А. И.
В. М. Атмажитов,
профессор
(Академия управления МВД России)
Музеев,
кандидат юридических наук (КЮИ МВД России)
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУЩНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ
ДЕЛ ПО БОРЬБЕ С БАНДИТИЗМОМ
В статье рассматриваются вопросы организации оперативно-розыскной деятельности применительно к борьбе с одним из наиболее опасных проявлений организованной преступности.
Борьба с бандитизмом невозможна без осуществления оперативно-розыскной
деятельности, поскольку применение исключительно уголовно-процессуальных и административно-правовых мер не позволяет выявлять, раскрывать и предупреждать это преступление. В государственно-правовой функции борьбы с преступностью оперативно-розыскная
деятельность занимает особое место, обусловленное ее уникальными разведывательно-поисковыми возможностями [1]. Об этом свидетельствуют и данные проведенного нами исследования -подавляющее число преступлений по ст. 209 УК РФ выявляются и раскрываются с использованием оперативно-розыскных сведений [2]. Вместе с тем эффективность оперативно-розыскной деятельности зависит от умелой ее организации[3].
В свою очередь, содержание организации оперативно-розыскной деятельности
органов внутренних дел по борьбе с бандитизмом, по нашему мнению, должно быть связано с пониманием сути этого криминального явления.
Законодательно понятие бандитизма дано в ст. 209 УК РФ. Состав этого преступления выражается в совершении следующих уголовно-наказуемых деяний: создание
устойчивой вооруженной группы (банды) в целях нападения на граждан или организации, а равно руководство такой группой (бандой) (ч. 1); участие в устойчивой
вооруженной группе (банде) или в совершаемых ею нападениях (ч. 3).
Совершение указанных деяний с использованием своего служебного
положения образуют квалифицированный состав бандитизма (ч. 3).
Необходимо отличать признаки
бандитизма и признаки банды [4]. Бандитизм как деятельность представляет собой действия, связанные с созданием банды, с участием в банде и совершением нападений. К признакам банды относятся: группа из 2-х и более лиц, ее устойчивость, организованность, вооруженность, цель создания -нападение на граждан или организации.
В юридической литературе [5] указывается на отнесении банды к соучастию как одной из его форм [6], на вооруженность, предварительное объединение для совершения совместной деятельности, наличие общей специальной цели -совершение нападений.
В постановлении Пленума Верховного Суда (далее - ПВС) СССР по делу К. от 17 июня 1960 г. говорилось: «Банда
представляет собой устойчивую
вооруженную группу из 2-х и более лиц, предварительно организовавшуюся для совершения нападений на государственные, общественные учреждения или предприятия либо на отдельных лиц» [7]. Как следует из данной дефиниции, банда характеризуется таким признаком, как устойчивость.
Обобщение научных познаний [8] и проведенное нами исследование позволили определить элементы, которые, на наш взгляд, наиболее объективно отражают сущность признака устойчивости применительно к характеристике
современных банд. Во-первых, это занятие преступной деятельностью как промыслом, выражающееся в продолжительной криминальной активности преступной группы в сочетании с неоднократностью совершения относительно однородных преступлений. Во-вторых, это наличие системы мер противодействия,
направленных на сокрытие преступления, а также на укрепление степени и характера самозащищенности от проникновения извне и разоблачения.
К числу элементов, характеризующих устойчивость, ряд исследователей относит наличие прочных связей между участниками банды [9]. Согласно иной точки зрения, указанный элемент характеризует сплоченность преступной группы [10].
Мы поддерживаем позицию, согласно которой сплоченность и устойчивость являются качественной характеристикой развития банды, где сплоченность отражает ее внутреннее состояние, т.е. определяется наличием между ее участниками четко определенных,
обоснованных связей психологического характера [11].
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993 г. № 9 [12] для характеристики банды употреблен признак организованности. Этот же признак нашел отражение и в постановлении ПВС РФ от 17 декабря 1997 г. № 1 [13]. Полагаем, что этим еще раз была подчеркнута связь признаков организованного соучастия, данного в ст. 209 УК РФ, с общим понятием организованной группы, описанным в ч. 3 ст. 35 УК РФ.
При таком подходе определение банды,
содержащееся в п. 2 постановления ПВС 1997 г., выглядит следующим образом: «Под бандой следует понимать организованную устойчивую вооруженную группу из двух и более лиц, заранее объединившихся для совершения нападений на граждан или организации. Банда может быть создана и для совершения одного, но требующего тщательной подготовки нападения».
