Денисевич А.В.1
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ
Ключевые слова: международная интеграция, регионализация, глобализация, международная экономическая безопасность, глобальные экономические интересы, концепция правового обеспечения, парадигма защиты.
Keywords: international integration, regionalization, globalization, international economic security, global economic interests, the concept of legal support, protection paradigm.
Данное исследование посвящено проблемам правового обеспечения международной экономической безопасности, поскольку в настоящее время в мире нет практически ни одного государства, которое не было бы в той или иной форме включено в процесс сотрудничества и взаимодействия в рамках глобального пространства, не участвовало бы в тех или иных интеграционных процессах, пытаясь надлежащим образом реализовать свои национальные интересы2.
Так, в целях эффективной интеграции (динамичного вхождения) в мировое хозяйство основными интересами любого государства на международном уровне являются: поддержание высокой степени адаптивности национальной экономики к изменениям глобализирующейся мировой хозяйственной среды (рациональное использование географического, геополитического, технологического положения, складывающегося международного разделения труда и рынков товаров, работ и услуг и т.д.); расширение внешнеэкономических связей (участие в многостороннем сотрудничестве в рамках международных организаций, институтов и форумов, в таможенных союзах, зонах свободной торговли и иных формах экономической интеграции с иностранными государствами, развитие международного сотрудничества с государствами, участвующими в многосторонней системе регулирования торговли и т.д.); повышение эффективности и конкурентоспособности национального производства товаров, работ, услуг, а также создание благоприятных условий для их участия в международном торгово-экономическом обороте (защита внутреннего рынка и отечественного производства от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных государств, защита интересов организаций и индивидуальных предпринимателей-резидентов на внешнем рынке и т.д.); обеспечение оптимизации структуры внешней торговли и эффективного сальдо торгового баланса (обеспечение условий роста и развития экспорта конечной продукции наукоемкого промышленного производства, минимального уровня удовлетворения внутренних потребностей за счет импорта, а также содействие импорту высоких технологий и т.д.); устойчивость финансового положения государства (обеспечение эффективного сальдо платежного баланса, доступ к кредитным ресурсам международных финансовых организаций, осуществление внешних государственных заимствований в пределах лимита внешнего государственного долга, привлечение иностранных инвестиций, поддержание эффективного обменного курса национальной денежной единицы на мировом финансовом рынке и т.д.); обеспечение доступа к иностранным источникам сырья, товарам и услугам, производство которых невозможно либо неэффективно в стране, а также развитие системы международных транспортных систем и коммуникаций для их поставки; обоснованная степень государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, отвечающая критериям эффективности и социальной направленности развития экономики, с созданием условий, исключающих криминализацию внешнеэкономических отношений.
В свою очередь основными угрозами для любого государства на международном уровне являются: изоляция в мировом экономическом пространстве с дискриминацией в торговле со стороны международного сообщества (отсутствие суверенитета в торговой, денежно-кредитной, бюджетно-финансовой политике, нарушение экономических соглашений странами-партнерами и т.д.); низкий уровень конкурентоспособности национальной экономики (утрата производственного потенциала из-за износа основных фондов, снижение инновационной активности и т.д.); дефицит внешнеторгового баланса и нерациональная структура импорта (зависимость от импорта технологий, отдельных комплектующих изделий, продовольствия, энергоносителей, стагнация аграрного сектора, изменение конъюнктуры мирового рынка и т.д.); отсутствие реальной сбалансированной системы мер по привлечению зарубежных финансовых (инвестиционных) ресурсов (втягивание в долговую зависимость из-за высокого внешнего долга и т.д.); недостаточный экспортный и валютный контроль, незамкнутость границы (утечка капитала, интеллектуальной собственности и т. д.); неразвитость финансовой, организационной, информационной и транспортной инфраструктуры, обслуживающей экспортно-импортные операции; правонарушения в сфере внешнеэкономической деятельности.
