Научная статья на тему 'Вопросы организации оперативно-розыскного предупреждения бандитизма'

Вопросы организации оперативно-розыскного предупреждения бандитизма Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1204
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / ОПЕРАТИВНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ УЧЕТ / ОПЕРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ / ГЛАСНЫЕ И НЕГЛАСНЫЕ МЕТОДЫ / МЕРЫ РАЗОБЩЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Музеев А. И.

На основе контент-анализа оперативно-служебных документов и материалов коллегий, совещаний и т.д. выделены основные направления предупреждения бандитизма, факторы, оказывающие негативное влияние на эффективность борьбы с бандитизмом. Обобщен положительный опыт работы ОВД, определены основные задачи, решаемые в процессе оперативной работы по предупреждению бандитизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Музеев А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы организации оперативно-розыскного предупреждения бандитизма»

А.И. Музеев

Вопросы организации оперативно-розыскного предупреждения бандитизма

На основе контент-анализа оперативно-служебных документов и материалов коллегий, совещаний и т.д. выделены основные направления предупреждения бандитизма, факторы, оказывающие негативное влияние на эффективность борьбы с бандитизмом. Обобщен положительный опыт работы ОВД, определены основные задачи, решаемые в процессе оперативной работы по предупреждению бандитизма.

Ключевые слова: оперативно-розыскное предупреждение, оперативно-профилактический учет, оперативный контроль, гласные и негласные методы, меры разобщения.

Предупреждение преступлений, в том числе оперативно-розыскными мерами, провозглашается главным направлением в работе органов внутренних дел.[1]

Однако роль и содержание деятельности по предупреждению бандитизма для осуществляющих ее подразделений ОВД до настоящего времени остается неопределенной, организационно и функционально не обеспеченной. Такой вывод делается на основании проведенного нами контент-анализа материалов коллегий, оперативных совещаний, концепций, планов организационных мероприятий и специальных планов, иных оперативно-служебных документов, затрагивающих борьбу с бандитизмом по 49 региональным подразделениям МВД России.[2] В определении содержания оперативно-розыскного предупреждения преступлений нами использованы фундаментальные положения теории ОРД и иных отраслей права,[3] интерпретированные с учетом проведенного нами исследования к особенностям борьбы с бандитизмом. С учетом этого мы выделяем следующие основные направления организации оперативно-розыскного предупреждения бандитизма:

- анализ информации о состоянии и структуре бандитизма с целью прогнозирования его динамики;

- определение причин и условий, способ-

ствующих созданию банд и совершению ими преступлений;

- оперативно-поисковая работа по выявлению лиц, замышляющих и подготавливающих преступления в составе бандитских структур;

- установление оперативным путем конкретных признаков, свидетельствующих о возможном образовании банды, формировании преступных замыслов на совершение ее членами вооруженных нападений;

- определение наиболее целесообразных направлений и содержания оперативно- розыскных и иных мероприятий по предупреждению бандитизма;

- организация взаимодействия с различными заинтересованными субъектами предупреждения бандитизма.

Как показали результаты нашего исследования, реальным превентивным воздействием на бандитские структуры, с учетом их стойкой криминальной ориентации, является изобличение и привлечение к уголовной ответственности их членов. Однако игнорирование потенциала оперативно-розыскного предупреждения приводит к противодействию бандитизму лишь как ответной реакции на уже свершившиеся факты серийных и резонансных преступлений.

Об этом, в частности, свидетельствуют результаты изучения материалов дел

оперативного учета (ДОУ), обозначившие проблемы оперативно-розыскного предупреждения бандитизма. В подавляющем большинстве изученных дел оперативного учета (более 60%) отсутствуют данные о причинах и условиях, способствовавших совершению преступлений, не предпринимались меры по предупреждению преступлений со стороны фигурантов.[2] В 42,5% ДОУ планами не предусматривались мероприятия по общей профилактике, а в каждом третьем - по предотвращению пре-ступлений.[2] Как следствие, фигурантами в период их оперативной разработки были совершены вооруженные нападения (в 10% изученных дел). Кроме того, разрабатываемые участники бандитских структур совершили преступления, связанные с обеспечением деятельности банды (в 7% изученных дел) и с противодействием уголовному судопроизводству (3%), а также иные (4%).[2] Как показывают результаты проведенного нами исследования, среди основных факторов, оказывающих негативное влияние на эффективность ОРД по борьбе с бандитизмом, важную роль играют проблемы правового регулирования предупреждения преступности в целом.[4] По нашему мнению, современная криминальная ситуация в стране, в том числе связанная с деятельностью организованных преступных структур (ОПС) бандитской направленности, требует принятия закона, регламентирующего основы системы предупреждения преступлений.^]

Необходима переработка и ведомственных нормативных правовых актов ОВД. Прежде всего, к ним следует отнести приказ МВД России от 17 января 2006 г. № 19, объявляющий Инструкцию о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений.[6] Данная инструкция, определяя общие задачи подразделений ОВД по предупреждению преступлений, не предусматривает механизма их реализации, что свидетельствует о декларативном характере данного нормативного акта и необходимости его детальной переработки.

