Научная статья на тему 'К вопросу о разработке стратегии развития банка'

К вопросу о разработке стратегии развития банка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
262
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о разработке стратегии развития банка»

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

К ВОПРОСУ О РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ

РАЗВИТИЯ БАНКА

Результатом реформирования российского банковского сектора должно явиться существенное повышение его роли в отечественной экономике, а также приближение российской банковской системы (по основным параметрам банковской деятельности) к странам, у которых соотношение между активами банковской системы и ВВП равно 50 - 60% (для нашей страны на сегодняшний день это соотношение составляет порядка 34%), а соотношение между капиталом банковской системы и ВВП - 5 - 6% (для России сегодня это соотношение составляет 3,7%).

При условии сохранения положительной динамики развития российской экономики можно прогнозировать сохранение тенденции к наращиванию капитала банков. Динамика совокупного капитала российских банков будет в значительной степени зависеть от эффективности мер по реструктуризации проблемных и ликвидации бесперспективных банков.

С количественной точки зрения, задачу восстановления реальных значений банковских капиталов и активов до предкризисного уровня удастся решить в ближайшие годы. В связи с переориентацией деятельности банков на обслуживание реального сектора экономики ожидается увеличение доли кредитов в совокупных банковских активах с 35% в 2000 году до 40 -41% в 2003 году.

Следует отметить, что в ходе принятия антикризисных мер и осуществления первого этапа посткризисной реструктуризации российских банков (сентябрь 1998 года - 1999 год) были в основном решены задачи, сформулированные в совместном документе Правительства РФ и Банка России "О мерах по реструктуризации банковской системы Российской Федерации", принятом в ноябре 1998 года.

Банком России, Агентством по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) и самими банками были приняты экстренные меры по

A.B. Суворов, кандидат экономических наук

МГТА

восстановлению системы платежей, что способствовало скорейшему созданию законодательных и организационных основ для реструктуризации российских банков. Совместными усилиями удалось преодолеть наиболее тяжелые последствия финансового кризиса 1998 года, значительно сократить количество неплатежеспособных и проблемных банков, сохранить жизнеспособное ядро банковской системы, восстановить возможности банков по предоставлению базовых услуг экономике страны. Осуществление мер по реструктуризации банковской системы страны создало необходимые условия для роста капитала, активов и привлечения средств банками.

Что касается разработки стратегии того или иного банка, то здесь следует учитывать, что в силу специфики своей деятельности коммерческие банки вовлекают в свой оборот заемные средства, порой превышающие их собственные в десятки раз. Это обязывает банки работать эффективно, профессионально вести операции, не допуская промахов, способных привести к банкротству, которое, подобно лавине, увлекает за собой многие организации и вкладчиков.

Следует также учесть, что интерес клиента банка - будь то частный вкладчик, промышленное предприятие, размещающее средства на депозит, или банк, предоставляющий кредит на межбанковском рынке, - состоит, прежде всего, в сохранности денежных средств. Поэтому основное внимание при разработке стратегии должно быть уделено надежности того или иного банка. В этой связи в ходе разработки стратегии банка должно быть сделано обобщенное описание клиентуры банка на основе определения группы потенциальных потребителей услуг. Сегодня известны два способа определения такой клиентуры -отождествление и выделение. Первый способ является аналитическим, второй - эмпирическим.

При аналитическом способе описания клиентуры банка выделяются социально-демографичес-

кие признаки той или иной группы населения (если речь идет о привлечении частных вкладов). Если речь идет о потенциальных корпоративных клиентах, то выделяются отраслевые группы. В ходе разработки стратегии выделенные группы изучаются, а затем делаются выводы, которые становятся основой формирования стратегии банка.

Эмпирический способ основан на изучении уже существующей клиентуры банка. Здесь также выделяются группы с определенными признаками, и на основании имеющихся данных строится прогноз расширения каждой из групп.

Кроме того, существует целый ряд важнейших характеристик, которые должны учитываться при разработке стратегии банка. К их числу следует отнести:

достаточность капитала, характеризующая все возрастающие требования к размеру собственного капитала банка со стороны не только национальных регулирующих органов, но и международных организаций в целях повышения устойчивости и надежности;

качество активов, которое за счет рационального и оптимального размещения активов должно обеспечивать банку поддержание его ликвидности и платежеспособности, доходность и стабильный приток денежных средств, умеренный риск и диверсификацию рисков, привлечение и сохранение надежных, кредитоспособных клиентов-заемщиков;

квалификация персонала, представляющая собой человеческий потенциал знаний, умений, интуиции и являющаяся наиглавнейшим активом. По мнению немецкого банкира Ф. Гута, в сегодняшних условиях изменяющейся конкурентной среды человеческий фактор следует рассматривать как самый ценный актив кредитной организации, а способность к использованию возможностей рынка прямо зависит от качества людских ресурсов;

информационный потенциал, представляющий собой возможности и способности к получению, сохранению, передаче и предоставлению достоверной, обширной, обработанной аналитиками информации (для осуществления повседневной деятельности банки подключены к разного рода информационным системам связи и телекоммуникациям);

инновационный потенциал, характеризующийся степенью инновационной деятельности, которая всегда была высокой у конкурентоспособных банков. Так, в 1990-е годы явные конкурентные преимущества получили те банки, которые первыми овладели новыми финансовыми инструментами (например, хеджированием рисков и др.), а также техникой сделок с производными финансовыми инструментами;

технологическая составляющая, определяющая качество и эффективность работы банка, и, в частности, его продуктов и услуг, Технологический аспект осуществляемых операций, сделок, принятия решений при условии науч-но-технической состоятельности и оправданности этого аспекта также является важным элементом стратегии банка.

И конечно же, стратегия банка должна быть теснейшим образом увязана со стратегией реформирования банковской системы страны, основными целями которой являются:

повышение устойчивости российских банков в целях исключения возможности возникновения системных банковских кризисов;

повышение качества услуг по привлечению и аккумулированию средств населения и хозяйствующих субъектов и их трансформации в кредиты и инвестиции;

восстановление и укрепление доверия к российским банкам со стороны инвесторов (в том числе и иностранных) и вкладчиков;

предотвращение использования банков для целей недобросовестной коммерческой деятельности.

