• і
А. И. Музеев,
кандидат юридических наук (КЮИ МВД России)
ВНУТРЕННЕЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО БОРЬБЕ С БАНДИТИЗМОМ
В статье рассмотрены некоторые аспекты внутреннего взаимодействия подразделений органов внутренних дел по борьбе с бандитизмом как одного из основных элементов управления в оперативно-розыскной деятельности.
В Российской Федерации функции борьбы с организованной преступностью возлагаются на ряд государственных органов, каждый из которых действует в рамках предоставленных ему полномочий. В общегосударственную систему, обеспечивающую решение задач борьбы с организованной преступностью, помимо органов внутренних дел, входят также органы прокуратуры, Следственного комитета, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков.
Определенное участие в вопросах борьбы с организованной преступностью, исходя из специфики деятельности и компетенции, обязаны также принимать государственные органы, осуществляющие контрольные функции (министерство финансов, государственная налоговая служба, федеральная служба по валютному и экспортному контролю и т.д.), местные органы власти и самоуправления.
В сферу правовых отношений, связанных с борьбой с организованной преступностью, могут быть при необходимости вовлечены администрации предприятий, представители общественных и религиозных формирований, средств массовой информации, представители юридических лиц и отдельные граждане.
Как показывает анализ правоохранительной практики, основная роль в решении задач по выявлению, предупреждению и раскрытию преступлений, совершаемых бандитскими структурами, принадлежит органам внутренних дел (ОВД). В созданной системе специа-
лизированных подразделений по борьбе с бандитизмом МВД России особое место занимают соответствующие подразделения уголовного розыска (Управления организации борьбы с организованной преступностью общеуголовной направленности ГУУР МВД России, отделов УУР (по борьбе с бандитизмом, по борьбе с организованной преступность общеуголовной направленности)), так как на них ложится основная нагрузка по организации ОРД в рассматриваемой сфере.
Вместе с тем одним из основных факторов, влияющих на результативность оперативнорозыскной деятельности подразделений по борьбе с бандитизмом, является качество организации взаимодействия с другими правоохранительными органами, их оперативными аппаратами, следственными подразделе-
ниями, государственными органами власти и управления [1], а также с другими субъектами, с которыми возникает потребность во взаимодействии.
Проблема организации взаимодействия оперативных подразделений всегда была в центре внимания практиков и ученых, исследовавших пути повышения эффективности оперативно-розыскной деятельности органов и подразделений внутренних дел, поскольку «разобщенность в осуществлении ОРД не способствует достижению эффективных результатов в борьбе с преступностью» [2].
В научных исследованиях [3] получили развитие различные подходы к обоснованию необходимости взаимодействия оперативных аппаратов и других подразделений органов внутренних дел и иных государственных органов. Базируясь на теоретических положе-
ниях, сформулированных в ранее опубликованных работах других авторов, а также результатов собственных исследований [4], следует констатировать, что ученые единодушны в понимании объективной необходимости взаимодействия органов и подразделений, ведущих борьбу с преступностью.
Для подразделений ОВД, осуществляющих борьбу с бандитизмом, вопросы взаимодействия имеют особое значение. Это обусловлено сложностью и многогранностью проявлений организованной преступной деятельности организованных преступных структур (ОПС) бандитской направленности.
Проведенное исследование результатов борьбы с бандитизмом показывает, что существует широкий круг проблем, связанных с криминальной активностью бандитских структур. Следовательно, для их разрешения целесообразно использовать комплексный, системный подход. Применим он, соответственно, и к рассматриваемым проблемам как внутреннего (в системе ОВД), так и внешнего взаимодействия по борьбе с бандитизмом.
О комплексном системном характере взаимодействия свидетельствует проведенный нами опрос специалистов [5]. Полученные данные показали, что взаимодействие подразделений ОВД осуществляется практически со всеми правоохранительными органами. К числу наиболее важных форм взаимодействия в сфере борьбы с бандитизмом респонденты относят (в порядке значимости): 1) взаимное устное и письменное информирование о подготавливаемых и совершенных бандой преступлениях, о подозреваемых в этом лицах, о приметах преступников и т.д.; 2) совместный анализ и изучение деятельности служб и подразделений ОВД по выявлению, предупреждению и раскрытию бандитизма; 3) совместное планирование деятельности подразделений ОВД по борьбе с данным криминальным явлением.
