Научная статья на тему 'Отдельные аспекты организации оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел по профилактике преступлений в мигрантской среде'

Отдельные аспекты организации оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел по профилактике преступлений в мигрантской среде Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
330
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МИГРАНТЫ / РЕЦИДИВНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРОФИЛАКТИКА / ЭТНИЧЕСКИЕ ДИАСПОРЫ / MIGRANTS / REPETITIVE CRIME / PREVENTION / ETHNIC DIASPORAS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Поздняков А. Н.

В статье преступная деятельность криминальных мигрантов рассматривается как часть этнической преступности, так как носит групповой и организованный характер. С учетом этого делается вывод о необходимости проведения профилактической работы в их среде с использованием форм и методов оперативно-разыскной деятельности, а также обозначена цель такой работы декриминализация мигрантской среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Поздняков А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aspects of Police Intelligence, Detection and Search Operations Aimedat Preventing Crime in Immigrant Communities

The author argues that gang-type and organized crime in immigrant communities is usually ethnic-based and as such cannot be prevented or tackled without employing specific methods and forms of operative infiltration. Police intelligence, detection and search are seen as indispensable for efforts to expel crime from immigrant communities.

Текст научной работы на тему «Отдельные аспекты организации оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел по профилактике преступлений в мигрантской среде»

А. Н. ПОЗДНЯКОВ,

доцент кафедры оперативно-разыскной деятельности, кандидат юридических наук, доцент (Академия управления МВД России)

A. N. POZDNIAKOV, Candidate of Law,

Associate Professor at the Department of Field Operations,

Detection and Search

(Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

УДК 343.8:331.556

Отдельные аспекты организации оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел по профилактике преступлений в мигрантской среде

Aspects of Police Intelligence, Detection

and Search Operations Aimed

at Preventing Crime in Immigrant Communities

В статье преступная деятельность криминальных мигрантов рассматривается как часть этнической преступности, так как носит групповой и организованный характер. С учетом этого делается вывод о необходимости проведения профилактической работы в их среде с использованием форм и методов оперативно-разыскной деятельности, а также обозначена цель такой работы - декриминализация мигрантской среды.

Мигранты, рецидивная преступность, профилактика, этнические диаспоры.

The author argues that gang-type and organized crime in immigrant communities is usually ethnic-based and as such cannot be prevented or tackled without employing specific methods and forms of operative infiltration. Police intelligence, detection and search are seen as indispensable for efforts to expel crime from immigrant communities.

Migrants, repetitive crime, prevention, ethnic diasporas.

М

играционная ситуация в Российской Федерации за минувший год не претерпела серьезных изменений. По данным ГУВМ МВД России, на территорию России въехало более 16,4 млн (—5,2 %) иностранных граждан и лиц без гражданства — практически то же количество, которое въезжало в Россию в предыдущие годы. Большинство из въехавших составляют граждане государств — участников СНГ — 69,3 %, доля граждан стран Евросоюза — 11,2 %. На миграционный учет поставлено 14,3 млн иностранных граждан — на 1,8 % больше, чем в прошлом году. Традиционно значительная часть иностранцев въезжает либо с частной целью — 39,9 %,

либо с целью работы по найму — 22,4 %. В числе трудовых мигрантов преобладают граждане Республики Узбекистан 36 % (от общего числа прибывших с этой целью), Республики Таджикистан — 18,5 %, Кыргызской Республики — 11,1 % и Украины — 10,3 %. По состоянию на 1 января 2017 г. на территории Российской Федерации находилось более 9,7 млн иностранных граждан (—2,4 %). За прошедший год из страны выехало 14,8 млн иностранных граждан (—12,7 %) [7].

Более половины всех трудовых мигрантов находились в г. Москве, Московской области, г. Санкт-Петербурге, Ростовской и Белгородской областях.

По данным ГИАЦ МВД России, в 2016 г. зарегистрировано 43,9 тыс. преступлений, совершенных мигрантами из числа иностранных граждан (—8,9 %), из которых 87,6 % приходится на долю граждан государств — участников СНГ (38,5 тыс.; —8,5 %). Рост преступности среди этой категории лиц зафиксирован в 32 субъектах Российской Федерации. Более 44 % всех преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства (апатридами), зарегистрировано в Центральном федеральном округе (19,5 тыс.; —10,6 %), из которых 70,5 % зафиксированы в г. Москве (8 тыс.; —17,6 %) и Московской области (5,7 тыс.; —10,9 %) — регионах, в которые в поисках работы въехало наибольшее число мигрантов [5]. Причем речь идет только о выявленных преступлениях, по которым к уголовной ответственности привлекаются конкретные установленные лица. Реальный же «вклад» иностранцев в криминализацию оперативной обстановки трудно «оценить», т. е. раскрываемость преступлений имущественного блока, в совершении которых в большей степени причастны иностранцы, по некоторым регионам составляет не более 30 %.

