Научная статья на тему 'Принципы функционирования банковской системы России в период с 1988 г. По настоящее время'

Принципы функционирования банковской системы России в период с 1988 г. По настоящее время Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1726
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Артемьев А.А.

Для понимания того, как будет развиваться банковская система России в перспективе и что нужно сделать для ее более эффективного функционирования, выявлены основные принципы, на основе которых она формируется с 1988 г. по настоящее время. Обоснована необходимость дальнейшего совершенствования банковского законодательства на основе пересмотра существующей государственной политики. Намечены направления развития, закрепления и классификации принципов построения банковской системы России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы функционирования банковской системы России в период с 1988 г. По настоящее время»

Страницы истории

ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ В ПЕРИОД С 1988 г. ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

а. а. артемьев,

кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой финансов и менеджмента Тверской институт экологии и права

как отмечалось в ранее опубликованных статьях, банковская система россии в своем развитии прошла ряд этапов. Установлено, что каждый этап отличается принципами, на основе которых она формировалась и функционировала.

Очередные изменения в политике страны, переход к рыночным отношениям привели к изменениям и в банковской системе. В 1987 г. состоялся Пленум Цк кПсс, который принял решение о необходимости ее совершенствовании. реформа национальной банковской системы началась с принятием постановления Цк кПсс и сМ ссср от 17.07.1987 «О совершенствовании системы банков в стране и усилении их воздействия на повышение эффективности экономики». Оно предусматривало устранение накопившихся негативных тенденций в банковской сфере и предлагало структурно-функциональное изменение банковской системы. Провозглашалась новая кредитно-денежная политика, утверждался ряд новых реформ и методов банковской деятельности, предусматривалось качественно обновить техническую оснащенность банковских учреждений. Были объявлены реорганизация действующих и образование новых специализированных банков в целях создания новой национальной банковской системы [1, с. 39]. В результате наряду с Госбанком, играющим роль «банка банков», с 1 января 1988 г. начала свою деятельность новая система государственных специализированных банков — Государственный банк ссср (Госбанк ссср), Банк внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк ссср), Промышленно-строительный банк ссср (Промстройбанк ссср),

Агропромышленный банк ссср (Агропромбанк ссср), Банк жилищно-коммунального хозяйства (Жилсоцбанк ссср) и Банк трудовых сбережений и кредитования населения ссср (сберегательный банк ссср).

Госбанку ссср был придан статус главного банка страны, единого эмиссионного центра, организатора денежно-кредитной политики, гаранта централизованного планового управления денежно-кредитной системой, проведения единой политики государства в области денежного обращения, кредитования, финансирования, расчетов, кассовых и валютных операций. Подразумевалось, что в централизованном порядке будет происходить регулирование денежного обращения в стране, выпуск в обращение наличных денег. Госбанк должен был обеспечивать кассовое исполнение государственного бюджета ссср, организовывать и осуществлять инкассацию наличных денег в системе банков, а также производить взаимные расчеты между банками. на Госбанк был возложен контроль по всем основным направлениям деятельности специализированных банков, анализ проводимых мер по перестройке работы банков и их учреждений в новых условиях хозяйствования. для выполнения указанных функций банк был освобожден от оперативной деятельности по непосредственному обслуживанию отраслей народного хозяйства. Эти функции были переданы специализированным банкам.

Внешэкономбанк ссср был призван обеспечить организацию и проведение расчетов в валюте по экспортно-импортным операциям, контроль за исполнением сводного валютного плана. Он

финансы и кредит

69

проводил операции на международных валютных и кредитных рынках, обеспечивал потребности внешнеэкономического оборота страны в кредитных ресурсах, содействовал созданию совместных предприятий, международных объединений и организаций, развитию всемерного углубления экономической интеграции. Внешэкономбанк СССР производил на основе принципа хозяйственного расчета и валютной самоокупаемости кредитование организаций, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, а также платежи за границу. По согласованию с Внешэкономбанком СССР указанные операции могли осуществляться и специализированными банками.

Промстройбанк СССР осуществлял кредитование основной деятельности, формирование и кредитование капитальных вложений, а также расчеты в промышленности, строительстве, транспорте и связи, в системе Госснаба СССР, Академии наук СССР.

Агропромбанк СССР кредитовал основную деятельность, финансировал капитальные вложения, вел расчеты объединений, предприятий и организаций агропромышленного комплекса и потребительской кооперации.

Жилсоцбанк СССР осуществлял финансирование, кредитование и расчетное обслуживание деятельности социально-культурной и непроизводственной сферы, легкой промышленности, государственной торговли, жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания. Важное место в деятельности этого банка должно было занять содействие развитию сети кооперативов и индивидуальной трудовой деятельности.

Сберегательный банк СССР был создан на базе широкой сети сберегательных касс, а его деятельность — всецело подчинена обслуживанию населения. Он должен был обеспечивать организацию сберегательного дела в стране, безналичные расчеты и кассовое обслуживание населения, а при необходимости — организаций и учреждений, распространение и погашение облигаций государственных займов, кредитование различных потребительских нужд граждан.

Как указывают Г. Г. Фетисов, О. И. Лаврушин, И. Д. Мамонова [2, с. 48], для всех перечисленных банков составляются сводный кредитный план и план распределения ресурсов, устанавливаются порядок и условия перехода спецбанков на полный хозяйственный расчет и самофинансирование. Но в то же время спецбанки работали по правилам, установленным государством, которое диктовало

условия кредитной ставки по депозитам, прикрепляло каждое предприятие к определенному банку. Для государственных предприятий такое положение было привычным и вполне естественным, но появившиеся кооперативы это не устраивало. Они справедливо считали, что и депозитные ставки, и кредитные отношения — предмет договора. И, кроме того, они хотели иметь право выбора банка.

несмотря на это, создание спецбанков, просуществовавших всего несколько лет, было необходимым этапом реформирования банковской системы, так как в этот период были созданы предпосылки для дальнейших рыночных преобразований в национальной банковской системе.

В то же время такое множество банков при одноуровневой системе привело к переплетению их функций. Это еще более обострило причины реорганизации банковской системы. На помощь пришел Закон «О кооперации в СССР» (1988 г.) [3]. Он явился дополнительным фактором развития национальной банковской системы и позволил образовываться кооперативным банкам, заполнившим свободную нишу в кредитовании и привлечении средств. В нем отмечалось, что «союзы (объединения) кооперативов имеют право создавать хозрасчетные отраслевые или территориальные кооперативные банки... Кооперативный банк является кредитным учреждением, которое на демократических принципах обеспечивает денежными средствами развитие кооперативов, производит кассово-расчетное обслуживание, представляет интересы в хозяйственных и финансовых органах. Банки могут привлекать также средства других предприятий, граждан и прибегать к займам у специализированных банков СССР. Устав кооперативного банка регистрируется в Государственном банке СССР» [4].

