Научная статья на тему 'Значение банковского надзора в системе мер макроэкономической стабильности'

Значение банковского надзора в системе мер макроэкономической стабильности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
929
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
БАНКОВСКИЙ НАДЗОР / БАНКОВСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МИРОВАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / МЕРЫ БАНКОВСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куцури Г. Н.

Исследуется становление и развитие систем банковского надзора в России, других развитых странах и международные системы банковского регулирования и надзора. Проводится анализ влияния банковского надзора на макроэкономическую стабильность и экономическую безопасность государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение банковского надзора в системе мер макроэкономической стабильности»

Планирование и проектирование развития и размещения земельных массивов крестьянских хозяйств следует увязывать с размещением землевладений акционерных обществ, малых предприятий и других сельскохозяйственных и несельскохозяйственных предприятий.

Изучение вопросов развития и размещения землепользований показало, что выбор земельного массива следует связывать с его последующим устройством. При планировании развития и размещения землепользований района эти принципы и требования должны найти свое отражение и решение.

Земельный массив должен иметь функциональные выходы для связи с окружающими его сельхозугодиями. Связь должна быть инженерной инфраструктурой, головными инженерными сооружениями, с окружающими поселениями, железнодорожными станциями. Земельный массив должен занимать резервные, достаточно большие территории. Границы между выделяемым массивом и окружающими землевладениями следует приурочить к естественным рубежам или искусственным сооружениям.

Наши исследования и опыт проектирования показали, что планирование развития и размещения земле-пользований крестьянских хозяйств следует производить на основе предварительных проработок в увязке с планами социально-экономического развития в целом административного района или группы хозяйств. Такой метод позволит наилучшим образом и с наибольшей эффективностью использовать установившиеся межхозяйственные социально-экономические связи, имеющуюся инфраструктуру, комплексно решать экономические, социальные и экологические задачи по развитию крестьянских хозяйств, использованию и охране земельных ресурсов, переданных им в собственность и пользование.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственный (национальный доклад о состоянии и использовании земель Российской Федерации в 2007 году. - М.: Роснедвижимость, 2008. "Г

2. Лебедев О.Т. Экологические проблемы природопользования // О.Т. Лебедев, Т.В. Малеева, Е.А. Мельникова. ^

- СПб.: Специальная литература, 2004. О

3. Лойко П.Ф. Проблемы земельных преобразований в России на рубеже XXI века // Использование и охрана природных ресурсов России. 2000. №2. ^

4. Метод интегральной оценки экологического состояния сельскохозяйственных регионов /А.И. Вагин, Е.А. Смоленский, А.П. Федотов //Инженерная экология. 2006. №2.

5. Социально-экономическое положение Ростовской области в январе-декабре 2006 года: Докл./Ростовстат. ^

- Ростов н/Д, 2007.

6. Сухомлинова Н.Б. Эффективное использование земель в условиях реформирования сельскохозяйственного

производства: монография. Ростов-н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2006. 00

Ш

О о

Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, доктор экономических наук, ф

профессор кафедры бухучета и аудита, e-mail: nimageo @ mail.ru s

£1

ЗНАЧЕНИЕ БАНКОВСКОГО НАДЗОРА В СИСТЕМЕ МЕР § МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ >

КУЦУРИ Г.Н.

Исследуется становление и развитие систем банковского надзора в России, других развитых странах и международные системы банковского регулирования и надзора. Проводится анализ влияния банковс-

Z

О

0

1

I ф

со

I—

кого надзора на макроэкономическую стабильность и экономическую безопасность государств.

О

Ключевые слова: банковский надзор; банковское регулирование; мировая банковская система; меры

банковского регулирования; макроэкономическая стабильность; экономическая безопасность Коды классификатора JEL: G21

0

1_

О

Основу кредитно-денежной системы любой страны, как известно, составляют банки. От их деятельности во g

многом зависит развитие всех отраслей экономики, поскольку именно банки обслуживают денежный оборот £

(наличный и безналичный) хозяйства и формируют большую часть так называемых кредитных денег. о

Соответственно, нестабильность банковской системы, порой перерастающая в кризисы, ведет к наруше- ^

нию нормального функционирования экономики и дестабилизирует социальную и политическую обстанов- i

