Научная статья на тему 'Криминология как учебная дисциплина в процессе реализации федерального государственного образовательного стандарта для бакалавров'

Криминология как учебная дисциплина в процессе реализации федерального государственного образовательного стандарта для бакалавров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1403
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
криминология / учебная дисциплина / требования / компетенции / образовательный стандарт / реализация / профессиональная деятельность / юристы-бакалавры. / criminology / academic discipline / re- quirements / competences / educational standard / imple- mentation / professional activity / bachelor’s lawyers.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мацкевич Игорь Михайлович, Антонян Елена Александровна

В статье определены некоторые направления, по которым должна преподаваться учебная дисциплина «Криминология» в связи с включением ее в федеральный государственный стандарт для бакалавров с 1 сентября 2018 года и с учетом предусмотренных видов профессиональной деятельности, а также формируемых новых компетенций. Статья подготовлена при финансовой поддержке государственного задания на выполнение научноисследовательской работы No 29.12669.2018/12.1 по теме «Разработка теоретико-методологических основ содержания и реализации дисциплин (модулей) «Криминология», «Семейное право» с целью трансформации содержания структуры программы бакалавриата федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мацкевич Игорь Михайлович, Антонян Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminology as an academic discipline in the process of implementation of the federal state educational standard for bachelors

The article defines some directions on which the curriculum «Criminology» should be taught in connection with its inclusion in the federal state standard for bachelors from September 1, 2018 and taking into account the envisaged types of professional activity, as well as the newly formed competences. The article was prepared with the financial support of the state task for the implementation of research work no. 29.12669.2018/12.1 on the theme «Development of the theoretical and methodological foundations for the content and implementation of the disciplines (modules) «Criminology», «Family law» with the aim of transforming the content of the bachelor’s program structure federal state educational standard in the field of training 40.03.01 Jurisprudence.

Текст научной работы на тему «Криминология как учебная дисциплина в процессе реализации федерального государственного образовательного стандарта для бакалавров»

УДК 34

DOI 10.24411/2078-5356-2018-10461

Мацкевич Игорь Михайлович Igor М. Matskevich

доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заведующий кафедрой криминологии и уголовно-исполнительного права

Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (125993, Москва, ул. Садовая-Кудринская, 9)

doctor of sciences (law), professor, honored scientist of the Russian Federation, manager of the chair of criminology and of the criminal-executive law

Moscow state legal university named after O.E. Kutafin (9 Sadovaya-Kudrinskaya st., Moscow, Russian Federation, 125993)

E-mail: mackevich2004@mail.ru

Антонян Елена Александровна Elena A. Antonyan

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права

Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (125993, Москва, ул. Садовая-Кудринская, 9)

doctor of sciences (law), professor, professor of the chair of criminology and of the criminal-executive law

Moscow state legal university named after O.E. Kutafin (9 Sadovaya-Kudrinskaya st., Moscow, Russian Federation, 125993)

E-mail: antonyaa@yandex.ru

Криминология как учебная дисциплина в процессе реализации федерального государственного образовательного стандарта для бакалавров

Criminology as an academic discipline in the process of implementation of the federal state educational standard for bachelors

В статье определены некоторые направления, по The article defines some directions on which the

которым должна преподаваться учебная дисциплина curriculum «Criminology» should be taught in connec-«Криминология» в связи с включением ее в феде- tion with its inclusion in the federal state standard for ba-

ральный государственный стандарт для бакалавров chelors from September 1, 2018 and taking into account

с 1 сентября 2018 года и с учетом предусмотренных the envisaged types of professional activity, as well as

видов профессиональной деятельности, а также the newly formed competences.

формируемых новых компетенций. The article was prepared with the financial support

Статья подготовлена при финансовой поддержке of the state task for the implementation of research work государственного задания на выполнение научно- no. 29.12669.2018/12.1 on the theme «Development of

исследовательской работы № 29.12669.2018/12.1 the theoretical and methodological foundations for the по теме «Разработка теоретико-методологических content and implementation of the disciplines (modules) основ содержания и реализации дисциплин (моду- «Criminology», «Family law» with the aim of transfor-

© Мацкевич И.М., Антонян Е.А., 2018

интеграция правовой начни и высшего юридического образования (дидактический аспект)

_ (В

лей) «Криминология», «Семейное право» с целью трансформации содержания структуры программы бакалавриата федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция.

