Научная статья на тему 'Особенности преподавания дисциплины «Уголовно-исполнительное право» в контексте реформирования образования'

Особенности преподавания дисциплины «Уголовно-исполнительное право» в контексте реформирования образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО / ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРАКТИКА / АПРОБАЦИЯ / ЮРИДИЧЕСКИЕ КАДРЫ / TEACHING METHODS / EDUCATIONAL REFORM IN RUSSIA / CRIMINAL EXECUTIVE LAW / TRADITIONAL FORMS OF TEACHING / INDEPENDENT WORK / INNOVATIVE APPROACHES TO TEACHING COURSES / EDUCATIONAL PROCESS / PRACTICE / TESTING / LEGAL PERSONNEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хармаев Юрий Владимирович

Автор заостряет внимание на особенностях преподавания дисциплины «Уголовно-исполнительное право» после принятия Федерального закона «Об образовании». В соответствии с последующими подзаконными нормативно-правовыми актами Министерства образования РФ уголовно-исполнительное право не вошло в перечень обязательных дисциплин, а будет преподаваться как дисциплина по выбору. Внесение многочисленных изменений в отечественное антикриминальное законодательство, а также в подзаконные акты, регламентирующие практику исполнения уголовных наказаний, обусловило возникновение по существу новой отрасли российского права уголовно-исполнительного права. Количество часов для усвоения данной дисциплины существенно сокращено, увеличено время на самостоятельное изучение предмета, в связи с этим преподавателям следует занятия построить в соответствии с текущим положением, т. е. форму подачи учебного материала наряду с традиционной значительно расширить и видоизменить. Роль и значение предмета «Уголовно-исполнительное право» и других дисциплин антикриминального цикла в учебном процессе по подготовке бакалавров должны быть пересмотрены в соответствии с изменившимися реалиями, что позволит студентам более эффективно усваивать знания в области пенитенциарных правоотношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF CRIMINAL EXECUTIVE LAW TEACHING IN THE CONTEXT OF EDUCATIONAL REFORM

The article focuses on the issues of teaching “Criminal Executive Law” since adoption of Federal Law “On Education”. In accordance with the latest regulations of The Russian Federation Ministry of Education criminal executive law is not included into the list of compulsory disciplines and to be taught as an elective course. Introduction of numerous amendments to the domestic anti-criminal legislation, as well as by-laws regulating execution of penalties, led to creation of a new branch of Russian law criminal executive law. Number of academic hours for successful learning of this discipline reduced significantly, and a period for independent work of students increased, in this regard, lecturers in the current situation should expand and modify the forms of presenting teaching material. The role and importance of the discipline “Criminal Executive Law” and other anti-crime disciplines in educational process for Bachelors should be revised in accordance with the changed realities; this will allow students to acquire new knowledge better.

Текст научной работы на тему «Особенности преподавания дисциплины «Уголовно-исполнительное право» в контексте реформирования образования»

УДК 438:378

doi 1018101/1994-0866-2017-1-44-50

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО» В КОНТЕКСТЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

© Хармаев Юрий Владимирович

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой уголовного процесса и криминалистики, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г.Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а Е-mail: kharmaev@mail.ru

Автор заостряет внимание на особенностях преподавания дисциплины «Уголовно-исполнительное право» после принятия Федерального закона «Об образовании». В соответствии с последующими подзаконными нормативно-правовыми актами Министерства образования РФ уголовно-исполнительное право не вошло в перечень обязательных дисциплин, а будет преподаваться как дисциплина по выбору. Внесение многочисленных изменений в отечественное антикриминальное законодательство, а также в подзаконные акты, регламентирующие практику исполнения уголовных наказаний, обусловило возникновение по существу новой отрасли российского права — уголовно-исполнительного права. Количество часов для усвоения данной дисциплины существенно сокращено, увеличено время на самостоятельное изучение предмета, в связи с этим преподавателям следует занятия построить в соответствии с текущим положением, т. е. форму подачи учебного материала наряду с традиционной значительно расширить и видоизменить. Роль и значение предмета «Уголовно-исполнительное право» и других дисциплин антикриминального цикла в учебном процессе по подготовке бакалавров должны быть пересмотрены в соответствии с изменившимися реалиями, что позволит студентам более эффективно усваивать знания в области пенитенциарных правоотношений.

