нелегально; нелегальной деятельности, представляющей собой запрещенные законом производство и распространение товаров и услуг, на которые имеется эффективный рыночный спрос; нелегальной деятельности, направленной против личности или имущества.
В контексте вышеизложенного предпочтительным представляется термин "теневая экономика", которым логично обозначать всякую экономическую активность, не
зарегистрированную официально уполномоченными органами. За редкими исключениями (связанными, например, с функционированием домашнего хозяйства) "теневая" составляющая экономики - это такой уклад экономических отношений, который складывается в обществе вопреки законам, правовым нормам, формальным правилам хозяйственной жизни, т.е. находится вне рамок правового поля.
Отдельные аспекты трансформации
экономической функции государства в условиях глобализации
А.В. Клеутина
главный советник Департамента по подготовке текстов публичных выступлений председателя
Правительства РФ
Наиболее значимые перемены сущностных характеристик современного государства связаны в первую очередь с процессом глобализации. Проблема заключается в том, что хотя формально некоторые государственные институты остаются по форме внутригосударственными, по существу, в содержательном аспекте они уже трансформированы таким образом, что превращаются в иное явление, отличное от первоначального по своей функциональной роли. Наиболее наглядно это проявляется в сфере экономической деятельности государства.
Одной из проблем экономической функции современного государства является урегулирование с помощью национального законодательства взаимоотношений между её различными факторами - как внутригосударственными, так и иностранными либо транснациональными корпорациями и инвесторами. И следует отметить, что экономическая функция современного государства весьма отличается от такой же по названию функции государства, существовавшей всего лет 50-70 назад. Не случайно отечественные специалисты, занимающиеся проблемой функций современного государства, испытывают затруднения при классификации этой функции в соответствии с традиционным дихотомным делением на внешние и внутренние. Некоторые из них находят, казалось бы, решение проблемы, но при ближайшем рассмотрении оно не кажется безупречным. Так, Л.А. Морозова предлагает разделить экономическую
функцию государства на внутреннюю, которую называет экономической функцией, и внешнюю, "функцию интеграции в мировую экономику". Эта последняя должна, по мнению Л.А. Морозовой, базироваться на ряде принципов, "главные из которых: 1) суверенитет государства над его природными ресурсами...; 2) свобода выбора форм интеграционных связей; 3) равенство и взаимовыгодное сотрудничество, исключение дискриминационных мер"1. Но если давать существующему положению дел объективную оценку, то следует отметить, что хотя в мировую экономику интегрируются практически все современные государства, соблюдение названных принципов в полном объёме происходит в реальности далеко не всегда, и далеко не для каждого государства. Сегодня зачастую не государства, а трансконтинентальные и мультинациональ-ные корпорации играют ведущую роль в организации экономического пространства. И не по национально-территориальному государственному принципу, а исходя из собственных экономических интересов и в соответствии с имеющим место международным разделением труда.
Возникновение глобального экономического пространства означает, что государство более не может сосредоточить экономическую функцию исключительно на своей территории, поскольку эта территория является частью единого для многих стран экономического пространства. И тот факт, что более слабые в экономическом плане государства вынуждены при-
1 Морозова Л.А. Теория государства и права. - М., 2002. С.102-109.
нимать условия, которые предлагают страны-экономические лидеры, является, практически, общепризнанным2. Некоторые авторы даже акцентируют внимание на данном аспекте проблемы: "Интеграция государств в глобальную экономику происходит неравномерно и приводит к появлению неравенства между ними по степени экономического могущества"3.
Таким образом, "функция интеграции в мировую экономику", по существу оказывается процессом преобразования экономической функции государства, детерминированным глобализацией экономики, и не более того.
Интеграция государств в мировую экономику приводит к существенным изменениям в сфере экономической деятельности государства. Экономика всё больше освобождается от государственного контроля, благодаря прежде всего, свободному перемещению финансов через государственные границы, а также растущей экономической власти и её институциализации в рамках транснациональных и мультинациональных корпораций, осуществляющих производственную деятельность, функции в сфере услуг и финансов.
Следует более глубоко изучить природу этих трансформаций в сфере государственного регулирования экономикой: не за горами начало процесса образования новых транснациональных законодательных органов, с помощью которых будет создана нормативно-правовая база регулирования экономических отношений глобального характера. Но в настоящее время основной легализующей силой является государство в лице государственных органов, которые не только устанавливают необходимые нормы, но и способны выступить реальным гарантом той части собственности трансконтинентальных корпораций, которая располагается на территории данного государства. Деятельность такого рода позволяет рассматривать государство как инкорпорирующее начало глобальной проекции своей сокращающейся роли в регулировании межнациональных и наднациональных экономических отношений4, их операционной эффективности и легитимности5. Государство в
лице своих органов осуществляет управление глобальными экономическими отношениями, т.к. в настоящее время отсутствуют иные межнациональные и трансконтинентальные институты, которые могли бы заменить государство в решении этих проблем. Власть любого государства традиционно подкрепляется наличием внутригосударственных силовых структур, а для отдельных экономически сильных государств и их влиянием в глобальном масштабе.