Процесс создания коммерческих банков начался без всякой подготовки. Вот как писал об этом исполнительный вице-президент АРБ В. С. Захаров: «В практике Госбанка СССР это была беспрецедентная акция: не было не только практического опыта, нормативных актов, но даже достаточной законодательной базы для их создания. Все, чем он располагал, — это письмо Председателя Совета Министров СССР, которым он разрешал Госбанку СССР по согласованию с Минфином СССР регистрировать коммерческие банки. При этом ничего не было сказано, на каких условиях должна идти регистрация. Многие банки создавались буквально на пустом месте. Ведь у них не было не только клиентов, аппарата, но к тому же ни стола, ни стула. Да и опыта не было никакого» [5, с. 25].

Такие условия открытия банковских кооперативов привели к широкой волне возникновения банков, своеобразному «Банковскому буму». к 1 января 1989 г. в стране насчитывалось 43 коммерческих банка, спустя год 224, а к конце 1991 г. — 1357. Однако основная часть этих банков представляла собой «банки — однодневки», которые создавались лишь для получения определенной части прибыли, после чего они закрывались. На их место приходили новые, предлагавшие чрезвычайно благоприятные условия для клиентов, но также не выполнявшие своих обязательств [6, с. 645]. Но в то же время при осуществлении кредитования хозяйствующих субъектов коммерческие банки в своей деятельности начинают использовать принципы возвратности, срочности, платности, но постоянно нарушают их.

как указывают О. И. Лаврушин, И. Д. Мамонова, Н. И. Валенцева и др. [7, с. 72], политические события 1990-х гг. привели к существенным изменениям в денежно-кредитной сфере. союзные республики, стремившиеся к суверенитету, организовали свои национальные банки и предпринимали попытки создать свою собственную валюту. В декабре 1990 г. были приняты законы ссср «О Государственном банке ссср», «О банках и банковской деятельности». Параллельно Верховный совет рсФср постановлением своего Президиума ввел Законы российской Федерации «О Центральном банке российской Федерации (Банке россии)» [8] и «О банках и банковской деятельности в рсФср» [9]. В июне 1991 г. был принят Устав Центрального банка рсФср (Банка россии) [10]. свои законодательные акты, регулирующие банковскую деятельность, стали создавать и другие союзные республики. Хозяйственные связи между экономическими субъектами разрушались, нарушалось и единство денежного и валютного рынков. 20 декабря 1991 г. Государственный банк ссср был упразднен, а его активы и пассивы переданы Центральному банку российской Федерации (Банку россии).

На основе принятых законов Банк россии становится элементом двухуровневой банковской системы, получает особую целевую ориентацию. Можно сделать вывод о том, что получил развитие и законодательное закрепление принцип двухуровневости национальной банковской системы, как и у большинства стран с развитой рыночной экономикой.

Постановление Верховного совета рсФср от 13.07.1990 «О Государственном банке российской Федерации (Банке россии) и банках на территории республики» предписывало территориальным

филиалам Госбанка преобразовываться в самостоятельные коммерческие банки. Это многократно ускорило процесс коммерциализации банковского сектора. Таким образом, первичным капиталом российских коммерческих банков были государственные денежные ресурсы. При этом местные органы власти стали активными и непосредственными исполнителями этой директивы. В результате действующие коммерческие банки были представлены двумя группами.

Первая группа создана на базе ранее функционирующих специализированных банков (Промстройбанка, Агропромбанка, Жилсоцбанка и сбербанка). с самого начала эти коммерческие банки выполняли все банковские операции независимо от их отраслевой принадлежности, т. е. их деятельность базировалась на принципе универсальности.

Вторая группа создавалась министерствами и ведомствами, а также различными учреждениями, юридическими и физическими лицами. Большинство созданных в 1990 — 1992 гг. банков создавалось крупными государственными предприятиями, а также министерствами и ведомствами, которые придерживались принципа создания карманных банков по отраслевой принадлежности, призванных финансировать предприятия определенной отрасли. Примером тому являются Нефтехимбанк, Автобанк, Нефтегазинвестбанк и др. В последующие годы, для того чтобы привлечь новых клиентов и расширить свою ресурсную базу, специализированные банки стали осуществлять все виды банковских операций для всех отраслей экономики: банки стали универсальными. Наряду с этими процессами постепенно стали образовываться коммерческие банки, создаваемые уже на основе накопленного за короткий период частного капитала. Происходила значительная концентрация ресурсов банковской системы в руках кредитных учреждений, образовавшихся на базе прежних государственных спецбанков — сбербанка, Промстройбанка, Мосбизнесбанка (бывшего Жилсоцбанка) и ряда других.

Можно утверждать, что в течение 1992 — 1995гг. происходил бурный экстенсивный рост банковской системы россии. Динамика численности банков до 1995 г. свидетельствует об их неуклонном росте. Если на начало 1989 г. в целом по ссср насчитывалось всего 43 коммерческих банка, то на 1 января 1995 г. было зарегистрировано 2 517 коммерческих банков и 5 486 филиалов [11, с. 498]. как показывают проведенные исследования, мировая банковская история не знает аналога тому, что произошло в россии. За кратчайший срок с точки

финансы и кредит

71

зрения истории (с 1988 по 1995 г.) возникло более 2 500 самостоятельных банков. В США для создания 1 000 банков потребовалось около 80 лет [12, с. 71]. По числу банков в расчете на 1 млн граждан Россия обогнала Англию и Японию, существенно уступая Германии и США [13, с. 499].

До конца 1993 г. коммерческие банки сформировали своеобразный механизм приспособления к конкурентной среде. Он был обусловлен гиперинфляцией и связанной с ней отрицательной ставкой ссудного процента в период гиперинфляции 1992 — 1993 гг. и значительными инфляционными ожиданиями в 1994 г. Как отмечают В. В. Иванов и Б. И. Соколов [14, с. 496], деятельность коммерческих банков заключалась в следующем: принять вклады в рублях; конвертировать их в доллары; дождаться очередного значительного обесценивания рубля, когда процент по вкладам станет отрицательным; конвертировать доллары в рубли и расплатиться по вкладам.