Изучив и проанализировав различные точки зрения ряда ученых, опираясь на собственный исследовательский материал, автор предлагает следующее определение взаимодействия применительно к рассматриваемому предмету.
Взаимодействие органов внутренних дел по борьбе с бандитизмом между собой, а также с другими правоохранительными, го-
сударственными и муниципальными органами, организациями и гражданами представляет собой основанную на законах и подзаконных актах согласованную по целям, месту и времени уголовно-процессуальную, оперативно-розыскную, организационно-управленческую и иную совместную деятельность для успешного решения задач борьбы с организованными преступными структурами бандитской направленности. При этом субъекты взаимодействия осуществляют названную деятельность с использованием имеющихся у них сил, средств и методов в пределах установленных законом полномочий.
Рассмотрев общие теоретические вопросы взаимодействия ОВД, учитывая, что многие черты его в полной мере присущи организации борьбы с бандитизмом, следует отметить, что оно имеет и ряд специфических особенностей.
Исходя из принятой нами классификации, можно подразделять взаимодействие ОВД на внутреннее и внешнее.
Основываясь на выработанных наукой и практикой подходах, а также результатах проведенного исследования, следует определить основополагающие принципы внутреннего взаимодействия ОВД по борьбе с бандитизмом. Ими, по мнению автора, являются:
- постоянная направленность согласованных действий ОВД и других субъектов взаимодействия на достижение положительных результатов в борьбе с ОПС бандитской направленности, а также решение других вопросов в интересах взаимодействующей стороны;
- комплексное использование имеющихся в распоряжении сил и средств;
- деятельность каждого участника взаимодействия в пределах своей компетенции при строгом соблюдении законности;
- самостоятельность в принятии управленческих решений руководителем подразделения ОВД по борьбе с бандитизмом с учетом интересов иных субъектов взаимодействия;
- персональная ответственность указанного руководителя за принятые решения, проводимые согласованные мероприятия и их конечные результаты;
- согласованность планирования мероприятий, проводимых во взаимодействии с другими подразделениями и службами;
- непрерывность взаимодействия.
Формы внутреннего взаимодействия ОВД весьма разнообразны, это во многом объясняется многогранностью оперативно-розыскной деятельности по борьбе с организованной преступностью. По нашему мнению, целесообразно выделить основные из них:
1. Текущий обмен оперативными сведениями и информацией гласного характера, содержащих данные о наличии ОПС бандитской направленности, о фактах и характере противоправной деятельности. Непременным условием применения данной формы взаимодействия является инициатива в предоставлении информации, которая может быть полезна субъекту взаимодействия, не ожидая формальных просьб и запросов. Для подразделений ОВД по борьбе с бандитизмом обмен оперативной и иной информацией с другими подразделениями и службами органов внутренних дел имеет весьма важное значение, так как повышает уровень оперативной осведомленности о процессах, происходящих в ОПС бандитской направленности.
Объективно такое положение объясняется малочисленностью специализированных подразделений ОВД по борьбе с бандитизмом и невозможностью иметь в каждом городе, районе, населенном пункте субъекта РФ подчиненные подразделения. Вполне закономерно, что большинство опрошенных специалистов выделяют данную форму как наиболее важную [6].
Существенное значение для анализа криминальной ситуации в субъекте РФ, выявления признаков, указывающих на формирование и деятельность ОПС бандитской направленности, имеют статистические сведения об уровне, структуре и динамике преступности, а также иная информация о состоянии правопорядка в муниципальных образованиях, проявлениях коррупции и других явлениях политической, экономической и социальной действительности.
2. Совместное обсуждение имеющейся информации на рабочих встречах, объединенных оперативных совещаниях руководителей подразделений ОВД по проблемным вопросам борьбы с бандитизмом. Практика показывает, что в последнее время взаимодействие руководителей оперативных аппаратов органов внутренних дел в форме рабочих встреч полу-
чило достаточное развитие. Однако, как показал опрос специалистов, данную форму взаимодействия они оценивают как наименее важную [7].
