Научная статья на тему 'Некоторые проблемы правового регулирования организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по борьбе с бандитизмом'

Некоторые проблемы правового регулирования организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по борьбе с бандитизмом Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1291
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Музеев А. И.

В статье обозначены проблемные вопросы в законодательном регулировании организации ОРД по составам преступлений, предусмотренных ст.209 УК РФ. Автор предлагает собственное определение понятия «правовая основа организации ОРД органов внутренних дел по борьбе с рассматриваемыми преступлениями», а также иные дополнения в УК и УПК РФ по указанной проблеме в целях совершенствования правового регулирования организации ОРД ОВД по борьбе с бандитизмом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы правового регулирования организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по борьбе с бандитизмом»

Музеев А.И.,

преподаватель (КЮИ МВД России)

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО БОРЬБЕ С БАНДИТИЗМОМ

В статье обозначены проблемные вопросы в законодательном регулировании организации ОРД по составам преступлений, предусмотренных ст.209 УК РФ. Автор предлагает собственное определение понятия «правовая основа организации ОРД органов внутренних дел по борьбе с рассматриваемыми преступлениями», а также иные дополнения в УК и УПК РФ по указанной проблеме в целях совершенствования правового регулирования организации ОРД ОВД по борьбе с бандитизмом.

Вопросам правового регулирования борьбы с бандитизмом, в последние годы уделялось достаточно пристальное внимание. Однако всесторонне исследовались преимущественно уголовно-правовые основы борьбы с бандитизмом [1], в меньшей мере - уголовно-процессуальные [2] и практически не исследованы правовые основы оперативно-розыскной деятельности (ОРД) в рассматриваемой сфере.

Как показал анализ трудов отечественных ученых, их подход к решению указанных проблемных вопросов неоднозначен. Известные расхождения наблюдаются и в определении понятия правовой основы, и классификации юридических источников, ее составляющих.

Исследовав имеющиеся мнения по данному вопросу, полагаем, что разнообразие теоретических воззрений можно свести к двум позициям. Первая - это понимание правовой основы ОРД в «узком» смысле слова, т.е. как совокупности правовых норм, регулирующих непосредственно оперативно-розыскную деятельность. Эти нормы регламентируют группы однородных общественных отношений между юридическими и физическими лицами и государством в процессе защиты человека и общества от преступных посягательств путем применения специальных методов, сил, средств и проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Вторая позиция - это ее понимание в «широком» смысле слова, как совокупности комплекса законодательных актов, включая основной закон - Конституцию, и иных нормативных правовых актов, регулирующих и обеспечивающих применение всего спектра правоотношений, связанных с осуществлением оперативно-розыскной деятельности.

Оставляя без подробного рассмотрения определения правовой основы оперативнорозыскной деятельности, встречающиеся в литературе, остановимся на положениях, имеющих непосредственное отношение к теме данной статьи. Интерпретируя суждения названных авторов применительно к борьбе с бандитизмом, мы сформулируем понятие правовой основы организации ОРД органов внутренних дел (ОВД) по борьбе с рассматриваемым преступлением. По мнению автора, это совокупность нормативных правовых актов, прямо или опосредовано регламентирующих организационно-управленческие и организационно-тактические вопросы оперативнорозыскной деятельности органов внутренних дел по борьбе с бандитизмом.

Проведенный анализ нормативных правовых актов, составляющих правовую основу организации ОРД ОВД по борьбе с бандитизмом, показал наличие проблем в правовом регулировании организации ОРД ОВД по борьбе с бандитизмом. Их разрешение, на наш взгляд, связано с необходимостью реа-

лизации ряда предложений по совершенствованию правовой основы названной деятельности.

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ [3] (далее - ФЗ «Об ОРД») является специальным источником законодательного уровня, регулирующим отношения в области названной деятельности.

Анализируя нормы ФЗ «Об ОРД» автор поддерживает мнение В. М. Атмажитова и В. Г. Боброва о том, что этот нормативный правовой акт не лишен серьезных недостатков [4]. Подтверждается это и результатами проведенного автором исследования.

По мнению 71 % опрошенных специалистов [5], законодательство, регулирующее ОРД, либо не соответствует современным требованиям эффективной борьбы с бандитизмом или соответствует частично. Среди перспективных направлений респондентами называются: совершенствование процесса легализации результатов ОРД в качестве доказательства по уголовным делам (на это указало 48% специалистов); улучшение мер социальной и правовой защиты оперативных сотрудников (42%) и лиц, оказывающих содействие ОВД (38%); расширения перечня оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий (32,5%), самих ОРМ (31%) и условий их проведения (18%) [6]. Полученные данные в целом выражают тенденции, нашедшие отражение и в других исследованиях по вопросам правовой основы организации ОРД по различным направлениям борьбы с преступностью.

Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ [7] (далее - ФЗ «О полиции») определяет назначение полиции, закрепляет основные направления деятельности, общие положения по ее организации, обязанности и права. Данный закон отнесен нами к правовой основе указанной деятельности, поскольку возлагает на полицию полномочия по осуществлению ОРД для выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, к которым относятся и уголовно-наказуемые деяния, предусмотренные ст. 209 УК РФ (бандитизм).

В названном законе, по нашему мнению, некоторые положения вступают в противоречие с нормами ФЗ «Об ОРД» [8]. Так, среди перечисленных в ст. 12 обязанностей на полицию возлагается осуществление оперативно-розыскной деятельности «... в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, обеспечения собственной безопасности, а также в иных целях, предусмотренных федеральным законом» (п. 10 ч. 1 ст. 12). Данная норма не согласуется с базовым законом об оперативно-розыскной деятельности, в ст. 1 которого к целям ОРД относятся защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Для преодоления указанного рассогласования между нормами ФЗ «Об ОРД» и ФЗ «О полиции» необходимо внести изменение в п. 10 ст. 12 последнего с уточнением целей ОРД, поскольку они в предложенной редакции по своей сути отражают лишь некоторые из задач, закрепленных в ст. 2 и п. 5 ч. 2 ст. 7 ФЗ «Об ОРД» [9]. По нашему мнению, данное обстоятельство приводит, с одной стороны, к восприятию правоприменителем целей ОРД полиции как отличных от целей оперативно-розыскной деятельности в целом, а с другой стороны - к недопустимому смешению различных по значению категорий [10]. Исходя из этого, автор предлагает изложить пункт 10 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О полиции» в следующей редакции: «10) осуществлять оперативно-розыскную деятельность в целях и для решения задач, предусмотренных федеральным законом “Об оперативно розыскной деятельности”».

В оперативно-розыскном законе провозглашена важная идея о защите лиц, оказывающих конфиденциальное содействие посредством применения института «вынужденного причинения вреда правоохраняемым интересам» [11]. Однако, вследствие отсутствия реального механизма реализации указанной нормы, она приобретает декларативный характер.

В теории ОРД предлагается два пути решения этой проблемы: первый предусматривает включение в ФЗ «Об ОРД» дополни-

тельных правовых норм, создающих механизм защиты лиц, оказывающих содействие, при выполнении ими задач в криминальной среде [12]; второй - продолжает развитие данного механизма в уголовном и уголовнопроцессуальном законодательстве [13]. Мы предлагаем решение проблемы в комплексе, с учетом согласования норм уголовного, уголовно-процессуального и оперативнорозыскного законов.

Уголовный кодекс (УК) РФ [14] определяет состав преступления, предусмотренного ст. 209 УК РФ. Нормы уголовного права не только являются предпосылками для осуществления ОРД, но и во многом определяют ее направления. От установления признаков бандитизма при раскрытии преступлений зависит тактика оперативнорозыскной деятельности, выбор оперативнорозыскных мероприятий, их последовательность, направленность и интенсивность на всех этапах оперативной проверки.

В соответствии с УК РФ предусматривается ответственность за следующие формы бандитизма: создание банды и руководство бандой (ч. 1 ст. 209); участие в банде и участие в нападениях, совершаемых бандой (ч. 2 ст. 209); создание банды, руководство бандой, участие в банде и в совершаемых ею нападениях с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 209). Состав этого преступления является формальным, поскольку считается оконченным с момента создания банды. Для состава бандитизма достаточно совершения хотя бы одного из перечисленных деяний [15].

Ставшие известными сотрудникам органов внутренних дел сведения о признаках данных противоправных деяний являются ориентиром и основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий, заведения дел оперативного учета и т.д.

В организационно-тактическом плане в борьбе с бандитизмом имеет значение уголовно-правовое регулирование института досудебного соглашения с обвиняемым (подозреваемым), закрепленное в ст. 62 УК РФ [16] (назначение наказания при наличии смягчающих обстоятельств (части 2 и

4)), ст. 63.1 (назначение наказания в случае нарушения досудебного соглашения о сотрудничестве).

