В. В. Астанин*
О СОСТОЯНИИ КРИМИНОЛОГИИ И ЕЕ РАЗВИТИИ НА ПРОФИЛЬНОЙ КАФЕДРЕ УНИВЕРСИТЕТА имени О.Е. КУТАФИНА (МГЮА)
Аннотация. В статье анализируется современное состояние учебного и научного обеспечения криминологии. Примененный в ходе подготовки статьи метод исследования и анализа материалов, связанных с дидактическим и методическим обеспечением криминологии, позволяет раскрыть диалектическую взаимосвязь ее развития как академической дисциплины с проводимыми научными исследованиями. Примеры развития криминологии, сочетания ее классических устоев с развитием автор выразил в характеристике научной и академической жизни кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).
Ключевые слова: криминология, учебная дисциплина, дидактика, преподавание, рабочая программа, научное обеспечение, методика преподавания, образовательные организации, федеральный государственный образовательный стандарт, подготовка юристов, наука, кафедра криминологии, МГЮА имени О.Е. Кутафина, Союз криминалистов и криминологов.
001: 10.17803/1729-5920.2018.142.9.023-028
Современное состояние криминологии в научном, академическом, прикладном и в некоторых случаях учебном содержании нельзя признать удовлетворительным. Во многом такое состояние порождается дефицитом государственного вспомоществования, которое могло бы предусматривать грантовую поддержку исследований, конференций, научных школ. Впрочем, криминологам как специалистам, вскрывающим недостатки и проблемы государственного и общественного развития в контексте социально, экономически, политически и духовно значимых факторов, продуцирующих преступность, всегда была свойственна суверенная позиция выводов и рекомендаций, которые редко находят одобрение и поддержку. В ситуации объективно фиксируемых процессов детерминации преступности, новых криминальных вызовов и угроз, а также упущений в реагировании на них криминологи
выглядят критиками, а обосновываемые ими предложения по разрешению проблем законодательства, правоохранительной и судебной практики редко находят заинтересованных партнеров по воплощению.
Возможно, поэтому дефицит государственной поддержки и внимания к науке о преступности является неслучайным. Иначе сложно объяснить долгое забвение криминологии в перечне обязательных дисциплин по профилю подготовки юристов-бакалавров. Только в текущем году издан приказ Минобрнауки России (от 11 января 2018 г. № 28), которым криминология включается в структуру федерального государственного образовательного стандарта (далее — ФГОС) высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция».
Содержание внесенных во ФГОС изменений наделено свойствами юридико-техническо-
© Астанин В. В., 2018
* Астанин Виктор Викторович, доктор юридических наук, профессор, директор НИИ Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации, эксперт Комитета Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации по безопасности [email protected]
117149, Россия, г. Москва, ул. Азовская, д. 2, к. 1
№ 9 (142) сентябрь 2018 LEX Russica 23
LEX RIS»
го дополнения криминологией перечня дисциплин, реализуемых в рамках базовой части программы бакалавриата. При этом «определение объема, содержания и порядка реализации» криминологии, равно как и иных дисциплин, делегированы образовательной организации, обладающей правомочиями осуществлять профессиональный цикл подготовки юристов в высших учебных заведениях.
Приведенная формулировка оснований реализации криминологии не критична. Это достаточно формализованное положение для ФГОС, в которых учебные дисциплины находятся в равном положении относительно распоряжения объемом, содержанием и порядком их преподавания. Однако для криминологии именно в обстоятельстве долгого отсутствия в обязательном перечне кроются главные риски будущего.
Время забвения может оказаться трудновос-полнимым. Для того чтобы это понять, нужно иметь в виду прерванную взаимосвязь учебного и научного обеспечения криминологии. История ее развития свидетельствует о том, что такая связь диалектична.
Период «необязательности» учебной криминологии может показаться недолгим. Однако не для научно-практической дисциплины, изучающей закономерности динамично меняющегося явления, связанного со всеми значимыми реалиями общественного бытия и развития. За короткий промежуток времени криминология приблизилась к состоянию дежавю, испытанному в 1929 г. в связи с прекращением своего существования на 30 долгих лет. Между тем достаточно вспомнить, что ее возрождение в 1960-е гг. происходило одновременно как в научном, так и в учебном содержании. В 1963 г. был учрежден Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, а уже в 1964 г. курс учебной дисциплины стал обязательным на юридических факультетах вузов страны.
