Научная статья на тему 'ОТДАЛЕHHЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ЛЕЧЕHИЯ БОЛЬHОЙ ХРОHИЧЕСКИМ ГЕПАТИТОМ С ТИМОЗИHОМ-АЛЬФА1, ИСПОЛЬЗОВАHHЫМ в РЕЖИМЕ МОHОТЕРАПИИ'

ОТДАЛЕHHЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ЛЕЧЕHИЯ БОЛЬHОЙ ХРОHИЧЕСКИМ ГЕПАТИТОМ С ТИМОЗИHОМ-АЛЬФА1, ИСПОЛЬЗОВАHHЫМ в РЕЖИМЕ МОHОТЕРАПИИ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
34
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — М. К. Мамедов, А. Э. Дадашева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОТДАЛЕHHЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ЛЕЧЕHИЯ БОЛЬHОЙ ХРОHИЧЕСКИМ ГЕПАТИТОМ С ТИМОЗИHОМ-АЛЬФА1, ИСПОЛЬЗОВАHHЫМ в РЕЖИМЕ МОHОТЕРАПИИ»

в

36. Корзая Л.И., Шевцова З.В., Лапин Б.А. и др.Изучение возможности повторной инфекции при гепатите А на модели макак резусов.//Вопр.вирусол.-1998.-№ 4.-С.158-163.

37. Flehmig B., Heinricy U., Pfisterer M. Immunogenicity of a killed hepatitis A vaccine in seronegative volunteers. // Lancet.-May 13.-1989.P.1039-1041.

38. Шевцова З.В., Флемиг Б., Лапин Б.А. и др.Испытание культуральной инактивированной вакцины гепатита А на макаках резусах. //ЖМЭИ.-1995.-№2.-С.55-59.

39. Korsaya L.I., Lapin B.A., Shevtsova Z.V., Krilova R.I. Spontaneos and experimental hepatitis A in Old World monkeys are the models of human hepatitis A.// Baltic. J. Lab. Anim. Sci.-2001.-№ 11.-Р.135-141.

40. Шахгильдян И.В., Михайлов М.И., Попова У.Е. и др. Эффективность вакцинации против гепатита А для профилактики и купирования вспышек этой инфекции. //Бюлл. «Мир вирусных гепатитов ".-2006.-№3.- С.2-8.

ОТДАЛЕННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНОЙ ХРОНИЧЕСКИМ ГЕПАТИТОМ С ТИМОЗИНОМ-АЛЬФА1, ИСПОЛЬЗОВАННЫМ в РЕЖИМЕ МОНОТЕРАПИИ

М.К.Мамедов, А.Э.Дадашева

Научно-консультативный центр гепатологии клиники Н.Туси, г.Баку

К настоящему вpемени уже опубликован целый pяд сообщений об успешном использовании ^и лечении больных хpоническим гепатитом С (ХГС) комбинации пpепаpатов альфа-интеpфеpона (ИФЩ с тимозином-альфа1 (Та1) [1,2]. Вместе с тем, в отдельных источниках отмечается, что ^именение Та1 в pежиме моноте^апии не обеспечивает должной эффективности лечения, котоpое без пpепаpатов ИФH оказывается менее pезультативным, нежели указанная выше комбин^ованная теpапия этого контингента больных [3,4].

Однако, в pяде ситуаций, когда у больных ХГС имеются ^ямые ^отивопоказания к ^именению не только pибавиpина, но и пpепаpатов ИФH, во^ос об альтеpнативном подходе к их этиотpопному лечению пока остается без ответа. Оказавшись в такой ситуации, мы попытались использовать для лечения нескольких таких больных ХГС монотеpапию пpепаpатом Та1 - задаксином (SciClone, США), ^TOphm пpактически свободен от каких-либо клинически значимых побочных токсических действий [5].

В данном сообщении мы пpедставляем pезультаты завеpшенного пpоспективного наблюдения за пациенткой, спадающей ХГС и, в силу наличия у нее пpямых ^отивопоказаний к назначению пpепаpатов ИФH и pибавиpина, получившей пpотивовиpусную теpапию задаксином в pежиме монотеpапии [6].

Больная А., в возрасте 11 лет. Наблюдалась несколько лет у невролога в связи с периодическими судоргами. При магнитно-резонансной томографии выявлены: гипоплазия правой гемисферы мозжечка и субарахноидальная экстрааксиальная киста в правом полушарии головного мозга на фоне гемиатрофических изменений большого мозга. Принимала лечение фенобарбиталом.

Больная предъявляла жалобы на быструю утомляемость и общую слабость, усиливающуюся в конце дня, а также на периодическую тошноту, появляющуюся, в основном, после приема пищи.

