ISSN 1999-9917 Человек: преступление и наказание. 2019. Т. 27(1-4), № 1
ВЕКТОР УПРАВЛЕНИЯ
УДК 343.13
DOI 10.33463/1999-9917.2019.27(1-4).1.059-065
АЛЕКСЕЙ ВИКТОРОВИЧ ОГРЫЗКОВ,
адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: [email protected]; ТАЛЯТ АЛИЕВИЧ СУЛЕЙМАНОВ, кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного процесса и криминалистики, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация
ПРАКТИКА РАССМОТРЕНИЯ ВОПРОСА О ПРИЕМЕ И РЕГИСТРАЦИИ СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕЖУРНЫХ СМЕН ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Для цитирования
Огрызков, А. В. Практика рассмотрения вопроса о приеме и регистрации сообщений о преступлениях в деятельности дежурных смен исправительных учреждений / А. В. Огрызков, Т. А. Сулейманов // Человек: преступление и наказание. - 2019. - Т. 27(1-4), № 1. -С. 59-65. - DOI : 10.33463/1999-9917.2019.27(1-4).1.059-065.
Аннотация. Статья посвящена комплексному исследованию проблемных вопросов, касающихся порядка приема и регистрации сообщений о преступлениях сотрудниками дежурных смен, в частности дежурным по исправительному учреждению. Объектом исследования являются процессуальные действия по осуществлению приема и регистрации сообщений о преступлениях. В случае подготовки и совершения осужденными преступлений первоочередной задачей сотрудников дежурной смены является прием и регистрация первичной информации о преступлении. Данная процессуальная деятельность играет значимую роль в уголовном процессе, поскольку от незамедлительного приема информации о преступлении, а также правильности заполнения и ведения учетно-регистрационной документации зависит успех дальнейшего расследования и принятия процессуального решения по уголовному делу.
Задача исследования состоит в изучении процедуры приема и регистрации сообщений о преступлениях сотрудниками дежурной смены исправительных учреждений в целях недопущения либо минимизации числа незарегистрированных и неучтенных преступлений в уголовно-исполнительной системе России. Законные действия сотрудников дежурных смен исправительных учреждений на этапе приема и регистрации сообщений о преступлениях есть не что иное, как необхо-
© Огрызков А. В., Сулейманов Т. А., 2019
(сс1®©@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons ^—¿ш ^шушт Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0
димое условие эффективного противодействия преступности, а также гарантированное обеспечение конституционных прав граждан на доступ к правосудию и реализации назначения уголовного судопроизводства.
Ключевые слова: безопасность, дежурная смена, исправительное учреждение, Книга регистрации сообщений о преступлениях, осужденный, правопорядок, прием и регистрация сообщений о преступлениях, уголовно-исполнительная система, учетно-регистрационная документация.
Исправительные учреждения (ИУ) являются сложными в оперативном отношении режимными объектами, призваннымм решать специальные задачи в уголовно-исполнительной системе (УИС) России. Одной из наиболее важных среди них в деятельности Федеральной службы исполнения наказаний является задача по обеспечению правопорядка и безопасности в исправительных учреждениях.
Основным структурным подразделением в ИУ, непосредственно выполняющим указанную задачу, выступает дежурная смена, которая призвана обеспечивать постоянное и круглосуточное осуществление надзора за осужденными, а также предотвращать совершение с их стороны преступлений.
Руководство в организации работы дежурной смены возлагается на дежурного помощника начальника учреждения, он же является начальником дежурной смены. Дежурный по учреждению непосредственно подчиняется начальнику учреждения и его заместителям, а во время их отсутствия полностью несет ответственность за поддержание в исправительном учреждении режима отбывания наказания, установленного Правилами внутреннего распорядка, утвержденными приказом Минюста России от 16 декабря 2016 г. № 295.
В последнее время резко обострилась оперативная обстановка в исправительных учреждениях. В местах лишения свободы, где содержатся лица с высоким уровнем общественной опасности, все чаще проявляется возросшая агрессивность и активность преступного мира, а также имеют место быть и факты совершения преступлений со стороны осужденных. В связи с этим Т. А. Сулейманов считает, что «проводимые сегодня экономические реформы в стране существенно увеличили финансовые возможности элиты криминального мира, вследствие чего возросла активность лидеров преступной среды, пытающихся координировать противоправные действия осужденных и воздействовать на оперативную обстановку в исправительных учреждениях» [1, с. 127].