Преступность иностранцев, как правило, носит групповой или организованный характер и является структурной составляющей этнической преступности. Высокий уровень рецидивной преступности среди этой категории лиц — около 40 % - указывает на то, что значительная часть мигрантов занимается совершением преступлений на профессиональной основе [6].

Учитывая вышеприведенное, а также тот факт, что три четверти иностранцев, въезжающих в Россию, не афишируют цели своего посещения, можно сделать вывод, что профилактическая работа в их среде является исключительно актуальной.

Традиционно одной из наиболее эффективных форм превентивного воздействия является индивидуальная работа с лицами, склонными к совершению правонарушений и состоящими в этой связи на учете в органах внутренних дел.

Федеральным законом «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [2] определены задачи общей профилактической деятельности: «...профилактика правонарушений направлена на выявление и устранение причин, порождающих правонарушения, и условий, способствующих совершению правонарушений или облегчающих их совершение, а также на повышение уровня правовой грамотности и развитие правосознания граждан». Задача индивидуальной профилактики правонарушений направлена на оказание воспитательного воздействия на лиц, указанных в ч. 2 ст. 24 настоящего федерального за-

кона, на устранение факторов, отрицательно влияющих на их поведение, а также на оказание помощи лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми. При этом в данном федеральном законе подчеркивается, что «индивидуальная профилактика правонарушений может осуществляться с применением специальных мер профилактики правонарушений». Мигранты — иностранцы и лица без гражданства (ч. 2 ст. 24) — не выделяются в перечне лиц, на которых направлена профилактическая деятельность, следовательно, эта категория лиц также подлежит профилактическому воздействию со стороны органов, призванных осуществлять этот вид правоохранительной деятельности (ст. 30).

Несмотря на то что специальные меры профилактики правонарушений в данном законе не расшифровываются, под ними традиционно подразумеваются меры воздействия с использованием сил, средств и методов, используемых в оперативно-разыскной деятельности.

В п. 13, 19 Типового положения «О территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации», утвержденного Указом Президента РФ «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» [3], в качестве профилактических мер в отношении рассматриваемой категории лиц указан контроль за миграционными процессами и исполнением иностранным гражданином либо лицом без гражданства назначенного ему административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.

Несмотря на некоторую специфику, профилактическая деятельность органов внутренних дел в отношении мигрантов — членов этнических диаспор — основывается на общих управленческих принципах, закрепленных в соответствующих нормативных правовых актах. В частности, понятия и термины, применяемые в данной сфере правоохранительной деятельности, рассмотрены в статье А. В. Воронцова «К вопросу о рассмотрении глоссария оперативно-разыскного законодательства Российской Федерации» [4].

Одним из направлений деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел России является борьба с организованными преступными структурами, сформировавшимися на этнической основе из числа представителей трудовых мигрантов, путем реализации комплекса мер, в том числе

оперативно-разыскного характера, по предупреждению преступлений.

Предупреждение преступлений, совершаемых мигрантами — членами этнических ОГ и ПС, зачастую осложняется ярко выраженными этническими особенностями членов этнических преступных структур: обычаями и традициями криминогенного характера, языковыми и культурными барьерами, слабым учетом этих особенностей в действующем законодательстве и низким знанием их правоприменителем — в данном случае сотрудником полиции.

Прогнозируя развитие этнической организованной преступности и, соответственно, имея в виду перспективную разработку мероприятий профилактического характера, следует отметить дальнейшую интенсивную консолидацию преступной среды, формирование разветвленных криминальных структур, в том числе межрегиональных, деятельность которых направлена на расширение контроля за наиболее доходными сферами легального и нелегального бизнеса, что влечет за собой осложнения в организации оперативно-разыскной деятельности по предупреждению преступлений, совершаемых мигрантами — участниками этнических ОГ и ПС.

Должностные лица оперативно-разыскных органов и их подразделений решают задачи оперативного предупреждения (профилактики) преступлений посредством своего личного участия в организации и проведении оперативно-разыскных мероприятий [1, ст. 6], что имеет существенное значение: должностные лица государственных органов — субъектов оперативно-разыскной деятельности (включая как руководителей, так и исполнителей) — лично участвуют в организационном процессе, обеспечивающем деятельность по решению задач указанной деятельности, в том числе по профилактике преступлений любых видов.