Соответственно международную экономическую интеграцию можно определить как процесс взаимного сближения национальных экономико-правовых механизмов, хозяйственных систем государств, связанный с углублением
1 Денисевич Александр Викторович - к.ю.н., доцент, доцент кафедры конституционного права, Юридический факультет Белорусского государственного университета. E-mail: [email protected]
2 Foison E.L., Gordon M.Y., Spanogle J.A. International business transactions. A problem oriented course book. 1991. - P. 257-285.
их экономического взаимодействия, согласованием межгосударственной политики и структурными изменениями в экономике на основе международных договоров. Процесс интеграции, как правило, связан с образованием нового самостоятельного объединения государств, которые приобретают международно-правовые и экономические преимущества. Условиями достижения интеграции между государствами, как правило, являются сопоставимые политические и экономические показатели участников интеграционного объединения, а также их возможная историческая взаимосвязь и взаимовыгодные экономические и политические перспективы совместного развития, как это происходит в случае интеграции на евразийском пространстве. Развитие интеграции чаще всего носит региональный характер и происходит по направлению от экономического процесса к политическому. Так, например, в доктрине европейского права называются три важных аргумента в пользу интеграции: интеграция снижает риск военных конфликтов; устранение национальных торговых барьеров приводит к экономическому росту; в эпоху свободной торговли только политическая интеграция может спасти демократию1.
Критерий содержания процесса интеграции позволяет различать функциональные формы интеграции: общие союзы (Бенилюкс), функциональные и отраслевые союзы (Евратом). По критерию отношения к внешнему миру выделяются союзы закрытые (автаркичные), полузакрытые (открытые только для стран определенного региона), открытые для внешнего мира. В соответствии с критерием сферы действия различаются ограниченные по составу союзы (Союзное государство России и Белоруссии) и союзы, объединяющие большое количество сторон (ЕС). Можно также выделить интеграционные объединения различных по уровню развития стран: союзы развитых стран (ЕС, НАФТА), союзы развивающихся стран (АСЕАН), союзы стран с переходной экономикой (СНГ). Данная классификация помогает сориентироваться в расстановке социально-политических сил и спрогнозировать международно-правовую позицию каждой группы стран по тому или иному актуальному вопросу современных международных экономических отношений. Однако она носит условный характер, поскольку вполне возможно, что дальнейшее развитие новых технологий выдвинет в число передовых такие страны, на которые в настоящее время мало кто обращает внимание.
Тем не менее, можно выделить, с определенной степенью схематичности, следующие направления и стадии интеграционного развития: 1) создание зоны свободной торговли (устраняются внутрирегиональные барьеры на пути продвижения товаров и услуг); 2) образование таможенного союза (вводятся согласованные внешние тарифы для защиты экономических интересов объединившихся стран); 3) формирование единого рынка (ликвидируются внутрирегиональные барьеры при использовании производственных факторов); 4) организация валютного союза (гармонизируются денежная, налоговая и валютная сферы); 5) создание экономического союза (формируются наднациональные органы хозяйственной координации с единой денежной системой, общим центральным банком, унифицированной налоговой и общей экономической политикой)2.
