Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЖИМНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИИ'

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЖИМНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
103
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРАУЛЬНАЯ СЛУЖБА / НАДЗОР / РЕЖИМНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Даланов Денис Сергеевич

Статья посвящена вопросам генезиса и последующего развития режимных подразделений в пенитенциарных учреждениях России. Автор анализирует исторический период начиная с Соборного уложение 1649 г., которое закладывает необходимость постоянного осмотра тюрьмы и наблюдения за осужденными, но детально не прописывало как должна была осуществляться данная деятельность. Наиболее значительными попытками определить права и обязанности тюремной администрации явились «Инструкция для Петербургской тюрьмы» (1799) и «Положение о должности смотрителя тюремного замка в Москве и должности караульного офицера в тюремном замке» (1804). Подробно рассмотрен довоенный период, период Великой Отечественной войны, характеризующийся коренными изменениями, а также послевоенный период. В заключении автор приходит к выводу, что на рубеже XVIII-XIX веков были предприняты первые попытки определить права и обязанности тюремной администрации в «Инструкции для Петербургской тюрьмы» (1799) и «Положение о должности смотрителя тюремного замка в Москве и должности караульного офицера в тюремном замке» (1804) и лишь по прошествии почти двухсот лет в 90-х годах XX века выходят в свет нормативные акты, в соответствии с которыми создаются отделы безопасности, определяется их статус, цели и задачи, а так же детально регламентируется порядок функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF REGIME UNITS IN PENITENTIARY INSTITUTIONS OF RUSSIA

The article is devoted to the genesis and subsequent development of regime units in penitentiary institutions of Russia. The author analyzes the historical period since the Cathedral Code of 1649, which lays down the need for constant inspection of the prison and supervision of convicts, but did not prescribe in detail how this activity was to be carried out. The most significant attempts to define the rights and duties of the prison administration were the "Instructions for the St. Petersburg prison" (1799) and the "Regulations on the post of caretaker of the prison castle in Moscow and the post of guard officer in the prison castle" (1804). The pre-war period, the period of the Great Patriotic War, which due to certain circumstances had its own peculiarities, as well as the post-war period, are considered in detail. In conclusion, the author comes to the conclusion that at the turn of the XVIII-XIX centuries, the first attempts were made to determine the rights and duties of the prison administration were the "Instructions for the St. Petersburg prison" (1799) and "Regulations on the position of the caretaker of the prison castle in Moscow and the post of guard officer in the prison castle" (1804) and only after almost two hundred years in the 90s of the XX century, normative acts are published, according to which security departments are created, their status, goals and objectives are determined, and the order of functioning is regulated in detail.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЖИМНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИИ»

DOI 10.47643/1815-1337_2021_11_122 УДК 343.83

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЖИМНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИИ HISTORY OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF REGIME UNITS IN PENITENTIARY INSTITUTIONS OF RUSSIA

ДАЛАНОВ Денис Сергеевич,

доцент кафедры мобилизационной и тактико-специальной подготовки, Академия ФСИН России. 390000, Россия, г. Москва, Рязанская обл., г. Рязань, ул. Сенная, 1. E-mail: dds62rus@mail.ru;

Dalanov Denis Sergeevich,

Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, associate professor of the department of mobilization and tactical and special training. 390000, Russia, Moscow, Ryazan region, Ryazan, Sennaya str., 1. E-mail: dds62rus@mail.ru

Краткая аннотация: Статья посвящена вопросам генезиса и последующего развития режимных подразделений в пенитенциарных учреждениях России. Автор анализирует исторический период начиная с Соборного уложение 1649 г., которое закладывает необходимость постоянного осмотра тюрьмы и наблюдения за осужденными, но детально не прописывало как должна была осуществляться данная деятельность. Наиболее значительными попытками определить права и обязанности тюремной администрации явились «Инструкция для Петербургской тюрьмы» (1799) и «Положение о должности смотрителя тюремного замка в Москве и должности караульного офицера в тюремном замке» (1804). Подробно рассмотрен довоенный период, период Великой Отечественной войны, характеризующийся коренными изменениями, а также послевоенный период. В заключении автор приходит к выводу, что на рубеже XVIII-XIX веков были предприняты первые попытки определить права и обязанности тюремной администрации в «Инструкции для Петербургской тюрьмы» (1799) и «Положение о должности смотрителя тюремного замка в Москве и должности караульного офицера в тюремном замке» (1804) и лишь по прошествии почти двухсот лет в 90-х годах XX века выходят в свет нормативные акты, в соответствии с которыми создаются отделы безопасности, определяется их статус, цели и задачи, а так же детально регламентируется порядок функционирования.

