современные подходы к регулированию банковской деятельности в республике Армения
М.М. Саканян,
аспирант кафедры теории кредита и финансового менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета [email protected]
Статья посвящена современным подходам к организации государственного регулирования банковской деятельности в Республики Армения. Проведен анализ основных направлений банковского регулирования и надзора за банковской деятельностью, используемых в мировой практике и практике ЦБ РА.
Ключевые слова: Республика Армения банковская деятельность, банковское регулирование, пруденциальное регулирование, лицензирование банковской деятельности, кризисное управление, финансовая устойчивость банка.
ББК У9(2Ар)262.10,0
За период с начала 1970-х гг. по настоящее время, по оценкам различных экспертов, примерно 120-140 стран мирового сообщества, что составляет порядка 3/4 от числа стран — членов МВФ, испытывали локальные или системные банковские кризисы. Их негативные финансово-экономические и социальные последствия затронули экономику как развивающихся, так и развитых стран.
Основная причина усиления нестабильности банковских систем многих стран была связана с действием объективных факторов, среди которых можно выделить:
• лавинообразный рост финансовых нововведений, обусловленных появлением новых финансовых инструментов, т.к. до середины 70-х гг. ХХ в. удельный вес операций и сделок, отражаемых банками на внебалансовых счетах, был ничтожно малым, что привело к диверсификации финансовых услуг, связанных с продвижением принципиально новых банковских продуктов;
• стремительное развитие новейших технологий, компьютеризация банковского бизнеса и развитие онлайновых форм расчетов, позволяющих переводить громадные суммы денег в любую точку земного шара практически мгновенно;
• форсированная либерализация движения капиталов, заметное смягчение традиционного для банковской сферы протекционизма, что привело к возрастанию зависимости национальных банковских систем от внешних факторов.
В этих условиях банковский сектор различных стран начал принимать на себя дополнительные риски, что привело к увеличению необходимости государственного регулирования банковской деятельности. Так как ключевая роль в финансовой системе многих государств принадлежит банкам, то нарушение стабильности в их деятельности чревато серьезными последствиями для экономики страны в целом. Именно по этой причине банки традиционно находятся под пристальным наблюдением специально созданных для этого органов государственного управления. Следовательно, важным условием успешного и стабильного функционирования банковской системы рыночного типа является обеспечение эффективного государственного регулирования. Это обусловливается особой экономической и социальной природой банков, их значимостью для развития национальной экономики, а именно:
• банк — это общественный институт, аккумулирующий и размещающий денежные средства фирм, частных предпринимателей, населения, финансовых институтов, а потому его деятельность затрагивает интересы практически всего общества;
• банк в рыночной экономике — коммерческое предприятие, зарабатывающее прибыль и подвергающее себя разнообразным рискам. Банк функционирует в микросреде, которая порождает множество внешних рисков, воздействующих на него;
• банки — центральное звено в деле противодействия легализации средств, полученных незаконным путем, что подразумевает обязательное включение в комплекс мероприятий по борьбе с финансовыми правонарушениями контроль за банковской деятельностью.
Таким образом, государство прибегает к регулированию банковской деятельности в целях обеспечения макроэкономи-
ческой стабильности и защиты интересов инвесторов, кредиторов и вкладчиков.
Политика государственного регулирования банковской деятельности в Республике Армения на современном этапе, по мнению большинства экспертов ведущих международных финансовых организаций, оценивается как наиболее либеральная на всем постсоветском пространстве с точки зрения операционной деятельности банков. Речь идет, в первую очередь, о либеральных режимах как валютного регулирования и контроля, так и движения капитала. Вместе с тем, система надзора за банковской деятельностью, основанная на рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору, доведена до наиболее эффективного (по сравнению с рядом постсоветских республик) уровня и по своей жесткости, качеству администрирования и реализации надзорных функций относится к числу передовых.
В соответствии с законом РА «О банках и банковской деятельности» единственным надзорным органом над банковской деятельностью является Центральный банк РА (далее ЦБ РА).
