Научная статья на тему 'Научно-теоретические основы организации деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел по борьбе с преступностью иностранных граждан'

Научно-теоретические основы организации деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел по борьбе с преступностью иностранных граждан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
619
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / ПРЕСТУПНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН / BODIES OF INTERNAL AFFAIRS / OPERATIVELY-SEARCH ACTIVITY / ORGANIZATIONAL AND LEGAL SUPPORT / SCIENTIFIC AND THEORETICAL FOUNDATIONS / AND CRIME OF FOREIGN NATIONALS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Митьков Василий Николаевич

В статье рассматриваются вопросы научно-теоретического обоснования развития организации оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел в сфере противодействия преступлениям, совершаемым иностранцами на территории Российской Федерации, в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific and theoretical basis for the organization of activities of operational units of internal affairs agencies to combat crime of foreign nationals

The article examines the scientific and theoretical basis of the organization of operational-investigative activity of internal affairs agencies in combating crimes committed by foreigners on the territory of the Russian Federation in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Научно-теоретические основы организации деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел по борьбе с преступностью иностранных граждан»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК 343

Научно-теоретические основы организации деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел по борьбе с преступностью иностранных граждан

Митьков Василий Николаевич, докторант Всероссийского научно-исследовательского института Министерства внутренних дел Российской Федерации, кандидат юридических наук e-mail: opnk302@mail.ru

В статье рассматриваются вопросы научно-теоретического обоснования развития организации оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел в сфере противодействия преступлениям, совершаемым иностранцами на территории Российской Федерации, в современных условиях.

Ключевые слова: органы внутренних дел; оперативно-разыскная деятельность; организационно-правовое обеспечение; научно-теоретические основы; преступность иностранных граждан.

Scientific and theoretical basis for the organization of activities of operational units of internal affairs agencies to combat crime

of foreign nationals

Mitkov Vasiliy Nikolaevich,

Doctoral Candidate of the All-Russian

Scientific Research Institute of the

Ministry of Interior Affairs of the Russian Federation,

Candidate of juridical sciences

The article examines the scientific and theoretical basis of the organization of operational-investigative activity of internal affairs agencies in combating crimes committed by foreigners on the territory of the Russian Federation in modern conditions.

Key words: bodies of internal affairs; operatively-search activity; organizational and legal support; scientific and theoretical foundations; and crime of foreign nationals.

Находящийся на активной стадии процесс реформирования и оптимизации системы МВД России предполагает в качестве обязательного условия его эффективности глубокое изучение научно-теоретических основ организационно-правового обеспечения противодействия преступности. Данная деятельность предполагает своевременное проведение комплексных научных исследований, являющихся надежной

доктринальной базой любых практических действий в заданном направлении. Важное значение в этой связи имеет рассмотрение различных видов преступной деятельности и специфики их субъектов с позиции выявления и изучения особенностей организации противодействия им оперативно-разыскным путем.

Преступления, совершаемые иностранными гражданами, в частности, легальными и нелегальными тру-

довыми мигрантами, на территории России, уже давно рассматриваются учеными и практиками в качестве самостоятельного объекта противодействия правоохранительных органов с присущей ему спецификой. Согласно официальной статистике МВД России удельный вес преступлений, совершаемых иностранными гражданами на территории РФ, от общего количества раскрытых преступлений за последние 5 лет в целом по стране составлял примерно 3,5 %. В 2014 г. иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории РФ совершено 44,4 тыс. преступлений (примерно 3,8 % от общего количества расследованных преступлений), что на 5,4 % меньше, чем в 2013 г. Из них гражданами государств - участников СНГ совершено 38,4 тыс. преступлений (3,3 %) [1, с. 44].

С учетом последних событий во внешнеполитической сфере, детерминировавших падение курса национальной валюты, рост цен на товары и услуги, осложнение общей социально-экономической ситуации в России, с конца 2014 г. наблюдается некоторый отток трудовых мигрантов, что не могло не сказаться на статистических показателях преступности иностранных граждан. Так, С. С. Собянин на расширенном совещании по вопросам профилактики правонарушений в Москве 15 декабря 2014 г. сообщил, что число преступлений, совершенных мигрантами, в 2014 г. снизилось почти на 15 % [2].

