Научная статья на тему 'Становление и развитие законодательства о защите конкуренции на пространстве СНГ и ЕАЭС'

Становление и развитие законодательства о защите конкуренции на пространстве СНГ и ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
942
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СТРАН ЕАЭС О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ СНГ / НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ / АНТИ-МОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / THE LAW ON PROTECTION OF COMPETITION OF THE EAEU / THE LAW ON PROTECTION OF COMPETITION CIS / DOMESTIC LEGISLATION ON THE PROTECTION OF COMPETITION / ANTITRUST REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Быковский Вадим Кириллович

В интеграционных объединениях СНГ и ЕАЭС с целью развития и укрепления международных связей, кооперации и борьбе с недобросовестным поведением хозяй-ствующих субъектов немаловажное значение имеет построение эффективного законо-дательства о защите конкуренции. В статье рассмотрено становление законодательства о защите конкуренции в ЕАЭС и СНГ, состоящего из международных нормативных актов, модельных законов и иных документов, прослежены основные этапы становления и раз-вития законодательства о защите конкуренции, определены перспективные направления его совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие законодательства о защите конкуренции на пространстве СНГ и ЕАЭС»

Становление и развитие законодательства о защите конкуренции на пространстве СНГ и ЕАЭС

БЫКОВСКИЙ ВАДИМ КИРИЛЛОВИЧ,

кандидат юридических наук, доцент кафедры экологического и природоресурсного права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина, ведущий научный сотрудник Центра экономико-правовых проблем евразийской интеграции Института проблем безопасности СНГ

Аннотация: В интеграционных объединениях СНГ и ЕАЭС с целью развития и укрепления международных связей, кооперации и борьбе с недобросовестным поведением хозяйствующих субъектов немаловажное значение имеет построение эффективного законодательства о защите конкуренции. В статье рассмотрено становление законодательства о защите конкуренции в ЕАЭС и СНГ, состоящего из международных нормативных актов, модельных законов и иных документов, прослежены основные этапы становления и развития законодательства о защите конкуренции, определены перспективные направления его совершенствования.

Ключевые слова: законодательство стран ЕАЭС о защите конкуренции, законодательство о защите конкуренции СНГ, национальное законодательство о защите конкуренции, антимонопольное регулирование

Formation and development of legislation on the protection of competition in the space of the CIS and EAEU

BYKOVSKY VADIM KIRILLOVICH

candidate of legal sciences, Associate Professor of the Department of Environmental and Natural Resources Law Moscow State Law University them O.E. Kutafina, Leading scientific resercher of the Center for economic and legal problems of Eurasian integration, Security Problems Institute of the CIS

Abstract: In the integration associations of the CIS and the EAEU in order to develop and strengthen international relations, cooperation and the fight against unfair behavior of economic entities, it is important to build effective legislation on the protection of competition. The article considers the formation of competition protection legislation in the EAEU and the CIS, consisting of international regulations, model laws and other documents, traces the main stages of formation and development of competition protection legislation, and identifies promising areas for its improvement.

Key words: The law on protection of competition of the EAEU, the law on protection of competition CIS, domestic legislation on the protection of competition, antitrust regulation

Межгосударственные основы правового регулирования добросовестной конкуренции в СНГ

Конкуренция - это основа поступательного развития страны, она необходима для устранения отрицательных для торговли и экономического развития факторов, которые могут возникнуть вследствие монополистической деятельности хозяйствующих субъектов. Благоприятная конкурентная среда способствует экономическому росту, обеспечивая условия для постоянного и динамичного внедрения инновационных технологий, которые являются важнейшими факторами эволюции экономических общественных отношений, порождая многообразие и эффективность распределения материальных ценностей. Именно по этим причинам защита и развитие конкуренции являются одними из главных приоритетов как национальной государственной политики, так и политики интеграционных объединений.

Успешное развитие и сближение экономики государств - членов международных объединений возможно в условиях добросовестной конкуренции. Глобализация экономики обуславливает необходимость совершенствования законодательства по защите конкуренции в региональных интеграционных объединениях.

