Научная статья на тему 'ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ С ИНЫМИ ОТДЕЛАМИ И СЛУЖБАМИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ'

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ С ИНЫМИ ОТДЕЛАМИ И СЛУЖБАМИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
28
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОПЕРАТИВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / ОСУЖДЕННЫЕ / ОПЕРАТИВНАЯ ОБСТАНОВКА / ФАКТОРЫ / ИНФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Журавлев Александр Николаевич, Моисеев Николай Дмитриевич

В статье рассматриваются отдельные аспекты взаимодействия оперативных подразделений с иными отделами и службами исправительных учреждений в профилактике преступлений. Вносятся некоторые предложения по совершенствованию данных аспектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Журавлев Александр Николаевич, Моисеев Николай Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CERTAIN ASPECTS OF THE INTERACTION OF OPERATIONAL UNITS WITH OTHER DEPARTMENTS AND SERVICES OF CORRECTIONAL INSTITUTIONS IN THE PREVENTION OF CRIMES

The article discusses some aspects of the interaction of operational units with other departments and services of correctional institutions in the prevention of crimes. Some suggestions are being made to improve these aspects.

Текст научной работы на тему «ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ С ИНЫМИ ОТДЕЛАМИ И СЛУЖБАМИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_4_215 УДК 343.8

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ С ИНЫМИ ОТДЕЛАМИ И СЛУЖБАМИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ CERTAIN ASPECTS OF THE INTERACTION OF OPERATIONAL UNITS WITH OTHER DEPARTMENTS AND SERVICES OF CORRECTIONAL INSTITUTIONS IN CRIME PREVENTION ЖУРАВЛЕВ Александр Николаевич,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры организации оперативно-розыскной деятельности Академии ФСИН России.

390000, Россия, Рязанская обл., г. Рязань, ул. Сенная, 1. E-mail: zan-19-64@mail.ru;

МОИСЕЕВ Николай Дмитриевич,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры организации оперативно-розыскной деятельности Академии ФСИН России.

390000, Россия, Рязанская обл., г. Рязань, ул. Сенная, 1. E-mail: zan-19-64@mail.ru;

ZHURAVLEV Alexander Nikolaevich,

Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Organization of Operational investigative Activities Academies of the Federal Penitentiary Service of Russia. 390000, Russia, Ryazan region, Ryazan, Sennaya str., 1. E-mail: zan-19-64@mail.ru;

MOISEEV Nikolay Dmitrievich,

Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Organization of Operational Investigative Activities Academies of the Federal Penitentiary Service of Russia. 390000, Russia, Ryazan region, Ryazan, Sennaya str., 1. E-mail: zan-19-64@mail.ru

Краткая аннотация: в статье рассматриваются отдельные аспекты взаимодействия оперативных подразделений с иными отделами и службами исправительных учреждений в профилактике преступлений. Вносятся некоторые предложения по совершенствованию данных аспектов.

Abstract: the article discusses some aspects of the interaction of operational units with other departments and services of correctional institutions in the prevention of crimes. Some suggestions are being made to improve these aspects.

Ключевые слова: исправительные учреждения, профилактика преступлений, взаимодействие, оперативные подразделения, осужденные, оперативная обстановка, факторы, информация.

Keywords: correctional institutions, crime prevention, interaction, operational units, convicts, operational situation, factors, information.

Дата направления статьи в редакцию: 17.02.2022

В организации деятельности исправительных учреждений (далее ИУ) по профилактике преступлений среди осужденных важное место занимает взаимодействие оперативных подразделений с иными отделами и службами. Необходимость его осуществления продиктовано целью исправления осужденных, стоящей перед сотрудниками ИУ.

Несмотря на общность цели, конкретная деятельность подразделений ИУ своеобразна, как специфична и компетенция, в пределах которой они действуют. Такое положение накладывает свой отпечаток на используемые в исправлении осужденных силы, средства и методы. Однако нормативные акты Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (далее ФСИН РФ), Минюста Российской Федерации, практика деятельности ИУ требуют обеспечить комплексный подход к исправлению осужденных, поскольку достичь указанной цели обособленными усилиями сотрудников колонии затруднительно, а порой практически невозможно. В связи с этим возникает необходимость объединения действий различных отделов и служб ИУ.

