Научная статья на тему 'Отчетность коммерческого банка (проблемы и перспективы перехода на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности)'

Отчетность коммерческого банка (проблемы и перспективы перехода на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1709
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article the problem and outlook of transition on the International Accounting Standards and fiscal accounting are discussed. Special attention is paid to the problem of negative and positive result’s of transformation in conformity with the International Accounting Standards.

Текст научной работы на тему «Отчетность коммерческого банка (проблемы и перспективы перехода на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности)»

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

УДК 657.1:336.71

С.Е. Елкин

Омский государственный университет

ОТЧЕТНОСТЬ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА (ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕРЕХОДА НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ)*

In the article the problem and outlook of transition on the International Accounting Standards and fiscal accounting are discussed. Special attention is paid to the problem of negative and positive result’s of transformation in conformity with the International Accounting Standards.

Возникновение современной банковской отчетности.

Центральный банк РФ проводит последовательную политику приведения действующих российских норм и правил бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами бухгалтерского учета (International Accounting Standards - IAS).

Первым шагом в этом направлении явилось введение общей финансовой отчетности коммерческих банков, порядок составления которой регламентировался инструкцией Центробанка России от 1 октября 1997 г. № 17 «О составлении финансовой отчетности». Основной задачей введения общей финансовой отчетности коммерческого банка было ее использование для ознакомления и анализа деятельности коммерческого банка Центральным банком, другими заинтересованными юридическими и физическими лицами, а также в дальнейшем - для открытой публикации. Она позволила перейти к унифицированным принципам составления и публикации финансовых отчетов коммерческих банков. Российские банки, их иностранные контрагенты, надзорные органы получили возможность более реально оценивать финансовое состояние банка на основании показателей доходности, платежеспособности и ликвидности.

Вторым шагом стало введение в действие с января 1998 г. нового плана счетов и «Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» от 18 июня 1997 г. № 61.

Новые принципы построения плана счетов бухгалтерского учета позволили создать из ранее разнородных частей единую комплексную банковскую отчетность. Напомним базовые принципы построения плана счетов бухгалтерского учета.

1. Разделение счетов на активные и пассивные. Отказ от использования активно-пассивных счетов.

2. Единообразное отражение операций, совершаемых в различных видах валют, отказ от «валютного» раздела баланса. Приоритет содержания операции над видом валюты, в которой эта операция совершается.

3. Единая временная структура активных и пассивных операций (девять временных интервалов).

4. Разрешение банкам принимать решение об открытии дополнительных счетов, необходимых им для более точного отражения совершаемых операций.

5. Разделение счетов по типам клиентов.

6. Сокращение числа разделов в плане счетов до семи: «Капитал и фонды», «Денежные средства и драгоценные металлы», «Межбанковские операции», «Операции с клиентами», «Операции с ценными бумагами», «Средства и имущество», «Результаты деятельности».

7. Приведение баланса по доверительному управлению (8-й раздел), внебалансовых счетов, счетов по учету срочных операций (9-й раздел) и счетов депо к единой форме с балансовыми счетами.

8. Введение двадцатизначной нумерации лицевых банковских счетов.

«Положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ» № 205-П, утвержденные ЦБ РФ 5 декабря 2002 г., развивают международные

* При подготовке статьи использованы материалы из: Акимова А.Н., Береговой А.Ю. Большая книга бухгалтера банка // Ежегодный справочник-альманах. М.: Издат. группа «БДЦ-пресс», 2002.

© С.Е. Елкин, 2003

132

Отчетность коммерческого банка...

принципы бухгалтерского учета: раздельное отражение активов и пассивов, приоритет содержания над формой, существенность, открытость и осторожность. Вследствие принятия этих нормативных документов существенно изменилась банковская отчетность, представляемая коммерческими банками в Центробанк России: заметно повысилась информативность отчетности, в первую очередь ее основного элемента - банковского баланса.

Какие основные особенности имеет действующая в настоящее время банковская отчетность? В чем ее отличие от действовавшей ранее?

Основное отличие действующей банковской отчетности от использовавшейся ранее заключается в том, что она комплексная. Старую банковскую отчетность можно было достаточно легко разделить на три неравные части: бухгалтерскую, статистическую и общую финансовую.

Бухгалтерскую и общую финансовую отчетность использовали главным образом надзорные органы для сбора информации и осуществления надзора и контроля над деятельностью банков, а статистическую - в основном для формирования национальной статистики.

