Научная статья на тему 'Правовое регулирование конкурентных отношений в Евразийском экономическом союзе: проблемы и пути их решения'

Правовое регулирование конкурентных отношений в Евразийском экономическом союзе: проблемы и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
787
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Евразийский экономический союз / международная экономическая интеграция / конкурентные отношения / правовое регулирование / унификация. / Eurasian Economic Union / international economic integration / competitive relations / legal regulation / uni- fication.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование конкурентных отношений в Евразийском экономическом союзе: проблемы и пути их решения»

Москалевич Г.Н.

к.ю.н., доцент, частное учреждение образования «БИП-Институт правоведения», г. Минск

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, международная экономическая интеграция, конкурентные отношения, правовое регулирование, унификация.

Keywords: Eurasian Economic Union, international economic integration, competitive relations, legal regulation, unification.

Актуальность темы статьи обусловлена динамикой развития сложной системы интеграционных взаимоотношений на евразийском пространстве. В условиях ускоренного продвижения интеграции стран, формирующих ЕЭП в рамках ЕАЭС, становится актуальным исследование вопроса экономического взаимодействия этих стран, особенно в сфере развития конкурентных отношений между хозяйствующими субъектами.

Евразийский экономический союз (далее - ЕАЭС) - это новое международное интеграционное объединение, созданное для совместного решения государствами-партнерами (РФ, Республика Беларусь и Республика Казахстан) глобальных, прежде всего, экономических задач1. Позднее к Договору о ЕАЭС присоединились еще два государства: Республика Армения и Кыргызская Республика2. Согласно статье 1 «Договора о Евразийском экономическом союзе» от 29 мая 2014 года ЕАЭС является «международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью, в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза»3.

Для того чтобы единый рынок в рамках ЕАЭС эффективного функционировал, необходимо устранить барьеры (препятствия для свободного рынка) на пути движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, которые могут быть созданы хозяйствующими субъектами (в частности, антиконкурентные соглашения или акты недобросовестной конкуренции), устранить торговые и административные барьеры, предотвратить всевозможные ограничения, а также обеспечить соблюдение общих правил конкуренции в государствах-членах. Одной из основополагающих целей ЕАЭС является формирование единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов. Аналогичную цель преследует и Европейский союз, такая тенденция вообще характерна для классической модели развития интеграционных объединений.

А.Я. Капустин подчеркивает, «что у ЕАЭС имеются некоторые черты, сближающие его с международными наднациональными организациями»4

Успешное решение поставленных задач находится в прямой зависимости от правового обеспечения складывающихся в рамках ЕАЭС правоотношений, гарантирующего единообразное правовое регулирование отношений, в том числе конкурентных, между хозяйствующими субъектами на внутреннем рынке ЕАЭС, создание единого правового режима и равные гарантии для всех участников экономических отношений. В этом процессе существенную роль играет конкурентная политика, являющаяся центральным элементом эффективного функционирования единого рынка.

Конкурентная политика ЕАЭС представляет собой сочетание национального и трансграничного антимонопольного регулирования, которое осуществляют антимонопольные органы государств-членов ЕАЭС и Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК).

На территории ЕАЭС уже в течение нескольких лет формируется единая конкурентная политика, которая нацелена на гармонизацию национального антимонопольного законодательства государств, входящих в ЕАЭС, способствует повышению уровня эффективности функционирования и взаимодействия их антимонопольных органов, в том числе обмен информацией и проведение совместных расследований о нарушении правил конкуренции5. Данная задача

1 Договор о Евразийском экономическом союзе подписан главами стран в Астане 29 мая 2014 г. Вступил в силу с 1 января

2015 г.

2 Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе подписан 10 октября 2014 г.; Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе подписан 22 декабря 2014 г. // Национальный правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. - Минск, 2018. - www.pravo.by

3 Договор о Евразийском экономическом союзе // Национальный правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. - Минск, 2018. -www.pravo.by

4 Капустин А.Я. Право Евразийского экономического союза: международно-правовой дискурс // Журнал российского права. -М., 2015. - № 11. - С. 60.

