Научная статья на тему 'Отдельные аспекты современной методики преподавания уголовного права в вузе'

Отдельные аспекты современной методики преподавания уголовного права в вузе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
565
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / LEGAL EDUCATION / УГОЛОВНОЕ ПРАВО / CRIMINAL LAW / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ УГОЛОВНОГО ПРАВА / METHODS OF TEACHING CRIMINAL LAW / АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ УГОЛОВНОГО ПРАВА В ВУЗЕ / ACTIVE AND INTERACTIVE METHODS OF TEACHING CRIMINAL LAW AT UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сагитдинова Зульфия Индусовна

Модернизация отечественного юридического образования подразумевает необходимость внедрения новых, эффективных методик в преподавании права, в том числе и российского уголовного права. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») выдвигает однозначные требования к внедрению интерактивных методик преподавания дисциплин студентам-юристам. В то же время применение интерактивных методик требует не только тщательной подготовки и преподавателя, и студентов, но и накладывает определенные ограничения в зависимости от вида интерактива и темы занятия. В статье автор предлагает новые подходы к преподаванию общей части уголовного права в высшем учебном заведении и раскрывает особенности методики проведения деловой игры по теме «Уголовный закон».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF MODERN METHODS OF TEACHING CRIMINAL LAW AT UNIVERSITY

The modernization of the national legal education implies the need for new, effective methods in the teaching of law, including the Russian criminal law. The federal state educational standard of higher education 030900 Law (qualification (degree) “bachelor”) brings unequivocal demands for the introduction of interactive teaching methods to law students. At the same time, the use of interactive methods requires not only careful preparation by a teacher and students, but also imposes some restrictions, depending on topics and interactive methods. The author offers new approaches to the teaching of criminal law at university and reveals the particular method of the game during classes on “Criminal Statute”.

Текст научной работы на тему «Отдельные аспекты современной методики преподавания уголовного права в вузе»

stvo: teorija i praktika / pod red. N.A. Kolokolova [Criminal Procedure: Theory and Practice / ed. by N.A. Kolokolov]. Moscow, 2011, pp. 215-258.

10. Federal'niy zakon № 269-FZ ot 21 iyulya 2014 goda «O vnesenii izmeneniy v stat'i 236 i 237 Ugolovno-processual'nogo kodeksa Rossiyskoy Federacii» [Federal Law № 269-FZ of 21 July 2014 "On Amendments to Articles 236 and 237 of the Criminal Procedural Code of the Russian Federation"]. Rossiyskaya gazeta [the Russian newspaper]. 2014, July 25.

11. Kartochka proekta federal'nogo zakona № 440058-6 «O vnesenii izmeneniy v Ugolovno-processual'niy kodeks Rossiyskoy Federacii v svayzi s vvedeniem instituta ustanovleniya objektivnoy istiny po ugolovnomu delu» i soot-vetstvuyushhie dokumenty. [Card of the Draft Federal law № 440058-6 "On Amendments to the Criminal Procedural Code of the Russian Federation in connection with the Introduction of the Institution of Establishing the Objective Truth in a Criminal Case" and related Documents]. Web-resource. URL:

http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=440058-6 (reference date: 10.09.2015).

12. Podol'nyj N. Novyj UPK - novaya ideologiya ugolovnogo processa [The new CPC - a New Ideology of the Criminal Process].Rossijskaya usticija [Russian justice], 2002, № 11, pp. 2-3.

13. Garmaev U. Vsestoronnost' i polnota rassledovaniya [Comprehensiveness and Completeness of the Investiga-tion].Zakonnost [Legality], 2002, № 9, pp. 6-9.

