Научная статья на тему 'Оперативно-разыскная профилактика преступлений несовершеннолетних: направления, содержание, меры'

Оперативно-разыскная профилактика преступлений несовершеннолетних: направления, содержание, меры Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1468
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНАЯ ПРОФИЛАКТИКА / ПРОГНОЗ / НАБЛЮДЕНИЕ / СБОР И ИЗУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ / OPERATIVE INVESTIGATIVE PREVENTION / PROGNOSIS / OBSERVATION / COLLECTION AND STUDY OF INFORMATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аносов А.В., Ищук Я.Г.

В исследовании отражены возможности и раскрыты основные направления профилактики преступности несовершеннолетних, осуществляемой оперативными подразделениями органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Operative Investigative Prevention of Minors’s Crimes: Directions, Content, Measures

Research reflects the possibilities and reveals main directions of minors’ delinquency prevention, making by the operational divisions of the internal affairs bodies.

Текст научной работы на тему «Оперативно-разыскная профилактика преступлений несовершеннолетних: направления, содержание, меры»

КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ

ПРОБЛЕМЫ

правоохранительной деятельности

А. В. АНОСОВ,

доцент кафедры уголовной политики, кандидат юридических наук (Академия управления МВД России)

Я. Г. ИЩУК,

старший преподаватель кафедры уголовной политики,

кандидат юридических наук (Академия управления МВД России)

A. V. ANOSOV, Candidate of Law,

Associate Professor at the Department of Criminal Policy (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

Ya. G. ISHCHUK, Candidate of Law Senior Lecturer at the Department of Criminal Policy (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

УДК 343.85

Оперативно-разыскная профилактика преступлений несовершеннолетних: направления, содержание, меры

Operative Investigative Prevention of Minors's Crimes: Directions, Content, Measures

В исследовании отражены возможности и раскрыты основные направления профилактики преступности несовершеннолетних, осуществляемой оперативными подразделениями органов внутренних дел.

Оперативно-разыскная профилактика, прогноз, наблюдение, сбор и изучение информации.

Research reflects the possibilities and reveals main directions of minors' delinquency prevention, making by the operational divisions of the internal affairs bodies.

Operative investigative prevention, prognosis, observation, collection and study of information.

Профилактика правонарушений несовершеннолетних остается одной из наиболее эффективных мер противодействия процессу воспроизводства преступности, в частности и криминализации общества в целом, при этом «объек-

тивно именно органы внутренних дел в настоящее время играют ведущую роль в государственной системе профилактики правонарушений, на что указывает широкий спектр возложенных на них функций и полномочий в данной сфере» [12, 13].

На наш взгляд, одним из недооцененных в настоящее время элементом деятельности территориальных органов МВД России по профилактике преступлений несовершеннолетних являются силы и средства, которыми располагают оперативные подразделения, а также возможность получения информации гласными и негласными средствами. В этом случае субъект правоприменения может воздействовать на факторы, детерминирующие общественно опасные деяния: устранять их либо предотвращать их развитие и последующее воздействие на общественные отношения [4], иначе говоря, оперативные подразделения могут эффективно реализовывать возможности оперативно-разыскной профилактики преступлений.

Проблематика оперативно-разыскной профилактики давно обсуждается в научных кругах, однако до настоящего времени вопрос о развитии данного направления деятельности правоохранительных органов и закреплении его основных положений в нормативных правовых актах остается актуальным.

До сих пор вопрос о понятии «оперативно-разыскная профилактика преступлений» остается открытым. Не вдаваясь в полемику, остановимся на ранее предложенном — это основанная на законах и урегулированная ведомственными нормативными актами научно обоснованная деятельность, проводимая оперативными подразделениями, заключающаяся в комплексном применении гласных и негласных оперативно-разыскных мероприятий [1] с целью выявления и устранения причин преступлений и условий, им способствующих, установления лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений, и оказания на них предупредительно-профилактического воздействия для недопущения с их стороны совершения преступлений, а также обеспечения безопасности граждан, которые подлежат защите от преступных посягательств [2].

Отметим, что использование форм и методов оперативно-разыскной деятельности в профилактической работе с несовершеннолетними имеет свою специфику. В частности, в среде несовершеннолетних с помощью оперативно-разыскных мер можно выявить следующее:

— скрытые процессы, содействующие развитию противоправного поведения;

— криминологически значимую информацию о криминогенной среде;

— конкретные причины и условия совершения преступлений.

ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовер-шеннолетних»1 определяет основные направ-

1 Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Электронный ресурс]: федер. закон от 24 июня 1999 г. 120-ФЗ. Доступ из информационно-правового портала «Гарант».

