Научная статья на тему 'К обоснованию методических положений эффективности банковского надзора'

К обоснованию методических положений эффективности банковского надзора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К обоснованию методических положений эффективности банковского надзора»

К ОБОСНОВАНИЮ МЕТОДИЧЕСКИХ НОЛОЖЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ БАНКОВСКОГО НАДЗОРА

Р.Ж. БДЙБУДДТ1В,

■едщмй зквввмвст ртршпи неввтрввави дввартаиввта (шиснп вадзара ■ацавадивга 1авка №1|1ии Казахстан, »¡чуй рабвтвн кафедры "Баввавсввв дедвп КазГДУ

Концептуальные требования к повышению эффективности банковского надзора исходят из усиления стабилизирующего воздействия банковской системы на ход рыночного реформирования в экономике.

Во-первых, активизация надзора обусловлена повышением транспарентности (открытости) ситуации в банковском секторе и конкретных банков для кредиторов и клиентов путем совершенствования системы учета и отчетности в соответствии с требованиями международной банковской практики, что повышает эффективность надзорной деятельности.

Во-вторых, надзор ориентирован на системный двухуровневый анализ сферы финансового состояния конкретных банков и банковской системы в целом, на совершенствование диагностической компоненты банковского надзора в методике оценки состояния деятельности банков, что практически отсутствует в регуляторной системе республики.

В -третьих, постоянное совершенствование нормативной базы банковского надзора в части создания системы диагностики сознательного искажения банковского учета и отчетности, занижение налоговой базы и базы отчислений в фонд обязательных резервов, к повышению квалификации руководителей и исполнителей.

В-четвертых, усиление надзора предполагает постоянную оптимизацию организационной структуры банков, централизацию информационных потоков многопрофильных банков в режиме реального времени, повышение компьютеризации и технологии банковского надзора.

В-пятых, повышение эффективности надзора за конкретной банковской деятельностью содействует эффективности функционирования банковской системы и результативности денежно-кредитной политики.

Базельский комитет по банковскому надзору, созданный в 1974 году, объединил в координируемую систему органы банковского надзора США, Канады, Японии, Бельгии, Франции, Германии, Италии, Нидерландов, Швеции, Люксембурга и Швейцарии. Им разработаны рег-ламентационные положения и обязательные стандарты для одиннадцати региональных групп по банковскому надзору Центральной и Восточной Европы и группы стран Центральной Азии и Закавказья. Без этого не может состояться любая

полноценная экономическая система, нереальны перспективы интеграции страны в рыночную мировую систему.

Базельские ключевые принципы (минимальные требования) касаются предварительных условий осуществления эффективного банковского надзора, лицензирования и структуры надзора, пруденциальных положений и требований, методов текущего банковского надзора, предъявляемых к информации требований, официальных полномочий надзорных органов, трансграничных банковских операций. Принципы разработаны таким образом, что они поддаются проверке со стороны надзорных органов, региональных надзорных групп и денежного рынка в целом заинтересованными организациями: Базельским комитетом, Международным валютным фондом (МВФ), Всемирным банком и организациями -независимыми аудиторами.

Эффективный надзор за деятельностью банковских организаций является основным компонентом надежной экономической среды, в рамках которой банковская система играет важную роль в осуществлении платежей и распределении сбережений. Никакой кризис не может стать оправданием рискованной банковской деятельности. Надзор обеспечивает безопасность и надежность банков, располагающих определенным капиталом и резервами для покрытия рисков, возникающих в ходе банковских операций, посредством соответствующего надзорного инструментария (табл. 1).

Эффективный и надежный банковский надзор - это общественный товар, который наряду с эффективной макроэкономической политикой обеспечивает финансовую стабильность любой страны. Надзорные органы обеспечивают деловую активность банковской деятельности и принимают меры по адекватному управлению рисками, на которые идут банки. Ими производятся оценки рисковой политики банков, ресурсов, необходимых для покрытия рисков, наличия достаточного объема капитала, надежного менеджмента, системы контроля и бухгалтерской отчетности, укрепления конкурентной банковской системы, удовлетворения потребности в качественных банковских услугах, предоставляемых по разумной цене.

Банковский надзор призван и в период реструктуризации сохранять принципы перспективного развития банковской системы, поскольку

ВВ«1РНЯ|В11НВ ММВТВЧЕНВВ пни ДД1Д1ЕСТ «ввдвсы

17

Таблица 1

Классификация банковских рисков, подлежащих надзору

Внешние риски Внутренние риски Назначение банковского надзора

Кредитный Операционные Опознавать

Ликвидный Коммерческие Отслеживать

Рыночные риски: Правовые Рассчитывать

• процентный . Оценивать

• валютный Контролировать

• фондовый Ограничивать

• товарный Направлять

Инструменты банковского надзора

Дистанционный надзор:

Бухгалтерские стандарты

Финансовый анализ отчетности

Пруденциальные нормативы

Лимиты, директивы Инспекционный надзор:

Проверки на местах

Сотрудничество с внешними аудиторами

всесторонняя, по меркам международных стандартов, система банковского надзора и контроля за соблюдением норм предупреждает разрушительное воздействие финансовых кризисов и нарастание конкуренции со стороны банковского иностранного капитала.

Необходимо признать, что существует определенный компромисс между уровнем защиты, предоставляемой банковским надзором, и затратами на финансовое посредничество. Чем ниже рисковый порог банков и всей финансовой системы, тем более агрессивным и затратным будет банковский надзор, что может отрицательно сказаться на инновациях и распределении ресурсов. Банковский надзор не может гарантировать того, что банки не обанкротятся. В рыночной экономике банкротство является частью процесса рисковых операций. Надзорные системы динамично и гибко принимают во внимание на практике конкретные местные особенности и характер рисков в части дополнений в принятые стандарты, с которыми сталкивается денежный рынок и рынок капитала.