Несовершенство плана счетов проявлялось в том, что вся бухгалтерская отчетность была разделена на собственно бухгалтерскую отчетность, составляемую на основе этого плана, и общую финансовую отчетность, при подготовке которой соблюдались международные требования. Проблема заключалась в том, что расчет многочисленных агрегированных показателей банковской ликвидности, платежеспособности, доходности и прочие в соответствии с унифицированными международными нормами не мог быть произведен на основе существовавшего в то время плана счетов и практики учета тех или иных средств на конкретных балансовых счетах второго порядка. Таким образом, разделение бухгалтерской отчетности коммерческих банков на две, по сути, автономные отчетности явилось следствием наложения международных стандартов бухгалтерского учета на отечественный план счетов бухгалтерского учета.

Центробанк России постоянно совершенствовал нормативную базу банковской деятельности, приводя ее в соответствие с потребностями момента, в результате чего собственно бухгалтерская отчетность коммерческих банков постоянно видоизменялась. Ее состав за это время пополнился многочисленной отчетностью о валютных операциях, разнообразными отчетными формами о наличном денежном обращении, работе с бюджетными средствами, публикуемой отчетности в средствах массовой информации и т. д.

Классификация банковской отчетности.

Отчетность кредитных организаций образца 1998-2003 гг. стала бухгалтерско-статистической. Получение Центробанком России отчетности от кредитных организаций необходимо для разработки и проведения денежно-кредитной и валютной политики, осуществления надзора за деятельностью кредитных организаций, валютного контроля и регулирования, составления платежного баланса РФ, анализа поступлений и остатков на счетах по учету средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, а также осуществления контроля при ликвидации кредитных организаций.

В соответствии с этими принципами банковская отчетность разбита на пять составляющих: финансовая статистика, денежно-кредитная статистика, статистика платежного баланса, статистика финансового рынка, бюджетная статистика.

Помимо пяти видов бухгалтерской и статистической отчетности банковская отчетность содержала такой очень интересный компонент, как дополнительная отчетность. В соответствии с существенными изменениями, завершившимися внесением в банковскую отчетность указанием Центробанка России от 11 апреля 2002 г. № 1135-У «О внесении дополнений и изменений в Указание Банка России «О порядке составления и представления отчетности кредитными организациями в Центральный банк РФ» и Перечень отчетности и другой информации, представляемой кредитными организациями в Центральный банк РФ», формы дополнительной отчетности были включены в различные разделы бухгалтерской отчетности банков.

Существование помимо «основной» еще и «дополнительной» банковской отчетности имело как свои плюсы, так и минусы, но минусов все же больше. В первую очередь состав «дополнительной» отчетности в отличие от бухгалтерской отчетности меняется гораздо динамичнее. Большинство новых форм банковской отчетности, вводимых Центробанком России для совершенствования оперативного надзора за деятельностью коммерческих банков, появляется обычно как элементы «дополнительной» отчетности. При этом нумерация новых форм в «дополнительной» отчетности большей частью соответствует принятой нумерации в «основной» бухгалтерской отчетности. Это позволило сравнительно легко включить все новые формы в состав «основной» отчетности. Таким образом, «дополнительная»

133

С.Е. Елкин

отчетность благополучно выполнила роль полигона, на котором Банк России отрабатывал новые средства контроля за деятельностью российских банков.

Исторически сложилось, что в «дополнительную» банковскую отчетность входили все формы отчетности, составляемые коммерческими банками в соответствии с требованиями инструкции Центробанка России от 1 ноября 1997 г. № 1 «О порядке регулирования деятельности банков». Эта Инструкция является базовым документом, регулирующим деятельность коммерческих банков на основе соблюдения ими установленных Центробанком России обязательных экономических нормативов. Также в «дополнительную» банковскую отчетность входили все отчеты о создании банками фонда обязательных резервов для депонирования в Центробанке России, отчеты об открытых валютных позициях и открытых позициях в драгоценных металлах. Важность этих форм банковской отчетности определяется тем, что подавляющее большинство штрафных санкций, применяемых к кредитным организациям со стороны Центробанка России за нарушение пруденциальных норм деятельности, накладывается на банки при нарушениях, которые отражаются именно в этих формах отчетности. Наконец, в «дополнительную» отчетность входили такие два важнейших компонента, определяющие лицо финансовой отчетности любого коммерческого банка, как консолидированная отчетность и годовая публикуемая отчетность. Значение этих видов отчетности для деятельности коммерческого банка исключительно велико.