Как указывает Е. Ф. Жуков [1, с. 41], в это время возник новый этап в развитии банковского законодательства. Наряду с принятыми федеральными законами, регламентирующими основы банковской деятельности, но имеющими правовые пробелы, отдельные стороны банковской деятельности регламентировались президентскими указами и постановлениями правительства. Наиболее значимыми из них являлись: «О совершенствовании банковской системы» (27 апреля 1996 г.) [14], «О мерах по защите денежной системы РФ» (21 июня 1992 г.) [15], «О федеральном казначействе» (8 декабря 1992 г.) [16] и др. Кроме этого, Центральным банком РФ было издано много инструкций, регламентирующих разнообразные сферы деятельности, положения, указания и письма. Среди них наибольшее значение имеют Инструкция ЦБ РФ № 1 «О порядке регулирования деятельности кредитных организаций» (30 января 1996 г.) [17], вместо которой была издана новая Инструкция ЦБ РФ № 110-И «Об обязательных нормативах банков» (16 апреля 2006 г.) [18], Письмо ЦБ РФ № 38 «Порядок предоставления Центральным банком Российской Федерации разрешений российским уполномоченным банкам на участие в уставном капитале банков и иных кредитных организаций за границей, а также на открытие филиалов за границей» (утратило силу 29.04.1998) [19] и др.

Как указывают Г. Е. Алпатов, Ю. И. Базулин, В. В. Иванов, Б. И. Соколова и др. [13, с. 497], поскольку реальная ставка процента была отрицательной, кредитные организации были вынуждены привлекать в значительных объемах крайне деше-

вые или даже вообще бесплатные обязательства. Главными источниками дешевых и бесплатных обязательств выступали средства в расчетах, бюджетные средства и депозиты до востребования.

Развитию кредитных учреждений способствовала высокая инфляция, что позволяло банкам получать значительные прибыли без реального развития квалифицированного управления. Для банков было характерно инфляционное основание инфляционного воспроизводства денежного капитала. Следует отметить, что банки на данном этапе развития практически не занимались долгосрочным кредитованием предприятий, так как проценты по кредитам фактически не компенсировали инфляции. Предприятия рассматривались в качестве источников бесплатных финансовых ресурсов в виде остатков на счетах. Их использованию, в свою очередь, способствовало развитие рынка валютных инструментов, обладающих высокой ликвидностью, что позволяло банкам оперативно работать с остатками средств. Таким образом, слабость главного действующего лица банковского сектора, узость собственной ресурсной базы, валютный крен изначально предопределили общую неустойчивость банковской системы, ее сильную зависимость от колебания валютного курса, изменений во внешнеэкономической среде.

Льготные кредиты Центробанка, выдаваемые специализированным банкам (Промстройбанку, Агропромбанку и др.) для кредитования наиболее значимых отраслей народного хозяйства на заранее определенных условиях, изменять коммерческие банки не могли. Обилие транзитных бюджетных средств на счетах коммерческих банков привело к росту межбанковских кредитов на фоне отсутствия так называемой «депозитной подушки» средств мелких вкладчиков, которые и создают устойчивость кредитного учреждения.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что на обозначенном временном отрезке ни Центральный банк, ни коммерческие банки не уделяли особого внимания принципам построения и функционирования национальной банковской системы, а также принципам кредитования. Несоблюдение принципов функционирования национальной банковской системы, несомненно, негативно отразилось на сложившейся в последующем экономической ситуации в России, а также на развитии коммерческих банков.

Знаменательной датой в этот период стало 4 октября 1994 г. В «черный вторник» коммерческие банки «обрушили» рубль. Но предпринятые прави-

тельством экстренные меры по стабилизации курса национальной валюты и удержанию валютного коридора стали губительны для коммерческих банков. Те из них, которые привыкли работать в условиях гиперинфляции и строить на ней свою конкурентную стратегию, в массовом порядке прекратили свое существование.

24 августа 1995 г. на рынке межбанковских кредитов разразился кризис «черного четверга», который привел к краху рынка межбанковских кредитов, обнаружил отсутствие у банков надежной ресурсной базы, неспособность работать в относительно нормальных экономических условиях, слабую связь с клиентами, необходимость работы с мелким частным вкладчиком, включающей в себя представление им широкого спектра услуг.

так, на протяжении экстенсивного пути развития:

— в 1991 — 1993 гг. было создано примерно 700 банков, а отозваны лицензии у 31 банка;

— в 1994 г. было открыто 560 банков, лицензии отозваны у 45 банков;

— в 1995 г. было открыт 81 банк, лицензии отозваны у 225 банков;

— в 1998 г. выданы лицензии 28 банкам, а отозваны лицензии у 193 банков [20, с. 386].

Следует отметить, что падение темпов инфляции и кризис вызвали банкротство большого числа мелких и средних банков, что привело к переходу системы на новую ступень через процессы разорения, концентрации и централизации банковского капитала. Данный вывод подтверждают данные, приведенные в табл. 1.

Однако, несмотря на банкротство многих мелких и средних банков, в стране значительно не изменилась структура коммерческих банков и для этого периода оставались характерны те же тенденции. Преобладали мелкие и средние банки — половина коммерческих банков имела уставный капитал менее 1 млн экю.

Как указывает А. С. Селищев, основной массив коммерческих банков сосредоточился в Москве и Московской области (более 40 % от общего количества действующих кредитных учреждений). В Санкт-Петербурге и области — 2,5 %, или в 16 раз меньше, чем в Московском регионе. На Северном Кавказе — 13,4 % всех банков, в Западной Сибири — 8 %, в Поволжье — 7,4 %, на Урале — 7,3 %, на Дальнем Востоке — 5,1 %, в Восточной Сибири — 3,3 %. Наименее насыщенным районом оказался Центрально-Черноземный — 1,5 % от общего количества банков.

Специфика российской банковской системы продолжала проявляться и в том, что многие коммерческие банки, формально зарегистрированные в качестве банков с определенной специализацией (инновационные, инвестиционные, торговые, земельные, ипотечные, муниципальные, биржевые и пр.), были вынуждены вести себя как универсальные кредитные учреждения. Они брались за любые операции, обещавшие прибыль и сохранение ценности капиталов пайщиков, учредителей и акционеров. В то же время подлинно специализированные операции, требующие особого опыта, технической организации и подготовки персонала, оставались за пределами внимания подавляющей массы банков.