ления деятельности по профилактике преступлений несовершеннолетних, которые должны учитываться оперативными подразделениями:

— выявление, предупреждение и раскрытие преступлений несовершеннолетних;

— выявление несовершеннолетних правонарушителей, в том числе совершающих преступления в соучастии, принятие в отношении них предупредительных мер;

— противодействие участию несовершеннолетних в «наркообороте»;

— выявление лиц, вовлекающих несовершеннолетних в противоправные действия, преступную группу, и применение к ним мер воздействия [14];

— розыск без вести пропавших несовершеннолетних, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда; уклоняющихся от отбывания наказания или принудительных мер воспитательного воздействия; совершивших побег из центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей или учреждений УИС, самовольно ушедших из семей, специальных учебно-воспитательных учреждений [7].

Кроме того, ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» наделяет должностных лиц подразделений органов внутренних дел, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, возможностью реализовывать следующие права:

— посещать несовершеннолетних, проводить с ними беседы;

— запрашивать информацию о несовершеннолетних;

— приглашать для выяснения вопросов несовершеннолетних и их родителей;

— доставлять в органы внутренних дел беспризорных несовершеннолетних, несовершеннолетних, совершивших правонарушение;

— вносить предложения о применении мер воздействия в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушение, их родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;

— вносить предложения об устранении причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

— участвовать в рассмотрении материалов о правонарушениях несовершеннолетних или их родителей;

— вести учет правонарушений несовершеннолетних, собирать и обобщать информацию, необходимую для составления статистической отчетности.

Во многих случаях оперативно-разыскная деятельность является единственной возможностью результативного воздействия на криминогенные процессы, явления и конкретные допреступные противоправные действия, нейтрализация и пре-

дотвращение которых с помощью открытых мер административного, уголовного, процессуального либо воспитательно-профилактического характера невозможны.

Использование возможностей оперативно-разыскной профилактики в системе предупреждения преступности несовершеннолетних позволяет достигать цели профилактики на разных этапах правонарушающего поведения, однако чем раньше будет выявлен объект, требующий профилактического воздействия, тем эффективнее будут достигнуты цели профилактики. Так, на стадии выявления преступных намерений несовершеннолетних проводится поиск, регистрируется и изучается объект, требующий применения предупредительных мер, оценивается степень его криминальной пораженности, осуществляется прогноз развития и отбор наиболее эффективных форм и методов предупредительного воздействия на него.

Выявление криминогенных объектов является ключевым моментом профилактической деятельности и создает информационные предпосылки для ее эффективного осуществления.

Для выявления несовершеннолетних, от которых возможно ожидать совершения противозаконных действий, целесообразно применение таких специальных методов сбора информации, как изучение документов, наблюдение, опрос, беседа, а также проведение целевых рейдов и профилактических операций. Указанные методы на данном этапе имеют поисковый характер и помогают выявить значимые криминологические характеристики несовершеннолетних правонарушителей.

Функция оперативно-разыскной профилактики эффективно реализуется в рамках ведения дел оперативного учета, тогда же осуществляется процесс сбора дополнительных сведений о лицах и фактах, представляющих интерес, выявляются признаки формирующейся преступной деятельности несовершеннолетних, реализуется полученная информация в процессе предупреждения и раскрытия преступлений.

Оперативно-профилактическая деятельность должна реализовываться по следующим направлениям:

— получение криминолого-виктимологической информации об источниках криминальной опасности на определенных территориях;

— обеспечение оперативного сопровождения определенной территории и мест концентрации несовершеннолетних;

— выявление четких криминогенных признаков преступной деятельности;

— прогнозирование криминальной обстановки на определенной территории;

— фиксация мест и объектов, на которых систематически пребывают несовершеннолетние и лица, представляющие оперативный интерес;

— выявление неформальных лидеров в среде несовершеннолетних;

— пресечение и предотвращение фактов противоправного поведения и нейтрализация причин и условий, способствующих преступности несовершеннолетних;

— выявление граждан, действия которых направлены на вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений или антиобщественных деяний;

— учитывая особенности современных криминальных реалий, согласимся со специалистами, подчеркивающими необходимость выделения такого направления, как профилактика экстремистских настроений, в том числе профилактика формирования и распространения экстремистских убеждений и идеологии в среде несовершеннолетних [9, 10].

В содержании оперативно-разыскной профилактики необходимо выделить особую составляющую: оперативное наблюдение и контроль за поведением профилактируемых лиц, а также меры воздействия с использованием всего комплекса оперативно-разыскных мероприятий. Такое сочетание наблюдения, контроля и воздействия является необходимым условием корректировки поведения профилак-тируемого или криминогенной обстановки.