Таким образом, с объединением «основной» и «дополнительной» составляющих банковской отчетности в единую комплексную банковскую отчетность сделан еще один шаг по совершенствованию национальных норм бухгалтерского учета и отчетности.

Определение и признаки отчетности.

Требования к информации, представленной в банковской отчетности, достаточно противоречивы. Они зависят, во-первых, от того, кто является потребителем этой информации, во-вторых, от целей, для которых ее планируется использовать. Значимость разносторонней информации, содержащейся в банковской отчетности, для успешной и эффективной деятельности как банковской системы в целом, так и отдельных банков трудно переоценить. Это обусловлено многообразием связей коммерческих банков с акционерами, клиентами, партнерами, Центральным банком РФ, органами власти различных уровней, аудиторами, населением, средствами массовой информации.

Любая информация, а особенно финансовая, становится чрезвычайно актуальной в кризисные периоды. Резко возрастает потребность в ее анализе для принятия стратегически важных решений в условиях труднопрогнозируемых процессов. Эффективность обоснованного экономического решения определяется правильностью оценки и сопоставления собственных возможностей с потребностями и условиями рынка.

Указанные обстоятельства и стремление повысить качественный уровень отечественной банковской системы побуждают Центральный банк РФ, банковские объединения и отдельные кредитные организации предпринимать определенные усилия, направленные на удовлетворение информационных потребностей многочисленных пользователей банковской информации. Ведущая роль в этом процессе принадлежит Центробанку России. Используя сведения банковской отчетности коммерческих банков, Центробанк России решает, как уже отмечалось ранее, две главные задачи - формирование национальной статистики и оперативный контроль деятельности банков.

Для решения первой задачи собираемая Центробанком России информация должна соответствовать стандартам и требованиям, предъявляемым Международным валютным фондом и другими международными организациями, а также правительственными органами. Основное внимание Центробанк России уделяет здесь денежным агрегатам и распределению финансовой активности по ключевым позициям, которые составляют часть механизма прямого макроэкономического регулирования. Приоритетными являются получение информации в целом по системе и ее анализ с целью выявления основных тенденций в банковской сфере страны или ее регионов. Здесь используются лишь агрегированные показатели, информация по отдельным банкам не раскрывается.

Для решения второй задачи Центробанк России применяет методики контроля динамики аналитических показателей эффективности работы коммерческого банка. Эта информация необходима для обеспечения стабильности внутренних финансовых рынков, предупреждения и оказания помощи при возникновении трудностей в работе коммерческих банков. Она собирается на основании нормативной финансовой отчетности и обрабатывается индивидуально по каждому банку. Отличительной особенностью данной информации является наличие в ней значительного объема конфиденциальных сведений о банке, его клиентах, характере деятельности в том или ином сегменте финансового рынка.

Итак, что же понимается сегодня под банковской отчетностью?

134

Отчетность коммерческого банка...

Под банковской отчетностью понимается предусмотренная действующим законодательством РФ и нормативными актами Центробанка России форма получения информации о деятельности кредитных организаций, при которой Центробанк России получает информацию в виде установленных отчетных документов (форм отчетности), утвержденных Центробанком России, подписанных электронной цифровой подписью или собственноручно лицами, ответственными за достоверность представленных сведений.

Основными признаками отчетности являются:

1. Обязательность - каждая кредитная организация обязана представлять отчетность по показателям, формам, в адреса и сроки, установленные указаниями Центробанка России.

2. Документальная обоснованность - все данные отчетности формируются на основе первичных учетных документов, в том числе разрабатываемых в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях РФ и правилами ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ, а также иных документов, предусмотренных нормативными актами Центробанка России.

3. Юридическая сила - формы отчетности являются официальными документами кредитной организации, которая в соответствии с действующим законодательством несет ответственность за их достоверность, правильность оформления и своевременность представления.

Важным, с нашей точки зрения, моментом является введение унифицированных форм для представления всех банковских отчетов, а также ориентированность информации, содержащейся в отчетах, на автоматизированную обработку.

Перспективы института банковской отчетности.

Существенное значение для формирования надлежащей правовой базы регулирования банковского сектора имеют принятые изменения и дополнения в действующие законы. Центробанк России, используя предоставленные полномочия, будет проводить инспекционные проверки с целью выявления банков, представляющих недостоверную отчетность и имеющих признаки несостоятельности. Особое внимание будет уделяться правильности расчета собственных средств и достаточности капитала. На основании данных, полученных из официальной отчетности и в ходе инспекционных проверок, у банков, имеющих установленные законодательством основания, будут отзываться лицензии на совершение банковских операций.

