УДК 372.8
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО КАК ПРАВОВАЯ СИСТЕМА И ПОДХОДЫ ПО ЕГО ПРЕПОДАВАНИЮ
© 2017
Жадан Владимир Николаевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры
уголовного процесса и судебной деятельности Шагапова Чулпан Исламгареевна, студент 3 курса юридического факультета Казанский (Приволжский) федеральный университет, Елабужский институт (423604, Россия, Елабуга, ул. Казанская, д. 89, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы о международном праве как правовой системе и подходах по его преподаванию в высшей школе на основе анализа международных и российских правовых актов, общетеоретических положений и научных подходов о международном праве, и авторского понимания. Авторами указываются международно-правовые акты, в которых определяется значение ООН и международного права, и его изучение, а также российские правовые акты, определяющие значение и место международного права в правовой системе России, исследуются соотношение международного и внутригосударственного права, их взаимодействие и взаимовлияние, характеризуются российские образовательно-правовые акты, предусматривающие изучение международного права в высшей школе. Авторами делается вывод о значении и особенностях международного права как самостоятельной эволюционирующей правовой системы, что и определяет задачи и методику его преподавания. При этом обращается внимание на контекстный подход в преподавании международного права, использование инновационных и традиционных методов и средств обучения, которые позволяют формировать у студентов знания, умения и навыки по международно-правовыми положениям, развивать критическое и творческое мышление, способствуют развитию общей и правовой культуры, а также воспитанию уважительного отношения к международному праву и правопорядку.
Ключевые слова: международное право, правовая система, самостоятельная, внутригосударственное право, соотношение, взаимодействие, эволюционирующая, правовые акты, преподавание, контекстный подход, использование, инновационные, традиционные, методы и средств обучения.
INTERNATIONAL LAW AS A LEGAL SYSTEM AND APPROACHES TO ITS TEACHING
© 2017
Zhadan Vladimir Nikolaevich, candidate of legal Sciences, associate Professor, Department of criminal procedure and judicial activities Shagapova Chulpan Islamgarey, 3rd year student of the law faculty Kazan (Volga Region) Federal University, Elabuga Institute (423604, Russia, Elabuga, Kazanskaya street, 89, e-mail: [email protected])
Abstract. The article discusses international law as a legal system and approaches to teaching in higher education on the basis of the analysis of international and Russian legal acts, General provisions and scientific approaches of international law, and the author's understanding. The authors listed the international legal acts, which determine the significance of the UN and international law, and its study, as well as Russian legal acts defining the importance and place of international law in the Russian legal system examines the relationship of international and domestic law, their interaction and mutual influence, are characterized by the Russian educational legal acts providing for the study of international law at the higher school. The authors conclude on the importance and characteristics of international law as a self-evolving legal system that defines the tasks and instructional methods. With an emphasis on the contextual approach in the teaching of international law, the use of innovative and traditional methods and means of training that allow developing students ' knowledge, abilities and skills in the provisions of international law, to develop critical and creative thinking, contribute to the development of General and legal culture, and to promote respect for international law and order.
Keywords: international law, the legal system, independent, domestic law, relationship, interaction, evolving, legal acts, teaching, contextual approach, using innovative and traditional methods and means of education.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Перед мировым сообществом в XXI веке очень часто возникают различного характера международные проблемы и ситуации, связанные со спорами и конфликтами по геополитическим и территориальным вопросам между отдельными государствами и их союзами, внутренними конфликтами в отдельных странах и влияющими на международные отношения, экономическими кризисами в странах и их союзах, изменением климата, противостоянием международному и внутреннему терроризму и т.д. Для разрешения указанных и иных международных проблем, а также для осуществления сотрудничества между государствами и с международными организациями, их взаимодействия с учетом политических, экономических, социально-гуманитарных и иных интересов, и призваны общепризнанные принципы и нормы международного права.
Как известно, современное международное право основывается на нормативно-правовых положениях, закрепленных в Уставе Организации Объединенных Наций (1945 г.) (далее - ООН), Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), Декларации о принципах международного права (1970 г.), Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.) и других международно-правовых актах. При
этом в указанных международно-правовых актах предусматриваются общепризнанные принципы международного права, которые устанавливают общие нормы, имеющие обязательное значение для поддержания мира и обеспечения международной безопасности, определяют общие направления, подходы и правила поведения субъектов международных отношений. Такие принципы, как сотрудничество государств, суверенное их равенство, добросовестное выполнение международных договоров и другие являются правовой основой поддержания мира и обеспечения международной безопасности, а также базой функционирования и дальнейшего развития международного права.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных ранее частей общей проблемы. Вопросам анализа международного права как правовой системы [1-9], а также его преподавания [10-12] в научной литературе и Интернет-ресурсах посвящено немало публикаций. Такое положение не лишает авторов высказать свое мнение по этим вопросам.