Ключевые слова: криминология, учебная дисциплина, требования, компетенции, образовательный стандарт, реализация, профессиональная деятельность, юристы-бакалавры.

ming the content of the bachelor's program structure federal state educational standard in the field of training 40.03.01 Jurisprudence.

re-

Keywords: criminology, academic discipline, quirements, competences, educational standard, implementation, professional activity, bachelor's lawyers.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 января 2018 года № 28 [1] дисциплина для бакалавров «Криминология» стала обязательной с начала нового учебного года, что предусматривает изучение полного учебного цикла и конкретизацию структуры самой программы, наполнение учебных блоков необходимым содержанием, определение компетенций и навыков, целей и задач как всего курса, так и отдельных тем и заданий.

Изучение учебной дисциплины «Криминология» является обязательным элементом подготовки будущих выпускников юристов-бакалавров. Целью ее изучения для студентов является уяснение категориального криминологического аппарата; изучение основных закономерностей возникновения и развития негативных криминогенных процессов и фоновых явлений, связанных с отклоняющимся, делинквентным поведением человека; преступности в целом; возможность объяснять те или иные тенденции преступности и отдельных видов преступности; выявлять и объяснять причины возникновения преступлений, а также условия, способствующие их совершению; понимать механизм формирования преступного поведения; механизм формирования личности преступника; определять основные правила предупреждения преступности и отдельных ее видов; профилактика правонарушений и других негативных явлений и процессов, особенно в молодежной среде. Получение указанных теоретических знаний поможет формированию у будущих юристов-бакалавров профессиональных навыков, необходимых для их успешной профессиональной деятельности и качественного карьерного роста. Важно и то, что полученный объем знаний, их практико-ориентированность позволят изучить другие отраслевые, специальные и прикладные юридические (и не только юридические) дисциплины. В совокупности все это будет способствовать формированию профес-

сиональных умений и навыков, необходимых будущему юристу-бакалавру в его работе. Стоит подчеркнуть, что полученные криминологические знания станут необходимым фундаментом для изучения специальных дисциплин, если будущий юрист-бакалавр захочет продолжить обучение в магистратуре или аспирантуре.

В результате освоения дисциплины «Криминология» у студента должны сформироваться общекультурные (ОК), общепрофессиональные (ОПК), профессиональные (ПК) и конкретные компетенции. При этом общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции включены в систему требуемых для изучения тем. Помимо этого, указанные компетенции включены в систему изучаемых видов профессиональной деятельности, на которую ориентирована программа дисциплины «Криминология», что позволяет конкретной образовательной организации самостоятельно дополнить компетенции будущих юристов-бакалавров с учетом направления программы и ее ориентации на ту или иную область знания, более важную для организации, а также на конкретные виды профессиональной деятельности с учетом требований работодателей, на которых, в свою очередь, ориентирована образовательная организация. Следовательно, с учетом требований разработанной программы дисциплины «Криминология» образовательные организации могут расширять компетенции и делать образовательный процесс для студентов более насыщенным, интересным и приспособленным к жизни.

В то же время следует помнить важное обстоятельство, что данная дисциплина должна иметь логическую и методологическую взаимосвязь с отраслевыми дисциплинами, освоение которых происходит на протяжении всего учебного процесса. Поэтому изменения в компетенциях должны быть, во-первых, согласованы между собой; во-вторых, согласованы с другими дисциплинами, изучаемыми в образовательной

организации; и, в-третьих, согласованы с будущей трудовой деятельностью студентов-бакалавров.

При изучении дисциплины «Криминология» от студентов потребуется наличие знаний об основных криминологических понятиях, о закономерностях развития преступности, причинах и условиях совершения отдельных видов преступлений, о личности преступника, о системе мер предупреждения преступности и отдельных видов преступлений. Получение этих, а также многих других знаний будет невозможно без усвоения студентами знаний, требуемых другими дисциплинами, предусмотренными соответствующими учебными программами. Изучение дисциплины «Криминология» предполагает, что выводы и собственные рекомендации при решении конкретных криминологических задач и ситуаций студенты будут делать, исходя из должного знания уголовного права, уголовного процесса, административного права и процесса, гражданского права и гражданского процесса, а также многих других отраслевых юридических дисциплин, не говоря о таких дисциплинах, как теория государства и права и история государства и права.