Abstract: The article is devoted to the genesis and subsequent development of regime units in penitentiary institutions of Russia. The author analyzes the historical period since the Cathedral Code of 1649, which lays down the need for constant inspection of the prison and supervision of convicts, but did not prescribe in detail how this activity was to be carried out. The most significant attempts to define the rights and duties of the prison administration were the "Instructions for the St. Petersburg prison" (1799) and the "Regulations on the post of caretaker of the prison castle in Moscow and the post of guard officer in the prison castle" (1804). The pre-war period, the period of the Great Patriotic War, which due to certain circumstances had its own peculiarities, as well as the post-war period, are considered in detail. In conclusion, the author comes to the conclusion that at the turn of the XVIII-XIX centuries, the first attempts were made to determine the rights and duties of the prison administration were the "Instructions for the St. Petersburg prison" (1799) and "Regulations on the position of the caretaker of the prison castle in Moscow and the post of guard officer in the prison castle" (1804) and only after almost two hundred years in the 90s of the XX century, normative acts are published, according to which security departments are created, their status, goals and objectives are determined, and the order of functioning is regulated in detail.

Ключевые слова: караульная служба, надзор, режимные подразделения, пенитенциарные учреждения.

Keywords: guard service, supervision, security units, penitentiary institutions.

Дата направления статьи в редакцию: 10.10.2021

Дата публикации статьи: 30.11.2021

На протяжении всей истории тюремной системы России дежурной службе в современном понимании ее назначения должного внимания не уделялось. Главным требованием исполнения лишения свободы была охранная функция, которая сводилась к обеспечению изоляции осужденных. Ее выполняли две службы: тюремная стража (надзиратели), обеспечивающая внутренний надзор, а также внешнее окарауливание, и конвойная стража [2, с.7-8].

Надзор в местах отбывания наказания всегда являлся одним из видов деятельности, осуществляемой чиновниками мест заключения. До конца XVIII века внутренний распорядок в тюрьмах России оставался практически нерегламентированным. Так Соборное уложение 1649 г. содержало требование постоянного осмотра тюрьмы и наблюдения за осужденными, но детально не прописывало как должна была осуществляться данная деятельность.

Наиболее значительными попытками определить права и обязанности тюремной администрации явились «Инструкция для Петербургской тюрьмы» (1799) и «Положение о должности смотрителя тюремного замка в Москве и должности караульного офицера в тюремном замке» (1804) [1, с. 146]. Эти два документа представляют для нас интерес как первые попытки установления тюремного режима а, следовательно, и правовой регламентации надзора. Тюрьма возглавлялась офицером и гражданским приставом. В их присутствии проводились утренняя и вечерняя проверки арестантов. Офицер и пристав обязаны были ежедневно писать донесения о положении в тюрьме, происшествиях, количестве заключенных и многом другом. Важнейшей обязанностью офицера являлось осуществление надзора путем расстановки солдат внутри тюремного здания для контроля за порядком, в частности за тем, чтобы арестанты из разных камер не общались между собой [3, с. 56].

В 70-х годах XIX века надзор в тюрьмах был очень слабым. Так, на Сахалине, как отмечает Д.А. Дриль, один младший надзиратель приходился в среднем на 35 каторжан и один старший - на 40 человек тюремного населения, а в Александровской кандальной тюрьме на целый обособленный корпус, в котором размещались до 150 человек, полагался один надзиратель, который дежурил сутки. Из 361 надзирателя, состо-

явшего на службе в 1896 г., свободного сословия было 140 человек, крестьян из ссыльных - 19, поселенцев - 71 солдат еще состоящих на службе - 131 человек [4, с. 13]. М.Н. Гернет отмечал, что сотрудники тюрем не пользуются ни малейшим общественным уважением и сочувствием, никакого образовательного ценза, а тем более каких-либо специальных сведений от них не требуется, а в довершение всего вознаграждение они получают самое ничтожное, доходящее чуть не до смешного [1, с. 358].