Цель любой трансконтинентальной корпорации - получить поддержку и гарантии государства для беспрепятственного осу-ществлениясвоейфинансово-экономической (производственной, торговой, банковской) деятельности на территории данного государства. А сверхцель - получить такого рода протекцию в трансконтинентальном масштабе. Но сегодня никакое государство, даже самое сильное, не может обеспечить такие гарантии. Существующие потребности такого рода обусловливают необходимость возникновения новых наднациональных институтов управления (власти), способных реально обеспечить эти гарантии. Иногда услуга по обеспечению гарантии приватизируется, как отмечают некоторые зарубежные исследователи6, т.е. она оказывается не структурами государственной власти, а негосударственно-властными структурами (структурами гражданского общества).
Отдельные государства (по большей части США и Великобритания), определяют внешние формы новых правовых нормативов в сфере регулирования глобальной экономикой в соответствии с тенденциями развития англо-американского коммерческого законодательства и существующих в нём стандартов, и навязывают эти нормы прочим государствам, игнорируя наличие определённой доли суверенности, имеющей место в рамках современного этапа развития международных отношений. Эти факты, безусловно, являются подтверждением некоторого ограничения прав государств - участников процесса экономической интеграции7, т.к. межнациональные нормативные правоу-
См.: Иноземцев В. Глобализация: иллюзии и реальность // Свободная мысль - ХХ век. 2000. № 1. С. 30-31; Лю-
башиц В.Я. Современное государство в глобализирующемся мире // Правоведение. 2004. № 4. С. 208; Бауман З.
Национальное государство - что дальше? // Отечественные записки. № 6. 2002. С. 426-429 и др.
Любашиц В.Я. Указ. соч. С. 208.
См. подробнее об этом: Gill S. Op. cit.; Panitch L. Op. cit.
См.: Sassen S. Losing Control? Sovereignty in an Age of Globalization. Columbia University Leonard Hastings Scoff Memorial Lectures. N.Y.: Columbia University Press, 1996.
Dezalay Y., Garth B. Dealing in Virtue: International Commercial Arbitration and the Construction of a Transnational Legal Order. Chicago and London: University of Chicago Press, 1996. Op. cit.
n ei Z
eo о о
N
U U О о.
d
со
н
и о
X
и п
Е
о
м ф
в
о а
о ф
г S
S о
X
о а
т
S ф
ч:
п
к <
X S X н
и ф
со
П ei Z
eo о о
N
U U О (L
EX
CQ
н
и о
X
и п
Е О
м ф
в
о а и ф г S Е о х о а т
станавливающие акты, порядок применения экзекутивов, наличие и соблюдение определённых международных технических стандартов и так далее - всё это должно реали-зовываться соответствующими структурами гражданского общества и государственными органами каждого государства - участника процесса экономической интеграции. Механизмы правового регулирования такого масштаба, их легализация в рамках национального права и легитимация в национальном правосознании - проблемы малоизученные. Но уже существующие реалии такого рода позволяют прогнозировать появление трансконтинентальных вариантов развития правового поля. Возможность нахождения консенсуса в решении неоднозначного вопроса урегулирования проблем, возникающих в ходе дальнейшей глобализации экономики - сложнейшая политическая задача на перспективу для институтов государственной власти каждого государства - участника процесса глобализации. А роль и значение каждого отдельного государства - участника будет определяться уровнем развития его экономики и соответствующей политической значимостью на мировой арене.
США, претендующие на роль основной определяющей силы на данном этапе развития мировой истории, фактически вынудили остальные государства принять требования трансконтинентальных корпораций. Это привело к определённой трансформации исторически сложившихся конструкций государственной власти и, как считают отдельные зарубежные авторы, в некоторой степени даже к её дестабилизации8. Это относится и к США, и к некоторым иным экономически сильным, влиятельным государствам, которые играют весьма важную роль в появлении новых правоустанавливающих актов, регулирующих реализацию современных форм экономической деятельности. Эти акты позволяют стабилизировать и усилить значение новых наднациональных, негосударственных (на уровне структур гражданского общества) институтов власти. В то же время говорить о реальном существовании функционирующих установившихся институтов надгосударственной власти и даже существовании так называемых "сете-
вых государств", которые пришли на смену прежним формам государственности9, преждевременно. Мы разделяем мнение Л.С. Мамута в этом аспекте проблемы, который справедливо утверждает: "Преобразование современного национального государства в публично-властную ассоциацию, которая в главном согласуется с социальными, экономическими, политическими, правовыми, гуманитарными стандартами начавшей формироваться планетарной цивилизации, вовсе не требует коренного слома его привычно существующих параметров, не предполагает водворения на их месте "горизонтальных сетевых связей". Говорить о пришествии эпохи пока что весьма гипотетических "сетевых государств" очень рано"10.
