И.О. Маленко”
аспирант кафедры «Экономика и антикризисное управление»
ОБ АСПЕКТАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
^Оостояние и перспективы функционирования финансовых институтов и рынков капитала имеют жизненно важное значение для национальной экономики любого государства. Банковская сфера большинства стран относится к числу наиболее регулируемых, что объясняется ее значимостью для народнохозяйственных процессов, происходящих в стране. Регулирование и надзор за банками является составной частью системы государственного регулирования общеэкономических процессов. Как показывает опыт, либерализация банковской деятельности зачастую приводит к массовому банкротству банков, поэтому их деятельность служит объектом тщательного надзора со стороны центральных банков и правительственных органов.
В современных условиях хозяйствования аспект устойчивости российских коммерческих банков приобретает особое значение. Их нестабильное финансовое положение, с одной стороны, и необходимость расширения инвестиций — с другой в известной степени обостряют проблему, превращая ее в один из наиболее актуальных теоретических и практических вопросов национальной экономики.
Во избежание банковских кризисов Правительство РФ и Банк России объединили свои усилия и решили впредь предпринимать активные совместные действия по развитию и повышению устойчивости банковского сектора, качества предоставляемых кредитными организациями услуг, усилению защиты прав вкладчиков и кредиторов банков, развитию конкурентной среды и транспарентности в банковской сфере. С этой целью была принята Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 г.**
Согласно данной стратегии основные цели развития банковского сектора заключаются в следующем.
* И.С. Маленко рекомендован Ученым советом Финакадемии для участия во
Всероссийском открытом конкурсе на получение стипендии Президента РФ для обучения за рубежом студентов и аспирантов российских вузов в 2008/09 учебном году.
** Обновленная редакция этого документа проходит согласование в уполномоченных органах.
^ Повышение общеэкономической эффективности осуществляемых банковским сектором функций по аккумулированию денежных средств населения, предприятий и их трансформации в кредиты и инвестиции;
^ повышение функциональной роли в экономике и конкурентоспособности российских кредитных организаций на внутреннем рынке по сравнению с зарубежными финансовыми организациями;
^ дальнейшее укрепление устойчивости банковского сектора, усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков;
^ предотвращение использования кредитных организаций в недобросовестной коммерческой деятельности и противоправных целях, в том числе для легализации преступных доходов и финансирования терроризма;
^ развитие конкурентной среды, рыночной дисциплины и транспарентности в деятельности кредитных организаций;
^ повышение доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков, в первую очередь населения.
Вследствие кризиса лета 2004 г. данная стратегия получила приоритетную задачу — ускорение экономического развития страны путем повышения роли банковского сектора в экономике. Отметим, что это возможно при улучшении качества самой банковской системы, и здесь надзорный орган видит одним из главных направлений совершенствования в условиях нестабильности мировой экономики — обеспечение финансовой устойчивости российских банков и защита их от внешних воздействий.
Основным результатом развития банковского сектора должно явиться существенное повышение его функциональной роли в экономике страны и финансовой устойчивости. Параметры оценки устойчивости российского банковского сектора были предусмотрены Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», а также Указанием Банка России «Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов». В этом документе впервые для российского банковского сектора были приведены и законодательно закреплены основные показатели финансовой устойчивости банков. По сути, это был первый опыт комплексной оценки финансовой устойчивости большинства банков России.
В настоящее время перед надзорным органом и всей банковской системой стоит другая задача — разработать и сделать практически применимым механизм регулярного мониторинга как отдельно взятых банков, так и всей системы в целом, не только для поддержания страхования вкладов, но и для предупреждения и сглаживания последствий банковского кризиса любого масштаба.
Однако значительное число банков не прошли в систему страхования вкладов, в связи с чем возникла необходимость совершенствовать действующий механизм оценки финансовой устойчивости и обеспечить единство ее оценки для всех банков страны, а не только участников системы страхования вкладов. Причем совершенствовать систему необходимо и на макроуровне, и для каждого конкретного банка. Банковское сообщество и надзорный орган должны осознавать необходимость создания эффективной системы мониторинга и оценки финансовой устойчивости.
Теории и практике обеспечения устойчивости коммерческих банков посвящено немало публикаций, проводятся дискуссии и семинары с участием представителей деловых кругов и властных структур, вносятся практические рекомендации по вопросам реформирования банковской системы России. Проблемы устойчивости нашли отражение в трудах современных специалистов банковского дела и деятелей отечественной науки. Однако в области изучения устойчивости банков остается немало нерешенных проблем как теоретического, так и прикладного характера. Современное состояние российских банков настоятельно требует совершенствования методологических подходов к обеспечению устойчивости коммерческих банков и создания эффективной системы национального мониторинга в целях поддержания устойчивости и дальнейшего развития отечественной банковской системы.