В 1875 г. была издана Инструкция смотрителям центральных каторжных политических тюрем, которая в целях безопасности предписывала вооружать младших и старших надзирателей тюрьмы.

Закон от 13 июня 1887 г. ввел в тюремную стражу надзирателей-женщин для надзора за содержащимися лицами женского пола. Женщины-арестантки были, наконец освобождены от тягостной для них мужской стражи. Впрочем, закон нередко расходился с практикой, и женский надзор был введен не везде [5, с. 53].

В 1911 г. численность стражи в тюрьмах Министерства юстиции и конвойных частях составляла 16 150 человек (на каждого надзирателя приходилось в среднем 11.11 заключенных), а в 1913 г. она возросла до 18 080 человек [3, с. 56].

История становления службы безопасности в местах лишения свободы России прошла непростой путь в своем становлении, который был тесно связан с развитием всей тюремной системы государства [6, с. 62]. Процесс слома царских карательных учреждений и создание новых советских исправительно-трудовых учреждений (также как и других органов диктатуры пролетариата) происходил в условиях напряженной классовой борьбы.

Первые нормативные акты, регламентирующие надзор за осужденными в местах лишения свободы, носили общий характер и касались только отдельных вопросов его организации. Так, в газете «Известия» от 15 апреля 1919 г. был опубликован декрет ВЦИК «О принудительных работах», где предусматривалось выделение специальных лиц в составе команды охраны для осуществления надзора за осужденными. В соответствии с Положением об общих местах заключения, утвержденным постановлением НКЮ от 15 ноября 1920 г., в структуре мест лишения свободы была образована специальная служба надзора и введены должности наблюдателей (надзирателей), определены их функциональные обязанности [7, с. 11].

Сравнительный анализ Правил внутреннего распорядка в местах заключения РСФСР, разработанных на основе названного Положения и нормативных актов дореволюционного периода, позволяет сделать вывод о том, что отработанный десятилетиями опыт царских тюрем по содержанию заключенных, поддержанию порядка в местах лишения свободы и организации борьбы с преступностью среди заключенных невозможно было игнорировать.

Функция надзора в местах лишения свободы в послеоктябрьский период была возложена даже на вольнонаемных надзирателей. На лагерь численностью до 400 заключенных выделялось 5 старших и 20 младших надзирателей, а свыше 400 - добавлялось по 4 младших надзирателя. Организация надзора возлагалась на дежурного помощника начальника лагеря.

В конце 1924 г. постановлением ВЦИК и СНК РСФСР утвержден и с 1 января введен Устав службы по местам заключения РСФСР, определяющий правовое положение работников мест заключения, которые были приравнены в отношении внутренней службы и дисциплины к лицам, несущим действенную военную службу. От них могла быть потребована работа, сопряженная с опасностью для жизни; служебная деятельность не была нормирована и они не могли отказаться от работы в выходные и праздничные дни.

В 1925 году вышла в свет Инструкция по службе работников административно-строевого состава мест заключения, в которой были определены служебные обязанности должностных лиц, порядок организации службы суточного наряда. В специальный раздел выделен надзор в местах заключения. В Инструкции подробно раскрывались функциональные обязанности старшего надзирателя, старшего надзирателя по хозяйству, старшего надзирателя по работам, старшего надзирателя по корпусу, отделенного надзирателя, младших надзирателей, постовых надзирателей и т.д. Организация службы суточного надзора возлагалась на дежурного помощника начальника места заключения.

Непрестижность тюремной службы, низкий уровень материально-бытового обеспечения работников мест заключения вызывали серьезные трудности в комплектовании службы надзора. По-прежнему побеги, самовольные отлучки существенно осложняли деятельность мест лишения свободы. Поиск выхода из такого положения привел к необходимости использования для предупреждения побегов из колонии самих заключенных. Так, Приказом ГУМЗ РСФСР от 18 мая 1929 г. № 210 ряду мест заключения (Московская область, Урал) было рекомендовано выделять для окарауливания заключенных необходимое число лиц, лишенных свободы, положительно характеризовавшихся, а также осужденных преимущественно за должностные преступления (бывших красноармейцев, служащих милиции и т.д.). Предлагалось выставлять пикеты (заставы) постовых заключенных числом не менее двух в местах, наиболее опасных в побеговом отношении, а также на дорогах, по которым обычно бежали заключенные. В их обязанности вменялось задержание и возвращение в колонию беглецов. Для объявления тревоги постовым выдавались свистки. Заключенным, выполнявшим функции охранников, устанавливалась заработная плата в размере заработной платы работающего заключенного [8, с. 40].