Кроме того, студенты должны будут освоить определенные профессиональные умения и навыки, в том числе, например, осуществлять профессиональную деятельность на основе изучения конкретной сложившейся криминологической ситуации.

В ходе получения знаний по дисциплине «Криминология» студент должен приобрести следующие профессиональные умения и навыки:

1) в нормотворческой деятельности: способности участвовать в разработке нормативных правовых актов, а также умения давать криминологическую оценку действующим нормативным правовым актам и оценивать проекты разрабатываемых и принимаемых нормативных правовых актов;

2) в правоприменительной деятельности такие способности, как:

а) способности осуществлять профессиональную деятельность на основе обеспечения соблюдения действующих норм уголовного и иного отраслевого законодательства;

б) способности принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с отечественным законодательством, а также принятыми международными нормами;

в) способности разрешать коллизии, возникающие между отечественным законодатель-

ством и принятыми международными актами, касающимися сферы изучения и предупреждения преступности;

г) способности применять нормативные правовые акты не только в точном их соответствии закону, но и духу закона, особенно когда это касается сферы жизненных интересов государства и отдельного человека этого государства;

д) способности юридически правильно определять и квалифицировать причины и условия совершения отдельных видов преступлений;

е) способности овладевать навыками подготовки документов и аналитических справок (аналитические обзоры; справки по конкретному региону и району; прогнозы о развитии преступности; криминологическая экспертиза документов; криминологическая оценка ситуации в регионе, районе, на конкретном предприятии или в конкретной организации; криминологический мониторинг законодательства; криминологические портреты преступников и многое другое);

ж) способности оценивать нормы действующего законодательства с учетом их эффективности или неэффективности, особенно в сфере изучения преступности и предупреждения преступности;

з) в правоохранительной деятельности такие способности, как:

а) способность и готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности, правопорядка и безопасности личности, общества, государства от преступных посягательств;

б) способности уважительного отношения к человеку, отстаиванию чести и достоинства любого человека;

в) способности выявлять и давать оценку противоправному поведению конкретного лица;

г) способности противостоять давлению, происходящему от кого бы то ни было, в случае когда необходимо отстаивать законные интересы государства и человека;

д) способности проводить криминологическую экспертизу тех или иных норм действующего законодательства.

Современное преподавание дисциплины «Криминология» представлено в программе в виде многообразных модулей, через которые данная учебная дисциплина успешно осваивается студентами, что подтверждается достаточно большим количеством выпущенных учебников, учебных пособий, практикумов и, конечно, научных работ, в которых содержатся различные взгляды ученых и практиков на все-

возможные аспекты проблем криминологии и в которых видна логическая последовательность изучаемой дисциплины. Кроме того, имеющийся большой опыт преподавания дисциплины «Криминология», начиная с 1960-х годов прошлого века, свидетельствует о большом массиве наработанных методических установок и практик в преподавательской сфере. Это также способствует качественному изучению предлагаемого в программе материала.

Следовательно, преподавание криминологии основано на структурированности подачи учебного материала студентам-бакалаврам.

Процесс преподавания учебной дисциплины «Криминология» должен включать в себя: во-первых, предоставление и осмысление теоретико-справочного материала, благодаря чему у студентов формируются понятия и содержание самого предмета дисциплины; во-вторых, предоставление и рассмотрение моделей разрешения конкретных криминологических ситуаций; в-третьих, предоставление материала для обучения студентов надлежащему опыту осуществлять правильный поиск в решении конкретной криминологической задачи; в-четвертых, предоставление и осмысление правил и умений составлять криминологический алгоритм действий, особенно в сложной ситуации, требующей принятия быстрого решения; в-пятых, предоставление и осмысление криминологических последствий принятого решения.