Нынешняя ситуация оказалась иной, обладающей сценарием коварного испытания. Криминология как наука не подвергалась запрету, но столкнулась с дефицитом организационного, финансового, кадрового и, что не
менее важно, планомерного обеспечения соответствующих современным реалиям исследований, результаты которых исконно питали учебную ее часть и составляли суть содержания того, что преподают. В хронологическом порядке нетрудно определить, что период рецессии криминологии как науки (будучи растянутым во времени на протяжении второй половины 2000-х гг.) предшествовал ее забвению в перечне обязательных учебных дисциплин. Так, исследовательская криминология фраг-ментировалось до редких научных отделов в ведомственных НИИ правоохранительного профиля, а в университетской среде в большинстве случаев попала под доминанту влияния преимущественно родственных дисциплин антикриминального цикла и, соответственно, компетенцию их представителей. В учебном и методическом планировании и содержании криминология нередко:
— стала представляться в качестве вариативного модуля в программе подготовки юристов государственно-правовой специализации, осуществляемой по кафедре конституционного и административного права1;
— имела разночинное преподавание со стороны коллег, имеющих ученые степени по номенклатуре научной специальности, весьма отдаленной от проблем преступности и борьбы с ней;
— приобретала сочетание (нередко с отражением в наименовании кафедр) с компетенциями неюридических научных отраслей и подотраслей (психологии, педагогики, де-виантологии);
— получала организационную форму учебно-лабораторных подразделений, в которых изучение преступности велось в экспериментальной альтернативе социологических методов ее познания2.
Тренд реформаторства получил закономерное продолжение «новшеств», связанных с жизнеобеспечением любой дисциплины, а именно с дидактикой и методикой изучения криминологии. Исключая множество примеров, предлагается остановиться на тех из них, которые иллюстрируют вариативность:
Такая позиция содержится в рабочей программе «Криминология» Башкирской академии государственной службы и управления при главе Республики Башкортостан. См.: URL: www.bagsurb.ru/education/ chairs/kap/Криминология.doc (дата обращения: 03.05.2018).
Как отмечается на интернет-странице Лаборатории экспериментальной криминологии юридического факультета Южного федерального университета, «экспериментальный подход к криминологическим
2
— специализации учебников, предназначенных для разного уровня подготовки квалификации юристов (бакалавриата, среднего профессионального образования)3;
— формируемых компетенций обучающихся, которые имеют отвлеченное от предмета криминологии содержание, как то: «способность выявлять, давать оценку коррупционному поведению и содействовать его пресечению»; «готовность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов»; «владеть криминологической терминологией»; «анализировать, толковать и правильно применять нормы, присущие криминологической науке» и тому подобные схоластические положения.
На этом фоне появлялись междисциплинарные научные школы4 или просто объявления груп-пами авторов своих рассуждений «школами».
Сложившееся положение, описанное в приводимых примерах новшеств, можно оценивать как время испытания для тех, кто незабвенно продолжал заниматься развитием криминологии без оглядки на происходящие трудности, перемены, изменения. Примером такому стойкому положению служит кафедра криминологии и уголовно-исполнительного права Московского государственного юридического университета имени О.Е Кутафина (МГЮА) (далее — Кафедра). Следует оговориться, что оценка ее академической и научной стойкости и состоятельности производится автором настоящей статьи, что называется, путем «включенного наблюдения» на протяжении многих лет. Сначала в статусе докторанта, затем члена Союза криминалистов и криминологов, частого официального оппонента по диссертациям аспирантов кафедры, участника редакционной коллегии журнала Союза криминалистов и кри-
минологов, да и просто в силу постоянного общения и совместного труда с ее представителями, о чем речь пойдет ниже.
Представляется, что фундамент стабильному кафедральному состоянию в научном и академическом плане придает непрерываемая связь времен и поколений ученых, выраженная в самом широком смысле этого слова. Она имеет исторические, кадровые, организационные начала. Предлагается рассмотреть каждое из них в отдельности.