Отметим, что проведение эффективной профилактической работы органов внутренних дел с несовершеннолетними осложняется тем, что почти в 70 % случаев подростки после отбытия наказания возвращаются в прежнюю рецидивоопасную микросреду. На основании проведенных криминологических исследований установлено, что одним из криминогенных факторов повторной преступности несовершеннолетних является семейное неблагополучие [11]. Анализ данных о социально-демографических и иных личностных характеристиках несовершеннолетних, совершивших преступления, свидетельствует о том, что большинство из них — выходцы из «неблагополучных семей», отстающие в учебе, не сумевшие трудоустроиться или продолжить обучение [6]. Таким образом, в целях успешной деятельности по предупреждению преступлений несовершеннолетних необходимо владеть криминологической информацией о наиболее распространенных видах преступлений, совершаемых несовершеннолетними; о личностных особенностях несовершеннолетних преступников, об особенностях совершения таких преступлений (преступная группа, алкогольное или наркотическое состояние и т. п.), о социальном и бытовом окружении, а также о причинах и условиях совершения преступлений.

В условиях работы с подростковой средой именно оперативные подразделения обладают возможностью «добывания» криминологически значимой информации. Определенные сведения

при этом могут быть получены через анализ открытой информации, выложенной в социальные сети [8]. Такая информация, которую невозможно получить без подключения оперативных подразделений, может быть положена в основу принятия решения о проведении профилактических мероприятий в отношении несовершеннолетнего.

Обладая информацией о криминологических свойствах несовершеннолетнего правонарушителя [5], можно подготовить комплекс индивидуально-профилактических мер, направленных на склонение несовершеннолетнего к отказу от правонарушений, злоупотребления алкоголем или наркотическими веществами; общения с антисоциальным элементом.

Основной целью индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями является формирование право-послушной направленности личности, которая служит основой для осознанной мотивации поведения, в том числе при выборе между правомерным поведением и правонарушением.

В основе мер индивидуально-профилактического воздействия лежит прогноз поведения несовершеннолетнего, который в полной мере не может быть дан без информации, полученной в ходе реализации оперативно-разыскной деятельности. Кроме того, сбор и анализ необходимых сведений помогают оперативным аппаратам, во-первых, постоянно контролировать несовершеннолетних правонарушителей и быстро устранять причины, способствующие совершению преступлений, во-вторых, определять различные особенности несовершеннолетнего, которые позволяют в каждом конкретном случае корректировать его поведение, в-третьих, планировать мероприятия по пресечению и предотвращению преступлений.

В целях разработки конкретной методики индивидуально-профилактической работы важно получить своевременную оперативную информацию об особенностях мотивационной сферы несовершеннолетнего. Данная информация ложится в основу составления психологического портрета, который является основой для выбора конкретной методики индивидуально-профилактического воздействия на несовершеннолетнего.

Оперативным аппаратам ставятся и другие значимые задачи:

— установление лиц, оказывающих отрицательное воздействия на несовершеннолетнего, из числа его близкого окружения;

— выявление лиц, способных оказать на несовершеннолетнего положительное воздействие;

— установление намерений несовершеннолетнего в плане его дальнейшего поведения;

— определение эффективности воздействия на несовершеннолетнего индивидуальной воспитательной беседы, проведенной в связи со взятием на профилактический учет;

— выявление устойчивости антиобщественного поведения несовершеннолетнего;

— выявление факторов, способствующих отказу несовершеннолетнего от антиобщественных мотивов, в том числе в сфере его убеждений, интересов, потребностей;

— побуждение несовершеннолетнего к сознательному отказу от правонарушений;

— убеждение несовершеннолетнего в необходимости участия в общественно полезной деятельности;

— склонение несовершеннолетнего к отказу от злоупотребления алкогольными напитками или наркотическими веществами;

— установление барьеров в общении с лицами, отрицательно влияющими на несовершеннолетнего.

Список задач не может быть исчерпывающим, так как от их решения будет зависеть успех исправления несовершеннолетнего. Знание социально-демографической и нравственно-психологической характеристики, а также наличия ложных представлений, взглядов и убеждений в политическом, правовом, нравственном сознании лица позволяет спрогнозировать, каким путем лицо намерено осуществлять удовлетворение своих потребностей [3]. Поэтому сотрудник оперативного подразделения должен добиваться того, чтобы лицо, состоящее на профилактическом учете, осознало ложность своих искаженных убеждений, взглядов и представлений и в дальнейшем изменило их на социально одобряемые.

Таким образом, главным условием достижения целей профилактической работы с несовершеннолетними является формирование у них положительной направленности, однако данная работа невозможна без изучения личности несовершеннолетнего, его круга общения и среды, в которой он находится. Только с учетом данной информации можно составить эффективную воспитательную программу, а оперативные подразделения обладают специальными познаниями и возможностями получения такой информации.

Список литературы:

References:

1. Бобров В. Г. Понятие оперативно-розыскного мероприятия. Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий. М., 2002.

1. Bobrov V. G. Ponyatie operativno-rozysknogo meropriyatiya. Osnovaniya i usloviya prove-deniya operativno-rozysknyh meropriyatij. M., 2002.