Низкие ограничительные барьеры в плане требований как к минимальному размеру капитала, так и в плане профессиональной классификации позволяли учредить свой банк практически любому лицу, желающему это сделать [20, с. 388].

После бурного периода регистрации новых коммерческих банков в 1990 — 1992 гг. к 1997 г. произошла стабилизация количества банков и наметилась тенденция к их сокращению. Однако это происходило не в результате целенаправленной политики, а скорее под воздействием неблагоприятно влияющих экономических и политических факторов.

Таблица 1

Банки России в 1994 — 1996 гг.

Уставный капитал Количество банков по состоянию на 31 декабря

1994 г. 1995 г. 1996 г.

До 100 млн руб. 42 31 17

100 — 500 млн руб. 624 412 350

500 млн руб. — 1 млрд руб. 282 201 179

1 — 5 млрд руб. - - 653

5 — 20 млрд руб. 568 410 592

20 — 30 млрд руб. 55 28 64

Более 30 млрд руб. 104 124 124

Итого 2 295 2 090 2 029

Ученые В. В. Иванов и В. В. Соколов отмечают, что с сентября 1995 г. по 1997 г. происходит уменьшение доли валютных обязательств по сравнению с 1994 г. — серединой 1995 г. с 20 до 10 %, снижение доли кредитов с 60 до 55 % и одновременным ростом государственных обязательств с 3 до 20 %. Это связано с развитием рынка государственных ценных бумаг. Появление государственных долговых обязательств имело целью осуществить безынфляционный переход к финансированию дефицита бюджета. Государство стало выступать в качестве главного заемщика финансовых ресурсов у коммерческих банков.

Вышеуказанные ученые отмечают, что крупнейшими операторами на рынке государственных долговых обязательств выступали банки, которые одновременно являлись и главными агентами по обслуживанию бюджетных счетов. Остатки бюджетных средств на счетах этих банков активно использовались для покупки государственных краткосрочных обязательств и облигаций федерального займа с переменным купоном (ГКО — ОФЗ) [13, с. 498].

Рынок ГКО — ОФЗ обладал весьма высокой ликвидностью, не уступающей ликвидности валютных счетов. Доходы по государственным ценным бумагам находились на очень высоком уровне по сравнению с другими финансовыми инструментами, что противоречило как теории, так и мировой практике, свидетельствующей о том, что вложение в финансовые инструменты с меньшей степенью риска приносит и меньшую доходность. Объяснение данного феномена, на мой взгляд, кроется в политике государственных властей, пытавшихся покрыть дефицит государственного бюджета за счет создания «пирамиды» долгов.

Снижение доходности ГКО, ужесточение денежной политики во второй половине 1997 г. повлекли ухудшение финансовых показателей деятельности банков. Балансовая прибыль по итогам 1997 г. в целом по коммерческим банкам сократилась в абсолютном выражении почти вдвое по сравнению с 1996 г., не достигнув даже уровня 1995 г.

В 1997 г. активизировались слияния банков, создание различных конгломератов, альянсов, банковских групп, холдингов и т. п. Эти процессы характеризуют период с начала 1997 по август 1998 г. в становлении банковской системы России, который связан также и с началом переориентации многих банков (прежде всего немосковских) на работу с реальным сектором экономики. В 1997 г. произошел перелом тенденции к абсолютному и от-

носительному сокращению кредитной активности. За 9 мес. 1997 г. московские банки без учета Сбербанка получили за счет кредитования заемщиков 37 % своих доходов, региональные коммерческие банки — 48 %.

Рассматриваемый период связан и с процессом активного встраивания в банковский сектор страховых компаний. Для этого использовались различные формы — от соглашений о стратегическом партнерстве до перекрестного владения неконтрольными пакетами акций. Для данного этапа характерна активизация в деятельности региональных банков, связанная со структуризацией банковского бизнеса путем создания региональных банков развития, различных альянсов местных коммерческих банков в целях защиты экономических, политических электоральных интересов местных властей. Наиболее активно указанные процессы проходили в Москве, Санкт-Петербурге, Башкортостане [13, с. 499].

Ряд коммерческих банков выбрали для себя стратегию быстрой универсализации, хотя первоначально являлись узкоспециализированными. В рамках политики универсализации многие новые банки, для того чтобы выжить, осознанно проходили четыре этапа развития операций. Первый этап — начальный, «ростовщический», когда основная деятельность заключалась в привлечении депозитов и размещении их в ссуды. На втором этапе депозитно-ссудные операции дополнялись расчетно-кассовыми. На третьем этапе в развитие всего спектра операций коммерческого рынка банк создавал разветвленную внутреннюю организационную структуру. Наконец, на четвертом этапе банк начинает проводить внешнеэкономические операции, сделки с ценными бумагами, создавать филиальную сеть и выделять специализированные структурные подразделения в дочерние предприятия. В последующем, при благоприятном стечении обстоятельств, такое развитие может привести к созданию банковского объединения.

Началось быстрое развитие нетрадиционных операций, направленных на всемерную диверсификацию услуг, предоставляемых банками клиентам. Это, прежде всего, операции с ценными бумагами, управление имуществом по поручению, выполнение по поручению операций, относящихся к внутренней компетенции клиента, ведение бухгалтерского учета, кассового и финансового хозяйства, осуществление планово-финансовых и других управленческих функций.

Но все же в 1997 г., как и ранее, основной целью банковской системы выступает кредитова-

ние экономики в лице трех экономических агентов — населения, предпринимателей, государства. В этом плане, как отмечает А. И. Полищук, отечественная банковская система далеко отстает от западной. Кредитованием населения занимается практически только Сберегательный банк. Кредитование предприятий занимает сравнительно небольшое место в операциях коммерческих банков. В 1997 г. объем кредитов составил 286 трлн руб. В совокупных активах кредитные вложения составляли 44 %, при этом доля экономики — 35 %. На долю государства приходилось 154 трлн руб. — 31 % активов. Если до 1996 г. вклады в ценные государственные бумаги преобладали в активах, то в 1997 г. наметилась тенденция к их снижению. Наиболее крупным кредитором правительства выступал Сбербанк.

В структуре пассивных операций основную долю занимали рублевые вклады населения — 140 трлн руб. — и юридических лиц — 89 трлн руб. На долю срочных вкладов приходится небольшая часть — 38 трлн руб. Доля валютных вкладов составляла 98 трлн руб.

Накануне августовского кризиса 1998 г. в 50 крупнейших банках было сконцентрировано около 70 % депозитов [21, с. 44].