В порядке самоокарауливания в 1930-1933 гг. в домах заключения также был организован внештатный надзор за заключенными. На эту работу допускались осужденные за незначительные правонарушения из среды трудящихся, прошедшие службу в армии.

Заключенные широко привлекались и для обеспечения внутреннего надзора. Для них была установлена специальная форма одежды. Заключенными замещались не только должности стрелков, но и начальников боевых питаний отрядов, заведующих артиллерийскими складами, оружейных каптенармусов. Из числа заключенных назначались дежурные по отрядам, командам и взводам. На две трети, а в некоторых случаях и полностью, заключенными были укомплектованы пулеметные расчеты.

Координальные изменения в надзорной службе произошли в 1943 г. в связи с изданием приказа НКВД СССР г. № 0458 «Об организации внутренней надзирательской службы в исправительно-трудовых лагерях и колониях НКВД». Во всех ИТЛ и колониях за счет сокращения численности охраны, ранее выделявшейся для дежурства по ИТЛ (колонии) и производственным объектам, создавалась внутренняя надзирательская служба. Надзор стал осуществляться круглосуточно служебным нарядом в составе старшего надзирателя (начальник дежурной смены надзирателей), дежурного надзирателя по штрафному изолятору, дежурных надзирателей по жилым баракам. Начальником службы назначался офицер. Эта служба не подчинялась командиру подразделения охраны, но он отвечал за состояние боевой и физической подготовки надзирателей [9, с. 81]. Начальником службы назначался офицер. Эта служба не подчинялась командиру подразделения охраны, но он отвечал за состояние боевой и физической подготовки надзирателей. В 1944 г. организованы части режима и надзирательской службы. На 300 заключенных выделялся один надзиратель. Управление дежурной сменой возлагалось на начальника лагерного пункта и его заместителя по охране и режиму.

В 1954 г. было введено в действие Положение об исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД СССР, одобренное распоряжением Совета Министров СССР. В целях детализации отдельных вопросов, касающихся условий и порядка отбывания наказания, МВД СССР в октябре 1954 г. издало специальную инструкцию, регламентирующую режим содержания заключённых в исправительно-трудовых лагерях и колониях.

В декабре 1954 года надзирательская служба из режимно-оперативных отделов (отделений) была передана в ведение военизированной стрелковой охраны. В связи с этим отделения режима и надзирательской службы отделов режима и оперативной работы были упразднены, а в штатах охраны исправительно-трудовых лагерей, УИТЛК, ОИТК образованы отделения надзирательской службы. Одновременно упразднялись должности начальников надзирательской службы лагерных отделений. Вместо них в штатах дивизионов и отрядов охраны вводилась должность инструктора надзирательской службы. В 1955 году принято Наставление по надзору за заключенными в исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД, надзирательская служба лагерных пунктов и колоний, была подчинена командирам подразделений охраны, а ее начальники назначены заместителями командиров по надзору за заключенными [10, с. 16]. Исследование названного Наставления показывает, что целевое назначение надзора за осужденными заключалось в обеспечении решения задач по предупреждению преступлений среди осужденных, их исправлению и перевоспитанию. Предметом надзора являлось не только негативное поведение осужденных, но и всякое другое, отражающее их настроение, намерение и т.д. [10, с. 16]