В юридической литературе и в практике деятельности правоохранительных органов широкое распространение получили термины «организованная преступная группа» (ОПГ), «организованное преступное сообщество» и «организованное преступное формирование» (ОПФ). Последний термин употребляется как объединяющий первые два или выделяется как самостоятельная категория [14]. Более того, при классификации банд, в зависимости от их уровня, некоторыми авторами предлагается выделять «ОПГ-банды» и «ОПС [15] -банды» [16]. Банда обозначается и как организованное преступное формирование [17]. Использование приведенных терминов (организованная преступная группа, организованное преступное сообщество, организованное преступное формирование) представляется нам некорректным, поскольку в этом случае происходит подмена закрепленных уголовным законом форм соучастия - организованной группы и преступного сообщества (ч.ч. 3,4 ст. 35 УК РФ).
Согласно данным, полученным нами при изучении дел оперативного учета, в ходе осуществления ОРД по борьбе с бандитизмом, объектами оперативной проверки становятся организованные группы и преступные сообщества (преступные организации) [18], обладающие признаками банды, но еще не получившие уголовно-правовую квалификацию.
В этой связи, для определения объекта воздействия со стороны оперативных подразделений ОВД, нами предлагается ввести термин организованные
преступные структуры [19] бандитской направленности (бандитские структуры). К ним следует отнести организованные группы и преступные сообщества (преступные организации), обладающие
конститутивными признаками
вооруженности, устойчивости
(сплоченности), созданные для совершения нападений как преступного промысла либо обеспечения иной криминальной
деятельности и (или) жизнеспособности.
Переходя непосредственно к
рассмотрению сущности организации
оперативно-розыскной деятельности
органов внутренних дел по борьбе с бандитизмом, обратимся к базовым понятиям, отражающим в целом содержание организации оперативно-розыскной
деятельности органов внутренних дел
Одна из первых дефиниций организации оперативно-розыскной деятельности
принадлежит А.Г. Лекарю, который определил ее как наиболее целенаправленную при данных условиях систему использования органом (аппаратом) сил, средств и методов в предотвращении и раскрытии пре-
ступлений, в розыске скрывшихся преступников [20]. Подобное определение дается и профессором Д. В. Гребельским [21].
По нашему мнению, эти дефиниции не лишены определенного недостатка, поскольку они отражают лишь организационнотактический аспект организации ОРД.
Обязательным структурным элементом организации ОРД должен стать
организационно-управленческий аспект, который играет существенную роль в обеспечении организационно-тактической стороны этой деятельности [22]. Данная позиция нашла отражение в определениях организации оперативно-розыскной деятельности, сформулированных в трудах В.А. Лукашова и А.Б. Утевского.
В.А. Лукашовым предлагается принципиально новый подход к пониманию сущности организации ОРД, согласно которому в основу исходной теоретической предпосылки такой организации положена теория систем, а также принципы и методы системного подхода к явлениям и процессам общественной жизни. При этом системный подход «является ключом к освещению организационного аспекта оперативно-розыскной деятельности, что позволяет рассматривать организацию ОРД
как условную систему, состоящую из отдельных взаимосвязанных элементов, каждая из которых обладает специфическими признаками и обусловлена содержанием этой деятельности» [23]. Кроме того, В.А. Лукашов сформулировал следующие основные задачи, решаемые в ходе организации ОРД органов внутренних дел и их оперативных подразделений: построение
оптимальной системы и всех ее элементов; установление оптимальных путей функционирования и развития; выбор оптимальных способов ее оценки, регулирования и управления [24].
В более широком понимании сформулировал определение организации оперативно-розыскной деятельности А.Б. Утевский. Он пришел к выводу, что организация ОРД представляет собой систему «организационных, правовых, ма-териально-техни-ческих (экономических) мер, обеспечивающих с учетом современного состояния и перспектив изменения оперативной обстановки специализированное и комплексное использование сил, средств, методов и форм оперативно-розыскной деятельности для успешного решения
профессиональных задач по борьбе с преступностью во взаимодействии с другими службами и
правоохранительными органами» [25].
Обобщив различные научные источники, следует констатировать, что организация может рассматриваться в двух аспектах: как «организация системы управления» и «организация процессов управления». При этом специалистами теории управления в содержание «организации системы»
включаются следующие основные элементы: определение целей; постановка задач; определение функций для достижения поставленных целей; разработка
организационно-штатных структур; подбор кадров (разработка качественной и количественной модели); информационное, аналитическое, методическое обеспечение и др.