По этому поводу высказывался и профессор Н. Г Шурухнов, который подчеркивал, что «преступность в ИУ изменилась не только по форме, но и по содержанию». Совершаемые осужденными противоправные деяния стали более латентными и избирательными, повысилась общественная опасность преступлений, а также возрос «профессионализм» их совершения [2, с. 66].
Однако С. Д. Аверкин акцентирует внимание на том, что при надлежащем осуществлении ведомственного надзора и контроля за поведением осужденных в исправительных учреждениях факт совершения либо подготовки с их стороны преступлений будет быстро обнаруживаться администрацией учреждения, а в первую очередь сотрудниками дежурных смен [3, с. 119].
Согласно ведомственной статистике Федеральной службы исполнения наказаний (отчет о состоянии преступности среди лиц, содержащихся в учреждениях УИС, по форме
№ 2-УИС за 2015 г. - 8 месяцев 2018 г.), на территории учреждений и органов УИС в 2015 г. зарегистрировано 935 преступлений; 2016 - 955; 2017 - 971, за восемь месяцев 2018 г. -602. Детальный анализ статистики состояния преступности в УИС России позволяет сформулировать вывод о том, что в исправительных учреждениях осуществляется значительный объем уголовно-процессуальной деятельности, которая реализуется в основном на стадии возбуждения уголовного дела.
По мнению О. А. Малышевой, одним из способов положительного воздействия на сложившуюся неблагоприятную обстановку в исправительных учреждениях является повышение эффективности уголовно-процессуальной деятельности, связанной прежде всего с приемом и регистрацией сообщений о преступлениях [4, с. 47].
В свою очередь, Е. Р. Пудаков отмечает, что рост числа преступлений, совершаемых на территории ИУ, является основанием для проведения научных исследований по вопросам процедуры возбуждения уголовного дела [5, с. 3].
С точки зрения Б. Я. Гаврилова, уголовно-процессуальная деятельность УИС выступает составной частью уголовно-исполнительной политики. Ученый в большей степени акцентирует свое внимание на первоначальном этапе уголовного судопроизводства, где неурегулированность указанного вида процессуальной деятельности затрудняет весь процесс расследования, не позволяя при этом сотрудникам УИС оперативно реагировать на преступления, совершаемые осужденными [6, с. 63-64].
В. В. Медведева считает, что предупреждение преступлений в исправительных учреждениях связано с выявлением проблем на начальном институте уголовного процесса, в котором в большей степени ощущается отсутствие четкой уголовно-процессуальной регламентации приема и регистрации информации о преступном деянии, а также единообразия дальнейшего проведения [7, с. 3].
В случаях совершения осужденными преступлений на территории ИУ первоочередной задачей сотрудников дежурной смены является прием и фиксация первичной информации о преступном деянии. Данная процессуальная деятельность играет значимую роль, поскольку от незамедлительного приема информации о преступлении, а также правильности заполнения и ведения учетно-регистрационной документации зависит весь успех дальнейшего расследования и принятия процессуального решения [8, с. 3].
Порядок приема и регистрации сообщений о преступлениях в УИС России регулируется:
1) Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (УПК РФ) (ст. 144);
2) приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений»;
3) приказом Минюста России от 11 июля 2006 г. № 250 «Об утверждении Инструкции о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях» (далее - Инструкция).
По мнению А. М. Саутиева, «сегодня ситуация по правовому регулированию приема и регистрации сообщений о преступлениях в исправительных учреждениях осложнена двухступенчатым механизмом. С одной стороны - это УПК РФ, с другой - ведомственный подзаконный акт, в котором прослеживается наличие неурегулированных вопросов и ряд несоответствий» [9, с. 4].
Согласно п. 5 Инструкции любой сотрудник исправительного учреждения при обнаружении признаков преступления обязан незамедлительно принять меры неотложного реагирования, о чем немедленно сообщить дежурному по учреждению. Данный доклад производится по телефону либо при помощи другого вида служебной связи в исправи-
тельном учреждении с целью дальнейшего оповещения начальника учреждения или лица, его замещающего.