Однако, несмотря на указанные обстоятельства и предпринятые меры против нелегальной миграции в прошедшем году, говорить о том, что проблема преступности иностранцев в настоящее время теряет свою актуальность, как минимум преждевременно. Более того, есть основания полагать, что это явление получит новый виток развития, но уже в несколько ином качестве, учитывая ситуацию в соседней Украине.

Большой общественный резонанс многих преступлений, совершаемых иностранными гражданами, говорит о растущем напряжении среди населения, зачастую подогреваемом СМИ. Одним из последних показательных примеров является дело так называемой банды «ГТА» - организованной преступной группы выходцев из Средней Азии, совершивших серию убийств автомобилистов в Подмосковье в 2014 г. Повышенная общественная опасность подобных преступлений обусловлена еще и тем, что они в настоящих условиях могут спровоцировать серьезные конфликты на национальной, религиозной, языковой и иной почве, включая массовые беспорядки и дестабилизацию политической обстановки внутри государства.

С учетом сказанного важнейшей задачей теории оперативно-разыскной деятельности (далее - ОРД) в нынешних условиях является разработка научно-теоретических основ организации оперативно-разыскного противодействия органов внутренних дел (далее - ОВД) преступности иностранцев, отвечающих реальной оперативной обстановке на данном направлении и сложившейся на сегодняшний день практике оперативной работы.

Организационная составляющая деятельности оперативных подразделений полиции представляет собой особый вид обеспечения их работы, наряду с норма-

тивно-правовым, структурно-функциональным, кадровым и информационно-аналитическим обеспечением. Организация ОРД ОВД представляет собой оперативно-разыскную категорию, наиболее приближенную к практической деятельности и связанную с непосредственной дачей указаний оперативному составу, исполнением этих указаний и всеми сопутствующими этому процессу действиями. Данный уровень ОРД наиболее многообразен в своих проявлениях, характеризуется наличием различных особенностей, многие из которых не описываются даже на страницах специальной закрытой литературы и по этой причине достаточно сложны для научно-теоретического осмысления.

В русском языке слово «организация»1 используется в следующих значениях:

- внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие частей целого, обусловленные его строением;

- совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;

- объединение людей, совместно реализующих цели и действующих на основе определенных правил и процедур.

Говоря об организации ОРД ОВД, мы имеем в виду «планомерные, отличающиеся строгим порядком действия» [4, с. 471] сотрудников оперативных подразделений. В указанном контексте подобная деятельность имеет два аспекта:

1) построение и совершенствование структуры системы;

2) проведение управленческих решений в рамках функционирования системы.

Первый аспект может быть охарактеризован как своеобразная «организация организации»; второй - как составная часть процесса управления [4, с. 165-166]. Сама же «организация» как функция (стадия) управленческой деятельности включает в себя: «своевременное оформление решений в качестве документа со всеми необходимыми реквизитами; адресное доведение информации, содержащейся в решениях, до исполнителей; обеспечение понимания и адекватной трактовки содержания решения; обсуждение и согласование между исполнителями плана действий по реализации решения; осуществление конкретных и предметных действий по претворению в жизнь всего того, что намечено и оговорено в решениях» [5, с. 178-181].

Г. А. Туманов отмечает, что объективное свойство организации заключается в том, что она определяет цели, которые система призвана выполнять, или задачи, которые она решает [5, с. 82]. Игнорирование указанного обстоятельства на практике приводит к последствиям, снижающим эффективность системы в целом и отдельных ее элементов.

В этой связи организация как деятельность по упорядочению оперативно-разыскного противодействия преступности иностранных граждан должна обеспечи-

1 Организация - франц. organisation, от ср.-век. лат. organizio -сообщаю стройный вид, устраиваю (См.: Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. С. 848).

вать, прежде всего, приведение структуры и состояния оперативных подразделений ОВД в соответствие с их функциями и задачами. В противном случае останутся задачи, которые некому решать, либо появятся организации, которым нечего делать [6, с. 142].

Не менее важным свойством организации ОРД ОВД является иерархичность структурных подразделений оперативных служб. Это свойство предопределяет наличие у них самостоятельных задач и соответствующей им структуры оперативных подразделений на разных уровнях соподчинения. Так, структурные подразделения центрального аппарата МВД России должны решать задачи организационно-управленческого характера, определять приоритетные направления ОРД ОВД в борьбе с преступностью иностранных граждан. Оперативные подразделения по субъектам РФ решают задачи организационно-тактического характера, такие как организация оперативно-разыскного обеспечения борьбы с преступностью на актуальных направлениях для конкретного региона; осуществление ведомственного контроля за ОРД подчиненных подразделений на районном уровне, служебной подготовки и переподготовки сотрудников.