Практическая важность данного аспекта заключается, прежде всего, в том, что все структурные составляющие системы должны быть первоначально приведены в
соответствие с их функциями-задачами. Субъект организации, как правило, становится перед выбором: либо создавать новые самостоятельные подразделения, либо своевременно формулировать задачи перед существующими подразделениями. Чем лучше согласуется структура системы управления с функциональными задачами, тем эффективнее она функционирует. В противном случае «останутся задачи, которые некому будет решать, либо появятся организации, которым нечего будет делать» [26].
В теории организацию процессов управления традиционно подразделяют на два основных блока: процесс принятия управленческого решения и процесс исполнения управленческого решения.
При этом специалисты теории управления в первый блок включают следующие основные элементы: анализ оперативной обстановки, прогнозирование,
планирование, подготовку управленческого решения (приказа, распоряжения) и др. [27]
В содержание «процесса исполнения управленческого решения» учеными включаются такие элементы, как: доведение решения до исполнителей, инструктаж, расстановка сил и средств, материально-техническое обеспечение,
взаимодействие, координация, контроль, учет, коррегирование и др.[28]
Такой подход находит отражение и в трудах ученых в области организации оперативно-розыскной деятельности. [29] Анализ различных позиций авторов показывает, что до настоящего времени в теории не сложилось единого мнения о содержании, объеме и последовательности отдельных элементов организации. Многие ученые предлагают свои модели и классификации. Например, согласно одному из вариантов, выполнение функции организации предполагает: формирование функциональной и организационной структур, обоснование штатной
численности, подбор и расстановку кадров, информационное, материально-техническое и финансовое обеспечение, установление между всеми элементами исполнительной деятельности устойчивой взаимосвязи, гарантирующей их надежное
взаимодействие. [30]
Не останавливаясь на детальной оценке приведенных подходов к понятию организации ОРД, полагаем, что, несмотря на определенные особенности, все они достаточно обоснованы и позволяют подойти к пониманию ее сущности.
По нашему мнению, понятие «организация ОРД ОВД» должной быть сформулировано наиболее емко и предметно. Согласно дефиниции, предложенной В. М.
Атмажтовым, «организация оперативнорозыскной деятельности органов
внутренних дел представляет собой комплекс (систему) специальных организационных мер, используемых руководителями органов внутренних дел, их оперативных подразделений и иными субъектами в целях эффективного
применения оперативно-розыскных сил, мероприятий, методов, форм и средств для решения задач оперативно-розыскной деятельности». [31]
Анализируя приведенное определение, можно выделить основные элементы (признаки), при раскрытии содержания которых достаточно полно выражается суть организации ОРД ОВД. С учетом приоритетности в отражении специфики организации ОРД эти элементы целесообразно рассматривать в
определенном порядке.
Первый из базовых элементов организации ОРД ОВД связан с применением комплекса (системы) специальных организационных мер.
Второй элемент определяет субъектов организации данной деятельности.
Третий из числа значимых элементов рассматриваемого понятия отражает формулировку цели организации такой деятельности.
В данной статье мы рассмотрим первый из названных элементов.
Анализ специальной литературы и материалы нашего исследования
показывают, что комплекс (система) специальных организационных мер по борьбе с бандитизмом может быть классифицирован по различным основаниям
[32]:
- по содержанию - правовые, технические,
финансовые и др.;
- по уровню применения - меры международного, федерального и регионального характера;
- по субъектам применения - меры,
осуществляемые: руководителями ОВД;
руководителями оперативных
подразделений; руководителями неоперативных подразделений; должностными лицами ОВД, наделенными полномочиями по организации ОВД; иными должностными лицами.
- по целевой направленности - организационно-управленческие и организационнотактические.
Согласно подходу, развивавшемуся с начала становления науки об организации
[33], ее содержание раскрывается в двух основных значениях: как состояние любой системы, предназначенной для решения конкретных задач в определенной форме; как функция управления, т.е. деятельность, приводящая систему в целенаправленное «движение» [34]. Первое значение определяет статику системы, ее состояние на определенный период [35]. Нередко в литературе их называют функциями-задачами. Второе значение - как составная часть процесса управления [36] характеризует ее в динамике, функционировании, «движении». В научной литературе их зачастую называют функциями-операциями [37]. В совокупности, по своей сути, они образуют организационно-управленческие меры.
