Научная статья на тему 'Состояние дистанционного надзора за показателями деятельности банков второго уровня на современном этапе'

Состояние дистанционного надзора за показателями деятельности банков второго уровня на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
283
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние дистанционного надзора за показателями деятельности банков второго уровня на современном этапе»

щит-ми пи ШЯШШШЯШШЯШ ,н"ш »тми

СОСТОЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО НАДЗОРА ЗА ПОКАЗАТЕЛЯМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАННОО ВТОРОГО УРОВНЯ НА СООРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Р JL БАЙКШТН,

всдщий аввввмкт двравдввив инспектирования департамента fiaiinciara вадавра 1а|вввашагв ¡авва Ресвдбдввв Казахстан, научный раКвтввк кафедры "Бавкввсквв деда" КаэГАУ

Модель системы дистанционного надзора, которую часто называют мониторингом, базируется на подходе, определяющем показатели, которые банк должен соблюдать, но делегирующая контроль на местах и проверку документации сторонним аудиторам. В Бельгии, например, специальные аудиторы назначаются и оплачиваются правительством. В Германии используется альтернативный вариант банковского надзора, который представляет трехуровневую систему. Федеральная инспекция осуществляет функции, связанные в основном с разработкой (по согласованию с Бундесбанком) методологии регулирования и решением участи (создание, наказание, ликвидация) банков.

Реальный надзор в Германии за деятельностью банков осуществляют аудиторские фирмы и учреждения Бундесбанка. Последние проводят как дистанционный текущий надзор (на основании периодической отчетности банков), так и последующий надзор (на основании отчетов аудиторских фирм о проверках) и контроль деятельности банков, а при необходимости информируют Федеральную инспекцию о неблагополучном положении в том или в ином банке. В этом смысле система организации банковского надзора в Германии близка к казахстанской с той лишь разницей, что у нас верхний и нижний этажи объединены под эгидой Национального банка республики. Делегирование банковских надзорных процессов отражает разгосударствление инспекторского процесса, производимого по строгим государственным правилам и направлениям. Преимуществом такого подхода является либерализация оплаты труда высокообразованным специалистам аудиторских фирм, сочетающих надзорные функции с обычным аудитом. Однако всеми признается риск того, что аудиторы могут быть поставлены в конфликтные ситуации из-за необходимости соблюдать двойную лояльность перед банком и правительством.

В США больше внимания уделяется активной инспекционной проверке условий деятельности банка на местах. Американский подход к надзору оправдан большим количеством действующих банков (более 14 ООО банков, разделенных на 25 групп со схожими характеристиками) и системой без-

филиальных банков в отдельных штатах, что является сознательным ограничением пространства банковской деятельности.

Если банковские системы европейских государств интернационализируют большую часть издержек надзорной отрасли, то в американской банковской структуре издержки надзора в значительной степени несут регулятивные агентства, а убытки банков покрываются за счет официальных программ страхования депозитов. Это создает большое общественное и политическое давление на банковский надзор. Надзорные органы США, ограничивая целевое планирование проверок на местах, активно используют внешнее наблюдение в системе раннего предупреждения с использованием компьютерных технологий.

Именно в США была реализована (с 1978 года) рейтинговая система оценки CAMEL (адекватность капитала, качество активов, управление, доход, ликвидность, управление активами и пассивами), использован единый отчет о банковской деятельности (UBPR). Рейтинг CAMEL количественно оценивает положение банка в итоге инспекционных проверок, в то время как UBPR осуществляет статистический дистанционный анализ, основанный на ежеквартальных отчетах. Причем отчеты широко доступны общественности, в микрокомпьютерных моделях осуществляется не только анализ, но и прогнозирование возможного финансового состояния банков.

Несмотря на различия в подходах надзора участников Базельского конкордата, на его основе приняты и реализуются попытки международной гармонизации банковского надзорного регулирования в сфере дистанционного надзора. Различия в надзорном регулировании могут оказать отрицательное воздействие на финансовые рынки, осуществляющие множество операций с банками-корреспондентами, что способствует потере контроля за банками, действующими за рубежом.

В казахстанской модели банковского надзора принцип легалистичности расширен в части использования непосредственного инспектирования банков надзорными органами Национального банка. Национальным банком Казахстана поддержи-

вается концепция эффективного надзора, направленного на выявление существующих и зарождающихся рисков системы банков и принятие соответствующих мер по их решению.

