ПРОФИЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ И ЕЕ КОНКРЕТНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРИКЛАДНОЙ ХАРАКТЕР
А.А. ПЕРЕДЕЛЬСКИЙ, ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ»
Аннотация
С 1993 г. в научно-педагогической литературе, посвященной проблемам физического воспитания школьников, активно позиционируется концепция спортизации. Суть этой концепции заключается в предложении активной экстраполяции, переноса высоких спортивных технологий в практику преподавания физической культуры в средних общеобразовательных школах. Автор пытается детально показать и обосновать практическую недопустимость широкой и неограниченной спортизации физической культуры, негативный характер такой процедуры для существования физического воспитания в целом. С другой стороны, признавая историческую обусловленность так называемой первичной спортизации, рожденной спортивной эволюцией физического воспитания, автор выступает за ее комплексное научно обоснованное ограничение. Что касается вторичной спортизации уже спортизированной физической культуры, то автор статьи считает ее совершенно недопустимой, в подтверждение чего приводит ряд доказательных аргументов
Abstract
Since 1993 in scientific pedagogical literature on physical education of school students and physical culture sportisation concept is widely positioning. Essence of this concept is extensive use of sports culture and high sports technologies in all aspects of physical education of school students. Author reveal in details and substantiate that is totally unallowable to sportise physical culture in whole without limitations, and negative influence of such process upon physical education itself. On the other hand, while acknowledging historical conditionality so-called primary sportisation, which was generated by sports evolution of physical education, author supports its complex, scientifically based restraint. From the author's point of view, secondary sportisation of physical culture, is fully unallowable, and this opinion is supporded by scientific facts.
Ключевые слова: спортизация, высокие спортивные технологии, физическое воспитание,
физическая культура.
Key words: sportisation, high sports technologies, physical education, physical culture.
Редакция журнала «Вестник спортивной науки» считает, что публикуемая работа носит дискуссионный характер. Поэтому мы приглашаем специалистов в области физической культуры и спорта к обсуждению данной проблемы.
Актуальность темы исследования
В 1995 г. на базе Российской государственной академии физической культуры (РГАФК), ныне РГУФКСМиТ, Российская академия образования (РАО) сформировала Проблемный научный совет по физической культуре (ПНС). В 1998 г. ПНС в качестве наиболее актуальной, стратегически важной задачи определил «разработку концептуальных основ теории и методики физического воспитания, формирования физической культуры подрастающего поколения». Такой теоретико-методологической основой стала концепция спортизации физического воспитания, заявленная еще в 1993 г. в журнале «Теория и практика физической культуры» [1, 2].
Концепция спортизации физического воспитания, в первом приближении, глубоко научно продуманна,
базируется на тщательном и довольно полном анализе тенденций изменения ситуации со сферой физического воспитания во всем мире. Также концепция спортизации учитывает динамику эволюции программного обеспечения отечественного процесса физического воспитания и отражающего его учебного курса (курсов) по дисциплине «Физическая культура».
Соглашаясь с исходными посылками, базовой аргументацией авторов-разработчиков рассматриваемой концепции, мы расходимся с ними в общем понимании феноменов физического воспитания, спорта, тренировки.
Рассмотрев в общих чертах концепцию спортизации, обратимся к понятию педагогической технологии. Идея исследования термина «педагогическая технология» в сфере воспитания и образования вообще, физического воспитания и образования, в частности, не нова. Однако по факту наличия мирового и отечественного социального заказа на ее разработку и внедрение эта идея в современных условиях выглядит не совсем традиционно. За рубежом (в США, Великобритании, Франции) термин «технология» применяют, имея в виду использование в учебно-образовательном и научно-исследовательском процессе компьютерной технологии при обработке
и интерпретации полученной информации. Целью технологического процесса выступает не только обработка информации, но и подготовка аналитических материалов, содержащих критерии оценки выводов и обоснование практических рекомендаций. Аналогично, технологический аспект образования многими авторами рассматривается и у нас в стране, что выражается, например, в кибернетическом подходе к учебному процессу, когда вычислительная техника используется для нужд педагогического управления.
Применительно к образовательному пространству технология есть науко-искусство ведения педагогического процесса.
В коллективной монографии «Формирование нравственного и духовного здоровья личности средствами физической и спортивной культуры» были изложены основы авторского подхода к пониманию терминов «педагогика» и «педагогическая технология». Логика указанного подхода требовала определить педагогическую технологию как систему педагогического воздействия в практики ее конкретного использования, что можно выразить в нескольких последовательных положениях.
1. Нет ничего более вредного и разрушительного для педагогики как науки и образовательной системы, чем ее политизация и идеологизация, чем уход от научности в религиозную или бытовую сферу. Поэтому первым требованием к предмету и методу научной педагогики должна выступать их чистота от бытовых, религиозных и политических идеологических установок, несущих искажающий мировоззренческий характер и не дающих педагогике самоопределиться в научном смысле.