Такой подход корреспондируется с содержанием организации ОРД, предложенным В.М. Атмажитовым [38], который включает в нее основные «статические» и «динамические» меры (функции). Применительно к борьбе с бандитизмом они представлены нами следующим образом:
- научно обоснованное определение приоритетных направлений борьбы с бандитизмом, а также четкая постановка объективно необходимых и реально достижимых целей и задач подразделениям органов внутренних дел, осуществляющим деятельность по выявлению, предупреждению и раскрытию преступлений, совершаемых бандитскими ОПС;
- осуществление нормотворческой
(нормопроектирующей) работы с целью совершенствования ОРД по борьбе с бандитизмом;
- разработка и совершенствование организационно-структурного обеспечения подразделений ОВД с учетом реализации функции борьбы с бандитизмом;
- создание эффективной системы информационного и аналитического обеспечения деятельности подразделений органов внутренних дел в решении ими задач по борьбе с бандитизмом;
- прогнозирование и планирование ОРД ОВД по борьбе с бандитизмом;
- организация внешнего и внутреннего взаимодействия субъектов борьбы с бандитизмом;
- создание действенной и эффективной системы контроля за деятельностью подразделений ОВД, осуществляющих борьбу с бандитизмом;
- оценка состояния борьбы с бандитизмом, разработка и внедрение стимулирующих ее критериев и показателей;
- оказание практической помощи
территориальным подразделениям ОВД по выявлению банд, предупреждению и раскрытию совершаемых ими
преступлений;
- управление кадрами
специализированных подразделений по борьбе с бандитизмом;
- подготовка сил и средств ОВД к действиям в условиях чрезвычайных обстоятельств, связанных с деятельностью ОПС бандитской направленности.
Совокупность перечисленных мер образует важнейшую часть содержания организации ОРД ОВД по борьбе с бандитизмом, что требует их отдельного рассмотрения.
Проведенное нами исследование [39] позволило сформулировать определение организации оперативно-розыскной
деятельности по борьбе с бандитизмом, под которой мы понимаем комплекс (систему) специальных организационных мер, осуществляемых руководителями органов внутренних дел, оперативных подразделений и иными субъектами в целях эффективного применения ими оперативно-розыскных сил, мероприятий, средств, методов и форм по
предупреждению формирования организованных преступных структур бандитской направленности, а также выявлению и раскрытию совершаемых ими преступлений.
Организация ОРД ОВД по борьбе с бандитизмом основывается на тесном
сочетании организационно-управленческих и организационно-тактических мер, которые обеспечивают единство системы, ее постоянное совершенствование, а также адекватное реагирование на динамичные изменения оперативной обстановки.
ЛИТЕРАТУРА
1. О разведывательно-поисковом характере ОРД: Теория оперативно-розыскной деятельности: учебник / под ред. К. К. Горяинова, В. С. Овчинского, Г. К. Синилова. М., 2006. С. 6; Вагин О. А., Исиченко А. П., Чечетин А. Е. Комментарий к федеральному закону от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативнорозыскной деятельности» (постатейный). М., 2009. С. 7.
2. Согласно статистической отчетности по форме 1-БОП(586), по оперативным данным подразделений по борьбе с организованной преступностью, по ст. 209 УК РФ в 2005-2008 гг. раскрывались от 85 до 92% преступлений. С 2009 года эти показатели в официальной статистике не отражаются.
3. Лукашов В. А. Сущность и задачи научной организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: лекция. Омск, 1982. С. 3.
4. Шутемова Т. В. О понятии и видах банд. URL: http://sartraccc.ru/i.php?Oper
=read_file&filename=Pub/shutemova(14-04-09).htm (дата обращения: 23.12.2011).
5. См.: Абдулатипов А. М. Проблемы борьбы с бандитизмом (уголовно-правовой и криминологический анализ): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д., 1998. С. 10; Геворкян М. В. Уголовно-правовая характеристика бандитизма: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 1997. С. 5; Дейнега Н. В. Уголовно-правовая характеристика бандитизма и отграничение его от смежных составов преступлений: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тамбов, 2007. С. 8-9; Емельянов А. С. Криминологическая характеристика бандитизма: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1989. С. 3, 8.
6. Музеев А. И. Проблемы квалификации соучастия в организованной преступной деятельности // Научные труды Казанского юридического института МВД России: Вып.7. Казань, 2007. С. 146.
7. БВС СССР. 1960. № 5. С. 15.
8. См: Бычков В.В. Устойчивость как признак бандитизма // Следователь. 2005. № 5. С. 3-4; Дворкин А.И., Боголюбова Т.Л. Расследование бандитизма: методическое пособие. М., 2000. С. 5; Стельмах В.Ю. Понятие устойчивости банды // Следователь. 1997. № 5(8). С. 29-30; Устинова Т. Д. Уголовная ответственность за бандитизм (по новому УК РФ). М., 1991. С. 26-21 и др.
