ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
УДК 336.71
ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ
М.Н. Абомина,
ассистент кафедры экономических дисциплин, Балаковский институт экономики и бизнеса (филиал СГСЭУ)
Тема исследования корпоративного управления в банковской системе всегда была и остается актуальной, так как корпоративное управление включает в себя целый ряд аспектов управления хозяйственными обществами. Это понятие традиционно относится к акционерным обществам и холдинговым компаниям. В последнее время этот термин все чаще используется и применительно к сфере деятельности банковских структур.
При создании условий надлежащего корпоративного управления в системе функционирования коммерческих банков можно выделить следую -щие основные направления:
1) делегирование полномочий, вопросов компетенции и псдотчетности между органами управления (с учетом положений действующего законодательства), организация эффективной деятельности совета директоров (наблюдательного совета) и исполнительных органов;
2) определение и утверждение стратегии развития деятельности кредитной организации и контроль за ее реализацией (включая построение эффективных систем планирования, управления банковскими рисками и внутреннего контроля);
3) минимизация конфликтов интересов, которые возникают между участниками (акционерами), членами совета директоров (наблюдательного совета) и исполнительных органов, служащими, кредиторами, вкладчиками, иными клиентами и контрагентами;
4) определение правил и процедур, обеспечивающих соблюдение принципов профессиональной этики и компетенции;
5) определение порядка и контроль за раскрытием информации о кредитной организации.
Развитие корпоративного управления сдерживается в большей степени непрозрачностью деятельности коммерческих банков. Большинство коммерческих банков отказывается от информационной открытости, раскрытия данных о финансовом состоянии, о владении и контроле, а также от принятия на себя обязательств по соблюдению прав инвесторов, от публикации отчетности ввиду больших кредиторских задолженностей, что не отвечает требованиям международных стандартов. Кроме того, многие банки крайне скупо делятся своей стратегией, планами по развитию банка, информацией по структуре активов. Это, в свою очередь, затрудняет возможность оценки, на какой же стадии своей жизни находится банк - на стадии развития и расширения или на стадии медленного угасания.
По данным исследования, проведенного ведущим рейтинговым агентством Standart and Poor's1, наименьшее раскрытие информации в российских коммерческих банках присуще сделкам с заинтересованностью. Учи -
тывая сложные внутренние схемы взаимодействия между компаниями, входящими в группу компаний того или иного коммерческого банка, а также способность менеджмента лоббировать приемлемые для себя системы вознаграждения (информация о которых не раскрывается ), адекватная оценка финансового состояния становится затруднительной, а достоверность финансовой информации сомнительна.
Для системы корпоративного управления чистота капиталов банков - это един из базовых элементов открытости и понятности взаимоотношений с участниками. Устойчивость финансового состояния в конечном итоге - это залог того, что инвесторы имеют экономиче -скую заинтересованность в деятельности банка как эффективной бизнес-единицы, а не денежного мешка для преодоления собственных финансовых трудностей.
Еще один важный элемент корпоративного управления - это бизнес-ориентация банка В рыночной среде без оценки характера бизнеса банка все финансовые показатели текущего состояния могут оказаться иллю-зорными. По большому счету надзорному органу важно понимать сегменты коммерческой деятельности банка. Важным тестом на работоспособность банка является открытость для широкого круга клиентов его продуктового ряда.
В каждом банке могут быть услуги и продукты, которые предлагаются не всем клиентам, так называемое У!Р-обслуживание. Опасение вызывает не ситуация, когда банк может объяснить не все, что делает, а то, когда все, что делает банк, не поддается даже конфиденциальным объяснениям регулятору
Поэтому концепция некоторого нажима на банки в сторону открытости - это не только публикация балансов и открытость владельцев. Открытость информации о банке вместе с открытостью бизнеса - это те сферы, которые неизбежно формируют рыночную стоимость банка, и поэтому профессиональные интересы органа банковского надзора и материальные интересы добросовестных банкиров в этой части пересекаются.