В целом, следует отметить, что наблюдения за эмпирическими фактами позволяют сделать вывод о значительном влиянии на современную мировую экономику стран североатлантического региона. Можно особо выделить северную трансатлантическую экономическую систему в лице ЕС, Канады и США, которая в определённой мере аккумулирует признаки экономической глобализации. Эта система оказывает доминирующее значение на формирование и направление потоков прямых финансовых инвестиций, на процессы слияния и поглощения различных корпораций, на образование новых стратегических финансовых альянсов. На 2000г. на этот регион приходилось 60 % входящих инвестиций; 76 % исходящих инвестиций; 60 % продаж и 80 % покупок в сфере поглощений и слияний различных корпораций производственного и финансового плана11.
В современной глобальной экономике заметна роль и других государств и регионов, таких как Япония, Юго-восточная Азия, Латинская Америка. Причём, роль Японии весьма значительна и имеет тенденцию к усилению, в частности, в сфере финансовых ресурсов и высоких технологий. Но на сегодняшний момент удельный вес северной трансатлантической системы значительно выше, чем всех вышеперечисленных стран и регионов вместе взятых. В связи с этим возникает ряд серьёзных проблем и одна из первых - это недостаточная нормативно-правовая урегулиро-ванность региональных межгосударственных
S ф
ч:
п
а <
х
S X н
и ф
со
8 См.: Arrighi G. The Long Twentieth Century: Money, Power, and the Origins of Our Times. London: Verso. 1994; Davis D.E. (ed.) Chaos and Governance // Political Power and Social Theory. № 13. Part IV: Scholarly Controversy. Stamford, Conn.: JAI Press, 1999.
9 См. об этом: Азроянц Э.А. Размышления о будущем // Глобализация. Конфликт как диалог цивилизаций. - М., 2002; Василенко И.А. Политическая философия. - М., 2004 и др.
10 Мамут Л.С. «Сетевое государство?» // Государство и право. 2005. № 11. С. 12.
11 Sassen S. The State and Globalization / The Emergence of Private Authority in Global Governance. Cambridge. 2002. P. 98.
экономических систем. Необходимо достигнуть оптимального баланса интересов всех регионов и государств с учётом значимости и веса каждого из них. В этом плане хорошим примером могут быть взаимоотношения стран Восточной Европы и ЕС.
Процесс глобализации экономики не закончился и экономически сильные государства, государственные союзы, трансконтинентальные корпорации и финансовые наднациональные объединения борются за зоны влияния. Происходит перераспределение и трансформация властных функций государства. Если прежде верховной властью в мире, чётко поделённом на государства, была исклю-
чительно публичная государственная власть, то сегодня уже не совсем ясно, какие властные силы являются доминантными в мире с транс-парентными межгосударственными границами, мировым рынком, общей глобальной экономической системой, колоссальным влиянием на экономику государств международных финансовых организаций и трансконтинентальных и мультинациональных корпораций. Мы являемся свидетелями процесса консолидации транснациональной экономики.
Происходит постепенная модернизация мировой экономической системы и, как следствие, реструктуризация экономической функции государства.
Правовое обеспечение расширения полномочий
исполнительных органов в сфере ограничения гражданских прав и свобод человека
А.З. Абубакиров
преподаватель Уфимского филиала северо-западного института повышения квалификации ФСКН России
Чрезвычайно остро в настоящее время стоит вопрос о допустимости ограничения основных прав и свобод институтами государственной власти в целях общегражданской безопасности общества, путем расширения прав и полномочий органов исполнительной власти1.
Каким же образом происходит ограничение гражданских прав и свобод, и каковы границы такого ограничения?
Считается возможным говорить о двух направлениях, по которым происходит ограничение прав и свобод человека.
Одним из них является ограничение прав и свобод, обусловленное стремлением государства обеспечить общенациональную безопасность. Это ограничение связано с целенаправленной, осознанной, подконтрольной государству деятельностью институтов государственной власти по уменьшению объема охраняемых государством гражданских прав. Таким образом, органы государственной власти, прежде всего исполнительной, получают дополнительные полномочия. Природа таких полномочий кроется в расши-
рении прав органов исполнительной власти при одновременном сокращении прав человека. В общем ряду таких прав стоят права человека на неприкосновенность частной жизни, конфиденциальность информации2, права граждан на объединения, собрания, права граждан на свободу выбора места жительства и другие. "Возможность контроля спецслужбами информации, циркулирующей в каналах связи, является одной из основных задач национальной безопасности государства", - считает один из участников круглого стола по проблемам ограничения прав и свобод человека3. Действительно, события последних лет стали решающим аргументом в споре о возможности ограничения прав человека для обеспечения государственной безопасности. Как показывает мировой опыт, практика внедрения силовых органов государства в информационные сети частных компаний и других государств получила достаточно распространенный характер, и далеко не всегда имеет правовой характер. "Спецслужбы США не менее десяти лет перехватывают всю осуществляе-
1 См.: Морозова Л.А. Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству //Государство и право. 1998. №7, 8, 10.
2 См.: Воробьев В.В. Ограничения прав и свобод граждан в российской уголовной политике /Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству //Государство и право. 1998. №7,8,10. С.47-48
3 Указ. соч. С.47.