Формирование целей статьи (постановка задания). Предметом данного рассмотрения будут некоторые вопросы о международном праве как правовой системе и подходы по его преподаванию в образовательной орга-
низации высшего образования (далее - высшая школа), и является продолжением ранее опубликованных автором материалов - «Международное право в системе российского законодательства», «Значение и некоторые вопросы преподавания международного права» и других. При этом в ходе рассмотрения международного права как правовой системы авторами будут частично использоваться ранее опубликованные материалы.
Исходя из предмета исследования представляют интерес следующие вопросы: в каких международно-правовых актах указывается значение ООН и международного права, и его изучение; в каких российских правовых актах определяется значение и место международного права в правовой системе Российской Федерации (далее - РФ, Россия); как соотносится международное и внутригосударственное право; в каких российских образовательно-правовых актах предусматривается изучение международного права в высшей школе; какие имеются подходы в преподавании международного права?
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием научных результатов. Как известно, в правой науке в части названия международного права применяются термины «международное право» и «международное публичное право», и в этой части авторы разделяют научный подход, что эти термины и понятия являются синонимами [13, с. 6].
В научной среде современное международное право достаточно часто называют правом Устава ООН, исходя из основополагающего международно-правового акта, и при этом отмечают, что оно занимает особое место в системе отраслей права и юридических наук, так как регулирует межгосударственные отношения и связанные с ними внутригосударственные отношения (например, права и свободы человека, их закрепление, соблюдение и защита). Международное право при этом определяется как самостоятельная правовая система, которая обладает своими особенностями и своеобразием. При этом международное право не может существовать отдельно от других отраслей права и внешнего воздействия правовых систем различных государств. В свою очередь и внутригосударственное право подвергается соответствующему влиянию, как международного права, так и правовых систем других зарубежных стран.
Так в каких международных и российских правовых актах определяется значение и место международного права?
О значении ООН и международного права впервые указывается в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 17.11.1947 А/Р^117 A/RES/137 (II) «Преподавание в школах государств-членов Организации сведений о целях и принципах Организации Объединенных Наций, о ее структуре и деятельности», что знание и понимание задач и деятельности ООН существенно важно для поощрения и обеспечения общего интереса и поддержки их работы обществом. Исходя из этого всем государствам-членам рекомендовано принять в возможно скором времени меры к поощрению преподавания в школах и высших учебных заведениях в своих странах сведений о целях и принципах ООН, ознакомления с Уставом организации, с историей ее возникновения, с ее структурой и деятельностью [14].
Спустя сорок лет, ООН в резолюции Генеральной Ассамблеи от 17.11.1989 № 44/23 «Десятилетие международного права Организации Объединенных Наций» снова обратил внимание на то, что необходимо поощрять преподавание, изучение, распространение и более широкое признание международного права [15].
Не остался без внимания этот вопрос и в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 08.09.2000 № 55/2 «Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций», в которой подчеркивается значение международного права и указывается «Вновь подтверждается вера в Организацию и ее Устав как нерушимые основы более мирного, процветающего и справедливого мира,
... уважение к принципу верховенства права, как в международных, так и во внутренних делах ...» [16].
Представляет интерес в этой части и резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 24.09.2012 № 67/1 «Декларация совещания на высоком уровне Генеральной Ассамблеи по вопросы о верховенстве права на национальном и международном уровнях», в которой «... подтверждается неизменная приверженность целям и принципам Устава Организации Объеденных Наций, международному праву и правосудию, а также международному порядку на основе верховенства права .» [17].
В свою очередь, в России также в нормативных и иных правовых актах определяется значение международного права, и какое место оно занимает в правовой системе.
В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ указывается, что «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» [18]. В ч. 1 ст. 17 Конституции РФ определяется, что «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, согласно общепризнанным нормам международного права» [18]. Из этих конституционно-правовых норм следует, что общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы, а если законы будут противоречить международным договорам РФ, то приоритетом будут последние.
В соответствии с нормами Конституции РФ подписание международных договоров РФ с другими государствами и международными организациями по политическим, экономическим и другим сферам международных отношений осуществляется на основании Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» [19]. В законе определяется, что международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава ООН [19].
