Научная статья на тему 'ОТ ТЕОРИИ К ИННОВАЦИОННЫМ ПРАКТИКАМ СПОРТИЗИРОВАННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ'

ОТ ТЕОРИИ К ИННОВАЦИОННЫМ ПРАКТИКАМ СПОРТИЗИРОВАННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТИВНАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТИЗИРОВАННОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назаренко Л.Д., Тимошина И.Н., Костюнина Л.И.

Цель исследования - теоретический анализ содержания и технологий реализации спортизированного физического воспитания в образовательном пространстве учебных заведений. Методика и организация исследования. В ходе проведения научного исследования применялись теоретические методы - анализ, синтез, обобщение - которые позволили конкретизировать оригинальные идеи концепции спортизированного физического воспитания учащейся молодежи, уточнить содержание понятий «спортизация», «спортивная культура». Результаты исследования и выводы. В процессе изучения основных направлений исследовательской деятельности ученых по модернизации современной системы физического воспитания учащейся молодежи уточнены и конкретизированы сущность и содержание спортизированного физического воспитания, концепции формирования спортивной культуры. Авторами сделан вывод, что динамичная, отвечающая запросам сегодняшнего дня спортизированная форма физического воспитания способствует развитию мотивации обучающихся на освоение ценностей спортивной культуры, включение тренировочной и соревновательной деятельности в свой стиль жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Назаренко Л.Д., Тимошина И.Н., Костюнина Л.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORTIZATED PHYSICAL EDUCATION: FROM THEORY TO INNOVATIVE PRACTICES

Objective of the study was to conduct a theoretical analysis of the content and technologies of implementation of sportizated physical education in the educational environment of educational institutions. Methods and structure of the study. The following research methods were applied during the study: analysis, synthesis, generalization, which enabled to concretize original ideas of the concept "sportizated physical education" of student youth and clarify the contents of such concepts as "sportization" and "sports culture". Results and conclusions. In studying the main directions of scientific research in the field of modernization of the present-day system of physical education of student youth, the nature and content of the sportizated physical education, as well as the concepts for the sports culture formation were clarified and specified. The authors conclude that the dynamic sportizated form of physical education that meets today's requirements contributes to the development of students’ motivation for endorsing sports culture values and integrating training and competitive activities into their everyday life.

Текст научной работы на тему «ОТ ТЕОРИИ К ИННОВАЦИОННЫМ ПРАКТИКАМ СПОРТИЗИРОВАННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

от ТЕОРИИ к ИННОВАЦИОННЫМ ПРАКТИКАМ СПОРТИЗИРОВАННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

УДК/UDC 796.01.1

Поступила в редакцию 12.01.2021 г.

Доктор педагогических наук, профессор Л.Д. Назаренко1

Доктор педагогических наук, профессор И.Н. Тимошина1

Доктор педагогических наук, доцент Л.И. Костюнина1

1 Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н.Ульянова, Ульяновск

SPORTiZATED PHYSICAL EDUCATiON: FROM THEORY TO iNNOVATiVE PRACTICES

Dr. Hab., Professor L.D. Nazarenko1

Dr. Hab., Professor I.N. Timoshina1

Dr. Hab., Associate Professor L.I. Kostyunina1

1 Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, Ulyanovsk

Информация для связи с автором: Id nazarenko@mail.ru

Аннотация

Цель исследования - теоретический анализ содержания и технологий реализации спортизированного физического воспитания в образовательном пространстве учебных заведений.

Методика и организация исследования. В ходе проведения научного исследования применялись теоретические методы - анализ, синтез, обобщение - которые позволили конкретизировать оригинальные идеи концепции спортизированного физического воспитания учащейся молодежи, уточнить содержание понятий «спортизация», «спортивная культура». Результаты исследования и выводы. В процессе изучения основных направлений исследовательской деятельности ученых по модернизации современной системы физического воспитания учащейся молодежи уточнены и конкретизированы сущность и содержание спортизированного физического воспитания, концепции формирования спортивной культуры. Авторами сделан вывод, что динамичная, отвечающая запросам сегодняшнего дня спортизированная форма физического воспитания способствует развитию мотивации обучающихся на освоение ценностей спортивной культуры, включение тренировочной и соревновательной деятельности в свой стиль жизни.

