Научная статья на тему 'Особенности производства дознания по уголовным делам о преступлениях, совершенных в исправительных учреждениях'

Особенности производства дознания по уголовным делам о преступлениях, совершенных в исправительных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
402
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УЧРЕЖДЕНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОИЗВОДСТВО ДОЗНАНИЯ / ПРОИЗВОДСТВО НЕОТЛОЖНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ / ДОЗНАВАТЕЛЬ / PENAL (CORRECTIONAL) INSTITUTIONS / CRIMINALCOMMITMENT PROCEDURE / CONDUCTING OF INQUIRY / CONDUCTING OF URGENT INVESTIGATION / INVESTIGATOR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малышева Ольга Анатольевна

в статье уточняется уголовно-процессуальный статус начальника исправительного учреждения, анализируется проблема расследования уголовных дел о преступлениях, совершенных в исправительных учреждениях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Малышева Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE CRIMINAL INQUIRY ON CRIMES COMMITTED IN CORRECTIONAL INSTITUTIONS

Article clarifies the criminal procedural status of correctional institutions and analyzes the problem of criminal investigations of crimes committed in correctional institutions.

Текст научной работы на тему «Особенности производства дознания по уголовным делам о преступлениях, совершенных в исправительных учреждениях»

о о

Q) Г О

>3

«Û Ï

OD

О §

2

ISSN 1999-9917. ЧЕЛОВЕК: преступление и наказание. 2012. № 3 (78)

O. A. MALYSHEVA*

УДК 343.123.1 ББК 67.410.212.1 М20

FEATURES OF THE CRIMINAL INQUIRY ON CRIMES COMMITTED IN CORRECTIONAL INSTITUTIONS

Аннотация: в статье уточняетсяуголовно-про-цессуальный статус начальника исправительного учреждения, анализируется проблема расследования уголовныхдел о преступлениях совершенных в исправительных учреждениях.

Ключевые слова: учреждения уголовно-исполнительной системы, уголовно-процессуальнаядея-тельность, производство дознания, производство неотложныхследственных действий, дознаватель

ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА МАЛЫШЕВА*

ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ДОЗНАНИЯ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ, СОВЕРШЕННЫХ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Annotation: Article clarifies the criminal procedural status of correctional institutions and analyzes the problem of criminal investigations of crimes committed in correctional institutions.

Key words: penal (correctional) institutions, criminal-commitment procedure, conducting of inquiry, conducting of urgent investigation, investigator.

Урегулированнаяуголовно-процессуальным законом деятельность по расследованию уголовных дел является средством противодействия преступности и осуществляется в определенной форме, включающей в себя установленные законом порядок, правила производства следственных действий и принятия процессуальных решений.

Следует учитывать, что развитие современного Российского государства характеризуется изменением концепции досудебного производства по уголовным делам. На смену существовавшему длительное время в уголовно-процессуальном законодательстве приоритету быстрого и полного раскрытия преступления с целью наказания преступника пришел другой, обусловленный в первую очередь требованиями Конституции РФ, а также общепризнанных правовых принципов и норм международного права. Его суть - необходимость защиты прав, законных интересов как потерпевших от преступлений, так и вовлеченных в сферу уголовного преследования в качестве подозреваемого, обвиняемого и других участников уголовного процесса, на что обращает внимание Л.Н. Масленникова1, а не борьба с преступностью правоохранительных органов и суда присущими им методами и средствами в целях защиты интересов государства, и только затем - прав граждан, на возврате к чему настаивают некоторые ученые и практические юристы2.

Ставя во главу угла защиту прав и законных интересов личности, государство не устраняется от осуществления уголовного преследо-

* Кандидат юридических наук доцент; профессор кафедры уголовного процесса и криминалистики

(Академия ФСИН России) E-mail: upk-ryazan@yandex.ru.

вания и привлечения к уголовной ответственности лица, виновного в совершении преступления, в чем значительная роль отводится форме предварительного расследования.

Уголовно-процессуальная форма расследования преступления является частной категорией по отношению к философской категории «форма». Именно поэтому определять уголовно-процессуальную форму расследования преступлений следует через философское понимание понятия формы, представляющей собой систему организации, внутреннего строения, внешнего проявления какого-либо объекта. Одновременно необходимоучитывать, что каждый объект обладает отличительными, свойственными только ему, признаками. На данное обстоятельство указывает и Н.С. Манова3.