В развитие конституционно-правовых положений в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» определяется, что «Правила действующего международного договора РФ, согласие на обязательность которого было принято в форме федерального закона, имеют приоритет в применении в отношении законов РФ. Правила действующего международного договора РФ, согласие на обязательность которого было принято не в форме федерального закона, имеют приоритет в применении в отношении подзаконных нормативных актов, изданных органом государственной власти или уполномоченной организацией, заключившими данный договор (ч. 4 ст. 15, ст. 90, 113 Конституции РФ)» [20].
Авторы на основании ранее опубликованного материала и с учетом уточнений считают, что международное и внутригосударственное право не существуют отдельно друг от друга, учитывая, что основными субъектами международного права выступают государства. Как известно на нормообразование международного права оказывают воздействие национальные правовые системы. Государства при согласовании и принятии деклараций (конвенций), заключении международных договоров между собой и с международными организациями, выступают создателями международно-правовых норм. При осуществлении международной политики государства учитывают внутригосударственные факторы (например, национальные интересы, национальное
законодательство и т.д.), а при осуществлении внутригосударственной деятельности учитывают обязательные международно-правовые акты и международные договоры. В свою очередь, международное право влияет на формирование и развитие внутригосударственного права. Так, во многих государствах установлен правовой принцип, что в случае различий между положениями национального закона и международного договора, то приоритетную силу имеет международный договор. Более того государства в принципе не могут ссылаться на свое национальное законодательство для оправдания несоблюдения ими международных обязательств. Подписанные и ратифицированные уполномоченными органами государства международные договоры, должны, соответственно, государствами и выполняться.
Авторы разделяют научный подход, что наблюдается тенденция развития этих правовых систем, которая предусматривает взаимодействие и взаимовлияние международного и внутригосударственного права и их сближение, в силу мировой интеграции, но полного слияния никогда не произойдет. Следует также отметить, что взаимовлияние международного и внутригосударственного права устанавливает и новые правовые формы, когда государства приводят свое законодательство к международным стандартам, а межгосударственные судебные органы (например, Европейский Суд по правам человека и др.) в своей деятельности применяют нормы международного и соответствующие нормы внутригосударственного права.
Авторы на основании ранее опубликованного материала и с учетом уточнений считают, что в современное время значение и роль международного права возрастает и связано это с тем, что мировое сообщество в очередной раз находится в состоянии трансформации после упразднения биполярной модели международных отношений, которая имела место в период «холодной войны». При этом в межгосударственных отношениях прослеживается усиление процессов регионализации, которое дезинтегрирует и разобщает международное сообщество, так как возникают конфронтации и противоречия в отношениях между ведущими государствами и их союзами, что может и приводит к международным спорам и конфликтам, трансформации политического влияния, а, соответственно, приводит зачастую к использованию так называемых «двойных стандартов» и к ослаблению роли механизмов международного права, направленных на поддержание мира и международной безопасности.
В качестве примеров могут свидетельствовать события в Афганистане с 2001 г., Ираке с 2002 г., Ливии с 2010 г., Сирии с 2011 г., в Украине на Донбассе с 2014 г., которые продолжаются и по настоящее время. При этом международное право в этих условиях, может выступать инструментом поддержания международного правопорядка в мировом сообществе, обеспечить соблюдение общепризнанных принципов в международном сотрудничестве всех заинтересованных участников международных отношений.
Из вышеизложенного следует, что международное право представляет собой самостоятельную эволюционирующую правовую систему, имеющую свои особенности, которые и определяют задачи и методику преподавания международного права, и, по мнению автора, предполагают контекстный подход (учебный, научный, практический) к вопросам и проблемам, рассматриваемым в рамках изучения данной дисциплины.
После анализа правовых актов и общетеоретических положений о международном праве представляют интерес и подходы по его преподаванию.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» в основе образовательного процесса лежат федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования по соответствующему
уровню и направленности образования [21]. При этом по отношению к высшему юридическому образованию в настоящее время федеральные государственные требования определяются Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (далее - ФГОС ВПО) по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») [22], а с нового учебного года -Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (далее - ФГОС ВО) по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) [23].
ФГОС ВПО [22] предусматривает изучение 3 учебных циклов: 1) гуманитарный, социальный и экономический цикл; 2) информационно-правовой цикл; 3) профессиональный цикл. Базовая (обязательная) часть профессионального цикла включает изучение юридических дисциплин, в том числе - теории государства и права, конституционного права, административного права, гражданского права, семейного права, трудового права, уголовного права и т.д. В этот цикл входит и международное право.