Особое значение приобретает защита конкуренции на уровне государств - членов ЕАЭС и СНГ, а также стран ШОС. На международном уровне необходима координация совместных действий государств по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Государства ЕАЭС и СНГ сотрудничают в целях гармонизации норм антимонопольных законов, создания условий для обеспечения добросовестной конкурентной среды, достижения эффективности функционирования товарных рынков, защиты законных интересов потребителей, согласованности условий и критериев определения

монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, органов власти и управления и создание на этой основе механизма сотрудничества.

Международные организации наднационального типа появились относительно недавно, около второй половины двадцатого столетия.

Теоретическая разработка концепций создания таких организаций началась в 19201940-е гг. в трудах европейских исследователей международного права, разрабатывавших концептуальные основы международных функций права, что в теории права получило общее название «функционализм» и «неофункционализм». Существо этих концепций сводилось к определению, что функции международного права должны проявляться созданием и функционированием международных институтов1.

В обоснование этого постулата были приведены самые разные причины: решение экологических проблем (природа не имеет границ), защита прав человека (для их реализации нужен международный контроль), развитие интеграции (хозяйственные связи не знают границ) и т.д. Однако в этих работах не был решен вопрос о характере функций, передаваемых таким организациям.

Государства, которые создали организацию нового типа, передали международному органу свои суверенные функции, затрагивающие само ядро властных полномочий по управлению населением, территорией и взаимоотношениями с другими факторами международной жизни.

Как пишут ученые-международники, «например, в компетенцию международных наднациональных организаций включено правомочие устанавливать нормативно-правовые основы деятельности и добросовестного поведения физических и юридических лиц, а также государств, которые являются членами международных ин-

1 Mitrani D. The functional theory of politics. London, 1975. A working peace system. London, 1943.

ститутов, имея права обжалования нормативных актов, действий и бездействий, правомочий органов и должностных лиц, институтов через международный суд, а также созданием и поддержанием в транснациональном обороте единой интеграционной валюты для всех государств - членов наднациональной организации и т.д.»1.

В результате этого необходимость международно-правового регулирования объединенных экономических структур и направлений привела к созданию международной организации особого наднационального типа. Особенностями наднациональных интеграционных институтов становятся условия регулирования передачи от государств-членов ряда суверенных функций по осуществлению управления коммерческими, инвестиционными, финансовыми отношениями не только участников объединений, но и транснациональных связей физических и юридиче-скихлиц.

Договор о Евразийском экономическом союзе2 устанавливает общие принципы и правила конкуренции, которые обеспечивают выявление и пресечение антиконкурентных действий на территориях государств - членов ЕАЭС и действий, оказывающих негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках на территории двух и более государств-членов.

Правила обеспечения добросовестной конкуренции ЕАЭС включают как антиконкурентные

ряд действий в целях установления, поддержания монопольно высоких или монопольно низких цен товаров; изъятия обращающегося на рынке товара для повышения его цены; навязывания партнерам невыгодных экономических или технологических договорных условий, если они невыгодны для него или не относятся к существу договорных положений.

Запрещенными в целях обеспечения конкуренции являются экономические или технологические необоснованные приемы сокращения или прекращения изготовления товаров, когда на эту категорию товарной номенклатуры есть спрос, заказы на поставку, производство товаров рентабельно, когда сокращения или ограничения для производства не регламентированы международным договором или другими договорами государств-членов.

К числу запрещенных приемов, мешающих конкуренции, относятся экономические или технологические условия, связанные с необоснованным отказом (уклонением) от исполнения обязательств по заключению договора с отдельными покупателями, с которыми ранее была достигнута договоренность на поставки соответствующего товара в рамках международных договоров государств - членов ЕАЭС. 3

Договором о создании ЕАЭС пресекается недобросовестная конкуренция посредством распространения ложной, неточной или искаженной информации, которая может причинить убытки предпринимательской деятельности участников рынка ЕАЭС нанесением ущерба их деловой репутации, введением в заблуждение о качестве потребительского свойства товара или некорректными сравнениями производящихся и реализующихся товаров с товарами, уже произведенными, чтобы отразить отсутствие новизны и полезности товара.

1 Нешатаева Т.Н. К вопросу о создании Евразийского союза: интеграция и наднационализм // Международное правосудие. 2014. № 2.