2. Признание неповторимой специфики предмета педагогики как науки об обучении и воспитании формируемой человеческой личности не исключает, а наоборот, предполагает ее право служить квинтэссенцией, своеобразным завершением, практическим воплощением положений целого ряда пограничных с ней наук, исследовательские результаты которых могут и должны находить педагогическую интерпретацию и педагогическое технологическое воплощение.
3. «Педагогическая наука, считая своим полем исследования собственно педагогические процессы целенаправленного личностного формирования и развития в единстве их образовательного, учебного и воспитательного аспектов, черпает свой предмет и метод из собственной, присущей лишь ей практической деятельности. Но ее предметная область и методолого-методическая специфика в таком случае всё равно будут фундаментально зависеть о того, на кого, на что и в какой практической области человеческой жизнедеятельности направлено педагогическое воздействие» [4].
4. «В качестве результата педагогических усилий мы, соответственно, отмечаем появление новой личности с заданными свойствами: биосоматическими, психофизическими, духовно-интеллектуальными, позволяющими человеку успешно функционировать в некой социальной среде, как на уровне общей социализации, так и на профессионально углубленном уровне» [4]. Следовательно,
педагогику вполне логично было бы рассматривать как дисциплину, «сочетающую в себе фундаментальную и прикладную функции» [3], общую и специальную проблематику.
5. Смысловым, концептуальным мостиком, связывающим педагогику с пограничными науками, а также с практическими областями, испытывающими на себе последствия влияния педагогической экспансии, выступает педагогическая технология [4. - С. 46-58]. Педагогическая технология широко применяется «как в области дидактики, так и в области педагогической методики... не исключено и еще более расширенное его (термина "педагогическая технология". - Авт.) распространение, например, на область истории педагогики» [3].
6. Происхождение и история развития технологии не позволяют рассматривать ее только в качестве научного феномена. Она представляется как «науко-искусство ведения системно организованного процесса обучения, образования, воспитания, иначе говоря, целенаправленного формирования системы качеств, способностей, навыков, умений, знаний, оценок у заданного объекта воздействия» [4. - С. 78-79].
7. В контексте принципов системности и прикладно-сти педагогическую технологию следует определять как практически ориентированную систему педагогического воздействия. Это педагогическая система в действии, интегративным фактором которой выступает конкретная практическая прикладность. В случае с физическим воспитанием - это прикладность к целям и задачам реальной боевой и трудовой подготовки.
В обеспечении указанной конкретной ориентации заключается «единственный научно обоснованный смысл воссоздания отечественной системы всеобщего и непрерывного физического воспитания» [4].
В основу педагогической технологии, выступающей конечной целью и ожидаемым результатом всех исследований в области физического воспитания и спортизи-рованной современной физической культуры, должны быть заложены рационально-антропоцентристские идеи и положения.
Конкретно-гуманистическая операционализация этих идей и положений применительно к физкультурно-спортивной сфере позволяет сформировать несколько базовых принципов педагогической технологии физического воспитания.
1. Принцип морфофункциональной, физиологической, медико-профилактической, психологической и социальной половозрастной обусловленности применения технолого-педагогических средств и методов.
2. Принцип всеобщности тренировочного, общности игрового, и в частности соревновательного метода физического воспитания.
3. Принцип постепенности и конкретно-личностной обоснованности нарастания объема и интенсивности психофизической нагрузки на этапе телесного развития; их спада и стабилизации на этапе физического восстановления и рекреации в период телесного старения; цикличности изменения указанных характеристик на стадии спортивной подготовки.
4. Принцип избирательности телесных (в том числе спортивных) технологических практик при решении проблемы духовного (интеллектуально-нравственного) формирования личности.
5. Принцип общественно-производственной, конкретно-исторической практической ориентации, при-кладности.
Рассмотрим основные моменты проявления сути педагогической технологии спорта. Уточним, что речь идет не о какой-либо видовой спортивно-педагогической технологии, а о существенных признаках педагогической технологии спорта вообще. Рассмотрению, таким образом, подлежат общие принципы обучения и воспитания на этапах подготовки и осуществления выступлений на спортивных соревнованиях.
Главным системообразующим элементом, основой, интегративным фактором спортивной деятельности, как известно, выступает спортивное соревнование, а отнюдь не спортивная тренировка, и тем более не просто тренировка, как полагают некоторые авторы [1 и др]. Именно соревновательный принцип и исторически, и по существу является основополагающим моментом для любой спортивной деятельности в целом. А его составляющие (принцип условности соперничества, принцип комплексной регламентации установленного образца, принцип спортивного судейства, принцип цикличности в спортивной подготовке) детерминируют, в том числе и технология спортивной тренировки.