Помимо транспарентности, в банковском секторе немаловажную роль играет регулирование банковской деятельности со стороны государства. Многие международные финансовые организации (Всемирный банк, МВФ) одобряют вмешательство государства в банковский сектор, хотя в некоторых случаях государственное регулирование не эффективно с точки зрения принятия управленческих решений и сдерживает развитие корпоративного управления. Поэтому вопрос стоит не столько
о возможности государственного регулирования, сколь -ко о его оптимизации.
Корпоративное управление требует адекватной и эффективной правовой, нормативной и институциональной базы. Надзорные органы разрабатывают всевозможные меры по укреплению эффективных основ корпоративного управления. По существу, без этого невозможно создать единство принципов корпоративного управления.
Центральный банк РФ в 2005 г принял рекомендации о современных подходах к организации корпоративного управления в кредитных организациях2, которые являются одной из главных целей развития банковской системы России до 2008 г Данные рекомендации способствуют усилению внимания к повышению эффективности управления рисками, совершенствованию систем
внутреннего контроля, повышению прозрачности системы корпоративного управления.
В начале 2007 г Банк России для оценки состояния корпоративного управления кредитными организациями выпустил письмо «О перечне вопросов для проведения кредитными организациями оценки состояния корпоративного управления »3. Настоящим письмом Банк России доводит до сведения примерный перечень вопросов, которые могут быть использованы кредитными организациями для проведения оценки состояния корпоративного управления. Оценку состояния корпоративного управления кредитным организациям рекомендуется проводить не реже одного раза в год советом директоров (наблюдательным советом). Целесообразно, чтобы члены совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации, ответственные за сбор, обобщение и предварительный анализ информации, имели право в случае необходимости привлекать независимых экспертов.
Оценка практики корпоративного управления важна для достижения и поддержания доверия общества к банковской системе, что является ключевым моментом для надлежащего функционирования банковского сектора и всей экономики в целом. Слабое корпоративное управление может усугублять проблемы банков, которые, в свою очередь, могут привести к значительным государственным затратам и негативным последствиям в силу потенциальной возможности влиять на любые используемые системы страхования вкладов, а также оказывать и более масштабное макроэкономическое воздействие.
Банки должны использовать самые высокие стандарты в процедурах управления рисками, особенно при оценке риска их потенциальных инвестиций, включая корпоративное кредитование. Некоторые банки бывают вынуждены это сделать из- за давления регуляторов и правовых органов. Банки, которые выбирают модель лидера в сфере корпоративного управления, могут рассчитывать не только на получение большей прибыли в будущем, но и на значительный вклад в устойчивое развитие региона, в котором они осуществляют деятельность.
На сегодняшнем этапе в России среди российских банков, холдингов и акционерных обществ есть примеры как серьезного отношения к вопросам организации корпоративного управления, так и полного их игнорирования. Многие из них сейчас уже разработали и опубликовали для общественности свои внутренние кодексы корпоративного управления, стратегии развития и инвестиционные программы. Эти компании заинтересованы в информационной открытости, регулярно публикуют пресс-релизы, основные положения учетных политик, отчетность, в том числе и по международным стандартам, информацию о состоянии расчетов и кредиторской задолженности, прогнозы собственных показателей на будущее. Они открыто берут на себя обязанности по соблюдению прав инвесторов, открыты для кредиторов и пользователей. И при продуманной стратегии данные банки и компании ориентированы на развитие, имеют сильные рыночные позиции, прозрачный баланс.
В последнее время в России произошли позитивные сдвиги в развитии корпоративного управления в коммерческих банках. Минимальное значение действий надзор-
♦
♦
ных органов слабо влияет на совершенствование корпоративного управления, но при этом правовые условия, т. е. соответствующая правовая база, должны способствовать эффективному развитию корпоративного управления.
Необходимость совершенствования корпоративного управления начало осознавать большинство банков. Наиболее крупным банкам требуется построение внутрибанковской системы управления, которая позволяет контролировать все сделки, совершаемые в подразделениях и филиалах. Малым и средним банкам требуется построение эффективной системы управления, которая бы в конечном итоге повышала конкурентоспособность на рынке банковских услуг.