При детальном анализе содержания криминологических исследований, проводимых кафедральными учеными, можно разглядеть многие элементы приверженности классике науки познания преступности, сформированные на заре формирования российской криминологии И. Я. Фойницким, М. Н. Гернетом, Н. Д. Сергиевским, Н. С. Таганцевым и другими видными учеными. Отмечаемая особенность состоит в соблюдении тонкого соотношения уголовно-правовых и социологических компонентов исследования преступности, с опорой на статистический анализ ее данных, изучение материалов уголовных дел, опросы респондентов. Непременный объект практически всех диссертационных исследований, которые готовятся на Кафедре, — проблемы личности преступника, вне зависимости от видов изучаемых криминальных явлений. Несмотря на соблюдение классической методологии изучения преступности, заметной особенностью является предпочтение в исследованиях как профессорско-преподавательского, так и аспирантского состава Кафедры тех криминальных вызовов и угроз, новизна познания которых несомненна. Причем всегда чувствуется актуальный выбор исследовательских тем, проработка которых на заданный период времени обладает повышенным спросом в теории и практике криминологии. Примеров
исследованиям обусловлен тем, что изучение определенной темы проводится как в рамках криминологии, так и в рамках социологии — отсюда постоянное "пограничное состояние" исследования, не ограничивающееся только вопросами юриспруденции». См.: URL: https://urfak.sfedu.ru/node/109 (дата обращения: 03.05.2018).
См.: Криминология : учебник для академического бакалавриата / В. И. Авдийский [и др.] ; под ред. В. И. Авдийского. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2017. 301 с. Криминология и предупреждение преступлений : учебник для СПО / В. И. Авдийский [и др.] ; под ред. В. И. Авдийского. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2018. 301 с.
Научная школа «Криминологические и криминалистические проблемы повышения эффективности борьбы с преступностью и иными правонарушениями среди молодежи» (Башкирский государственный университет). См.: URL: http://www.bashedu.ru/kriminologicheskie-i-kriminalisticheskie-problemy-povysheniya-effektivnosti-borby-s-prestupnostyu-i.
3
4
№ 9 (142) сентябрь 2018
LEX RPSSICA
такому чуткому улавливанию востребованных задач борьбы с преступностью множество.
Среди аспирантских диссертационных работ, подготовленных под руководством профессора И. М. Мацкевича, из числа тех, по которым автор настоящей статьи выступал официальным оппонентом, можно отметить исследования, посвященные коррупции в здравоохранении и мерам ее предупреждения5, противодействию незаконному производству и обороту алкогольной продукции, противодействию коррупции в полиции. Важно отметить, что в перечисленных, равно как и в иных, диссертационных работах о преступности, подготавливаемых на Кафедре, подчеркивается спектр тематического исследования — криминологический. Кроме того, как уже отмечалось, своевременно проработанная тематика исследований четко соответствовала по времени актуальности появления новых криминальных вызовов и угроз и необходимости разработки мер их предупреждения. Это легко установить, принимая во внимание криминологически значимые реалии (прокатившуюся по России в начале 2010-х гг. волну алкогольных смертельных отравлений; реформу милиции в связи с преобразованием в полицию и объективной злободневностью коррупционных рисков в связи с аттестацией, обновлением кадров, борьбой с так называемыми «оборотнями»; резонансные случаи коррупции в сфере здравоохранения).
Примечательно, что профессорско-преподавательский состав Кафедры интуитивно соблюдает диалектическую связь между проводимыми научными исследованиями и задачами дидактического обеспечения учебного процесса по преподаваемым дисциплинам. Примером таких параллелей является неоднократно издаваемый учебный комментарий к уголовно-исполнительному законодательству6 или проработка проблем борьбы с коррупцией в правоохранительной сфере, которые воплощены автором7 в дальнейшее преподавание антикоррупционного спецкурса на Кафедре.
Отдельно следует выделить неустанный творческий вклад профессора В. Е. Эминова в академическое обеспечение криминологии и криминалистики, хрестоматийные авторские учебники по которым издавались практически каждые 1-2 года. Обстоятельство периодичности объективно оправдывалось динамично изменяющейся реальностью тех лет, в которые они издавались (1990—2000-е гг.), а именно возникновением новых проявлений преступности и необходимостью соответствующих им мер противодействия или же методик расследования преступлений.
Нужно сказать, что свойства передового криминологического взгляда (не случайно Кафедра фактически многие годы является идеологической базой издания одноименного журнала) оказались переданы от учителя ученику (от профессора В. Е. Эминова — профессору И. М. Мацкевичу). Исходные позиции такой передачи состоялись, наверное, в период подготовки сначала кандидатского, а затем и докторского исследования Игоря Михайловича, научное руководство и консультирование которого осуществлял Владимир Евгеньевич. В который раз следует отметить примечательный элемент новизны и актуальности проработанной темы — преступность военнослужащих, проблемы которой 20—25 лет назад имели резонансное звучание в связи с неуставными отношениями, криминальным оборотом товаров и работ, корыстными, насильственными и иными проявлениями в армейской среде.
