Подготовка специалистов по этой специальности была поручена кафедре экономики, организации и планирования производства. Первый набор студентов дневного очного отделения был произведен в сентябре 1999 г., в соответствии с выделенным количеством бюджетных мест - 20 человек. На договорной основе было принято дополнительно 14 человек. В соответствии с решением ученого совета ОмГУ от 28 апреля 2000 г. и приказом ректора ОмГУ № 05/39 от 6 мая 2000 г. кафедра ЭОПП переименована в кафедру бухгалтерского учета и аудита.
С сентября 2000 г. кафедра реализует основную образовательную программу подготовки выпускников по специальности 06.05.00 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» в соответствии с новым государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.
В 1999 г. на специальность 06.05.00 были приняты студенты на заочно-ускоренную форму обучения, имеющие высшее профессиональное образование и среднее профессиональное образование соответствующего профиля. Нормативный срок реализации основной образовательной программы 3 года и 3,5 года соответственно. В 2002 г. состоялись первые выпуски специалистов по данной форме обучения.
Специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» пользуется неизменной популярностью среди абитуриентов. Конкурс при поступлении составляет в среднем 5,5-6 человек на одно место, занимает твердо третье место после специальностей «Финансы и кредит» и «Налоги и налогообложение» на экономическом факультете.
Специалисты по бухгалтерскому учету и аудиту востребованы региональным рынком труда. Первые выпускники по специальности работают на руководящих должностях в бухгалтериях ведущих омских организаций: отделения Сбербанка РФ, ЦКБ «Автоматика», ЗАО «Сибирская сотовая связь», АК «Омскэнерго», ЗАО «Тамис».
Сегодня перед коллективом кафедры стоят серьезные задачи. Это дальнейшее совершенствование учебного процесса в связи с реализацией нового стандарта; развитие сотрудничества с Финансовой академией при Правительстве РФ и другими вузами страны в рамках УМО; постоянная научная работа преподавателей и студентов.
О.С. Елкина
Омский государственный университет
ВОПРОСЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ОПЕРАЦИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ БАНКРОТСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ И ОПЕРАЦИЙ ДОСУДЕБНОЙ САНАЦИИ
In the article the problems of business accounting on operations, bound with implementation of a procedure of bankruptcy of the business are esteemed. The main attention is given to business accounting at rendering of the financial help to firm and warning of bankruptcy.
В соответствии с законом «О несостоятельности (банкротстве)», юридическое лицо считается несостоятельным, если денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Гражданин считается несостоятельным, если его денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.
Дело о банкротстве возбуждается арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу - в совокупности составляют не 100 000 рублей, к должнику - физическому лицу - не менее 10 000 рублей.
В случае возникновения признаков банкротства, руководитель организации обязан направить учредителям, собственнику предприятия сведения о наличии признаков банкротства.
В соответствии со ст. 30 закона № 127 «О несостоятельности (банкротстве)», «учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных федеральным законом, обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций».
© О.С. Елкина, 2003
102
Вопросы бухгалтерского учета операций...
В целях предупреждения банкротства организаций учредители или собственник должника до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом принимают меры, направленные на восстановление платежеспособности должника. Эти меры (на восстановление платежеспособности) могут быть приняты кредиторами или иными (третьими) лицами на основании соглашения с должником.
Меры по предупреждению банкротства должника могут заключаться:
1) в форме досудебной санации.
Досудебная санация - это меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства. То есть это предоставление финансовой помощи в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника;
2) в форме принятия на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь.
Отсюда следует, что в первую очередь финансовую помощь должнику могут оказать собственники имущества унитарного предприятия и учредители юридического лица до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.
Финансовая помощь может быть оказана следующими способами:
1. Принятием решения об увеличении уставного капитала путем размещения по закрытой подписке дополнительных обыкновенных акций за счет дополнительных вкладов своих учредителей. Эти операции должны отражаться в бухгалтерском учете так же, как и операции по формированию уставного капитала.
Например: сумма задолженности учредителей по оплате акций принимается к учету записью: дебет счета 75 «Расчеты с учредителями»; кредит счета 80 «Уставный капитал».