Таким образом, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Закон об ОРД) указывает на то, что задача предупреждения преступлений (следовательно, и тех, которые совершаются членами этнических преступных структур) решается оперативными подразделениями с помощью организационной деятельности указанных подразделений, которые входят в систему оперативно-разыскных органов и имеют свое структурное построение, соответствующее выполняемым задачам.

Исходя из того, что структурное построение оперативных подразделений органов внутренних дел зависит от ведомственного распределения функций и объема выполняемых задач в сфере борьбы с преступностью, определенных законодательством, и изданных ведомственных нормативных актов (инструкций, наставле-

ний, положений), вопросы, связанные с предупреждением преступлений, реализуются в зависимости от определенных компетенций этих подразделений. В связи с этим следует отметить, что в настоящее время подразделения по борьбе с организованной преступностью, в том числе криминальными объединениями, сформировавшимися на этнической основе, вошли в структуры подразделений уголовного розыска, экономической безопасности и противодействия коррупции, а также в подразделения по противодействию экстремизму и контролю за оборотом наркотических средств и в рамках своих компетенций должны заниматься профилактической деятельностью.

Структурное построение какого-либо субъекта деятельности является одним из положений, составляющих существо организационной деятельности. Следовательно, в контексте рассматриваемой проблемы организовать деятельность оперативно-разыскного органа или его оперативного подразделения по выполнению предусмотренных Законом об ОРД задач в сфере борьбы с преступностью, в частности по предупреждению преступлений, значит наладить работу этого органа (подразделения), привести ее в стройную систему, в соответствующий порядок, осуществить выполнение им своих обязанностей (функций) и назначений.

В организационной деятельности органов внутренних дел ключевая роль принадлежит руководителям оперативно-разыскных органов (от районного (муниципального) до федерального уровня), которые должны понимать социальную и государственную значимость своих действий, в том числе и в сфере предупреждения (профилактики) организованных форм этнической преступности.

Оперативно-разыскное обеспечение деятельности оперативных подразделений по предупреждению и раскрытию преступлений, совершаемых членами этнических преступных структур, начинается с создания соответствующего оперативного подразделения, утверждения его структуры, выработки и утверждения в соответствии с установленным порядком должностных обязанностей сотрудников подразделения и расстановки личного состава с учетом основных принципов организации деятельности оперативного подразделения.

Директивные указания МВД Российской Федерации нацеливают органы внутренних дел на проведение работы по совершенствованию правовых и организационных основ осуществления оперативного контроля за состоянием борьбы с ОГ и ПС, действующими на территории Российской Федерации. При этом в приоритетном порядке уделяется внимание

предупреждению и пресечению преступной деятельности организованных групп и преступных сообществ, сформировавшихся по этническому принципу.

В связи с этим органам внутренних дел определены следующие основные задачи, связанные с предупреждением преступлений, совершаемых членами ОГ и ПС, включая этнический компонент:

— повышение эффективности борьбы с ОГ и ПС, осуществляющими поставки наркотиков из-за рубежа и их распространение в Российской Федерации;

— концентрация усилий по предупреждению и пресечению деятельности членов ОГ и ПС, промышляющих незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, прежде всего преступлений транснационального характера, связанными с поставками оружия на территории Российской Федерации;

— совершенствование механизма реализации мер государственного принуждения в сфере миграции, принимаемых в отношении иностранных граждан, нарушающих законодательство Российской Федерации, включая помещение их в специальные учреждения для временного содержания иностранных граждан;

— осуществление целевых проверок соблюдения законодательства в сфере миграции, выявление и пресечение деятельности организаций и лиц, направленной на легализацию незаконных мигрантов;

— предупреждение и пресечение деятельности ОГ и ПС, специализирующихся на похищении людей, а также торговле ими с целью сексуальной и трудовой эксплуатации;

— повышение эффективности оперативно-разыскной и уголовно-процессуальной деятельности, направленной на предупреждение преступлений, совершаемых в составе ОГ и ПС, сформировавшихся по этническому принципу;

— развитие взаимодействия с оперативными подразделениями ФСИН России по реализации мероприятий в отношении отбывающих наказание в местах лишения свободы представителей этнических диаспор;

— укрепление и развитие международных связей с зарубежными партнерами в сфере предупреждения проявлений трансграничной преступности.