В п. 6.3 нового ФГОС ВО [23] предусматривается, что дисциплины, включаемые в базовую часть программы бакалавриата, являются обязательными для освоения студентами вне зависимости от направленности (профиля) данной программы. В базовую (обязательную) часть программы бакалавриата включаются дисциплины: философия, история государства и права России и т.д., а также предусматривается изучение юридических дисциплин - теории государства и права, конституционного права, административного права, гражданского права, семейного права, трудового права, уголовного права и т.д. В их число входит изучение и международного права.
Общепризнано, что все учебные дисциплины, юридические не являются исключением, производны от соответствующих отраслей права (знаний) и наук. Международное право также изучается в объеме, содержание и порядок реализации устанавливается высшей школой самостоятельно.
ФГОС ВПО [22] определяет проведение практических занятий как обязательный вид аудиторных занятий в объеме не менее 70% от объема других аудиторных занятий по отраслевым и специальным дисциплинам, предусматривающих формирование у студентов профессиональные умения и навыки. Как указывалось выше, международное право входит в перечень отраслевых дисциплин, а, соответственно, определяется проведение практических занятий. В ходе проведения практических занятий по международному праву предусматривается не только изучение общетеоретических вопросов по указанной науке и отрасли права, но и ознакомление с международно-правовыми актами и практикой их применения, решение задач по международно-правовым ситуациям, моделирование судебных заседаний, составление проектов документов и т.д.
В п. 6.10 нового ФГОС ВО [23] предусматривается количество часов, отводимых на занятия в виде лекций, в целом по базовой части (не более 50% от общего количества часов аудиторных занятий) и не выделяется в системе аудиторных занятий отдельно такой вид занятий, как практические занятия и их объем, что, по мнению авторов, является упущением данного акта.
В формировании знаний о международно-правовых положениях, умений и навыков по их применения ведущая роль отводится преподавателю. От интеллектуальной и профессиональной подготовки, педагогического мастерства и, безусловно, личной увлеченности преподавателя в преподаваемом предмете зависит, как студенты будут изучать учебный материал, определяемый программой по международному праву. При этом среди преподавателей осуществляющих преподавание в высшей школе укоренилось мнение, что в основе их
деятельности лежат знание предмета и педагогические способности, в этой части не являются исключением и преподаватели, ведущие международное право. В тоже время современная педагогическая наука и практика свидетельствуют, что этого недостаточно.
Как известно, привлекательность учебного материала по международному праву, его изучение и практическая значимость во многом зависят от умения подачи общетеоретического материала, умения преподавателя показать важность и практическую значимость явлений и процессов международного характера в жизни человечества и будущей профессии юриста, а студентов, следовательно, в желании учить международное право.
К преподавателям в современное время предъявляются высокие требования, а поэтому они должны уметь проектировать педагогический процесс, управлять им и прогнозировать результаты обучения. Более того, им необходимы знания педагогического менеджмента и маркетинга, способность правильно выбирать и рационально сочетать традиционные и активизирующие формы, методы и средства обучения, обязательно владеть современными педагогическими технологиями, которые предусматривают обучение деятельностного вида юриста, владеющего не только теоретическим знаниями и практическими умениями, но и способного гибко реагировать на быстро меняющиеся условия юридических ситуаций. Вопросу повышения качества образования как одному из важнейших условий формирования высокого уровня правовой культуры личности и профессионализма выпускников в настоящее время уделяется большое внимание, как на общегосударственном уровне, так и на уровне высшей школы.
В этих условиях преподаватель обязан постоянно решать задачу по сочетанию традиционных форм (лекция, семинарское и практическое занятие) и методов обучения (объяснение, рассказ) с современными образовательными технологиями (интерактивного, модульного, деятельностного обучения и т.д.) и методами активного обучения (дискуссия, «мозговой штурм» и т.д.). В тоже время соблюдение общепризнанных канонов в профессиональной деятельности зачастую приводит к формированию установок, которые могут являться тормозом для новых подходов в методике преподавания. По мнению авторов, не следует под влиянием «новых веяний» отбрасывать традиционные и качественные, проверенные временем и педагогической практикой формы, методы и средства обучения.