Погашение задолженности учредителей по оплате акций отражается записью: дебет счета 51 «Расчетные счета», счета 52 «Валютные счета»; кредит счета 75 «Расчеты с учредителями».
В случае принятия решения об увеличении уставного капитала, организация должна пройти перерегистрацию. Процесс этот длительный, требует затрат, однако может быть эффективным, если у предприятия есть четкий план выхода из кризисной ситуации.
2. В виде возвратной финансовой помощи. Возвратная финансовая помощь предполагает форму процентного или беспроцентного займа.
Этот способ финансовой помощи является более простым и менее дорогостоящим.
Взаимоотношения между участниками сделки по поводу предоставления займа регулируются параграфом 1 главы 42 «Заем и кредит» ГК РФ (ст. 807-818).
Следует отметить, что целесообразно в случаях, связанных с банкротством, применять положения ст. 814 и предоставлять должнику целевой заем, т. е. с «условием использования заемщиком полученных средств на предоставленные цели». В качестве положительного момента этого займа можно отметить, что в этом случае заемщик обязан обеспечить возможность осуществления заимодавцем контроля за целевым использованием суммы займа. Кроме того, целевой займ может быть предоставлен в форме процентного займа. Бухгалтерский учет кредитов и займов регулируется ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию». В соответствии с этим документом, основная сумма долга, т. е. задолженность по полученному от заимодавца займу и (или) кредиту учитывается органи-зацией-заемщиком в соответствии с условиями договора займа или кредитного договора в сумме фактически поступивших денежных средств или в стоимостной оценке других вещей, предусмотренной договором. (п. 3 ПБУ 15/01).
Кроме основной суммы долга организация-должник может понести затраты, связанные с получением и использованием займов.
Затраты по полученным займам включают:
- проценты, причитающиеся к оплате заимодавцем по полученным займам;
- проценты дисконта по причитающимся к оплате векселям и облигациям;
- дополнительные затраты, произведенные в связи с получением займов и выпуском и размещением заемных обязательств (облигаций);
- курсовые и суммовые разницы, относящиеся на причитающиеся к оплате проценты по займам и кредитам, полученным по выраженным в иностранной валюте или условных денежных единицах, образующиеся с момента начисления процентов по условиям договора до их фактического погашения (перечисления).
103
О. С. Елкина
При получении от заимодавца денежных средств делают следующие бухгалтерские записи: дебет счета 51 «Расчетные счета», счета 52 «Валютные счета» и др., кредит счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», счета 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».
При погашении займа делают следующие записи: дебет счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», счета 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», кредит счета 51 «Расчетные счета», счета 52 «Валютные счета» и др.
В соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов), отражают записью: дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», кредит счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», счета 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».
По письменному заявлению (уведомлению или приложению к договору займа) заемщика заимодавец может направить денежные средства на погашение денежных обязательств заемщика-должника: дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», кредит счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», счета 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» - на сумму погашения кредиторской задолженности; кредит счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», счета 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» - на сумму погашения кредитов банка.
3. В виде безвозвратной финансовой помощи - безвозмездного поступления.
В данном случае бухгалтерский учет должен осуществляться через счет 98 «Доходы будущих периодов».
Дебет счета 51 «Расчетные счета», счета 52 «Валютные счета» и др.
Кредит счета 98 «Доходы будущих периодов»: субсчет 2 «Безвозмездные поступления» - на сумму поступившей безвозвратной финансовой помощи.
Дебет счета 98 «Доходы будущих периодов»: субсчет 2 «Безвозмездные поступления».
Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы»: субсчет 1 «Прочие доходы» - организацией признан внереализационный доход по мере отпуска в производство материально-производственных запасов, приобретенных за счет средств целевого финансирования, начисление сумм оплаты труда за работы, осуществленные за счет средств целевого финансирования и т. д., оплаты обязательств за счет средств безвозмездного поступления.
4. Путем принятия решения о выпуске и размещении облигаций, векселей.