В 60-е годы проводилась работа по перестройке деятельности ИТУ, совершенствованию всех звеньев управления системой исправительно-трудовых учреждений. Особое внимание при этом было обращено на создание специального подразделения в исправительно -трудовой колонии, которое бы систематически занималось вопросами приведения режима отбывания наказания в соответствие с требованиями нормативных актов. В этой связи в 1963 г. было принято решение о создании специальной дежурной службы в колонии, а 1964 г. в соответствии с "Инструкцией по организации и осуществлению надзора за заключенными в ИТК МОПП РСФСР" г., вводится должность заместителя начальника колонии по режиму и оперативной работе. До этого дежурство в исправительно-трудовых учреждениях осуществлялось начальствующим составом по графику. Это создавало значительные неудобства, сотрудники отвлекались от исполнения непосредственных должностных обязанностей, не знали специфики службы дежурного, а потому допускали ошибки и просчеты при ее несении. Введение должностей дежурных помощников начальников исправительно-трудовой колонии было обусловлено объективными факторами, так как требования к организации деятельности исправительно-трудовых учреждений все повышались. Этому способствовали имевшиеся в постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР принципиальные установки о строгом соблюдении социалистической законности при исполнении наказания.

В 1973 г. приказом МВД СССР № 32 была утверждена Инструкция о надзоре за осужденными, содержащимися в ИТК. Значительное внимание в содержании этого документа уделяется вопросам деятельности контрольного состава по надзору в соответствии с занимаемой должностью, местом службы и т.д. Данная инструкция детально обозначила задачи, стоящие перед этой службой (обеспечение нормальной деятельности исправительно-трудовой колон и осуществление постоянного надзора за поведением осужденных и распорядком дня, установленным исправительно-трудовым законодательством).

Инструкция предписывала, что в дежурную службу входят четыре сотрудника из числа лиц начальствующего состава. В исправительно-трудовых колониях, где имеются крупные производственные объекты, на основании Инструкции о надзоре за осужденными могут быть установлены дополнительные штаты дежурных помощников начальников колоний. Случаи практического введения дежурных помощников начальников колоний на производственных объектах отмечаются с 1978 года. В Инструкции перечислены требования, которым должны удовлетворять сотрудники дежурной службы. Это должны быть опытные, подготовленные и энергичные сотрудники, хорошо знающие специфику исправительно-трудовых учреждений и умеющие принимать самостоятельные решения при возникновении чрезвычайной обстановки. Необходимость соблюдения предусмотренных Инструкцией требований к подбору кадров дежурной службы диктовалась также особенностями ее правового положения. Во время отсутствия в колонии начальника, его заместителей дежурный нес всю полноту ответственности за поддержание в колонии установленного внутреннего распорядка [11, с. 117].

Между тем в 1978 г. в колониях были введены режимные части. В соответствии с Положением о режимной службе 1982 г. эти подразделения руководили службой войсковых нарядов контролеров путем постановки перед ними конкретных задач по выполнению планов надзора и осуществляли контроль за выполнением этих планов. В § 20 Правил внутреннего распорядка исправительно-трудовых учреждений предписывается привлекать к обеспечению контроля за поведением осужденных и исполнением ими распорядка дня всех сотрудников. Поэтому

в дежурные наряды по надзору включались и другие сотрудники колонии.

В 1988 г. в целях улучшения работы по обеспечению режима и надзора режимные части, были объединены с оперативными и организованы оперативно-режимные отделы [8, с. 35].

В связи с передачей функции надзора из внутренних войск в систему исполнения наказаний в виде лишения свободы приказом МВД РФ от 15 декабря 1992 года № 455 в колониях были созданы отделы безопасности, в структуру которых вошли дежурная часть и группа надзора, состоящая из младших инспекторов по надзору. Одновременно создается такое структурное подразделение, как оперативный отдел. На отдел безопасности и оперативный отдел была возложена основная задача - устранить или снизить накаливание обстановки в среде осужденных, тем самым снизить число смертей в местах исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Предпосылками же создания отделов безопасности как самостоятельных структурных подразделений исправительных учреждений

- ухудшение криминогенной обстановки в исправительных учреждениях;

- принятие новых и внесение изменений и дополнений в старые нормативные акты;

- передача функции надзора от внутренних войск МВД РФ органам, исполняющим наказания;

- изменение условий содержания осужденных, порядка исполнения наказаний применительно к международным стандартам обращения с осужденными [12, с. 20].

В настоящее время базовыми документами, регулирующими деятельность отделов безопасности являются ведомственные нормативные акты, которые детально регламентируют специфику деятельности данных подразделений.