После получения сообщения о преступлении дежурным по учреждению принимаются меры по регистрации и незамедлительной проверке информации о преступлении, в том числе дается указание всем сотрудникам из числа дежурной смены по усилению надзора за поведением осужденных и обстановкой в ИУ в целом.
Под приемом сообщений о преступлениях в исправительных учреждениях понимается деятельность должностных лиц уголовно-исполнительной системы по получению необходимой первичной информации о преступлении, а также по ее последующей передаче для регистрации в Книгу регистрации сообщений о преступлениях.
В соответствии с п. 2 Инструкции все лица от рядового до начальствующего состава ИУ обязаны без каких-либо ограничений и противоречий принимать любую информацию о преступлениях.
На указанные обстоятельства обращает внимание А. А. Крымов: «В целом эффективность системы борьбы с преступностью обеспечивается за счет того, что прием сообщений о преступлениях осуществляется независимо от времени совершения преступления, формы и полноты сообщаемых сотруднику сведений, а также территориальной, предметной и иной подследственности» [10, с. 135].
Каждый сотрудник УИС обязан принять от осужденного заявление о преступлении. Данное положение подразумевает обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. При этом дежурный по ИУ обязан зарегистрировать любое сообщение и заявление о преступлении. Прием информации о преступлениях в ИУ осуществляется круглосуточно.
Сообщения о преступлениях в исправительных учреждениях принимаются дежурными помощниками начальника колонии (ДПНК), дежурными помощниками начальника тюрьмы (ДПНТ), дежурными помощниками начальника больницы (ДПНБ) (или их заместителями), поскольку они постоянно несут службу на территории исправительного учреждения.
В рабочее время сообщения о преступлениях допускается принимать сотрудникам, специально уполномоченным на осуществление данных функций. Как показывает анализ практического материала, обычно такими сотрудниками являются личный состав оперативных подразделений, которые, по сравнению с другими работниками ИУ, обладают наиболее углубленными правовыми познаниями при проведении первоначальных действий неотложного реагирования, а также имеют надлежащую подготовку в области уголовного судопроизводства.
Под регистрацией сообщений о преступлениях в исправительных учреждениях понимается деятельность должностного лица уголовно-исполнительной системы, в частности дежурного по учреждению, по присвоению каждому поступившему сообщению порядкового номера, а также по его последующей фиксации путем занесения краткой и доступной информации в Книгу регистрации сообщений о преступлениях.
Регистрация информации о преступлениях производится незамедлительно в дежурной части исправительного учреждения. Термин «незамедлительно» означает, что сообщение должно быть немедленно передано для регистрации сразу после получения его должностным лицом ИУ. Однако законодатель предусматривает, что при наличии определенных причин сообщение о преступлении может быть передано дежурному ИУ для регистрации по различным каналам связи. Такими объективными причинами являются: значительная отдаленность от места регистрации, стихийные бедствия, непогода и другие обстоятельства.
В соответствии с п. 13 Инструкции сообщения, заявления о преступлениях фиксируются в Книге регистрации сообщений о преступлениях (КРСП) и Журнале регистрации информации о происшествиях (ЖРИП).
По мнению И. В. Яковенко, наличие двух учетно-регистрационных документов во ФСИН России, в отличие от других правоохранительных ведомств (МВД России, ФСБ России и др.), можно объяснить спецификой деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, где, помимо сообщений о преступлениях, имеют место факты нарушения установленного порядка режима отбывания наказания, выраженные в несоблюдении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений [11, с. 13-15].
Анализ пенитенциарной практики показывает, что в большинстве случаев первоначально поступающая информация о преступлении заносится дежурным по учреждению в Журнал регистрации информации о происшествиях, после чего она, как правило, проверяется оперативным сотрудником на наличие в информации должных признаков состава преступления. По результатам проведенной проверки информация подлежит перерегистрации в Книге регистрации сообщений о преступлениях. Однако отметим тот факт, что информация, содержащая в себе явные признаки состава преступления, регистрируется незамедлительно в КРСП.