В этой связи в ближайшие годы практическими задачами, решение которых будет способствовать достижению поставленных стратегических целей, будут:

укрепление финансового состояния наиболее жизнеспособных банков и выведение из финансового рынка проблемных банков;

повышение уровня капитализации и качества капитала;

расширение деятельности по привлечению средств населения и хозяйствующих субъектов;

усиление взаимодействия банка с реальной экономикой.

Основными задачами в сфере менеджмента российских банков являются:

осуществление мер по предотвращению ограничения свободы коммерческой деятельности в банковской сфере;

разработка методики перехода кредитных организаций на международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности;

повышение эффективности функционирования внутрибанковских систем управления и внутреннего контроля.

Давая характеристику существующим тенденциям в развитии банковской системы страны в целом следует отметить, что сроки достижения целей реформирования российского банковского сектора, а также реалистичность определенных количественных параметров во многом зависят от макроэкономической политики России, общих темпов и характера экономического

развития и структурных преобразований в российской экономике, которые, согласно методике Банка России, оцениваются по следующим ключевым для банковского сектора показателям:

реальный объем и структура ВВП;

динамика инфляции, валютного курса и рыночных процентных ставок, а также их предсказуемость;

уровень монетизации экономики, сокращение доли бартерных сделок и наличных форм расчетов.

Одной из характеристик российского банковского сектора, оказывающих прямое влияние на тенденции его формирования, является соотношение активов банковской системы и ВВП, о котором говорилось выше. На сегодняшний день оно свидетельствует о том, что банковский сектор по-прежнему играет в экономике России весьма скромную роль. В этой связи следует отметить, что уровень развития российской банковской системы адекватен общему развитию рыночной экономики и всей финансовой системы страны. По уровню монетизации экономики, определяемому как отношение объема денежной массы (М2) к ВВП (не более 16%), Россия значительно уступает развитым западным странам.

Сегодняшнее развитие российской банковской системы происходит на фоне позитивных изменений макроэкономической ситуации в стране, обусловленных прежде всего благоприятными условиями для осуществления внешнеэкономической деятельности и выгодной мировой конъюнктурой на традиционные товары российского экспорта. Происходят позитивные изменения в росте производства товаров и услуг, стабилизировалась ситуации на валютном рынке, увеличиваются реальные доходы населения, повышается инвестиционная активность. Позитивным фактором является также снижение темпов инфляции.

Наметились и положительные изменения в бюджетной сфере, которые проявились в увеличении налоговых поступлений в бюджет и превышении доходов бюджета над его расходами. Улучшение состояния государственных финансов позволило ограничить заимствования на внешнем рынке.

Динамика основных параметров, характеризующих состояние банковской системы в период с 01.01.99 по 01.11.2000, свидетельствует о четко прослеживаемой тенденции к ее восстановлению и стабилизации. За этот период совокупные активы банковской системы в реальном исчислении выросли на 53,1%, а капитал - на 120,1%, при этом рост капитала наблюдался у 87% кредитных организаций. Продолжается процесс расширения ресурсной базы банков за счет

средств предприятий и организаций, а также вкладов населения.

Однако, несмотря на видимое улучшение ситуации в банковском секторе, в частности благоприятную динамику основных показателей деятельности банков, положительные тенденции в состоянии банковской системы не следует переоценивать. Некоторые ее важнейшие параметры за весь период послекризисного развития не восстановились до уровня августа 1998 года. Так, в реальном исчислении совокупные активы банков составляют порядка 90% от предкризисного уровня, кредиты реальному сектору экономики - приблизительно 96%, а совокупный капитал действующих банков - около 80% по сравнению с докризисным уровнем..

По-прежнему невелика роль депозитов населения в формировании ресурсной базы банков: их доля в совокупных пассивах банковской системы за весь послекризисный период не превышала 20%. В реальном исчислении вклады населения составили 68% от предкризисного уровня.

Поэтому при разработке стратегии развитии банка следует учитывать, что состояние банковского сектора отражает, прежде всего, общее состояние экономики, финансовой сферы и правового регулирования. Российская банковская система пока еще слабо защищена от многочисленных рисков (в том числе системного характера), в силу чего обладает незначительным функциональным потенциалом.

При разработке стратегии банка необходимо дать характеристику такой важнейшей тенденции в развитии банковской системы, как взаимодействие с реальным сектором экономики. На сегодняшний день наиболее существенным фактором, сдерживающим кредитную активность российских банков, является высокий кредитный риск. Высокий уровень риска вложений средств в реальную экономику препятствует наращиванию кредитной активности банков. Доля кредитов реальному сектору экономики в совокупных активах банковской системы по-прежнему составляет около 30%, а удельный вес кредитов отечественных банков в общем объеме инвестиций в основной капитал-равен 3%, причем доля кредитных рисков в активах банковской системы также составляет около 30%.

Дефицит средне- и долгосрочных ресурсов является важным фактором, сдерживающим развития банковских операций. Долгосрочные обязательства (со сроком исполнения свыше 1 года) по состоянию на 01.11.2000 составляют только около 8% совокупных обязательств банков, что свидетельствует о достаточно высоком риске ликвидности.

Определяющее воздействие на развитие кредитования реального сектора экономики оказывают темпы и характер структурных преобразований экономики страны, меры по повышению степени законодательной защиты прав кредиторов, а также достоверности и надежности информации о финансовом состоянии и о структуре собственности хозяйствующих субъектов, работающих в реальном секторе. Определенное воздействие на эту тенденцию оказывает ситуация в финансовой сфере, зависящая от политики заимствований на внутреннем и внешнем финансовых рынках. В частности, позитивное влияние на формирование рыночных стимулов переориентации банков на кредитование реального сектора экономики может оказать продолжение проведения Правительством Российской Федерации политики по ограничению объемов эмиссии государственных облигаций.