На отдельных субсчетах к счетам 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» учитывают расчеты с банками по операции учета (дисконта) векселей и иных долговых обязательств.
Указанные операции отражаются организацией-векселедержателем: дебет счета 51 «Расчетные счета», счета 52 «Валютные счета» и др.; кредит счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», счета 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» - на номинальную стоимость векселя.
Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы». Кредит счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», счета 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» - на сумму учетного процента, уплаченного кредитной организации при операции учета (дисконта) векселей. Сумма учетного дисконта исчисляется как разница между фактически полученной суммой денежных средств и номинальной стоимостью векселя.
Итого запись сделана на фактически полученную сумму денежных средств.
Операция учета (дисконта) векселей и иных долговых обязательств закрывается на основании извещения кредитной организации об оплате: дебет счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», счета 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - на сумму в векселе.
При возврате организацией-векселедержателем денежных средств, полученных от кредитной организации в результате учета (дисконта) векселей или иных долговых обязательств из-за невыполнения плательщиком по векселю своих долговых обязательств, эту операцию отражают: дебет счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», счета 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»; кредит счета 51 «Расчетные счета», счета 52 «Валютные счета».
При этом дебиторская задолженность, обеспеченная просроченным векселем, продолжает учитываться на счетах учета дебиторской задолженности.
Поступление средств от продажи облигаций организации отражают: дебет счета 51 «Расчетные счета», счета 52 «Валютные счета»; кредит счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», счета 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».
104
Вопросы бухгалтерского учета операций...
Если ценные бумаги проданы организацией по цене, превышающей их номинальную стоимость, то разницу между ценой продажи и номинальной стоимостью отражают по кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов», а затем равномерно на протяжении всего срока займа списывают с дебета счета 98 в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Следовательно, делаются записи: дебет счета 51 «Расчетные счета», счета 52 «Валютные счета». Кредит счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», счета 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» - на номинальную стоимость ценных бумаг. Дебет счета 51 «Расчетные счета», счета 52 «Валютные счета». Кредит счета 98 «Доходы будущих периодов» - на разницу между ценой продажи и номинальной стоимостью. Дебет счета 98 «Доходы будущих периодов». Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» - ежемесячно на протяжении всего срока займа.
Если облигации размещаются по цене ниже номинальной их стоимости, то разница между ценой размещения и номинальной стоимостью облигаций доначисляется равномерно в течение срока обращения облигаций. На сумму доначислений дебетуют счет 91 «Прочие доходы и расходы» и кредитуют счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» или счет 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».
Следовательно, делаются записи: дебет счета 51 «Расчетные счета», счета 52 «Валютные счета». Кредит счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», счета 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» - на цену размещения. Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы». Кредит счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», счета 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» - на разницу между ценой размещения и номинальной стоимостью облигаций.
Расходы, связанные с выпуском и распространением ценных бумаг, учитывают записью: дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», кредит счета 51 «Расчетные счета», счета 52 «Валютные счета».
При погашении и возврате ценных бумаг они списываются: дебет счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», счета 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». Кредит счета 51 «Расчетные счета», счета 52 «Валютные счета».
Финансовую помощь могут оказывать должнику и кредиторы. В законе сказано, что предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь.
В этом случае можно руководствоваться следующими статьями Гражданского кодекса Российской Федерации: ст. 818 части 2, в которой предусмотрена новация долга в заемное обязательство; ст. 414 части 1, в которой рассматривается прекращение обязательства новацией; ст. 808 части 2, в которой предусматривается форма договора займа.
В соответствии со ст. 414 ГК РФ «обязательство прекращается соглашением сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения (новация)», то есть по соглашению сторон долг, возникший между должником и предприятиями-кредиторами из договоров купли-продажи, поставки, аренды и других, может быть заменен заемным обязательством.
Данные положения не распространяются на обязательства по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью, и по уплате алиментов.
Таким образом, долги по указанным договорам являются погашенными, но возникает новый долг из договора займа.
Эти операции в бухгалтерском учете будут отражаться следующими записями: дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Кредит счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», счета 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» - на сумму новации долга.