Ключевые слова: физическое воспитание, физическая культура, спортивная культура, спортизированное физическое воспитание.

Abstract

Objective of the study was to conduct a theoretical analysis of the content and technologies of implementation of sportizated physical education in the educational environment of educational institutions. Methods and structure of the study. The following research methods were applied during the study: analysis, synthesis, generalization, which enabled to concretize original ideas of the concept "sportizated physical education" of student youth and clarify the contents of such concepts as "sportization" and "sports culture". Results and conclusions. In studying the main directions of scientific research in the field of modernization of the present-day system of physical education of student youth, the nature and content of the sportizated physical education, as well as the concepts for the sports culture formation were clarified and specified. The authors conclude that the dynamic sportizated form of physical education that meets today's requirements contributes to the development of students' motivation for endorsing sports culture values and integrating training and competitive activities into their everyday life.

Keywords: physical education, physical culture, sports culture, sportizated physical education.

□ и

£ г. CL

ч—

О ш и

CL ' -о с

га

^

О ш

■С

I—

Введение. Физическое воспитание подрастающего поколения - значимая органическая составляющая содержания государственной системы образования, ключевой задачей которой, помимо формирования физкультурно-спортивных компетенций обучающихся, является приобщение молодых людей к здоровому и активному образу жизни, развитие потребности в систематической самостоятельной двигательной активности.

Однако практика показывает, что применение в рамках физического воспитания обучающихся традиционных средств и методов не позволяет в полной мере решать поставленные цели и задачи. К сожалению, школьники и студенты демонстрируют снижающийся интерес к занятиям по физической культуре, что влияет на их эффективность и качество. Учеными были выявлены основные причины сложившейся ситуации, такие как: хаотичное многообразие форм; одни и те же физические упражнения, которые используются для занимающихся с разными

фенотипологическими особенностями, возможностями и способностями, уровнем физической подготовленности, сформи-рованностью мотивационной сферы [2, 3, 5, 7].

В результате возникающий дефицит двигательной активности в совокупности с неблагоприятной экологией, низким уровнем социально-экономического состояния населения и другими факторами обуславливает различные отклонения в состоянии здоровья выпускников общеобразовательных школ. Таким образом, необходимость модернизации государственной системы физического воспитания детей, подростков и учащейся молодежи давно стала очевидной для специалистов по физической культуре и спорту, врачей, педагогов и психологов.

Цель исследования - теоретический анализ содержания и технологий спортизированного физического воспитания в условиях образовательного пространства учебных заведений.

Методика и организация исследования. В ходе проведения научного исследования применялись теоретические методы анализа, синтеза, обобщения, которые позволили конкретизировать оригинальные идеи концепции спорти-зированного физического воспитания учащейся молодежи, уточнить содержание понятий «спортизация», «спортивная культура».

Результаты исследования и их обсуждение. Необходимость модернизации физического воспитания в образовательном пространстве учебных заведений обуславливает инновационные преобразования на основе конверсии технологий спортивной подготовки, внедрения элементов спорта, состязательной деятельности в образовательный процесс по физической культуре.

В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева (1994, 1996, 2005, 2006, 2009, 2011, 2012, 2017) одними из первых представили авторскую концепцию физического воспитания, предполагающую внедрение в школу спортивной культуры, реализовали инновационные технологии спортизированного физического воспитания, предложили новую парадигму профессиональной подготовки специалистов по физической культуре [1, 2, 5, 6].