Изучение практики борьбы с бандитизмом свидетельствует о том, что лица, выполняющие второстепенные роли в банде, принимающие эпизодическое участие в преступной деятельности, ранее не имеющие криминального опыта, обычно активно способствуют раскрытию преступления, изобличают других соучастников, выдают орудия, средства совершения преступления и имущество, добытое преступным путем [17]. Иначе, в таких случаях, привлечение к уголовной ответственности всех участников банды было бы невозможно [18].

Как показывает анализ литературы в области исследования уголовно-правовой борьбы с бандитизмом, многие авторы указывают на необходимость внесения в ст. 209 УК РФ примечания (по аналогии со ст. 208, 210, 282.1. УК РФ) [19] в целях создания юридической предпосылки деятельного раскаяния и сотрудничества в раскрытии и расследовании преступлений. Согласно этому примечанию, лицо, добровольно прекратившее участие в банде и активно способствовавшее раскрытию или пресечению этого преступления, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления. Не отрицая значимость подобной редакции ст. 209 УК РФ и в решении организационнотактических задач по борьбе с бандитизмом, полагаем, что наличие ситуации, при которой в действиях участника банды содержался бы состав преступления исключительно по ст. 209 УК РФ, носит скорее гипотетический характер [20].

Наряду с этим весьма актуальна проблема участия в уголовном процессе лиц, внедренных в банду, либо ее участников, привлеченных к конфиденциальному содействию на этапе проведения доследственных оперативно-розыскных мероприятий. В этой связи нами предлагается дополнить ст. 209 УК РФ примечанием в следующей редакции: «Не подлежит уголовной ответственности лицо, если оно оказывало содействие органу дознания, наделенного в соответствии с законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, и участие этого лица в банде было обусловлено проведением в отношении ее участников предусмотренных законом оперативно-

розыскных мероприятий».

С принятием Федерального закона от 29 июня 2009 г. № 141-ФЗ [21] Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) РФ [22] пополнился новым процессуальным институтом досудебного соглашения о сотрудничестве между сторонами обвинения и защиты.

С момента введения досудебное соглашение рассматривается специалистами с позиции применения его в установлении отношений содействия лиц органам, осуществляющим ОРД. Весьма показательно, что около 20% сотрудников ОВД, опрошенных автором, отнесли заключение досудебного соглашения о сотрудничестве с обвиняемыми (подозреваемыми) к одному из перспективных способов получения оперативно-розыскной информации в сфере борьбы с бандитизмом.

Наряду с этим, вопрос о том, насколько защищен человек, вовлеченный в сферу оперативно-розыскной деятельности, если он, осуществляя конфиденциальное содействие, вынужденно совершил преступление, до настоящего времени не решен.

Одним из путей разрешения сложившейся ситуации можно считать так называемую «сделку с правосудием» - эффективный и давно применяемый в ряде зарубежных стран институт права, который в усеченном виде нашел воплощение и в отечественной правоприменительной

практике [23].

Как показал анализ норм УК и УПК РФ о досудебном соглашении, в них полностью и объективно не может быть оценена роль негласно содействующего лица в предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений при исследовании смягчающих вину обстоятельств, а также полноценно обеспечена его безопасность. Указанное обстоятельство требует научного осмысления проблемы и ее решения на законодательном уровне.

В связи с реализацией института досудебного соглашения применительно к конфиденциально содействующим лицам в нормах УПК РФ, требуется учесть не только действия подозреваемого (обвиняемого), выражающиеся в деятельном раскаянии, но и его роль в предупреждении и раскрытии преступления до возбуждения уголовного дела.

Также необходимо обозначить роль оперативного сотрудника либо руководителя оперативного подразделения при принятии решения о заключении досудебного соглашения с лицом, которое оказывает содействие органам, ведущим оперативно-розыскную деятельность, а также полностью исключить распространение идентифицирующих конфиденциального сотрудника сведений среди третьих лиц [24].

По нашему мнению, это может быть реализовано путем внесения в главу 40.1 УПК РФ изменений и дополнений следующего содержания:

Дополнить статью 317.1. «Порядок заявления ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве» частью

5 в следующей редакции:

5. К ходатайству о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве могут быть приложены материалы органа дознания, наделенного полномочиями на осуществление оперативно-розыскной деятельности,

06 участии подозреваемого или обвиняемого в проведении оперативно-розыскных мероприятий, способствовавших раскрытию расследуемого преступления, изобличении и уголовном преследовании других соучастников преступления, розыске имущества, добытого в результате преступления

- Часть 1 статьи 317.2. «Порядок рассмотрения ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве» изложить в следующей редакции:

1. Прокурор рассматривает ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве, постановление следователя о возбуждении перед прокурором ходатайства о заключении с подозреваемым или обвиняемым досудебного соглашения о сотрудничестве и иные материалы в течение трех суток с момента его поступления. Далее - по тексту.