Необходимо отметить, что новация долга может прекращать дополнительные обязательства, связанные с первоначальным договором. Это означает, что при заключении договора займа штрафные санкции по прежнему договору могут не начисляться.
Таким образом, можно отметить, что в соответствии с законодательством Российской Федерации на собственниках и учредителях лежит обязанность по осуществлению мер, связанных с предупреждением банкротства предприятия. А бухгалтерский учет этих мер ведется в соответствии с требованиями законов и иных правовых актов, устанавливающих единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации 1
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 и 2. М.: Издат. группа «ИНФРА М-Норма», 1996.
105
О. С. Елкина
2. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 43. С. 10060-10200.
3. Бархатов А., Малыгина А., Назарян Е. Бухгалтерский учет операций, связанный с банкротством предприятий // Финансовая газета. 1999. № 33-36.
УДК 657.1:336.71
О.С. Елкина, С.Е. Елкин
Омский государственный университет
БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС - ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ БАНКА1
In the article the problem of source an information for the analysis financial condition of bank is discussed. Special attention is paid to the problem of result’s of methods of the analysis of the financial indexations of the bank account.
Анализ финансового состояния банка. Финансовое состояние банка - это комплексное понятие, которое характеризуется системой показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов. В последнее время анализу финансового состояния отечественных банков уделяется повышенное внимание.
Известно, что российские банки вынуждены работать в условиях повышенных рисков, поэтому они чаще, чем зарубежные банки, оказываются в кризисных ситуациях. Считается, что большинство таких случаев связано с неверной оценкой руководством банка собственных финансовых возможностей, надежности своих партнеров по бизнесу, устойчивости к резко изменяющейся конкурентной среде.
Источники аналитической информации о банках. Основным источником информации для аналитической работы является банковская отчетность. Центробанк России за минувшее время провел большой объем работ по приведению действующих российских норм и правил бухгалтерского учета в соответствие с Международными стандартами бухгалтерского учета (IAS). Прямым следствием этого явилось существенное изменение банковской отчетности, представляемой коммерческими банками в Центробанк России. Информативность банковской отчетности, в первую очередь ее основного элемента - банковского баланса, повысилась.
Банковский баланс - источник, содержащий синтезированные данные, которые характеризуют деятельность коммерческого банка. Баланс коммерческого банка - это бухгалтерский баланс, в котором отражено состояние собственных и привлеченных средств банка и их размещение в кредитные и другие активные операции. Анализ банковского баланса позволяет определить такие финансовые показатели, как ликвидность, доходность, степень риска отдельных операций банка и их источники.
Балансы банков строятся по унифицированной форме. Степень детализации операций ограничена коммерческой тайной, характерной для практики коммерческих банков, которые работают в условиях конкуренции. Обычно в балансах не выделены сомнительные и убыточные операции, страховые резервы, используемые для покрытия этих операций. Одновременно должна быть обеспечена достоверность и наглядность баланса, чтобы не подорвать конкурентоспособность банков и доверие к ним.
Банковский баланс относится к средствам коммерческой информации. Он отвечает таким основным ее требованиям, как оперативность, конкретность и солидность. Оперативность банковского баланса проявляется в его ежедневном составлении. Баланс является источником конкретной информации о наличии денежных средств в банке и платежеспособности его клиентов, кредитных ресурсах и их размещении, надежности и устойчивости самого банка. Солидность баланса заключается в его достоверности, подтвержденной аудиторскими проверками.
Основные цели анализа банковской отчетности. Основных потребителей информации, содержащейся в финансовых отчетах коммерческих банков, можно условно разделить на несколько групп: собственники, клиенты и партнеры банка, органы надзора и аудиторы; потенциальные инвесто- 1
1 При подготовке статьи использованы материалы из ежегодного справочника-альманаха «Большая книга бухгалтера банка» (Часть III. Отчетность) / Под ред. Акимова А.Н., Береговой А.Ю. М.: Издат. группа «БДЦ-пресс», 2002.
© О.С. Елкина, С.Е. Елкин, 2003
106