Совокупная оценка финансового состояния банка складывается как бы из трех позиций: самого банка ( внутренний аудит), независимой аудиторской оценки и оценки банковского надзора. В системе банковского регулирования в республике, таким образом, функционирует определенная комплексная концепция надзора за рисками. Внутренний и внешний независимый аудит сочетается с непосредственным инспектированием банков. Банковский надзорный мониторинг в форме постоянного дистанционного надзора входит в систему банковской "стратегии надзора за рисками". Оценка рисков в процессе дистанционного надзора по степени их значимости производится непрерывно.

Банковский надзор согласно казахстанской "концепции риска" рассматривается как последовательный аналитический цикл оценок рисков, контроля, управления ими в ходе дистанционного и инспекторского надзора, которые не подменяют, а дополняют внутренний и внешний банковский аудит. Подобный подход обусловлен тем, что Национальный банк рассматривает банковское дело как бизнес, подвергающийся риску во имя прибыли, который посредством надзора оценивается, управляется и контролируется.

Оценка умения банков управлять собственными рисками методами финансового менеджмента производится постоянно в ходе дистанционного надзора и подтверждается раз в 12 - 18 месяцев надзорным инспектированием на местах в банках и его филиалах.

Дистанционный надзор за работой банков (см. рис.) - это, несомненно, аналитический метод разумного надзора, который заключается в систематическом анализе предоставленной банками (и другими финансовыми учреждениями) отчетности в органы надзора на ежемесячной или квартальной основе. Регуляторная финансовая отчетность на консолидированной основе включают баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о выполнении пруденциальных нормативов, отчет о валютных операциях, отчет о размере участия банка в капитале того либо иного юридического лица. В нашем понимании дистанционный надзор за деятельностью банков - есть, по существу, пруденциальное регулирование по выполнению банками нормативов, установленных Положением о пруденциальных нормативах, утвержденным поста-

новлением Национального банка Республики Казахстан от 23.05.97, № 219, дополнениями и изменениями к нему № 351 от 15.09.97, № 157 от 28.08.98, № 161 от 07.09.98, № 265 от 02.06.2000, а также другими документами, содержащими надзорные положения по мере перехода банков к новым стандартам надзорного регулирования. Согласно данным документам установлены такие обязательные к соблюдению банками второго уровня пруденциальные нормативы и методы их определения:

• минимальный размер собственного капитала банков устанавливается и уточняется Национальным банком;

• норматив отношения капитала I уровня к сумме его активов К\= (К\-Ик)/А> = 0,06;

• коэффициент достаточности собственных средств с определением капитала I и II уровня и расчета достаточности собственных средств по формуле:

К\ - ИК А '

где: К\ -собственный капитал I уровня;

И К - инвестиции банка в акции и субординированный долг других юридических лиц;

А - сумма всех активов в соответствии с консолидированным балансом банка.

• норматив отношения собственного капитала банка к сумме его активов, взвешенных по степени риска К1 с=0,12;

• норматив максимального риска на одного заемщика, для заемщиков, являющихся лицами, связанными с банком особыми отношениями ХЗ. 1 с= 0,10 и А3.2.с= 0,25 для прочих заемщиков;

• коэффициент ликвидности КА > = 0,2;

• коэффициент максимального размера инвестиций банка в основные средства и другие нефинансовые активы К5 = И/К<= 0,5;

• лимиты открытой валютной позиции установлены в размере, не превышающем 10% от величины собственного капитала банка и размер валютной нетто-позиции в размере 25% от величины собственного капитала банка.

надзорный цикл

Дистанционный банковский надзор

Информационная отчетная база

Финансовый коэффициентный анализ

Сравнительный групповой анализ

1 f 1 1 1

Анализ капитала Анализ ликвидности Анализ качества активов Анализ кредитного риска

Анализ доходов и расходов банка

Оценка рисков по системе CAMEL

Рекомендации но итогам дистанционного надзора

Рас. Дистанционный банковский надзор

шШШШШЩ I

Расчеты пруденциальных нормативов для банков II уровня, которым утверждены их планы рекапитализации и улучшения деятельности, производились с учетом требований Положения о порядке перехода банков II уровня к международным стандартам.