Ученые доказали, что занятия по физической культуре в школе и вузе должны обеспечивать эффективность физиологического механизма воздействия физических упражнений на организм, что позволяет формировать осознанную потребность в ежедневном, самостоятельном выполнении двигательных действий и навыки контроля функционального состояния, динамики показателей физической подготовленности. При этом важно учитывать, что склонность к конкретному виду физических упражнений во многом обусловлена генетически, организм, запрограммированный природой на выполнение моторных актов скоростно-силового характера, не справляется с тренировочной нагрузкой, требующей проявления высокого уровня развития двигательно-коорди-национных качеств.

Л. И. Лубышева и В. К. Бальсевич, последовательно решая проблему модернизации физического воспитания обучающихся, с учетом опыта научно-исследовательской деятельности других ученых, закономерно пришли к выводу о необходимости инновационных преобразований в реализации учебной дисциплины «Физическая культура» на базе технологий спортизированного физического воспитания. Спортизация предполагает организацию занятий по физическому воспитанию для школьников и студентов в рамках самостоятельно выбранных видов спорта с учетом склонностей и генетической предрасположенности, а также с обязательным участием в соревновательной деятельности.

В монографии «Спортивная культура в школе» Л. И. Лубы-шевой было определено понятие «спортизация» как «активное использование спортивной деятельности, наукоемких технологий, соревнований и элементов спорта в образовательном процессе с целью формирования спортивной культуры учащихся», впоследствии на основе глубоких разносторонних экспериментальных исследований была доказана эффективность ее реализации в учебном процессе общеобразовательной школы [1].

Так, технологии спортизированного физического воспитания предназначены для учащихся 5-8 классов; уроки спортивной культуры - для школьников 9-11 классов. В соответствии с концепцией, занятия по физической культуре и спорту должны проводиться после уроков вне сетки учебного расписания тренерами-преподавателями, также предусматривается систематическое участие в соревнованиях, выполнение учебно-спортивных нормативов. По желанию старшеклассники могут дополнительно посещать занятия

по избранным видам спорта при наличии педагогического контроля динамики физической и функциональной подготовленности.

В дальнейшем в трудах Л. И. Лубышевой, в частности в монографии «Спортизация в общеобразовательной школе» (2009), раскрываются: понятие и сущность спортивной культуры; ее ценности; структура спортивной культуры личности; специфика нового направления процесса физического воспитания во вне учебного времени. Это позволяет лучше понять преимущество нового подхода к модернизации системы физического воспитания в общеобразовательных организациях [6].

В учебном пособии «Инновационные технологии в профессиональной подготовке спортивного педагога» подчеркивается, что основные направления модернизации физического воспитания должны обеспечивать воздействие на познавательную, эмоционально-волевую и мотивацион-ную сферу детей, подростков и молодежи; формирование навыков усвоения ценностей физической и спортивной культуры [4]. Авторам научного труда Л. И. Лубышевой, В. А. Ма-гину удалось дополнить понятия, определения и термины, основанные на спортизированном подходе, а также существенно расширить представление о роли двигательной активности в сохранении и поддержании здоровья; наполнить новым смыслом значимость физических упражнений в жизни человека.

В настоящее время идея спортизации находит все большую поддержку в образовательном пространстве вузов. С одной стороны, это связано с необходимостью реализации элективных курсов по физической культуре и спорту в рамках ФГОС ВО 3++ и предоставлением студентам права выбора направления физкультурно-спортивной деятельности, с другой, - с активно развивающимся в университетах студенческим спортом и, в связи с этим, необходимостью конвергенции учебного и тренировочного процессов с целью повышения готовности обучающихся к участию в соревновательной деятельности.

В коллективной монографии «Спортизация в системе физического воспитания: от научной идеи к инновационной практике» авторами раскрыта технология этапной реализации спортизации физического воспитания студентов [5]. Основными задачами первого этапа является спортивная ориентация обучающихся, содействие приобщению первокурсников к физкультурно-спортивной деятельности в университете, второй этап ориентирован на совершенствование спортивной подготовки студентов в определенном виде спорта, их подготовку к участию в соревнованиях различного уровня. Раскрытие и максимальная реализация потенциала спортизации в развитии студенческого спорта поддерживается развернутой системой физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий в образовательном пространстве вуза. Таким образом, ориентация учебного процесса на приобщение студентов к соревновательной деятельности в полной мере соответствует методологии спортизированного подхода и задает вектор практической направленности на формирование спортивной культуры обучающихся.