По нашему мнению, такая оценка дана в связи с тем, что принимаемые по итогам таких форумов решения зачастую не носят конкретного характера. Об этом свидетельствует проведенный нами контент-анализ материалов коллегий и совещаний [8]. Так, при первом руководителе территориального ОВД регионального уровня 50,4% решений не позволяет строить по ним целенаправленную работу.
3. Совместное проведение операций, отдельных мероприятий в отношении ОПС бандитской направленности, требующих комплексного использования сил и средств. Такая форма взаимодействия получила развитие в комплексных оперативно-профилактических операциях, при проведении которых выполняются общие задачи по борьбе с преступностью [9].
В последние годы практикуется проведение локальных операций по отработке городов, населенных пунктов, отдельных территорий и объектов со сложной оперативной обстановкой, где существенное влияние оказывают организованные преступные структуры бандитской направленности [10]. Их проведению предшествует подготовительная работа, в ходе которой обсуждаются согласованные действия в отношении лиц, входящих в ОПС. Определяются оперативные разработки и материалы проверки, подлежащие реализации, а также планируются следственные действия по расследуемым уголовным делам в отношении участников ОГ и ПС. Наряду с оперативными сотрудниками, для силовой поддержки, в операциях принимают участие подразделения отрядов специального и особого назначения ОВД, а также мобильные наряды ДПС для блокирования автодорог на территории, подлежащей отработке.
Отдельные согласованные мероприятия проводятся для решения более конкретных задач, представляющих взаимный интерес для взаимодействующих подразделений. В этих случаях может создаваться временная группа, состоящая из сотрудников взаимодействующих служб, вырабатывается тактика проведения мероприятий путем составления согласованного плана. Именно такая форма взаимо-
действия определяется специалистами как наиболее эффективная из существующих форм, при реализации которых выполняются общие задачи по борьбе с преступностью [11].
Так, в ГУ МВД России по Кемеровской области в целях оздоровления оперативной обстановки по линии организованной преступности получило распространение проведение целевых мероприятий по активизации работы по противодействию активизировавшимся ОПС в областных территориальных образованиях.
В рамках этой работы приказом начальника ГУ МВД России по области создаются оперативные группы из числа руководства главного управления, оперативных сотрудников отдела по борьбе с организованной преступностью и иных отделов уголовного розыска, управлений экономической и собственной безопасности. Проводится анализ оперативных, уголовных дел и материалов проверки по фактам преступной деятельности лидеров и участников организованной группы, определяются перспективы расследования и привлечения к уголовной ответственности ее членов.
Подготавливаются и проводятся мероприятия в рамках отдельного плана подрыва финансовой основы ОПС. Специализированные подразделения
ориентируются на целевое обеспечение проводимых оперативно-поисковых и специально-технических мероприятий. Силами подразделения собственной безопасности проводятся мероприятия в отношении сотрудников ОВД,
коррумпированными связями с преступной структурой. Решаются вопросы силового обеспечения операции с привлечением отрядов специального назначения [12].
Как показывает анализ практики, подобная мобилизация оперативных подразделений оправдана при резком осложнении оперативной обстановки, связанной с криминальной активностью ОПС бандитской направленности. Вместе с тем, по нашему мнению, с учетом соотношения значительных ресурсных затрат и достижения локальных результатов, эта практика должна носить не системный, а скорее исключительный характер в организации борьбы ОВД с организованной преступностью.
4. Создание оперативных групп для
решения конкретных задач по разобщению ОПС, раскрытию и расследованию
преступлений, выпыгвающих повышенный общественный резонанс. Такие группы создаются из оперативных сотрудников подразделений по борьбе с оргпреступностью и оперативных
сотрудников других подразделений ОВД. Например, получило распространение создание оперативных групп для раскрытия серийных разбойных нападений, совершаемых на автомагистралях, нападений на квартиры граждан и офисы предпринимателей и др.
Кроме того, в целях борьбы с
развитыми организованными
преступными структурами,
действующими на обслуживаемой территории, создаются временные оперативные группы из сотрудников оперативных и иных подразделений ОВД, целью работы которых является разобщение конкретных организованных групп (ОГ) и привлечение к уголовной ответственности их участников [13]. Возглавляются такие опергруппы, как правило, одним из руководителей, вплоть до первых лиц ОВД районного или регионального уровня, в зависимости от степени развития ОПС.
