DOI 10.47643/1815-1337_2021_6_140
АКТУАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОПЕРАТИВНОЙ ОБСТАНОВКЕ
В ИСПРАВИТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И МЕТОДИКА ЕЕ СБОРА CURRENT SOURCES OF INFORMATION ABOUT THE OPERATIONAL SITUATION IN A CORRECTIONAL INSTITUTION AND THE METHOD OF ITS COLLECTION
ЖУРАВЛЕВ Александр Николаевич,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры организации оперативно-розыскной деятельности Академии ФСИН России. 390000, Россия, г. Рязань, ул. Сенная, д. 1. E-mail: zan-19-64@mail.ru;
МОИСЕЕВ Николай Дмитриевич,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры организации оперативно-розыскной деятельности Академии ФСИН России. 390000, Россия, г. Рязань, ул. Сенная, д. 1. E-mail: zan-19-64@mail.ru;
ТЮТИКОВ Сергей Рудольфович,
кандидат юридических наук, доцент, преподаватель Рязанского педагогического колледжа. 390000, Россия, г. Рязань, ул. 9-я линия, д. 18, корп. 1. E-mail: zan-19-64@mail.ru;
ZHURAVLEV Alexandr Nikolaevich,
Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department
of Organization of operational and investigative activities Academies of the Federal Penitentiary Service of Russia. 1, Sennaya str., Ryazan, 390000, Russia. E-mail: zan-19-64@mail.ru;
MOISEEV Nikolay Dmitrievich,
Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Organization of operational and investigative activities Academies of the Federal Penitentiary Service of Russia. 1, Sennaya str., Ryazan, 390000, Russia. E-mail: zan-19-64@mail.ru;
TYUTIKOV Sergey Rudolfovich,
Candidate of Law, Associate Professor, teacher of the Ryazan Pedagogical College. 390000, Russia, Ryazan, ul. 9-ya liniya, d. 18, bldg. 1. E-mail: zan-19-64@mail.ru
Краткая аннотация: В статье рассматриваются актуальные источники информации об оперативной обстановки в исправительном учреждении и методика ее сбора. Вносятся некоторые предложения по совершенствованию методики сбора информации с различных ее источников.
Abstract: The article discusses current sources of information about the operational situation in a correctional institution and the methods of its collection. Some suggestions are made to improve the methodology for collecting information from various sources.
Ключевые слова: исправительное учреждение, оперативная обстановка, режим содержания, правонарушения, информация, методика, слежение, анализ, оценка.
Keywords: correctional institution, operational situation, regime of detention, offenses, information, methodology, tracking, analysis,
evaluation.
Дата направления статьи в редакцию: 10.05.2021
Дата публикации: 30.06.2021
Вся информацию о деятельности исправительных учреждений (далее ИУ) подразделяется на два вида: 1) статистическая, которая представляется в Федеральную службу исполнения наказаний (ФСИН), главное управление Федеральной службы исполнения наказаний (ГУФСИН), отдел Федеральной службы исполнения наказаний (ОФСИН), управление Федеральной службы исполнения наказаний (УФСИН) Российской Федерации; 2) оперативная информация, которая используется частично ОФСИН, УФСИН, но в основном непосредственно в ИУ.
Первый вид информации достаточно полно регламентирован в приказах и инструкциях ФСИН, а практика ее сбора и каналы поступления устоявшиеся. Но мы рассмотрим в основном оперативную информацию, которая главным образом используется для слежения за оперативной обстановкой в ИУ.
Местами возникновения и концентрации этой информации являются отделы и службы ИУ. Она используется работниками этих подразделений и служб в их управленческой деятельности.
Для оценки состояния оперативной обстановки в ИУ нас интересует не вся циркулирующая в этих подразделениях и службах информация, а только содержащая в себе сведения о состоянии элементов оперативной обстановки в ИУ. Это преимущественно те отделы и службы, на которые возложена обязанность поддержания порядка отбывания наказания осужденными (режима) и его исполнения в ИУ и которые обеспечены необходимыми силами и средствами для решения этих задач.