Анализируя современную процессуальную форму расследования преступлений, выделяя основные ее черты, важно акцентировать внимание на особенностях производства дознания в учреждениях уголовно-исполнительной системы (УИС). Они состоят в том, что в уголовно-процессуальной деятельности, осуществляемой в исправительных учреждениях (ИУ), присутствуют существенные ограничения в праве должностных лиц на производство дознания и выполнение неотложных следственных действий. Причин этому несколько, и в первую очередь отсутствие четкого механизма правового регулирования уголовно-процессуальной деятельности в исправительном учреждении. Так, ст. 40 УПК РФ и ст. 13 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N° 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» в качестве органа дознания называют органы и учреждения Федеральной службы исполнения наказа-ний4 (ФСИН России).

УПК РФ регламентирует, что органы дознания осуществляют дознание по уголовным делам о преступлениях, по которым производство предварительного следствия необязательно, либо выполняют неотложные следственные действия по уголовным делам о преступлениях, по которым производство предварительного следствия обязательно (ч. 3 ст. 40 УПК РФ). Однако анализ содержания ч. 3 ст. 151 УПК РФ позволяет нам сделать вывод о том, что поскольку подследственность расследования уголовных дел органов и учреждений ФСИН России законом не определена, то соответственно этими органами не предусмотрено производство дознания. Следовательно, данные учреждения не вправе осуществлять дознание по уголовным делам о преступлениях, по которым

производство предварительного следствия необязательно.

Между тем в специальной литературе встречается противоположная точка зрения. Ряд авторов5 полагают, что отсутствие штатной должности дознавателя в учреждениях и (или) органах УИС не запрещает проводить этим учреждениям и органам дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно (ч. 3 ст. 150 УПК РФ), а обязанности дознавателя может выполнять любой сотрудник органа дознания по поручению начальника органа дознания. По нашему мнению, по поручению начальника органа дознания должностное лицо исправительного учреждения может проводить проверку сообщения о преступлении, но не дознание согласно ч. 3 ст. 151 УПК РФ.

На наш взгляд, законодатель целенаправленно не предусмотрел штатной должности дознавателя в ИУ, тем самым исключив возможность производства дознания должностными лицами данного учреждения. Полагаем, это обусловливается, в частности, тем, что сотрудники оперативного подразделения видят свою задачу прежде всего в раскрытии преступления, а не в его расследовании. Основное внимание в ходе проведения, например, наиболее востребованного в следственной практике следственного действия -допроса они, как правило, уделяли внимание закреплению самого факта признания подозреваемым вины в совершении преступления. Часто упускали из виду необходимость получения детальных показаний от подозреваемого, которые можно проверить путем осуществления иных следственных действий6.

Для оперативных уполномоченных ИУ задача состояла в проведении беседы с подозреваемым из числа осужденных вместо допроса данного лица без соблюдения необходимойпро-цессуальной формы. Большинство из них полагали, что такой способ получения показаний подозреваемого, в том числе признательных, являлся правомерным. Таким беседам без участия защитника предшествовали необоснованные дисциплинарные взыскания, например помещение в штрафной изолятор7. Допускались и другие процессуальные ошибки, в том числе связанные с подбором понятых при производстве следственных действий.

Производство дознания изъято из компетенции органов и учреждений УИС, по нашему мнению, и ввиду необходимостиреализации правового положения Концепции судебной реформы в РСФСР, согласно которой один и тот же

г §

0

со

1

0" ^

Сс §

о

(D О О

О О Q) Г

0

>3 ^

4]

1 CD

О §

орган объективно не может осуществлять различные виды деятельности8, в частности исполнять уголовные наказания и расследовать преступления.

Системный анализ положений ст. 40, 151 и 157 УПК РФ позволяет заключить, что к компетенции учреждений уголовно-исполнительной системы относится только производство неотложных следственных действий, возложенное в соответствии с ч. 5 ст. 157 УПК РФ на начальников учреждений и органов УИС. Однако анализ уголовных дел, процессуальной практики производства сотрудниками исправительных учреждений следственных действий и принятия процессуальных решений свидетельствует о том, что должностные лица данных органов дознания не осуществляют производство следственных действий в силу ряда причин, схожих с ранее указанными.