В начале изучения дисциплины «Криминология» студентам необходимо четко определить такие основные элементы содержания дисциплины, как предмет и задачи. Здесь нередко наблюдается непонимание студентами места криминологии в системе общественных наук вообще и юридических наук в частности, ее связи не только с правом, но и с социологией, психологией, психиатрией, экономикой, медицинскими науками общего и специального профиля и многими другими отраслями знаний. Важным в контексте вышесказанного является разъяснение студентам, что криминология не является правовой наукой в чистом виде, потому что не дает материала для правового анализа тех или иных конкретных норм права. В то же время криминология помогает осуществлять более обобщенный анализ действующего законодательства на предмет его прямого и косвенного влияния на преступность. Более того, такой правовой анализ особенно полезен при рассмотрении проектов законов, поскольку позволяет оценить последствия и риски практики

его применения. Криминологический анализ принимаемого законодательства вскрывает невидимые изъяны, которые нередко законодатель упускает из виду, стремясь достигнуть конкретной узкой специфической цели. Часто бывает, например, когда, казалось бы, далекий от сферы действия уголовного законодательства конкретный гражданский нормативный правовой акт несет в себе самые тяжелые криминогенные последствия. Так было при совершении террористического акта в московском аэропорту «Домодедово» 24 января 2011 года, когда в течение достаточно большого отрезка времени не могли установить действительного собственника аэропорта, чтобы привлечь его к ответственности, в том числе материальной, на предмет компенсации родственникам погибших людей и пострадавшим людям, получившим различные травмы.

Криминология, что является особенностью этой науки, находится на стыке права и вышеперечисленных наук. Очевидно, что указанная особенность должна учитываться при изучении дисциплины «Криминология» студентами-бакалаврами.

На наш взгляд, из всех возможных методик преподавания криминологии будет более полезной и результативной та, при которой преподавателю удастся направлять обучающегося на решение тех или иных криминологических вопросов и ситуаций. Сам круг вопросов, безусловно, не охватывается перечисленными в рабочей программе примерными вопросами, которые должен изучить студент при подготовке к лекционным, семинарским и другим формам практических занятий. Рабочую программу следует рассматривать как ориентир при подготовке к занятиям. В аудитории преподаватель может предложить те или иные новые и дополнительные вопросы в рамках, например, возникшей дискуссии или ту или иную конкретную ситуацию для их правильного, а лучше всего, единственно возможного решения. Полезно в этом случае ориентироваться на практику конкретного региона, в котором находится образовательная организация.

В ходе постановки того или иного вопроса или предложенной для решения той или иной ситуации преподаватель может (в зависимости от вопроса и ситуации, это было бы крайне желательно) указать направление поиска ответа или решения. В частности, преподаватель должен сориентировать студентов на работы ученых-криминологов, которые занимались, напри-

мер, конкретной проблемой, решение которой входит в темы семинарского занятия или поставлена для разрешения ситуации. В качестве возможной модели проведения такого занятия можно использовать книги ученых-криминологов по составлению криминологических портретов преступников или по изучению виктимного поведения граждан [2-4] .

То же самое должно происходить в случаях, когда перед обучающимся ставится задача провести криминологический анализ законодательных актов или каких-либо официальных документов. Было бы правильно и полезно, чтобы изучалась нормативно-правовая документация города, муниципального образования и даже той образовательной организации, в которой реализуется учебная программа дисциплины «Криминология».

Для того чтобы больше заинтересовать студентов в поиске ответа на вопрос или решении ситуации, представляется допустимым преподавателю подробно рассказать об истории проблемы, а также сравнить, как решается эта проблема в России и за рубежом. Также было бы полезно представлять студентам различные взгляды ученых-криминологов, как отечественных, так и зарубежных, тем самым подталкивая их к подготовке собственного ответа или предложения своего решения ситуации посредством творческого мышления и мозгового штурма. Провоцировать дискуссии студентов относительно взглядов отечественных и зарубежных ученых-криминологов тоже возможно и необходимо.

Рассмотрение различных точек зрения на ту или иную криминологическую проблему должно включать предоставление студентам наиболее объективных научных источников и возможных путей решения поставленной задачи. Нельзя не согласиться с Ю.В. Трунцевским, который отмечает, что определение тематики занятий должно предусматривать обсуждение вопросов, требующих в силу их новизны и оригинальности, помощи преподавателя [5].

К числу таковых, например, относятся:

а) определение процента региональных преступлений от общего количества зарегистрированных преступлений в России;

б) определение общего числа выявленных лиц, совершивших преступление в конкретном регионе и в России, и сравнение этих данных с общими данными о преступности в стране или за рубежом;

в) выявление преступлений в сфере высоких технологий;

г) проведение анализа эффективности тех или иных профилактических мероприятий по борьбе с преступностью, которые осуществляются в отдельно взятом регионе и России в целом.