Очевидно, повышение требований к системе регулятивных мер должно опираться на методические принципы эффективного надзора за банками, что обосновано следующими обстоятельствами:

• без адекватной системы регулирования и надзора невозможно нормальное функционирование банковской системы, нарушается ее стабильность пруденциальных параметров регулирования;

• без адекватного мировым стандартам регулирования и контроля банковская система любой страны не может восприниматься мировым сообществом как полноценная;

• на данном этапе оценка эффективности надзора за банками должна, прежде всего, отражать степень соответствия международным тре-

бованиям финансовой устойчивости банковского сектора.

Учитывая это, базельские параметры банковского надзора в развитой рыночной экономике изначально отбирают и предусматривают условия эффективного банковского надзора. Опыт зарубежных банковских систем показал следующие ключевые условия эффективности надзорной системы:

• небольшое количество банков;

• тесное сотрудничество между банкирами и контролерами;

• высокий профессионализм работников банковского надзора;

• качественный менеджмент внутри самих банков, предотвращение случаев мошенничества и нечестного управления;

• жесткая аудиторская и учетная практика, полное раскрытие информации для обеспечения рыночной дисциплины.

В систематизированном виде условия эффективного надзорного функционирования можно представить следующим образом (табл. 2).

Помимо этого система банковского надзора должна предусматривать четкое определение ответственности учреждения, участвующего в надзоре за банковскими организациями, оперативной самостоятельностью и необходимыми ресурсами, правовыми рамками по осуществлению надзора, включая положения:

• по выдаче разрешений на создание банковских учреждений;

• по текущему надзору за их деятельностью;

• по надзору за соответствием банковской деятельности текущему законодательству, требованиям безопасности и надежности;

• по правовой защите работников надзорных органов.

С момента образования надзорного подразделения Национального банка республики в 1993

II

■■•■РМЙЩМШ ШЛШЕСКИ КУР1М ДД1Д1ЕСТ «нмсы

Таблица 2

Предварительные условия эффективного банковского надзора (базельскне параметры)

Условия Содержание

Устойчивая макроэкономическая политика Отсутствие продуманной макро-экономической политики, затрагивающей безопасность и надежность банковской системы, недопустимо для эффективного банковского надзора

Развитая государственная инфраструктура • Действующая система рыночного законодательства; • Соответствующие международным стандартам принципы и правила бухгалтерского учета; • Система независимого аудита; • Действующие сегменты финансового рынка и правила, регламентирующие их деятельность; • Надежная система платежей и клиринга финансовых операций, обеспечивающая контроль за их риском

Рыночная дисциплина Прозрачная и достоверная информация участников рынка

Развитые механизмы решения банковских проблем Законодательная процедура банкротства и ликвидации, гибкие и независимые полномочия надзорного регулирования

Государственные механизмы системной зашиты • Законодательная защита личной и институциональной ответственности за надзорные меры; • Безопасность и надежность финансовой системы; • Конфиденциальность надзорной информации.

году надзор осуществляется в соответствии с основными функциями регулирования, которое предусматривало:

• установление пруденциальных нормативов и других обязательных к соблюдению банками норм и лимитов, включая нормы резервных требований, провизии против сомнительных и безнадежных долгов;

• издание обязательных к исполнению банками нормативных документов;

• инспектирование деятельности банков;

• выдачу рекомендаций по оздоровлению финансового положения банков;

• применение к банкам ограничительных мер воздействия, наложение санкций.

Эффективность надзора на микроуровне определяется результатами анализа ежемесячно составляемого в Национальном банке "Статус-ре-порт", в котором дается достаточно подробная информация о финансовом состоянии банка с использованием форм финансовой отчетности, а также содержится оценка по компонентам системы "CAMEL", за исключением качества менеджмента. Кроме того, используемое в настоящее время программное обеспечение "BOSS", включающее анализ на основе коэффициентов, позволяет оценивать показатели деятельности банка в сравнении с группой подобных банков.

Сотрудники подразделения инспектирования проводят проверку деятельности банка непосредственно на месте. При этом инспектирование банка является обязательным в случае обнаружения проблем при осуществлении дистанционного надзора. Составляется задание на проведение инспекции, по результатам которой выставляется комплексный рейтинг банка по системе "CAMEL".

Эффективный банковский надзор предполагает оптимальное применение каждого из перечисленных методов регулирования. Другой подход состоит в определении эффективности состояния банковского сектора в итоге надзорного регулирования и представляет определенную комплексную величину. Исследование проблемы эффективности надзорного регулирования должно отразить оценку влияния достаточности капитала, соблюдения экономических нормативов регулирования на повышение финансовой устойчивости банковской системы.

Функционально это можно представить следующим образом: эффективность надзора= /(Рп, А^у) —^ шах, где: Рп- соблюдение норм достаточности капитала и пруденциальных нормативов;

А^-рост собственного капитала банков.

Результативность банковского надзора обусловлена максимизацией ценности собственного капитала. Невыполнение нормативов Базельско-го комитета ведет к снижению показателя прибыли и размера собственного капитала, неплатежам по обязательствам банка. Зависимость между ростом уставного, собственного капитала и долей банков, выполнивших пруденциальные нормативы, отражает тенденцию взаимовлияния надзорного регулирования и собственного капитала. Анализ показал, что период максимального соблюдения банками пруденциальных норм как бы предшествует началу экономической стабилизации, поскольку сильный спад производства, снижение реальных инвестиций и внутреннего платежеспособного спроса, инфляция и дефицит бюджета вносят понижающие коррективы в результаты деятельности банков.

imraillllll ftlUITNECIII КУМА! ДАЙДЖЕСТ МШСЫ 11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.