Полагаем, что в основу современного ведомственного нормативного регулирова-

ния деятельности ОВД по оперативно-розыскному предупреждению может быть положена ранее имевшаяся в нашей стране практика. Предупреждение преступлений органами внутренних дел неоднократно регламентировалось самостоятельными нормативными актами (1969,[7] 1978,[8] 1993,[9] 1998 [10] гг.). По нашему мнению, наибольшего внимания, с точки зрения их проработанности, заслуживают приказы МВД, изданные в 1969 и 1978 гг.

Так, инструкция, утвержденная приказом МВД СССР № 0200-69 г., возлагала обязанность проведения работы по предотвращению (Термин «предотвращение» был применен А. Г. Лекарем, являвшимся инициатором разработки данного нормативного правового акта) (курсив наш - М.А.И.) преступлений на специально выделенных сотрудников уголовного розыска и БХСС, освобождавшихся от выполнения всех других обязанностей, а также участковых инспекторов милиции. Для концентрации профилактической информации и в целях ее систематизации указанная инструкция предусматривала заведение оперативно-профилактического дела, которое могло быть прекращено только в случае исправления фигуранта.

Положения указанного нормативного акта были развиты приказом МВД СССР № 0100-78 г., который вводил в действие Положение об основах организации профилактики преступлений органами внутренних дел, Инструкцию по организации и ведению профилактического учетаорганами внутренних дел, Наставление по профилактике преступлений аппаратами уголовного розыска.

Организация предупреждения преступлений возлагалась на все органы внутренних дел, но детально регламентировалась названным наставлением лишь деятельность уголовного розыска, так как только в его структуре существовали специализированные подразделения. Они были обязаны организовывать и проводить работу по профилактике преступлений и иных правонарушений, борьба с которыми отнесена к их компетенции. Приказ определял систему оперативно-профилактического учета,

к которым он отнес дела административного надзора, профилактические дела, учет-но-профилактические карточки.

Как показывают проведенные нами результаты исследования, данные о причинах и условиях, способствовавших совершению бандами преступлений, поступают в рамках оперативно-розыскного производства. В его рамках в качестве общей профилактики применялись: правовая пропаганда (показателен в этом плане опыт МВД по Республике Татарстан и ГУ МВД России по Кемеровской области, на официальном сайте которых, помимо информирования пользователей глобальной сети о результатах работы по пресечению деятельности бандитских структур, на основании конкретных примеров даются рекомендации по защите юридических и физических лиц от вооруженных нападений) (в том числе и через средства массовой информации) - в 18% изученных ДОУ; инициированное изменение маршрутов патрулирования наружных постов полиции общественной безопасности - 9%; проверки предприятий и организаций на предмет обеспечения сохранности денежных средств и материальных ценностей - 8%; проверки объектов разрешительной системы на сохранность оружия и специальных средств - 6%; направление предписаний для устранения имеющихся недостатков - 3%.[2] Приведенные данные говорят об отсутствии целенаправленной работы в сфере общей профилактики бандитизма, а ее осуществление носит скорее эпизодический, чем системный характер.

В условиях либерализации системы уголовного наказания лица, осуждаемые даже за совершение преступлений в составе организованной группы (банды), не подвергаются длительной изоляции от общества, а по отбытии наказания вновь возвращаются к преступному промыслу, уже имея при этом криминальный опыт. Об этом свидетельствуют и имеющиеся факты специального рецидива бандитизма.[11] Это обстоятельство обуславливает необходимость оперативного контроля за лицами, от которых возможно ожидать создание банды или участие в ней. Указанное, по нашему

мнению, демонстрирует необходимость восстановления утраченной системы децентрализованного оперативного учета данной категории лиц, которая велась в подразделениях по борьбе с организованной преступностью в рамках автоматизированных информационно-поисковых систем.

Одной из наиболее сложных задач, решаемых в процессе оперативной работы, представляется задача разобщения бандитской структуры на этапе замышления и подготовки преступлений, когда она сформировалась, однако еще не совершила нападений. Данное направление обуславливается необходимостью недопущения общественно опасных последствий, связанных с реализацией преступных намерений банды. Речь идет о пресечении бандитизма в его конкретных преступных проявлениях.