Представляется, что к силам обеспечения режима в местах лишения свободы наряду с сотрудниками отдела безопасности (режимного отдела) прежде всего следует отнести сотрудников отдела охраны, младший инспекторский состав, дежурных помощников начальника колонии (далее ДПНК) и состав сотрудников производства ИУ. Их функции по обеспечению режима различны.
Личный состав отдела охраны осуществляет охрану жилых и производственных объектов ИУ с целью исключения побегов осужденных из мест их изоляции, а также конвоирование их в суды, следственные изоляторы, из одного подразделения в другое, на объекты работ и обратно. Однако служебные функции этой категории лиц во многом зависят от состояния режима на объектах ИУ и поведения осужденных, которых они охраняют. Поэтому они не могут быть нацелены лишь на контроль за состоянием периметров этих объектов с тем, чтобы осужденные не преодолевали их. Они могут и должны следить за тем, как ведут себя осужденные на охраняемом объекте, ибо их поведение может явиться непосредственной подготовкой к преодолению ограждений объектов или содействием этому. Информация о результатах несения службы, сотрудников отдела охраны излагается в книге рапортов подразделения, охраняющего ИУ.
Однако более важной фигурой в обеспечении режима в ИУ является младший инспектор. В силу своего служебного положения он относится к такой категории работников, которые непосредственно участвуют в осуществлении режима. Во время несения службы он подчинен начальнику ИУ и ДПНК, а свои функции выполняет, опираясь на знание оперативной обстановки и процессов, происходящих в среде осужденных. При этом младшие инспектора имеют известную степень самостоятельности. В зависимости от условий, складывающихся в данный момент, и особенностей режимных требований (проверка, обыск, задержание нарушителя режима) они действуют по согласованию с лицами, которым подчинены по службе. Однако в экстремальных случаях они нередко принимают самостоятельные решения по обеспечению режима в ИУ [3, с. 101-106].
В настоящее время установилась практика отчета (доклада) по результатам несения суточной (полусуточной) службы младшим инспекторским составом. При этом доклад состоит из общих цифр выявленных и пресеченных нарядом нарушений режима осужденными. Однако в отдельных колониях от этой системы отказались и перешли к другой, когда каждый контролер отчитывается за свою работу. Эти отчеты несут большую информацию о состоянии режима в ИК.
В ИУ, где изучалось состояние организации работы младших инспекторов, была введена новая система докладов о результатах несения ими суточного наряда. Была введена книга рапортов, куда каждый из них кратко (6-8 строк) вносил свои записи о том, что им лично проделано в течение смены, какие объекты ИУ он посетил, что обнаружил, как устранил условия, способствующие нарушениям режима, кому из осужденных и какие замечания он сделал, кого из руководства нарядом или администрации ИУ информировал о поведении осужденных и т. д. В ряде ИУ осужденные используются на контрагентских объектах - заводах, крупных стройках. На такие объекты выделяются представители администрации ИУ и представители хозоргана, которые контролируют поведение осужденных, их отношение к работе. В этом случае информацию о поведении осужденных на объектах, кроме личного наблюдения, младший инспектор получает и от работников хозоргана. Здесь на помощь младшему инспектору приходят дополнительные силы, увеличивается и объем получаемой им информации, которая концентрируется в его рапортах.
В осуществлении режима и, в частности, обеспечении организации исполнения четкого распорядка дня ИУ заметная роль принадлежит ДПНК. Функциональные обязанности ДПНК сводятся к обеспечению: должного внутреннего порядка в жилой и производственной зонах; выполнения осужденными распорядка дня; своевременного развода осужденных на производственные объекты.
Перечисленные обязанности, а также наделение ДПНК функциями распорядительной власти в период отсутствия в учреждении начальника ИУ или его заместителей определяют его место среди других работников этих учреждений.
ДПНК во время дежурства ведет специальный журнал учета нарушений режима отбывания наказания, допущенных осужденными. В нем указываются фамилия, имя и отчество осужденного, допустившего нарушение режима, в каком он отряде состоит, время совершения нарушения и краткое описание нарушения. Кроме того, в этом же журнале указывается, кто из сотрудников получил материалы для проверки, какие меры и когда приняты по данной информации.