- Дополнить часть 3 статьи 317.4. «Проведение предварительного следствия в отношении подозреваемого или обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве» предложением:

Данное постановление в обязательном порядке выносится при наличии материалов органа дознания, наделенного полномочиями

на осуществление оперативно-розыскной деятельности, об участии подозреваемого или обвиняемого в проведении оперативнорозыскных мероприятий.

- Дополнить часть 4 статьи 317.7. «Порядок проведения судебного заседания и постановления приговора в отношении подсудимого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве» пунктом 5 в следующей редакции:

5) участие подсудимого в проведении оперативно-розыскных мероприятий, способствовавших раскрытию расследуемого преступления, изобличению и уголовному преследованию других соучастников преступления, розыску имущества, добытого в результате преступления.

В развитие тезиса о необходимости правовой регламентации защиты лиц, внедренных в банду или привлеченных к негласному сотрудничеству из числа ее участников, в целях сопряжения норм ФЗ «Об ОРД» с нормами УК РФ и УПК РФ мы предлагаем:

- Уточнить содержание части 4 статьи 18 ФЗ «Об ОРД» «Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность», представив ее в следующей редакции:

Лицо из числа членов организованной группы, преступного сообщества (организации) или банды, привлеченное к содействию с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, и совершившее противоправное деяние, не повлекшее тяжких последствий, активно способствовавшее раскрытию преступлений, возместившее нанесенный ущерб или иным образом загладившее причиненный вред, освобождается от уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Не подлежит уголовной ответственности лицо, если оно оказывало содействие оперативному подразделению государственного органа и его участие в

организованной группе, преступном сообществе (организации) или банде было обусловлено проведением в отношении их участников предусмотренных законом оперативнорозыскных мероприятий.

- Дополнить статью 18 ФЗ «Об ОРД» частью одиннадцатой в следующей редакции:

Должностными лицами оперативных подразделений государственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, для принятия решения о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве, предусмотренного законом, следователю, руководителю следственного органа, органа дознания могут предоставляться материалы об участии подозреваемого или обвиняемого в проведении оперативно-розыскных мероприятий, способствовавших раскрытию расследуемого преступления, изобличению и уголовному преследованию других соучастников преступления, розыску имущества, добытого в результате преступления.

Подводя итоги данной статьи, необходимо отметить, что организация оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по борьбе с бандитизмом должна осуществляться исключительно в правовом поле с использованием комплекса законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, регламентирующих различные вопросы применения оперативно-розыскных мер по данному направлению борьбы с организованной преступностью.

Проблемы совершенствования правового регулирования организации ОРД ОВД по борьбе с бандитизмом во многом совпадают с проблемами правового регулирования ОРД по выявлению, предупреждению и раскрытию иных форм организованной преступной деятельности. Поэтому совершенствование нормативной правовой базы должно носить комплексный характер борьбы с организованной преступностью.

ЛИТЕРТАУРА

1. Этому посвящались диссертационные исследования различных авторов: Комиссаров В. С. Уголовная ответственность за бандитизм (1983 г); Ивахненко А. М. Квалификация бандитизма, разбоя, вымогательства (Проблема соотношения составов) (1996 г.); Агапов П. В. Уголовно-правовое, кри-

минологическое и социально-политическое исследование бандитизма (2002 г.); Дейнега Н. В. Уголовно-правовая характеристика бандитизма и отграничение его от смежных составов преступлений (2007 г.) Бычков В. В. Уголовно-правовое противодействие бандитизму (2008 г.) и др.

2. Беляев М. В. Уголовно-процессуальные и криминалистические вопросы расследования и судебного разбирательства дел о бандитизме: автореф. дисс. ...канд. юрид. наук. - М., 2009. С. 5.

3. Федеральный закон от 12 августа 1995 № 144-ФЗ (ред. от 28.12.2010)// СЗ РФ. -1995.- № 33. -Ст. 3349.

4. См.: Атмажитов В. М., Бобров В. Г. К вопросу о законодательном регулировании оперативно-розыскной деятельности // Государство и право. - 2004. - № 11. - С. 26-33.