Однако, как показывают проведенные исследования, 1997 г. оказался последним благоприятным годом для коммерческих банков.

Подводя итоги развития национальной банковской системы за годы коренного реформирования общественно-экономического строя страны до 1998 г., можно утверждать, что в нашей стране начала формироваться банковская система, которая строилась на тех же основных принципах, что и в странах с развитой рыночной экономикой. В стране была создана двухуровневая банковская система, как и в большинстве экономически развитых стран. Федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности» окончательно закрепили принцип разграничения полномочий между Центральным банком и коммерческими банками. Российские коммерческие банки, пройдя период становления, превратились в крупные финансовые структуры и стали играть важную роль в сложных процессах преобразования общества и экономики. В эти годы заметно выросли капиталы банков, создана серьезная материальная база, внедрены международные технологии и стандарты, началась подготовка квалифицированных специалистов. Безусловно, в работе банков были и опре-

деленные недостатки: в менеджменте, в кредитной политике, в работе с персоналом и т. д. Однако это были в основном издержки быстрого роста, и национальная банковская система была способна и готова со временем их устранить, ориентируясь на международные стандарты и правила. Кредитование хозяйствующих субъектов на данном этапе времени осуществлялось на основе принципов возвратности, срочности, платности, обеспеченности. Однако августовский финансовый кризис 1998 г. нанес серьезный разрушительный удар по российской банковской системе.

Как указывают В. К. Сенчагова, А. И. Архипов, В. В. Масленников, Ю. А. Соколов, А. И. Полищук и др. [11, 22, 23], 1998 г. стал наиболее драматичным для российской банковской системы. Финансовый кризис нанес серьезный удар по устойчивости банков. Значительные потери прослеживались по всем основным параметрам их деятельности. За август — декабрь 1998 г. капиталы банков сократились на 30 %. От девальвации рубля пострадали буквально все банки, от переноса срока платежей по ГКО — больше половины. Вследствие этого, а также в связи с ошибками руководителей и менеджеров многих банков, у 1/3 из них, в том числе крупных, образовался значительный дефицит капитала. Прекратила свою деятельность группа крупных банков, на которые приходилась половина всех расчетных и кредитных операций в стране.

Под влиянием кризисной ситуации на валютном рынке и рынке государственного внутреннего долга произошло существенное сокращение функциональных параметров национального банковского сектора, а также масштабов банковской деятельности. Суммарные активы банков в реальной оценке с учетом изменения курса рубля снизились в период с 1 августа и до конца 1998 г. на 16,3 %. Сужение ресурсной базы кредитных организаций и увеличение всего спектра рисков привели, по существу, к замораживанию кредитования кредитного сектора экономики. Кредиты, предоставленные банками предприятиям и организациям, в рублях сократились на 13,6 млрд руб., или на 12 %, в валюте — на 4,3 млрд долл., или на 31,4 % [23].

Наибольший удар кризис нанес многопрофильным крупнейшим банкам в силу специфики структуры их операций (значительные вложения на рынках ГКО, большой объем срочных сделок на валютном рынке, привлечение заемных средств в иностранной валюте, активная работа со вкладами населения). По имеющимся данным, из 18 российских банков, относящихся к числу

крупнейших, лишь три имели по состоянию на 1 октября 1998 г. положительный капитал, в то время как по состоянию на 1 января 1998 г. капитал был положительным у всех банков.

Кризис серьезно обострился также вследствие оттока вкладов населения и усиления недоверия к банкам. За август — декабрь 1998 г. рублевые вклады населения сократились на 25 млрд руб., или на 17 %, валютные — на 3,5 млрд долл., или на 55 %. В целом убытки банковской системы без учета Сбербанка России на 1 января 1999 г. составили 33,2 млрд руб. по сравнению с 13 млрд руб. прибыли на 1 января 1998 г. по итогам работы за 1997 г. Удельный вес убыточных в общем количестве действующих банков вырос на 1 января 1999 г. с 16 до 24 %. Доля активов, приходящихся на группу банков, находящихся в критическом финансовом положении, составляла 26,5 % совокупных активов банковской системы. Отток ресурсной базы и прежде всего изъятие валютных вкладов вкладчиками, практически на месяц парализовали банковскую систему. По ряду важных показателей банковская система оказалась отброшенной на несколько лет назад. Относительным оплотом надежности оказались малые и средние банки, не имевшие валютных вкладов и обладающие небольшой долей ГКО — ОФЗ в активах. Неизбежность их поглощения не вызывала сомнений у руководства Центробанка.

На мой взгляд, можно назвать две группы факторов, обусловивших кризис национальной банковской системы в августе 1998 г.

Первая — это общее кризисное состояние экономики, недостаточное внимание к кредитованию ее реального сектора, ошибочная экономическая и денежно-кредитная политика правительства и Банка России, которая не была ориентирована на подъем и повышение эффективности реального сектора экономики, колебалась от жесткого монетаризма до искусственно поддерживаемой финансовой стабилизации. И банковская система оказалась заложницей такой системы. Значительная часть ее капиталов использовалась для финансирования большого дефицита государственного бюджета с использованием пирамиды ГКО — ОФЗ.

Большинство отечественных коммерческих банков, включая так называемые системообразующие, почти целиком сосредоточилось на операциях на финансовом рынке, приносивших немедленную прибыль: на операциях с валютой, ценными бумагами, другими финансовыми инструментами. Они стали основным источником доходов и ликвидности банков. По имеющимся оценкам, в ГКО — ОФЗ,

после отказа Правительства отвечать по своим финансовым обязательствам, оказалось заморожено порядка 40 — 50 млрд руб. собственно банковских средств, что составляло 90 % суммарного уставного фонда российских банков и около одной четверти докризисного объема их совокупного уставного капитала. В августе 1998 г. на 1 руб. банковских вложений 76 коп. приходилось на инвестиции в государственные ценные бумаги (ГКО, ОФЗ и др.). Для сравнения отметим, что в Канаде на те же цели расходовалось лишь 7,6 цента из каждого доллара. В Великобритании, других странах еще меньше [24, с. 35].

Следовательно, в указанном периоде банки слабо руководствовались принципами разумности управления активами, существовала недооценка опасности рисков, адекватных объему и характеру осуществляемых операций, что соответственно не отвечало принципу надежности этих банков.