В перспективе содействие росту спроса на кредиты банков со стороны реального сектора экономики будет состоять в последовательном осуществлении мер, направленных на снижение темпов инфляции и процентных ставок, обеспечение стабильной динамики курса рубля и предсказуемости монетарных макроэкономических параметров, а также расширение рефинансирования банков с применением механизма, основанного на Положении Банка России от 03.10.2000 № 122-П "О порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом и поручительствами" будут способствовать росту спроса на банковские кредиты со стороны реального сектора экономики. В соответствии с указанным положением в обеспечение предоставленных банками кредитов принимаются, в частности, векселя, права требования по кредитным договорам финансово устойчивых хозяйствующих субъектов, отвечающих установленным Банком России требованиям.

На протяжении всего посткризисного периода сохраняется значительный дисбаланс структуры активов и обязательств банков по срокам, что непосредственно влияет на уровень их ликвидности. По состоянию на 01.11.2000 превышение активов со сроком востребования свыше 1 года над собственными средствами и средствами, привлеченными на срок свыше 1 года, составило около 12% объема привлеченных средств сроком погашения менее 1 года. Совокупные активы банков, у которых значения этого показателя, характеризующего трансформацию краткосрочных привлеченных средств в долгосрочные вложения, достаточно высоки (более 20%), составляют более 30% совокупных активов всего банковского сектора. Повышение уровня трансформации создает системную угрозу сни-

жения ликвидности российских банков.

Ситуацию усугубляет отсутствие высоколиквидных финансовых инструментов. Следствием этого является накопление банками значительного объема свободных денежных средств, что проявляется в абсолютном и относительном росте остатков на корреспондентских счетах банков и депозитов, размещенных в Банке России.

Если разрабатываемая стратегии банка ориентирована на развитие кредитных операций, то она должна быть подкреплена созданием адекватной системы контроля за состоянием банковских рисков. Банк должен отслеживать финансовое состояние заемщиков, объективно оценивать риск невыполнения ими своих обязательств и стоимость внесенного залога, формировать в необходимых объемах резервы на возможные потери. Это будет также зависеть от благоприятной налоговой политики государства. При этом следует отметить, что развитие банковских продуктов, связанных с проведением кредитных операций, во многом зависит от договорных механизмов распределения рисков. К числу таких механизмов относятся предоставление синдицированных кредитов с разделением рисков между несколькими банками-партнерами, кредитные де-ривативы и страхование исполнения обязательств по выданным ссудам. Реализация последнего будет возможна при создании соответствующих правовых условий для привлечения на российский рынок иностранных компаний, занимающихся страхованием кредитных рисков.

В целях повышения качества управления рисками банк должен прежде всего руководствоваться рекомендациями Базельского комитета по банковскому надзору, а также используемыми в международной банковской практике методами управления рисками, включающими экономико-статистические оценки вероятности неблагоприятных для банка событий.

Банк должен обеспечивать постоянный мониторинг рисков, обладать эффективной системой внутреннего контроля, позволяющей исключить принятие неконтролируемых решений, связанных с проведением банковских и хозяйственных операций. Все это должно учитываться при формировании стратегии.

Механизмы и инструменты управления рисками при проведении банком кредитных операций могут включать также ограниченные бюджетными возможностями государственные гарантии под проекты (за счет использования механизма частичного субсидирования процентной ставки или предоставления гарантии возврата определенной доли кредитов), имеющие особое значение для экономики страны в целом или отдельных регионов.

В разделе стратегии банка, касающемся развития кредитных операций, следует учесть также и такое направление, как операции с розничными клиентами, а именно: кредитование малого и среднего бизнеса, ипотечное кредитование и потребительский кредит. В этой сфере коммерческий интерес российских банков зависит от уровня риска, издержек, связанных с необходимостью проработки большого количества кредитных заявок и инвестиционных проектов различных клиентов.

Снижению рисков кредитования малого и среднего бизнеса могут способствовать реализация системы финансирования субъектов малого предпринимательства на основе предоставления гарантий, предусмотренной Федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства, а также совершенствование порядка отнесения на расходы банков созданных в соответствии с действующим законодательством резервов на возможные потери по ссудам.

Что касается участия банков в ипотечном кредитовании, то здесь все будет зависеть от создания законодательной основы для выпуска и обращения ипотечных ценных бумаг и реализации иных мер, предусмотренных Правительственной программой по развитию ипотечного кредитования.

При разработке стратегии банка следует также учитывать такую важную тенденцию, как усиление роли государства в реструктуризации и капитализации банковского сектора. По имеющимся оценкам, порядка девятнадцати кредитных организаций имеют учредителей, непосредственно представляющих государство, вложения которых превышают 50% уставного капитала (к числу организаций, непосредственно представляющих государство, отнесены органы исполнительной власти и государственные унитарные предприятия федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации). Еще в четырех крупнейших российских банках более 50% уставного капитала принадлежит организациям федерального уровня, не относящимся к числу органов исполнительной власти (Банк России является владельцем контрольных пакетов Сбербанка России и Внешторгбанка, Российский фонд федерального имущества - контрольных пакетов Российского банка развития и Росэксимбанка).

По состоянию на 01.10.2000 удельный вес таких кредитных организаций составляет в собственных средствах банковской системы - 28,4%, в активах - 34,7%. Кроме того, пятнадцать кредитных организаций находятся под управлением АРКО.

Участие государства в капитале кредитных организаций в будущем будет усиливаться, хотя основными проблемами, связанными с целесо-

образностью такого участия, являются недостаточно четкая формулировка задач, которые должны решать данные кредитные организации в рамках проводимой государством экономической политики, а также отсутствие критериев оценки эффективности функционирования кредитных организаций с позиции выполнения ими таких задач. Кроме того, требуют определения процедуры контроля за деятельностью таких кредитных организаций со стороны самого государства, а также за деятельностью представителей государства в органах управления этими кредитными организациями. Причем задачи, поставленные перед кредитными организациями, контролируемыми государством, решаемые в рамках проводимой экономической политики, не должны входить в противоречие с задачей поддержания их финансовой стабильности.