Дата поступления: 23.09.2015 Received: 23.09.2015

УДК 371.315

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ УГОЛОВНОГО ПРАВА В ВУЗЕ

SOME ASPECTS OF MODERN METHODS OF TEACHING CRIMINAL LAW AT UNIVERSITY

САГИТДИНОВА Зульфия Индусовна

кандидат юридических наук, доцент, кафедра уголовного права и процесса, Институт права, ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Уфа, Россия. E-mail: 13101980@mail.ru

Модернизация отечественного юридического образования подразумевает необходимость внедрения новых, эффективных методик в преподавании права, в том числе и российского уголовного права. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») выдвигает однозначные требования к внедрению интерактивных методик преподавания дисциплин студентам-юристам. В то же время применение интерактивных методик требует не только тщательной подготовки и преподавателя, и студентов, но и накладывает определенные ограничения в зависимости от вида интерактива и темы занятия. В статье автор предлагает новые подходы к преподаванию общей части уголовного права в высшем учебном заведении и раскрывает особенности методики проведения деловой игры по теме «Уголовный закон».

SAGITDINOVA Zulfia Indusovna

Candidate of Sciences (Law), Associate Professor, Chair of Criminal Law and Procedure, Institute of Law, of the FBSEIHPE "Bashkir State University", Ufa, Russia E-mail: 13101980@mail.ru

The modernization of the national legal education implies the need for new, effective methods in the teaching of law, including the Russian criminal law. The federal state educational standard of higher education 030900 Law (qualification (degree) "bachelor") brings unequivocal demands for the introduction of interactive teaching methods to law students. At the same time, the use of interactive methods requires not only careful preparation by a teacher and students, but also imposes some restrictions, depending on topics and interactive methods. The author offers new approaches to the teaching of criminal law at university and reveals the particular method of the game during classes on "Criminal Statute".

Ключевые слова: юридическое образование, уголовное право, методика преподавания уголовного права, активные и интерактивные методы преподавания уголовного права в вузе.

Key words: legal education, criminal law, methods of teaching criminal law, active and interactive methods of teaching criminal law at university.

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта 15-03-00131 «Реализацияуголовной политики: проблемы правотворчества, правоприменения и кадрового обеспечения».

В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, главными характеристиками выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность. Приказом Министерства образования и науки РФ от 4 мая 2010 года № 464 [1] был утвер-

жден и введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр") (далее по тексту - ФГОС), который закрепил компетентностный подход в подготовке юристов.

Одним из основных признаков компетентностного обучения является субъективная новизна и оригинальность продукта образовательной деятельности [2, с. 50]. Для реализации компетентностного подхода при преподавании юридических дисциплин необходимы новые образовательные технологии, поскольку традиционный метод проведения лекционных и практических занятий приводит к репродуктивному характеру обучения, низкой творческой активности студентов, недостаточной самостоятельности студентов при обучении, невозможности эффективно осуществить индивидуальный подход в процессе обучения, невозможности развить способности к реагированию на возникновение нестандартных ситуаций. А потому не отвечает тем требованиям, которые предъявляет ФГОС. Одним из основных способов достижения результатов преподавания учебных дисциплин, выраженных ФГОС в перечне общекультурных и профессиональных компетенций, выступает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Все вышесказанное актуально и при преподавании курса уголовного права. Качество подготовки бакалавра юриспруденции можно значительно повысить, если обучение дисциплине "Уголовное право" построить на основе применения технологий, соответствующих основным направлениям реформы образования, связи теории с практикой, достижениям современной педагогической науки в области личностно ориентированного профессионального образования и творческого саморазвития личности. При преподавании уголовного права помимо компетентностного подхода преподавателю следует учитывать несколько моментов.

Во-первых, количество лекций значительно сократилось. Тем самым, ФГОС требует от преподавателя переноса акцента с себя на самих студентов. Преподаватель должен так подать материал в сокращенные часы лекций, чтобы студенты получили те ориентиры, которые они будут использовать при подготовке к практическому занятию по теме лекции. Подход к распределению материала для лекций может быть двояким. Преподаватель может структурировано, схематично изложить в рамках лекций основной материал, дав студентам направление для поиска информации по теме. Либо преподаватель может опустить те темы курса, которые по его мнению хорошо изложены в учебниках и не вызывают у студентов затруднения в освоении. Соответственно, преподаватель в лекциях подробно раскрывает лишь отдельные темы, которые требуют разъяснения преподавателем. Оба подхода имеют право на существование. Выбор между ними зависит от способностей студентов самостоятельно изучать темы, не освещенные в лекциях.