Исправление осужденных достигается различными путями. Один из них - профилактика преступлений, осуществление которой возложено на оперативные отделы ИУ. Содержанием этой работы выступает деятельность по вскрытию и устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений, выявлению осужденных, от которых можно ожидать совершения преступлений, и оказанию на них воздействия с целью достижения положительных изменений в их сознании, взглядах и установках_[1, С. 27-32]. Иными словами, исключение, условий, которыми может воспользоваться осужденный для совершения преступления в период изоляции от общества, оказание на него комплексного профилактического воздействия способно изменить его отношение к наказанию, труду, режимным требованиям, воспитательным мероприятиям и т.п. Поэтому профилактическая работа в ИУ имеет своей направленностью достижение цели исправления осужденных, что предполагает тесную взаимосвязь деятельности всех подразделений ИУ.

Наличие единой цели обусловливает элементы, составляющие и характеризующие содержание взаимодействия. К их числу относятся: согласование действий, усилий, времени и места проведения профилактических мероприятий. Такое согласование связано с необходимостью наиболее полного использования возможностей отделов и служб для устранения недостатков в деятельности ИУ. Более того, необходимо учитывать то обстоятельство, что воздействие на профилактируемого осужденного со стороны какого-либо одного сотрудника учреждения не

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 4(208)

всегда приводит к достижению желаемого результата. Наилучший же эффект может быть достигнут в тех случаях, когда всестороннее гласное воздействие на осужденного а его окружение дополняется соответствующим негласным, осуществляемым оперативным работником.

Согласование усилий в профилактической работе в ИУ дает возможность не только комплексно использовать силы, средства и методы, но и варьировать ими в необходимых ситуациях, переносить центр тяжести в проведении мероприятий на ту службу, которая в данном случае обеспечит решение профилактических задач.

Вместе с тем представляется целесообразным отметить еще одно обстоятельство, являющееся довольно существенным при организации взаимодействия подразделений учреждения по вопросам профилактической деятельности. Отношения в процессе его осуществления складываются из совместной или согласованной деятельности. Но положение, занимаемое каждым отделом и службой, их компетенция, стоящие перед ними задачи не равнозначны. Поэтому в практике возникает проблема выяснения стороны, организующей внутреннее взаимодействие. Инициатором и головным исполнителем здесь должно выступать то подразделение учреждения, ради решения задач которого вступают во взаимодействие и участвуют в нем другие отделы и службы. Поскольку в соответствии с нормативными правовыми актами задача предупреждения преступлений в ИУ возложена на их оперативные аппараты, то повседневная организация взаимодействия и достижение результатов профилактической деятельности возлагается именно на эти подразделения. Чаще всего оперативные работники ИУ взаимодействуют по вопросам общей и индивидуальной профилактики с сотрудниками: отдела безопасности, воспитательного отдела, медицинского отдела, производственно-технического отдела, специального отдела, отдела охраны и других служб. Однако, во внутреннем взаимодействие выделяется один из весьма специфических факторов, накладывавших серьезный отпечаток на его организацию. Оперативные подразделения ИУ в процессе проведения профилактических мероприятий имеют возможность использовать предоставленные им негласные силы, средстве и методы. Другие же службы этими возможностями не обладают. Поэтому внутреннее взаимодействие в данном случае должно осуществляться с учетом требований конспирации и в его процессе не находят применения такие формы, как обмен конфидентами, и др. Иные проявляются ограничено, например, при обмене информацией оперативные работники доводят сведения до заинтересованных отделов и служб без расшифровки источников их получения.

Для начала взаимодействия необходимы фактические основания, к их числу можно отнести следующие. Во-первых, данные, свидетельствующие об имеющихся недостатках в деятельности ИУ, которые могут быть использованы для подготовки или совершения преступлений. Во-вторых, установление осужденных, склонных к совершению преступлений; что вызывает необходимость оказания на них комплексного оперативного и индивидуально-воспитательного воздействия. В-третьих, выявление осуждённых, подпадающих под административный надзор, чтобы обеспечить преемственность в профилактической работе и после отбытая срока наказания.

Наличие фактических оснований определяет объективную потребность организации взаимодействия и его осуществления в ИУ. Она обусловлена рядом факторов: 1) вероятностью получения оперативными сотрудниками информации, реализация которой может не входить в их компетенцию. В связи с этим возникает потребность в своевременной передаче сведений заинтересованным лицам с соблюдением требований конспирации. Однако оперативные работники после начала профилактического процесса должны контролировать его эффективность для внесения соответствующих коррективов; 2) необходимостью обеспечения комплексного подхода к профилактике преступлений в ИУ; 3) целесообразностью принятия дополнительных мер для недопущения расшифровки источников оперативно-розыскной информации, а также средств» и методов, применявшихся для ее получения.