Таким образом, спортивное соревнование есть одновременно и конечная цель, и базовый механизм, и точка отсчета, и комплексный критерий осуществления спортивной деятельности.
Тренировка же в применении к спорту - несомненно важный, но всё-таки производный от соревнования, подчиненный ему компонент спортивной деятельности. Мы не случайно заостряем внимание на факторе спортивной прикладности тренировки, потому что спортивной тренировкой далеко не исчерпывается объем и содержание тренировочной деятельности вообще.
Отметим наличие современного расширительного смысла понятия тренировки. Тренировку, в широком смысле, можно представить в качестве системной технологии целенаправленной подготовки. Двигательная или физическая тренировка, как правило, осуществляются на психическом и нейрофизиологическом уровнях. Распространение на двигательную тренировку базовых составляющих принципа соревновательности превращает ее в спортивную тренировку.
Комплексная педагогическая технология спорта, как известно, включает в себя обучение и воспитание спортсменов на этапах соревновательной деятельности (как основной), показательной (как итоговой) и учебно-тренировочной деятельности (как подготовительной, ориентированной на соревновательную).
Практически по любому традиционному виду спорта можно проследить процесс спортивно-соревновательной адаптации первоначальной системы физического воспитания, осуществляемой в виде системы исторически, социокультурно обусловленных комплексов дви-
гательного действия. Педагогический технологический формат обучения и воспитания людей на базе этих двигательных комплексов, по сути, представляет собой целостную педагогическую программу, называемую физической культурой. Соответственно если на базе какой-либо национальной традиции физического воспитания строится обучающий курс физической культуры, то спортивная адаптация этой традиции, ее целенаправленная, ориентированная на спорт эволюция или спор-тогенез уже сами по себе будут означать спортизацию физической культуры. Назовем это спортизацией первого порядка.
В результате спортизации первого порядка некая национальная система, программа физической культуры превращается в вид спорта. Она приобретает черты соревновательности со всеми атрибутами последней, а физическая (лучше сказать, психофизическая) тренировка превращается в спортивную тренировку.
Как показывает история спорта, практически все авторитетные европейские школы гимнастики и игровых систем в свое время испытали на себе процесс спортогенеза и превратились в виды спорта, осуществив тем самым волну спортизации первого порядка. Поэтому ничего нельзя поделать с тем, что соревновательная физическая культура уже в основе своей спортизирована. Но в таком случае предложение снова подвергнуть ее спортизации выступает, по сути, как предложение вторично спорти-зировать уже ранее спортизированное.
Было бы целесообразно выявить не декларируемые, а реальные смысл и назначение спортизации.
В свете вышесказанного утверждения о том, что спор-тизация физической культуры заключается в переносе на процесс физического воспитания «высоких спортивных технологий» [1], представляется чуть ли не единственным, не лишенным логики умозаключением. Однако, по факту, подобная спортизация будет однозначно означать гибель физической культуры как таковой и полную ее замену даже не массовым спортом, а профессионализированным спортом высших достижений. Во-первых, потому, что без ограничений в большой спорт смогут попасть лишь избранные - люди, обладающие редким здоровьем, исключительными физическими способностями. Во-вторых, потому, что успешно освоить высокие спортивные тренировочно-соревновательные технологии смогут только представители определенного возраста, да и то начавшие получать необходимую психофизическую подготовку еще в раннем детстве в специальных элитных учебных заведениях у лучших тренеров. В-третьих, потому, что такая подготовка и такое обучение, по определению, крайне дороги, а значит, недоступны даже в рамках обычных спортивных школ. Что уж тут говорить о школах общеобразовательных! И, наконец, в-четвертых, огромное большинство людей просто не в состоянии выдержать тот регулярный, интенсивный, избирательно нагрузочный режим, который лежит в основе любой так называемой высокой спортивной технологии. Не говоря уже о том, что этот режим требует не только узконаправленного, дисгармоничного, в непропорционально большой степени телесного развития, но
и делает человека узкосоциализированным рабом спортивной деятельности, ничего из себя не представляющим за ее рамками.
Итак, с одной стороны, огромному большинству людей заниматься такой дважды спортизированной физической культурой не позволят ни здоровье, ни физические способности, ни финансовые возможности, ни собственные родители, имеющие хотя бы минимальные шансы социализировать своего ребенка более широко и гармонично. С другой стороны - идею двойной спортизации не дадут реализовать весьма скромные возможности обычных и спортивных школ, испытывающих трудности с комплектацией не то чтобы дорогостоящим высокотехнологичным, а самым обычным традиционным спортивным инвентарем, снарядами, тренажерами.
