УДК 34 ББК 67
к вопросу о содержании
понятия оперативно-разыскного предупреждения преступности иностранных граждан в современных условиях
ВАСИЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ МИТЬКОВ,
кандидат юридических наук, докторант ФГКУ «ВНИИ МВД России» Научная специальность 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
Скайоп-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация: Рассматривается один из актуальнейших на сегодняшний день вопросов — формирование нового содержания оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, совершаемых иностранными гражданами. Особое внимание уделено научно-теоретической составляющей рассматриваемой категории, при этом затрагиваются вопросы соблюдения прав и свобод личности в процессе указанной деятельности.
Ключевые слова: органы внутренних дел, оперативно-розыскное предупреждение, научно-теоретическое обеспечение, преступность иностранных граждан.
Annotation. The article is devoted to one of the most pressing issues of today — the formation of the new content of operational-investigative activity of internal affairs bodies for the prevention of crimes committed by foreign nationals. Particular attention is paid to the scientific-theoretical component of the category, also addresses the rights and freedoms of the individual in the course of such activities
Keywords: bodies of internal affairs, operational-investigative warning scientific and theoretical support, crime foreigners.
Изменения миграционного законодательства и ужесточение мер борьбы с нелегальной миграцией непосредственно коррелируют с организационно-правовым обеспечением противодействия преступности иностранных граждан, поскольку среди всех иностранцев именно трудовые мигранты из стран ближнего зарубежья согласно уголовной статистике совершают подавляющее большинство общеуголовных преступлений. Традиционно основным объектом оперативной заинтересованности органов внутренних дел (далее — ОВД) являются выходцы из бывших советских республик Средней Азии. И не без оснований, поскольку их криминальная активность в последние годы стабильно и неуклонно возрастала, а ряд резонансных преступлений (в частности, известное дело банды GTA) с участием лиц данной категории поставил на повестку дня вопрос о выработке и реализации кардинально новых мер по противодействию и предупреждению преступности иностранцев.
Кроме того, в настоящее время на территории РФ находятся более 800 тыс. украинских граждан, вынужденно покинувших юго-восток Украины. С начала года информационно-аналитическая система ФМС России ежедневно фиксирует въезд в нашу страну в среднем
порядка 1,2 тыс. жителей юго-востока Украины. На сегодняшний день уже свыше 276 тыс. человек, прибывших из Украины, обратилось за получением статуса беженца и предоставлением временного убежища. Каждый день с заявлениями в ФМС России обращается порядка 500 человек1.
Данные лица представляют собой особую категорию иностранных граждан, обладающих специфическим правовым статусом. Характерно, что среди беженцев немало молодых мужчин, по статистике являющихся наиболее криминально активной частью населения любой страны. В условиях начавшегося экономического кризиса и обусловленного им роста безработицы можно обоснованно ожидать, что многие из них пополнят ряды действующих криминальных структур либо, что еще хуже, начнут создавать новые преступные группы по земляческому признаку. Все эти вызовы требуют постоянного мониторинга складывающейся ситуации и создания гибкой системы предупреждения преступности иностранцев, способной своевременно реагировать на периодические изменения ее динамики, а также качественных и количественных характеристик.
Говоря о предупреждении преступности иностран-
ных граждан оперативными подразделениями органов внутренних дел (далее — ОВД), будет правильным начать с общих теоретико-правовых вопросов предупреждения и профилактики преступлений, без рассмотрения которых дальнейшее движение в рамках обозначенной тематики невозможно.
На сегодняшний день в отечественной специальной юридической литературе среди исследователей отсутствует единое мнение по поводу определения понятия предупреждения преступности. Так, некоторые под предупреждением преступности понимают систему государственных и общественных мероприятий, направленных на устранение или нейтрализацию причин и условий преступности2.
Похожее определение дает Н.Ф. Кузнецова, согласно которому предупреждение преступности — это многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на устранение, ослабление и нейтрализацию причин и условий преступности3.
В целом аналогичное, но более развернутое определение рассматриваемому понятию дает г.М. Минь-ковский, описывая его как «многоуровневую систему государственных и общественных мер, направленных на выявление, сравнение, ослабление и нейтрализацию причин и условий преступности, преступлений отдельных видов и конкретных преступлений, а также на удержание от перехода или возврата на преступный путь людей, условия жизни и поведение которых указывают на такую возможность»4.