Практика деятельности ИУ выработала различные формы взаимодействия их оперативных аппаратов с другими подразделениями учреждения. Это обмен информацией устный и документальный, проведению совместных мероприятий отделами и службами, совместные совещания, осуществление совместного планирования, совместное проведение занятий в рамках занятий по служебной подготовке, совместное подведение итогов работы по взаимодействию [2, С. 129-134]. То есть обмен информацией выступает ведущей формой, другие же основывается на сведениях, получаемых взаимодействующими сторонами. Без хорошо налаженного процесса поступления и обмена информацией практически невозможно организовать и осуществить внутреннее взаимодействие. Вместе с тем в его практике существует ряд нерешенных вопросов. Одной из проблем, относящихся к области взаимодействия, являлось отсутствие единого нормативного правового акта, четко регламентирующего обязанности подразделений учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (далее УИС) по организации и осуществлению взаимодействия вообще и внутреннего в частности. В следствии чего организация и осуществление внутреннего взаимодействия были урегулированы множеством приказов, наставлений, инструкций, распоряжений, указаний ФСИН РФ и соответствующих главков. Многочисленность таких документов вела к отсутствию единства в совместных действиях отделов и служб ИУ, а в результате к организационным неувязкам.

В целях повышения эффективности внутреннего и внешнего взаимодействия при проведении профилактической работы Министерством юстиции Российской Федерации был разработан единый нормативный правовой акт [3] по вопросам профилактической деятельности учреждений УИС. В нем были предусмотрены и решены существующие в ИУ проблемы в области внутреннего взаимодействия, определены цели и задачи, изложены организационные основы и формы, условия и направления, порядок взаимного обмена информацией, контроль и проверка исполнения мероприятий по профилактике правонарушений, а также другие аспекты совместной деятельности. При этом в общем виде, учтены задачи, стоящие перед каждой службой.

Не менее важное значение при осуществлении внутреннего взаимодействия в профилактической деятельности ИУ имеет разрешение проблем, связанных с организацией обмена информацией между отделами и службами. Следует отметить, что обмен получаемыми сведениями должен быть регулярным. Своевременное поступление объективной информации, имеющей значение для профилактики преступлений, позволяет не упустить момент для начала организации взаимодействия по конкретным случаям и выработать наиболее целесообразные совместные ме-

роприятия по устранению недостатков в деятельности ИУ либо оказанию оперативно-профилактического воздействия на осужденных.

Изучение практики оперативных аппаратов ИУ дает возможность выделить три основных вида обмена информацией между отделами и службами учреждения в зависимости от периодичности: а) текущий - по мере поступления сведений, при выполнении отдельных или совместных мероприятий; б) промежуточный - по итогам совместной деятельности за определенный период времени; в) итоговый - по результатам совместной деятельности, после выполнения намеченных мероприятий. Наибольшее распространение в практике внутреннего взаимодействия при осуществлении профилактических мероприятий получил текущий (ежедневный) обмен информацией.

Обмен получаемой информацией связан с тем, что профилактическая работа с осужденными в значительной мере осуществляется в процессе повседневной деятельности отделов и служб ИУ. Проблему периодичности промежуточного обмена информацией необходимо решать более четко. Для этого нужно либо определить конкретные сроки, либо, что наиболее целесообразно, в нормативном акте оговорить обязанность регулярного обмена информацией, формы, место, порядок такого обмена и подведения промежуточных итогов взаимодействия. В ходе промежуточного подведения итогов внутреннего взаимодействия имелась бы возможность привлечения дополнительных сил и средств, проведения новых мероприятий профилактического характера в зависимости от полученной информации на данный момент. Кроме того, промежуточный обмен и подведение итогов дисциплинировали бы взаимодействующие стороны, заставили бы проводить мероприятия более активно. В организации обмена профилактической информацией между отделами и службами учреждения важное значение имеет вопрос о документальной форме фиксации полученных сведений в масштабах ИУ. Можно выделить две основные формы регистрации профилактической информации: журнал и карточки.