Организация как деятельность имеет и другое значение - это составная часть процесса управления. В теории управления понятие «организация» применяется в двух основных значениях:

- организация как состояние управляемой системы, ее внутренняя структура;

- организация как функция управления или элемент управленческого цикла [7, с. 5].

Таким образом, организация «решает задачу формирования в системе соответствующих отношений и поддержания их на требуемом уровне, обеспечивается проектированием организационных структур, подбором, расстановкой, обучением и воспитанием кадров, текущим распорядительством, координированием и т. п.» [8, с. 20].

Одной из особенностей организации ОРД ОВД является то, что ее предназначение и сущность проявляются в сочетании со смежными с ней видами деятельности - правоохранительной, административной, дознания и следствия, разведывательной и контрразведывательной. В частности, результаты ОРД ОВД используются при принятии различных мер в соответствии с уголовным и уголовно-процессуальным законодательством. Это порождает сложную организаторскую проблему обеспечения взаимодействия оперативных сотрудников между собой и с сотрудниками других подразделений и служб ОВД, не осуществляющих ОРД, а также вызывает необходимость установления определенного организационно-правового порядка разрешения проблем, возникающих при использовании оперативных материалов в следственной и судебной практике.

Одно из первых определений рассматриваемого понятия принадлежит А. Г. Лекарю, который понимает под организацией ОРД целенаправленную систему использования оперативными сотрудниками сил, средств и методов в предотвращении и раскрытии преступлений, в розыске скрывшихся преступников [9, с. 49].

Несколько иной подход к организации ОРД ОВД разработал В. А. Лукашов, который определил ее как целенаправленную деятельность руководителей органов (аппаратов) внутренних дел по созданию оптимальных условий функционирования служб и подразделений, осуществляющих оперативно-разыскные функции, организации взаимодействия между ними, направлению их усилий на успешное выполнение задач борьбы с преступностью путем объективной и глубокой оценки складывающейся оперативной обстановки, принятия научно обоснованных управленческих решений, обеспечивающих комплексное использование оперативно-разыскных сил, средств и методов, и обеспечения реализации этих решений в ходе повседневной оперативно-разыскной работы [10, с. 22-23].

Под организацией ОРД В. М. Атмажитов предлагает понимать целенаправленную деятельность руководителей оперативных подразделений по созданию оптимальных условий функционирования своих сотрудников, организацию взаимодействия между осуществляющими ОРД субъектами, направлению их усилий на успешное выполнение задач борьбы с преступностью путем объективной и глубокой оценки складывающейся оперативной обстановки, принятию обоснованных управленческих решений, обеспечивающих комплексное использование сил, средств, мероприятий, методов и форм ОРД [11].

Ключевым в этом суждении является то, что итогом организаторской функции руководителя, по мнению В. М. Атмажитова, является «принятие руководителем управленческих решений». Но, говоря об организации ОРД, не стоит ограничиваться лишь деятельностью руководителей. Не менее важна в процессе организации ОРД роль оперативных сотрудников, особенно на оперативно-тактическом уровне.

Из результатов сравнительного анализа вышеприведенных определений организации ОРД ОВД можно сделать вывод о сложности и многогранности данной категории, понятие которой, несомненно, открыто в настоящий момент для дальнейшего своего формирования.

При организации ОРД ОВД особое значение в современных условиях приобретает специализация ее сил, которая подразумевает и закрепление отдельных сотрудников за зонами или объектами обслуживания, и создание специализирующихся на применении какого-либо метода ОРД оперативных подразделений (оперативно-поисковые подразделения, подразделения оперативно-разыскной информации, подразделения специальных технических мероприятий). В контексте нашей тематики можно с уверенностью отметить, что необходимость выделения оперативно-разыскного противодействия преступности иностранных граждан в качестве самостоятельного направления оперативно-служебной деятельности уполномоченных подразделений уже давно ни у кого не вызывает сомнений.