ку. Нестабильность чревата также утратой доверия к банкам как к институтам, трансформирующим сбере- о

жения в инвестиционные ресурсы, что, как правило, имеет далеко идущие отрицательные последствия для m

государства. '1

Обычно финансовые и банковские кризисы рассматриваются как явление достаточно редкое и нечасто о

повторяющееся. Однако исследования показывают, что в период с 1980 по 1996 годы, по крайней мере, две ^

трети стран-членов МВФ испытали на себе в том или ином масштабе банковские кризисы. Общая экономи- §

ческая нестабильность, присущая развивающимся странам и так называемым emerging economies, усиливает °

масштабы и последствия таких кризисов. Начиная с 1990 годов и по настоящее время более 50 стран, под- о

верглись 55 системным банковским кризисам, а банковский кризис 2007 года в США перерос в мировой финансовый кризис, над преодолением которого пока еще безуспешно трудятся правительства всех развитых стран мира.

Снизить вероятность нежелательных направлений развития банковских систем, призвана система надзора за деятельностью финансово-кредитных учреждений. В США, Японии, Западной Европе и в других развитых странах такая система существует уже на протяжении многих лет, постоянно развиваясь и совершенствуясь.

В последние два десятилетия появился интерес отечественных ученых экономистов, высших банковских менеджеров и финансового руководства страны к проблеме банковского надзора. Это естественно, так как в стране еще только начинает утверждаться и развиваться рыночная инфраструктура.

Поскольку переход России на рыночные методы хозяйствования проходил в условиях «с чистого листа», т.е. при отсутствии опыта построения финансовых рынков и соответствующей инфраструктуры, то за основу брались существующие в мировой практике механизмы, которые на тот момент уже не отвечали уровню экономического развития и требовали реконструкции. Так произошло и с системой банковского надзора, закрепившейся за Центральным Банком РФ. Сейчас в мире уже существует множество моделей организации банковского надзора (на них мы остановимся во второй главе нашей работы), которые отражают национальную специфику и подстраиваются к международным требованиям организации эффективного банковского надзора.

На наш взгляд, для сосредоточения внимания на повышении эффективности банковского надзора необходимо, прежде всего, разобраться в двух аспектах:

• что такое банковский надзор;

• как развивается банковский надзор.

Следует заметить, что в экономической литературе нет единого мнения и удовлетворяющего всех опреде-^ ления банковского надзора. Конечно определение сущности той или иной категории, метода, явления не явЬ ляется самоцелью. Однако, определение сущности категории, метода, понятия способствует более глубокому ^ пониманию явлений и процессов, которые они опосредуют, тем самым выявляются механизмы, позволяющие X более эффективно их использовать в интересах развития экономики.

Из небольшого разнообразия определений банковского надзора приведем, несколько. Так, В.М. Усоскин отмечает, что "Банковский надзор направлен на обеспечение стабильной, устойчивой работы кредитного учреждения. Главная цель надзора и регулирования - ограничение рисков банковской деятельности, которые могут привести к финансовым трудностям, и, в конечном счете, - к краху банка"[4, с. 12].

На наш взгляд, не целесообразно сводить определение банковского надзора к устойчивости кредитного Ь учреждения. Это сужает представление о надзоре и низводит его только к ограничению рисков. 00 Более широкую трактовку банковского надзора предлагает О.Н. Антипова. Она считает, что "Надзор за О кредитно-финансовыми учреждениями, в том числе и за банками, представляет собой комплекс взаимосвя-¡=у занных мер, направленных на поддержание стабильности кредитно-финансовой системы, предотвращение системных рисков (когда банкротство одного банка влечет за собой банкротство еще нескольких или вообще 0 утрату доверия к банковской системе), а также защиту интересов кредиторов и вкладчиков, вложивших свои ф средства в кредитно-финансовые учреждения" [1, с. 5].

ё Несмотря на более широкую трактовку сути банковского надзора и это определение не отражает сущнос-о. тных сторон исследуемого нами понятия. Отметим, однако, что в данном определении в отличие от предыду-$ щего присутствуют положения системного характера (комплекс взаимосвязанных мер, кредитно-финансо-х вая система, банковская система, кредиторы и вкладчики).