П.Н. Кобец и Д.В. Власов определяют предупреждение преступности как основанную на законе систему взаимосвязанных мер, осуществляемых государственными органами общей и специальной компетенции, общественными организациями и отдельными гражданами, направленных на нейтрализацию тех негативных явлений и процессов, которые обуславливают существование преступности5.
Перекликается с приведенными выше мнениями ученых определение, закрепленное на ведомственном нормативном уровне Приказом МВД России от 17 января 2006 г. № 19, в соответствии с которым «предупреждение преступлений органами внутренних дел — это деятельность служб, подразделений и сотрудников органов внутренних дел, осуществляемая в пределах их компетенции, направленная на недопущение преступлений путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, оказания профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением»6.
В юридической литературе предупреждение преступлений также определяется как одно из средств социального регулирования общественных отношений в целях устранения причин преступности; как взаимодействие мер экономико-социального, воспитательно-педагогического, организационного и правового
характера; как сочетание различных уровней профилактики преступлений7.
Таким образом, мы приходим к выводу, что общими признаками для большинства определений предупреждения преступности являются: системность; объединение усилий государства и общества; наличие общих и специальных предупредительных мер; направленность на устранение и нейтрализацию причин и условий, порождающих противоправное поведение.
Общесоциальные меры предупреждения преступности включают в себя комплекс мероприятий экономического, культурного, политического и организационного характера. Такие мероприятия призваны положительно воздействовать на криминогенные факторы, а также повышать дисциплину и сознательность всех членов общества.
Специальный уровень предупреждения преступлений предполагает воздействие на конкретные социальные группы (микросреду), в которых складываются конфликтные ситуации. Главной особенностью специального предупреждения является то, что оно осуществляется посредством деятельности специальных субъектов — правоохранительных органов. Так, в ст. 2 Федерального закона «О полиции» предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений указано как одно из основных направлений деятельности полиции.
Индивидуальное предупреждение (профилактика) характеризуется позитивным изменением системы ценностных установок конкретного лица, попавшего в поле зрения правоохранительных органов.
В одном контексте с предупреждением преступности применяется понятие «профилактика», широко используемое как в специальной юридической литературе, так и в нормативно-правовых актах. Кроме того, достаточно распространен термин «предотвращение», или недопущение, преступлений, который также близок по смыслу к предупреждению.
Однако при любых условиях, как справедливо отмечает А.И. Алексеев, предупреждение преступлений представляет собой целенаправленную деятельность по выявлению и устранению (блокированию, нейтрализации) причин, условий и других детерминант преступности, а объектами профилактической работы являются детерминанты уголовно наказуемого поведения, действующие на уровне общего (преступность в целом), отдельного (виды преступлений) и единичного (отдельное преступление)8.
Решение проблемы предупреждения преступности иностранных граждан невозможно без комплексного использования сил, средств и методов, применяемых в деятельности различных служб и подразделений ОВД, а также различных отраслей знаний. Вот почему в криминологической литературе не раз ставился вопрос о привлечении к исследованиям философов, социоло-
гов, психологов, педагогов, демографов, экономистов и других специалистов, включая ученых, специализирующихся в изучении проблем ОРД9.
На сегодняшний день ученые-криминологи однозначно признают специфическую роль оперативных подразделений ОВД в предупреждении преступлений, которая предполагает наряду с гласными способами сбора информации, мерами воспитательного и воспитательно-правового воздействия возможность применения и оперативно-розыскных мер10. По сравнению с уголовно-процессуальным и уголовно-правовым предупреждением, оперативно-розыскное предупреждение (далее по тексту — ОРП) отличается большей эффективностью. Оно позволяет достичь поставленных целей в сжатые сроки, с меньшими материальными и моральными потерями, обеспечивает предупреждение вредных (необратимых) последствий и, в конечном счете, сужает сферу применения мер уголовного наказания. На этом основывается высокая нравственная оценка предупредительных мер оперативно-разыскного характера, которые разрабатываются в рамках одной из основных организационно-тактических форм — оперативно-разыскной профилактики (оперативно-розыскное предупреждение)11.