Ключевые слова: методика преподавания, реформа образования в России, уголовно-исполнительное право, традиционные формы преподавания, самостоятельная работа, инновационные подходы преподавания дисциплин, учебный процесс, практика, апробация, юридические кадры.

Реформа в образовании в соответствии с Болонской системой, распространенной в Европе и Северной Америке, официально действует в России с 2009 года и неоднозначно оценивается как со стороны специалистов, так и со стороны общественности. Не случайно на страницах средств массовой информации, в специальной литературе видим диаметральные взгляды на происходящее в российском образовании.

Тенденции развития образования в начале XXI века напрямую зависят от изменений, происходящих в жизни страны, заставляя при этом по-новому осмыслить задачи подготовки специалистов по всем направлениям. Пересмотру с позиций уже четко оформившихся тенденций демократизации, гуманизации и специализации учебного процесса должны быть подвергнуты как общая концепция подготовки бакалавров, так и ее отдельные аспекты, в частности, программа подготовки юристов.

Критики указывают на невысокий спрос на выпускников бакалавриата на рынке труда, на проблему дальнейшего бесплатного обучения в магистратуре, так как бюджетных мест представляется значительно меньше, и т. д. Сторонники новой системы образования отмечают сложность признания диплома специалиста за рубежом, где не существует такой формы обучения, и проблемы, которые могут возникнуть при поступлении в магистратуру.

В связи с переходом на обучение студентов по системе бакалавриат возникает большое количество вопросов, ответы на которые, надеемся, подскажет сама жизнь.

Внесение многочисленных изменений в отечественное антикриминальное законодательство [3, с. 4], а также в подзаконные акты, регламентирующие практику исполнения уголовных наказаний, обусловило возникновение по существу новой отрасли российского права — уголовно-исполнительного права. Преподавание дисциплины «Уголовно-исполнительное право» (далее УИП) призвано обеспечить усвоение слушателями нового законодательства в области исполнения уголовных наказаний, а также иных мер уголовно-правового характера. В соответствии с приказом Министерства образования РФ №464 от 4 мая 2010 года «Федеральный государственный образовательный стандарт 3» (далее ФГОС 3) уголовно-исполнительное право не вошло в перечень обязательных дисциплин, а будет преподаваться как дисциплина по выбору. Количество часов для усвоения данной дисциплины существенно сокращено, поэтому занятия следует построить в соответствии с текущим положением, т. е. форму подачи учебного материала наряду с традиционной значительно расширить и видоизменить.

Слушатели обязаны в соответствии с профессиональными компетенциями [4] овладеть теоретическими знаниями и определенными правоприменительными навыками в области правового регулирования исполнения уголовных наказаний, необходимыми для профессионального осуществления деятельности в сфере уголовно-исполнительного законодательства и проведения профилактических мероприятий в борьбе с преступностью в пенитенциарной системе.

Особенность преподавания дисциплины УИП отличается тем, что большой объем изучаемого материала приходится на самостоятельную подготовку. Нам видится несколько аспектов, на которые необходимо обратить внимание.

1. Учитывая, что профессия юриста в будущем предполагает публичность, открытость, общение с большим количеством людей, необходимо у студентов развивать навыки коммуникативности. Озвучивание докладов, реферативных выступлений перед своими коллегами-студентами позволит стеснительным студентам побороть свой страх.

2. Самостоятельная работа с первоисточниками. Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность пенитенциарных органов, — разные по объему и по содержанию. Как правило, время для выступления примерно одинаково для всех, поэтому у них (студентов) вырабатываются навыки анализа и изучения правового документа, подготовки материала для будущего доклада с учетом регламента по времени.

3. Выступление должно содержать небольшой, рассчитанный на 5-7 минут материал, раскрывающий суть вопроса. После выступления докладчиков предусмотрено время для обсуждения заданной темы и возможность выступающего ответить на возникшие у аудитории вопросы. Преподаватель должен контролировать ход ведения занятия, при необходимости задавая наводящие вопросы как докладчикам, так и аудитории, при этом вовлекая в полемику как можно больше слушателей. Задача преподавателя сводится к тому, чтобы на семинарском занятии помимо выступления докладчиков в обсуждении изучаемых вопросов выступило как можно больше слушателей, которые высказали бы свое суждение по теме.