Направления банковского регулирования и надзора универсальны для большинства стран мира и их можно сформировать следующим образом:
— пруденциальное регулирование — разработка и распространение широкого спектра надзорных директив в кредитных организациях;
— пруденциальный надзор — анализ финансового положения, соблюдения законодательства и выполнения кредитными организациями установленных надзорным органом нормативов и правил, что подразумевает документальный надзор, инспектирование;
— лицензирование банковской деятельности;
— кризисное управление и финансовое оздоровление банков, включающее разработку и реализацию мероприятий по профилактике кризисных ситуаций и выполнение программ выхода из финансового кризиса (как фактического, так и предполагаемого), установление контроля и организация управления неплатежеспособными финансовыми организациями, что подразумевает их санирование или банкротство с минимальными потерями для клиентов и вкладчиков;
— мониторинг финансовой устойчивости.
Пруденциальное регулирование представляет собой разработку и распространение широкого спектра надзорных директив для банков. Функции государственного регулирования банковской деятельности обычно разделены между парламентом, т.е. законодательным органом, правительством, т.е. исполнительным органом, и собственно регулирующим органом, т.е. ЦБ РА. При этом парламент разрабатывает общие законодательные рамки (например, принимает банковский кодекс или закон о банках и банковской деятельности), а правительство издает дополнительные постановления или нормативные акты, которые обычно распространяются на все сектора экономики (например, принципы бухгалтерского учета). Собственно регулирующий орган издает специальные положения, которые применяются только к тем организациям, за деятельностью которых осуществляется надзор.
Пруденциальный надзор — это процесс, при котором ЦБ РА, выступающий в качестве контролера, проверяет соответствие деятельности банков правилам и нормам регулирования. Так как правила и нормы регулирования могут носить количественный и качественный характер, то надзор за выполнением установленных требований включает элементы качественного и количественного надзора.
Количественные требования подразумевают регулирование и надзор, основанные на количественных требованиях, т.е. направлены на выполнение банками требований, имеющих количественное измерение. В принципе такой подход к осуществлению надзора является единственным типом надзора, который не базируется на субъективных оценках: банк либо выполняет минимальные требования установленных правил и норм, либо нет. Невыполнение банком установленных требований ведет к применению надзорным органом корректирующих мер. Множество правил и нормативов, издаваемых банковским надзорным органом, базируются на установленных для кредитных организаций количественных ограничениях, таких как достаточность капитала, нормативы ликвидности, предельные значения крупных кредитных рисков, предельный размер открытой валютной позиции, а также резервные требования и т.д.
Качественные требования подразумевают регулирование и надзор, основанные на качественных оценках, которые в сваю очередь, базируются на оценке факторов качественного характера, таких как политика и внутренние процедуры, которые прямо или косвенно оказывают влияние на деятельность банка. Осуществить точную оценку качественных факторов часто бывает сложно, поскольку процедуры корпоративного управления могут существенно различаться в разных банках. В этом плане ЦБ РА использует, например, требования по организации корпоративного управления, системы внутреннего контроля и т.д. В процессе осуществления надзора, рассматривается адекватность организационных структур банка, процедура надзора за деятельностью банка со стороны совета директоров и высшего менеджмента, профессионализм руководящего звена и сотрудников банка, наличие документального фиксирования процедур, прозрачность деятельности банка для надзора и общественности, наличие механизмов внутреннего контроля банка, включая разделение обязанностей, наличие внутреннего и внешнего аудита банка, достоверность бухгалтерского учета и отчетности.
Основными инструментами пруденциального надзора, осуществляемого ЦБ РА являются документарный надзор и инспектирование.
Документарный надзор выполняет три основные задачи: а) мониторинг уровня рисков, принятых в конкретном банке; сравнение с группой однородных банков; б) мониторинг соблюдения банком пруденциальных норм деятельности; в) сбор данных для определения приоритетов распределения надзорных ресурсов и планирования инспекционных проверок. Процесс документарного надзора начинается со сбора информации, главным образом, о соблюдении банком количественных требований, которая может дать надзорному органу сведения о состоянии данного банка в прошлом и в настоящее время. Главная его цель заключается в оценке необходимости применения мер воздействия.