В юридической литературе отмечается9, что при необходимости производства процессуальных действий начальник ИУ дает указание должностным лицам по конкретным сообщениям, заявлениям о преступлениях. Контроль за уголовно-процессуальной деятельностью начальник учреждения, исполняющего наказание, осуществляет путем утверждения постановлений дознавателя, дачи указаний о ходе производства неотложных следственных действий. Аналогичную точку зрения высказывают Ф.Г. Абдулла-ев и О. А. Зайцев10, подчеркивая, что контроль за уголовно-процессуальной деятельностью начальник учреждения, исполняющего наказание, реализует путем утверждения постановлений сотрудников ИУ, осуществляющих уголовно-процессуальную деятельность, заслушивания информации о ходе производства не-отлож-ных следственных действий. Указанное позволяет сделать вывод о том, что ни о каком дознавателе в данном случае речь не идет.

Анализ изложенного относительно соответствия нормам уголовно-процессуального законодательства дает возможность утверждать, что начальник учреждения УИС является начальником органа дознания на основании положений п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ, а согласно положениям п. 7 ст. 5 УПК РФ дознаватель - это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. В связи с этим решение законодателя именовать дознавателями как штатных дознавателей специализированных подразделений дознания, осу-

ществляющих предварительное расследование в форме дознания, так и должностных лиц органов дознания, уполномоченных на производство иной процессуальной деятельности (например, оперуполномоченных), порождает на практике серьезные затруднения и путаницу. Особенно это относится к органам и учреждениям Федеральной службы исполнения наказаний, поскольку на производство дознания органы и учреждения УИС, как было отмечено, не уполномочены. В УПК РФ отсутствуют и правовые установления по поводу возможности делегирования начальником ИУ подчиненным должностным лицам своих процессуальных полномочий применительно к производству неотложных следственных действий. Соответственно это не предусмотрено ни одним ведомственным нормативным правовым актом ни Минюста России, ни ФСИН России.

Для разрешения данной проблемы целесообразно дополнить ч. 3 ст. 151 УПК РФ нормой, предусматривающей подследственность органов и учреждений уголовно-исполнительной системы при расследовании преступлений в форме дознания, изложив ее в следующей редакции: «9) дознавателями органов Федеральной службы исполнения наказаний - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью третьей статьи 150 настоящего Кодекса, совершенных в расположении органов и учреждений уголовно-исполнительной системы», и ввести в уголовно-исполнительную систему должность штатного дознавателя.

Исследуя проблемы расследования преступлений в органах и учреждениях УИС, необходимо обращать внимание на то обстоятельство, что УПК РФ закрепляет правило, согласно которому при наличии сообщения о преступлении проводится проверка этого сообщения. Если будет установлен факт совершения преступления на территории учреждения УИС, подследственного органам предварительного следствия, то начальник ИУ уполномочен возбудить в установленном законом порядке уголовное дело и провести по нему неотложные следственные действия в течение 10 суток (п. 5 ч. 2 ст. 157 УПК РФ). Однако данное правоуста-новление не закреплено в соответствующем ведомственном нормативном правовом акте Минюста России11. Согласно п. 25 Инструкции о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях (далее - Инструкция) неотложные следственные действия подменяются действиями по провер-

ке сообщения о преступлении, которые имеют принципиальные различия в основании, процессуальном порядке, сроках производства. Кроме того, неотложные следственные действия производятся на стадии предварительного расследования, а действия по проверке сообщения о преступлении - на стадии возбуждения уголовного дела.

В связи с указанным необходимо привести в соответствие норму ведомственной Инструкции с нормами УПК РФ, внеся коррективы в п. 25. В частности, следуетзаменить слова «неотложные следственные действия» на «действия по проверке сообщения о преступлении».

Необходимоотметить, что указанная Инструкция не закрепляет также порядок производства неотложных следственных действий. Это обусловлено, с одной стороны, названием Инструкции, которое ограничивает предмет правового регулирования стадией возбуждения уголовного дела, с другой - правовой неурегулированностью ведомственными нормативными правовыми актами ФСИН России, Минюста России механизма производства неотложных следственных действий в учреждениях УИС, порождающей разнообразную практику их производства. Наряду с этим обеспечение законности и обоснованности правоприменения в сфере расследования преступлений осложняет отсутствие в УПК РФ (п. 5 ч. 2 ст. 157) конкретных статей УК РФ, определяющих подследственность начальников органов и учреждений УИС при производстве ими неотложных следственных действий. Необоснованные затруднения в данном случае возникают при правильном определении формы расследования преступлений, разграни -чении компетенции субъектовуголовно-процес-суальной деятельности и др. Полагаем, что конкретизировать подследственность можно посредством указания соответствующих составов преступлений в п. 5 ч. 2 ст. 157 УПК РФ.