9' См.: Комиссаров B.C. Уголовная ответственность за бандитизм: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1983; Мустафин А.К. Признаки бандитизма: основные понятия и особенности доказывания // Проблемы борьбы с организованной преступностью и коррупцией: сб. науч. тр. М., 1996. С. 83-88; Якушев Д. В. Уголовно-правовая борьба с бандитизмом: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.
10' См. напр.: Дейнега Н.В. Отграничение бандитизма от организации преступного сообщества // Виктимологические проблемы борьбы с преступностью: Материалы 1-ой Междисциплинарной конференции -круглого стола (6 декабря 2002 г., Ставрополь). Ставрополь, 2002. С. 181.
11. См.: Вайле С. П. Организация и тактика борьбы с бандитизмом: монография. М., 2010. С. 67-69.
12. БВС РФ. 1994. № 3
13. БВС РФ. 1997. № 3.
14. По результатам проведенного авторами контент-анализа материалов коллегий, оперативных совещаний по вопросам борьбы с организованной преступностью, проведенных при руководителях территориальных ОВД на уровне субъектов РФ, установлено, что эти термины использованы практически в каждом втором документе. Указанные термины применяются и ведомственных нормативных правовых актах.
15. Здесь аббревиатура «ОПС» применена в значении «организованное преступное сообщество».
16. См. напр.: Шутемова Т. В. Указ. соч.
17. См.: Вайле С. П. Указ. соч. С. 71.
18. Проведенный автором анализ дел оперативного учета показал, что по 43% из них фигурантам, привлекаемым к уголовной ответственности по ст. 210 УК РФ, одновременно вменялась и ст. 209 УК РФ.
19. Далее наряду с развернутым наименованием будет применяться аббревиатура «ОПС».
20. Лекарь А. Г. Научные основы организации предотвращения преступлений органами внутренних дел. М., 1969. С. 49.
21. Гребельский Д. В. Теоретические основы и организационно-правовые проблемы оперативнорозыскной деятельности органов внутренних дел. М., 1977. С. 38.
22. См. об этом также: Маркелов М. В., Фролов В. Ю. Основные элементы организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел // Актуальные проблемы теории оперативно-розыскной деятельности: Сборник научных трудов. Омск, 1986. С. 88.
23. Лукашов В. А. Указ. соч. С. 4.
24. Там же. С. 5,6.
25. Утевский А.Б. Организация и тактика оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел на транспорте и научно-практические меры повышения ее эффективности: автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 1986. С. 22.
26. Цит. по: Проспелов Г. С., Ириков В. А. Программно-целевое управление и планирование. М., 1976.
С. 142.
27. См.: Попова А.М. Процесс управления в сфере правоохранительной деятельности // Теория управления в сфере правоохранительной деятельности: учебник. М., 1990. С. 168-171; Туманов Г.А. Организация управления в сфере охраны общественного порядка. М., 1972. С.137.
28. См.: Попова А.М. Указ. соч. С. 168-173.
29. Так, В. А. Лукашов считал, что одним из важных компонентов организации оперативно-розыскной
деятельности является принятие текущих оперативных решений по управлению оперативно-розыскными силами и средствами в ходе повседневной деятельности по борьбе с преступностью. (Лукашов В. А. Указ. соч. С. 7).
30. Основы управления в органах внутренних дел: учебник. М., 2002. С. 60.
31. Атмажитов В. М. Организация оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: материалы к лекции. М., 2002. С. 1-5.
32. Атмажитов В. М. Указ. соч. С. 7.
33. См. напр.: Богданов А. А. Очерки организационной науки. М., 1922. ИКЬ:
http://www.uic.unn.ru/pustyn/lib/bogdanov.ru.html (дата обращения: 13.01.2012).
34. Саввинов А. Г. Методика анализа и оценки управленческой деятельности: лекция М., 1996. С. 4; Акимова Т. А. Теория организации: учебное пособие для вузов. М., 2003. С. 11; Теория организации: учебник / Под общ. ред. Г. В. Атаманчука. М., 2007. С. 32-33.
35. Токарев Е. В. Основы организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел и пути ее совершенствования: лекция. М., 1994. С. 15-16.
36. Туманов Г. А. Организация управления в сфере охраны общественного порядка. М., 1972. С. 166.
37. Туманов Г. А. Указ. соч. С. 138.
38. Атмажитов В. М. Указ. соч. С. 5.
39. См. Музеев А. И. Организация оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по борьбе с бандитизмом: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011.