Вторая группа причин, обусловивших кризис национальной банковской системы, — это низкий уровень банковского капитала, недостаточная квалификация руководящего персонала многих банков, отсутствие надежных методов управления филиальной сетью. Следовательно, у многих банков недостаточно применялся принцип подбора кадров и управляемости.

Банковские неурядицы быстро трансформировались в валютный и далее в финансовый кризис, привели к глубокому социально-экономическому упадку общества. По оценкам многих ведущих специалистов мира, можно было сгладить пик падения, избежав существенных социальных и финансовых потрясений в обществе и ограничив их структурным кризисом банковской сферы, не затрагивая основных секторов экономики.

В сентябре 1998 г. началась реструктуризация банковской системы России. В ходе реструктуризации банковской системы на конец мая 1999 г. лицензий лишились 1 232 банка [25].

В 1999 — 2000 гг. обозначились следующие тенденции в развитии национальной банковской системы:

• было осуществлено законодательное обеспечение реструктуризации банков, ликвидация банков-банкротов, реструктуризация внешней задолженности. Для ее проведения был принят Федеральный закон от 08.07.1999 № 144-ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций» [26], устанавливающий порядок и условия осуществления мероприятий по реструктуризации кредитных организаций,

определяющий понятие реструктуризации кредитной организации, основания для реструктуризации, мероприятия по реструктуризации, выделяющий основные действия кредитной организации по преобразованию обязательств в уставный капитал, рассматривающий общие положения о деятельности Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО), его цели и задачи, отношения с государством и Банком России, определяющий операции и сделки, совершаемые агентством, его организационную структуру. С 28 августа 2004 г. указанный закон утратил свою силу, и в это же время было принято решение о прекращении деятельности АРКО;

• с середины 1999 г. обозначился рост капиталов иностранных банков;

• с середины 2000 г. начали расти капиталы и российских банков.

Так, если зарегистрированный уставный капитал действующих кредитных организаций на начало 1999 г. составлял 52,5 млрд руб., то на начало 2000 г. он уже достиг 111,1 млрд руб. [25].

Как показывает анализ статистических данных, в 2001 — 2002 гг. продолжалось сокращение числа зарегистрированных кредитных организаций. Так, по состоянию на 1 марта 2001г., в Российской Федерации было зарегистрировано 2 114 кредитных организаций, к 1 марта 2002 г. таких организаций было уже только 1 991 [27]. Количество действующих кредитных организаций, напротив, возросло с 1 319 до 1 327 к 1 апреля 2002 г., причем 723 из них (54 %) имели головные офисы в Центральном федеральном округе [28]. Рост произошел за счет увеличения численности небанковских кредитных организаций, количество работающих банков практически не изменилось. Необходимо отметить, что процессы концентрации и централизации банковского капитала не имели широкого распространения в течение анализируемого периода: всего четыре банка были реорганизованы в связи с их присоединением к другим банкам [27].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Российская банковская система постепенно высвобождается от банков, созданных в течение десятилетия, предшествующего банковскому кризису, и практически не работающих на банковском рынке.

Как указывают В. В. Иванов и Б. И. Соколов, стабилизация организационной структуры рынка является одним из факторов улучшения качественных характеристик банковского сектора экономики [11, с. 500]. Так, к началу 2000 г. банковский сектор восстановил свои активы в реальном выражении,

а на конец IV квартала 2000 г. они составили уже 3 196 975 млн руб. [28]. Произошли определенные позитивные сдвиги и в структуре активов коммерческих банков. Если до кризиса основным потребителем привлеченных банками ресурсов через рынок ГКО-ОФЗ выступало государство, то сегодня банки кредитуют в основном реальный сектор экономики. Так, например, «объем кредитов, предоставленных банками реальному сектору за январь — сентябрь 2001 г., возрос на 278, млн руб., или на 22 % в реальном исчислении, и составил 1 074,6 млрд руб. Их доля в совокупных активах банковского сектора за январь — сентябрь 2001 г. возросла с 33,7 % на 01.01.2001 до 36, % на 01.10.2001» [29].

О том, что представляет собой современная национальная банковская система, некоторые представления дают данные следующих таблиц (табл. 2 — 4).

Как следует из представленных данных, в национальной банковской системе наблюдается сокращение зарегистрированных Банком России кредитных организаций на основании решения уполномоченного регистрирующего органа; так, если по состоянию на 01.06.2002 их было 1 930, то по состоянию на 01.01.2006 — 1 409, или общая численность уменьшилась на 27 %.

Сокращение кредитных организаций вызвано уменьшением количества банков. Так, если по состоянию на 01.06.2002 их было 1 883, то по состоянию на 01.01.2006 — 1 356, снижение составило 28 %. Но в тоже время наблюдается незначительный рост небанковских кредитных организаций; так, если по состоянию на 01.06.2002 их было зарегистрировано 47, то уже по состоянию на 01.01.2006 — 53, рост — на 12 %.

В стране наблюдается рост числа кредитных организаций со 100-процентным иностранным капиталом. Так, если по состоянию на 01.06.2002 их было 27, то по состоянию на 01.01.2006 — 42, рост — на 56 %. Увеличение численности банков со 100-процентным иностранным капиталом может свидетельствовать о росте инвестиционной привлекательности России, а также свидетельствовать об увеличении присутствия на российском рынке иностранных компаний, бизнес которых сопровождает вышеобозначенная категория банков.

В анализируемом периоде наблюдается рост зарегистрированного уставного капитала действующих кредитных организаций; так, если по состоянию на 01.06.2002 он составлял 281 554 млн руб., то уже по состоянию на 01.01.2006 — 444 377 млн руб., прирост составил 58 %, что можно расце-

Таблица 2

Количество зарегистрированных и лицензированных организаций

показатель На 01.06.2002 На 01.06.2005 На 01.06.2006

1. Зарегистрировано кредитных организаций (КО) Банком

России либо на основании его решения уполномоченным 1 930 1 516 1 409

регистрирующим органом, всего

в том числе

— банков 1 883 1 464 1 356

— небанковских КО 47 52 53

1.1. Зарегистрировано КО со 100-процентным иностранным 27 33 42

капиталом

1.2. КО, зарегистрированные, но еще не оплатившие уставный 13 1 2

капитал (не получившие лицензию)

в том числе банки 13 0 2

2. Небанковские КО (НКО), зарегистрированные другими 2 2 0

органами

3. КО действующие (имеющие право проводить банковские операции), всего 1 327 1 299 1 253

в том числе

Банки 1 280 1 249 1 205

НКО 47 50 48

3.1. КО, имеющие лицензии на:

— привлечение вкладов населения 1 212 1 165 1 045

— операции в иностранной валюте 820 839 827

3.2. КО, имеющие генеральные лицензии 278 311 301

3.3. Банки — участники системы обязательного страхования 930

вкладов населения

4. Зарегистрированный уставный капитал действующих КО, млн руб. 281 554 380 468 444 377

5. Филиалы действующих КО на территории РФ, всего 3 390 3 238 3 295

Из них

— Сбербанка России 1 185 1 011 1 009

— банков со 100-процентным иностранным уставным 10 16 29

капиталом

6. Филиалы действующих КО за рубежом, всего 4 3 3

7. Филиалы банков-нерезидентов на территории РФ 1 0 0

8. КО с отозванной лицензией, но еще не ликвидированные 592 218 154

9. Ликвидированные КО 1 119 1 569 1 687

нивать как положительную тенденцию, вызванную объединением кредитных организаций.