Во-вторых, при проведении лекционных занятий также необходимо использовать активные и интерактивные методы. К ним, прежде всего, относятся такие формы интерактивных лекций как проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция вдвоем, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-дискуссия и др.

В-третьих, согласно ФГОС количество занятий, проводимых в интерактивной форме, не должно быть меньше 20% от общего количества аудиторных занятий. Поэтому при составлении плана практических занятий по дисциплине "Уголовное право" необходимо учитывать, что не все темы, изучаемые в данном курсе, адаптированы под интерактивные методы.

В-четвертых, главными задачами практических занятий являются закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентами на лекциях и в процессе самостоятельной работы, получение дополнительных знаний, формирование практических навыков применения уголовного закона в конкретных ситуациях. Практические занятия позволяют студентам выработать умение находить и анализировать соответствующие уголовно-правовые нормы и нормы смежных отраслей права, понимать содержание уголовного закона.

Для приближения к условиям будущей деятельности по применению уголовного закона помимо интерактивных методов эффективным методом проведения практических занятий является решение задач (казусов). Он позволяет наглядно связать, с одной стороны, теорию уголовного права с положениями уголовного закона, с другой стороны - теорию и закон связать с практикой правоприменительной деятельности. По мнению М.Б. Костровой, решение задач (казусов) представляет собой, по сути, воспроизведение тех основных действий, которые совершаются на практике следователями, дознава-

телями, прокурорами, судьями при применении уголовно-правовых норм в ходе досудебного и судебного производства по уголовным делам [3, с. 4]. Поэтому рекомендуется как чередовать, так и сочетать при проведении практических занятий по уголовному праву интерактивные методы и решение задач-казусов. При этом вполне методически оправданным будет такое сочетание этих методик, когда решение задачи (казуса) происходит в интерактивной форме (например, в форме ролевой игры "Следователь и подозреваемый", "Допрос потерпевшего").

В-пятых, практически все виды интерактивов, известные современной педагогике, могут быть применены при проведении практических занятий по уголовному праву. Тем не менее, злоупотреблять «игровыми» технологиями в ущерб освоению учебного материала нельзя. Поэтому при планировании учебного плана выбор того или иного интерактива должен зависеть от тематики практического занятия и от тех целей-результатов, которые должен достичь студент во время практического занятия. В то же время не стоит забывать и о модульно-рейтинговой системе контроля качества обучения студентов. Использование интерактивного метода проведения практического занятия требует соответствующей оценки ("балла») со стороны преподавателя. Поскольку работа в интерактиве на данный момент не является еще обычной формой обучения для студентов, то оценка участие каждого студента в практическом занятии должна быть большей, чем за традиционную домашнюю или аудиторную работу.

Для описания методики проведения одного практического занятия по уголовному праву мы выбрали тему "Уголовный закон". Эта тема является одной из базовых тем изучаемой дисциплин. При этом ее освоение студентами зачастую вызывает определенные затруднения в связи с тем, что материал объемен, требует знания и понимания в целом уголовного закона, а также смежных отраслей права (конституционного, международного, гражданского и др.). Данной теме мы посвящаем 6 часов практических занятий, которых зачастую недостаточно для освоения всех вопросов, входящих в изучаемую тему. Поэтому чтобы ускорить и разнообразить процесс изучения темы "Уголовный закон" рекомендуется использовать такой вид интерактивного метода как деловая игра.

При подготовке к деловой игре преподаватель на занятии, предшествующем интерактиву, должен объявить тему деловой игры "Источники уголовного права" и разъяснить правила ее проведения. Студенты должны, во-первых, повторить материал, изученный в рамках курса теории и истории государства и права и посвященный источникам права и норме права, во-вторых, изучить рекомендованные преподавателем законодательство, иные нормативные правовые акты, решения Конституционного Суда РФ, постановления Пленума Верхового Суда РФ и его решения по конкретным делам, основную и дополнительную литературу, касающиеся вопросов понимания материальных и формальных источников уголовного права либо позволяющие лучше понять эти вопросы. Каждый студент должен владеть информацией обо всех "источниках" уголовного права, поскольку распределение по группам и жеребьевка вопросов для каждой группы будут проводиться в начале самого практического занятия. Также необходимо на этом же практическом занятии сообщить задание для групп: каждая группа должна доказать, что ЭТО является источником уголовного права. ЭТО определяется путем жеребьевки в начале практического занятия. Сообщать задание для групп заранее нужно для того, чтобы студенты при подготовке к занятию обращали свое внимание на те или иные положения изучаемых источников, которые доказывают или наоборот опровергают положение, что тот или иной акт (в широком смысле) является источником уголовного права. Для проведения самой игры преподаватель должен обеспечить студентов материально-техническими средствами (мультимедийное оборудование (проектор, ноутбук), ватманы и маркеры различных цветов, глянцевые журналы, ножницы и клей). Деловая игра по теме "Источники уголовного права" имеет целый ряд целей, достижение которых должен осознавать преподаватель и детально разъяснить студентам. Так, в результате деловой игры "Источники уголовного права" студент должен:

1) повторить и уметь применить материал из курса теории и истории государства и права, касающийся понятия и видов источников права, нормы права; повторить и уметь применить материал из курса логики;

2) усвоить существующие в доктрине уголовного права точки зрения по вопросу источников уголовного права;

3) знать и уметь анализировать положения Конституции Российской Федерации о системе российского права, о месте общепризнанных принципов и норм международного права в этой системе;

4) знать и уметь анализировать положения ст. 1 Уголовного кодекса РФ;

5) знать и уметь анализировать положения нормативных правовых актов иных отраслей, на нормы которых делают отсылку бланкетные уголовно-правовые нормы;

6) знать и уметь анализировать положения решений Конституционного Суда РФ по вопросам уголовного права;

7) знать и уметь анализировать положения Постановлений Пленума Верховного Суда РФ;

8) найти и уметь анализировать отдельные решения Верховного Суда РФ по конкретным делам;

9) изучить и уметь анализировать положения доктрины уголовного права,

10) уметь осуществлять поиск и анализировать позиции правоведов по вопросам признания того или иного акта в качестве источника уголовного права;

11) овладеть навыками работы с компьютером, интернет-технологиями, справочно-правовыми системами в целях поиска информации;

12) овладеть навыками выступления перед аудиторией, уметь аргументировано отвечать на заданные вопросы;

13) овладеть навыками работы в команде, научиться уважать мнение других, учитывать интересы группы;

14) овладеть умениями и навыками такой деловой игры как работа в малых группах.

Таким образом, проведение деловой игры по одному из вопросов темы "Уголовный закон" позволяет продолжить процесс формирования таких общекультурных и профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС, как: ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-7, ОК-11, ОК-12; ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-15.

Правила игры. Игра состоит из двух основных периодов: работы в малых группах и докладов результатов работы всей аудитории. Подготовительный этап деловой игры начинается с распределения студентов по группам. В деловой игре по теме "Источники уголовного права" групп должно быть 8 (по количеству вопросов, выносимых на игру). Опытные методисты рекомендуют образовывать группы с разнородным составом обучающихся, включая туда сильных, средних и слабых студентов, юношей и девушек, представителей разных культур, социальных слоев и т.д. Как распределять студентов по группам, по сути, не имеет особого значения. Основное правило заключается в том, чтобы был соблюден критерий разнородности группы и чтобы в группах было равновеликое число студентов. Внутри группы у каждого студента должна быть своя техническая роль, направленная на достижение общего для группы результата. В первый раз лучше самому преподавателю распределить эти роли среди членов групп. Внутри группы рекомендуется наличие следующих игроков:

- Координатор (посредник-организатор деятельности группы);

- Секретарь (записывает результаты работы);

- Аналитик (анализирует высказанные позиции с целью поиска сильных и слабых ее сторон);

- Активный слушатель (старается пересказать своими словами то, о чем только что говорил кто-либо из членов группы, помогая сформулировать мысль, общую идею);

- Оформитель (отвечает за творческое воплощение идеи группы);

- Таймкипер (timekeeper) (следит за временем, отпущенным на выполнение задания). Возможны и другие роли в зависимости от задачи, которую ставит преподаватель перед группой. Распределение ролей позволяет каждому участнику группы активно включиться в работу. В случае недостаточности студентов в группе, один человек может выполнять несколько ролей.