Коммерческие банки постепенно начинают внедрять системы планирования, бюджетирования, контроля и управления рисками. В связи с этим возрастает необходимость использования автоматизированных систем управления. При использовании новых информационных технологий руководство кредитных организаций должно в полной мере осознавать риски, принимаемые в связи с использованием электронных каналов передачи информации и автоматизированных продуктов принятия решений, и вносить соответствующие изменения в систему корпоративного управления и систему внутреннего контроля. Система внутреннего контроля должна быть соразмерной характеру и масштабами проводимых операций и охватывать всю деятельность кредитной организации. Советы директоров должны быть соответствующим образом информированы об организации и результатах работы внутреннего контроля. Служба внутреннего контроля должна иметь независимый статус и выступать подотчетной структурой совета директоров кредитной организации.
Одним из важных аспектов корпоративного управления является защита интересов вкладчиков, с одной стороны, а с другой стороны - введение системы страхования вкладов стимулирует банки к ценовым методам. Банки несут исключительно высокую ответственность перед своими вкладчиками, а основу их функционирования составляют привлечения в виде депозитов, т. е. долговой капитал, а не капитал, привлеченный за счет эмиссии акций. Поэтому приоритетным направлением в деятельности банков является повышение их устойчивости, способности соблюдать свои обязательства в отношении вкладчиков. В соответствии с этим и должна выстраиваться система корпоративного управления в банках, организовываться работа их органов контроля (в частности, наблюдательного совета).
В целях обеспечения адекватной и независимой оценки качества управления участниками кредитных организаций советам директоров в большей степени необходимо использовать независимого внешнего аудита.
Для противодействия попыткам криминального проникновения и использования кредитных организаций для отмывания денег более пристальное внимание следует уделять повышению профессионального уровня всех работников банков, использованию принципа «знай своего клиента», постоянно внедрять в практику управления банковскими рисками современные методы изучения и оценки финансового состояния контрагентов кредитной
организации, в том числе с применением в соответствующих случаях экономико-математических методов.
При проведении оценки корпоративного управления в компаниях эксперты в первую очередь обращают вни -мание на следующие факторы: приверженность принципам корпоративного управления; роль и функции совета директоров; прозрачность и раскрытие информации; соблюдение прав акционеров и других заинтересованных лиц.
Российские банки могут содействовать развитию экономики в целом активным участием во внедрении и реализации принципов надлежащего корпоративного управления. Банк должен представлять собой идеальную ведущую модель развития надлежащего корпоративного управления в стране. Являясь финансовым посред -ником - одновременно заемщиком и кредитором (другими словами, инвестором), - банк идеально подходит для этой роли. Прежде всего, банк должен отвечать высоким стандартам корпоративного управления, а это го -раздо больше, чем просто соблюдать законодательство. Корпоративное управление - это не только соблюдение норм, но и установление особых ценностей, повышающих устойчивое развитие банков в целом.
Банки должны использовать самые высокие стандарты в процедурах управления рисками, особенно при оценке риска их потенциальных инвестиций, включая корпоративное кредитование. Некоторые банки бывают вынуждены это сделать из-за давления регуляторов и правовых органов. Банки, которые выбирают модель лидера в сфере корпоративного управления, могут рассчитывать не только на получение большей прибыли в будущем, но и на значительный вклад в устойчивое развитие региона, в котором они осуществляют деятельность.
В последнее время наблюдаются определенные положительные сдвиги в развитии корпоративного управ -ления в коммерческих банках, которые еще недостаточ-но прочны. Задача улучшения состояния корпоративного управления в коммерческом банке обусловлена растущей конкуренцией с западными и ведущими российскими банками, а также необходимостью увеличения стоимости банков (в том числе для эффективной их продажи более успешному конкуренту). Эти факторы в ближайшее время будут основными двигателями практического внедрения в банковском секторе принципов корпоративного управления, поэтому Банк России все больше внимания уделяет оценке состояния корпоративного управления. Динамику этого процесса отслеживают как его надзорные органы, независимые эксперты и контролеры (аудиторы), так и сами коммерческие банки (самооценка).