Ф Следует подчеркнуть, что даже достаточно эффективная система банковского надзора не означает, что о банковская система защищена от кризисов. Как это произошло, например в 2008 году, когда ипотечный кризис 2007 года в США перерос в мировой финансовый кризис, затронувший все развитые экономики мира. ® Надзор за созданием кредитных учреждений и за рисками банков в период их деятельности, мероприятия

0 по санации проблемных банков призваны снизить вероятность кризисов, предотвратить их системный хаз рактер, снизить остроту последствий кризиса, а также обеспечить максимально возможную защиту средств ^ кредиторов и вкладчиков.

Одним из критериев эффективности системы банковского надзора является ее способность действовать во время кризисных ситуаций таким образом, чтобы в максимально короткие сроки восстановить доверие к банковской системе. иначе говоря, дать возможность имеющим перспективы кредитным организациям восполнить свой потенциал и очистить банковскую систему от институтов, не сумевших принять адекватные § меры к выходу из кризисной ситуации.

По нашему мнению, банковский надзор является лишь одним из звеньев системы государственного надзо-£ ра за деятельностью финансовых институтов. Соответственно, другими звеньями государственного надзора ^ за деятельностью финансовых институтов являются:

1 • надзор за небанковскими финансовыми институтами; о • надзор за страховыми организациями.

ш При этом в виду особой социально-экономической значимости банков в обеспечении экономического рос'! та государства, мы считаем, банковский надзор основным (центральным) звеном в системе государственного о надзора за деятельностью финансовых институтов.

® Кроме того, государство организует надзор, за деятельностью финансовых институтов выполняя одну из Ц своих важнейших функций - обеспечение экономической безопасности страны.

° Следовательно, как мы полагаем, система государственного надзора за деятельностью финансовых инсти-9 тутов предполагает наличие правовых (лицензирование) и экономических (образование централизованного О фонда страхования вкладов и др.) отношений государства с участниками финансового рынка.

Поэтому, на наш взгляд, государственный надзор за деятельностью финансовых институтов - это система правовых и экономических отношений государства с организациями финансового сектора экономики направленная на функционирование финансового рынка для обеспечения экономической безопасности страны.

Таким образом, банковский надзор, как звено государственного надзора за деятельностью финансовых институтов представляет собой систему механизмов и методов, направленных на обеспечение развития банковского сектора экономики в интересах общества.

В условиях интернационализации финансовых рынков и особой чувствительности общества к банковским кризисам развитию банковского надзора отводится особая роль в международных экономических отношениях.

Первая международная организация в области банковского надзора была создана еще в 1925 году из представителей национальных органов банковского надзора Дании, Исландии, Норвегии, Швеции и Финляндии, и называлась - скандинавская группа банковского надзора.

В настоящее время в мире функционирует целый ряд международных региональных организаций банковского надзора:

• Оффшорная группа банковского надзора. В ее рамках с 1980 года взаимодействуют органы банковского надзора 19 оффшорных банковских центров. Среди обсуждаемых вопросов - лицензирование иностранных банков, достаточность капитала, информационное взаимодействие со страной происхождения капитала, банковская тайна, проблема "отмывания" капиталов;

• Комиссия органов банковского надзора и инспекторских организаций Латинской Америки и Карибского бассейна создана в 1981г. и включает 23 страны;

• Комитет органов банковского надзора государств Персидского залива, созданный также в 1981г., занимается изучением теории и практики банковского надзора пересмотром банковского законодательства ^Г и совершенствованием надзорной практики в своих странах.; ^

• Группа банковского надзора стран Центральной и Восточной Европы, с 1990 года объединяющая предста- о вителей органов банковского надзора ряда бывших социалистических стран (Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, Словакии, Чехии и некоторых республик бывшего СССР). ^

Но наиболее известной и авторитетной международной организацией в области банковского надзора и регулирования является созданный в 1974 году при Банке международных расчетов (БМР) Базельский ко-

О

митет по банковскому надзору (БКБН). Свое название комитет получил по месту расположения штаб-квар- ^ тиры - г. Базель (Швейцария). В состав БКБН входят представители 12 развитых стран мира: члены G-10 (Бельгия, Канада, Франция, Германия, Италия, Япония, Нидерланды, Швеция, Швейцария, Великобритания и