Для журнальной формы учета и накоплений сведений можно использовать журнал, в котором желательно предусмотреть следующие графы: краткое содержание полученных сведений, от кого поступили (без указания источников и методов оперативно-розыскной деятельности), дата поступления, наличие оформленных материалов и документов, кто принял информацию, кому и когда о ней доложено, кому и когда переданы материалы для принятая решения, краткое содержание и отметка о принятых мерах, лицо, принявшее меры. Таким образом, в нем сосредоточивались бы сведения профилактического характера, начиная от получения и до их реализации. Эти сведения должны использоваться заинтересованными отделами и службами ИУ. Информация, содержащаяся в журнале, может оказать помощь в проведении аналитической работы по выяснению наиболее криминогенных факторов, систематически влияющих на ухудшение оперативной обстановки в ИУ для их своевременного устранения.

В оперативных отделах ИУ необходимо ведение картотек осужденных, от которых можно ожидать совершения преступлений. Оперуполномоченные должны знакомить заинтересованных сотрудников учреждения со сведениями, содержащимися в карточках, не расшифровывая источники и методы получения информации, характера проводимых негласных мероприятий в отношении профилактируемых осужденных. Используя картотеки, можно выявлять категории осужденных, чаще всего совершающих преступления. Это помогло бы выделить признаки, присущие данным категориям, что позволит на более раннем этапе после прибытия осужденных в ИУ осуществлять в их отношении оперативно- профилактическое воздействие.

Пристального внимания требует и процесс направления (доведения) информации отделам и службами друг другу. Его совершенствование во многом зависит от выполнения следующих условий: фактические данные, направляемые (передаваемые) из одного подразделения в другое, должны быть максимально конкретизированы и в то же время содержать всю необходимую для организации совместной профилактической деятельности информацию; сведения, получаемые отделами и службами ИУ, должны направляться, передаваться заинтересованным сотрудникам своевременно. Запоздалое поступление информация может привести к тому, что недостатки в деятельности ИУ могут быть использованы осужденными для совершения преступлений, а лица, склонные к совершению преступлений, могут начать их подготовку; полученная информация должна быть проанализирована оперативными работниками, а при необходимости - перепроверена, оценена с позиций полноты, объективности и относимости к конкретным фактам и явлениям. В ряде же случаев дополнена либо подтверждена гласными данными. После этого в кратчайший срок должны: организовываться и совместно проводиться активные, целеустремленные профилактические действия с привлечением необходимого количества сил и средств; устранение недостатков в деятельности ИУ и воздействие на осужденных, от которых можно ожидать совершения преступления, должны проходить под неослабным контролем со стороны взаимодействующих сторон, что предполагает постоянный приток свежей информации. Делается это для выяснения эффективности осуществляемого профилактического процесса и соответственно для привлечения в нужных случаях дополнительных сил и средств, проведения новых мероприятий; взаимное информирование отделов и служб учреждения должно осуществляться постоянно с целью определения достижения положительного профилактического результата.

Рассмотренные нами аспекты взаимодействия отделов и служб ИУ в профилактике преступлений не являются исчерпывающими, но свидетельствуют о том, что данная сфера организации деятельности ИУ требует совершенствования. От уровня организации их совместной или согласованной деятельности во многом зависит состояние профилактической работы в ИУ и прежде всего процесса исправления осужденных.

Библиогра фия:

1. Голубцова К.И. Особенности профилактики преступлений оперативными подразделениями в исправительных учреждениях II Вестник Самарского юридического института. 2020. № 1 (37). С. 27-32.

2. Горюнов Д.Е. Особенности деятельности оперативных подразделений и организация их взаимодействия с другими отделами и службами по профилактике распространения экстремизма в ИУ II Вестник Самарского юридического института. 2020. № 5 (41). С. 129-134.

3. Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста России от 20.05.2013 N 72 (ред. от 02.11.2018).

References:

1. Golubtsova K.I. Features of crime prevention by operational units in correctional institutions // Bulletin of the Samara Law Institute. 2020. No. 1 (37). pp. 27-32.

2. Goryunov D.E. Features of the activities of operational units and the organization of their interaction with other departments and services for the prevention of the spread of extremism in the IU // Bulletin of the Samara Law Institute. 2020. No. 5 (41). pp. 129-134.

3. On the approval of the Instructions for the Prevention of Offenses among Persons held in institutions of the penal enforcement system: Order of the Ministry of Justice of the Russian Federation dated 20.05.2013 N 72 (ed. from 02.11.2018).

21l

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.