2 Договор о Евразийском экономическом союзе» (подписан в г. Астане 29.05.2014 г.) // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. http://www.eurasiancommission.org/ 05.06.2014 г..

3 Там же.

Становление конкурентного законодательства на уровне СНГ

Соглашение о согласовании антимонопольной политики» (заключено 12.03.1993 г.)1 -один из первых принятых нормативных правовых актов в сфере защиты конкуренции на уровне СНГ. Принятием данного рамочного Соглашения о согласовании антимонопольной политики было положено начало сотрудничества в области антимонопольной политики в СНГ. Была создана рабочая группа для выработки принципов, правил и механизма реализации его положений.

Стороны договорились о сотрудничестве в сфере защиты конкуренции. Было определено три основных направления сотрудничества:

• выявление и пресечение монополистических действий хозяйствующих субъектов и неправомерных действий органов власти и управления, направленных на ограничение конкуренции;

• выявление и пресечение достигнутых в любой форме соглашений (согласованных действий) конкурирующих хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов), если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом;

• борьба с недобросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов.

Стороны данного соглашения договорились о сотрудничестве в области защиты конкуренции. Так, они выразили намерение добиваться единообразия в установлении критериев и способов оценки монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, процедур рассмотрения и пресечения нарушений антимонопольного законодательства.

Также Стороны решили обмениваться информацией о состоянии рынков, законодательных и нормативных актах, регулирующих вопросы антимонопольной политики, а также о применяемых

методах и опыте работы по предупреждению, ограничению, пресечению монополистической деятельности и развитию конкуренции.

Договором стран СНГ от 23.12.1993 г. «О проведении согласованной антимонопольной политики»2 достаточно подробно урегулирована деятельность по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов в рамках общего экономического пространства. Он подписан главами правительств всех государств - участников СНГ в г. Ашхабаде.

Договор устанавливал правовые основы по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов в рамках общего экономического пространства. Участники соглашения договорились обмениваться информацией в данной сфере.

Государства - члены СНГ договорились образовать межгосударственный совет по антимонопольной политике, который осуществляет деятельность и по сей день. Деятельность его регулировалась приложением к данному договору, содержащим Положение о межгосударственном совете по антимонопольной политике.

Антимонопольный Совет необходим для координации совместной деятельности государств по созданию правовых основ по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в общем экономическом пространстве и для содействия в разработке и совершенствовании национального законодательства по вопросам конкуренции.

Кроме того антимонопольный совет «разрабатывает и рекомендует сторонам договора пра-

1 Заключено в г. Москве 12.03.1993 г. // Бюллетень международных договоров. 1993. № 3.

2 Договор стран СНГ от 23.12.1993 г. «О проведении согласованной антимонопольной политики» (вместе с Положением о межгосударственном совете по антимонопольной политике) // Бюллетень международных договоров.1994. № 3. (Утратил силу в связи со вступлением в силу Договора о проведении согласованной антимонопольной политики от 25.01.2000 г.)

вила предупреждения недобросовестной конкуренции; содействует сторонам договора в обмене нормативно-правовой, методической и другой информацией в области антимонопольной политики и конкуренции; рассматривает и разрешает споры между хозяйствующими субъектами сторон по вопросам; выполняет иные функции по защите конкуренции»1.

В начале 1990-х гг. во всех государствах -участниках СНГ за довольно короткий период времени было принято антимонопольное законодательство, и созданы соответствующие органы регулирования. Но они испытывали недостаток в информации, касающейся формирования национального законодательства и методов осуществления антимонопольной и конкурентной политики. «В связи с этим в первые же годы своей деятельности МСАП (Межгосударственный совет по антимонопольной политике) разработал два модельных закона: «О защите экономической конкуренции» и «Об общих принципах регулирования защиты прав потребителей». Оба закона были одобрены Межпарламентской Ассамблеей государств - участников Содружества и рекомендованы в качестве моделей при разработке национальных законов в этой сфере. Законы содержат положения, касающиеся антимонопольного контроля над картелями, злоупотребления доминирующим положением, экономической концентрацией».2

С принятием этих модельных законов государства - участники СНГ получили соответствующие правовые документы для разработки своих национальных законов на базе согласованных принципов и правил с учетом национальных особенностей экономических реформ, ускоряя таким образом процесс гармонизации конкурентных законодательных актов.