Инспекционные проверки выполняют две основные задачи:
• позволяют надзорному органу лучше понять деятельность банка, а также оценить его профиль рисков и степень квалификации руководства и персонала;
• дают уверенность в том, что банк соблюдает нормативные требования и что он управляется и организован надлежащим образом, в том числе имеет надежную систему управления рисками.
Инспектирование позволяет получить более широкое представление о деятельности банка и оценить достоверность отчетности и иной информации, представляемой банком в надзорный орган. Надзорный орган может извлечь большую пользу из тесных контактов между сотрудниками надзора и персоналом банка во время инспекционных проверок, что позволит надзорному органу собрать более полную информацию о характере деятельности банка. Основополагающие принципы Базельского комитета предусматривают регулярные контакты между надзорным органом и банком как одно из основных средств независимого подтверждения надзорной информации.
В процессе осуществления документарного надзора надзорным органом анализируется главным образом выполнение банками количественных требований, в то время как инспекционные проверки дают возможность проанализировать качественные факторы, оказывающие влияние на деятельность банка, и в этом смысле документарный надзор и инспектирование взаимно дополняют друг друга. Без оценки качественных составляющих, таких, как качество руководства, процедуры и системы управления рисками, надзорному органу было бы сложно перейти к содержательному надзору, сочетающему надзор за выполнением банками установленных требований с риск-ориентированным подходом. Документарный надзор и инспектирование нераздельно связаны, но это не означает, что каждый сотрудник должен совмещать в своей работе оба вида деятельности. Организационно выполнение функций документарного надзора и инспектирования может быть разделено и осуществляться самостоятельными подразделениями надзорных органов. Важно, чтобы эти процессы были взаимосвязаны и между ними существовал свободный обмен информацией. Решение о том, с какой периодичностью следует проводить инспекционную проверку банка, зависит от нескольких факторов, одним из которых может быть ограниченность надзорных ресурсов, но следует также принимать во внимание возрастание нагрузки на банк во время посещения инспекторов.
Лицензирование банковской деятельности представляет собой процесс регулирования доступа к рынку. Банки являются важным звеном в процессе функционирования рыночной экономики и в своей деятельности полностью зависят от доверия к ним со стороны населения. Лицензирование — важный процесс, который должен находиться под постоянным контролем органа надзора, поскольку действия, направленные на отзыв лицензии на осуществление банковских операций, очень сложны и, как правило, влекут за собой риски, как для репутации самого органа банковского надзора, так и для финансовой системы в целом.
Органы лицензирования имеют право устанавливать критерии и отклонять заявки учреждений, не отвечающих установленным стандартам. Процесс лицензирования состоит из оценки структуры собственности банковской организации, состава совета директоров и руководителей, бизнес-плана и системы внутреннего контроля, а также прогнозируемого финансового состояния, включая оценку капитальной базы (собственных средств). Если предполагаемым владельцем или материнской компанией является иностранный банк, необходимо получить предварительное согласие органов надзора страны его происхождения.
ЦБ РА обладает полномочиями рассматривать и отклонять любые предложения по передаче значительной доли собственности (уставного капитала) или контрольного пакета акций существующих банков другим сторонам. Он устанавливает критерии для проверки крупных приобретений или инвестиций банка и добивается того, чтобы корпоративные связи (аффинированные лица) банка не подвергали банк чрезмерным рискам и не мешали эффективному надзору.
Кризисное управление и финансовое оздоровление банков является одной из важнейших функций ЦБ РА. Это означает, что ЦБ РА должен:
• выявлять признаки слабости банка на раннем этапе;
• стимулировать, в случае необходимости, принятие корректирующих мер самим банком;
• определять и своевременно применять меры по урегулированию, если проблема не может быть решена силами самой организации, с целью проведения реорганизации или ликвидации банка с минимальными издержками.