Характер отношений между В. Е. Эминовым и И. М. Мацкевичем является академическим эталоном взаимной искренности, уважения, поддержки, примеры которого в криминологической науке найти сложно, если вообще возможно. Здесь нельзя обойти стороной навыки организационной работы, которые передаются по линии учитель-ученик (руководство Институтом прокуратуры, Кафедрой, Союзом криминалистов и криминологов), знания и умения, которые имеют диалектическое про-
Вохмянина Ю. В. Противодействие незаконному производству и обороту алкогольной продукции (криминологическое исследование) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. 26 с. ; Балебанова Т. А. Современное состояние коррупции в здравоохранении России и меры ее предупреждения: криминологическое исследование : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. 31 с. ; Багмет М. А. Противодействие коррупции в полиции (криминологическое исследование) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014. 22 с. Постатейный учебный комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / под ред. В. Е. Эминова, В. Н. Орлова. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Илекса, 2009. 944 с. Королева М. В. Коррупция в сфере правоохранительной деятельности // Коррупция и борьба с ней. М., 2000. С. 86—97.
5
6
7
должение в развитии научной школы профессора В. Е. Эминова, составной частью которой являются и достижения учеников профессора И. М. Мацкевича. Им же самим, его трудом и научным интересом (только за несколько последних лет), охвачены имевшиеся в современной криминологии латентные вопросы: о философии борьбы с преступностью, о мифах преступного мира, о криминологической характеристике фашизма, о спорах апологетов советской педагогики о перевоспитании молодежи и многие другие изыскания, результаты которых бесценны как для современной криминологии, так и для ее истории8.
В описываемых отношениях, весьма кратко приведенных характеристиках академической жизни Кафедры следует видеть внутреннюю суть, которая состоит в фундаментальной стойкости криминологии и несомненном по-
тенциале ее развития в учебном, научном, методическом, организационном направлении. Представляются уместными позитивные аллегории, выраженные в афоризмах Конфуция: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем», «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем». Обращение к этим философским истинам может показаться отвлеченным, но только на первый взгляд, если не принимать во внимание те проблемы и трудности современного развития криминологии, которые описаны в первой части настоящей статьи. Между тем именно через призму симбиоза существующих общих проблем состояния криминологии и примерных основ стойкости и развития Кафедры возникает уверенность в будущем науки, стезю познания которой мы избрали.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Багмет М. А. Противодействие коррупции в полиции (криминологическое исследование) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2014. — 22 с.
2. Балебанова Т. А. Современное состояние коррупции в здравоохранении России и меры ее предупреждения: криминологическое исследование : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2013. — 31 с.
3. Вохмянина Ю. В. Противодействие незаконному производству и обороту алкогольной продукции (криминологическое исследование) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2011. — 26 с.
4. Криминология : учебник для академического бакалавриата / В. И. Авдийский [и др.] / под ред. В. И. Ав-дийского. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2017. — 301 с.
5. Криминология и предупреждение преступлений : учебник для СПО / В. И. Авдийский [и др.] ; под ред. В. И. Авдийского. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2018. — 301 с.
6. Головненков П. В., Есаков Г. А, Мацкевич И. М., Хелльманн У. Необыкновенный фашизм (криминологическая и уголовно-правовая характеристика). — М., 2016.
7. Королева М. В. Коррупция в сфере правоохранительной деятельности // Коррупция и борьба с ней. — М., 2000. — С. 86—97.
8. Мацкевич И. М. Философия борьбы с преступностью // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2017. — № 7 (35). — С. 10—18.
9. Мацкевич И. М. Мифы преступного мира. — М., 2016.
10. Мацкевич И. М. А. С. Макаренко и Н. К. Крупская в практическом споре о воспитании и перевоспитании молодежи // Юридическое образование и наука. — 2016. — № 1. — С. 4—9.
11. Постатейный учебный комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / под ред. В. Е. Эминова, В. Н. Орлова — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Илекса, 2009. — 944 с.
Материал поступил в редакцию 22 августа 2018 г.
8 См.: Мацкевич И. М. Философия борьбы с преступностью // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2017. № 7 (35). С. 10—18 ; Головненков П. В., Есаков Г. А., Мацкевич И. М., Хелльманн У. Необыкновенный фашизм (криминологическая и уголовно-правовая характеристика) М., 2016 ; Мацкевич И. М. Мифы преступного мира. М., 2016 ; Мацкевич И. М. А. С. Макаренко и Н. К. Крупская в практическом споре о воспитании и перевоспитании молодежи // Юридическое образование и наука. 2016. № 1. С. 4—9.