Следовательно, этот журнал содержит в себе всю информацию о случаях нарушения режима за сутки (полсуток).
Другим источником информации о состоянии элементов оперативной обстановки в ИУ является журнал рапортов приема и сдачи дежурств ДПНК. В нем содержатся сведения об имевших место происшествиях за время дежурства ДПНК, недостатках в работе подразделений и служб ИУ, выявленных за время дежурства, нарушениях правил надзора за осужденными и мерах, которые принимал дежурный по пресечению этих нарушений и устранению причин и условий, способствующие им.
Немаловажным источником информации об элементах оперативной обстановки в ИУ является и журнал учета денег и ценностей, изъятых у осужденных, который также ведет ДПНК. В ряде ИУ в целях обеспечения лучших условий для слежения за оперативной обстановкой введена система оценки действий ДПНК по устранению негативных явлений, вытекающих из информации, сообщенной ему на инструктаже перед заступлением на службу.
Например, в ИУ, где изучалась организация такой работы, ДПНК составляет краткий план неотложных действий за время своего дежурства, которые он должен будет осуществлять (кроме случаев возникновения тех или иных ситуаций, порожденных осложнившейся на данный момент оперативной обстановкой в учреждении, предусмотренных планом на случай чрезвычайного происшествия в ИУ). Информацию о проведенных согласно плану мероприятиях ДПНК представляет начальнику ИУ при докладе о сдаче дежурства, которая затем направляется в отдел безопасности (режимный отдел) для использования в целях анализа оперативной обста-
новки в учреждении за определенный период.
Важным источником информации состоянии элементов оперативной обстановки является тетрадь индивидуальной воспитательной работы с осужденными. Ее ведет начальник отряда на каждого осужденного. Начальнику отряда ведет специальный журнала по учету мер поощрения и взыскания, применяемых к осужденным). Поскольку тетрадь индивидуальной воспитательной работы ведется на каждого осужденного, то она может быть лишь дополнением к журналу учета нарушений и взысканий, а также учета проводимых мероприятий.
Кроме указанных должностных лиц учреждения, располагающих информацией о состоянии оперативной обстановки в ИУ, имеется ряд отделов и служб, где сосредоточиваются обобщающие сведения, характеризующие оперативную обстановку в учреждении. К ним относятся: специальная отдел, где хранятся личные дела осужденных, их жалобы и заявления в разные инстанции, обзорные справки по личным делам осужденных; обобщенные данные о состоянии режима в ИУ имеются в отделах безопасности учреждения, на которые возлагается сбор, анализ и обобщение информации о состоянии правопорядка в учреждении в части соблюдения осужденными установленного порядка (режима) отбывания наказания.
В отделе безопасности имеются сведения об изъятых у осужденных запрещенных предметах, острорежущего и колющего инструмента, технических жидкостей, содержащих токсические вещества; о пользовании свиданиями; об использовании продуктов питания, приобретаемых в магазинах учреждений; о получении посылок, передач, бандеролей; о содержании осужденных в штрафных изоляторах и ПКТ; о представлении осужденным прав передвижения без конвоя и их поведении за зоной; о выдаче пропусков лицам, посещающим ИУ и се объекты; информация о состоянии дисциплины осужденных содержится и в воспитательном отделе. По учету, который ведется воспитательным отделом, можно судить о месте и времени совершения правонарушений осужденными, а также о том, какие взыскания они понесли за эти противоправные действия; наиболее полные сведения об условиях, способствующих правонарушениям, характеризующим состояние элементов оперативной обстановки на разных объектах колонии, и информацию о нарушениях режима можно получить из текущих и отчетных документов цензорского состава и от работников оперативного отдела ИУ. Оперативный отдел, осуществляет оперативно-розыскную деятельность по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, собирает обширную информацию о причинах преступлений и способствующих им условиях, а также о лицах, готовящих эти преступления или совершивших их.
Немало такой информации содержится и в журналах ежедневного приема осужденных руководством ИУ и его отделов и служб, а также вышестоящими руководителями учреждения. Особенно важными для оценки оперативной обстановки являются сведения, высказанные на этих приемах.
