Дьяченко Елена Митрофановна
кандидат юридических наук доцент кафедры гражданского права Кубанского государственного университета (e-mail: elena555@mail.ru)
Пруденциальное регулирование банковской деятельности
Аннотация
В статье на основе анализа банковского законодательства рассмотрены: банковское регулирование и надзор, различные виды контроля над банковской деятельностью, пруденциальное регулирование.
Annotation
In article on base of the analysis bank legislation are considered: bank regulation and control, different types of the checking on bank activity, prudence regulation.
Ключевые слова: финансовая стабильность, международные стандарты, надзор, контроль, ответственность, пруденциальные нормы.
Keywords: financial stability, international standards, control, supervision, responsibility, prudential of norm.
анк России является органом
Б банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов [2].
Эффективный надзор за деятельностью кредитных организаций наряду с рыночными рычагами и эффективной экономической политикой является важнейшим условием финансовой стабильности в отдельно взятой стране. Задачей надзора является обеспечение надежности банковских операций, аккумулирование банками капиталов и резервирование средств, достаточных для управления банковскими рисками [7, а 45].
Банковское регулирование можно определить как систему мер, с помощью которых государство через Центральный банк обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банковской системы, предотвращает дестабилизирующие тенденции в банковском секторе. Принципы банковского надзора закреплены в документах Базельского комитета по банковскому надзору. Базельский комитет выработал 25 принципов надзора.
Банковское регулирование осуществляется экономическими методами (денежно-кредитная политика) и юридическими. Под юридическими методами банковского регулирования следует понимать нормотворческий и правоприме-
нительный процессы, определяющие структуру и способы осуществления банковского дела в стране [3, c. 17].
Система банковского регулирования и надзора включает в себя различные виды контроля: государственный (система банковского законодательства), общественный,
ведомственный (со стороны Центрального банка и иных органов), независимый (аудит).
Основными методами надзора являются пруденциальный надзор, осуществляемый на основании отчетности, предоставляемой банками в Центральный банк, и инспектирование.
Термин "пруденциальный" является специфически банковским и происходит от англ. " prudent", что буквально переводится как "осмотрительный", "благоразумный". Сам же термин "пруденциальное регулирование" означает не что иное, как "регулирование продиктованное благоразумием". Последнее как нельзя более точно характеризует сущность пруденциальных норм банковской деятельности, призванных минимизировать риски, свойственные банковской деятельности, и обеспечить ликвидность кредитных организаций [1, c. 141]. Актуальными задачами банковского надзора в России являются: разработка и внедрение системы раннего реагирования, особый контроль за круп-ными банками, предупреждение банкротства банков и консолидированный надзор.
Банковский надзор является составной частью более широкого круга факторов, обеспечивающих
__________________________________110
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2011 • № 3 (35)
финансовую стабильность, к которым относятся: рациональная и твердая экономическая политика; развитая общественная инфраструктура (система гражданского законодательства, принципы и правила бухгалтерского учета, соответствующие международным стандартам, система независимого аудита, эффективный банковский надзор, четкие правила, регулирующие иные финансовые рынки, надежная и эффективная система расчетов); эффективная рыночная дисциплина, основанная на достаточной информации для участников рынка; процедуры эффективного разрешения проблем в банках; механизмы, обеспечивающие достаточный уровень системной защиты от рисков в банковской сфере.
Денежно-кредитная политика Центрального банка подразделяется на процентную политику и политику ликвидности. Процентная политика осуществляется с помощью таких инструментов и методов, как ставка рефинансирования, учетная ставка, ставки по операциям на открытом рынке, депозитные и ломбардные ставки. С помощью процентной политики регулируется спрос на кредиты (чем выше ставки, тем меньше спрос). С помощью инструментов политики ликвидности (рефинансирование банков, резервирование и валютная политика) регулируется ликвидность банков, т.е. их способность предоставлять кредиты, что, в свою очередь, определяет предложение кредитов на рынке. Конечной целью денежно-кредитной политики Центрального банка России является снижение инфляции при обеспечении роста ВВП.
Гейвандов Я.А. считает, что "функция банковского надзора представляет собой установленную законом государственную деятельность Банка России по осуществлению комплекса мероприятий, направленных на обеспечение режима законности в организации и функционировании всех элементов, образующих банковскую систему Российской Федерации. Банковский надзор осуществляется в целях обеспечения надлежащего соблюдения кредитными организациями действующего банковского законодательства и нормативных актов, регулирующих банковскую деятельность" [4, а 32]. Представляется, что "режим законности" является не самостоятельной целью банковского надзора, а лишь средством достижения цели -стабильности и эффективности функционирования банковской системы (ст. 56 Закона о Центральном банке).