4. Для более полного усвоения теоретического материала по УИП предлагается использование учебных фильмов по дисциплине, отдельные сюжеты из телепередач, например, «Криминальная Россия», «Внимание, розыск», «Легенды советского сыска», «Независимое расследование», «Следствие вели...», «Чрезвычайное происшествие» и др.

Как показывает практика, просмотр учебных фильмов, основанных на реальных событиях, позволяет студентам быстрее и эффективнее понять пройденный теоретический материал по дисциплине УИП. Перед просмотром сюжетов необходимо студентам дать задание, определить перечень вопросов, на которые студенты должны подготовить ответы. Опрос слушателей, по нашему мнению, следует проводить либо устно, либо письменно.

5. Отдельные темы по курсу УИП эффективнее проводить с приглашением сотрудников уголовно-исполнительной системы, в частности, по темам: «Правовое положение сотрудников персонала уголовно-исполнительной системы», «Порядок исполнения уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы», «Особенности отбывания уголовных наказаний отдельной категории граждан» и др. Доклад приглашенных гостей должен содержать в себе не только теоретические выкладки по теме, действующие нормативно-правовые источники, но и проблемные аспекты, присущие для их ведомства. После выступления приглашенных гостей по вышеуказанным темам необходимо оставить время для интересующих студентов вопросов.

Хотелось бы также сформулировать и некоторые предложения по повышению качества преподавания дисциплин антикриминального цикла.

1. В связи с тем, что диплом бакалавра дает право трудиться в правоохранительных органах (хотя и не во всех), следовало бы увеличить количество и объем часов именно дисциплин антикриминальной направленности (уголовно-исполнительное право, криминология, криминалистика и др.).

2. В связи с сокращением часов, которые даются на изучение трех дисциплин антикриминальной направленности, оставшихся в перечне общепрофессиональных, — уголовное право, уголовный процесс и криминалистика — необходимо пересмотреть или существенно совершенствовать саму методику преподавания вышеназванных предметов.

Оставляя за основу лекционные и практические занятия, следовало бы более активно использовать возможности современных научно-технических разработок в области электронного обучения [1], дистанционных образовательных технологий, обеспечить современными оперативно-техническими

средствами криминалистическую лабораторию, криминалистический полигон, зал судебных заседаний, компьютерные классы, в том числе для осуществления процедур текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. Фонд оценочных средств должен соответствовать уровню сформированности всех компетенций, заявленных в образовательной программе.

3. В связи со значительным сокращением аудиторного времени на изучение дисциплин антикриминального блока, в том числе и уголовно-исполнительного права, следует шире использовать дополнительную и факультативную литературу, которая способна помочь обучающимся разобраться в содержании предмета. Такие категории уголовно-исполнительного права, как «тюремная и криминальная субкультура», «организованная преступность», «воры в законе», «тюремная стратификация», подробно рассматриваются в работах известных писателей и исследователей XIX и XX веков [2].

Первым отечественным исследователем криминальной субкультуры можно по праву назвать Ф. М. Достоевского. В его повести «Записки из Мертвого дома», опубликованной в 1861 году, отражены впечатления пережитого и увиденного на каторге в Сибири, в Омском остроге, где он провел четыре года, осужденный по делу петрашевцев. Примерно в это же время в юридической литературе встречаются первые упоминания собственно об артелях воров и конокрадов. Криминальную субкультуру описывал и А. П. Чехов в повести «Остров Сахалин». В. М. Дорошевич в своей работе «Сахалин (Каторга)» одним из первых дает подробную и четкую криминологическую характеристику личности преступников, отбывающих наказание на каторге. Известный русский краевед и исследователь Сибири С. В. Максимов в работе «Сибирь и каторга» впервые пытается раскрыть имеющуюся стратификацию каторжан. Несомненно, в актив автора можно занести его попытку дать сравнительную характеристику словарю жаргонных слов и выражений, а также отдельно рассмотреть вопрос, посвященный «тюремной лирике».