Преподавание по любой дисциплине предусматривает разработку определенного методического алгоритма. Применительно к криминологии такой алгоритм, как было сказано, основан на большом опыте преподавания советской криминологии и представляет собой следующие элементы.

1. В связи с практико-ориентированным подходом в процессе обучения студентов следует избегать общих рассуждений при решении той или иной криминологической проблемы, да и сама криминология предполагает конкретность в исследовании преступности, ее причин и условий, предупреждении преступности, изучении личности преступника и пострадавшего от преступных проявлений. Все это основывается на официальных документах, прежде всего, на статистических данных, анализ которых позволит развить у студентов умение решать конкретные криминологические ситуации, давать оценку уже имеющимся профилактическим мерам, предлагать собственное видение развития ситуации и разрабатывать новую оригинальную методику предупреждения преступных проявлений в обществе.

2. Преподаватель должен ориентировать студентов на обращение к научным трудам ученых-криминологов, занимающихся конкретной криминологической проблемой, рассмотрение которой предусмотрено на семинарском и/или другом практическом занятии, что будет способствовать полноте ответа и объективной оценке, которую даст преподаватель студенту при ответе на вопрос семинарского занятия или при разработке решения конкретной криминологической ситуации.

3. Преподавание курса следует разделить на три части:

а) в первой части полезно рассмотреть криминологические явления и процессы вне зависимости от особенностей изучаемых конкретных преступлений;

б) во второй части необходимо дать криминологические характеристики конкретным видам и группам преступлений;

в) в третьей части, наряду с данными о преступности за рубежом, а также системе мер предупреждения в отдельно взятых странах, следует рассмотреть сложившиеся основные научные школы и теории в зарубежной криминологии.

интеграция правовой науки и высшего юридического образования (дидактический аспект)

_ стз

Здесь же рассматриваются вопросы международного сотрудничества в борьбе с преступностью.

Современное преподавание дисциплины «Криминология», как, впрочем, любой юридической дисциплины, предполагает внедрение новых методик и форм обучения научно-педагогического характера. Многие из этих новых методик основываются на традиционных и широко используемых в преподавании элементах и лишь в какой-то части подвергаются модернизации с учетом развития теории и практики обучения конкретной преподаваемой дисциплины, в том числе, например, криминологии. Разумеется, многие методики обучения зависят от мастерства педагога высшего образования. Здесь не может быть раз и навсегда установленных заданных критериев. Например, хороший ученый-криминолог далеко не всегда может быть одинаково хорошим преподавателем и, соответственно, наоборот. Насколько необходима новая методика, что она должна представлять собой, как должна внедряться в учебный процесс, определяется исключительно результатами изучения дисциплины, освоением его содержания, показателями полученных знаний. Процесс совершенствования выбора методик представляется бесконечным.

Неоднократно уже говорилось о том, что важное место в преподавании криминологии отводится проблемности, под которой понимается применение метода диалога, то есть это ситуация, где студент не является простым пассивным участником проведения аудиторного занятия, а взаимодействует с преподавателем в процессе освоения нового материала, а также закрепления уже ранее полученных знаний. Конечно, для успеха такого диалога необходимо использовать дискуссию, давать возможность студентам самостоятельно разрабатывать планы предупреждения отдельных видов преступлений, а также возможность составления криминологического портрета преступника на основе предоставленных сведений о нем [6]. Такой диалог будет интересен и студентам, и преподавателю. В результате можно прогнозировать, с одной стороны, хорошее усвоение полученного материала, а с другой - рост профессионального мастерства преподавателя.

Очень большое значение в практической направленности изучения юридических дисциплин, в том числе криминологии, отводится прохождению студентами практики, ориентированной непосредственно на профессиональ-

ную, сугубо практическую (извините за повтор, но он необходим для акцентирования внимания на этом) направленность процесса подготовки будущих юристов-бакалавров. Действующим ФГОС ВО предусмотрены три вида практики с прохождением их на различных этапах подготовки будущих юристов-бакалавров.

1. Начальная практика - учебная - имеет своей целью получение студентами основных, первичных умений и навыков для своей будущей профессиональной деятельности.

2. Промежуточная практика - производственная - предполагает получение профессиональных умений и определенного опыта профессиональной деятельности, которая уже включает в себя реализацию возможности будущим студентам-бакалаврам применить полученные теоретические знания на практике, в конкретной профессиональной деятельности.