При этом следует учитывать, что теоретически для интеграции государств возможны три варианта (модели) сближения (первая модель базируется на выработке и принятии единого международно-правового акта, являющегося международным договором; вторая модель может основываться на модельном законодательстве; третья модель подразумевает использование метода прямой (жесткой) унификации в рамках принятия единообразного унифицированного акта межгосударственного объединения). Так, например, с точки зрения современной теории международного права ЕАЭС является межгосударственным интеграционным объединением регионального уровня, созданным на основе Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) и обладающим следующими чертами:
- институциональная основа ЕАЭС еще не так развита как, например, в ЕС, предполагая постепенную передачу полномочий национальных органов на уровень органов ЕАЭС (об этом свидетельствует прогрессивная динамика эволюции одного из важнейших институтов ЕАЭС - ЕЭК);
- практика функционирования ЕАЭС пошла по пути передачи определенного объема полномочий с национального на наднациональный уровень, что обусловлено стремлением государств-членов к дальнейшему развитию интеграции и построению сбалансированного и эффективного единого экономического пространства;
- хотя система международных правовых актов, принимаемых в рамках ЕАЭС, не столь дифференцирована и многообразна, однако уже в настоящее время можно говорить об определенных успехах в сфере развития международно-правового инструментария ЕАЭС на примере появления юридически обязательных решений наднационального органа ЕЭК, а также технических регламентов ЕАЭС, имеющих наднациональный характер для государств-членов;
- позитивным образом международно-правовую модель ЕАЭС характеризует механизм имплементации международно-правовых актов, принимаемых в рамках данного межгосударственного интеграционного объединения, что в свою очередь не исключает его дальнейшего совершенствования и ориентированности на развитие прежде всего правовых регуляторов наднационального характера и непосредственного применения международных предписаний, выработанных в рамках ЕАЭС;
- с точки зрения теории международного права, а также практики межгосударственного сотрудничества и интеграционного строительства важно отметить, что Договор о Евразийском экономическом союзе содержит специальную статью (статья 6 «Право Союза»), согласно которой право ЕАЭС составляют: настоящий Договор; международные договоры в рамках Союза; международные договоры Союза с третьей стороной; решения и распоряжения Высшего Евразийского экономического совета, Евразийского межправительственного совета и Евразийской экономической
1 Hoogmoed S. Europe in the third millennium. - http://home.tiscali.nl/sylvester/iiii.htmb
2 Вишняков В.Г. Содружество Независимых Государств: не размывание, а качественное укрепление // Журнал российского права. - М., 2004. - № 12. - С. 68.
комиссии, принятые в рамках их полномочий, предусмотренных настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза.
При этом следует отметить, что межгосударственная интеграция в современном мире происходит при одновременном развитии процессов глобализации и регионализма. Современный мир переживает период глубоких перемен, сущность которых заключается в формировании полицентричной (многополярной) международной системы. В глобальном масштабе структура международных отношений (формирующаяся в том числе и посредством развития региональных интеграционных образований) продолжает усложняться, происходит передел рынков, перераспределение финансовых потоков и производительных сил. В результате процесса глобализации складываются (обозначаются) новые центры экономического и политического влияния (лидерства), которые обостряют соперничество государств (обостряются противоречия, связанные с неравномерностью мирового развития, углублением разрыва между уровнем благосостояния государств, усилением борьбы за ресурсы, доступ к рынкам сбыта, контроль над транспортными артериями и т.д.) и конкуренцию моделей будущего развития (конкуренция охватывает человеческий, научный и технологический потенциалы и приводит к стремлению ряда стран использовать силовые методы, давление, экономические и ресурсные преимущества для продвижения своих интересов).
Современная глобализация имеет ряд характерных особенностей. Во-первых, реальные глобализационные достижения сосредоточены почти исключительно в сфере торгово-экономического экспансионизма, до всесторонней глобализации еще весьма далеко. Во-вторых, хотя глобализация - явление, объективно обусловливаемое развитием промышленности, активизацией трансграничных перетоков капитала и т.д., явление это управляемое посредством международно-правовых инструментов (международных договоров, организаций и т.п.), в различных сферах либо стимулируемое, либо подавляемое. В-третьих, не снимается с повестки дня продолжающаяся конкуренция глобальной и региональной тенденций развития (практика показывает, что такие интеграционно-ориентированные системы, как Евросоюз, НАФТА и даже ВТО, с трудом открывают двери для других стран и тем самым вряд ли служат интересам подлинной глобализации).
Экономическая наука выделяет пять основных направлений глобализации: финансовую глобализацию, интенсификацию мировой торговли, регионализацию экономики, развитие всемирных транснациональных корпораций (ТНК) и процессы сближения национальных экономик (конвергенцию). Развитие глобализации приводит к таким экономическим явлениям, как проницаемость межгосударственных границ для свободного движения финансовых потоков, перемещения товаров, услуг, технологий, рабочей силы, т.е. к распространению правовых режимов наибольшего благоприятствования и национального режима в упомянутых сферах. Государства с рыночной экономикой сближаются по уровню цен на товары, прибыльности предприятий и зарплат, растет число и размер слияний компаний внутри государств и на международном уровне. Происходит частноправовая универсализация рыночных отношений через утверждение единых экономических принципов, обычаев и правовых норм для субъектов международных экономических отношений, а в результате - усиление взаимосвязи и взаимозависимости национальных рынков государств.