В этих случаях приходится решать неизбежную дилемму - реализовывать ли оперативные материалы по имевшим место преступлениям (связанные, например, с обеспечением деятельности банды) либо продолжить оперативную разработку для документирования цели создания банды -совершения нападений. В этой ситуации, по нашему мнению, не могут даваться однозначные рекомендации. Руководителями ОВД решение должно выбираться с учетом оперативного риска, уровнем оперативного контроля за развитием криминогенной ситуации. Немаловажное значение при этом приобретает информационное обеспечение оперативной разработки.

Исследование вопросов осуществления оперативно-тактических мер в отношении бандитских структур показало, что особым направлением деятельности по предупреждению бандитизма и организованной преступности в целом является разобщение криминальных структур. В специальной литературе разобщение рассматривается как одна из форм вмешательства в деятельность преступного объединения с использованием негласных, а при необходимости демонстративных способов воздействия на все факторы и элементы отношений, как в преступной, так и в окружающей его среде.[12]

Являясь элементом деятельности по

предупреждению организованной преступности, разобщение преступных структур включает в себя проведение мероприятий, ведущих к их распаду, разрушению целостности, сплоченности и устойчивости, снижающих активность участников преступной группы и авторитет руководителя, уменьшающих вероятность осуществления противоправных действий.[13]

Важное значение в деятельности по предупреждению бандитизма занимает разобщение таких преступных объединений, как молодежные криминально ориентированные группы, иные преступные группы, еще не сформировавшиеся в банды, но имеющие такую потенциальную возможность.[14]

Таким образом, разобщение преступных групп, еще не преобразовавшихся в банды, но имеющих такую перспективу, является актуальным направлением деятельности по предупреждению бандитизма. Указанная деятельность, по нашему мнению, представляет собой разновидность оперативно-профилактического воздействия ОВД на криминальную среду.

Организация ОРД по разобщению преступной группы требует индивидуального подхода в каждом отдельно взятом случае. Вместе с этим можно обратиться к общим теоретическим положениям и разработкам, встречающимся в специальной лите-ратуре.[14, 15]

Проведенное нами изучение материалов дел оперативного учета, а также материалов иных исследований позволяет выделить в работе по разобщению ОПС бандитской направленности подготовительный этап и этап непосредственной реализации мер разобщения, а также определить типичный перечень действий, выполняемых на каждом из указанных этапов.

Так, на подготовительном этапе осуществляется:

1) сбор необходимой информации, характеризующей участников группы, направленность их криминальной ориентации;

2) оценка и анализ складывающейся оперативной обстановки;

3) выбор наиболее эффективных приемов разобщения и определение очередности их

применения, а также способов реализации;

4) прогноз возможных (в том числе очевидных) вариантов развития событий после начала реализации мер разобщения и выработка сценария ответных реакций со стороны органов внутренних дел;

5) разработка подробного плана осуществления мер разобщения;

6) проведение необходимых подготовительных мероприятий, содержание которых зависит от выбранного приема разобщения и способа его реализации.[14]

Работа по разобщению банды требует от руководителей ОВД четкого планирования и координации деятельности подчиненных подразделений. При этом важно, чтобы комплекс планируемых мер охватывался единым замыслом, был тщательно проработан с учетом возможных вариантов развития событий. Особое внимание необходимо уделить отслеживанию реакции разобщаемой группы на проводимые в отношении нее оперативные меры, чтобы иметь возможность своевременно вносить в них коррективы.

Этап непосредственной реализации мер разобщения должен сочетать в себе:

1) принятие решения о начале проведения запланированных мер с учетом достаточных сведений о составе участников преступной группы, фактах ее противоправной деятельности;

2) обеспечение контроля за ходом реализации мероприятий (в том числе с привлечением возможностей оперативно-поисковых подразделений и подразделений специальных технических мероприятий для проведения наблюдения, прослушивания телефонных переговоров, негласной аудиозаписи, посредством получения информации от внедренного в группу лица и др.);

3) организацию оперативного документирования;

4) готовность, в случае необходимости, к проведению активных действий, в том числе силовых мероприятий с использованием сил отрядов специального назначения полиции, которые могут носить характер пресечения как ответной реакции на негативные процессы со стороны участников разобщаемой группы.

Успех деятельности по разобщению ОПС бандитской направленности напрямую зависит от организации взаимодействия между сотрудниками подразделений ОВД, в том числе от своевременного обмена имеющейся оперативной информацией.

Указанное обуславливает необходимость совершенствования форм оперативного взаимодействия, а также выработки новых, эффективных форм и методов оперативной и профилактической работы, налаживания режима обмена оперативной информацией. При этом эффективность взаимодействия во многом зависит от четкого разграничения компетенции между подразделениями ОВД и иными ведомствами, а также персонификации ответственности за конкретные участки работы.