«В настоящее время гармонизация национальных законов государств - участников СНГ в сфере конкуренции весьма существенна: большинство из них содержат схожие базисные положения, такие как предупреждение и пресечение соглашении (согласованных действий), ограничивающих конкуренцию, злоупотребление доминирующим положением на рынке, государственный контроль за экономической концентрацией и недопущение и пресечение актов, действий государственных органов власти и местного самоуправления. За последние пять лет многие конкурентные законодательные акты государств Содружества претерпели изменения: были введены более подробные и транспарентные правила, обусловленные быстро изменяющейся экономической средой государств»3. Необходимо, чтобы при принятии национальных антимонопольных законов государства учитывали нормы международного законодательства.

В настоящее время между антимонопольными органами государств Содружества осуществляется постоянный обмен нормативно-правовой информацией. По решению МСАП уже создан электронный банк данных по законодательству в области конкурентной политики, обеспечивающий возможность оперативного получения необходимой информации о законах и иных нормативно-правовых актах, принятых в государствах -участниках СНГ. Кроме того, в ходе заседания Совета регулярно осуществляется обмен инфор-

1 Там же.

2 Решение «О направлениях сотрудничества в области антимонопольной политики государств - участников СНГ 12 марта 2004 г., город Москва». http://www.e-cis.info/page.php?id=23147 Дата обращения 26.02.2018 г.

3 Там же.

мацией о последних тенденциях в национальных законодательствах и общей экономической ситуации, а также о наиболее интересных судебных делах из практики антимонопольных органов государств Содружества.

Правовое регулирование данных общественных отношений осуществлялось также Соглашением о мерах по охране промышленной собственности и создании Межгосударственного совета по вопросам охраны промышленной собственности от 12.03.1993 г.1

Государства договорились сотрудничать в вопросах выявления и пресечения фактов использования ложных товарных знаков, географических указаний и других искажений объективной информации по товарным знакам.

Стороны в силу своих обязанностей в соответствии с их национальным законодательством или по обоснованному запросу заинтересованной стороны отказывают в регистрации товарного знака или в передаче прав на товарный знак либо признают недействительной регистрацию

товарного знака или передачу прав на товарный знак, состоящий из географического указания или содержащий его, если использование географического указания в товарном знаке для товаров, не происходящих из указанной территории какой-либо стороны, вводит в заблуждение потребителей в отношении истинного места происхождения таких товаров.

В соответствии со ст. 5 Соглашения «стороны в силу своих обязанностей в соответствии с их национальным законодательством или по обоснованному запросу заинтересованной стороны отказывают в регистрации товарного знака или в передаче прав на товарный знак либо признают недействительной регистрацию товарного знака или передачу прав на товарный знак, состоящий из географического указания или содержащий его, если использование географического указания в товарном знаке для товаров, не происходящих из указанной территории какой-либо стороны, вводит в заблуждение потребителей в отношении истинного места происхождения таких товаров».

Тенденции развития конкурентного законодательства СНГ

В развитие Договора стран СНГ от 23.12.1993 г. «О проведении согласованной антимонопольной политики» 25 января 2000 г. был заключен Договор с тождественным названием, называемый «Договор о проведении согласованной антимонопольной политики»2.

Содержание данного нормативного акта частично повторяет содержание предыдущего Соглашения. Договором установлены общие принципы конкуренции. Статьей 3 определено, что «действия, которые приводят либо могут привести к ограничению конкуренции, ущемлению за-

конных интересов других хозяйствующих субъектов или потребителей, либо являются проявлением недобросовестной конкуренции, рассматриваются как недопустимые и квалифицируются в соответствии с антимонопольным законодательством государств - участников».

Соглашение подробно устанавливает перечень данных действий. К ним относятся следующие:

«1) злоупотребления доминирующим положением, в частности:

• навязывание (поддержание) покупных или продажных цен или других несправедливых усло-

1 Бюллетень международных договоров. 1993.№ 3.

В настоящее время прекратило действие с 14.08.2011 г. согласно Соглашению о сотрудничестве в области правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности и создании Межгосударственного совета по вопросам правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности // Бюллетень международных договоров. 2012. № 4.