Об особенностях советской уголовно-исполнительной системы периода культа личности Сталина писали А. И. Солженицын, В. Т. Шаламов. Мало кому известно, что поэт, песенник, бард Владимир Высоцкий тоже приложил усилие в раскрытии «лагерной» тематики. В соавторстве с журналистом Леонидом Мончинским был написан роман «Черная свеча», повествующий о проблеме выживания осужденных в заключении, о сложных взаимоотношениях между ними. Он одним из первых обратился к теме «Воры в законе» (закрытая тогда тема). Роман впоследствии (2006) был экранизирован и на его основе был создан художественный фильм «Фартовый». И. М. Губер-ман — советский и израильский писатель, известный современному читателю и получивший широкую известность благодаря своим афористичным и сатирическим четверостишиям — «гарикам», после отбытия в советских лагерях издал документальную повесть «Прогулки вокруг барака». Отличительная черта в произведении И. М. Губермана — это тюремная стратификация осужденных в эпоху «застоя» советской пенитенциарной системы.

Как показывает опыт, перечисленные выше произведения авторов помогают точнее, рельефнее и четче рассмотреть изучаемые по дисциплине «Уголовно-исполнительное право» дефиниции и категории и в конечном итоге освоить учебный курс.

4. Существенно скорректировать и прохождение практик (учебных, производственных и преддипломных) для студентов. Во-первых, пересмотреть сроки прохождения, составить более гибкий учебный план, сумев при этом развести учебные группы, курсы в течение всего учебного года. Во-вторых, требует доработки само содержание прохождения практики совместно с партнерами — будущими работодателями, учитывая при этом необходимость в практикантах и будущее их трудоустройство, расширив при этом возможности института общественных помощников в ряде правоохранительных органов [6, с. 253]. Особого внимания требует преддипломная практика, проводимая для выполнения выпускных квалификационных работ, тематика которых должна согласовываться (заказываться) с организациями. На наш взгляд, руководитель практики от организации мог бы выступить в качестве соруководителя (консультанта) дипломного проекта и принять участие в защите ВКР, что помогло бы преодолеть сложившийся разрыв в системе «наука-образование-практика» [7, с. 278]. В этих же целях было бы целесообразно предусмотреть механизм прохождения стажировок, «семинаров», (курсов повышения квалификации) в правоохранительных органах преподавателями, ведущими специальные (антикриминальные) дисциплины.

5. Изучение криминалистики, основ оперативно-разыскной деятельности, уголовно-исполнительного права, криминологии в тесном взаимодействии с сотрудниками МВД, следственного управления следственного комитета, управлений федеральной службы исполнения наказаний, федеральной службы судебных приставов и др., у которых одним из критериев отчетности является взаимодействие с учебными подразделениями, общественностью и т. д. В распоряжении перечисленных правоохранительных государственных органов имеются криминалистические лаборатории, учебные центры, учебные классы, музеи, которые можно было бы использовать в учебном процессе в рамках взаимодействия и реализации имеющихся договоров о взаимном сотрудничестве.

6. В условиях реформирования важно не потерять накопившийся опыт организации научно-исследовательской работы студентов, в частности, традиции криминологической школы Бурятского госуниверситета [5, с. 80]. Научные семинары, круглые столы, конференции, симпозиумы и другие научно-практические мероприятия являются основным и важным элементом деятельности профессорско-преподавательского состава. Если в вузах нет серьезной науки, нет исследований, значит, далеки от нее и студенты. Эффективность противодействия преступности обеспечивается его последовательностью, нацеленностью на результат, в том числе высоким профессионализмом, опирающимся на научно обоснованный стратегический анализ криминальной и криминогенной ситуаций, учет результативности ранее принимавшихся мер [8].

7. Использование сетевой формы реализации программ бакалавриата, схем мобильности, совместных программ обучения через расширение сотрудничества образовательных учреждений и в т. ч. стран Арктического региона, что требует гармонизации учебных планов, внедрения европейской системы зачетных единиц трудоемкости дисциплин (ECTS) как средства академической мобильности студентов и в широком смысле проведения совместных прикладных исследований в образовательном праве.

Необходимо также иметь в виду, что уголовно-исполнительное право является составной частью уголовно-правового комплекса, в который наряду с данной отраслью права входят также уголовное и уголовно-процессуальное право [10, с. 408]. Их нормы с разных позиций регулируют общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу применения уголовного наказания. Так, если назначение наказания осуществляется в соответствии с нормами уголовного и уголовно-процессуального законодательства, то исполнение и отбывание наказания — в соответствии с нормами уголовно-исполнительного законодательства [9, с. 76]. В свою очередь, освобождение от отбывания наказания регламентируется нормами трех отраслей права: уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного.