Надзор за деятельностью банков осуществляется путем установления пруденциальных норм деятельности. Пруденциальные нормы деятельности - это установленные
Центральным банком предельные величины рисков, принимаемых кредитными организациями, нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность и покрытие возможных потерь, требования, невыполнение которых может отрицательно повлиять на финансовое положение кредитных организаций или на возможность реальной оценки их финансовой деятельности, включая требования по ведению бухгалтерского учета, представлению отчетности и ее опубликованию в открытой печати в случаях, установленных банковским законодательством, представлению аудиторских заключений и при регистрации, лицензировании и расширении деятельности кредитных организаций. Пруденциальные нормы деятельности, с одной стороны, выполняют функцию регулирования и контроля за деятельностью банка, с другой стороны, их нарушение служит основанием для применения к банку мер воздействия, вплоть до отзыва лицензии [1, а 150].
Для целей банковского надзора существенное значение имеет анализ степени финансовых трудностей банков, который осуществляется в соответствии с указаниями Банка России от 31 марта 2000 г. № 766-У "О критериях определения финансового состояния кредитных организаций". Все кредитные организации с точки зрения финансового состояния относятся к одной из двух категорий, а в рамках каждой категории - к одной из классификационных групп. Первая категория "финансово стабильные кредитные организации" состоит из двух групп: 1) кредитные организации без недостатков в деятельности и 2) кредитные организации, имеющие отдельные недостатки в деятельности. Во вторую категорию "проблемные кредитные организации" входят группы: 3) кредитные организации, испытывающие серьезные финансовые трудности и 4) кредитные организации, находящиеся в критическом финансовом положении.
Отнесение кредитной организации к той или иной группе основывается на расчете собственных средств (капитала) кредитной организации; фактических значениях обязательных нормативов деятельности кредитной организации; расчете резерва на возможные потери по ссудам; отчете об открытой валютной позиции; отчете о выполнении (невыполнении) обязательных резервных требований Банка России; другой отчетности кредитных организаций, используемой в рамках надзора; другой информации, характеризующей текущее или перспективное финансовое состояние кредитной организации либо уровень
111
управления кредитной организацией, включая результаты инспекционных и аудиторских проверок [9, а 10].
К финансово стабильным кредитным организациям могут быть отнесены только кредитные организации, в деятельности которых по оценке территориального учреждения Банка России отсутствуют недостатки, которые создают или могут создать угрозу интересам их кредиторов, клиентов или участников. К проблемным кредитным организациям относятся кредитные организации, недостатки в деятельности которых создают или могут создать угрозу интересам их кредиторов, клиентов или участников.
В целях обеспечения экономических условий устойчивого функционирования банковской системы Российской Федерации, защиты интересов вкладчиков и кредиторов и в соответствии с Законом о Центральном банке, Банк России устанавливает следующие обязательные нормативы деятельности банков: норматив достаточности капитала; нормативы ликвидности банков; максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков; максимальный размер крупных кредитных рисков; максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика); максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим акционерам (участникам) и инсайдерам; максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения; максимальный размер вексельных обязательств банка; нормативы использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц [5].
Обязательные нормативы: минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых банков; минимальный размер собственных средств (капитала) для банков, ходатайствующих о получении Генеральной лицензии, а также о предоставлении разрешения на открытие филиалов и дочерних организаций за рубежом; предельный размер неденежной части уставного капитала; минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы; размеры валютного, процентного и иных рисков - устанавливаются другими нормативными актами Банка России.
Успех банковской деятельности обеспечивают три взаимосвязанных фактора: прибыльность, ликвидность и платежеспособность. Ликвидность, т.е. возможность быстрого и без дополнительных потерь превращения активов в платежные средства, - первична, а платежеспособность
(способность в установленные сроки и в полном объеме отвечать по своим обязательствам) -вторична. Центральный банк осуществляет управление ликвидностью банковской системы и отдельных банков путем установления нормативов ликвидности и контроля над их соблюдением.
В целях контроля над состоянием ликвидности банка устанавливаются нормативы ликвидности (мгновенной, текущей, долгосрочной и общей, а также по операциям с драгоценными металлами), которые определяются как соотношение между активами и пассивами с учетом сроков, сумм и видов активов и пассивов, других факторов.
Контроль за соблюдением банками обязательных нормативов возлагается на территориальные учреждения Банка России по месту открытия корреспондентского счета банка. Контроль осуществляется на основании ежемесячных балансов банков, к которым прилагаются справки с расчетами фактических значений обязательных нормативов и расшифровками отдельных балансовых счетов, подписанные руководителем банка и главным бухгалтером. Банки, у которых отозвана лицензия на совершение банковских операций, обязательные нормативы не рассчитывают. В случае нарушения банком обязательных нормативов территориальное учреждение Банка России применяет меры воздействия к банку в соответствии со ст. 74 Закона о ЦБР.
Банки в соответствии с законодательством несут ответственность за достоверное и правильное составление расчетов обязательных нормативов и расшифровок отдельных балансовых счетов для расчета обязательных нормативов. Территориальные учреждения Банка России имеют право осуществлять проверки банков по вопросам правильности и достоверности, представляемых банками сведений для расчетов обязательных нормативов.
