the Russian Federation: faderal Law of 12.06.2002. № 67-FZ] // Sobraniye zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii [Collection of the legislation of the Russian Federation], 2002. № 24. Art. 2253, 2015. № 14. Art. 2015.
4. Biktagirov R. T. olnyy kurs izbiratel'nogo i referendumnogo prava Rossii: teoriya, zakonodatel'stvo, praktika: Nauchno-praktich. izd. v 3-kh t. [The full course of the election and the referendum law in Russia: Theory, Legislation, Practice: Scientific-practical. ed. 3 Vols] Volume 2. Kazan. GBU «Respublikanskiy tsentr monitoringa kachestva obrazovaniya» [National Center for Educational Quality Monitoring], 2013.
THE DEVELOPMENT OF MECHANISMS TO COMBAT INTERNATIONAL CARTELS IN THE FRAMEWORK OF THE EAEC Reshetnikova S. (Russian Federation)
Reshetnikova Stephanie - student, INSTITUTE OF LAW AND NATIONAL SECURITY, RUSSIAN PRESIDENTIAL ACADEMY OF NATIONAL ECONOMY AND PUBLIC ADMINISTRATION (RANEPA), MOSCOW
Abstract: this article discusses the prospects of development of cooperation of the antimonopoly authorities of the countries - participants of the EAEC in the detection, investigation and prosecution of international cartels. Also the author of the article Identifies the main directions of development of international cooperation, including in the area of rulemaking - by adopting an international single act establishing a common terminology, standardized approaches to the identification and suppression of cartels. Keywords: cross-border cartels, international cooperation, international cartels, economic integration, anti-competitive agreements.
РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМОВ БОРЬБЫ С ТРАНСГРАНИЧНЫМИ КАРТЕЛЯМИ В РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ Решетникова С. Б. (Российская Федерация)
Решетникова Стефания Борисовна - студент, юридический факультет им. М. М. Сперанского, Институт права и национальной безопасности, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва
Аннотация: в статье рассматриваются перспективы развития взаимодействия антимонопольных органов стран - участниц ЕАЭС в части выявления, расследования и пресечения трансграничных картелей. Выявляются основные направления развития международного сотрудничества, в том числе в сфере нормотворчества - путем принятия в рамках ЕАЭС или на международном уровне единого акта, устанавливающего единую терминологию, унифицированные подходы к выявлению и пресечению картелей, формы взаимодействия антимонопольных органов. Ключевые слова: трансграничные картели, международное сотрудничество, международные картели, экономическая интеграция, антиконкурентные соглашения.
Мировая экономика находится в постоянном движении: товарные рынки стремительно развиваются, способствуя образованию новых хозяйствующих
субъектов, готовых бороться за власть на рынке и получение максимальной прибыли. В таких условиях закономерны ситуации, когда для достижения реального экономического эффекта многие организации вступают в антиконкурентные соглашения: это проще и выгоднее, чем внедрять новые технологии на производстве или нести затраты на рекламные кампании. То, что подобные соглашения вредят конкурентам, потребителям и экономике в целом, - это обратная сторона медали, которая не представляет интереса для участников такого соглашения, но становится предметом пристального внимания антимонопольных органов. Особенно, когда речь идет о международном (трансграничном) картеле.
Под международным картелем в рамках права ЕЭС понимаются антиконкурентные соглашения между хозяйствующими субъектами, действующими на одном рынке, но относящимся к различным юрисдикциям, которые:
- приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;
- повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;
- разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продаж или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);
- сокращению или прекращению производства товаров;
- отказу от заключения договоров с определенными продавцами (заказчиками) [1].
При этом допускаются соглашения между двумя и более участниками рынка, если
такие соглашения направлены на совершенствование производства и соответствуют интересам потребителей.
Картели как наиболее опасный вид антиконкурентных соглашений запрещены в большинстве стран мира, в том числе под угрозой применения уголовного наказания. Не является исключением и Россия; картели - единственное нарушение антимонопольного законодательства, за которое в Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность, а их пресечение является приоритетной задачей ФАС России в рамах реализации стратегии развития конкуренции последние несколько лет. В условиях, когда большинство современных товарных рынков носят глобальный характер, возникает острая необходимость в интеграции правовых аспектов международного сотрудничества в сфере борьбы с картелями, а также формировании единой технологии их расследования и пресечения.