В настоящее время наблюдается тенденция к незначительному снижению филиалов действующих кредитных организаций. Так, если по состоянию на 01.06.2002 их было 3 390, то уже по состоянию на 01.01.2006 — 3 295, снижение составило 3 %. Сокращение филиальной сети кредитных организаций вызвано снижением их интереса к отдельным регионам.

В исследуемом периоде наблюдается уменьшение количества кредитных организаций с отозванной лицензией, но еще не ликвидированных. Так, если по состоянию на 01.06.2002 их было 592, то уже по состоянию на 01.01.2006 — 154 (их количество уменьшилось в 3,8 раза). Но в то же время наблюдается число ликвидированных кредитных

организаций. Так, за шесть месяцев 2002 г. было ликвидировано 1 119, а за весь 2005 г. 154 кредитные организацие. Приведенные данные свидетельствуют о стабилизации в национальной банковской системе.

Перейдем к рассмотрению данных, представленных в табл. 3.

Данные, представленные в таблице, свидетельствуют о том, что концентрация активов действующих кредитных организаций, так же, как и прежде, по федеральным округам очень неравномерна. Наибольшее количество кредитных организаций, активы которых составляют 80 % всех активов банков, сконцентрированы в Центральном федеральном округе (50 %, в том числе в Москве и Московской области — 47 %). Наименьшее количество кредитных организаций, активы которых составляют 80 %

Таблица 3

Концентрация активов действующих кредитных организаций по федеральным округам на 01.01.2004

Округ Количество КО Активы, тыс. руб. Количество КО, активы которых составляют 80 % всех активов банков

Центральный федеральный округ в том числе в Московском регионе 752 679 4 768 091 158 4 733 773 790 50 47

Северо-Западный федеральный округ 86 259 310 180 14

Южный федеральный округ 137 47 978 649 29

Приволжский федеральный округ 154 244 840 141 35

Уральский федеральный округ 76 177 143 182 21

Сибирский федеральный округ 80 67 714 907 23

Дальневосточный федеральный округ 44 35 606 321 14

Всего по Российской Федерации 1 329 5 600 684 539 102

всех активов банков, находится в Северо-Западном и Дальневосточном федеральных округах (по 14 %). По данному показателю можно судить об экономическом развитии округа и его инвестиционной привлекательности.

Данные табл. 4 подтверждают выводы, сделанные на основе данных, представленных в табл. 2 и 3.

Наиболее привлекательным для деятельности кредитных организаций и их филиалов является Центральный федеральный округ, и особенно Московский регион. Так, по состоянию на 01.01.2006, в Центральном федеральном округе было зарегистрировано и функционировало 714 кредитных организаций и 728 их филиалов, что составляло 57 % и 22 % соответственно. В других федеральных регионах банки, зарегистрированные в Центральном федеральном округе, в основном представлены филиалами. Количество кредитных организаций, зарегистрированных в других федеральных округах, незначительно и составляет от 12 % (Приволжский

федеральный округ) до 3 % (Дальневосточный федеральный округ) от общего количества действующих кредитных организаций в России.

Как в целом по России, так и по всем федеральным округам наблюдается тенденция к снижению количества действующих кредитных организаций и их филиалов. Так, за исследуемый период количество действующих кредитных организаций и их филиалов сократилось на 5,6 % и 2,8 % соответственно. Отмеченные тенденции позволяют охарактеризовать ситуацию в российской банковской системе как недостаточно устойчивую. В банковской системе еще не произошли институциональные изменения, которые позволили бы предотвратить новые системные банковские кризисы. Кроме того, возможности отечественных банков не соответствуют потребностям развивающейся российской экономики. Это означает необходимость дальнейшего роста банковской системы по сравнению с другими секторами экономики. Вместе с тем уровень развития

Таблица 4

Количество действующих кредитных организаций и их филиалов в территориальном разрезе

Округ Количество КО в регионе Количество филиалов КО в регионе

на 01.06.2002 на 01.06.2005 на 01.06.2006 на 01.06.2002 на 01.06.2005 на 01.06.2006

Центральный федеральный округ в том числе в Московском регионе 727 651 757 684 714 646 757 318 718 86 728 292

Северо — Западный федеральный округ 90 87 84 386 369 376

Южный федеральный округ 143 132 128 485 464 471

Приволжский федеральный округ 157 152 146 692 634 671

Уральский федеральный округ 80 76 67 426 407 381

Сибирский федеральный округ 84 79 71 428 421 452

Дальневосточный федеральный округ 46 44 43 216 205 216

Всего по Российской Федерации 1 327 1 327 1 253 3 390 3 218 3 295

Таблица 5

Основные аспекты и принципы функционирования национальной банковской системы в период с 1988 г. по настоящее время

Ihn заемщика Аспекты и принципы деятельности Государственная политика Характеристика законодательной базы

Предприятия всех форм собственности и организационно-правовых форм Развитие принципа функциональной полноты; Реализация принципа разграничения полномочий между Центральным банком и коммерческими банками; Кредитование хозяйствующих субъектов осуществляется на основе принципов возвратности, срочности, платежеспособности, оценки кредитоспособности заемщика и дифференцированности. Создание и дальнейшее развитие двухуровневой банковской системы по образу функционирования в странах с развитой экономикой; Осуществление надзора со стороны Центрального банка за деятельностью коммерческих банков. Законодательное регулирование основных вопросов банковской деятельности; Регулирование пробелов в законодательстве указами президента, инструкциями и нормативными письмами Центрального банка.