Полагаем, что вышеперечисленные предложения могут явиться залогом более эффективной подготовки юристов в новых условиях, тесного сотрудничества образовательных и научных учреждений, правоприменителей.

В заключение еще раз отметим, что роль предмета «Уголовно-исполнительное право» и других дисциплин антикриминального цикла в учебном процессе по подготовке бакалавров должна быть пересмотрена, и в целях более эффективной подготовки юридических кадров необходимо опираться на самые прогрессивные методы и средства обучения [6, с. 253].

Литература

1. Гармаев Ю. П. Проблемы и перспективы внедрения высоких технологий в криминалистические, межотраслевые средства противодействия преступности [Электронный ресурс].

— URL: http://www.iuaj.net; http://crimpravo.ru/ru/blog/3093.html.

2. Дорошевич В. М. Сахалин (Каторга). — М.: Сова, 2009; Максимов С. В. Сибирь и каторга. — М.: ЭКСМО Пресс, 2001; Солженицын А. И. Архипелаг ГУЛАГ. — М.: ИНКОМ НВ, 1991; Шаламов В. Т. Воспоминания. — М.: Олимп, 2001; Чехов А. П. Остров Сахалин // Правда, 1985; Губерман И. М. Прогулки вокруг барака. — М.: Глаголъ, 1993.

3. Коробеев А. И. Лоскутное одеяло уголовного кодекса // Независимая газета. — 2013.

— 5 февр. — С. 4.

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.05.2010, № 464 «Об утверждении и ведении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»).

5. Раднаева Э. Л. Криминологические исследования в современной системе вузовской подготовки юристов // Преступность, ее виды и проблемы борьбы / под общ. ред. А. И. Долговой. — М., 2011. — С. 79-87.

6. Хармаев Ю. В. К вопросу о получении специального образования сотрудниками правоохранительных органов // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии: материалы всерос. науч.-практ. конф. — Иркутск: Изд-во Вост.-Сиб. ин-та МВД России, 2014. — С. 253.

7. Хармаев Ю. В. ФЗ «О полиции» и современные проблемы ОВД // Вестник Бурятского государственного университета. — 2014. — Вып. 2. — С. 278-279.

8. Обращение к Президенту Российской Федерации по результатам работы всероссийской научно-практической конференции «Криминологическая ситуация в России, состояние реагирования и направления антикриминальной политики» [Электронный ресурс]. — URL: http://soprotivlenie.org/news/krupnym-planom/rossijskie-kriminologi-obratilis-k-prezidentu-rf-vladimiru-putinu/?print=print

9. Тарбагаев А. Н. Проблемы эффективности системы наказаний в российском уголовном праве // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. — 2014. — № 4. — С. 75-82.

10. Шнайдер Г. Й. Криминология: пер. с нем. — М., 1994. — С. 408.

THE FEATURES OF CRIMINAL EXECUTIVE LAW TEACHING IN THE CONTEXT OF EDUCATIONAL REFORM

Yuriy V. Kharmaev, Cand. Sci. (Law), A/Prof.,

Department of Criminal Procedure and Criminalistics, Law Faculty, Buryat State University

24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia E-mail: kharmaev@mail.ru

The article focuses on the issues of teaching "Criminal Executive Law" since adoption of Federal Law "On Education". In accordance with the latest regulations of The Russian Federation Ministry of Education criminal executive law is not included into the list of compulsory disciplines and to be taught as an elective course. Introduction of numerous amendments to the domestic anti-criminal legislation, as well as by-laws regulating execution of penalties, led to creation of a new branch of Russian law — criminal executive law. Number of academic hours for successful learning of this discipline reduced significantly, and a period for independent work of students increased, in this regard, lecturers in the current situation should expand and modify the forms of presenting teaching material. The role and importance of the discipline "Criminal Executive Law" and other anti-crime disciplines in educational process for Bachelors should be revised in accordance with the changed realities; this will allow students to acquire new knowledge better.

Keywords: teaching methods, educational reform in Russia, criminal executive law, traditional forms of teaching, independent work, innovative approaches to teaching courses, educational process, practice, testing, legal personnel.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.