Характерными особенностями в плане устойчивости коммерческих банков являются многогранность, сложность и системность данного института. В связи с этим вопрос совершенствования оценки финансовой устойчивости, ее повышения требует не только совместной работы надзорного органа и коммерческих банков, но и привлечения различных ветвей законодательной и исполнительной власти РФ к выработке комплексного, всестороннего решения.
Совершенствование законодательства должно проходить с учетом основных целей и необходимости дальнейшего развития банковского сектора, включая:
И укрепление устойчивости банковского сектора во избежание развития системных банковских кризисов;
И повышение доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков, в первую очередь населения;
И усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков;
И предотвращение использования кредитных организаций в недобросовестной коммерческой деятельности.
Достижение обозначенных целей предполагает решение задач в сфере нормативного правового регулирования, в связи с чем необходимо:
И приблизить основные правовые нормы функционирования кредитных организаций к международно признанным нормам, в том числе определенным в документе Базельского комитета по банковскому надзору «Основополагающие принципы эффективного банковского надзора»;
И укрепить права кредиторов и вкладчиков;
И обеспечить совершенствование правовых механизмов и развитие процедур ликвидации кредитных организаций, у которых отозваны лицензии на совершение банковских операций;
И отрегулировать нормативные механизмы конкуренции и предотвращения действий по ограничению свободы коммерческой деятельности в банковской сфере;
И завершить процедуру включения коммерческих банков России в систему страхования вкладов;
И завершить переход российской банковской системы на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности;
И обеспечить совершенствование системы валютного регулирования и валютного контроля;
И создать условия для более широкого применения современных электронных технологий;
И обеспечить возможности для противодействия установлению недобросовестными лицами контроля над кредитными организациями.
В целях повышения финансовой устойчивости банковского сектора Центральный банк России намерен предпринять следующие принципиальные шаги по принятию законодательных актов, направленных на дальнейшее укрепление правовых основ банковской деятельности и предполагающих:
И защиту кредиторов, требования которых обеспечены залогом, имея в виду прежде всего (в случае ликвидации кредитной организации) «возможность удовлетворения требований кредиторов, обеспеченных залогом, вне очереди за счет средств, полученных от реализации имущества, переданного в залог, а также упрощение процедур обращения взыскания на имущество, переданное в залог»*;
И изменения и дополнения в статьи 318, 809 и 839 Гражданского кодекса РФ, направленные на установление единого порядка начисления процентов по операциям банков, связанным с привлечением и размещением денежных средств;
* Козлов АА. Модернизация банковского сектора: задачи совершенствования банковского надзора // Деньги и кредит. 2003. № 1.
И повышение уровня требований к достаточности капитала, необходимой для продолжения работы кредитных организаций на рынке банковских услуг;
И внесение изменений в статью 837 Гражданского кодекса РФ, устанавливающих возможность включения в договор вклада положения о праве вкладчика на досрочное изъятие депозита при условии предварительного уведомления банка (до 30 дней);
И совершенствование законодательства, позволяющего осуществлять банковские операции с применением новых технологий (положения об электронной подписи и о переводе денежных средств);
И повышение транспарентности структуры собственности кредитных организаций, включая уточнение режима предоставления кредитными организациями информации о реальных владельцах;
И установление альтернативных конкурсному производству процедур (продажа банка целиком или частями, мировое соглашение), которые могут быть применены к банкам, признанным арбитражным судом банкротами;
И расширение полномочий Банка России по установлению обязательных пруденциальных норм для банковских групп.
Однако задачи совершенствования законодательной и правоприменительной практики в банковской системе наряду с вопросами корпоративного управления, банковского регулирования и банковского надзора связаны также с такими проблемами, «как соблюдение налогового и антимонопольного законодательства, борьба с отмыванием доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, контроль за валютными операциями»*.
Совершенствование законодательной и правоприменительной практики с использованием международного опыта связано в настоящее время прежде всего с подготовкой новой редакции Указания Банка России от 31 марта 2000 г. № 766-У «О критериях определения финансового состояния кредитных организаций». Данные изменения будут затрагивать методику расчета показателей финансовой устойчивости, основанных на коэффициентах, впервые использованных в российской практике при отборе банков в систему страхования вкладов (прежде всего, в Указании Банка России от 16 января 2004 г. № 1379-У «Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов»).
* Материалы конференции «Банки и их роль в развитии регионов»
// Банковское дело. 2003. № 3.