национальной банковской системы будет во многом зависеть от степени развития экономики, финансового рынка, уровня монетизации экономики, состояния финансовой сферы, системы налогообложения и правового регулирования.

Как следует из анализа положений инструкций коммерческих банков по вопросам кредитования клиентов, например инструкции Сбербанка России от 26.10.1993 № 26-р «О кредитовании юридических лиц учреждениями Сберегательного банка Российской Федерации» [30], оно осуществляется на основе принципов возвратности, срочности, платежеспособности, оценки кредитоспособности заемщика и носит дифференцированный характер.

Основные аспекты и принципы функционирования национальной банковской системы в рассматриваемый период представлены в табл. 5.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что рассматриваемый период для банковской системы не был однозначным. Наблюдался и резкий рост числа банковских кредитных организаций, и их массовая ликвидация в силу непродуманности проводимой государством экономической политики. Современную национальную банковскую систему можно охарактеризовать как двухуровневую. Наблюдается развитие принципа функциональной полноты. Реализован принцип разграничения полномочий между Центральным банком и коммерческими банками; кредитование хозяйствующих субъектов осуществляется на основе принципов возвратности, срочности, платежеспособности, оценки кредитоспособности заемщика и носит дифференцированный характер.

Центральный банк уполномочен осуществлять надзор за деятельностью коммерческих банков.

Осуществляется законодательное регулирование основных вопросов банковской деятельности,

а регулирование пробелов в законодательстве осуществляется указами президента, инструкциями и нормативными письмами Центрального банка.

Как указывает Е. Ф. Жуков, действующее в Российской Федерации банковское законодательство, несмотря на прогрессивный характер и общую рыночную направленность, все же не в полной мере соответствует нынешней экономической ситуации и международному уровню правового регулирования общеэкономических отношений в этой области [1, с. 42].

Из этого следует необходимость дальнейшего совершенствования банковского законодательства как отрасли права, представляющей систему нормативных правовых актов, регулирующих деятельность национальной банковской системы на основе пересмотра существующей государственной экономической политики. Поскольку принципы вырабатываются наукой, но приобретают обязательную силу только после их нормативного выражения или закрепления в обычаях делового оборота, система принципов на основе, на которой создается, формируется и функционирует национальная банковская система, нуждается в дальнейшем развитии, закреплении и классификации.

Литература

1. Банковское законодательство: Учебник / Под ред. Е. Ф. Жукова — М: Вузовский учебник, 2007. — 317 с.

2. Организация деятельности центрального банка: учебник / Г. Г. Фетисов, О. И. Лаврушин, И. Д. Мамонова; под общ. ред. Г. Г. Фетисова. — М.: КНОРУС, 2006. — 438 с.

3. Закон СССР от 26.05.1988 «О кооперации в СССР», СЗ СССР, 1988, № 20. ст. 23.

4. Постановление СМ СССР от 01.09.1988 № 1061, п. 1, ч. 3.

5. Деньги и кредит. 1998. № 8.

6. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Е. Ф. Жуков, Н. М. Зеленкова, Л. Т. Литвиненко / Под ред. проф. Е. Ф. Жукова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 703 с.

7. Банковское дело: Учебник / О. И. Лаврушин, И. Д. Мамонова, Н. И. Валенцева и др. / Под ред. засл. деят. науки РФ, д.. э. н., проф. О. И. Лавру-шина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2005. — 256 с.

8. Закон Российской Федерации от 10.02.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Ведомости съезда народных депутатов РСФСР от 6 декабря 1990 г., № 27. ст. 356.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395 «О банках и банковской деятельности в РСФСР», Ведомости съезда народных депутатов РСФСР от 6 декабря 1990 г., № 27, ст. 357.

10. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 18 июля 1991 г., № 29, ст. 1012.

11. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. / В. К. Сенча-гов, А. И. Архипова и др. / Под ред. В. К. Сенчагова, А. И. Архипова. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. — 684 с.

12. Банковская система России. Настольная книга банкира. Кн. 1. — М.: ТОО «Инжиниринго-консалтинговая компания «Дека»», 1995. — 587 с.

13. Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Г. Е. Ал-батов, Ю. В. Базулин и др. / Под ред. В. В. Иванова, Б. И. Соколова. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. — 624 с.

14. Указ Президента РФ от 10.06.1994 №1184 «О совершенствовании работы банковской системы Российской Федерации».

15. Указ Президента РФ от 21.06.1998 № 636 «О мерах по защите денежной системы Российской Федерации».

16. Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 «О федеральном казначействе».

17. Инструкция ЦБ РФ от 30.01.1996 № 1 «О порядке регулирования деятельности кредитных организаций» // Бизнес и банки. 1996. № 8. Вестник Банка России. 1996. № 5.

18. Инструкция ЦБ РФ от 16.01.2004 № 110-И «Об обязательных нормативах банков» // Вестник Банка России, 2004. № 11.

19. Письмо ЦБ РФ от 04.04.1996 № 267 «О введении в действие Порядка предоставления Центральным банком Российской Федерации разрешений российским уполномоченным банкам на участие в уставном капитале банков и иных кредитных организаций за границей, а также на открытие филиалов за границей» // Вестник Банка России от 9 апреля 1996 г., № 15 (утратил силу 29.04.1998).

20. Селищев А. С. Деньги. Кредит. Банки. — СПб.: Питер, 2007. — 467 с.

21. Полищук А. И. Кредитная система: опыт, новые явления, прогнозы и перспективы. — М.: Финансы и статистика, 2005. — 216 с.

22. Масленников В. В., Соколов Ю. А. Национальная банковская система: Научное издание: — М.: ТД «Элит-2000», 2002. — 347 с.

23. Геращенко В. В. Пути развития и реструктуризации российской банковской системы // Аналитический банковский журнал. 1999. № 4 — 5.

24. Макаревич Л. Н. Кризис, который потряс Россию // Аналитический банковский журнал. 1999. № 4 — 5.

25. Российский статистический сборник. 1999. — 712 с.

26. Федеральный закон от 08.07.1999 № 144-ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций» // собрание законодательства Российской Федерации от 12 июля 1999 г., № 28, ст. 3477 (утратил силу 28.07.2004).

27. Бюллетень банковской статистики. 2002. № 3. — 520 с.

28. www. сЬг. га / analytics / bank-system. (35, 38).

29. Вестник банка России. 2002. № 1.

30. Инструкция Сбербанка России от 26.10.1993 № 26-р «О кредитовании юридических лиц учреждениями Сберегательного банка Российской Федерации» // Закон. 1997. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.