Внедрение нововведений и связанная с этим ломка стереотипов и традиционных представлений отдельных преподавателей и коллективов кафедр в целом зависят не только от качества новых образовательных технологий, как иногда считают, но и от многих других факторов: от материально-технической базы кафедры (включающей мультимедийное и видеопроекционное оборудование, выход в Интернет и локальную сеть высшей школы с доступом к электронно-библиотечному фонду, к информационно-поисковым системам (КонсультантПлюс, Гарант) и т.д.), методического обеспечения преподаваемых дисциплин, качественного состава преподавателей, психологического климата на кафедре и т.д.
Важное место в преподавании международного права занимает учебно-методическое обеспечение, то есть наличие и эффективность использования методических и практических пособий, учебно-справочной литературы, электронных ресурсов, материалов международно-правовой практики, которые позволяют не только уточнить и дополнить знания, но и приобрести профессиональные умения и навыки по вопросам международного права, положениям международно-правовых актов, которые необходимы для выпускников высшей школы в их профессиональной деятельности.
В ходе проведения занятий по международному праву, по мнению авторов, преподаватель наряду с традиционными методами обучения должен применять актив-
ные и интерактивные методы с использованием мультимедийных и видеопроекционных средств, позволяющих демонстрировать юридически значимые видеосюжеты, слайды, схемы и т.д., и направленные на развитие критического и творческого мышления, умения работать с информацией. Более того большое значение должно уделяться активизации деятельности студентов в процессе познания с учетом их индивидуальных способностей и поощрение обратной связи. Следует больше использовать деятельностные формы и методы обучения студентов. В этих целях необходимо применять игровые методы (имитационные, ролевые и деловые игры) и проблемно-поисковые методы (создание, решение и обсуждение проблемных ситуаций, казусов), позволяющие вовлекать в обсуждение явлений и процессов международного характера, международно-правовых актов и практики их применения через практически значимые ситуации наибольшее количество студентов, то есть делать упор на практико-ориентированный подход к вопросам и проблемам, рассматриваемым в рамках изучаемой дисциплины.
Важное место в контекстном подходе изучения международного права отводится научно-исследовательской работе студентов, которая предусматривает не только самостоятельную подготовку докладов (рефератов) по проблемам международного права, участие в научно-практических конференциях вузовского, всероссийского и международного уровней, но и участие в деятельности научного студенческого кружка по международному праву, в конкурсах научных работ, научных викторинах и олимпиадах. В этом случае существенно повышается активность студентов на занятиях, появляется их заинтересованность в поиске необходимой информации, в приведении примеров из международно-правовой практики. Задача преподавателя сводится к правильной организации такой работы.
Следует отдельно выделить и практическую работу студентов, которая предусматривает не только решение и обсуждение международно-правовых задач, ситуаций в мире, подготовку и обсуждение на занятиях проектов международно-правовых актов, анализ решений межгосударственных судебных органов (например, Международный Суд ООН, Европейский Суд по правам человека, международный арбитражный суд), участие в моделируемых судебных заседаниях межгосударственных судебных органов, но и в прохождении студентами учебной практики в организациях юридического профиля с зарубежным участием (например, в юридических отделах промышленных предприятий, торговых и автодилерских центрах и т.д.).
Выводы исследования и перспективы дальнейших исследований данного направления. Подводя итог в части значения изучения международного права, по мнению авторов, уместно напомнить слова бывшего Генерального секретаря ООН (1997-2006) Кофи Аннана: «Международное право уже не может, да и вряд ли могло когда-то рассматриваться как факультативный предмет, который юристы могут изучать, а могут и не изучать. Для того чтобы обеспечить господство права, юристы должны быть знакомы с международным правом, должны быть обучены его методам и должны уметь исследовать входящий в его сферу вопрос, когда в этом возникает необходимость» [24].
В целом проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что ООН и международное право являются универсальными международными механизмами, направленными на поддержание мира и обеспечение международной безопасности, что и определяет изучение международного права. Международное право занимает важное место в правовой системе России и при этом осуществляется взаимодействие и взаимовлияние этих правовых систем. В свою очередь значение и особенности международного права как самостоятельной эволюционирующей правовой системы определяет за-
дачи и методику его преподавания, а поэтому российскими образовательно-правовыми актами и определяется изучение международного права в высшей школе. Авторами обращается внимание на контекстный подход в преподавании международного права, использование инновационных и традиционных методов и средств обучения, которые позволяют формировать у студентов знания, умения и навыки по международно-правовыми положениям, развивать критическое и творческое мышление, способствуют развитию общей и правовой культуры, а также воспитанию уважительного отношения к международному праву и правопорядку.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Барциц И.Н. Международное право и правовая система России // Журнал российского права. - 2001. - №
2. - С. 61-71.