С методической точки зрения, при анализе государственного участия в капитале кредитных организаций специального внимания требует вопрос о форме (прямая или косвенная, непосредственная или опосредованная) и характере участия государства в капиталах различных кредитных организаций, дающего возможность либо определять решения этих организаций, либо влиять на них. При этом оправданным представляется выделение разных уровней государственного участия (федеральный уровень, уровень субъекта Федерации - в зависимости от того, средства каких бюджетов использованы для инвестирования).

Особый интерес представляет ситуация участия в капитале банков хозяйствующих субъектов с государственным капиталом, в том числе федеральных казенных предприятий и государственных учреждений. Весь вопрос состоит в том, можно ли считать такое участие участием государства и, соответственно, применять ли к этому участию те же критерии, что и к участию государственных организаций непосредственно в капитале банков. По мнению Банка России, нецелесообразно рассматривать участие хозяйствующих субъектов с государственным капиталом в уставных капиталах кредитных организаций как государственное участие. Критерии целесообразности должны быть ориентированы на уровень задач, решаемых такими хозяйствующими субъектами (микроуровень).

В качестве общего условия владения государством акциями кредитных организаций Банк России предлагает назвать возможность определять решения кредитных организаций через участие в их органах управления, поэтому сохранение участия имеет смысл только в случае владения не менее чем 75% акций банка плюс одна акция. В отношении банков с участием государ-

ства менее указанной доли должны приниматься конкретные решения об увеличении доли участия или выходе из капитала.

В своих предложениях Банк России исходит из того, что определение основных направлений деятельности государственных банков, то есть специализации, является корректным применительно к банкам, создание которых обусловлено наличием отдельных задач общеэкономического или отраслевого характера, решаемых с помощью услуг, оказываемых специализированными банками. К таким банкам в настоящее время могут быть отнесены Российский банк развития, Россельхозбанк и, в известной степени, Всероссийский банк развития регионов.

Что касается Сбербанка России и Внешторгбанка, то в процессе своей деятельности они вышли далеко за рамки специализации, которая была характерна для их деятельности в советское время, и являются универсальными как по кругу клиентуры, так и по характеру решаемых задач. Возврат к специализации был бы ошибочным для указанных банков с точки зрения стратегии их развития и неэффективным в практическом плане.

Кроме того, до конца 2001 года должен быть определен статус организаций, осуществляющих банковские операции, но не являющихся кредитными организациями по законодательству Российской Федерации. Такие организации должны быть преобразованы в кредитные организации в соответствии с российским законодательством или лишены возможности осуществлять банковские операции.

Что касается роли государства в финансировании реструктуризации банковской системы, то здесь следует исходить из перечня проблемных кредитных организаций, ликвидация которых привела бы к значительным экономическим и социальным издержкам. Реструктуризация кредитных организаций силами государства должна осуществляться исключительно через специализированный институт - Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО). Реструктуризацию банков, находящихся в настоящее время под управлением АРКО, целесообразно завершить не позднее 2003 года. Контрольные пакеты акций реструктурированных кредитных организаций, находящихся под управлением АРКО, подлежат продаже. Дальнейшее расширение круга банков, реструктурируемых с привлечением бюджетных средств, признано Банком России нецелесообразным.

Возможным направлением деятельности АРКО в перспективе, по мнению Банка России (после завершения реструктуризации переданных под его управление банков и продажи принадле-

жащих ему пакетов акций), может стать участие в ликвидации банков с отозванной лицензией. Нерешенность данной проблемы создает значительные препятствия на пути восстановления доверия инвесторов к банковской системе. В то же время, если АРКО будут приданы соответствующие функции, то благодаря наличию в нем квалифицированных кадров и опыта по реструктуризации проблемных банков, оно могло бы содействовать ускорению процесса ликвидации банков и минимизации потерь кредиторов.

Другим возможным направлением развития деятельности АРКО может явиться придание ему функций институциональной структуры гарантирования (страхования) вкладов населения. При этом Банк России исходит из нецелесообразности совмещения Агентством функций по реструктуризации кредитных организаций и гарантированию (страхованию) вкладов, поскольку в этом случае неизбежно возникнут операционные риски, связанные с функционированием системы гарантии вкладов, вытекающие из прав кредиторов банков, находящихся под управлением Агентства.

Изменение функций АРКО потребует внесения изменений в законодательство. Развитие деятельности АРКО по указанным направлениям отвечает задачам поддержания системной стабильности.

Следует также учитывать изменение структуры банковской системы в зависимости от концентрации капитала, оказания отдельных видов услуг, а также размещения кредитных организаций по регионам. Роль государства в реорганизации кредитных организаций в общем случае состоит в обеспечении на законодательном уровне:

защиты законных интересов кредиторов, в том числе вкладчиков, и инвесторов;

транспарентности реорганизационных процедур.

Реорганизация устойчивых кредитных организаций, в том числе их присоединение к другим финансовым институтам, по мнению Банка России, должна быть основана на принципе добровольности. Реорганизация и ликвидация проблемных кредитных организаций могут, а в отдельных случаях и должны осуществляться принудительно.

Все реорганизационные процедуры должны строго соответствовать правовым нормам, установленным законодательством. Как добровольные, так и принудительные процедуры реорганизации могут проводиться лишь при условии, что параметры рисков, принятых организацией, образующейся после реорганизации, будут находиться в границах общеустановленных норм.

Эффективность усилий по активизации банковской деятельности в будущем во многом будет зависеть от развития банковского сектора в регионах, что определяется, помимо прочего, способностью региональных органов власти и деловых кругов целенаправленно осуществлять усилия по развитию кредитных организаций, способных удовлетворять спрос на банковские услуги. Необходимым условием активизации банковской деятельности в регионах является исключение возможности принятия на местном уровне решений, которые могут привести к негативным последствиям для финансовой деятельности.

Проблема оттока финансовых ресурсов из регионов через филиальную сеть крупных банков может эффективно решаться органами власти и деловыми кругами только путем создания на региональном уровне благоприятных возможностей для приложения капиталов.