Динамичная, отвечающая запросам сегодняшнего дня спортизированная форма физического воспитания мотивирует обучающихся разных возрастных категорий на освоение ценностей спортивной культуры, включение тренировочной и соревновательной деятельности в свой стиль жизни, ориентированный на повышение уровня духовно-нравственного и физического развития.

Выводы. Результаты исследования научно-педагогического наследия ведущих ученых РГУФКСМиТ в аспекте кон-

№6 • 2021 Июнь | Juпe

http://www.teoriya.ru

цептуального обоснования содержания спортизированного физического воспитания и формирования спортивной культуры обучающихся подтверждают необходимость их эффективного использования в практике физического воспитания учащейся молодежи на федеральном и региональном уровнях.

Литература

1. Лубышева Л.И. Спортивная культура в школе / Л.И. Лубышева.

- М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. - 174 с.

2. Лубышева Л.И. Физическая и спортивная культура: понятия, функции, технологии / Л.И. Лубышева // Доклады первого межд. конгресса «Термины и понятия в сфере физической культуры». -СПб., 2007. - С. 229-232.

3. Лубышева Л.И. «Президентские состязания» - новый проект организации физкультурно-спортивного движения детей и молодежи / Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996. - № 3. - С. 57-59.

4. Лубышева Л.И. Инновационные технологии в профессиональной подготовке спортивного педагога: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 022300 - физ. культура и спорт / Л.И. Лубышева, В.А. Магин. - М.: «Теория и практика физической культуры», 2005 (Ставрополь: Орфей-2). - 190 с.

5. Лубышева Л.И. Спортизация в системе физического воспитания: от научной идеи к инновационной практике: монография / Л.И. Лубышева, А.И. Загревская, А.А. Передельский и др. - М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2017.

- 200 с.

6. Лубышева Л.И. Спортизация в общеобразовательной школе / Л.И. Лубышева. - М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2009. - 1б7 с.

7. Столяров В.И. Модернизация физического воспитания и физ-культурно-спортивной работы в общеобразовательной школе: монография / В.И. Столяров, В.К. Бальсевич, В.П. Моченов,

Л.И. Лубышева. - М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2009. - 320 с.

References

1. Lubysheva L.I. Sportivnaya kultura v shkole [Sports culture at school]. Moscow: Teoriya i praktika fiz. kultury i sporta publ., 2006, 174 p.

2. Lubysheva L.I. Fizicheskaya i sportivnaya kultura: ponyatiya, funktsii, tehnologii [Physical and sports culture: concepts, functions, technologies]. Reports of the first international congress "Terms and concepts in physical education sector. St. Petersburg, 2007. pp. 229232.

3. Lubysheva L.I. «Prezidentskie sostyazaniya» - novy proekt organizat-sii fizkulturno-sportivnogo dvizheniya detey i molodezhi ["Presidential Competitions" - new project for organizing physical education and sports movement of children and youth]. Fizicheskaya kultura: vospi-tanie, obrazovanie, trenirovka. 1996. No. 3. pp. 57-59.

4. Lubysheva L.I., Magin V.A. Innovatsionnye tekhnologii v profession-alnoy podgotovke sportivnogo pedagoga [Innovative technologies in professional training of a sports teacher]. Study guide for university students majoring in 022300 - physical education and sports. Moscow: Teoriya i praktika fizicheskoy kultury publ., 2005 (Stavropol: Or-fey-2). 190 p.