Иными словами, профилактическая деятельность, осуществляемая органами внутренних дел в мигрантской среде, должна учитывать раз-нонаправленность криминальной деятельности членов преступных объединений, а также то обстоятельство, что в основном ими совершаются преступления против собственности:

— кражи (в частности автотранспорта), разбои, грабежи, преступления против здоровья и общественной нравственности;

— незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов;

— преступления в сфере экономической деятельности;

— мошеннические действия в финансово-кредитной сфере.

Важным условием надежно функционирующей системы предупреждения преступлений, совершаемых членами ОГ и ПС, является совершенствование организационно-управленческих мер, реализуемых оперативными подразделениями органов внутренних дел в этой сфере правоохранительной деятельности. В данных мерах выражается уровень организованности системы и, следовательно, ее потенциальные возможности по интенсификации функционирования.

Несомненно, при решении организационно-управленческих вопросов в деятельности подразделений по профилактике и предупреждению преступлений, совершаемых членами этнических ОГ и ПС, необходимо учитывать, что этнические преступные группы обладают национально-психологическими особенностями, которые играют важную роль при их формировании и находят свое отражение в спектре преступлений, совершаемых ими.

Тем не менее тема профилактики преступлений отсутствует в задачах некоторых оперативных подразделений. В частности, на районном уровне в территориальных органах МВД России оперативные подразделения уголовного розыска и экономической безопасности и противодействия коррупции проводят работу по профилактике этнической общеуголовной преступности в ходе повседневной работы, т. е. в качестве отдельного направления работы данный вид деятельности не рассматривается.

В заключение следует отметить, что для эффективной профилактики этнической организованной преступности необходим системный и комплексный подход, основанный на специфических мерах организационного и законодательного характера.

Представляется, что предупреждение криминальной деятельности членов ОГ и ПС, сформировавшихся на этнической основе, должно состоять из комплекса тактических операций, включающих мероприятия, направленные на решение и промежуточных задач, последовательно ведущих к достижению главной цели — ликвидации этнической организованной преступной структуры и декриминализации мигрантской среды.

Список литературы:

References:

1. Об оперативно-розыскной деятельности: 1. федер. закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.

2. Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: федер. 2. закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ // СЗ РФ. 2016. № 26 (ч. 1). Ст. 3851.

3. Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации

и Типового положения о территориальном 3. органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации: указ Президента РФ от 21 декабря 2016 г. № 699 // СЗ РФ. 2016. № 52 (ч. 5). Ст. 7614.

4. Воронцов А. В. К вопросу о рассмотрении глоссария оперативно-разыскного законодательства Российской Федерации // Труды 4. Академии управления МВД России. 2017.

№ 2 (42).

5. Отчет ГУВМ МВД России за 2016 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт МВД России. URL: Шр8://42.мвд.рф/ (дата 5. обращения: 14.07.2017).

6. Поздняков А. Н. Организация раскрытия и расследования преступлений, совершенных членами преступных структур, сформировавшихся на этнической основе: моно- 6. графия. М., 2013.

7. Статистика ГИАЦ МВД России за 2016 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт МВД России. URL: Шр8://42.мвд.рф/ 7. (дата обращения: 14.07.2017).

About operational investigative activity: the federal law from the 12th of August, 1995. № 14403 (edition from 06.07.2016) // The legislation's compilation of the Russian Federation. 1995. № 33. Article 3349. About basics of offences' prevention system in the Russian Federation: the federal law from the 23rd of June, 2016. № 182-03 // The legislation's compilation of the Russian Federation. 2016. № 26 (part I). Article 3851. About approval of a Statute about the Interior Ministry of the Russian Federation and Typical statute about the territorial body of the Interior Ministry of the Russian Federation on a subject of the Russian Federation: Presidential Decree of December 21, 2016 No 699 // The legislation's compilation of the Russian Federation. 2016. № 52 (part V). Article 7614. Vorontsov A. V. To the question about glossary consideration in the operational investigative legislation of the Russian Federation // The Labors of the Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2017. № 2 (42). The report of the Main Management Department of the Migration Questions of the Interior Ministry of Russia [Electronic resource] // The official site of the Interior Ministry of Russia. URL: htt-ps://42.MBg.p$/ (access date: 14.07.2017). Pozdnyakov A. N. Organization of opening and crimes investigation made by the members of criminal structures formed on the ethical base: the monography. M., 2013. Statistics of the Main Informational Analytical Center of the Interior Ministry of Russia for 2016 [Electronic resource] // The official site of the Interior Ministry of Russia. URL: https://42. MBg.p^/ (access date:14.07.2017).

E-mail: [email protected]

135

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.