США), а также Люксембург. 00

Основной целью учреждения Базельского комитета было развитие сотрудничества между национальны- □

ми надзорными органами стран-членов в деле осуществления контроля над деятельностью международных ^

банков, чьи головные офисы размещены в этих странах. Организаторы БКБН ставили перед собой задачу ^

добиться создания системы надежного и всеобъемлющего банковского надзора в международном масштабе. 0

В настоящее время основным направлением деятельности Базельского комитета является разработка ми- £

нимальных стандартов, призванных нормировать различные аспекты банковской практики, в целях умень- ^ шения вероятности возникновения кризисных явлений у отдельных банков и снижения системного риска

всей банковской системы. ю

Следует отметить, что Базельский комитет является консультативным органом, поэтому его рекомендации

не являются обязательными для исполнения даже в странах-членах Комитета. Более того, при разработке ^ рекомендаций ряд моментов Базельский комитет прямо не описывает, отдавая трактовку и технику применения рекомендаций "на откуп" национальным органам банковского надзора. При этом авторитет этого органа

настолько высок, что стандартам БКБН стараются следовать и страны, не являющиеся его членами. ш

Основной целью принятия и внедрения Базельских принципов является дальнейшее продвижение по пути £

достижения финансовой стабильности как в отдельно взятой стране, так и в международном масштабе. При ^

этом задача внедрения принципов в основном стоит не перед развитыми странами-членами БКБН, надзорные ^

системы которых в достаточно полной мере отвечают принципам, а перед развивающимися странами. о

Кроме того, Базельским комитетом в октябре 1999 года был выпущен специальный документ "Методика 2

2 о

проверки соответствия Базельским принципам". Необходимость выпуска этого документа была вызвана тем, что почти сразу после принятия Базельских принципов (сентябрь 1997г.) БКБН инициировал процесс оценки национальными органами надзора своих систем на предмет их соответствия Принципам. Были получены ^

I—

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о о о.

оценки, более чем, из 120 стран, однако качество проведенной работы отличалось от страны к стране достаточно существенно. Документ представляет собой анализ каждого из 25-ти принципов с указанием необхо- о димых и дополнительных критериев соответствия.

Базельский комитет, рекомендуя активное внедрение Принципов, тем не менее, отдает себе отчет, что эффективная система банковского надзора требует выполнения целого ряда предварительных условий, которые, как правило, находятся вне пределов компетенции национальных органов надзора, и отсутствие или недостаточность которых могут серьезно осложнить для надзорного органа задачу внедрения Базельских принципов. БКБН выделяет следующие условия [5] о

- стабильная и долговременная экономическая политика; ^

- развитая общественная инфраструктура. Под общественной инфраструктурой понимается: |

- развитое корпоративное законодательство, законодательство о частной собственности, о банкротстве, о о защите прав потребителей;

- принципы и правила бухгалтерского учета, соответствующие международным стандартам; 0)

- прозрачность финансовой отчетности компаний и банков; развитая система регулирования финансовых рынков и надзора за ними и их участниками;

- надежная и эффективная система расчетов и взаимозачетов с механизмами контроля соответствующих рисков.

- высокая рыночная дисциплина, связанная, прежде всего с адекватным потоком достоверной информации для участников рынка, а также с прозрачностью финансовой информации и эффективным корпоративным управлением;

- наличие процедур работы с проблемными банками;

- наличие механизмов, обеспечивающих, достаточный уровень системной защиты (или общественной безопасности). Данный вопрос связан с областью контроля со стороны соответствующих государственных органов (включая центральные банки) за возникновением предпосылок к системным кризисам, а также с наличием инструментов предотвращения таких кризисов (функция кредитора последней инстанции, система страхования депозитов и др.).

Даже самый поверхностный анализ приведенных выше необходимых предварительных условий для внедрения Базельских принципов показывает, что многие из условий если и присутствуют в России, то в формах, далеких от совершенства. Однако, поскольку Россия принимала активное участие в разработке Базельских принципов, то вполне естественным было решение Банка России о присоединении к ним. В связи с этим была активизирована работа по приведению нормативных актов, регулирующих банковскую деятельность, в соответствие с рекомендациями и стандартами БКБН.