При серологическом обследовании были выявлены антитела к вирусу гепатита С (ВГС), а при повторном исследовании сыворотки крови выявлена РНК ВГС генотипа lb. "Вирусная нагрузка" - 440000 копий в мл. Активность аланин- и аспартат-аминотрансферазы (АлАТ и АсАТ) умеренно повышена, активность гамма-глутамилтранспептидазы (ГГТ) повышена более, чем в 4раза. Уровень билирубина в крови в пределах нормы. Биопсия печени не была осуществлена.

После обсуждения с наблюдавшим девочку неврологом вопроса о возможности применения комбинированной терапии препаратами ИФН и рибавирином было принято решение воздержаться от нее из-за периодически повторявшихся судорог и умеренной анемии. Однако по настоянию родителей было принято решение о проведении в амбулаторных условиях пробной противовирусной терапии задаксином в режиме монотерапии. Лечение было начато l2 апреля 2004 г.

Задаксин вводился по 1,6 мкг 6 раз в неделю на протяжении 2 месяцев (1-й этап терапии), по 1,6 мкг 4 раза в неделю на протяжении еще 2 месяцев (2-й этап терапии), а затем по 1,6 мкг дважды в неделю на протяжении еще 8 месяцев (3-й этап терапии). Весь период лечения больная регулярно принимала перорально препарат урсодезоксихолевой кислоты (урсофальк).

На протяжении 1-го этапа терапии биохимические исследования и общий клинический анализ крови проводились каждые 2 недели, а в последующие этапы - ежемесячно. Определение уровня "вирусной нагрузки" осуществляли после завершения 1-го и 2-го этапов лечения, а затем каждые 2 месяца в процессе противовирусной терапии.

По завершении 1-го этапа этого лечения уровень "вирусной нагрузки" снизился почти в 10 раз и составил 41350 копий. К этому же моменту активность АлАТ и АсАТ практически нормализовалась, а активность ГГТ снизилась почти вдвое. Эти данные послужили основанием для решения продолжить терапию.

В момент завершения 2-го этапа лечения (т.е. через 4 месяца после его начала) вирусная нагрузка снизилась до 12100 копий. При этом активность АлАТ и АсАТ оставалась нормальной, а активность ГГТ нормализовалась.

Через 6 месяцев после начала лечения РНК ВГС в крови уже не определялась, а активность АлАТ, АсАТ и ГГТ оставалась в пределах их нормальных значений. Такие же результаты были получены при исследовании крови пациентки спустя 8, 10 и 12 месяцев лечения. В то же время в крови продолжали выявляться антитела к ВГС. Самочувствие больной к моменту завершения лечения было нормальным.

Эти данные послужили основанием для вывода о том, что лечение завершилось достижением ремиссии. Отметим, что на протяжении всего периода терапии не было отмечено заметного учащения судоржных эпизодов и какого-либо ухудшения неврологического статуса.

После завершения 12-ти месячного курса пациентка оставалась под нашим наблюдением на протяжении 18 месяцев: раз в квартал у нее определяли активность АлАТ, АсАТ и ГГТ, а раз в полгода - наличие в крови РНК ВГС. Во всех этих исследованиях активность этих ферментов оставалась нормальной, а РНК ВГС не выявлялась.

В октябре 2006 г. образец ее сыворотки был заморожен и отправлен на контрольное исследование в лабораторию департамента гастроэнтерологической клиники универстета г. Анкары (Турецкая Республика), в которой было подтверждено отсутствие в ней РНК ВГС.

Последний факт позволил прийти к окончательному выводу о том, что у больной была достигнута длительная, вирусологически подтвержденная ремиссиия.

Таким образом, в представленном наблюдении монотерапия задаксином больной ХГС, вызванным вирусом генотипа 1b, привела к достижению устойчивого вирусологически подтвержденного терапевтического эффекта.

Разумеется, основываясь на данном наблюдении нельзя однозначно утверждать, что применение Та1 в режиме монотерапии способно обеспечить достаточно высокую эффективность лечения больных ХГС. Однако, в то же время, результаты этого наблюдения демонстрируют целесообразность дальнейшего изучения возможностей использования этого препарата в указанном выше режиме, по крайней мере для лечения больных ХГС, имеющих противопоказания к применению препаратов ИФН.

Литература

1. Мамедов М.К., Кадырова А.А. Задаксин - новые перспективы применения в лечении инфекционных и онкологических заболеваний. - Биомедицина (Баку), 2004.- N.2. С.3 -10.