И еще одним моментом, связанным с усилением роль государства в реструктуризации и капитализации банковского сектора, который следует учитывать при разработке стратегии банка, является дальнейшее повышение роли банков, которые контролируются иностранным капиталом. Расширение присутствия данной группы банков на российском рынке является позитивным фактором, поскольку западный капитал, в притоке которого заинтересовано государство, привносит на российский рынок еще и современные банковские технологии, новые финансовые продукты и культуру банковского дела в целом. Развитие конкуренции в банковском секторе, которое также является результатом притока иностранного капитала в банковскую сферу, в будущем станет важным фактором ее развития и укрепления.

Однако привлечение иностранных инвестиций в экономику России, и в ее банковскую систему в частности, потребует законодательного обеспечения прав инвесторов, обеспечения благоприятных налоговых условий для иностранных инвестиций, снижения некоммерческих рисков вложений и свободной репатриации прибыли, ускорения перехода хозяйствующих субъектов на международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности.

По мнению Банка России, вопрос об установлении квоты участия иностранного капитала в банковской системе России должен решаться с учетом потребностей в притоке банковского капитала из-за границы и других задач по развитию рыночных отношений в России (в том числе интересов по вступлению в ВТО). Представляется, что введение квоты в размере 25% уставного капитала банков с передачей Банку России законодательных полномочий по опера-

тивному регулированию квоты соответствовало бы национальным интересам.

Все эти моменты, на первый взгляд, далекие от разработки стратегии развития конкретного банка, обязательно должны учитываться.

При разработке стратегии не следует забывать и о проводимой политике налогообложения банков. Следует исходить не из того, что в будущем у кредитных организаций появятся какие-либо льготы и привилегии в налогообложении, а из того, что условия налогообложения для кредитных организаций в ближайшей перспективе не станут хуже, чем для других хозяйствующих субъектов. Принципиальное значение для кредитных организаций имеет адекватное определение доходов, расходов, относимых на себестоимость банковских услуг, и налогооблагаемой базы.

Банк России считает, что первоочередным, с точки зрения совершенствования системы налогообложения кредитных организаций, является решение следующих задач:

ставка налога на прибыль кредитных организаций должна быть установлена на уровне ставки налога на прибыль для хозяйствующих субъектов небанковского сектора;

из состава доходов и расходов, учитываемых для целей налогообложения, необходимо исключить переоценку средств в иностранной валюте, поступивших в оплату уставных капиталов кредитных организаций;

в состав резервов, принимаемых в расчет налогооблагаемой базы по налогу на прибыль кредитных организаций, должны включаться все резервы, сформированные в соответствии с нормативными актами Банка России под риски, связанные с совершаемыми операциями и сделками;

к расходам, учитываемым при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, следует отнести затраты капитального характера по объектам производственного назначения (имеющим непосредственное отношение к банковской деятельности), а также расходы, связанные с организацией банком филиалов и представительств;

нематериальные активы следует отнести к объектам, имеющим отношение к банковской деятельности, что позволит относить начисленный по ним износ к расходам, включаемым в себестоимость оказываемых банками услуг, и в расчет налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль;

при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль необходимо отменить ограничения по учету расходов по операциям с ценными бумагами суммой доходов, полученных по конкретной категории ценных бумаг (обращающихся и не обращающихся на организованном рынке), а также предусмотреть возможность

использования льготы по снижению налогооблагаемой базы на сумму убытков прошлых лет, полученных при реализации ценных бумаг (такая возможность предусмотрена для убытков от реализации товаров, работ и услуг).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важное значение при разработке стратегии развития банка имеют как его специализация, с одной стороны, так и развитие универсального статуса, с другой.

Российская банковская система имеет двухуровневую структуру (Центральный банк Российской Федерации и кредитные организации), а универсальные функциональные возможности банков отвечают базовым потребностям экономики и обеспечивают благоприятные исходные условия для развития банковской системы, адекватной потребностям экономического роста. В будущем банки должны сохранить возможность развития в рамках универсального статуса, позволяющего снизить риски за счет диверсификации услуг, обеспечивать комплексное обслуживание клиентов.

Специализация банков на отдельных продуктах, операциях или видах деятельности возможна в рамках их универсального статуса. Принцип добровольной (коммерческой) специализации банков, исключающий административные методы навязывания им конкретных форм специализации, предполагает, что всю ответственность за решения по выбору сфер деловой активности несут сами кредитные организации и их учредители (участники).

Безусловно, в стратегии нельзя не учитывать и такую важную тенденцию, как дальнейшее усиление надзора за банковской деятельностью. Например, для стратегии банка, с точки зрения его надежности, основное значение имеет достаточность капитала. Банк России выдвигает определенные требования к размеру собственного капитала банков в целях их устойчивости и надежности, которые, в свою очередь, продиктованы необходимостью расширения доступа на финансовые рынки и совершения крупных сделок по слиянию и поглощению.

Установление разными странами национальных норм достаточности банковского капитала не обеспечивает стабильность международной финансовой системы и справедливой конкуренции. Для сближения регуляторных требований по банковскому капиталу Базельским комитетом утверждено положение, согласно которому собственный капитал банка не может быть меньше 8% от скорректированных по риску активов, то есть на каждые сто валютных единиц потенциальных потерь банк должен иметь не менее восьми единиц собственного капитала. При дефиците капитала банк может приспособиться

к нормативным требованиям тремя способами: увеличить капитал; сократить активы;

изменить структуру активов путем снижения доли высокорисковых вложений.

Следует отметить, что при разработке долгосрочной стратегии развития некоторые отечественные банки ориентируются на международные стандарты формирования банковского капитала, в то время как большинству российских банков присуща довольно низкая капитализация. Совокупный капитал российских банков не превышает 4% ВВП, что существенно меньше аналогичных показателей не только развитых, но и большинства развивающихся стран.