Банковский надзор в России начал формироваться фактически только в конце 80-х годов одновременно с реформой банковской системы, когда была образована система специализированных банков, и стали возни-^ кать первые коммерческие банки. Специфической чертой развития банковского надзора России являлось то, Ь что надзорные процедуры формировались и формируются в трех основных направлениях. ^ 1. В соответствии с требованиями международных стандартов и на основе рекомендаций международных X финансовых и консультативных организаций, таких как Международный валютный фонд. Мировой банк, Ба-зельский комитет по банковскому надзору и др.

2. Как ответ на возникающие в банковском секторе специфические ситуации и аномалии. Данное направление вызвано, прежде всего, тем, что становление рыночных отношений в экономике, в том числе в банковском секторе, имеет ряд уникальных особенностей даже по сравнению с другими "переходными" экономика-^ ми постсоветского пространства. Восточной и Центральной Европы

I- 3. Путем адаптации старых норм и правил, применявшихся в системе Госбанка и Внешэкономбанка СССР. 00 На современном этапе последнее из перечисленных направлений по существу отмирает, а первое - наобо-О рот, выходит на первый план. При этом еще достаточно долгое время второе направление будет оказывать ¡=у свое влияние на развитие банковского надзора

В настоящее время в Российской Федерации функционирует двухуровневая банковская система. На пер-0 вом уровне находится Центральный банк Российской Федерации (Банк России), а на втором - кредитные ф организации, то есть коммерческие банки, небанковские кредитные организации, а также филиалы и пред-ё ставительства иностранных банков.

о. В Российской Федерации функции регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций ЕЕ законодательно закреплены за Банком России, который призван осуществлять постоянный контроль соблю-х дения кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России. В соот-ф ветствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (ст. 4) Банк о России:

• устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для бан-® ковской системы;

о • осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии крез дитных организаций;

^ • осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

0 • регистрирует эмиссии ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными зако-^ нами.

^ В структуре Банка России для выполнения надзорных функций созданы Департамент по лицензированию ^ деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций. Департамент банковского регулирова-§ ния и надзора. Главная инспекция кредитных организаций. Непосредственно функции по надзору Банк Рос-£ сии реализует через свои территориальные управления (Главные управления и Национальные Банки). £ С точки зрения структуры банковский надзор можно разделить на лицензирование, дистанционный доку-^ ментарный надзор и инспектирование кредитных организаций.

1 С другой стороны, объектом надзора выступает конкретная кредитная организация, поэтому с точки зре-о ния этапов функционирования кредитных организаций надзор можно также разделить на:

ш • регулирование и контроль при создании кредитных организаций;

• надзор за деятельностью действующих кредитных организаций; о • контроль над процессами ликвидации кредитных организаций.

■т Как нами уже отмечалось, банковский надзор представляет собой совокупность действий, осуществляе-! мых органом банковского надзора в рамках установленной компетенции и в соответствии с процедурными ° нормами в целях обеспечения стабильности функционирования банковской системы и защиты интересов ее 9 кредиторов и клиентов. 0)

И Ш

Необходимость существования института банковского надзора объясняется следующими обстоятельствами:

• для эффективной работы банковской системе необходимо доверие общества, в противном случае банки не смогут аккумулировать значительные средства физических и юридических лиц;

• кредитные организации проводят платежи и сбои в платежной системе чреваты огромными издержками для общества;

• кредитные организации создаются, с целью получения прибыли и практика свидетельствует, что наиболее прибыльные операции являются в то же время наиболее рисковыми. Поэтому необходимо централизованно ограничивать риски, принимаемые на себя банками.

Прежде чем приступить к рассмотрению целей и задач банковского надзора целесообразно уточнить различие между регулированием и надзором.

Под банковским регулированием понимается система мер, с помощью которых государство через центральный банк или иной надзорный орган обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банковской системы, предотвращает дестабилизирующие тенденции в банковском секторе.

В результате, банковское регулирование - это разработка и издание уполномоченными учреждениями конкретных правил или инструкций, основанных на действующем законодательстве и определяющих структуру и способы осуществления банковского дела в стране (формирование рамок поведения банков).