2 Договор о проведении согласованной антимонопольной политики от 25.01.2000 г. // Бюллетень международных договоров. 2008.№ 2. Февраль.

вий сделки для получения монопольно высокой прибыли или устранения конкурентов;

• ограничение производства или сбыта в целях необоснованного повышения цен, создания или поддержания дефицита на соответствующем рынке в ущерб потребителям;

• применение к хозяйствующим партнерам неодинакового подхода при равных условиях, что создает для них неравные условия конкуренции; создание препятствий доступа на рынок другим хозяйствующим субъектам;

2) антиконкурентные соглашения между хозяйствующими субъектами и другие виды согласованных действий, которые могут ограничивать свободу конкуренции на товарных рынках или соответствующей их части посредством:

• раздела товарного рынка по территориальному принципу, объему продаж или закупок, по ассортименту или кругу потребителей;

• ограничения доступа на соответствующий товарный рынок других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов или покупателей;

• установления покупных или продажных цен или других условий сделки;

• контроля над производством, сбытом, техническим развитием, инвестиционными процессами;

• навязывания хозяйственным партнерам дополнительных условий сделки, не относящихся к предмету настоящего Договора и ущемляющих их интересы;

1 Там же.

2 Бюллетень международных договоров. 2002. № 3.

• использования неодинакового подхода к хозяйствующим партнерам при равных условиях, что создает неблагоприятные условия для конкуренции на соответствующем товарном рынке;

3) недобросовестная конкуренция, в частности:

• распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

• введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;

• некорректное сравнение хозяйствующим субъектом в процессе его рекламной деятельности производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

• самовольное использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара, а также копирования формы, упаковки, внешнего оформления товара другого хозяйствующего субъекта;

• получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца»1.

Другим источником антимонопольного регулирования на уровне СНГ является Соглашение о мерах по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний, подписанное на Совете глав правительств Содружества Независимых Государств в г. Минске 04.06.1999 г.2

Стороны договорились о сотрудничестве в вопросах выявления и пресечения фактов использования ложных товарных знаков и географических указании , а также предупреждения проникновения через свои таможенные границы на территории других сторон товаров с ложными товарными знаками и географическими указаниями.

В целях обеспечения законных прав предпринимателей и потребителей рекламы было заклю-

чено соглашение о сотрудничестве государств -участников СНГ в сфере рекламной деятельности (19 декабря 2003 г.)1.

Оно определило основные направления сотрудничества Сторон в сфере регулирования рекламной деятельности, установило требования к рекламе, обеспечивающие формирование цивилизованного рынка рекламы, соответствующего потребностям общества.

Действие данного Соглашения распространяется на юридических лиц и граждан государств-членов, иностранных юридических лиц, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, которые производят, размещают и распространяют рекламу на территории государств.

Стороны договорились осуществлять сотрудничество в сфере рекламной деятельности по следующим направлениям:

• «обеспечение потребителей рекламы достоверной информацией о товарах (работах, услугах), изготовителях (продавцах, исполнителях);

• принятие мер по предотвращению и пресечению ненадлежащей рекламы;

• сближение национальных законодательств сторон о рекламе;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• обеспечение эффективного взаимодействия и координации действий участников рекламной деятельности;

• разработка и реализация системы мер, направленных на формирование механизмов общественного регулирования рекламной деятельности;

• создание условий для добросовестной конкуренции между субъектами рекламной деятельности;

• проведение мониторинга, маркетинговых исследований и анализа рынка рекламных услуг Содружества;

• создание информационной базы нормативных правовых актов по регулированию рекламной деятельности в государствах - участниках СНГ;

• обеспечение взаимодействия органов, осуществляющих государственный контроль соблюдения законодательства сторон о рекламе»2.

Данное Соглашение установило требования к рекламе. В частности, она должна быть легко распознаваема независимо от используемой формы и средства распространения рекламы.

В целях гармонизации законодательства в 2013 г. был принят модельный закон «О конкуренции», «который стал необходимым средством для сближения правового регулирования экономических отношений в области конкурентной политики на территории Единого экономического пространства, диалога государств-членов и выработки взаимоприемлемых подходов к содержанию антимонопольного законодательства. В Модельном законе удалось объединить лучшие практики антимонопольного регулирования в России, Казахстане и Беларуси, учесть мировой опыт»3.