Из числа организационно-тактических форм, непосредственной целью которых является борьба с бандитизмом, такое взаимодействие специалистами
указывается как одно из основных [14].
5. Создание следственно-оперативных групп (СОГ) для работы по уголовным делам по ст. 209 УК РФ. Это наиболее распространенная форма взаимодействия подразделений ОВД по борьбе с бандитизмом со следственными
подразделениями. СОГ создаются, как правило, для реализации оперативных разработок в отношении криминальных структур, преступная деятельность которых носит серийный характер.
Такая форма взаимодействия
представляется нам наиболее значимой для достижения положительных
результатов в раскрытии преступлений, совершаемых бандитскими структурами, и эта позиция обусловлена следующими аргументами.
Изучение дел оперативного учета [15] в отношении ОПС бандитской направленности показало, что уже на этапе реализации по 31,6% оперативных дел были созданы следственные оперативные группы. Это, на наш взгляд, положительно повлияло на результат -подавляющая часть указанных оперативных дел были прекращены в связи с привлечением фигурантов к уголовной ответственности.
В процессе взаимодействия по борьбе с бандитизмом осуществляются различные виды деятельности: уголовно-процессуальная, оперативно-розыскная, организационно-управленческая, административно-правовая. В свою очередь, каждая из указанных видов деятельности выполняет самостоятельные функции, требующие согласования между субъектами взаимодействия.
В ходе расследования уголовных дел законом нормативно закреплена обязанность органа дознания уведомления следователя о результатах оперативно-розыскных мер по уголовному делу. Следователю, в свою очередь, предоставлено право дачи органам дознания поручения о производстве розыскных и следственных действий и требования содействия при производстве по уголовному делу.
При раскрытии и расследовании преступлений, совершенных бандами, применяется весь комплекс следственных действий, установленных уголовнопроцессуальным законодательством, а также оперативно-розыскных
мероприятий, определенных в ст.6 ФЗ об ОРД. При этом действия следователей и оперативных сотрудников носят целевой, согласованных характер.
6. Согласованное планирование мероприятий по борьбе с бандитизмом. Осуществляется в виде составления самостоятельных планов
взаимодействующих подразделений, с последующим согласованием мероприятий по целям, месту, времени,
задействованными силам и средствам, а также в виде составления единого, совместного плана мероприятий, утвержденного руководителями взаимодействующих подразделений либо
вышестоящими руководителями.
Как показал проведенный нами анализ состояния проблемного планирования в
территориальных ОВД регионального уровня [16], в настоящее время практически не составляются планы по линии борьбы с бандитизмом [17]. Как результат - данную форму специалисты определяют как значимую, но не определяющую по своей важности [18], что в определенной мере подтверждает обозначенный автором тезис о принижении возможностей планирования оперативным составом подразделений ОВД по борьбе с бандитизмом [19].
7. Выполнение отдельным мероприятий в интересах либо по просьбе подразделений, взаимодействующих в борьбе с бандитизмом. Эта форма может применяться и без учета интересов подразделений ОВД по борьбе с бандитизмом, но диктоваться необходимостью поддержания взаимодействия и деловых, партнерских контактов. Ее можно определить и как оказание помощи взаимодействующему субъекту.
Подобная форма может носить весьма разнообразный характер и практиковаться в виде предоставления интересующей информации о членах банд, ее связях (в том числе коррупционных), выделения сил и средств для проведения конкретных мероприятий либо в виде создания взаимодействующему подразделению необходимых условий для проведения мероприятия. Как правило, подобные ситуации возникают, когда у одной из взаимодействующих сторон недостаточно собственных возможностей, сил и средств. Данная форма взаимодействия если и не всегда позволяет решить задачи, стоящие перед подразделениями по борьбе с организованной преступностью, вместе с тем служит укреплению внутриведомственного делового сотрудничества.
Принято различать организационно-управленческий и оперативно-тактический уровни взаимодействия [20]. Кроме того, необходимо иметь в виду, что, хотя эти уровни достаточно четко различаются, при решении некоторых частных оперативно-тактических задач могут совмещаться.