Большое внимание при контроле за банковской деятельностью обращается на структуру и качество активов банка. Рациональное размещение активов обеспечивает банку поддержание его ликвидности и платежеспособности, доходность и стабильные финансовые потоки, умеренные риски и возможность их диверсификации, привлечение и сохранение надежных и кредитоспособных клиентов-заемщиков. Поэтому при разработке стратегии банка необходимо обращать особое внимание на качество активов.

Дальнейшее усиление банковского надзора будет проходит по следующим основным направлениям:

расширение круга юридических лиц, отчетность которых должна включаться в консолидированную отчетность банковских групп, а также предоставление Банку России права устанавливать для юридических лиц - участников банковской группы порядка представления информации о собственной деятельности, которая необходима для составления консолидированной отчетности;

предоставление Банку России права устанавливать обязательные пруденциальные нормы для банковских групп;

создание возможностей для регулирования деятельности банковских холдингов;

предоставление Банку России права производить по результатам проверок корректировку капитала кредитных организаций, определять обязанность кредитных организаций по уменьшению уставного капитала до уровня собственных средств в случае, если собственные средства меньше уставного капитала, а также определять меры ответственности кредитных организаций за невыполнение данного требования;

предоставление Банку России права предоставлять органам надзора иностранных государств на конфиденциальной основе информацию, полученную им в процессе осуществления своих функций по надзору за банками без

получения согласия кредитной организации и обеспечивать защиту информации, получаемой Банком России от органов банковского надзора других стран на конфиденциальной основе.

Дополнительно будут расширены возможности капитализации кредитных организаций путем упрощения порядка увеличения их уставного капитала за счет конвертации долгов кредитных организаций в капитал, а также путем оплаты акций (долей) драгоценными металлами в слитках.

Дальнейшее применение в нашей стране "Основополагающих принципов эффективного банковского надзора", рекомендованных Базель-ским комитетом по банковскому надзору, потребует последовательного перехода от формальных ограничений и регламентаций к регулированию рисков путем максимального учета при определении требований, предъявляемых к кредитным организациям, таких параметров, как: существенность рисков; качество внутрибанковских систем управления и контроля за рисками.

В соответствии с проводимой финансовой политикой Банк России планирует дальнейшее усиление банковского надзора в следующих сферах:

совершенствование системы обязательных нормативов путем повышения эффективности их регулирующего воздействия на уровень рисков кредитных организаций;

развитие практики оценки рисков на консолидированной основе, в том числе путем включения данных об операциях с небанковскими организациями, входящими в состав банковских групп;

расширение состава инструментов и рисков, по которым банки должны формировать резервы на возможные потери;

повышение оперативности и качества анализа финансового состояния кредитных организаций и эффективности контроля за достоверностью банковской отчетности.

В течение ближайших двух лет будет проведена работа по подготовке к внедрению международных стандартов в практику ведения кредитными организациями бухгалтерского учета. Указанная работа затронет нормативную базу, вопросы организации бухгалтерского и управленческого учета в кредитных организациях, а также подготовку и переобучение кадров. Необходимой предпосылкой решения данной задачи является принятие нового Федерального закона "О бухгалтерском учете", который должен создать возможности для практического внедрения учетных принципов, основанных на международных стандартах бухгалтерского учета (МСБУ). Определенные коррективы будут также внесены и в налоговое законодательство.

В рамках перехода на МСБУ Банк России планирует принять меры по оптимизации системы отчетности, представляемой кредитными организациями в Банк России, направленные, в первую очередь, на устранение дублирования и излишней детализации информации, упорядочение сроков представления отчетности.

Новым направлением раскрытия информации о банковском секторе станет введение в практику (с учетом рекомендаций Международного валютного фонда) расчета и публикации данных о надежности и стабильности банковской системы - так называемых макропруденци-альных показателей. Раскрытие данной информации позволит кредитным организациям, надзорным органам и международным финансовым организациям осуществлять регулярный мониторинг надежности банковской системы.

При разработке стратегии банка важно также спрогнозировать возможные изменения в построении систем корпоративного управления и внутреннего контроля.

Сегодня многие российские банки считают своими сильными сторонами корпоративную культуру, сформированный имидж, управленческий опыт, знания и многое другое. Высоко оценивается ими также опыт работы и квалификация своих сотрудников, техническое оснащение самих банков. Безусловно, знания, навыки и интуиция персонала являются залогом его успешной работы. А качество и эффективность работы банка, в частности его продуктов и услуг, непосредственно зависят от технологической составляющей. Технологический аспект осуществляемых операций и принятия решений представляет собой важное условие роста конкурентоспособности банка. Однако сегодня обращает на себя внимание относительно невысокое качество управления большинства российских банков, включая недостаточную эффективность систем управления рисками и внутреннего контроля, нетранспарентную структуру собственности, слабое развитие банковских технологий.

Банки должны сформировать систему управления рисками, адекватную характеру совершаемых операций. Эта система управления рисками должна включать эффективную информационную систему мониторинга рисков, обязательным требованием к которой является доведение необходимой и достаточной информации как до соответствующих уполномоченных сотрудников, так и до органов управления кредитными организациями.

Система управления рисками должна не только обеспечивать эффективную защиту от принятых рисков, но и носить активный характер, оказывая влияние на определение конкрет-

ных направлений деятельности, осуществляемых кредитными организациями.

Если стратегия банка ориентирована на расширение кредитования реального сектора экономики, то он должен будет перейти с операций на финансовых рынках на кредитование хозяйствующих субъектов. И тогда на первый план выходят проблема управления кредитным риском и риском ликвидности.

Управление рисками должно осуществляться как на индивидуальной, так и на консолидированной основе. Консолидированное управление рисками должно состоять, прежде всего, в оценке риска по банковской группе и комплексном управлении финансовыми потоками юридических лиц, входящих в банковскую группу. Кредитные организации, входящие в состав многопрофильных банковских групп в качестве головных организаций и участников, должны принимать во внимание риски, связанные с переплетением банковской и иной (в том числе производственной) деятельности, усложнением организационной структуры управления и системы внутреннего контроля.