№ 9 (142) сентябрь 2018
LEX RUSSICA
CRIMINOLOGY STATUS AND ITS DEVELOPMENT AT THE CORE DEPARTMENT OF THE KUTAFIN UNIVERSITY
ASTANIN Viktor Viktorovich — Doctor of Law, Professor, Director of the Research Institute of the Russian Legal Academy of the Ministry of Justice of the Russian Federation, Expert of the State Duma Committee of the Federal Assembly of the Russian Federation on Security [email protected]
117149, Russia, Moscow, ul. Azovskaya, d. 2, k. 1
Abstract. The article analyzes the current state of educational and scientific coverage of criminology. The method of researching and analyzing resources associated with the didactic and methodological support of criminology and applied during the preparation of the article makes it possible to disclose dialectical interrelation between its development as an academic discipline and ongoing scientific research. The author describes scientific and academic life of the Department of Criminology and Penal Law of the Kutafin Moscow State Law (MSAL) using the examples of the development of criminology, combination of its classical foundations.
Keywords: Criminology, academic discipline, didactics, teaching, syllabus, scientific coverage, teaching methods, educational organizations, Federal State Educational Standard, training of lawyers, science, Department of Criminology, Kutafin Moscow State Law University, Union of Сriminologists and Forensic Experts.
REFERENCES
1. Bagmet M.A. Protivodejstvie korrupcii v policii (kriminologicheskoe issledovanie) : avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk [Counteraction to corruption in the police (criminological research): Abstract of the PhD Thesis]. Moscow, 2014. 22 p.
2. Balebanova T.A. Sovremennoe sostoyanie korruptsii v zdravookhranenii Rossii i mery ee preduprezhdeniya: kriminologicheskoe issledovanie : avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. [The current state of corruption in health care in Russia and measures to prevent it: Criminological research : Abstract of PhD Thesis]. Moscow, 2013. 31 p.
3. Vokhmyanina Yu. V. Protivodeystvie nezakonnomu proizvodstvu i oborotu alkogolnoy produktsii (kriminologicheskoe issledovanie) : avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk [Counteraction to illegal production and turnover of alcohol products (criminological research): Abstract of the PhD Thesis]. Moscow, 2011. 26 p.
4. Kriminologiya: novye podkhody k prestupleniyu i prestupnosti : uchebnik [Criminology: A Textbook for Academic Bachelor's Program]. V.I. Avdijsky et al. V.I. Avdiyskiy (Ed.). 2nd ed., Rev. and suppl. Moscow, Yurait Publ., 2017. 301 p.
5. Kriminologiya i preduprezhdenie prestupleniy : uchebnik dlya SPO [Criminology and crime prevention: A Textbook for SVE]. V.I. Abdiyskiy et al. V.I. Avdiyskiy (ed.). 2nd ed. rev. and suppl. Moscow, Yurait Publ., 2018. 301 p.
6. Golovnenkov P.V., Esakov G.A., Matskevich I.M., Hellmann U. Neobyknovennyy fashizm (kriminologicheskaya i ugolovno-pravovaya kharakteristika) [Extraordinary Fascism (criminological and criminal-legal characteristics)]. Moscow, 2016.
7. Koroleva M.V. Korruptsiya v sfere pravookhranitelnoy deyatelnosti [Corruption in the field of law enforcement]. Korruptsiya i borba s ney [Corruption and the fight against it]. Moscow, 2000. P. 86—97.
8. Matskevich I.M. Filosofiya borby s prestupnostyu [Philosophy of the fight against crime]. Vestnik Universiteta imeni O.E. Kutafina [Courier of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL)]. 2017. No. 7 (35). P. 10—18.
9. Matskevich I.M. Mify prestupnogo mira [Myths of the Underworld]. Moscow, 2016.
10. Matskevich I.M. A. S. Makarenko i N. K. Krupskaya v prakticheskom spore o vospitanii i perevospitanii molodezhi [A.S. Makarenko and N.K. Krupskaya in a practical dispute concerning upbringing and re-education of the young people]. Yuridicheskoe obrazovanie i nauka [Legal Education and Science]. 2016. No. 1. P. 4—9.
11. Postateynyy uchebnyy kommentariy k Ugolovno-ispolnitelnomu kodeksu Rossiyskoy Federatsii [An article-by-article educational commentary to the Penal Code of the Russian Federation]. V. E. Eminov, V. N. Orlov (ed.). 2nd ed., rev. and suppl. Moscow, Ileksa Publ., 2009. 944 p.