Для законодательных и исполнительных органов Российской Федерации немаловажным является вопрос о взаимной ответственности кредитора и заемщика за соблюдение принципов и условий кредитования, в том числе ответственность государства, если оно рекомендует тому или иному банку кредитовать в достаточной степени рискованный проект, а также ответственность менеджеров за банкротство кредитного учреждения. Практически нет правового механизма выявления заведомо фиктивных кредитов. Даже если предположить, что удастся доказать, что банк-кредитор и клиент-заемщик заранее знали о бесперспективности возврата ссуды, то по действующим законодательным нормам их невозможно привлечь к какой-либо ответственности. Чрезвычайно затруднен механизм реализации прав акционеров, залога в пользу кредитора.
Нуждаются в более глубокой проработке вопросы формирования эффективной судебной системы, системы исполнительного производства, учитывающей специфику банковского бизнеса. При соблюдении кредитных договоров довольно много формализма. В России нет каких-либо законодательно закрепленных преференций для кредитных организаций, когда речь идет о кредитовании реального сектора экономики. Возможно, для этого нужны иные экономические нормативы ликвидности и отчислений в резервные фонды, изменения в очередности платежей и даже льготы по налогообложению для банков, которые преобладающую часть своих ресурсов направляют на кредитование развития производства. В свою очередь к спекулятивным банковским операциям должны применяться повышенные ставки налогообложения.
В правовом отношении не до конца отрегулированы вопросы эмиссии денег на производственные потребности народного хозяйства, рефинансирования кредитных учреждений, стимулирования формирования финансово-промышленных групп в целях оптимизации финансовых потоков, а также механизм привлечения валюты на банковские депозиты. Без последовательной денежнокредитной политики Банка России здесь не обойтись. Ни для кого не секрет, что «повышение доверия граждан и инвесторов к банкам является ключевой хозяйственной проблемой, решение которой позволит в несколько раз увеличить банковский капитал»*.
Глобальным в определенном смысле направлением совершенствования банковского законодательства, как представляется, становится его кодификация, построенная по принципу Банковского кодекса.
Банковский кодекс — это фундаментальная программная задача регулирования денежно-кредитных институтов и их операций. Как нормативный доку-
* Комиссаров Г.П. Банковский «кризис доверия»: прививка или болезнь?
// Аналитический банковский журнал. 2005. № 2.
мент он призван в рамках единой структуры сгруппировать законодательные нормы, относящиеся к банковской сфере. При формировании данных норм доминировать должны не кратковременные потребности сегодняшнего дня, а «фундаментальные представления общества о банках, их роли в экономике, характере собственности, роли государства, межбанковской конкуренции и другие положения, выработанные мировой теорией денежно-кредитных отношений»*.
В заключение отметим, что наряду с некоторыми проблемами банковского законодательства дальнейшему развитию банковской деятельности и укреплению финансовой устойчивости всего банковского сектора России во многом препятствуют высокие финансовые риски, сохраняющиеся до настоящего времени. Это кредитные риски, риски ликвидности и т.д. Оказывает влияние и политическая ситуация. Наиболее эффективным решением упомянутых проблем будет повсеместное усиление контроля за коммерческими банками со стороны надзорного органа, поскольку банковский сектор — это «кровеносная система» страны и в случае сбоев в ее работе будет невозможно дальнейшее функционирование всей экономики, а устойчивость банковского сектора — это устойчивость каждого отдельно взятого банка.
Обеспечение устойчивости кредитных организаций и совершенствование данной системы возможно только при комплексном развитии всех направлений с учетом не только законодательных аспектов, но и вопросов создания эффективной системы мониторинга финансовой устойчивости, института кураторов кредитных организаций со стороны надзорного органа и др.
Очевидно, что это приведет к повышению роли Центрального банка РФ и усилению контроля над банковским сектором. Сегодня мы видим, что излишняя либерализация экономики оборачивается для российской действительности нестабильностью. Органам законодательной и исполнительной власти следует выстраивать четкую вертикаль управления страной и отлаженную систему контроля, при этом банковскому сектору — кровеносной системе всей экономики — необходимо уделять максимальное внимание.
** Суворов А.В. Вопросы дальнейшего совершенствования банковского законо^ дательства// Международный бухгалтерский учет. 2005. 31 янв.
ВЕСТНИК ФИНАНСОВОЙ АКАДЕМИИ
Ш
Обложка худ. В.А. Селин
Компьютерное макетирование и верстка Н.Н. Жазсова
Корректор Т.Н. Кузнецова
Подписано в печать 17.3.2008 г. Формат 70 х 100/16. Печать офсетная. Гарнитура Academy Бумага офсетная № 1. Печ. л. 12,0. Тираж 995 экз.
Заказ №
Отпечатано в ??? ???
???
Тел. ???