Вследствие больших потенциальных возможностей в решении задач борьбы с преступностью предупреждение преступлений выделилось в самостоятельную функцию субъектов ОРД12 и было законодательно закреплено в ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-разыскной деятельности».
Основываясь на вышеизложенных суждениях различных ученых и действующих законодательных положениях, мы предлагаем понимать под ОРП преступности иностранных граждан систему ОРМ, предусмотренных федеральным законом, и других законных действий оперативных подразделений ОВД в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства с целью выявления и устранения причин и условий, способствующих совершению указанными лицами преступлений.
По нашему мнению, наиболее точно и системно особенности деятельности оперативных подразделений ОВД по предупреждению преступлений описал С.С. Овчинский, суждения которого полагаем возможным взять за основу при определении сущности ОРП преступности иностранных граждан. Так, по его мнению С.С. Овчинского, специфика ОРП заключается в следующем:
• ведется оперативно-профилактическое наблюдение за неустойчивой частью лиц, поставленных на профилактический учет, в связи с высокой степенью вероятности их преступного поведения;
• обеспечивается успех индивидуальной профилактики благодаря оперативной осведом-
ленности о контингенте лиц, которые могут встать на путь совершения преступлений, и особенностях каждого лица, допустившего антиобщественное поведение или испытавшего вредное влияние антиобщественных или преступных элементов;
• фиксируется среда местных криминально активных жителей, в которой осуществляются первоочередные оперативно-розыскные меры по раскрытию преступлений;
• негласно проверяется причастность к совершенным преступлениям лиц (в том числе и ранее выявленных неместных жителей), находящихся под оперативным наблюдением и имеющих признаки разыскиваемых преступников;
• изучаются отдельные категории лиц, представляющих оперативный интерес, их связи, образ жизни, поведение и прошлое для получения оснований к применению мер профи-лактики13.
В современных условиях все эти уже положительно себя зарекомендовавшие на практике правила вполне применимы к сфере ОРП преступности иностранцев. Вместе с тем, этнопсихологические особенности объектов оперативной заинтересованности и специфика взаимоотношений в криминальной среде, состоящей из иностранных граждан, не позволяют ограничиваться уже известными приемами и способами оперативной работы, а ставят перед необходимостью выработки новых организационных подходов и правовых инструментов профилактической деятельности.
По тем материалам, которые связаны или могут быть связаны с преступной деятельностью иностранных граждан, для оперативных подразделений ОВД крайне важным является обладание следующей специфической информацией:
• правовой статус иностранного гражданина (обладает ли он дипломатическими привилегиями и иммунитетом от уголовной юрисдикции Российской Федерации, если обладает, то в каком объеме);
• правомерность и цель пребывания на территории России, место пребывания и регистрации;
• необходимость продления этого пребывания или его пресечения по причине совершения преступления;
• выполнял ли он во время совершения преступления свои служебные обязанности, если выполнял, то какие;
• порядок информирования соответствующих компетентных учреждений и должностных лиц;
• обязательность участия переводчика (при необходимости), прокурора, представителя МИД России, иностранного дипломатического (консульского) представителя;
• необходимость обращения в соответствующие подразделения Пограничной службы ФСБ России, ФМС России (по телефону, телефаксу, телетайпу и т.д.) для подтверждения личности иностранного гражданина.
Не затрагивая организационно-тактических аспектов ОРП преступности иностранцев по причине отнесения данной информации к сведениям, составляющим государственную тайну, мы лишь можем обозначить ключевую роль взаимодействия между различными службами и ведомствами в вопросе повышения эффективности рассматриваемой деятельности. Это касается не только оперативных подразделений ОВД различных уровней и компетенции, но и подразделений, не уполномоченных осуществлять ОРД, и структурно не входящих в систему МВД России.
В этой связи нельзя не сказать об обособленности территориальных подразделений ФМС России как факторе, негативно влияющем на ОРП преступлений, совершаемых иностранцами, на который указывают большинство сотрудников уголовного розыска (далее — УР), особенно из числа работающих по зональному принципу на районном уровне.
По нашему мнению, основой ОРП преступности иностранных граждан должна стать единая система выявления и взятия на оперативный контроль тех приезжих, которые по тем или иным причинам находятся в «группе риска», то есть могут встать на преступный путь поведения. В данном контексте речь не идет о лицах, имеющих судимость либо ранее выдворенных за пределы Российской Федерации, поскольку данной категории однозначно должно быть отказано в оформлении пребывания.
