Трибуна аспиранта, адъюнкта и соискателя
экономических систем. Необходимо достигнуть оптимального баланса интересов всех регионов и государств с учётом значимости и веса каждого из них. В этом плане хорошим примером могут быть взаимоотношения стран Восточной Европы и ЕС.
Процесс глобализации экономики не закончился и экономически сильные государства, государственные союзы, трансконтинентальные корпорации и финансовые наднациональные объединения борются за зоны влияния. Происходит перераспределение и трансформация властных функций государства. Если прежде верховной властью в мире, чётко поделённом на государства, была исклю-
чительно публичная государственная власть, то сегодня уже не совсем ясно, какие властные силы являются доминантными в мире с транс-парентными межгосударственными границами, мировым рынком, общей глобальной экономической системой, колоссальным влиянием на экономику государств международных финансовых организаций и трансконтинентальных и мультинациональных корпораций. Мы являемся свидетелями процесса консолидации транснациональной экономики.
Происходит постепенная модернизация мировой экономической системы и, как следствие, реструктуризация экономической функции государства.
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАСШИРЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В СФЕРЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА
А.З. Абубакиров
преподаватель Уфимского филиала северо-западного института повышения квалификации ФСКН России
Чрезвычайно остро в настоящее время стоит вопрос о допустимости ограничения основных прав и свобод институтами государственной власти в целях общегражданской безопасности общества, путем расширения прав и полномочий органов исполнительной власти1.
Каким же образом происходит ограничение гражданских прав и свобод, и каковы границы такого ограничения?
Считается возможным говорить о двух направлениях, по которым происходит ограничение прав и свобод человека.
Одним из них является ограничение прав и свобод, обусловленное стремлением государства обеспечить общенациональную безопасность. Это ограничение связано с целенаправленной, осознанной, подконтрольной государству деятельностью институтов государственной власти по уменьшению объема охраняемых государством гражданских прав. Таким образом, органы государственной власти, прежде всего исполнительной, получают дополнительные полномочия. Природа таких полномочий кроется в расши-
рении прав органов исполнительной власти при одновременном сокращении прав человека. В общем ряду таких прав стоят права человека на неприкосновенность частной жизни, конфиденциальность информации2, права граждан на объединения, собрания, права граждан на свободу выбора места жительства и другие. "Возможность контроля спецслужбами информации, циркулирующей в каналах связи, является одной из основных задач национальной безопасности государства", - считает один из участников круглого стола по проблемам ограничения прав и свобод человека3. Действительно, события последних лет стали решающим аргументом в споре о возможности ограничения прав человека для обеспечения государственной безопасности. Как показывает мировой опыт, практика внедрения силовых органов государства в информационные сети частных компаний и других государств получила достаточно распространенный характер, и далеко не всегда имеет правовой характер. "Спецслужбы США не менее десяти лет перехватывают всю осуществляе-
1 См.: Морозова Л.А. Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству //Государство и право. 1998. №7, 8, 10.
2 См.: Воробьев В.В. Ограничения прав и свобод граждан в российской уголовной политике /Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству //Государство и право. 1998. №7,8,10. С.47-48
3 Указ. соч. С.47.
ISSN 1997-1001
П Ol
Z
eo о о
N
U U О (L
EX
CQ
н
и о
X
и п
Е О
м ф
в
о а и ф г S Е о х о а т
S ф
ч:
п
а <
X S X н
и ф
со
мую при помощи телефонов связь Западной и Центральной Европы", - пишет член Совета по внешней и оборонной политике Российской Федерации Михаил Делягин4.
Следовательно, вопрос имеет неправовой и правовой аспекты. Однако существование неправового аспекта заключается лишь в отсутствии законодательной базы, регулирующей этот круг правоотношений. Но отсутствие закона не свидетельствует об отсутствии иных правовых регуляторов, которые вступают в действие для восполнения законодательных пробелов. При разработке соответствующего законодательного акта необходимо достичь компромисса между интересами государственной безопасности и правами граждан. При этом, по-прежнему неразрешимым остается вопрос о границах между правомерным ограничением и ущемлением основных прав и свобод человека. Так, в Конституции РФ термин "ограничение" употреблен восемь раз5. Термин "умаление прав", схожий по значению с ущемлением прав - четыре раза6.
По смыслу положений Конституции Российской Федерации, под ограничением прав следует понимать правовые изъятия из конституционного статуса человека и гражданина в соответствии с Конституцией и действующим законодательством. В качестве же умаления (ущемления) прав и свобод следует расценивать уменьшение материального содержания основных прав, гарантий основных прав человека "в результате государственного предпочтения одной группы прав в ущерб другой"7.
Проблема ограничения полномочий органов государственной власти, направленных на неправовое ущемление прав и свобод граждан имеет правовое решение. С помощью введения специальных законодательных процедур (например, принятие специального закона), на пути деятельности органов исполнительной власти устанавливаются правовые барьеры, препятствующие ущемлению прав и свобод человека. Следовательно, границы расширения прав органов государственной власти, и, прежде всего, исполнительной, определяются законодательным актом соответствующего государства, при последующем судебном контроле, за соответствием его положениям конституции государства.
На наш взгляд, применение термина "ограничение" является не случайным. Смысл этого понятия заключается именно в уменьшении или сокращении прав и свобод до определенных пределов, но не полное их отрицание. Отсюда следует, что должна существовать группа прав и свобод человека, на которую не распространяется какое-либо государственное ограничение в определенных случаях. Так, в части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации названы права и свободы, не подлежащие ограничению в случае введения чрезвычайного положения в государстве8.
"В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия", - говорится в Конституции Российской Федерации9.
Исходя из сказанного, следует отметить, что несмотря на возможность правового ограничения прав и свобод человека в государстве, процесс этот носит исключительный характер. Исследуя деятельность органов исполнительной власти в области ограничения основных прав и свобод человека, отметим, что Конституция РФ и федеральное законодательство не наделяют их полномочиями по изданию нормативных актов, ограничивающих основные права и свободы человека, хотя передача таких прав возможна в виде делегированного законодательства.
В качестве других причин, способствующих ограничению основных прав и свобод человека, называются коррупция и бюрократизм. И, если бюрократизм это явление системного характера, выражающееся в чрезмерной формализации процедур в органах исполнительной власти, однако, не являющееся противоправным, то коррупция явление прямо противоречащее положениям законов государства.
Известно, что основной причиной бюрократизма служит неэффективная, неразвивающаяся система управления органами государственной власти. Непосредственно само явление не способствует какому-либо расширению прав органов исполнительной власти, однако, часто выражается в бездействии последних, в результате чего происходит ограничение прав и свобод человека.
4 Делягин М.Г. Указ. соч. С.181.
5 См.: Конституция Российской Федерации. Ст.ст. 19, 23, 55, 56, 74, 79, 132.
6 См.: Конституция Российской Федерации. Ст.ст. 21, 55, 62.
7 Эбзеев Б.С. Понятие, виды, цели ограничения прав человека /Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву //Государство и право. 1998. №7. С.24
8 См.: часть 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации.
9 См.: часть 1 статьи 56 Конституции Российской Федерации.