3. Завершающая (итоговая) практика - преддипломная - необходима для выполнения выпускником квалификационной работы, в которой были бы отражены полученные итоговые теоретические знания и их применение на практике, в конкретной профессиональной деятельности. Важно и полезно было бы использование в выпускной работе собственного полученного практического опыта и его оценки.

При этом проведение первых двух видов практик может предусматривать выезды студентов в различные субъекты Российской Федерации, где предстоит после окончания обучения в образовательной организации работать будущему юристу-бакалавру.

Реализация ФГОС ВО при преподавании дисциплины «Криминология» должна быть направлена на ее дальнейшее развитие как целостной отрасли научных знаний и приобретение практического опыта в области борьбы с преступностью. Это имеет существенное значение для формирования мировоззрения будущего юриста. Современный юрист должен мыслить криминологически. Это означает, что он оценивает нормативные правовые акты в их перспективе и может определить, какие из них несут в себе риски их неприменения или неправильного применения. Современный юрист должен понимать пагубность существования криминологических фоновых явлений и принимать все необходимые меры к устранению причин, в том числе путем совершенствования законодательства, их появлению и воспроизводству.

Особое место дисциплина «Криминология» должна занимать, естественно, в учебном про-

цессе будущих юристов-бакалавров, которые хотят связать свою жизнь с работой в правоохранительной системе.

Наконец, криминология имеет решающее значение для общей правовой культуры юриста. Учебная дисциплина «Криминология» позволит юристу стать более разносторонним человеком, она научит его понимать взаимосвязь права с другими науками, будет способствовать его профессиональному росту и постоянному стремлению к расширению собственного кругозора.

Криминология даст понимание юристу приоритета защиты интересов государства и гражданина, безусловной жизненной необходимости соблюдения законов и правил человеческого общежития.

Примечания

1. О внесении изменения в федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 1511: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 января 2018 г. № 2. URL: http://www.garant. ru/news/1169501/ (дата обращения: 16.09.2018).

2. Франк Л.В. Потерпевшие от преступления и проблемы советской виктимологии. Душанбе: Ирфон, 1977.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Мацкевич И.М. Портреты знаменитых преступников. М.: ПолиграфОпт, 2005.

4. Антонян Ю.М., Эминов В.Е. Портреты преступников (криминолого-психологический анализ). М.: Норма, 2014.

5. Трунцевский Ю.В. Криминология: методика преподавания консультационного курса // Союз криминалистов и криминологов. 2014. № 2. С. 93-97.

6. Дашкова А.В. Реализация проблемного обучения при преподавании дисциплины «Криминология и предупреждение преступлений». URL: http://www.informio.ru/publications/id4392/Realizacija-problemnogo-obuchenija-pri-prepodavanii-uchebnoi-discipliny-Kriminologija-ipreduprezhdenie-prestuplenii (дата обращения: 16.09. 2018).

Note

1. On Amending the federal state educational standard of higher education in the field of 40.03.01 Jurisprudence (bachelor's degree), approved by the order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of December 1, 2016 no. 1511: order of the Ministry of education and science of the Russian Federation of January 11, 2018 no. 28. URL: http://www.garant. ru/news/1169501/ (accessed 16.09.2018). (In Russ.)

2. Frank L.V. Victims of crime and the problems of Soviet victimology. Dushanbe: Irfon Pabl., 1977. (In Russ.)

3. Matskevich I.M. Portraits of famous criminals. Moscow: PoligrafOpt Pabl., 2005. (In Russ.)

4. Antonyan Yu.M., Eminov V.E. Portraits of criminals (criminological and psychological analysis). Moscow: Norma Pabl., 2014. (In Russ.)

5. Truncsevsky Yu.V. Criminology: the methodology of teaching the advisory course. Union of criminologists and criminologists, 2014, no. 2, pp. 93-97. (In Russ.)

6. Dashkova A.V. Realization of problematic teaching in the teaching of the discipline «Criminology and crime prevention». URL: http://www.informio.ru/publications/id4392/ Realizacija-problemnogo-obuchenija-pri-prepodavanii-uchebnoi-discipliny-Kriminologija-ipreduprezhdenie-prestu-plenii (accessed 16.09.2018). (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.