Таким образом, можно констатировать, что службы безопасности исправительных учреждений прошла тернистый путь в процессе своего зарождения и последующего развития. Так, на рубеже XVIII-XIX веков были предприняты первые попытки определить права и обязанности тюремной администрации в «Инструкция для Петербургской тюрьмы» (1799) и «Положение о должности смотрителя тюремного замка в Москве и должности караульного офицера в тюремном замке» (1804) и лишь по прошествии почти двухсот лет в 90-х годах XX века выходят в свет нормативные акты, в соответствии с которыми создаются отделы безопасности, определяется их статус, цели и задачи, а так же детально регламентируется порядок функционирования.

Библиогра фия:

1. Гернет М.Н. История царской тюрьмы: В 5 т. М., 1961. Т. 1. 384 с.

2. Детков М.Г. Уголовно-исполнительное право России: Учеб./ Под ред. А. И. Зубкова. М., 1977. 700 с.

3. Ткаченко Н.И. Правовые и организационные основы надзора в исправительных колониях: монография, Рязань. 2004. 201 с.

4. Дриль Д.А. Ссылка во Франции и России. СПб., 1899. 224 с.

б. Кузьмин С.И. Политико-правовые основы становления и развития исправительно-трудовых учреждении. М.1988. 98 с..

6. Громов М.А. Организация безопасности в исправительных учреждениях: Учеб. пособие. Рязань, 2000. 123 с.

7. Радов В.А. Надзор за осужденными в ИТК. Киев, 1984. 120 с

8. Детков М.Г. Организация надзора в учреждениях, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы. М, 1995. С. 125 с.

9. Колеватов П.И. Правовое и организационное обеспечение изоляции осужденных в ИК. Дис.канд. юрид. наук. М., 2001. 165 с.

10. Громов М.А, Федоров В.В, Тураев Э.В. Организация надзора за осужденными, содержащимися в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы: Учебное пособие. - Рязань 2006. 162 с.

11. Говорухин Э.А. Организация режима в исправительно-трудовых учреждениях. Учебное пособие. Рязань, 1987. 200 с.

12. Савихин А.М. Организация и правовые основы функционирования службы безопасности в уголовно-исполнительной системе: Дис. ... кан. юрид. наук. Рязань. 2006. 217 с.

References (transliterated):

1. Gemet M.N. Istonya carekoj tyu^my: V б t. M., 19б1. T. 1. 384 s.

2. Detkov M.G. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo Rossii: Ucheb./ Pod red. A. I. Zubkova. M., 1977. 700 s.

3. Tkachenko N.I. Pravovye i oгganizacionnye osnovy nadzora v ispravitel'nyh koloniyah: monografiya, Ryazan'. 2004. 201 s.

4. Dnl' D.A. Ssylka vo Francii i Rossii. SPb., 1899. 224 s.

б. Kuz'min S.I. Politiko-pravovye osnovy stanovleniya i razvitiya ispravitel'no-trndovyh uchrezhdenii. M.1988. 98 s..

6. Gromov M.A. OTganizaciya bezopasnosti v ispravitel'nyh uchrezhdeniyah: Ucheb. posobie. Ryazan', 2000. 123 s.

7. Radov V.A. Nadzor za osuzhdennymi v ITK. Kiev, 1984. 120 s

8. Detkov M.G. O^anizaciya nadzora v uchrezhdeniyah, ispolnyayushchih ugolovnoe nakazanie v vide lisheniya svobody. M, 199б. S. 12б s.

9. Kolevatov P.I. Pravovoe i o^anizacionnoe obespechenie izolyacii osuzhdennyh v IK. Dis.kand. yund. nauk. M., 2001. 1бб s.

10. Gromov M.A, Fedorov V.V, Turaev E.V. OTganizaciya nadzora za osuzhdennymi, soderehashchimisya v uchrezhdeniyah, ispolnyayushchih nakazaniya v vide lisheniya svobody: Uchebnoe posobie. - Ryazan' 200б. 1б2 s.

11. Govoruhin E.A. Organizaciya rezhima v ispravitel'-no-trndovyh uchrezhdeniyah. Uchebnoe posobie. Ryazan', 1987. 200 s.

12. Savihin A.M. O^anizaciya i pravovye osnovy funkcionirovaniya sluzhby bezopasnosti v ugolovno-ispolnitel'noj sisteme: Dis. ... kan. yurid. nauk. Ryazan'. 200б.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.