Существенным условием развития и повышении эффективности систем внутреннего управления и контроля является полноценная реализация принципов деятельности, вытекающих из статуса банков как коммерческих организаций, независимых в осуществлении своей оперативной деятельности. Необходимой предпосылкой для реализации этих принципов выступает устранение любых форм вмешательства в деятельность банков, оказания воздействия на хозяйственные решения банков вне рамок действующего законодательства.

Фактором, свидетельствующим о повышении качества корпоративного управления в банке, является более активное проведение надзорным органом оценок качества систем внутрибанковского управления и внутреннего контроля при определении состояния и перспектив деятельности банка. Вместе с тем надзорный орган не должен диктовать банку конкретные схемы корпоративного управления и внутреннего контроля.

Важным элементом стратегии банка является создание его имиджа, соответствующего разработанной стратегии. Имидж оказывает постоянное влияние и на взаимоотношения банка с клиентами, и на конкурентов, и на контакты с государственными учреждениями. Это необходимо учитывать не только при анализе клиентуры банка, но и при отборе целевых рынков. А в условиях усложнения бизнеса и возрастания потребности хозяйствующих субъектов в получении всего комплекса услуг в одном банке на

имидж банка оказывает влияние перечень оказываемых услуг и финансовых инструментов, отражающий степень его интегрирования в рыночные отношения. Политика формирования имиджа является важным преимуществом любого банка в борьбе с конкурентами. На имидж также оказывают влияние история банка, компетентность менеджеров и всего персонала, солидность и добропорядочность учредителей и клиентуры, благотворительная деятельность, честное и добросовестное поведение на рынке по отношению к клиентам и конкурентам и т.д.

Как для банка, так и для покупателя его продуктов и услуг будет оптимальным установление таких долгосрочных отношений, при которых обе стороны (банк и клиент) смогут минимизировать затраты на проведение банковских операций. В настоящее время в промышлен-но развитых странах банковскими операциями охвачено 80% населения, которое имеет счета в банках, кредитные карты и другие банковские инструменты. Поэтому целью деятельности любого банка должно стать предложение новых услуг для существующих клиентов. Лица, которые обращаются в банк за одной услугой, - это, помимо прочего, еще и потенциальные покупатели дополнительных или смежных услуг. Например, если клиент приобретает дорожные чеки или иностранную валюту с целью совершить путешествие, то банк вправе предложить ему кредитную карту или услуги по страхованию от несчастных случаев на время поездки.

Банк должен много работать, для того чтобы у него появилась хорошая репутация на рынке. Новые клиенты часто набираются банками на основе личных рекомендаций - особенно в тех случаях, когда возможности рекламы тех или иных банковских услуг ограничены. Это касается, прежде всего, аудиторских услуг. Для того чтобы банк заработал хорошую репутацию, должно пройти время. Но разрушить эту репутацию очень легко, если банк не будет делать упор на контроль качества чаще, чем это обычно делается, скажем, в производственных отраслях. Недостаточный контроль за качеством угрожает гораздо большими нежелательными последствиями, нежели просто ущерб доброму имени банка, потому что он угрожает основному капиталу банка. Этот риск особенно велик для тех услуг, которые производятся целиком отдельными людьми.

Однако не следует забывать, что продвижение любого банковского продукта на рынке финансовых услуг - это не только стратегическое устремление, а всегда продвижение вместе с продуктом образа самого банка, его предлагающего. Если два банка оказывают одну и те же

услугу за одинаковую плату, то на выбор, который сделает потенциальный клиент, существенное влияние может оказать четко сформулированная стратегия банка, включающая его имидж.

В основе формирования имиджа банка лежат методы экспериментальной психосемантики, например метод интервью, проводимых с клиентами банка - физическими и юридическими лицами. На основании проведенных с использованием этого метода исследований можно выделить четыре имиджеобразующих фактора для банка: надежность, респектабельность, доходность и качество обслуживания.

В настоящее время имидж большинства коммерческих банков формируется посредством рекламы. Однако этого не всегда бывает достаточно. Необходимо развивать дополнительные услуги, предоставлять различные льготы и премии клиентам, то есть создавать благоприятное мнение о банке и его деятельности.

Стратегия банка, составной частью которой, как было сказано выше, является формирование его имиджа, также включает в себя определение спроса на рынке на конкретные банковские продукты и услуги, как по линии аккумуляции денежных средств, так и по линии предоставления ссуд. Основная цель этой стратегии - привлечь как можно больше денежных средств: банковская деятельность, как известно, основана на привлеченных средствах - депозитах и вкладах.

Любой банк постоянно заинтересован в привлечении средств как физических, так и юридических лиц. Большинство предприятий и фирм уже выбрали "свой" банк. Что же касается физических лиц, то, как известно, стремление копить деньги в России присуще, в основном, людям старше сорока лет. Молодые люди в возрасте до тридцати лет обычно редко создают накопления вследствие либо низкого дохода, либо больших трат. Возраст самой "экономически активной" части населения, имеющей самые высокие доходы для России, находится в пределах от тридцати до сорока лет. Эти люди, кстати сказать, и тратят больше. Поэтому лишь к пятидесяти годам во многих из нас, наконец, просыпается "солидный вкладчик", средний размер вклада которого составляет порядка 400 -500 долларов США.

Следует отметить, что стратегической задачей не только конкретного банка, но и всей российской банковской системы должна стать активизация деятельности банков именно по привлечению сбережений населения. Предпосылками для успешного решения этой задачи являются повышение уровня доверия хозяйствующих субъектов и населения к банкам и дальнейший рост реальных доходов населения.

Существенную роль в привлечении вкладов населения должно сыграть принятие соответствующего законопроекта о гарантии частных вкладов. Сегодня трудно с уверенность сказать, когда именно этот закон будет принят, однако работа в этом направлении ведется. Предполагается, что коммерческие банки, привлекающие вклады частных лиц, должны стать членами вновь создаваемой Федеральной резервной корпорации по страхованию вкладов в банках. Каждый член этой корпорации должен внести вступительный взнос и уплачивать ежегодный взнос в размере 0,5% от суммы привлекаемых им частных вкладов. В соответствии с проектом Закона, Федерация будет гарантировать возврат 100% вкладов размером менее 200 минимальных зарплат и 90% вкладов размером менее 250 минимальных зарплат. Компенсация же сумм по вкладам, превышающим 250 минимальных зарплат, не будет гарантироваться.