Принципиальное значение имеет принятие законодательных актов, направленных на дальнейшее укрепление правовых основ банковской деятельности и предполагающих, в частности:

1. Защиту кредиторов, требования которых обеспечены залогом, имея в виду прежде всего (в случае ликвидации должника) возможность удовлетворения требований кредиторов, обеспеченных залогом, вне очереди за счет средств, полученных от реализации имущества, переданного в залог, а также упрощение процедур обращения взыскания на имущество, переданное в залог.

2. Изменения и дополнения в статьи 318, 809 и 839 ГК РФ, направленные на установление единого порядка начисления процентов по операциям банков, связанным с привлечением и размещением денежных средств.

3. Повышение уровня требований к достаточности капитала, необходимой для продолжения работы кредитных организаций на рынке банковских услуг.

4. Изменения в статью 837 ГК РФ, устанавливающие возможность включения в договор вклада положения о праве вкладчика на досрочное изъятие депозита при условии предварительного уведомления банка (до 30 дней).

5. Развитие законодательства, позволяющего осуществлять банковские операции с применением новых технологий (законодательство об электронной подписи и о переводе денежных средств).

6. Повышение транспарентности структуры собственности кредитных организаций, включая уточнение режима предоставления кредитными организациями информации о реальных владельцах.

7. Предоставление Центробанку России права устанавливать обязательные пруденциальные нормы для банковских групп.

8. Предоставление Центробанку России права обмениваться информацией с органами надзора иностранных государств на конфиденциальной основе и информацией, полученной в процессе осуществления им функций по надзору за банками (за исключением справок по операциям и счетам), без получения согласия кредитной организации и обеспечение защиты информации, получаемой Центробанком России от органов банковского надзора других стран на конфиденциальной основе.

135

С.Е. Елкин

Банковский надзор.

Основным принципом совершенствования системы регулирования банковской деятельности, банковского надзора и внешнего аудита является внедрение в полном объеме международно-признанных подходов к их методике и организации. Это потребует внесения изменений и дополнений в действующее законодательство, а также улучшения практики его применения. Задачи укрепления правопорядка в банковском деле, наряду с вопросами банковского надзора, связаны с такими проблемами, как контроль за валютными операциями, соблюдение налогового и антимонопольного законодательства в банковской сфере, борьба с отмыванием доходов, полученных преступным путем. Совершенствование законодательной и правоприменительной практики по данным направлениям уже проводится с использованием международного опыта.

Укрепление банковского надзора, включая процедуры регистрации и лицензирования кредитных организаций, текущего надзора и отзыва лицензий играет важную роль в реформировании банковского сектора.

В сфере регистрации и лицензирования деятельности кредитных организаций Центробанком России продолжается работа по совершенствованию системы лицензирования деятельности кредитных организаций, включая повышение требований к их учредителям (участникам) и унификацию подходов к лицензированию банков.

Предстоит в соответствии с законодательством решить прежде всего следующие задачи.

1. Развить подходы к оценке финансового положения учредителей (участников) кредитных организаций, лиц, приобретающих существенную долю их капитала, а также к оценке их деловой репутации.

2. Повысить квалификационные требования к кандидатам на должности руководителей и главных бухгалтеров кредитных организаций, руководителей и бухгалтеров филиалов, включая требования, предъявляемые к их деловой репутации.

3. Усовершенствовать методики оценки бизнес-планов кредитных организаций.

4. Обеспечить раскрытие кредитной организацией сведений о ее реальных владельцах, повысить требования к прозрачности структуры собственности кредитных организаций.

5. Провести оценку возможного влияния взаимозависимости учредителей на деятельность кредитных организаций.

В сфере текущего надзора важнейшей задачей является внедрение системы оценки деятельности кредитных организаций на основе международно-признанных подходов.

Существенным элементом обеспечения финансовой стабильности банковского сектора является дальнейшее развитие системы требований, определяющих допустимые параметры принимаемых кредитными организациями рисков.

Центробанк России продолжает реализацию подходов, предусмотренных «Основополагающими принципами эффективного банковского надзора», рекомендованными Базельским комитетом по банковскому надзору, что предполагает последовательный переход от формальных ограничений и регламентации к максимальному учету в деятельности кредитных организаций таких параметров, как:

1) существенность рисков;

2) адекватность суждения кредитной организации о реальном уровне риска;

3) качество внутрибанковских систем управления и контроля за рисками.