К негативным сторонам глобализации прежде всего относится то, что главная ценность капитализма - получение прибыли приводит к неравномерности развития развитых и развивающихся государств, ведет к концентрации могущества в одних руках, к эксплуатации труда капиталом и расслоению общества (обогащению богатых и обнищанию бедных) и в конечном итоге к глобальному экономическому кризису1. Расширение, интенсификация глобализацион-ных процессов таят в себе не только выгоды, но и опасность утраты суверенитета, экономической независимости государства. Пространство маневра государства в экономической сфере также все больше сужается вследствие повышения мобильности капитала, деятельности транснациональных корпораций и распространения Интернета. К негативным проявлениям глобализации и регионализации можно отнести жесткое давление транснациональных корпораций на развитие национальных экономик, на процессы принятия политических и экономических решений; акцент на сугубо финансово-прибыльной стороне и недооценку социальных аспектов этих явлений; подавление основ национального права и даже разрушение отдельных институтов и отраслей законодательства под давлением мировых императивов; ослабление суверенитета государств путем ограничения возможностей их свободной деятельности; жесткие требования уставов межгосударственных объединений к национальным законодательствам2.
Соответственно в настоящее время можно выделить следующие глобальные экономические проблемы, напрямую влияющие на обеспечение международной экономической безопасности:
1. Эволюция технологического уклада - формирование новых технологий ведет к возникновению новых сегментов экономики, к перераспределению мировых ресурсов между секторами экономики и регионами планеты, появлению новых весомых субъектов экономики, новых видов и даже типов криминальной экономики и экономической преступности, трансформации целевых функций значительных сегментов экономики, создает новые условия конкуренции, в том числе путем использования новых технологий 6-го уклада (в том числе интеллектуальных технологий) в целях развития теневых и криминальных экономических субъектов, а также новые вызовы и угрозы экономическим конструкциям и отношениям, сформировавшимся на основе 3, 4 и 5-го технологических укладов, которые в разных пропорциях представлены в национальных экономиках, в различных отраслях экономики и разных регионах планеты.
2. Переход значительного количества стран от постиндустриальной к инновационной экономике - большинство стран демонстрирует устойчивую современную общемировую тенденцию перехода от постиндустриальной экономики к инновационной, базирующейся на новой технологической базе, основанной на использовании новейших дости-
1 Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности. - М., 1999. - С. 262.
2 Глобализация и развитие законодательства: очерки / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров, А.С. Пиголкин. - М., 2004. - С. 128.
жений в области биотехнологий, информатики и нанотехнологий, универсального определения которой пока не существует.
3. Отставание отдельных стран в научно-технологическом развитии (его ненадлежащая организация) - современный этап характеризуется наличием неразрешенных проблем, препятствующих научно-технологическому развитию: при имеющемся положительном опыте реализации масштабных технологических проектов сохраняется проблема невосприимчивости экономики к инновациям, что препятствует практическому применению результатов исследований и разработок; слабое взаимодействие сектора исследований и разработок с реальным сектором экономики, ра-зомкнутость инновационного цикла приводят к тому, что государственные инвестиции в человеческий капитал фактически обеспечивают рост конкурентоспособности других экономик.
4. Гиперконкуренция - выражает конкурентную борьбу народов и наций, в которой используются любые ее формы - от соперничества фирм на глобальных рынках, манипулирования финансовым и международным правопо-рядками до холодной и гибридных войн, причем в ней первичны действия субъектов частного права (экономических субъектов), а государство действует как помощник институтам частного права - компаниям, транснациональным корпорациям, которые учреждаются, как правило, частными лицами, а не государственными властями (важными факторами являются: превращение Китая и Индии в основные локомотивы мирового экономического роста, появление новых мировых центров экономического развития в Азии и Латинской Америке; преодоление энергетических барьеров роста, в том числе за счет повышения энергоэффективности и расширения использования альтернативных видов энергии при сохранении тенденции к удорожанию энергоносителей; усиление дисбалансов в мировой торговле, движении капиталов, что способствует изменению курсов мировых валют и перестройке институтов мировой экономики (мирового экономического порядка), мировой финансовой архитектуры).