Применение к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности регулируется Инструкцией ЦБ РФ № 59 "О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности", утв. приказом ЦБ РФ от 31 марта 1997 г. № 02-139, в ред. от 26.01.2010.
Банк России устанавливает перечень, и порядок применения к кредитным организациям мер воздействия за нарушение пруденциальных норм деятельности в соответствии со ст. 75 Закона о ЦБР. Основной задачей, решаемой надзорными органами при применении мер воздействия, является регулирование деятельности кредитных организаций в целях ее приведения
__________________________________112
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2011 • № 3 (35)
в соответствие с нормами и требованиями федеральных законов и нормативными актами Банка России.
Надзорные органы применяют к кредитным организациям меры воздействия двух типов: предупредительные и принудительные.
Конкретный состав применяемых мер воздействия может включать как меры воздействия только одного типа (предупредительные либо принудительные), так и сочетать меры воздействия разных типов.
Предупредительные меры воздействия применяются в основном на ранних стадиях возникновения недостатков в тех случаях, когда недостатки в деятельности кредитной организации непосредственно не угрожают интересам кредиторов и вкладчиков. Указанные меры могут применяться при условии надлежащего взаимодействия кредитной организации и ее учредителей (участников) с надзорными органами [3].
Принудительные меры воздействия применяются в отношении кредитной ор-ганизации в тех случаях, когда это вытекает из характера допущенных нарушений с учетом того, что применение одних только предупредительных мер воздействия не приносит или не может обеспечить надлежащую корректировку деятельности кредитной организации.
Основаниями для применения принудительных мер воздействия являются нарушения (невыполнение) кредитной организацией требований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставление информации, представление неполной или недостоверной информации, а также в случае, если совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам клиентов.
Территориальное учреждение Банка России также вправе потребовать от кредитной организации замены руководителей кредитной организации (единоличного исполнительного органа и коллегиального исполнительного органа) в следующих случаях: за назначение на должности членов совета директоров (наблюдательного совета), руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации лиц, предварительно не согласованных с Банком России в установленном порядке; за повторное нарушение в течение последних двенадцати месяцев кредитной ор-
ганизацией требований федеральных законов Российской Федерации и нормативных актов Банка России при формировании ее уставного капитала.
Оценивая изменения в области банковского надзора, Я.М. Макарова считает, что в области банковского регулирования "наблюдается тенденция к дерегулированию институтов финансового рынка со стороны государства" [6, а 16]. Подобное замечание, верное для банковского права развитых стран, совершенно не соответствует реалиям российского банковского права, которое, находясь на этапе становления, характеризуется ростом числа и сложности нормативных актов, появлением новых органов управления в банковской системе. Многие западные экономисты полагают, что именно некоторая зарегулированность американской кредитной сферы способствовала определенной рутинизации и как следствие -снижению ее воздействия на экономическое развитие [8, а 46].
Таким образом, пруденциальное регулирование непосредственно оказывает правовое воздействие на механизм правового регулирования банковской деятельности, и представляет собой правовую форму закрепления экономически обоснованных требований, предъявляемых к функционированию банков и небанковских кредитных организаций, в целях повышениях их финансовой устойчивости и минимизации рисков неликвидности и неплатежеспособности.
1. Алексеева Д.Г., Пывхтин С.В., Хоменко Е.Г Банковское право: учеб./ Д.Г Алексеева, С.В. Пывхтин, Е.Г. Хоменко. М.: Юристъ, 2010.
2. Банковское право Российской Федерации: учеб.пособ./отв. ред. Е.Ю. Грачева. М.: Норма, 2OOS.
3. Гараган С.А., Павлов О.А. Автоматизация проверки благонадежности потенциальных заемщиков - юридических лиц / С.А. Гараган, О.А. Павлов //Банковское кредитование. 2010. №. 3.
4. Гейвандов Я.А. Центральный банк Российской Федерации: юридический статус, организация, функции, полномочия / Я.А. Гейвандов. М.: Изд-во Московского независимого института международного права, 1997.
5. Инструкция Банка России от 31 января 1997 г. № 1 "О порядке регулирования деятельности кредитных организаций" // ВБР. 1997. № 66.
6. Макарова Я.М. Проблемы правового
113
деятельность. Регулирование и надзор: Сравнительный анализ денежно-кредитного регулирования и контроля США и России / Ю.Л. Радзинский. Спб., 2000.
9. Смирнов И. Е. Новое в балансе прав сторон кредитных договоров / И.Е. Смирнов // Банковский ритейл. 2010. № 1.
__________________________________________114
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2011 • № 3 (35)
положения Центрального банка Российской Федерации как юридического лица: Дис. ...к. ю.н. /Я.М. Макарова - М., 2001.
7. Микрофинансы за рубежом: цели, методы, институты / В.М. Усоскин // Банковское кредитование. 2010. № 3.
8. Радзинский Ю.Л. Банковская