Изъятие у учреждений УИС права производства дознания и передача этой функции органам дознания, например органам внутренних дел, приводит к тому, что должностные лица последних, в недостаточной степени представ-

ляя себе специфику функционирования исправительного учреждения, формально производят следственные действия и принимают процессуальные решения при расследовании уголовных дел указанной категории. Осужденные, находящиеся в ИУ, с большим негативом относятся к сотрудникам органов внутренних дел, так как данные сотрудники привлекли их к уголовной ответственности (их дознаватели расследуют в форме дознания до 98 % уголовных дел). Возникают проблемы и во взаимодействии дознавателей ОВД, ФСКН России с должностными лицами исправительного учреждения.

В заключение следует отметить, что действующий механизм правового регулирования процессуальной деятельности должностных лиц органов и учреждений УИС на стадии предварительного расследования не обеспечивает защиту прав и законных интересов участников уголовного процесса, поскольку системное толкование правовых норм, содержащихся в ч. 1, 3 ст. 40, ч. 3 ст. 151, п. 5 ч. 2 ст. 157 УПК РФ, позволяет утверждать, что из полномочий исправительных учреждений исключено производство дознания по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, совершенных на территории данных учреждений. Указанную процессуальную деятельность осуществляют дознаватели, как правило, органов внутренних дел, органов ФСКН России и следователи Следственного комитета Российской Федерации. На практике такое распределение процессуальных полномочий влечет за собой нарушение законности и обоснованности в ходе расследования преступлений, совершенных в органах и учреждениях УИС.

В связи с изложенным при установлении подследственности расследования уголовных дел в форме дознания органов и учреждений УИС необходимо ввести в уголовно-исполнительную систему должность штатного дознавателя, что обеспечит законность и обоснованность производимых следственных действий и принимаемых процессуальных решений по уголовным делам о преступлениях, совершенных в органах и учреждениях ФСИН России.

г §

0

со

1

0" ^

Сс §

о

(D О О

1 См.: МасленниковаЛ.Н. Уголовныйпроцесс. М., 2000. С. 7.

2 См., напр.: ШпилевВ.Н. Сущность, содержание и формы советскогоуголовногосудопроизводства авто-реф. дис. ... д-ра юрид. наук. Л., 1984. С. 24; ИщенкоЕ.П. О задачах отечественногоуголовногосудопроизвод ства // Науч. тр. МГЮА 2008. № 4. С. 810.

3 См.: МановаН.С. Досудебноеи судебноепроизводство: сущность и проблемы дифференциации процессуальных форм. Саратов, 2003. С. 8-9.

4 См.: Малышева О.А. О проблеме осуществленияуголовно-процессуальнойдеятельности в исправительных учреждениях: сб. науч. тр. Псков, 2007.

О О Q) Г

0

>3 ^

4]

1 CD

О §

5 См., напр.: ЛуковниковГ. Органы дознания в уголовно-исполнительной системе // Ведомостиуголовно-исполнительнойсистемы. 2005. №2 3. С. 31.

6 См.: Барсукова Т., Литвинов А. Специфика расследования преступлений, совершаемых в исправительных учреждениях// Там же. 2007. №> 8. С. 18-19.

7 См.: Там же. С. 18.

8 См.: Концепциясудебнойреформы в РСФСР. М., 2001. С. 80, 112-113.

9 См.: Особенности производствапредварительногорасследования по делам о преступлениях, совершенных в учреждениях УИС / А. С. Шаталов, А. А. Крымов, А. Т. Валеев [и др.]: монография. Вологда 2007. С. 26-27.

10 См.: Абдуллаев Ф.Г., Зайцев О.А. Уголовно-процессуальнаядеятельность начальника исправительного учреждения. М., 2004. С. 39.

11 См.: Об утверждении Инструкции о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительнойсистемы сообщений о преступлениях и происшествиях: приказ Министерства юстиции Рос. Федерации от 11 июня 2006 г. №2 250.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.