Конкретные параметры развития создаваемой системы защиты частных вкладов (гарантии, страхование) должны быть взаимоувязаны с реализацией мер по укреплению законодательных основ транспарентности банковской системы и банковского надзора, механизмов банкротства и ликвидации кредитных организаций, а также с реальным снижением риска системных кризисов всего отечественного банковского сектора.

Рост доли частных вкладов в общем балансе зависит, главным образом, от роста свободного дохода населения и его стремления создавать денежные накопления, и в меньшей степени -от усилий самих коммерческих банков. Иные схемы накопления средств, широко используемые на Западе (например, страхование или коллективное инвестирование) в настоящее время практически не применимы в нашей стране.

В течение последних лет ввиду инфляции большинство людей предпочитало покупать твердую валюту как средство сбережения, а не класть деньги в банк. Даже в 2000 году российские граждане истратили порядка 20% своего свободного дохода на покупку долларов США и только порядка 5% полученной таким образом суммы было размещено на банковских счетах.

По мере снижения темпов инфляции и укрепления позиций российского рубля приток вкладов населения в коммерческие банки должен возрастать, а принятие Закона о гарантии частных вкладов и дальнейший экономический рост создадут новые возможности для увеличения числа частных вкладов. Поэтому банк, ставящий перед собой стратегическую задачу привлечения вкладов населения, должен прежде всего позаботиться о повышении эффективности управления рис-

ком ликвидности и принимать необходимые меры по минимизации негативного влияния непредвиденного изъятия населением срочных вкладов на финансовое состояние банка.

Большое значение для привлечения сбережений населения имеет соотношение между уровнем процентных ставок по вкладам в банке и размерами доходов, получаемых по различным видам ценных бумаг (дивидендов по акциям и процентов по государственным облигациям), а также размерами выплат по страховым полисам. Соотношение между различными формами накопления денежных средств определяет, куда целесообразнее вложить деньги: в банк в виде вклада, в ценные бумаги или в страховой полис.

При разработке имиджа банка как составной части его стратегии руководству банка необходимо без лишней детализации раскрыть фундаментальные и долгосрочные цели своей деятельности. При этом формулировка целей должна быть привлекательной и соответствовать долгосрочной перспективе развития банка.

Четко сформулированная долгосрочная стратегия, отражающая позицию банка на рынке, оказывает прямое влияние на формирование имиджа банка, сводя на нет роль случайных факторов. Заинтересованные в успешной деятельности банка стороны, прежде всего клиенты и служащие банка, а также его инвесторы должны знать, каким образом банк намерен достичь своей цели. И это необходимо сделать, какой бы сложной ни была экономическая ситуация в стране. Например, Bank of America на четырех страницах изложил цели своей деятельности на двух рынках: коммерческом и рынке услуг населению. В этом документе отражены характер бизнеса, приоритетные клиенты и услуги, подход к конкуренции, финансовая стратегия и распределение ресурсов.

Сфера менеджмента и банковских технологий может и не найти свое отражение в долгосрочной стратегии банка, но она является составной частью его имиджа, особенно если банк работает на корпоративном рынке. Состоятельные клиенты (как организации, так и частные лица), безусловно, заинтересованы в повышении эффективности управления банком и во внедрении новейших банковских технологий, но этот интерес чисто потребительский. Поэтому, если банк имеет намерение вести борьбу за клиента, он должен планомерно создавать себе хороший имидж, даже при небольшом первоначальном потенциале. С течением времени такая политика обязательно принесет реальные результаты в плане привлечения желаемой клиентуры. Но эти усилия должны сопровождаться ростом фактических возможностей банка.

Тот, кто проявляет заботу о формировании имиджа своего банка, должен, прежде всего, правильно сформулировать его стратегию. Только после этого можно заниматься постановкой практических задач и определением конкретных показателей бизнес-плана. Правильное формулирование стратегии является хорошим инструментом в управлении банком, поскольку сразу же знакомит работника банка с конечными целями, стоящими перед его банком, а также с имиджем банка, который будет формироваться при его непосредственном участии.

Нельзя отрицать роль средств массовой информации в формировании имиджа банка. Создаваемый с их помощью имидж банка должен отражать наиболее выигрышные и сильные стороны работы банка на рынке финансовых услуг. Структурой формируемого имиджа являются:

отражение деятельности банка на рынке финансовых услуг;

авторитет банкиров;

отражение культуры банковского обслуживания (включая оформление офиса и т.д.);

отражение некоммерческой деятельности банка;

реклама.

Стратегия банка отражает характер его деятельности на финансовом рынке, направления его работы и стиль управления, информирует потенциальных и настоящих клиентов о характере деятельности банка и одновременно служит основой для разработки его политики в области рекламы и маркетинга, способствуя правильному формированию имиджа банка в средствах массовой информации.

Многие руководители российских коммерческих банков имеют собственное видение будущего своих банков, но не имеют стратегии развития на длительный период времени. Однако, как показывает практика, это приводит не только к неоправданной потере времени при выработке совместных решений по каким-либо конкретным проблемам финансовой деятельности, но и оказывает негативное влияние на формирование имиджа банка. А ведь в сфере имиджа среди банков идет не менее жестокая конкурентная борьба, чем в сфере самой финансовой деятельности. И тот, кто этого не осознает, непременно проигрывает, тем более что возраст российских коммерческих банков в среднем составляет девять-десять лет. И именно те банки, которые, удерживая лидирующие позиции в течение нескольких лет, смогут обеспечить себе качественный имидж на десятилетия, будут иметь, в конечном итоге, наибольшие прибыли. Поэтому стоит сначала поработать на авторитет, чтобы потом этот авторитет работал на банк.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.