5. Автором проведен опрос более 300 сотрудников и руководителей оперативных подразделений органов внутренних дел на уровне МВД России, МВД по республикам, ГУ МВД, УМВД по субъектам РФ, слушателей Академии управления МВД России, имеющих значительный опыт оперативной работы

6. Суммарная доля превышает 100%, поскольку респондентами давались несколько вариантов ответов.

7. СЗ РФ. - 2011. - № 7. - Ст. 900.

8. Мы здесь оставляем без комментария неурегулированные расхождение в написании самого термина «оперативно-разыскная», констатируя лишь тот факт, что оно приводит к проблеме соотнесения базовой категории оперативно-розыскного законодательства в различных нормативных правовых актах.

9. По нашему мнению, задача обеспечения собственной безопасности, указанная как цель в ФЗ «О полиции», вытекает из основания проведения оперативно-розыскных мероприятий, указанного в п. 5 ч.2 ст. 7 ФЗ «Об ОРД».

10. По мнению О. А. Вагина и В. С. Овчинского, под целью ОРД понимается ее конечный результат, на достижение которого направляется активное поведение ее субъектов (Теория оперативно-розыскной деятельности: учебник. - М., 2006. С. 8.). А.Е. Чечетин предлагает рассматривать задачи ОРД как определенные этапы в достижении ее целей (Комментарий к Федеральному закону от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об ОРД» (постатейный). - М., 2009. С. 11).

11. Ч. 4 ст. 16 ФЗ «Об ОРД».

12. Бондарь Т. И. О некоторых направлениях совершенствования правовой основы ОРД ОВД// Материалы научно-практической конференции / под ред. К. К. Горяинова, И. А. Климова. - М., 2002. - С. 80-87 и др.

13. Исиченко А. П. О языке оперативно-розыскного закона // Проблемы теории и практики ОРД: материалы научно-практической конференции / под ред. К. К. Горяинова, И. А. Климова.

- М., 2002. - С. 10.

14. Принят ГД ФС РФ 24 мая 1996 г. (ред. от 29.12.2010)// СЗ РФ. -1996. - № 25. - Ст. 2954.

15. Гамзиков А. Г. Состав и признаки бандитизма // Российский следователь. - 2009. - № 14. -С. 13-15; Дейнега Н. В. К вопросу об объективной стороне бандитизма, предусмотренного ч. 2 ст. 209 УК РФ // Российский следователь. - М., 2006. № 9. С. 8-12.

16. Институт досудебного соглашения о сотрудничестве введен в уголовный и уголовно-процессуальный кодексы Федеральным законом от 29.06.2009 № 141-ФЗ.

17. Такие обстоятельства характерны для 79 % изученных автором дел оперативного учета (ДОУ).

18. Более того, в литературе приводятся примеры явки с повинной не только рядовых членов банды, но и организаторов. (См. напр.: Михайлов К., Бычков В. Освобождение от уголовной ответственности за бандитизм // Следователь. - 2004. - № 9. - С. 2).

19. См. напр.: Дайнега Н. В. Уголовно-правовая характеристика бандитизма и отграничение его от смежных составов преступлений: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - Тамбов, 2007. - С. 8; Островских Ж. В. Специально-криминологические стратегии борьбы с бандитизмом: понятие, система, характеристика // Криминологический журнал БГУЭП. - 2008.- № 3. - С. 20; Ткаченко И. В. Совершенствование уголовно-правового механизма борьбы с бандитизмом // Вестник ВЮИ. - Владимир, 2010. - № 3 (16). - С. 148; и др.

20. По результатам изучения материалов ДОУ и уголовных дел автором не установлены факты квалификации участников бандитских ОПС исключительно по ст.209 УК РФ. Во всех случаях фигуранты привлекались к уголовной ответственности по совокупности нескольких составов преступлений.

21. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29 июня 2009 г. № 141-ФЗ// СЗ РФ. - 2009. - № 26. - Ст. 3139.

22. Принят ГД ФС РФ 22.11.2001 г. (ред. от 07.02.2011)// СЗ РФ. - 2001.- № 52 (ч. Г).-Ст. 4921.

23. См. об этом: Павличенко Н. В. Досудебное соглашение как основа смягчения ответственности за совершение преступлений лицами, оказывающими содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность // Современное право. - 2010.- № 2. - С. 96.

24. Павличенко Н. В. Указ. соч. С. 98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.