину информационной безопасности Российской Федерации (9 сентября 2000 г.), в принципе определяют весь спектр новых угроз, а также варианты противодействия им на национальном и международном уровнях. Однако они еще не составили modus operandi для деятельности органов государственной власти России, в отличие от аналогичных документов ОБСЕ и Европейского Союза [3, 456].
На сегодняшний день Россия пока не обладает достаточным экономическим и даже политическим потенциалом международного миротворчества. По этой причине ее уделом остаются неясные по перспективам операции по поддержанию мира и разграничительные миссии на пространстве СНГ, в Приднестровье, Абхазии, Таджикистане. Формально они действуют в рамках мандатов, аналогичных миссиям ООН и ОБСЕ, и целью их является защита суверенных государств СНГ от внешней экспансии, а также локализация зон этнической напряженности на территории Содружества.
Прогнозирование участия России в международном миротворчестве чрезвычайно важно в контексте его постоянно меняющегося облика и с учетом результатов геополитической деятельности великих держав во второй половине XX века, военной стратегии и стратегии национальной безопасности современной России. Активность внешней политики нашей страны обусловит решение многих важных вопросов в области обеспечения международного мира и безопасности, поэтому необходимо учитывать все возможные отрицательные последствия современной внешней политики России с целью их оперативного предупреждения и устранения [4, 52].
Литература
1. Зверев П.Г. Правовой статус вооруженных сил, участвующих в миротворческих операциях ООН // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2013. - № 2 (32). - С. 74-78.
2. Никитин А.И. Участие России в международном миротворчестве и перспективы его реформирования // Индекс безопасности. - 2011. - № 2 (67)/17. - С. 105-111.
3. Хохлышева О.О. Миропонимание, миротворчество, миросохранение: опыт XX столетия. Монография. - Нижний Новгород, 2002.
4. Хохлышева О.О. Миротворчество и международная безопасность: некоторые прогнозные оценки // Вестник ННГУ Серия «Международные отношения. Политология. Регионоведение». - 2004. - № 1.