2. Винникова Р.В. Соотношение юридической силы норм международного и внутригосударственного права в правовой системе Российской Федерации // Вестник Челябинского государственного университета. Выпуск № 2 / том 2 / 2001 - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.rU/article/n/ sootnoshenie-yuridicheskoy-sily-norm-mezhdunarodnogo-i-vnutrigosudarstvennogo-prava-v-pravovoy-sisteme-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 30.04.2017).
3. Гаврилов В.В. Международная и национальные правовые системы: понятие и основные направления взаимодействия: автореф. дис. докт. юрид. наук. -Казань, 2006. - 42 с.
4. Жадан В.Н. Международное право в системе российского законодательства // Армия и общество. - 2012.
- № 2. - С. 88-93.
5. Зимненко Б.Л. Международное право и правовая система РФ. - М.: РАП, Статут, 2006. - 454 с.
6. Ижимов М.Ю. Взаимодействие российского и международного права: конституционный аспект // Актуальные проблемы российского права. - 2011. - №
3. - С. 50-60.
7. Маснянкин В.Н. Место международного права в правовой системе Российской Федерации // Право и политика. - 2004. - № 9. - С. 76-82.
8. Международное право как особая правовая система - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// refdb.ru/look/1975538.html (дата обращения: 30.04.2017).
9. Морева Р.Б. О понятии общих принципов современного международного права // Ученые записки Российского государственного социального университета. Выпуск № 6 (122) / том 2 / 2013 - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ article/n/o-ponyatii-obschih-printsipov-sovremennogo-mezhdunarodnogo-prava (дата обращения: 30.04.2017).
10. Жадан В.Н. Значение и некоторые вопросы преподавания международного права // Армия и общество.
- 2013. - № 1. - С. 93-98.
11. Задорожний А.В. Проблемы преподавания международного права - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://alexanderzadorozhny.blogspot.ru/2013/03/ blog-post_7679.html (дата обращения: 30.04.2017).
12. Соколова Н.А. Проблемы преподавания международного права // Сибирский юридический вестник. -2000. - № 1. - С. 61-63.
13. Хужокова И.М. Краткий курс по международному праву: учеб. пособие. - М.: Издательство «Окей-книга», 2009. - 128 с.
14. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 17.11.1947 А/Р^117 A/RES/137 (II) «Преподавание в школах государств-членов Организации сведений о целях и принципах Организации Объединенных Наций, о ее структуре и деятельности» - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.un.org/ru/ga/2/docs/2res.shtml (дата обращения: 30.04.2017).
15. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 17.11.1989 № 44/23 «Десятилетие международного права Организации Объединенных Наций» - [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://www.vuzllib.su/articles /8351 (дата обращения: 30.04.2017).
16. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций (Принята резолюцией Генеральной Ассамблеи от 08.09.2000 № 55/2) - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/declarations/summitdecl.shtml (дата обращения: 30.04.2017).
17. Декларация совещания на высоком уровне Генеральной Ассамблеи по вопросу о верховенстве права на национальном и международном уровнях (Принята резолюцией 67/1 Генеральной Ассамблеи от 24.09.2012 г.) - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/ ruleoflaw2012.shtml (дата обращения: 30.04.2017).
18. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ.
- 2014. - № 31. - Ст. 4398.
19. Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ (в ред. от 12.03.2014 № 29-ФЗ) «О международных договорах Российской Федерации» - [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons _doc_LAW_7258/ (дата обращения: 30.04.2017).
20. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 (в ред. от 05.03.2013 № 4) «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» - [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://ппвс.рф/200з/postanovlenie-plenuma-vs-rf7N05-ot-10.10.2003.html (дата обращения: 30.04.2017).
21. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. от 03.07.2016 № 359-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации» - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174/ (дата обращения: 30.04.2017).
22. Приказ Минобрнауки России от 04.05.2010 № 464 (в ред. от 31.05.2011№ 1975) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»)»
- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_101378/ (дата обращения: 30.04.2017).
23. Приказ Минобрнауки России от 01.12.2016 № 1511 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата)» - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_210457/ (дата обращения: 30.04.2017).
24. Международное право. Учебник. 2015. Предисловие - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vuzirossii.ru/publ/mezhdunarodnoe_pravo/22-1 -01529 (дата обращения: 30.04.2017).
Статья поступила в редакцию 18.04.2017.
Статья принята к публикации 22.06.2017.