Научная статья на тему 'Преподавание уголовного права в школе: инновации и традиции'

Преподавание уголовного права в школе: инновации и традиции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1403
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РОК / ПРЕПОДАВАНИЕ / ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УГОЛОВНОЕ ПРАВО / ПРАВОСОЗНАНИЕ / LESSON / TEACHING / LEGAL EDUCATION / CRIMINAL LAW / LEGAL CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Куприянов Андрей Юрьевич

В данной статье анализируются современные подходы к преподаванию уголовного права в школе. Отмечается, что среди различных форм преподавания особое место принадлежит активным инновационным методам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING CRIMINAL LAW IN THE SCHOOL: INNOVATION AND TRADITION

This article analyzes modern approaches to the teaching of criminal law at the school. It is noted that among the various forms of teaching, a special place belongs to active innovative methods.

Текст научной работы на тему «Преподавание уголовного права в школе: инновации и традиции»

УДК 370.016:34

ПРЕПОДАВАНИЕ УГОЛОВНОГО ПРАВА В ШКОЛЕ: ИННОВАЦИИ И ТРАДИЦИИ

Куприянов Андрей Юрьевич

Канд. филос. наук, доцент кафедры правовых дисциплин ФГБОУ ВПО «МГПИ им. М.Е. Есевьева», г. Саранск

E-mail: [email protected]

TEACHING CRIMINAL LAW IN THE SCHOOL: INNOVATION AND TRADITION

Audrey Kupriyanov

Candidate of Philosophical Sciences, Docent Department of Legal Disciplines Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk

АННОТАЦИЯ

В данной статье анализируются современные подходы к преподаванию уголовного права в школе. Отмечается, что среди различных форм преподавания особое место принадлежит активным инновационным методам.

ABSTRACT

This article analyzes modern approaches to the teaching of criminal law at the school. It is noted that among the various forms of teaching, a special place belongs to active innovative methods.

Ключевые слова: урок; преподавание; правовое образование; уголовное право; правосознание.

Keywords: lesson; teaching; legal education; criminal law; legal consciousness.

Проблема правового образования представляет в настоящее время особую актуальность, так как без качественного правового образования невозможно построить в РФ правовое государство, повысить уровень правосознания населения. Следует отметить работы Куприянова А.Ю. [3], Пауловой Ю.Е. [6], которые поднимают отдельные аспекты данной проблематики. Но также следует отметить, что вопрос преподавания отдельных отраслей права в школе недостаточно проработан и изучен. В частности необходимо отметить важность изучения преподавания основ уголовного права.

Уголовное право представляет собой ведущую отрасль права, которая регулирует важнейшую сферу человеческих отношений, указывая на то, какие деяния являются противоправными и общественно опасными для личности, общества и государства, и назначая за их совершение определенное наказание.

Политические и социально-политические процессы, которые происходят в России в течение последних десятилетий, привели к росту преступности и усилению криминализации общества, что делает изучение уголовного права все более актуальным и необходимым.

С.Ф. Милюков основной задачей, которая стоит перед преподавателем уголовного права, называет привитие обучающимся навыков работы непосредственно с текстом уголовного закона, поскольку основным источником знаний зачастую является не УК РФ, а мнение о его нормах, изложенное в учебной или научной литературе, или же на занятиях преподавателем, в результате чего спорные и ошибочные суждения о нормах уголовного права откладываются в сознании обучающихся и формируют у них неверное представление о тех или иных аспектах уголовного права [4, С. 162], что наиболее опасно в процессе преподавания основ уголовного права в школе.

Уголовное право должно преподноситься учащимся не как изолированный комплекс правовых норм, который представляет интерес только для лиц совершивших преступления, их родственников и близких, а как звено единой правовой системы, без которого не будут правильно функционировать все другие звенья системы. В качестве примера можно привести то, как нормы семейного права, регулирующие обязанности родителей и усыновителей, подкрепляются нормами как гражданского права, так и уголовного.

В ходе уроков по основам уголовного права необходимо сделать акцент на конституционной основе всего российского законодательства, в том числе и уголовного. В качестве примера можно привести ст. 2, 4, 10, 15, 20, 21, 23 -25, 45-54 и т.д. Конституции РФ. Особое внимание учащихся необходимо обратить на ст. 54 Конституции РФ, в соответствие с которой закон, который устанавли-

вает или отягчает ответственность за совершение деяния обратной силы не имеет, а новый закон, устраняющий или смягчающий ответственность за совершение правонарушения, применению полежит.

В то же время, не следует преувеличивать роль уголовного права в правовой системе. Учащимся необходимо дать понять, что меры, оказывающие воздействие на преступность, не ограничиваются только нормами уголовного закона. Исследователи отмечают, что уровень и тенденции преступности находятся в зависимости от 200-250 экономических, демографических, политических, социальных, идеологических, правовых, психологических и других факторов, из которых только 30-40 факторов имеют связь с качеством уголовного права [5, С. 88].