Элементом, существенно влияющим на оперативную обстановку, является состояние работы с кадрами. Укомплектованность отделов и служб колонии начальствующим и вольнонаемным составом, младшим инспекторским составом, обеспеченность работников жильем, организация их быта - все это факторы, без учета которых нельзя объективно оценить оперативную обстановку в ИУ. Сведения об этом элементе можно получить в группе кадров, у начальника ИУ [2, с. С. 62-66.].
Из всего сказанного следует, что в настоящее время еще нет стройной единой системы слежения за оперативной обстановкой в ИУ. В литературе на этот счет имеются различные точки зрения. Одни авторы считают, что вся оперативная информация должна быть сосредоточена у руководителя учреждения, хотя и не раскрывают методов сбора такой информации руководителем учреждений. Другие, соглашаясь с мнением о необходимости сбора и обработки информации самим начальником колонии, предлагают облегчить его работу с помощью технических средств сбора и обработки оперативной информации [1, с. 118-120]. Однако с такими рекомендациями вряд ли можно согласиться, ибо они не освобождают руководителя учреждения от личного участия в сборе и обработке информации.
Получение, обработка и использование информации в деятельности руководителя ИУ является специфическим предметом его труда, причем основная часть его рабочего времени уходит на устный обмен информацией, что неизбежно ведет к утрате большей ее части. Большая часть начальников ИУ с целью сбора необходимой им информации вызывают к себе своих подчиненных и выслушивают их доклады. Причем на начальников отделов и служб учреждения приходится приблизительно около половины представленной руководителям ИУ информации. Основная ее часть приходится на рядовых сотрудников, которые могут располагать не комплексной, а отрывочной информацией.
Что же касается заместителей начальников ИУ по безопасности и оперативной работе, лиц, непосредственно занимающихся организацией режима отбывания наказания в учреждении, то эта категория работников в еще большей части получает информацию, необходимую для их деятельности путем выслушивания докладов своих подчиненных, преимущественно рядовых сотрудников ИУ.
Все это свидетельствует об отсутствии в местах лишения свободы четкой организации сбора и обработки информации о состоянии оперативной обстановки в ИУ. Вызов к себе на доклад работников разных служб не только нарушает ритм их деятельности на порученных им участках работы, но также не может способствовать эффективности организации взаимодействия отделов и служб, так как полученная начальником ИУ разноречивая информация лишает его возможности принимать качественные управленческие решения, не говоря уже о том, что нерациональное расходование начальником ИУ своего рабочего времени не способствует эффективности общего руководства учреждением.
Следовательно, необходимо освободить начальника ИУ от участия в сборе и обработке информации и в то же время обеспечить его достаточным объемом такой информации, которая бы позволяла ему постоянно держать под своим контролем весь процесс деятельности отделов и служб учреждения и при необходимости корректировать его. Он должен располагать не частичной информацией, а результатами анализа большой ее массы. Кроме того, она должна быть пригодна для использования в течение недели, декады, месяца, квартала.
Квалифицированно собирать, систематизировать и анализировать информацию о состоянии оперативной обстановки в ИУ может отдельная служба или выделенный для этих целей работник-аналитик, который, будучи снабжен пригодной методикой систематизации, анализа и отображения выводов анализа собранной информации, готовил бы прогноз на определенный период.
Организация надзора за осужденными и планирование его согласно функциональным обязанностям руководителей ИУ возложены на заместителя начальника колонии по безопасности и оперативной работе. Будучи лично ответственным за повседневное обеспечение установленного режима в ИУ, он является постоянным организатором текущей режимной работы: обеспечивает подготовку и инструктаж нарядов из числа сотрудников ИУ, осуществляет контроль за несением службы дежурным нарядом, знакомится с рапортами ДПНК и принимает срочные меры пресечения нарушений режима. Поэтому он может дать всесторонний и объективный анализ состояния оперативной обстановки в ИУ и на основании этого прогнозировать ее на ближайшую перспективу.