В связи с этим деятельность Центробанка России направлена на качественное совершенствование текущего надзора, прежде всего на замещение формальных процедур контроля за соблюдением установленных норм оценкой реальных параметров рисков. Особое внимание уделяется качеству внутрибанковских систем управления и внутреннего контроля.

Центробанк России предпринимает меры по развитию проективной функции текущего надзора. В этих целях получила дальнейшее совершенствование система раннего предупреждения, базирующаяся на данных документального анализа и результатах инспекторских проверок.

Основное внимание уделяется финансовому состоянию кредитных организаций, достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности, обнаружению проблем в деятельности кредитных организаций на ранних стадиях их возникновения. Эта задача решается путем внедрения Центробанком России комплексных методик и практики анализа финансового состояния кредитных организаций как при проведении документарного надзора, так и в ходе осуществления инспекторских проверок.

Важным элементом современной системы текущего надзора за банками выступает надзор на консолидированной основе, задачей которого на ближайшие несколько лет является методическая отработка и практическая реализация подходов к консолидированной оценке всех рисков, принимаемых кредитной организацией в процессе деятельности как непосредственно, так и опосредованно, через

136

Отчетность коммерческого банка...

аффилированные структуры, включая в том числе и риски, возникающие в связи с осуществлением деятельности, не относящейся к банковской.

Одним из условий реализации отмеченных задач является требование транспарентности контроля за деятельностью кредитных организаций, осуществляемого через участие в их капитале или любым иным способом.

Развитие системы формирования резервов на возможные потери осуществляется на основе включения в число инструментов и рисков, по которым банки должны формировать резервы на возможные потери, внебалансовых операций, срочных сделок, ценных бумаг, приобретенных для инвестирования (включая государственные).

В перспективе одновременно с внедрением международных стандартов бухгалтерского учета финансовой отчетности и модернизацией системы налогообложения Центробанк России предусматривает дополнительно либерализовать подходы к порядку формирования всех видов резервов, имея в виду предоставление кредитным организациям более широких возможностей для вынесения суждения о величине принятого риска при формировании резервов с последующим контролем надзорного органа и внешних аудиторов.

Важнейшей предпосылкой повышения эффективности регулирования и банковского надзора является переход на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности. В целях подготовки перехода кредитных организаций на международные стандарты с 1 января 2004 г. Правительство РФ и Центробанк России в течение 2003 г. должны определить меры организационноправового характера, необходимые для перехода кредитных организаций на бухгалтерский учет и финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами.

Переход на международные стандарты требует изменения нормативной базы организации бухгалтерского и управленческого учета, разработки, апробации и внедрения новых программных комплексов, обучения и переподготовки бухгалтерских, управленческих, аудиторских кадров, а также специалистов банковского надзора.

Указанные меры направлены в первую очередь на устранение дублирования и излишней детализации представляемой в Центробанк России информации, оптимизацию сроков представления отчетности. Центробанк России в рамках деятельности Межведомственного координационного комитета содействия развитию банковского дела в России приступил к разработке нормативной базы для внедрения международных стандартов и их апробации на группе «пилотных» банков.

Новым направлением раскрытия информации о банковском секторе станет введение в практику публикации макропруденциальных показателей, характеризующих основные параметры его деятельности. Раскрытие данной информации позволит кредитным организациям, инвесторам, надзорным органам и другим заинтересованным пользователям осуществлять регулярный мониторинг макроэкономических показателей деятельности российского банковского сектора.

В условиях глобализации финансовых рынков усиливается значение эффективного обмена информацией о деятельности кредитных организаций и банковских групп с органами банковского надзора других стран. Необходимо внесение изменений в законодательство, определяющих возможности и условия обмена информацией о кредитных организациях с надзорными органами зарубежных стран в целях развития международного аспекта транспарентности информации о российском банковском секторе.

Центробанк России продолжает совершенствование системы организации банковского надзора на основе оптимального сочетания элементов централизации и децентрализации надзорных функций.

В целях повышения эффективности системы корпоративного управления в кредитных организациях и банковского надзора за их деятельностью Центробанк России должен обеспечить развитие обмена информацией с внешними аудиторами кредитных организаций в соответствии с подходами, содержащимися в международных рекомендациях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аудит кредитных организаций, взаимодействие с международными организациями.