5. Lubysheva L.I., Zagrevskaya A.I., Peredelskiy A.A. et al. Sportizatsiya v sisteme fizicheskogo vospitaniya: ot nauchnoy idei k innovatsionnoy praktike [Sportization in physical education system: from scientific idea to innovative practice]. Moscow: Teoriya i praktika fizicheskoy kultury i sporta publ., 2017, 200 p.

6. Lubysheva L.I. Sportizatsiya v obshcheobrazovatelnoy shkole [Spor-tization at secondary school]. Moscow: Teoriya i praktika fiz. kultury i sporta publ., 2009, 167 p.

7. Stolyarov V.I., Balsevich V.K., Mochenov V.P., Lubysheva L.I. Mod-ernizatsiya fizicheskogo vospitaniya i fizkulturno-sportivnoy raboty v obshcheobrazovatelnoy shkole [Modernization of physical education and sports work at comprehensive school]. Moscow: Teoriya i praktika fizicheskoy kultury i sporta publ., 2009. 320 p.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

□ и

£ г. CL

ч—

О ш и

CL ' -о с

га

^

О ш

■С

I—

спортивная дипломатия стран брикс

Доктор педагогических наук, профессор Н.Ю. Мельникова1 Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Мельников1 Ю.В. Прокип1 Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва УДК/ШС 796.01

Ключевые слова: международные отношения, страны БРИКС, спортивная дипломатия, международные соревнования.

Введение. Межгосударственный союз Бразилии, России, Индии, Китая и Южно-Африканской республики, сформировавшийся в начале XXI в., несомненно, привлекает своим мощным экономическим потенциалом не только политиков и экономистов, но и специалистов сферы физической культуры и спорта. Все эти страны на протяжении многих лет реализуют государственные и частные программы в области физической культуры и спорта, что в свою очередь позволяет представителям этих стран успешно выступать на многих крупных международных спортивных соревнованиях.

Цель исследования - провести сравнительный анализ государственных и частных программ, способствующих развитию физической культуры и спорта в странах БРИКС.

Методика и организация исследования. В рамках научного исследования проведен системный анализ показателей (количество участников, количество видов спорта, дисциплин и упражнений) участия представителей стран БРИКС в Олимпийских играх. Теоретический анализ и обобщение статистических данных и нормативных документов по развитию в области физической культуры и спорта в каждой из стран БРИКС, позволил определить стратегические направления в развитии сотрудничества стран БРИКС в данной

BRics spoRTs DipLoMAcY

Dr. Hab., Professor N.Y. Melnikova1 PhD, Associate Professor V.V. Melnikov1 Y.V. Prokip1 1Russian State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow

Поступила в редакцию 18.03.2021 г.

сфере, а также пути реализации программ оздоровления нации на международном уровне.

Результаты исследования и их обсуждение. На основе проведенного анализа можно констатировать, что страны БРИКС обладают инновационным спортивным, а некоторые из них и олимпийским наследием. Представители стран БРИКС являются многократными чемпионами и призерами Олимпийских игр начала XXI в. Эти достижения являются мощным потенциалом для развития международного сотрудничества в области спорта высших достижений, массового спорта, спортивного отдыха, а также перспективны для развития олимпийских, неолимпийских и национальных видов спорта.

Вывод. Страны БРИКС демонстрируют взаимный интерес в области научных исследований и систематизации знаний в области физической культуры и спорта и готовы к обмену информацией и внедрению практических рекомендаций через государственные и общественные организации в сфере образования, олимпийского движения, физической культуры и спорта.

Использованная литература

1. Мельникова Н.Ю. Спортивная дипломатия в современном мире / Н.Ю. Мельникова, В.В. Мельников // Матер. Международной науч.-спорт. конф. «Йокогама 2020», 2020.

2. Мельникова Н.Ю. Потенциал спортивной дипломатии: новые концептуальные подходы / Н.Ю. Мельникова, А.В. Трескин, В.В. Мельников // Теория и практика физ. культуры. - № 5 (981). - 2020.

Информация для связи с автором: ya.melnikova64@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.