Однако заместитель начальника ИУ по безопасности и оперативной работе в силу большой загруженности лично сам также не в состоянии собирать и систематизировать стекающуюся от всех служб ИУ информацию об оперативной обстановке в учреждении. Поэтому эти функции следует возложить на одну из служб учреждения. Представляется, что такой службой может быть режимный отдел или выделенный для этих целей один из работников этого отдела. Каждый из отделов и служб ИУ, имея свои специфические функции по исправлению осужденных, должен повседневно направлять свою деятельность на создание благоприятной обстановки для достижения главной цели. Что же касается отдела безопасности, то, выполняя свои функциональные обязанности па организации режима в ИУ, он должен собирать и анализировать информацию о состоянии режима в целом по учреждению и снабжать ею заместителя начальника ИУ по безопасности и оперативной работе, который ее использует в слежении за оперативной обстановкой.
В сборе информации для слежения за оперативной обстановкой в учреждении нельзя полагаться только на поступление ее от непосредственных накопителей сведений о работе отделов и служб учреждения. Всю собранную информацию необходимо сверять и дополнять за счет сведений из документов о деятельности ИУ, хранящихся в его секретариате (канцелярии). Здесь сосредоточиваются обобщенные справки, докладные, отчеты ИУ перед вышестоящими инстанциями, сюда поступают обзоры, распоряжения, указания этих инстанций, а также представления прокуроров, частные определения судов, документы наблюдательных комиссий об обеспечении соблюдения в ИУ законности, рекламации получателей продукции, выпускаемой предприятиями ИУ, и другая документация.
Собранная из разных источников информация о состоянии работы отделов и служб учреждения может быть полностью использована в слежении за оперативной обстановкой в ИУ после того, как эта информация соответствующим образом будет обработана - систематизирована, классифицирована, проанализирована, и на основе ее анализа будут сделаны соответствующие выводы.
Таким образом комплексное использование источников информации об оперативной обстановки в исправительном учреждении, позволяет ее руководителям принимать эффективные управленческие решения по поддержанию правопорядка (режима) отбывания осужденными наказания и законности его исполнения в ИУ.
Библиография:
1. Епифанов, С. С. Некоторые пути решения задачи совершенствования правового и методологического обеспечения применения технических средств оперативными аппаратами исправительных учреждений / С. С. Епифанов, Н С. Вечкаев // Право и государство: теория и практика. - 2020. - № 6 (186). - С. 118120.
2. Епифанов, С. С. Факторы, влияющие на эффективность использования технических средств в предупреждении преступлений в учреждениях, исполняющих наказания [Текст] / С. С. Епифанов // Человек: преступление и наказание. - 2011. - № 2 (73). - С. 62-66.
3. Епифанов, С. С. Система предупреждения преступлений, совершаемых осужденными посредством незаконного применения мобильной связи (криминологический и уголовно-исполнительный аспекты) / С. С. Епифанов // Человек: преступление и наказание. - 2021. - Т. 29(1-4), № 1. - С. 101-106.
References (transliterated):
1. Epifanov, S. S. Nekotorye puti resheniya zadachi sovershenstvovaniya pravovogo i metodologicheskogo obespecheniya primeneniya tekhnicheskih sredstv operativnymi apparatami ispravitel'nyh uchrezhdenij / S. S. Epifanov, N S. Vechkaev // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. - 2020. - № 6 (186). - S. 118-120.
2. Epifanov, S. S. Faktory, vliyayushchie na effektivnost' ispol'zovaniya tekhnicheskih sredstv v preduprezhdenii prestuplenij v uchrezhdeniyah, ispolnyayushchih nakazaniya [Tekst] / S. S. Epifanov // CHelovek: prestuplenie i nakazanie. - 2011. - № 2 (73). - S. 62-66.
3. Epifanov, S. S. Sistema preduprezhdeniya prestuplenij, sovershaemyh osuzhdennymi posredstvom nezakonnogo primeneniya mobil'noj svyazi (kriminologicheskij i ugolovno-ispolnitel'nyj aspekty) / S. S. Epifanov // CHelovek: prestuplenie i nakazanie. - 2021. - T. 29(1-4), № 1. - S. 101-106.