После распределения ролей преподаватель проводит жеребьевку между командами. Поскольку тема игры «Источники уголовного права», соответственно, в жеребьевке участвуют следующие вопросы:

- Конституция РФ как источник уголовного права

- Общепризнанные принципы и нормы международного права как источник уголовного права

- Уголовный кодекс РФ как источник уголовного права

- Нормы иной отраслевой принадлежности как источник уголовного права

- Решения Конституционного Суда РФ как источник уголовного права

- Постановления Пленума Верховного Суда РФ как источник уголовного права

- Решения Верховного Суда по конкретным делам как источник уголовного права

- Доктрина уголовного права как источник уголовного права. Выбор способа проведения жеребьевки абсолютно свободен. На подготовительный этап отводится не более 10 минут.

После подготовительного этапа начинается этап работы в малых группах. На него отводится 40 минут. Отведенное время должно жестко контролироваться, запрещается продолжать работу после

истечения времени. Преподаватель, даже при наличии в группах таймкиперов, через десять минут после начала и за десять минут до конца данного этапа должен объявить об этом.

Во время работы в малых группах должен быть выделен короткий период «мозгового штурма», во время которого всеми участниками группы (за этим следит координатор) набрасываются основные идеи по полученному заданию, которое заключается в доказывании, что акт, указанный в карточке, является источником уголовного права. В этот период запрещены критика идей и их обсуждение. И критика (доброжелательная), и обсуждение возможны и необходимы после того, как группа сочтет достаточным количество предложенных идей. Принятые идеи должны получить свое творческое воплощение. Выбор формата данного творческого представления своей позиции остаются на выбор студентов. Возможны следующие варианты: изображение позиции на ватмане; презентация с использованием мультимедийного оборудования; песня; стихи; театрализованное представление; коллаж на ватмане с использованием вырезок из журналов и пр.

Требование творческого воплощения обязательно для всех групп. Группа не может ограничиться зачитыванием своих аргументов. Такое условия выполнения задания, естественно, усложняет задачу студентов. Но тем интереснее проходит сама игра, это позволяет проявить таланты ребят в других сферах.

Представлять позицию группы может любой из членов группы по решению группы, но предпочтительнее, когда аргументируют позицию все члены группы, поделив между собой отдельные аргументы. Такое представление своей позиции позволяет удерживать внимание слушающих за счет смены объекта восприятия.

Очередность выступления групп определяется заданием команды. Первым докладывает команда, доказывающая, что Конституция РФ является источником уголовного права.

Прежде чем начать выступать группы должны определиться, кто из членов команды будет делегирован представлять интересы группы в согласительной комиссии, которая будет работать по результатам всей игры, и сообщить его имя преподавателю.

Время на выступление команды отводится не более 4 минут. За соблюдением времени следит сам преподаватель. Жесткий хронометраж обязателен, поскольку игра должна закончиться до начала перемены. Ему также необходимо фиксировать у себя основные аргументы команды, достоинства и недостатки в аргументации.

После выступления группы в течение 1 минуты студенты задают вопросы выступающим в целях прояснения позиции, контраргументирования. Основное правило: не вступать в полемику. Задается конкретный вопрос, на который должен последовать конкретный ответ. Пресекать полемику должен преподаватель. Сам преподаватель не имеет права задавать вопросы. Он может фиксировать свои вопросы, замечания и т.п. с тем, чтобы в последующем не забыть высказать их студентам.

Все 8 групп должны выступить в течение 40 минут. После этого, в связи с окончанием времени занятия, преподаватель объявляет состав согласительной комиссии и дает ей задание: на следующее занятие сформулировать общие выводы и аргументы по теме "Источники уголовного права". Основой для их работы должны служить позиции групп. Согласительная комиссия может выйти за рамки представленных точек зрения, обосновав иной подход к решению того или иного вопроса. Формат представления итогов работы согласительной комиссии так же должен быть творческим. Выполняется данная работа вне аудитории, поскольку времени не хватает.

На следующем занятии в самом начале предоставляется слово согласительной комиссии. Ей также могут быть заданы уточняющие позицию вопросы.