Можно выделить два основных направления интеграции:
- Формирование единой нормативно-правовой базы, заключение международной конвенции по борьбе с картелями;
- Формирование механизмов международного сотрудничества при расследовании картелей;
Более чем в ста странах мира, антимонопольное законодательство признается прогрессивным и эффективным. Однако оно бессильно в том случае, когда нет отдельного международного правового акта, устанавливающего положения, способствующие эффективному развитию международного сотрудничества антимонопольных и правоохранительных органов в сфере борьбы с антиконкурентными соглашениями. Поэтому в настоящее время остро стоит вопрос о разработке и принятии в рамках одной из международных организаций Конвенции (или соглашения) о международной борьбе с картелями. И он постепенно находит свое разрешение: в частности, в отчете Евразийской экономической комиссии за 2012-2015 годы в среднесрочной перспективе запланировано принятие в 2018 году Соглашения о предупреждении, выявлении и пресечении деятельности международных картелей на территории государств-членов ЕАЭС [2, с. 61].
По мнению А. П. Тенишева и М. А. Хамукова, представителей Управления по борьбе с картелями ФАС России, Международная конвенция о борьбе с картелями должна устанавливать единую международную терминологию в части ключевых
Еигореап Баепсе № 2(24) ■ 76
понятий, обеспечивать обмен информацией, иные формы взаимодействия между компетентными органами стран-участниц в целях эффективного выявления и расследования картелей [3, с. 20-21]. С выдвинутыми предложениями тяжело не согласиться. Действительно, не может идти речь об интеграции или эффективной борьбе с картелями при разобщенном понятийном аппарате, в отсутствие закрепленного единства принципов, подходов, целей. Антимонопольное законодательство государств-членов ЕАЭС разнится в отношении санкций, смягчающих или исключающих ответственность обстоятельств, объема доказывания. С учетом даже незначительных противоречий становится очевидной необходимость унификации норм.
Для целей эффективного международного сотрудничества необходимо установить механизмы координации деятельности компетентных органов на этапах выявления и расследования трансграничных картелей, в том числе проведения взаимных консультаций, направления и исполнения запросов поручений. Особое внимание следует уделить регулированию порядка получения и использования информации ограниченного доступа в рамках антимонопольного контроля, а также иным процессуальным моментам: срокам проверок, направления запросов, уведомлений, процедурам назначения наказаний, учету смягчающих обстоятельств. Также возможно создание специального координирующего органа, либо отдела в структуре Департамента по антимонопольному регулированию, который бы содействовал антимонопольным ведомствам государств-членов ЕАЭС в их деятельности.
Таким образом, следует отметить, что в настоящее время развитие антимонопольного регулирования, и в частности, мер по борьбе с картелями как наиболее опасными антиконкурентными соглашениями является важной составляющей интеграционного сегмента стран ЕАЭС. И создание эффективно функционирующего единого рынка товаров и услуг напрямую зависит от реализации поставленных перед ЕАЭС задач в данной сфере.
Список литературы /References
1. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 // КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_163855/ (дата обращения: 02.01.2017).
2. Отчет Евразийской экономической комиссии 2012 - 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eurasiancommission.org/ru/Documents/EEC_ar2015_preview.pdf/ (дата обращения: 02.01.2017).
3. Тенишев А. П., Хамуков М. А. Правовые инструментарии для противодействия международным картелям // Российское конкурентное право и экономика, 2016. № 2 (6). С. 18-21.
Список литературы на английском языке /References in English
1. Treaty on the Eurasian Economic Union, signed on 29 May 2014 // ConsultantPlus. [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16385 5/ (date of access: 02.01.2017).
2. Report of the Eurasian Economic Commission for 2012-2015. [Electronic resource]. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/Documents/EEC_ar2015_preview.pdf/ (date of access: 02.01.2017).
3. Tenishev A. P., Hamukov M. A. The legal tools to combat international cartels // Russian Competition Law and Economics, 2016. № 2 (6). P. 18-21.