При этом надзор за деятельностью банков предусматривает непрерывное наблюдение за осуществлением банками своей деятельности в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами.

Объектами банковского надзора являются кредитные организации, которые привлекают от физических и юридических лиц денежные средства и размещают их в различные финансовые инструменты, принимая на ^ себя все риски, связанные с такой деятельностью. Л)

С момента возникновения банковского надзора его цели и задачи исторически не претерпевали измене- о ний. Если абстрагироваться от различий в формулировках целей банковского надзора в отдельных странах, ® то целями банковского надзора являются: ^

• поддержание денежной и финансовой стабильности, т.е. недопущение банкротства кредитных органи- □ заций и принятие в случае необходимости мер по их финансовому оздоровлению и санированию; ^

• обеспечение эффективности банковской деятельности путем установления требований к качеству капи- ^ тала и активов, включая также оценку внутреннего контроля, качества управления рисками, внут- о ренних банковских операций и финансового положения. Ь

• защита интересов вкладчиков и кредиторов кредитных организаций. Ш

В число основных задач надзора и регулирования банковской деятельности входит: □

• разработка и внедрение надзорных директив в кредитных организациях; Ш

• рассмотрение обращений и заявлений кредитных организаций, в т.ч. включая обращения относительно О лицензирования банковской деятельности; £

• мониторинг и надзор за банковской деятельностью, т.е. анализ финансового положения кредитных орга- ^ низаций, соблюдение законодательства и выполнения кредитными организациями установленных над- о зорным органом нормативов и положений; ф

со

• инспекционные проверки на местах; ^

• проведение встреч с руководством кредитной организации в целях рассмотрения и обсуждения вопро- > сов, относящихся к надзору; 2

• применение принудительных мер воздействия, требующих от кредитной организации введения новых х политик, процедур и практических методов для устранения проблем, выявленных в банке [2, с. 34]. ф

В классическом варианте банковский надзор включает в себя два основных компонента: £

• лицензирование кредитной организации ^

Процесс лицензирования играет здесь ключевую роль, регулируя доступ к финансовому рынку. Процесс ^

лицензирования должен, как минимум, включать в себя оценку структуры собственности банка, состава со- о

вета директоров и руководителей высшего звена, плана деятельности и бизнес-плана банка, прогнозных зна- ^ чений показателей его финансовой устойчивости, а также системы внутреннего контроля. Не менее важной ^

предпосылкой обеспечения надежности и стабильности финансовой системы является оценка приобретате- ^ ля акций банка. Также должны контролироваться крупные банковские инвестиции или приобретения, чтобы §

у надзорного органа сложилось четкое представление о структуре банковской группы. о

• надзор за текущей деятельностью кредитных организаций £

Принципы, раскрывающие методы осуществления постоянного (текущего) банковского надзора, главным

образом, ориентированы на способы обеспечения эффективности банковского надзора. Одним из ключевых Е

организационных требований является сочетание документарного и контактного (инспектирования) надзо- ф ра банков, поскольку они представляют собой две стороны одной медали: они взаимно дополняют друг друга

и не могут существовать в отрыве друг от друга. §

При этом документарный (дистанционный) надзор выполняет три основные задачи: ф

1. мониторинг уровня рисков, принятых в конкретном банке, и его сравнение с группой однородных банков; ^

2. мониторинг соблюдения банком пруденциальных норм деятельности; о

3. сбор данных для определения приоритетов распределения надзорных ресурсов и планирования инс- о пекционных проверок. (Т)

Процесс документарного надзора начинается со сбора информации, главным образом, о соблюдении банком количественных требований, которая может дать надзорному органу сведения о состоянии данного банка в прошлом и в настоящее время. Надзорный орган хранит полученную информацию в базе данных с тем, чтобы иметь возможность обрабатывать ее в автоматическом режиме. Главная цель заключается в оценке необходимости применения мер воздействия.

Контактный надзор (инспектирование) выполняет две основные задачи:

- позволяет надзорному органу лучше понять деятельность банка, а также оценить его профиль рисков и степень квалификации его руководства и персонала;

- дает уверенность в том, что банк соблюдает нормативные требования и управляется и организован надлежащим образом, в т.ч. имеет надежную систему управления рисками [3, с. 47].