Внешний аудит призван играть возрастающую роль в развитии транспарентности деятельности кредитных организаций, усилении дисциплины рынка и совершенствовании систем корпоративного управления и внутреннего контроля. Основной задачей на ближайшие годы является внедрение стандартов аудита в соответствии с требованиями международной практики и международных стандартов финансовой отчетности:

1. Приведение стандартов аудита в соответствие с требованиями международной практики.

2. Повышение требований к репутации и опыту работы аудиторских организаций, работающих с кредитными организациями; развитие практики применения адекватных мер к аудиторам за грубые

137

С.Е. Елкин

ошибки, повлекшие введение в заблуждение пользователей подтвержденной аудиторами недостоверной информации, включая лишение лицензий на осуществление аудиторской деятельности.

3. Повышение роли саморегулируемых профессиональных организаций в допуске аудиторов на рынок и контроле за качеством аудита.

Наиболее важными направлениями развития культуры банковского дела являются:

1. Повышение качества системы корпоративного управления и внутреннего контроля.

2. Повышение ответственности руководителей кредитных организаций за исполнение принятых ими обязательств.

3. Развитие рыночной дисциплины, включая транспарентность банковской деятельности.

4. Повышение профессиональных навыков и уровня этических норм деятельности руководства, сотрудников, а также учредителей (участников) кредитных организаций.

Развитие культуры банковского дела обеспечивается рядом факторов, включая совершенствование действующего законодательства, развитие системы регулирования банковской деятельности и банковского надзора. В то же время практика, в том числе и международная, показывает, что эти факторы без поддержки банковского сообщества не могут дать желаемых результатов.

Стимулом к повышению культуры банковского дела и укреплению взаимодействия в банковском сообществе явилось бы принятие банковским сообществом этических принципов банковского дела, в разработке которых ведущую роль должны играть сами кредитные организации и их ассоциации. Задача такого документа - систематизировать неурегулированные законодательством принципы делового оборота, отвечающие целям формирования здоровой рыночной среды. Одновременно банковское сообщество должно выработать эффективные механизмы контроля за добросовестностью участников рынка банковских услуг.

УДК 336.71

Я.А. Клесова, Е.Б. Свердлина

Омский государственный университет

КАПИТАЛ БАНКА:

ЕГО ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА ДОСТАТОЧНОСТИ

In this article the authors examine the problem of forming of bank capital from the point of view of economic theory and the bank practice. The economic idea of the index of bank capital adequacy is analyzed taking into account the historical dynamics of the Bank of Russia approaches to the capital and normative adequacy calculation. The problem of interest rate risk valuation for the normative calculation of capital adequacy is examined. The appropriate calculations are made on the example of a hypothetical bank and there is drawn a conclusions about the expedient approach to the interest rate risk valuation.

Капитал банка - одно из ключевых понятий в области банковского менеджмента. Надежность банка напрямую зависит от объема накопленных капитальных ресурсов. В сопоставлении с капиталом рассчитывается множество обязательных нормативов. Поэтому отнюдь не случайно, что в настоящее время качество составляющих капитала пользуется повышенным вниманием со стороны Центробанка России. В частности, в марте 2003 г. вступило в силу положение Центробанка России № 215-П «О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций», которое предусматривает исключение из расчета капитала той части его источников, для формирования которой инвесторами использовались ненадлежащие активы. Безусловно, это нововведение выливается в необходимость сокращения капитала теми банками, которые в свое время «раздували» его искусственно. Причем ранее был возможен целый ряд путей, напрямую ведущих к искусственному увеличению капитала: оплата эмиссии из собственных средств банка (например, путем предоставления потенциальному акционеру кредита, путем создания дочерней компании, которая оплачивает часть эмиссии), получение субординированного кредита, ресурсом для которого стали опять же собственные средства банка и т. д.

По данным Центробанка России [1, с. 14], за 2002 г. собственные средства (капитал) действующих кредитных организаций выросли на 28,1 % и по состоянию на 1 января 2003 г. составили 581,3 млрд руб., что (в реальном исчислении) превышает предкризисный уровень на 25,8 %. Рост капитала за 2002 г. произошел у 1 118 банков (84 % от числа действующих кредитных организаций) на сумму 139,4 млрд руб. Уставный капитал, формирование которого до недавнего времени могло осуществ-

© Я.А. Клесова, Е.Б. Свердлина, 2003

138

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.