2. Dadasheva A., Mamedov M., Kadyrova A., Tagi-zade R. Application of thymosin-alpha1 in combined treatment of chronic hepatitis C patients who had contraindications to ribavirin usage. - In: Abstr.Int. Falk Symp. 157. Chronic hepatitis: metabolic, cholestatic, viral and autoimmune. Freiburg, 2006, p.40.

3. Раци Г. Комбинированная терапия при хронических вирусных гепатитах.- Российск. Ж. гастроэнтерологии, 2003. N.5. -С58-65.

4. Raci G., DiVirgilio D., Mutchinick M. et al. Combination therapy with thymosin-alpha1 and lymphoblastoid interferon treatment in chronic hepatitis C.- Gut, 1996, v.39, p.670-683.

5. Кребс Р. Биология и иммунофармакология тимозина-альфа1. - Биомедицина (Баку), 2003, К2.-С.9-13.

6. Мамедов М.К. Непосредственный результат лечения больной хроническим гепатитом С тимозином-альфа1, использованном в режиме монотерапии. - Биомедицина (Баку), 2005. К2.-С.30-31.

ШИРОТА РАСПРОСТРАНЕННОСТИ МАРКЕРОВ ГЕПАТИТА В СРЕДИ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА МНОГОПРОФИЛЬНОГО СТАЦИОНАРА и ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРЯЖЕННОСТИ ПОСТВАКЦИНАЛЬНОГО ИММУНИТЕТА

Т.В. Пенкина, Т.М. Чупыра, Т.Ю. Гурбатова, С.В. Мельникова, А.Ю. Васильев Главный клинический госпиталь МВД России, г. Москва, Московский государственный медико-стоматологический университет

Введение. В настоящее время вирусный гепатит В (ГВ) остается одной из ведущих медицинских и социальных проблем. В мире насчитывается 350 - 400 млн. носителей вируса ГВ. Ежегодно погибает около 2 млн. человек с разными формами НВ-вирусной инфекции, из них около 100 тыс. от фульминантных форм гепатита В, еще полмиллиона - от острой инфекции, около 700 тыс. - от цирроза печени и 300 тыс. - от гепатоцеллюлярной карциномы [1]. С конца 90-х годов в Российской Федерации отмечался рост показателей заболеваемости ГВ (в 1991 г. - 17,9 на 100 тыс. населения; в 1999 - 2000гг. соответственно 43,3 и 42,9), в результате чего ситуация с гепатитом В была признана правительством страны чрезвычайной. Применение вакцин против ГВ в России началось в 1990 г., когда профилактику осуществляли лишь на 5 административных территориях, иммунизируя лиц, составляющих отдельные группы высокого риска инфицирования НВ-вирусом. В декабре 1997 г. специальным приказом Минздрава РФ №375 в Национальный календарь профилактических прививок введена вакцинация против ГВ среди новорожденных детей, что в дальнейшем было закреплено в Федеральном законе «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (1998). В 2001г. в календарь прививок была включена иммунизация против ГВ 13-летних подростков (ранее не привитых и не болевших ГВ).

ГВ является строго антропонозной инфекцией. Основными источниками НВ-вирусной инфекции являются не больные острым ГВ (заражение от них имеет место лишь у 4 - 6% заболевших острым ГВ), а большой массив так называемых «носителей вируса» и больных хроническими формами этой инфекции [2]. У работников здравоохранения риск заболевания ГВ в течение жизни в 5 - 10раз выше по сравнению со средними показателями для всего населения [3]. Согласно рекомендациям парламентских слушаний на тему «О государственной политике по предупреждению распространения в Российской Федерации заболеваемости инфекционным гепатитом», состоявшихся в 2001 г. в г. Москве, медицинские работники отнесены к группе риска и требуется «принятие мер по предоставлению им государственных социальных гарантий». По данным независимой международной группы экспертов ВОЗ, к основным видам медицинской деятельности, сопряженной с высоким риском инфицирования вирусом ГВ, относятся: взятие крови, выполнение инъекций, обработка ран, инвазивные диагностические и лечебные процедуры, стоматологическое вмешательство, родовспомогательная деятельность, лабораторные исследования, работа в службе скорой медицинской помощи. В связи с этим отмечается неравномерность уровня инфицированности ГВ медицинских работников различных по профилю отделений стационара [4].

В последние годы опубликовано большое количество работ, где представлены результаты обследования российских медиков на наличие маркеров ГВ. В главном клиническом госпитале МВД РФ (ГКГ МВД РФ) изучена распространенность ньбл§ и анти-нбб среди сотрудников всех лечебно-диагностических подразделений многопрофильного стационара, в том числе у лиц с ранее проведенной вакцинопрофилактикой ГВ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.