На организационно-управленческом
уровне ОВД создаются необходимые организационно-правовые предпосылки взаимодей-
ствия, разрабатываются обеспечивающие его комплексные планы и нормативные правовые акты. Такое взаимодействие в сфере борьбы с бандитизмом направлено на решение следующих задач:
- поддержания высокой оперативной готовности сил и средств ОВД в целях эффективного проведения оперативно-розыскных мероприятий, направленных на борьбу с бандитизмом;
- организации надежного оперативного прикрытия структур криминальной направленности, сферы легального и незаконного оборота оружия, наиболее вероятных мест совершения вооруженных нападений;
- организации своевременной оперативной разработки лиц и организованных групп, дестабилизирующих оперативную обстановку в масштабах города, региона;
- создания организационных предпосылок для оптимального взаимодействия на всех уровнях и по всем направлениям.
На оперативно-тактическом уровне в основном осуществляется взаимодействие сотрудников подразделений по борьбе с бандитизмом со следователями, иными должностными лицами и подразделениями органов внутренних дел при работе по конкретным преступлениям. Организационно-тактические формы взаимодействия подразделений по борьбе с бандитизмом с иными службами и подразделениями ОВД направлены на эффективное решение конкретных задач, возникающих непосредственно в процессе выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования организованных вооруженных нападений.
Основываясь на результатах проведенного исследования, автор выделяет следующие основные направления повышения эффективности внутреннего взаимодействия подразделений уголовного розыска с другими службами ОВД в процессе осуществления ОРД по борьбе с бандитизмом (в порядке значимости):
- создание системы взаимной информации о лицах и фактах, представляющих интерес для решения задач борьбы с бандитизмом;
- совершенствование ведомственного и межведомственного правового регулирования вопросов взаимодействия;
- совершенствование морального и матери-
ального стимулирования сотрудников других служб в борьбе с бандитизмом;
- повышения качества обучения работников других служб и подразделений ОВД приемам и методам выявления бандитизма, а также выявления лиц, их совершивших;
- организация взаимодействия на основе анализа оперативной обстановки;
- разработка практических рекомендаций по организации и тактике взаимодействия служб и подразделений в борьбе с бандитизмом;
- усиление контроля за организацией взаимодействия со стороны руководителей ОВД;
- разработка критериев оценки деятельности служб и подразделений ОВД, стимулирующих их участие в борьбе с бандитизмом [21].
Подводя итоги, мы выделяем основные положения по совершенствованию внутреннего взаимодействия органов внутренних дел по борьбе с бандитизмом.
Основным направлением повышения уровня внутриведомственного взаимодействия в рассматриваемой сфере является создание системы взаимной информации о лицах и фактах, представляющих интерес для решения задач борьбы с бандитизмом.
Для обеспечения взаимодействия на организационно-тактическом уровне борьбы с рассматриваемым преступлением наиболее эффективно создание оперативных групп по разложению конкретных ОПС из числа сотрудников подразделений по борьбе с бандитизмом, иных оперативных подразделений (экономической, собственной безопасности, уголовного розыска районного уровня) и служб ОВД.
Уголовно-процессуальное взаимодействие целесообразно осуществлять в рамках следственно-оперативных групп по раскрытию преступлений, совершенных участниками ОПС бандитской направленности, чьи действия квалифицированы или имеют перспективу квалификации по ст. 209 УК РФ.
Приведенные результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что совершенствование организации взаимодействия является определяющим фактором, влияющим на эффективность оперативно-розыскной деятельности в отношении криминальных структур, требует развития его правового регулиро-
вания, поиска на научной основе наиболее ра- скую деятельность подразделений по борьбе с
циональных форм и внедрения их в практиче- бандитизмом.
ЛИТЕРАТУРА
1. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти (ред. от 22.06.2010): указ Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 // СЗ РФ. - 2004. - № 11. - Ст. 945.
2. См.: Атмажитов В. М. Взаимодействие аппаратов уголовного розыска с другими службами горрайорганов внутренних дел при раскрытии преступлений, и пути его дальнейшего совершенствования: автореф. дис. ...канд. юрид. наук. - М., 1980. - С. 35-40.