Именно инспектирование позволяет получить более широкое представление о деятельности банка и оценить достоверность отчетности и иной информации, представляемой банком в надзорный орган, что, в свою очередь, является основой для принятия надзорными органами эффективных решений. Сам факт осуществления регулирующим органом инспекционной деятельности ставит банки в определенные рамки, ограничивает возможности использования ими "схемных" вариантов формирования капитала, легализации сомнительных доходов, "корректировки" отчетности с помощью бухгалтерских приемов.

В значительной степени результативность инспекционных проверок зависит от поставленных задач, от четкости сформулированных вопросов и в итоге от того, насколько полно полученные сведения отражают перспективы изменения финансового состояния банка. Задание, построенное по принципу "необходимости и достаточности" на основе материалов предшествующих проверок и отчетности, значительно повышает ^ предметность проверки и, как следствие, эффективность надзора.

¡5 В целом ряде стран с развивающимися рынками банковский надзор включает также и третий компонент -^ финансовое оздоровление деятельности кредитных организаций и контроль над процедурами ликвидации X кредитных организаций.

^ Банковское дело по своей сути основано на доверии к собственникам и менеджерам кредитного учреждения со стороны клиента и вкладчика. Эрозия или кризис доверия к банковским институтам из-за их неспособности выполнять взятые на себя обязательства имеют своим следствием "набеги" вкладчиков и, как результат, дезорганизацию денежной сферы и рост социальной напряженности. Именно по этой причине 0 банки традиционно находятся под пристальным присмотром специально созданных для этого органов государственного управления.

^ При этом, банковский надзор по своей природе, как следует из мировой практики, всегда вторичен по □ отношению к банковской деятельности. Регулятор, осуществляя, прежде всего, пруденциальный надзор за ^ кредитными организациями, призван обеспечивать условия для устойчивости, как отдельных кредитных ор-"V" ганизаций, так и банковской системы в целом. Строго говоря, в функции банковского надзора не входит осу-

2 ществление всеобъемлющего контроля над банковскими операциями, а тем более вмешательство в текущую | деятельность финансовых посредников. Пруденциальная практика банковского надзора - это в основном

0 способ осуществления мониторинга и оценки рисков.

ф Главной предпосылкой для осуществления эффективного банковского надзора является четкое определение круга ответственности, полномочий и целей надзорного органа, который, в свою очередь, должен быть независим и юридически защищен. Банковский надзор может быть эффективным только в том случае, если ^ он осуществляется в соответствующей макроэкономической среде, в режиме разумной и устойчивой мак-

1 роэкономической политики, при хорошо развитой инфраструктуре, эффективной рыночной дисциплине. А ш также при наличии процедур для эффективного решения возникающих проблем и механизма, способного о обеспечить должный уровень системной защиты (или безопасности и надежности кредитных организаций).

3 Вместе с тем, банковский надзор также очевидным образом влияет на макроэкономическую стабильность, ^ поскольку объемы кредитования, мультипликатор и рост денежных агрегатов сильно зависят от пруденциальных требований, предъявляемых к кредитным организациям.

со

О

0

1_

§ ЛИТЕРАТУРА

о 1. Антипова О.Н. Система банковского надзора и инспектирования за рубежом. М.: Центр подготовки персо-

о нала Банка России, 1995. с.5.

о 2. Ассоциация региональных банков России и Консалтинговая группа «БФИ». «Банковский надзор и финансы совая стабильность: Россия в контексте общемировых стандартов». - Информационно-аналитические ма-^ териалы, подготовленные в рамках 11 международного банковского форума (Сочи, 2005г.). Ё 3. Банковский надзор: европейский опыт и российская практика». - Учебное пособие, подготовленное в рам-си ках проекта «Обучение персонала Центрального банка - этап III» (Под ред. М. Олсена). - Представительство Европейской Комиссии в России, 2005г. ^ 4. Усоскин В.М. Базельские стандарты адекватности банковского капитала: эволюция подходов //Деньги и ф кредит. 2000. №3. С. 12.

5. Internet, URL: http://www.bis.org.

0

1

о А)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.