5 Антимонопольное регулирование в Евразийском экономическом союзе. 13 December 2016. Денис Гаврилов, Алина Черня-га. - https://www.ictsd.org/bridges-news/мост^I/news/антимонопольное-регулирование-в-евразийском-экономическом-союзе

была озвучена еще в первом международным договоре Единого экономического пространства в области антимонопольного регулирования - в Соглашении о единых принципах и правилах конкуренции, принятом в 2010 году1

В целях гармонизации национальных законов о конкуренции, действующих в странах-членах ЕАЭС (тогда еще ЕврАзЭС), и сближения правового регулирования экономических отношений в области конкурентной политики на территории Единого экономического пространства и выработки взаимоприемлемых подходов к содержанию антимонопольного законодательства был разработан и введен в действие в 2013 г. Модельный закон «О конкуренции»2.

В Модельном законе были объединены лучшие практики антимонопольного регулирования в России, Казахстане и Беларуси, учтен мировой опыт, включая рекомендации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Текст закона получил также дополнения за счет норм, отражающих практику, тенденции и перспективы будущего развития антимонопольного законодательства государств-членов ЕАЭС (имеются в виду подходы к квалификации запретов на злоупотребление доминирующим положением и антиконкурентные соглашения, в том числе картельные сговоры, а также правила по контролю за сделками по экономической концентрации, процедурам проведения расследований и т.д.)3.

Принятие Модельного закона «О конкуренции» послужило толчком для развития и совершенствования национальных законов стран-участниц ЕАЭС. Так, в Республике Беларусь был принят новый Закон от 12 декабря 2013 г. № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»4, в котором были реализованы качественные нововведения, включающие уточнение понятийного аппарата, основные антимонопольные запреты и полномочия регулятора.

В России был принят Четвертый антимонопольный пакет5, концептуально направленный на либерализацию антимонопольного регулирования, в том числе на расширение норм предупредительного контроля, подробную регламентацию института пресечения недобросовестной конкуренции (введение специальной главы в законе), уточнение норм о запрете злоупотребления доминирующим положением, на существенное совершенствование процедурных норм в части рассмотрения антимонопольных дел, а также на процедуры административного пересмотра решений территориальных органов6.

В Республике Казахстан антимонопольное законодательство также подверглось существенному изменению и совершенствованию: в первую очередь был значительно обновлен Закон «О конкуренции» 2008 г., более того, позднее был принят Предпринимательский кодекс Республики Казахстан, четыре главы в котором посвящены антимонопольному регулированию, проведению расследований и пресечению правонарушений.

В настоящее время гармонизацией антимонопольного законодательства занимаются законодатели Республики Армения и Кыргызской Республики. В их задачу входит не только обновление национальных законов о конкуренции с учетом положений модельного закона о конкуренции, и приведение их в соответствие с нормами Договора о Евразийском экономическом союзе7. В разделе XVIII данного Договора закреплены основные антимонопольные запреты (общие правила конкуренции), основные принципы (базовые элементы национального регулирования), базовые понятия (конкуренция, доминирующее положение, соглашения и т.д.), правовые основы антимонопольных полномочий Евразийской экономической комиссии, включая нормы о штрафах за нарушение общих правил конкуренции, правила взаимодействия наднационального и национальных антимонопольных органов.

Согласно Договору о ЕАЭС запрещены и должны пресекаться злоупотребление доминирующим положением, антиконкурентные соглашения и недобросовестная конкуренция, что соответствует общим правилам конкуренции.

Международная экономическая интеграция в условиях глобализации и интернационализации современного общества необходима для успешного экономического роста стран. Евразийская интеграция предусматривает сближение национальных экономик объединившихся стран, либерализацию их внешнеэкономических связей, формирование общего рынка товаров, услуг, капитала, рабочей силы в условиях жесткой конкурентной борьбы на мировом рынке, укрепление сотрудничества на основе экономической интеграции.

ЕАЭС представляет собой более высокую ступень евразийской интеграции по сравнению, например, с такими интеграционными моделями, как зона свободной торговли, таможенный союз. В этой связи некоторые авторы обращают внимание на постепенный переход от сравнительно несложных в структурном отношении к более комплексным

1 Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции: заключено в г. Москве 09.12.2010 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь: сб правовых актов. - 2011. - №3/2642. Документ утратил силу в связи с принятием Договора о ЕАЭС.