2. Борин Б. В., Ищук Я. Г. Понятие оперативно-розыскной профилактики преступлений // Пробелы в российском законодательстве. 2017. № 3.

3. Виноградов А В. Цели уголовной политики в отношении несовершеннолетних: соотношение доктрины и правотворчества // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 1 (37).

4. Воронин М. Ю. Правовые основы формирования системы профилактики административных правонарушений // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 4 (40).

5. Демидова-Петрова Е. В. Методика создания портрета личности несовершеннолетнего в контексте типологических рисков криминогенной подверженности // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2017 № 3 (29).

6. Кислый О. А К вопросу об аналитическом обеспечении оперативно-розыскной деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел // Закон и право 2017. № 1.

7. Лепёхин Д. И. К вопросу об информационно-аналитическом обеспечении розыска несовершеннолетних, пропавших без вести // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 1 (37).

8. Лопатин Е.А. Общение в социальных сетях как форма аддикции: учеб. пособ. Рязань, 2013.

9. Некрасов Д. Е. Межведомственные аспекты подготовки сотрудников органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы по антиэкстремистской тематике уголовно-правовых дисциплин // Человек: преступление и наказание. 2016. № 1 (92).

10. Некрасов Д. Е. Предупреждение экстремизма силами полиции: методологические основы и вопросы нормативного обеспечения // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. № 3.

11. Побегайло А Э. Семейное неблагополучие и несовершеннолетний преступник: монография. Ставрополь, 2006.

12. Титушкина Е. Ю. К вопросу о криминологических терминах // Российский следователь. 2014. № 21.

13. Титушкина Е. Ю, Подколзина А Ю. Государственная система профилактики правонарушений несовершеннолетних в свете положений Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // Вестник Северо-Кавказкого гуманитарного института. 2017. № 3.

14. Харламова А А К вопросу о способе вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 2 (70).

2. Borin B. V., Ishchuk Ya. G. Ponyatie operativno-rozysknoj profilaktiki prestuplenij // Probely v rossijskom zakonodatel'stve. 2017. № 3.

3. Vinogradov al. V. Celi ugolovnoj politiki v ot-noshenii nesovershennoletnih: sootnoshenie doktriny i pravotvorchestva // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2016. № 1 (37).

4. Voronin M. Yu. Pravovye osnovy formirovaniya sistemy profilaktiki administrativnyh pravona-rushenij // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2016. № 4 (40).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Demidova-Petrova E. V. Metodika sozdaniya portreta lichnosti nesovershennoletnego v kontekste tipologicheskih riskov kriminogen-noj podverzhennosti // Vestnik Kazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2017 № 3 (29).

6. Kislyj O. A. K voprosu ob analiticheskom obe-spechenii operativno-rozysknoj deyatel'nosti operativnyh podrazdelenij organov vnutrennih del // Zakon i pravo 2017. № 1.

7. Lepyohin D. I. K voprosu ob informacionno-an-aliticheskom obespechenii rozyska nesoversh-ennoletnih, propavshih bez vesti // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2016. № 1 (37).

8. Lopatin E. al. Obshchenie v social'nyh setyah kak forma addikcii: ucheb. posob. Ryazan', 2013.

9. Nekrasov D. E. Mezhvedomstvennye aspekty podgotovki sotrudnikov organov vnutrennih del i ugolovno-ispolnitel'noj sistemy po antiehks-tremistskoj tematike ugolovno-pravovyh discip-lin // CHelovek: prestuplenie i nakazanie. 2016. № 1 (92).

10. Nekrasov D. E. Preduprezhdenie ehkstremizma silami policii: metodologicheskie osnovy i vo-prosy normativnogo obespecheniya // Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika. 2013. № 3.

11. Pobegajlo A.. Eh. Semejnoe neblagopoluchie i nesovershennoletnij prestupnik: monografiya. Stavropol', 2006.

12. Titushkina E. Yu. K voprosu o kriminologiche-skih terminah // Rossijskij sledovatel'. 2014. № 21.

13. Titushkina E. Yu., Podkolzina A Yu. Gosudar-stvennaya sistema profilaktiki pravonarushenij nes-overshennoletnih v svete polozhenij Federal'nogo zakona ot 23 iyunya 2016 g. № 182-FZ «Ob osno-vah sistemy profilaktiki pravonarushenij v Rossi-jskoj Federacii» // Vestnik Severo-Kavkazkogo gumanitarnogo instituta. 2017. № 3.

14. Harlamova al. A K voprosu o sposobe vovlech-eniya nesovershennoletnego v sovershenie prestu-pleniya // Vestnik Sankt-Peterburgskogo univer-siteta MVD Rossii. 2016. № 2 (70).

E-mail: pdnrme@yandex.ru;

yar-vyatka@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.