Итак, законодательство в области защиты конкуренции на уровне ЕАЭС И СНГ имеет достаточно развернутый характер. Отношения в области защиты конкуренции урегулированы относительно полно на данном уровне.

Положительно следует оценить активную деятельность антимонопольного совета, заседания которого происходят регулярно. Это позволит развивать отношения в области защиты конкуренции, рекламной деятельности и развивать международное сотрудничество в данной сфере.

Многие авторы отмечают большие перспективы развития сотрудничества на уровне СНГ. Так,

1 Соглашение о сотрудничестве государств - участников СНГ в сфере рекламной деятельности от 19.12.2003 г. Ратифицировано 04.05.2004 г. в г. Москва // Бюллетень международных договоров. 2018. № 5, май.

2 Там же.

3 Денис Гаврилов, Алина Черняга. Антимонопольное регулирование в Евразийском экономическом союзе // https://www. ictsd.org/bridges-news/мосты/news/антимонопольное-регулирование-в-евразийском-экономическом-союзе. Дата просмотра сайта 24 июня 2018 года.

С.С. Татаринова пишет, что «усиливающиеся процессы глобализации и интеграции выдвигают новые экономические вызовы, в связи с чем становится очевидно, что сотрудничество государств -участников СНГ в области конкурентной политики будет развиваться и углубляться. Такое сотрудничество оказывает содействие формированию привлекательного инвестиционного климата, укреплению хозяйственных связей и формированию отношений справедливой конкуренции

между субъектами хозяйствования государств -участников СНГ»1.

Если говорить о перспективах развития антимонопольного регулирования, необходимо отметить, что в связи с активизацией процессов интеграции одной из важнейших задач становится гармонизация национального конкурентного законодательства в рамках Содружества Независимых Государств и ЕАЭС, развитие модельного законодательства в данной области.

Нормативно-правовые акты и литература

1. Соглашение о мерах по охране промышленной собственности и создании Межгосударственного совета по вопросам охраны промышленной собственности от 12.03.1993 г. // Бюллетень международных договоров. 1993.№ 3.

2. Договор стран СНГ от 23.12.1993 г. «О проведении согласованной антимонопольной политики» (вместе с Положением о межгосударственном совете по антимонопольной политике) // Бюллетень международных договоров.1994. № 3. (Утратил силу в связи со вступлением в силу Договора о проведении согласованной антимонопольной политики от 25.01.2000 г.)

3. Договор о проведении согласованной антимонопольной политики от 25.01.2000 г. // Бюллетень международных договоров. 2008. № 2. Февраль.

4. Соглашение о согласовании антимонопольной политики» (заключено 12.03.1993 г.) // Бюллетень международных договоров. 1993. № 3.

5. Соглашение о сотрудничестве государств -участников СНГ в сфере рекламной деятельности от 19.12.2003 г. Ратифицировано 04.05.2004 г. в г. Москва // Бюллетень международных договоров. 2018. № 5, май.

6. Решение «О направлениях сотрудничества в области антимонопольной политики государств участников СНГ» 12.03.2004 г., г. Москва // http://www.e-ds. info/page.php?id=23147 Дата обращения 26.02.2018 г.

7. Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013-2024 гг.». Утверждена Президиумом ФАС России 03.07.2013 г. // Справочная правовая система «Консультант плюс».

8. Гаврилов Д., Черняга А. Антимонопольное регулирование в Евразийском экономическом союзе // https://www.ictsd.org/bridges-news/мосты/news/ан-тимонопольное-регулирование-в-евразийском-эко-номическом-союзе. Дата обращения 24.06.2018 г.

9. Нешатаева Т.Н. К вопросу о создании Евразийского союза: интеграция и наднационализм // Международное правосудие. 2014. № 2.

10. Левин И.Д. Суверенитет. М., 1948.

11. Татаринова С.С. Современное антимонопольное регулирование: достижения и перспективы // Конкурентное право. 2013. № 3.

12. Mitrani D. The functional theory of politics. London, 1975. A working peace system. London, 1943.

1 Татаринова С. С. Современное антимонопольное регулирование: достижения и перспективы // «Конкурентное право». 2013. N 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.