Дежурный помощник начальника учреждения, получая рапорт о признаках преступления, совершенного осужденным, обязан внимательно изучить данное сообщение, убедиться в фиксации всех обстоятельств, свидетельствующих о наличии в действиях лица признаков одного или нескольких преступных деяний, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и только после этого зарегистрировать данное сообщение о преступлении в учетно-регистрационном документе. При необходимости дежурный по учреждению вправе лично потребовать и получить дополнительную информацию о преступлении путем опроса сотрудника, сообщившего о преступлении, а также лица, предположительно виновного в его совершении.
В соответствии с п. 14 Инструкции заполнение Книги регистрации сообщений о преступлениях производится в дежурной части только дежурными по учреждениям (ДПНК, ДПНБ, ДПНТ). Иные должностные лица ИУ неполномочны вносить записи в КРСП.
Форма заполнения Книги регистрации сообщений о преступлениях является единой для всех учреждений и органов УИС России. Она должна заполняться разборчивым почерком, записи в ней необходимо делать без сокращений и помарок, желательно использовать печатные буквы. Записи по каждой информации о преступлении должны содержать краткие и вместе с тем полные сведения о том, что и когда произошло; кто и в какой форме заявил о происшедшем; какие поручения даны по порядку рассмотрения; какие меры приняты для проверки; кто участвовал в рассмотрении; какое решение, когда и кем принято. Данная информация должна быть максимально достоверной, отражать все возможные факты и признаки состава преступного деяния. Исправления и подчистки не допускаются, а ошибочные записи аккуратно зачеркиваются и заверяются подписью дежурного по учреждению.
По окончании КРСП передается из дежурной части в подразделение делопроизводства (секретариат) для последующего хранения. Персональная ответственность за нарушение правил ведения КРСП, а также неполноту регистрации поступившей информации о преступлениях возлагается на дежурного и начальника учреждения УИС. Однако, как считает И. Л. Бедняков, в первую очередь это касается дежурного помощника начальника учреждения, который должен обладать соответствующими знаниями, умениями и навыками, позволяющими ему незамедлительно зафиксировать факт преступления и принять по нему меры быстрого реагирования [12, с. 29].
При приеме-сдаче смены дежурный по учреждению составляет рапорт на имя начальника ИУ, в котором отражает основные результаты несения службы, а также, если имеется, информацию о совершенном преступлении и других происшествиях. После этого начальник учреждения принимает решение о передаче данной информации на рассмотрение оперативному сотруднику ИУ для проведения предварительной проверки в соответствии с установленным УПК РФ сроком (ч. 1 ст. 144).
Дальнейшая работа сотрудников следственных подразделений по расследованию преступлений во многом будет зависеть от правильности зарегистрированной дежурным по учреждению всей информации о преступлении.
Процедура регистрации сообщений о преступлениях является важным элементом стадии возбуждения уголовного дела, поскольку именно на данном этапе сотрудниками исправительных учреждений в силу различных объективных и субъективных причин допускается наибольшее количество различного рода нарушений учетно-регистраци-онной дисциплины.
На данный факт обращает свое внимание А. С. Шаталов, отмечая, что в исправительных учреждениях регистрируются лишь преступления с повышенной степенью общественной опасности, которые скрыть весьма проблематично. Остальным, менее тяжким деяниям внимание не уделяется вообще, поскольку «по количеству зарегистрированных преступлений оценивается качество работы сотрудников исправительных учреждений, а это вынуждает данных должностных лиц идти на возможные способы укрывательства преступных проявлений в местах изоляции осужденных» [13, с. 89].
Таким образом, процедура регистрации сообщений о преступлениях сотрудниками дежурной смены исправительных учреждений предусмотрена в целях недопущения либо минимизации числа незарегистрированных и неучтенных преступлений в уголовно-исполнительной системе России.
По мнению С. П. Брылякова, регистрация всех без исключения фактов нарушения уголовного законодательства, совершенных осужденными в исправительных учреждениях, позволяет сотрудникам этих учреждений должным образом реагировать на преступные деяния, то есть принимать сообщения о преступлениях, регистрировать их, а также производить по ним доследственную проверку (ст. 144 УПК РФ), а в случаях необходимости производить неотложные следственные действия (ст. 157 УПК РФ) [14, с. 4].