3. Гребельский Д. В. Теоретические основы и организационно-правовые основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. - М., 1997. - С. 91-105; Лекарь А. Г. Предотвращение преступлений органами общественного порядка: дис. ... докт. юрид. наук. - М., 1967. - С. 208; Лукашов В. А. Розыскная работа органов внутренних дел: учеб. пособие. - М., 1986. - С. 11;
Аксенов А. А. Организация взаимодействия в органах внутренних дел как функция управления: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1974. - С. 8; Атмажитов В. М. Указ. соч. - С. 31-45; Водько Н. П. Организация комплексных мер по борьбе с рецидивной преступностью: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1976; Головкин С. Д., Синилов Г. К. Взаимодействие аппаратов БХСС с государственными контролирующими органами в предупреждении и раскрытии преступлений. -М., 1986; Хомколов В. П. Организация управления оперативно-розыскной деятельностью: системный подход. - М., 1999. - С. 70-103 и др.
4. Музеев А. И. Организация оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по борьбе с бандитизмом: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2011.
5. В рамках специально разработанной программы проведен опрос 302 сотрудников и руководителей оперативно-розыскного бюро № 2 МВД России, оперативных подразделений органов внутренних дел на уровне МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ (сотрудники подразделений по борьбе с организованной преступностью общеуголовной направленности), слушателей Академии управления МВД России, имеющих значительный опыт оперативной работы.
6. Респондентам было предложено ранжировать от 1 до 6 в порядке уменьшения значимости организационно-управленческие формы взаимодействия. Данная форма по своей важности была поставлена на 1-е место.
7. По степени важности данная форма большинством опрошенных была поставлена на 5-е (предпоследнее) место. Еще менее важным названо проведение занятий в системе служебной подготовки личного состава ОВД по вопросам выявления, предупреждения и раскрытия преступлений.
8. В процессе диссертационного исследования автором статьи по специально разработанным матрицам изучены распоряжения, указания, обзоры, справки, протоколы и решения оперативных совещаний, планы работы оперативных подразделений, отчеты об их выполнении и другие информационно-аналитические материалы и управленческие документы по вопросам, связанным с деятельностью органов внутренних дел по борьбе с бандитизмом.
9. Среди предложенных респондентам 4-х организационно-тактических форм взаимодействия, при реализации которых выполняются общие задачи по борьбе с преступностью, данная форма поставлена на 2-е место.
10. Так, в 1998 году в МВД Республики Татарстан был разработан типовой план комплексных оперативно-профилактических мероприятий, получивший условное наименованием «Гром», который вводился в действие при осложнении криминальной ситуации по линии организованной преступности, в том числе и бандитских проявлений.
11. Опрошенными специалистами приоритет отдается оперативно-зональным группам, включающим в себя 1 -2 сотрудников УР и других подразделений ОВД по обслуживанию конкретной территории.
12. Об активизации работы по противодействию преступным группировкам и стабилизации оперативной обстановки в гг. Кемерово, Междуреченске, Прокопьевске, Новокузнецке: приказы ГУВД по Кемеровской области от 18 мая 2009 г.; от 24 июня 2009 г.; от 26 сентября 2009 г.; от 14 октября 2009 г.
13. Нурутдинов А. З. Практика и проблемные вопросы взаимодействия МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации с ГУ МВД России по федеральным округам по противодействию организованным преступным формированиям (на примере Приволжского федерального округа) // ОРР. - 2010. - № 1(197). - С. 4-6.
14. Наименее эффективной из подобных форм респондентами называется совместное патрулирование сотрудников УР и других служб с целью установления и задержания лиц, совершивших преступления.
15. Изучены материалы 394 дел оперативного учета.
16. В рамках диссертационного исследования автором проанализированы текущие, специальные и проблемные планы, концепции совершенствования деятельности и развития ОВД регионального уровня (147 документов), а также и планы подразделений уголовного розыска (либо УБОП) (128 документов) с 2006 по 2010 годы, в которых предусмотрены мероприятия по линии борьбы с ОПС бандитской направленности.
17. Единственное исключение составило ГУВД (ГУ МВД России) по Кемеровской области, где специальный план борьбы с бандитизмом составляется с периодичностью раз в полугодие.
18. По приоритету данная форма поставлена респондентами на 3-е место из 6-ти.
19. Музеев А. И. Указ. соч. - С. 190.
20. Лукашов В. А. Управление оперативно-розыскными аппаратами органов внутренних дел. - М., 1976. - С. 52.
21. Приведенная иерархия построена на основании опросов специалистов.