5. Геоэкономические войны с применением санкционных режимов - следствием усиливающегося дефицита природных ресурсов становится рост геоэкономических войн (Ирано-иракская война, война в Персидском заливе, Американо-иракская война, вторжение в Афганистан, Ливию, Сирию и др.); вне зависимости от индивидуальных характеристик конкретного санкционного режима, вводимого тем или иным субъектом (группой субъектов) в рамках геоэкономической войны в отношении той или иной страны, в целом для него характерны следующие особенности: запреты и ограничения на осуществление экономической деятельности (по отраслям, секторам, применительно к отдельным субъектам хозяйствования), дополнительные требования к субъектам хозяйствования, совершаемым ими сделкам и др.; срочный характер (ограничен во времени), ввод в специальном (особом) порядке, что требует разработки механизмов, направленных на защиту прав и законных интересов субъектов хозяйствования (гарантии, формы и способы защиты и др.), несущих на себе бремя проводимой санкционной политики.
В то же время еще одной проблемой в рамках обозначенной тематики является неспособность современной системы (глобальной, региональной, национальной) обеспечить отвечающий потребностям общества уровень безопасности ввиду отставания правовых регуляторов от развития общественных отношений в экономической сфере. В этой связи требуется разработка положений, позволяющих привести систему обеспечения международной экономической безопасности в соответствие с уровнем современного развития рассматриваемых отношений. При этом особенно важным представляется совершенствование правовой защиты глобальных экономических интересов и повышение ее значимости соразмерно динамике формирования глобального экономического сообщества в целях создания адекватных правовых условий обеспечения экономической безопасности в международном масштабе, позволяющих надлежащим образом реализовывать национальные экономические интересы каждого государства на основе сочетания парадигм развития и безопасности, что требует разработки концептуальной и методологической основ построения надлежащим образом функционирующей системы, позволяющей адекватно реагировать на возникающие угрозы (новой парадигмы правовой защиты глобальных экономических интересов).
Соответственно в системе норм права, регулирующих обеспечение международной экономической безопасности, целесообразно выделить с учетом необходимости построения соответствующей правовой конструкции две стороны: внешнюю или формальную (иерархическая совокупность нормативных правовых актов и содержащихся в них норм как правовой комплекс, регулирующий возникающие и существующие отношения между соответствующими субъектами и их группами с целью создания правовых условий для обеспечения международной экономической безопасности; к общей части данного комплекса относятся терминология, общие понятия и принципы, правовой метод, правовое положение субъектов, источники; к особенной - правовое регулирование обеспечения отдельных видов международной экономической безопасности) и внутреннюю или содержательную (концепция правового обеспечения международной экономической безопасности, представляющая собой систему взглядов относительно целей, задач, принципов и направлений правового регулирования данного типа безопасности).
В рамках концепции правового обеспечения международной экономической безопасности целью правовой защиты глобальных экономических интересов на современном этапе должно являться создание более совершенных правовых механизмов, обеспечивающих успешное выполнение задач (достижение эффективных результатов) по регулированию отношений в рассматриваемой сфере, к которым относятся создание правовой базы, отвечающей современной социально-политической, экономической и криминальной обстановке; повышение качества правового регулирования организации и деятельности субъектов защиты глобальных экономических интересов; своевременное выявление текущих и перспективных потребностей, устранение пробелов в правовом регулировании деятельности по защите глобальных экономических интересов и т.д., что по сути является содержанием теории правовой защиты глобальных экономических интересов как системы взглядов относительно целей, задач и иных элементов правового регулирования охранительного характера, направленного на обеспечение международной экономической безопасности.