Введение и совершенствование корпоративного управления позволит оптимизировать совершенствование собственных и заемных средств для выполнения функции финансового посредничества, будет способствовать упрочнению деловой репутации коммерческого банка и увеличению доли заемных средств, которые предопределяют повышенную рискованность банковских пасси-вов, заметное расхождение между временными структурами пассивов и активов, а также критическую зависимость коммерческого банка от доверия множества вкладчи ков4.
1 См.: Исследование информационной прозрачности российских банков: Новые лидеры на фоне умеренного роста и улучшения раскрытия структуры собственности S&P. 12.10.2006 г. //http: // www. standardandpoors. ru.
2 См.: О современных подходах к организации корпоративного управления в кредитных организациях: Письмо ЦБ РФ от 13.09.2005 г. № 119 - Т.
3 См.: О перечне вопросов для проведения кредитными организациями оценки состояния корпоративного управления: Пись -мо ЦБ РФ от 07.02.2007 г. № 11 - Т.
4 См.: BollardA. Corporate Governance in the Financial Sector // Bisnes Review. 2003. №18// http: //www.bis.org/review/ rO3O416b.pdf
УДК 336.145
БЮДЖЕТНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ И ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
В современных российских условиях существенно возрастают роль и значение управленческих решений, принимаемых на всех уровнях власти и управления в области бюджетных отношений. Управление бюджетом имеет особенное значение в силу своей важности, именно здесь сосредотачиваются наибольшие финансовые потоки государства. От того, как вы -строена эта система управления, будут зависеть финансовая основа государственною™ и в целом существование государства.
Бюджетный менеджмент является составной частью общей системы государственного финансового менеджмента. Это означает, что ему при -сущи основные базовые положения и характеристики.
Несмотря на всю важность построения эффективной системы управ -ления бюджетными потоками, до сих пор бюджетный менеджмент как явление не получил своего развития. В современной России некоторые ученые-экономисты делают попытки теоретически и методологически обосновать и раскрыть данное направление, однако в учебной литературе по-прежнему избегают изучения такого раздела. В основном в учебной литературе раскрываются технические стороны бюджетных отношений: формирование доходов, специфика расходов, межбюджетные отношения и их формы, стадии бюджетного процесса.
Сегодня уже можно сказать, что сложился понятийный аппарат бюджетного менеджмента. Вместе с тем нет пока четко выработанного и законодательно закрепленного определения бюджетного менеджмента, которое бы наиболее полно характеризировало данный процесс. Одни экономисты под бюджетным менеджментом понимают систему управления бюджетными потоками, доходами и расходами бюджета в масштабе страны или ее территории1. Другие рассматривают бюджетный менеджмент как процесс управления формированием, распределением и использованием государственных ресурсов и оптимизации денежных потоков, проходящих через бюджетную систему2.
По нашему мнению, бюджетный менеджмент представляет собой систему управления бюджетными потоками путем использования научно обоснованных рыночных форм и методов и принятия решений в области управления бюджетными доходами и расходами на макроуровне (уровне государственных (публичных) финансов). Таким образом, бюджетный менеджмент направлен на управление бюджетными ресурсами и отношениями, которые возникают в процессе движения бюджетных потоков (входящих и исходящих). Вопрос о том, как эффективно руководить этим движением и отношениями, определяет содержание бюджетного менеджмента, т.е. суть управления бюджетными потоками сводится к взаимодействию субъекта и объекта. Каждая система управления, в том числе и бюджетная, состоит из двух взаимосвязанных частей - объекта и субъекта управления. Объектом выступают финансовые потоки, проходящие через бюджетную систему субъектом - органы управления бюджетом.
Важным на сегодняшний день остается вопрос эффективного управления бюджетом с точки зрения оптимального распределения отдельных фун-
Е.А. Ермакова,
кандидат экономических наук, доцент кафедрыі финансов,
СГСЭУ