После этого преподаватель высказывает свое мнение по всей игре. Он должен дать свою собственную оценку таким параметрам игры:

- работа групп в целом - организация работы во время "мозгового штурма", соблюдение ролей,

шум;

- аргументы групп - какие из них подтверждали позицию, какие требовали уточнения, какие

группе следовало привести и т.п.;

- вопросы, заданные группам, и ответы на них;

- результаты работы согласительной комиссии.

В своем выступлении преподаватель обязательно должен похвалить все формы творчества, которые студенты использовали в игре, поскольку это самая сложная часть игры. Оценив тот или иной подход группы к творческому представлению своей позиции критически, преподаватель рискует вызвать у студентов нежелание в дальнейшем проявлять свои творческие способности, высказывать ка-

кие-то оригинальные идеи по творческому воплощению своих аргументов. Соответственно в таком случае деловые игры будут проходить сухо и неинтересно, что существенно снизит ожидаемый образовательный эффект от интерактива.

Деловые игры помогают формировать такие важные ключевые качества студентов как толерантность, умение работать в малых группах, самостоятельность мышления и т.д. От преподавателя требуется большая предварительная методическая подготовка при проведении деловых игр, умение прогнозировать результаты и делать соответствующие выводы. Поэтому использовать при преподавании уголовного права данный вид интерактива рекомендуется не по каждой теме, а только тогда, когда деловая игра позволит достичь больших образовательных результатов.

Библиографические ссылки

1. Приказ Минобрнауки РФ от 04 мая 2010 года № 464 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»)» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Эргардт О.Р. Реализация компетентностного подхода в преподавании русского языка через использование методов проблемно-исследовательской деятельности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. №4. С. 51-54.

3. Кострова М.Б. Практикум по уголовному праву. Общая часть: Учебное пособие. Уфа: РИО БашГУ, 2006.

References

1. Prikaz Minobrnauki RF ot 04 ma'ya 2010 goda No 464 "Ob utverzhdenii I vvedenii v deistvie federal'nogo gosudar-stvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 030900 Yurisprudenciya (kvalifilaciya (stepen') "bakalavr")" (On Approval and Enactment of the Federal State Educational Standard of Higher Professional Education 030900 Law (qualification (degree) "bachelor")) [Eletronnyi resurs]. Dostup iz spravochno-pravovoiy sistemy "KonsultantPlus".

2. Ergardt O.R. Realizaciya kompetentnostnogo podkhoda v prepodavanii russkogo yazyka cherez ispol'zovanie met od-ov problemno-issledovatel'skoy deyatel'nosti (The Implementation of Competence Approach in Teaching the Russian Language through the Use of Methods of Problem-Research Activities), Municipal'noe obrazovanie: innovacii i eksper-iment, 2011, No 4, pp.51-54.

3. Kostrova M. B. Praktikum po ugolovnomu pravu (Workshop on Criminal Law). Obschaya chast'. Uchebnoe posobie. Ufa: RIO BashGU, 2006.

Дата поступления: 21.09.2015 Received: 21.09.2015

КРИМИНАЛИСТИКА. СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УДК 340

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АМИНЕВ Фарит Гизарович

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры криминалистики Института права ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет", директор Урало-Поволжского объединения судебных экспертов, г. Уфа, Россия E-mail: faminev@mail.ru

ON SOME PROBLEMS OF FORENSIC ACTIVITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

AMINEV Farit Gizarovich

Candidate of sciences (law), Associate Professor, Assistant Professor of the chair of Forensics of the Institute of Law of the Bashkir State University, Director of the Ural-Volga Association of forensic experts, Ufa, Russia E-mail: faminev@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, The topicality of the theme lies in the conditions of a dif-

что в условиях сложной ситуации в судопроизводстве в ficult situation in court procedure as a whole, which

целом, повышается роль его судебно-экспертного обес- leads to the increase of the role of forensic provision.

печения. Поэтому рассмотрены актуальные проблемы Thus, topical problems of forensic activity are analyzed,

судебно-экспертной деятельности, выработаны новые new ways of solving legal and organizational and me-

пути решения правовых и организационно-методичес- thodical problems of work of forensic organizations, us-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.