2 О конкуренции: Модельный закон: принят решением совета Евразийской экономической комиссии от 9 октября 2013 г. № 66 // Сайт Евразийской экономической комиссии. - www.eurasiancommission.org

3 Антимонопольное регулирование в Евразийском экономическом союзе. 13 December 2016. Денис Гаврилов, Алина Черня-га. - https://www.ictsd.org/bridges-news/мост^I/news/антимонопольное-регулирование-в-евразийском-экономическом-союзе

4 О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции: Закон Респ. Беларусь от 12.12.2013 г. № 94: вступил в силу 1.07.2014 г: принят Палатой представителей 22 ноября 2013 г.: одобрен Советом Респ. 27 ноября 2013 г. (в ред. Закона Респ. Беларусь от 8 янв. 2018 г. № 98-З (Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь, 02.02.2018, 2/2536) - новая редакция. - http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=H11300094

5 Федеральный закон от 05.10.2015 №275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации.

6 Антимонопольное регулирование в Евразийском экономическом союзе. Указ. соч.

7 Договор о Евразийском экономическом союзе // Национальный правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. - Минск, 2018. -www.pravo.by

по содержанию (единое экономическое пространство, экономический союз), что, в свою очередь, вызывает потребность в усилении организационно-правовой составляющей экономической интеграции1.

В качестве главных задач ЕАЭС выступают укрепление экономики государств - членов ЕАЭС, обеспечение их гармоничного развития и сближения, добросовестной конкуренции. Этому способствует закрепленное Договором об учреждении ЕАЭС свободное перемещение товаров на территории государств, входящих в ЕАЭС, отмена их декларирования, применение ввозных и вывозных пошлин, использование антидемпинговых и ряда других мер контроля, благодаря которым происходит рост экономики государств-членов в целом.

Успешное решение данных задач находится в прямой зависимости от правового обеспечения возникающих между хозяйствующими субъектами правоотношений. Совершенствование договорно-правовой базы, лежащей в правовой основе всего Единого экономического пространства, признано необходимым еще до создания ЕАЭС. Например, об этом говорится в Декларации о евразийской экономической интеграции от 18 ноября 2011 г., которая послужила основанием Договора о ЕАЭС, в котором речь идет, в том числе, о праве Союза, представляющем собой «систему взаимосвязанных международно-правовых норм, регламентирующих комплекс экономико-правовых отношений в развивающемся сообществе»2. Источниками этого права являются: Договор о создании ЕАЭС, международные договоры в рамках ЕАЭС; международные договоры ЕАЭС с третьей страной; а также решения и распоряжения органов управления ЕАЭС, принимаемые в рамках их полномочий.

В процессе подготовки Договора о ЕАЭС многие международно-правовые документы, принятые в рамках Таможенного союза и создания Единого экономического пространства, заключенные в этот период международные договоры, а также принятые в их развитие другие нормативные правовые акты были кодифицированы. Наиболее важные положения из них были перенесены в текст Договора о ЕАЭС, естественно, с дополнениями и поправками. Многие нормативные правовые акты, которые принимались в рамках Таможенного союза, включены в приложения к Договору (подлежат применению в части, не противоречащей Договору) и составляют вместе с ним часть права ЕАЭС. Параллельно ранее изданные нормативные акты, утратившие актуальность, отменялись.

Таким образом, международная интеграция представляет собой наивысшую форму интернационализации, при которой происходит сращивание национальных рынков товаров, услуг, капитала и рабочей силы, формируется единое рыночное пространство с единой правовой системой и конкурентной политикой.

1 Нарышкин С.Е., Хабриева Т.Я. К новому парламентскому измерению евразийской интеграции // Журнал российского права. - М., 2012. - № 8. - С. 5.

2 Шестакова М.П. О правовом регулировании внешнеторговых отношений в рамках Евразийского экономического союза // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - М., 2016. - № 6. - С. 82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.