Содержание банковского надзора рассматривается нами несколько уже по сравнению с понятием банковского регулирования. Если дистанционный надзор выявляет отклонения от установленных нормативных коэффициентов, а инспекционный надзор уточняет наличие и причины возникших рисков, то банковское регулирование включает как функции банковского надзора так и дополнительные функции по управлению деятельностью банков. А именно: законодательство, дистанционный и инспекторский надзор, принудительные меры воздействия, процессы банкротства и ликвидации банков, процессы открытия банков и лицензирования, соотношения участия банковского капитала резидентов и нерезидентов, соотношение с инструментами денежно-кредитной политики и их влияние на макроэкономическое развитие государства.

Дистанционный надзор ведется постоянно в отличие от инспекционного надзора. Последний имеет определенный цикл. Период между очными инспекциями за деятельностью банка может длиться 12-18 месяцев и включает анализ, оценку, рекомендации и исправительные меры. В анализе и оценке в работе с рисками Национального банка Республики Казахстан все большее использование находит внедренная в странах рыночной экономики классификационная американская методика комплексных оценок CAMEL, в соответствии с которой финансовый анализ отчетности определял уровень (level) соответствия нормам, наличие тенденций (trend), производился сопоставительный анализ (peer group) коэффициентов по группам ключевых финансовых показателей: адекватности капитала, рентабельности, ликвидности, качества активов, кредитного риска по всем заемщикам и отдельно, связанным с банками особыми отношениями.

Пруденциальное дистанционное регулирование формирует систему раннего предупреждения проблемных рисков в финансовом состоянии банка. Повышает эффективность надзора знание всех рисков, стоящих перед банком, и анализ качества управления всеми финансовыми потоками банка или оценка качества менеджмента банка. Последнее выясняется и анализируется в ходе инспекторского надзора. Таким образом, дистанционный надзор, или надзорный мониторинг, представляет непрерывный процесс осуществления постоянного контроля за состоянием банковской деятельности и имеет свои преимущества:

• регулярность и системность надзора;

• формирование динамичной информационной базы отчетных показателей всех банков;

• единообразие методики коэффициентного анализа;

• экономичность и достаточная оперативность надзора, одновременно охватывающая все банки.

Недостатком дистанционного надзора может быть недостоверность и ошибки в предоставленной отчетной информации, заведомое сокрытие нарушений.

При наличии банков, не выполняющих пруденциальные нормативы в ходе дистанционного надзора, возрастает необходимость осуществления надзорной инспекции. Причем не только за ними, но и за благополучными банками, поскольку нередки случаи неправильного учета рисков, недоначисления резервов, что может перевести банк из числа благополучных и финансово устойчивых в число проблемных банков с соответствующим понижением частных и общего рейтинга.

В финансовом анализе дистанционного надзора обычно используются два метода. Метод анализа тенденций позволяет определить динамику изменения коэффициентов, а метод группового сравнительного анализа позволяет выявить в группе банков проблемные банки с ухудшающимися показателями, оценить конкурентную среду рынка банковских услуг. Особенностью развития банковского надзора республики является то, что укрепление системы отечественного банковского надзора шло параллельно с переходом банков на международные стандарты деятельности. Результаты дистанционного надзора стали содержать также оценки планов рекапитализации банков первой группы и второй группы казахстанских банков по международным стандартам бухгалтерского учета, адекватности капитала, ликвидности, классификации и диверсификации активов, операций с лицами, связанными с банками особыми отношениями, стандартов по вводу и передаче информации.

Приближение стандартов бухгалтерского учета к мировым стандартам имело для дистанционного надзора важное значение. В финансовых отчетах банки перешли на принцип начисления, в соответствии с которым доходы и расходы признаются и отражаются в период, когда они заработаны (понесены), а не тогда, когда они получены (выплачены). Достоинством данного метода является сбалансированность и стабильность идентификации доходов и расходов по факту реального движения (поступление, расход). Если мировая практика управления на основе нормативов получает отчетность для дистанционного надзора лишь в случаях отклонений от заданных параметров функционирования, то в практике дистанционного банковского надзора в Казахстане, наоборот, усилены требования к регулярности предоставления отчетных показателей, что, на наш взгляд, оправданно как для проведения систематизированного дистанционного мониторинга, так и для усиления надзорных функций банковского регулирования в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.