Мы считаем, что любое укрывательство преступных деяний от регистрации сотрудниками УИС наносит серьезный вред нормальной деятельности исправительных учреждений, поскольку сокрытие преступлений подстрекает осужденных на совершение новых преступлений.
Следует отметить, что специфика процедуры приема и регистрации сообщений о преступлениях в ИУ охватывает как процессуальные, так и служебные полномочия в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, ведомственных нормативных правовых актов.
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что прием и регистрация сообщений о преступлениях в ИУ дежурной сменой является важным элементом стадии возбуждения уголовного дела в уголовном процессе, а от того, насколько правильно организована должная работа на данном этапе уголовного судопроизводства, зависит быстрое раскрытие преступлений и обеспечение неотвратимости наказания для виновных лиц.
Библиографический список
1. Сулейманов Т. А. Структура и содержание уголовно-процессуальной деятельности в УИС // Человек: преступление и наказание. 2014. № 2(85). С. 125-128.
2. Шурухнов Н. Г, Шурухнов В. А. Особенности противоправной деятельности лиц, ранее совершавших преступления и отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы // Человек: преступление и наказание. 2010. № 4(71). С. 66-69.
3. Аверкин С. Д. Роль режимных мероприятий в процессе возбуждения уголовного дела // III Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» (к 20-летию вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации) : в 8 т. : сб. тез. выступ. и докл. участников (Рязань, 21-23 нояб. 2017 г.). Рязань, 2017. Т. 2. С. 119-121.
4. Малышева О. А. Особенности приема и регистрации сообщений о преступлениях в учреждениях уголовно-исполнительной системы // Труды Академии управления МВД России. 2013. № 1(25). С. 47-49.
5. Пудаков Е. Р. Уголовно-процессуальная деятельность органов и учреждений уголовно-исполнительной системы России : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2008. 21 с.
6. Гаврилов Б. Я. Уголовно-процессуальная деятельность органов и учреждений ФСИН России как одна из составляющих уголовно-исполнительной политики // Уголовно-исполнительная политика и вопросы исполнения уголовных наказаний : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (Рязань, 24-25 нояб. 2016 г.). Рязань, 2016. С. 63-69.
7. Медведева В. В. Уголовно-процессуальный порядок принятия, рассмотрения в учреждениях уголовно-исполнительной системы и органах внутренних дел сообщений о преступлениях : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2011. 26 с.
8. Крымов А. А., Саутиев А. М. Прием, рассмотрение заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях в учреждениях, исполняющих наказания : практ. рек. Рязань, 2018. 20 с.
9. Саутиев А. М. Прием, регистрация и рассмотрение заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях в исправительных учреждениях ФСИН России (сравнительно-правовое исследование на основе законодательства Российской Федерации и стран СНГ) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2017. 25 с.
10. Крымов А. А. Уголовно-процессуальная деятельность органов и учреждений уголовно-исполнительной системы России : монография. М., 2017. 464 с.
11. Яковенко И. В. Особенности разработки и реализации в практической деятельности ФСИН России Инструкции о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях // Особенности уголовно-процессуальной деятельности в органах и учреждениях ФСИН России : сб. материалов Междунар. науч.-практ. семинара (Вологда, 1 июня 2007 г.). Вологда, 2008. С. 11-16.
12. Бедняков И. Л. Проблемы регистрации и проверки сообщений о преступлениях и происшествиях в исправительных учреждениях // Криминалистическое и процессуальное обеспечение расследования преступлений в уголовно-исполнительной системы : сб. материалов межвуз. науч.-практ. конф. (Владимир, 1 марта 2017 г.). Владимир, 2017. С. 28-32.
13. Шаталов А. С. Дознание в уголовно-исполнительной системе России: проблемы, тенденции, перспективы // Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» (к 20-летию принятия Конституции Российской Федерации) : сб. тез. выступ. участников (Рязань, 5-6 дек. 2013 г.). Рязань, 2013. С. 87-93.
14. Брыляков С. П. Установление оснований для возбуждения уголовного дела о преступлениях, совершаемых в местах лишения свободы : учеб.-практ. пособие. Новокузнецк, 2009. 64 с.