Таким образом, современные реалии требуют разработки концепции правового обеспечения международной экономической безопасности с учетом необходимости отражения в ней следующих концептов новой научно обоснованной парадигмы защиты глобальных экономических интересов:
- базовых положений теории защиты глобальных экономических интересов, их существенных (отличительных) признаков в качестве объекта защиты, а также правовой характеристики современных угроз данным интересам, оценки их реальности (отличия от рисков и вызовов);
- структуры (основных элементов) механизма защиты глобальных экономических интересов, применение которого позволит адекватно противодействовать на основе применения рискориентированного подхода реальным и потенциальным угрозам с учетом особенностей различных видов защиты;
- специфики организации (системно-структурного построения) деятельности по защите глобальных экономических интересов с конкретизацией компетенции всех субъектов защиты и определением направлений повышения эффективности их взаимодействия на внутригосударственном и межгосударственном уровнях;
- содержания и структуры базового и иных правовых режимов защиты глобальных экономических интересов с определением правовых и организационных аспектов деятельности субъектов защиты в рамках отдельных видов данных режимов;
- особенностей международно-правовой защиты глобальных экономических интересов с учетом опыта зарубежных государств и определения подходов к решению проблемы их защиты в рамках существующих интеграционных образований (ЕАЭС, ВТО, ШОС и т.д.);
- комплексных рекомендаций (предложений) по организации эффективной защиты на основе формирования оптимальной стратегии защиты глобальных экономических интересов.
В целом структурные элементы права международной экономической безопасности (ПМЭБ) как права, регулирующего международные экономические отношения в контексте обеспечения их безопасности, можно характеризовать следующим образом:
• цели регулирования - обеспечение устойчивого развития, стимулирование эффективности функционирования мирового рынка в условиях добросовестной конкуренции, способствование выравниванию спроса и предложения на мировом рынке в интересах экономического роста государств-членов, реализация основных свобод (свободного движения товаров, лиц, услуг, капиталов), повышение уровня жизни и благосостояния населения всех стран мира с соблюдением экологических императивов;
• субъекты регулирования - прежде всего институты и органы ООН, различные интеграционные образования, государства, предприятия и индивиды;
• объект регулирования - регулирование экономических отношений публично- и частноправового характера в рамках мирового рынка;
• содержание - публичное право рамочного характера, направленное на формирование и развитие мирового
рынка;
• источники - первичное и вторичное право (материальное и процессуальное), международное право и национальное право государств;
• метод регулирования - использование во взаимосвязи публично- и частноправовых механизмов регулирования свободного движения товаров, лиц, услуг и капиталов, создание технических стандартов под эгидой институтов ООН и административно-правовых механизмов, направленных на регламентацию добросовестной конкуренции и валютной сферы;
• пространственная сфера регулирования - территория всех государств.
В связи с тем, что право ВТО (международное торговое право) участвует в формировании глобального права и глобальной правовой системы1, первоначально за основу формирования ПМЭБ может быть принята структура права ВТО с учетом его материально-правовой и процессуально-правовой дифференциации (разделения на предметную, функциональную и процессуальную составляющие) и выделения пяти групп основных норм: правила о недискриминации; нормы, регулирующие доступ на рынки; правила борьбы с недобросовестной конкуренцией; институционные и процессуальные предписания2.
В общем плане ПМЭБ также как и право ВТО в рамках глобального права должно служить инструментом создания открытого и единого мирового рынка, не разделяемого ограничительными и антиконкурентными соглашениями между компаниями на национальном уровне, реализации эффективной конкуренции, чтобы избежать чрезмерной концентрации и злоупотребления доминирующим положением крупных фирм, поддержания добросовестной конкуренции с учетом специфических особенностей, инструментов и механизма защиты глобальных экономических интересов.
1 Перевалов В. Д. Глобализация и мировой правопорядок // Актуальные проблемы национальной безопасности России. К 70-летию УрГСХА. - Екатеринбург: Изд-во УрГСХА, 2010. - С. 99-110.
2 Bossche P. Van den, Zdouc W. The Law and Policy of the World Trade Organization, 3rd ed. Cambridge University Press, 2013. -
P. 35.