Указанная система должна начинаться с налаживания совместной работы следующей цепочки: сотрудник паспортно-визовой службы — сотрудник УР — участковый уполномоченный. На начальном этапе задача сотрудников ФМС России должна состоять в том, чтобы отдельных лиц, обращающихся за оформлением пребывания на территории России и отвечающих заранее определенным и согласованным на межведомственном уровне критериям, предварительно направлять на собеседование к уполномоченному сотруднику УР. Последний в ходе беседы с иностранным гражданином выясняет истинную цель его прибытия в Россию и принимает решение о необходимости взятия лица на оперативный контроль либо об отсутствии таковой. Также сотрудник УР предупреждает иностранного гражданина об обязанности уведомлять территориальный ОВД обо всех своих перемещениях на территории РФ (как в пределах субъекта РФ, так и из одного региона в другой).
Подобная схема позволит не только осуществлять оперативный контроль за определенной категорией иностранцев, в отношении которых существуют обоснованные сомнения в части достоверности предо-
ставленных сведений о целях прибытия в Россию, но и будет выполнять важную психологическую функцию предупреждения преступлений и правонарушений со стороны данных лиц, знающих о проявляемом к ним интересе со стороны правоохранительных органов.
Как показывает практика, далеко не всегда удается наладить должный уровень взаимодействия между территориальными подразделениями ОВД и ФМС России на основе личных контактов отдельных сотрудников и понимания общей проблемы противодействия преступности иностранцев. По этой причине считаем необходимым инициировать разработку и принятие соответствующего межведомственного нормативного акта, четко и детально регламентирующего порядок взаимодействия уполномоченных подразделений, их взаимные права и обязанности в данном процессе, основы информационного обмена в части касающейся. Кроме того, в данном документе целесообразно закрепить критерии, четко следуя которым сотрудник ФМС России будет выделять из общей массы иностранных граждан тех, которые в обязательном порядке подлежат направлению на собеседование в территориальный ОВД.
1 В настоящее время на территории Российской Федерации находятся более 800 тыс. украинских граждан, вынужденно покинувших юго-восток Украины: Пресс-служба ФМС России / Официальный сайт ФМС России: http://www.fms.gov.ru
2 См.: Криминология. Общая часть. СПб., 1992. С. 139.
3 См.: Криминология: Учебное пособие / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой. М., 1996. С. 56.
4 См.: Криминология: Учебник / под ред. проф. Н.Ф. Кузнецовой, проф. г.М. Миньковского. М.: Издательство БЕК, 1998. С. 177.
5 См.: Кобец П.Н., Власов Д.В. Предупреждение рецидивной преступности в России: Монография / под ред. проф. С.М. Кочои. М.: ВНИИ МВД России, 2006. С. 91.
6 См.: Инструкция о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, утвержденная Приказом МВД РФ от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений».
7 См.: Криминология: Учебник / Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова. М.: Юрист, 1995. С. 105-106; Игошев К.Е., Устинов В.С. Введение в курс профилактики правонарушений. Горький: ВШ МВД СССР, 1977. С. 11-12.
8 См.: Алексеев А.И. Профилактика преступлений как приоритетное направление борьбы с преступностью: Материалы к лекции. М.: Академия МВД СССР, 1989. С. 7.
9 См.: Исиченко А.П. Оперативно-разыскная криминология: постановка проблемы // Современные проблемы борьбы с общеуголовной преступностью. М.: ВНИИ МВД России, 1995. С. 18-25.
10 См.: Криминология: Учебник. М.: Изд-во МГУ 1994. С. 172.
11 См.: Лукашев В.А. О некоторых морально-этических аспектах ОРД // Законность, ОРД и уголовный процесс. Ч. 1. СПб., 1998. С. 6-7.
12 См.: Лекарь А.Г. Основы организации предотвращения преступлений органами внутренних дел: Учебное пособие. Ташкент: ВШ МВД СССР, 1988. С. 5.
13 См.: Овчинский С.С. Оперативно-разыскная профилактика: Лекция. Караганда, 1982.