Опыт показывает, что проблемы с ликвидностью редко возникают сами по себе. Обычно они свидетельствуют о более серьезных трудностях, значительная часть которых остается связанной с системой управления кредитным риском. Потери по кредитам вызваны недостатками в управлении рисками и пробелами в организации контрольных процессов, которые недостаточно отработаны и не позволяют предотвратить неправильную практику предоставления кредитов, чрезмерную концентрацию кредитов, неоправданное принятие рисков, несоблюдение руководством установленной политики и процедур принятия управленческих решений, мошенничество и другие правонарушения.
Ряд международных рабочих групп и форумов определили некоторые стандартные принципы и положения о надлежащих методах кризисного управления в банках и урегулирования кризисов. Целями хорошей системы банковского кризисного управления являются:
• поддержание непрерывной работы платежной системы и системы расчетов по ценным бумагам;
• предотвращение влияния проблем в одной кредитной организации на работу других кредитных организаций и их перерастания в проблемы для стабильности всей системы («эффекта домино»);
• поддержание уверенности населения, компаний и организаций в финансовой системе;
• минимизация сбоев в работе системы общественного производства (реальной экономики).
Мониторинг финансовой устойчивости относится к разряду обязательных мероприятии, осуществляемых ЦБ РА по надзору за банковской деятельностью страны. Финансовая устойчивость — это состояние, когда финансовая система способна противостоять шокам без развития кумулятивных процессов, нарушающих трансформацию сбережений в инвестиции и проведение платежных операций в экономике. В соответствии с данным определением, она включает всех финансовых посредников, организованные и неорганизованные рынки, платежные и расчетные системы, инфраструктуру, обеспечивающую финансовую деятельность, нормативно-правовую базу, органы регулирования и надзорные инстанции. Данное определение охватывает все способы направления сбережений в инвестиции, распространения и обработки информации, распределения риска между хозяйствующими субъектами и проведения платежей в экономике. Оно имеет четкую системную направленность, связанную с риском распространения проблем, которые способны
нарушить основные функции финансовой системы и касается не состояния отдельных организаций, а случаев, когда может быть нарушена реальная экономическая деятельность. Ссылка на кумулятивные процессы подчеркивает опасность распространения проблем, которые может быть трудно локализовать. Структурная неустойчивость финансовой системы может способствовать распространению системных проблем.
Понятие «финансовая устойчивость» шире, чем представление об устойчивости банковского сектора. Однако это не противоречит утверждению о том, что определяющую роль в обеспечении устойчивости финансового сектора играют именно банки. В действительности, макропруденциальный анализ устойчивости банковского сектора играет центральную роль в оценке общей финансовой стабильности, поскольку банковский сектор занимает доминирующую позицию в финансовом секторе в сравнении с эмиссией облигаций или другими рыночными способами финансирования инвестиций.
Мониторинг и анализ финансовой устойчивости следует проводить с учетом состояния: a) макроэкономических условий; б) финансовых рынков; в) финансовых организаций; и г) финансовой инфраструктуры.
Итак, можно сказать, что ЦБ РА как орган банковского регулирования и надзора использует общепринятые инструменты и механизмы, основанные на международных стандартах и в целом делает это достаточно эффективно, о чем свидетельствует состояние национальной банковской системы во время последнего мирового финансового кризиса. Но нельзя забывать, что банковская система РА является быстро развивающейся отраслью национальной экономики и во многом от нее зависит экономический рост республики. Именно поэтому нужно постоянно совершенствовать систему государственного регулирования и надзора за банковской деятельностью.
Литература
1. Закон Республики Армения «О банках и банковской деятельности».
2. Беляев М.К., Ермаков С.Л. Банковское регулирование в России: от прошлого к будущему. — М., 2008.
3. Фетисов Г.Г., Лаврушин О.И., Мамонов И.Д. Организация деятельности Центрального Банка. — М., 2006.
4. Самдоян Э.М. Проблемы модернизации системы банковского регулирования в Армении. — Ереван, 2007.
5. Европейский центральный банк. Банковский надзор: Европейский опыт и российская практика. — М., 2005.