В процессе преподавания уголовного права в школе важно создать условия, при которых учащийся не будет пассивным объектом воздействия на него педагога, а может самостоятельно отыскать правовую информацию, обмениваться мнением с другими учениками, принимать участие в дискуссии с учителем, приводить аргументы и контраргументы, примерять различные роли и т.д. Поэтому для эффективности осуществления учебной деятельности преподаватель должен уметь использовать современные педагогические методики, методы и технологии, знать их особенности, а также конструировать собственные профессиональные стратегии, учитывая то, что эффективный педагогический процесс возможен только в том случае, если четко поставлены педагогические цели и задач, совместно с адекватными методами и технологиями их решения.

Еще в 80-х годах прошлого столетия Национальным тренинговым центром в США было проведено исследование, согласно которому пассивные методики имеют наименьший уровень усвоения (лекции - 5% и визуальный просмотр - 10%), а интерактивные методики - наибольший (дискуссии - 50%, практика через действие - 75% и обучение других - 90%) [2, С. 103].

Важнейшим элементом занятия по основам уголовного права является процесс взаимодействия преподавателя и учеников, которое может быть раз-

личным не только у разных преподавателей, но и у одного, что зависит от темы занятия, сложности правового материала, уровня подготовленности учеников, количества источников информации, времени, отведенного на занятие, компетентности педагога в теме занятия и т.д. Все методы и стратегии, которые использует преподаватель условно разделяют на пассивные, активные и интерактивные.

А.Н. Иоффе говорит о том, что пассивные методы и стратегии характеризуются линейностью и односторонностью воздействия преподавателя на учеников. Преподаватель выступает в роли организатора, он предлагает план занятия, распределяет работу, контролирует все действия учеников, излагает учебную информацию, а всякая попытка учащихся к самостоятельным действиям расценивается как отход от составленного плана работы. Ученики при этом являются пассивными объектами недифференцированного воздействия учителя, которые воспринимаются им как единая масса без учета индивидуальных особенностей каждого ученика.

Данная стратегия может быть применена в при соблюдении следующих условий: отсутствия у учеников необходимых источников информации (учебников, документов, справочников и т.д.), нехватки времени для поиска необходимой информации, большой численности учащихся, отбора наиболее успевающих и талантливых учеников, максимальной плотности изложения материала из-за его объема, индивидуальных особенностей и отсутствие у учащихся социального опыта, что требует проговаривания учебного материала [1, С. 57].

Основными методами реализации пассивной стратегии в процессе обучения уголовному права являются лекция, изучение УК РФ и других нормативно-правовых актов и судебной практики, репродуктивный опрос по пройденному материалу.

В процессе применения активных стратегий учитель продолжает играть центральную роль в занятии, но характер его взаимодействия с учениками меняется, поскольку преподаватель остается единственным источником учебной

информации, но учащиеся перестают быть пассивными слушателями, обладая возможностью задавать вопросы, излагать свою точку зрения, предлагать свои способы решения и т.д. В данной стратегии педагогический процесс не подлежит полному контролю учителем, поскольку в ходе занятия могут возникнуть новые темы и проблемы для обсуждения, сформированные в ходе совместного обсуждения. Однако, без преподавателя дальнейшее проведение занятия становится невозможным.

Таким образом, в процессе обучения и самостоятельного изучения основ уголовного права учениками школы должны быть достигнуты следующие задачи:

- образовательные: в результате изучения курса основ уголовного права ученики должны знать: объективные и субъективные признаки преступлений; виды и особенности толкования уголовного закона; историю развития уголовного права; особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних; уметь: оценивать общественную опасность деяний; определять место и роль конкретной нормы права в структуре УК РФ; определять уголовную ответственность с учетом обстоятельств совершения деяния о особенностей совершившей его личности; обосновывать свою точку зрения; быть ознакомленными: с основными тенденциями развития уголовного права; с практикой применения основных норм УК РФ; с основными достижениями науки уголовного права;

- воспитательные: формирование правосознания и правовой культуры как в сфере уголовного права, так и в общей социально-правовой сфере;

- развивающие: развитие логического мышления, умений формулировать свои мысли, развитие эмоционально-волевой и мотивационной области, постановка речи.

Список литературы:

1. Иоффе А. Основные стратегии преподавания. Активные методы обучения в гражданском образовании // Гражданское образование: содержание и ак-

тивные методы обучения: сборник статей / Под ред. Н. Воскресенской, С. Шех-тера; при уч. А. Иоффе, Ч. Уайта. М.: За гражданское образование, 2004. С. 5762.

2. Кропанева Е.М. Теория и методика обучения праву: учебное пособие. Екатеринбург: РГППУ, 2010. 166 с.

3. Куприянов А.Ю. Правовое образование как элемент цивилизационной специфики общества в контексте устойчиво развивающего социума // Гуманитарные науки и образование. 2014. №2 1 (17). С. 141 - 144.

4. Милюков С.Ф. Обсуждение проблем преподавания уголовного права / С.Ф. Милюков, В.Г. Павлов // Правоведение. 1996. № 1. С. 162-167.

5. Основы права: учебно-методическое пособие / Под ред. В. В. Лазарева. М.: Юристъ, 1996. 296 с.

6. Паулова Ю.Е Изучение студентами юридических специальностей правомерности ограничения экономических прав и свобод в целях защиты прав и законных интересов личности // Интеграция образования. 2007. № 1. С. 59 -61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.