Любые меры, направленные на разобщение преступной структуры, относятся к рисковым действиям.[12] Допустимый уровень риска при реализации указанных мер должен определяться руководителем оперативного подразделения на основании анализа имеющейся оперативной информации о характере преступной деятельности разобщаемой криминальной структуры и потенциальной опасности входящих в нее лиц. В любом случае, при осуществлении рассматриваемой деятельности органам внутренних дел необходимо держать ситуацию под контролем в целях недопущения открытых столкновений между противоборствующими преступными структурами, могущих привести к гибели кого-либо из их участников и третьих лиц.

Ключевое значение для планирования и реализации приемов разобщения ОПС бандитской направленности имеет осве-

домленность оперативных сотрудников: о характере психологических процессов, проистекающих внутри нее; о сильных и слабых сторонах внутреннего взаимодействия ее участников; об основе солидарности и заинтересованности членов в совместной преступной деятельности; о наличии «слабых звеньев» в группе и т.д.

Обобщая приведенные данные исследования, можно сформулировать следующие выводы.

В организации оперативно-розыскной деятельности ОВД по предупреждению бандитизма, по нашему мнению, важной мерой является оперативное прогнозирование процессов формирования организованных преступных структур бандитской направленности. Оно должно осуществляться на основе организации слежения за состоянием оперативной обстановки на обслуживаемой территории, направленной на обнаружение формирования ОПС бандитской направленности.

Деятельность по разобщению бандитских структур, являясь достаточно эффективным направлением предупреждения бандитизма, требует разработки методических основ и правовой регламентации. Назрела необходимость в разработке и принятии нормативного правового акта, регламентирующего деятельность по оперативно-розыскному предупреждению преступлений. Положительное значение в этом сыграет обращение к накопленному в МВД СССР в 60-70 гг. прошлого века опыту нормативного регулирования оперативно-розыскного предупреждения преступлений, в том числе и в плане восстановления системы оперативно-профилактических учетов.

1. См.: Заседания Государственного Совета (в 2005 г. - в г. Казани, в 2007 г. - в г. Ростове-на-Дону), на координационном совещании руководителей правоохранительных органов России 21 февраля 2011 г. URL: http://www.kremlin.ru/news/10397 (дата обращения: 25.04.2014); Доклад на расширенном заседании коллегии МВД России 21 марта 2014 г. URL: http://www.kremlin.ru/ news/20624 (дата обращения: 25.04.2014).

2. См.: Музеев А. И. Организация оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по борьбе с бандитизмом: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. (Приложения № 8, № 9, № 22).

3. Существенный вклад в развитие основ деятельности по предупреждению преступлений

внесли Г. А. Аванесов, Ю.М. Антонян, В.М. Атмажитов, Р.С. Белкин, Ю.С. Блинов, Н.П. Водь-ко, С.С. Галахов, К.К. Горяинов, Д.В. Гребельский, А.И. Долгова, В.П. Кувалдин, В.Д. Ларичев, А.Г. Лекарь, В.А. Лукашов, Б.Г. Морохин, Г.К. Синилов и др.

4. См.: п.п. 4, 10, ст. 12 ФЗ «О полиции»; ст.2 ФЗ «Об ОРД» (ред. от 21.12.2013).

5. См.: Галахов С.С. Организация оперативно-розыскной профилактики: монография. M., 2010. С. 5.

6. О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений: приказ МВД России от 17 января 2006 г. № 19.

7. О введении в действие Инструкции по основам организации и тактики предотвращения преступлений органами милиции: приказ МВД СССР от 14 апреля 1969 г. № 0200.

8. О мерах по дальнейшему повышению эффективности профилактики преступлений органами внутренних дел: приказ МВД СССР от 2 марта 1978 г. № 0100.

9. Об утверждении нормативных актов в области регулирования деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений: приказ МВД России от 6 августа 1993 г. № 390.

10. Об утверждении нормативных актов о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений: приказ МВД России от 11 августа 1998 г. № 490.

11. Лукашевский И.А. Из практики расследования уголовных дел о бандитизме СЧ ГСУ при ГУВД по Иркутской области. // Информационный бюллетень СК при МВД России. 2008. № 3(137). С. 58-64.

12. См.: Кувалдин В.П. Агентурно-разведывательная деятельность органов внутренних дел в условиях противодействия организованной преступной среды: монография. М, 2004. С. 131.

13. Колесников В.И. Преступность в России и стратегия борьбы с ней // Преступность: стратегия борьбы. М., 1997. С. 24, 25.

14. Вайле С.П. Организация и тактика борьбы с бандитизмом: монография. М., 2010. С. 169.

15. См.: Пенкин В. С., Чечетин А.Е. Агентурное обеспечение оперативно-розыскных мероприятий по разобщению и разоблачению ОПГ // Проблемы оперативно-розыскной профилактики: межвуз. сб. науч. трудов. Омск, 1990. С. 37-46; Голощапов М.С., Федосеев Н.А. Разобщить -значит предупредить // ОРР. 1995. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.