Осознание необходимости активизации деятельности по данному направлению привело к тому, что руководство МВД России начало предпринимать конкретные шаги по повышению эффективности противодействия преступности нелегальных мигрантов. Для

этих целей во многих территориальных органах МВД России, в т. ч. в ГУ МВД России по городу Москве, были созданы специализированные подразделения УР по противодействию преступлениям, связанным с организацией незаконной миграции. Общее количество сотрудников таких подразделений в Москве на сегодняшний день составляет около 70 человек.

В п. 5.5 Дорожной карты по дальнейшему реформированию органов внутренних дел Российской Федерации указано, что в регионах, где увеличиваются потоки незаконной миграции и остро стоит проблема преступности со стороны мигрантов (учитывая ситуацию, при которой органы ФМС России не являются субъектами ОРД), целесообразно распространить опыт ГУ МВД России по г. Москве по созданию специализированных оперативно-разыскных подразделений по борьбе с незаконной миграцией за счет имеющихся ресурсов.

Непременным условием деятельности данных подразделений должно стать тесное взаимодействие на постоянной системной основе с подразделениями и службами ОВД и других правоохранительных органов, в чью компетенцию входят вопросы противодействия преступлениям, связанным с нелегальной миграцией (ФМС России, ПС ФСБ России и др.).

Для повышения эффективности указанных подразделений УР, как показала практика, важно устранить ряд недостатков, связанных с предупреждением, выявлением и раскрытием преступлений, совершаемых иностранными гражданами. В частности, необходимо постоянно повышать уровень профессиональной подготовки и углублять специализацию сотрудников, непосредственно занятых борьбой с преступностью иностранных граждан. Требует системного решения проблема переводчиков при раскрытии рассматриваемой категории преступлений, поскольку на сегодняшний день в оперативно-разыскной работе ОВД для этих целей в подавляющем большинстве случаев привлекают случайных лиц.

Важным шагом представляется упрощение процедуры внесения иностранных граждан и лиц без гражданства в список лиц, которым запрещен въезд на территорию РФ. Необходимо предусмотреть возможность отказа иностранным гражданам в получении въездной визы без объяснения причин, как это имеет место в ряде стран, при наличии информации об их причастности к преступной деятельности, в частности, об их участии в этнических преступных формированиях.

Резюмируя изложенное, можно сделать вывод, что организация ОРД ОВД по противодействию преступности иностранных граждан представляет собой комплекс целенаправленных организационно-управленческих и иных мер, применяемых на соответствующем уровне оперативными руководителями и иными правомочными в данной сфере лицами по созданию и совершенствованию системы оперативно-разыскного противодействия преступности иностранных граждан, оснащению ее необходимыми техническими и финансовыми средствами, поддержанию данной системы в состоянии оперативной готовности и эффективному использованию имеющихся в наличии сил и средств в целях решения задач ОРД ОВД.

Список литературы

1. Состояние преступности в России за январь - декабрь 2014 г. // Генеральная прокуратура Российской Федерации, Главное организационно-аналитическое управление, Управление правовой статистики. -М., 2015.

2. Ситуация с мигрантами в Москве: снижение преступности, наведение порядка // Агентство городских новостей. - ШЬ: http://www.mskagency.ru/ materials/1912636.

3. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 72 500 слов и 7 500 фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: АЗЪ, 1993.

4. Туманов Г. А. Организация управления в сфере охраны общественного порядка / Г. А.Туманов. - М.: Юрид. лит., 1972.

5. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления / Г. В. Атаманчук. - М.: Юрид. лит., 1994.

6. Поспелов Г. С. Программно-целевое управление и планирование / Г. С. Поспелов, В. А. Ириков. - М., 1976.

7. Туманов Г. А. Организация исполнения управленческих решений в органах внутренних дел / Г. А. Туманов. - М.: Юрид. лит., 1973.

8. Малков В. Д. Функции управления в органах внутренних дел / В. Д. Малков // Вопросы теории и практики управления органами внутренних дел. - М.: Академия МВД СССР, 1985.

9. Лекарь А. Г. Научные основы организации предотвращения преступлений органами внутренних дел / А. Г. Лекарь. - М.: ВШ МВД СССР, 1969.

10. Лукашов В. А. Введение в курс «Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел»: учеб. пособие / В. А. Лукашов. - Киев, 1976.

11. Атмажитов В. М. Организация оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: лекция / В. М. Атмажитов. - М.: Академия управления МВД России, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.