На основании приведенных аргументов можно с уверенностью сказать, что спортизация второго порядка, к счастью, возможна лишь при очень антидемократичной и антигуманистичной узконаправленной социальной политике, способствующей ликвидации не только массовой физической культуры, но и массового спорта, подчиняющей спорт высших достижений тотальной коммерциализации и игорному бизнесу -тотализатору. При данном раскладе спорт превратится в абсолютно оторванную от производственно-бытовой жизни человечества узкокорпоративную и однобокую телесно-двигательную практику.
Именно поэтому рассуждать о создании массовой системы физического воспитания и соответствующих курсах физической культуры следует с учетом фактически произошедшей первичной спортизации при условии абсолютного запрета на спортизацию вторичную.
Таким образом, следует уточнить, что комплексному научному анализу и разумному ограничению, а лучше сказать - разумной избирательности подлежит не вторичная, а первичная спортизация физической культуры. Хотя и она, в силу ряда обстоятельств, недостаточно научно и фактически обоснованна, имеет недостаточно прикладной характер (как в общем, так и в специальном аспекте), несмотря на ее явную историческую обусловленность или как раз исходя из конкретно-исторической ограниченности.
Иначе говоря, при определении основных задач проекта создания педагогической технологии в системе всеобщего и непрерывного физического воспитания в масштабах страны целесообразно обратить внимание на следующее.
1. Первоочередной задачей выступает определение конкретного перечня и состава первично спортизиро-ванных телесно-двигательных действий, их комплексов и композиций.
2. Последующей является задача определения реального объема, интенсивности, режима тренировочных нагрузок, требуемых и допускаемых для практического удовлетворительного освоения этих действий, комплексов, композиций.
3. Третьей задачей неизбежно встает выявление методов и разработка методик половозрастного обучения
и воспитания населения в рамках программных курсов физической культуры, созданных на базе реализации первых двух задач.
Обоснование половозрастной шкалы разработки и использования инновационных или изменения традиционных игровых, легкоатлетических, гимнастических, единоборческих и иных физкультурно-спортивных действий, комплексов, композиций обязательно должно иметь комплексный характер. В контексте исследуемой проблемы следует выделять как минимум два смысла комплексности.
Первое. Участвующий в обосновании прикладной педагогической технологии набор научных дисциплин должен быть не только достаточным, но и обеспечивающим некоторую избыточность взаимодополняющих аргументов. В этот набор, на наш взгляд, включаются следующие научные дисциплины: кинезиология (сводная дисциплина, рассматривающая нормальное течение морфофункциональных и физиологических процессов), спортивная и профилактическая медицина, спортивная и половозрастная психология, социология (в едином блоке с историей и философией), общая и специальная педагогика.
Педагогика в данном перечне занимает особое место: она выступает ориентиром и одновременно служит фокусом, интегрирующим и интерпретирующим все научно-дисциплинарные данные и показатели. Именно в педагогике они получают вид и характер итоговых показателей, укладываемых в единую инновационную программу физического воспитания и соответственно в базовые курсы физической культуры.
Второе. Комплексность выражается также во взаимной согласованности, частичной взаимозаменяемости, пересечении и преемственности разрабатываемых или селекционируемых телесно-двигательных действий, комплексов, композиций. Такой смысл комплексности выводит нас на системное качество педагогической технологии физического воспитания, представленной тремя моментами:
- практической обусловленностью как системообразующим фактором инновационной технологии, раскрывающимся через принципы всеобщности и непрерывности;
- относительной автономностью и выделенностью программы физического воспитания и курсов физической культуры по отношению к другим областям телесно-двигательной практики: военной, производственной, бытовой, спортивной и прочее;
- наличием взаимосвязанных, имеющих четкую преемственность подсистемных образований или учебных и рекреационных курсов физической культуры, формируемых сообразно с позициями кинезиологической шкалы.
Подведем итоги. При позиционированном подходе совершенно ясно, что педагогическая технология физического воспитания не может «зависнуть в воздухе», не может развиваться в абстрактно-гуманистическом пространстве и времени вне конкретно-исторической социальной среды.
Итак, при наличии конкретно-практической производственно-бытовой прикладности физического воспитания его спортивная прикладность представляется ошибочной.
Во-первых, потому, что спорт имеет собственную конкретно-историческую прикладность, которую по ряду причин всячески стараются скрыть или исказить, спрятать за абстрактно-гуманистической идеологией.
Во-вторых, спорт как совокупность условно-игровых зрелищных видов соперничества выступает лишь игровой моделью. Превращать в процессе спортизации физическое воспитание в суррогат спорта - означает создать модель модели, еще более далекую от действительной социальной практики.
Литература
1. Бальсевич В.К. Конверсия высоких технологий спортивной воспитания и спорта для всех / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. -1993. - № 4. - С. 21-23.
2. Лубышева Л.И. Спортивная культура в старших классах образовательной школы / Л.И. Лубышева, В.А. Романович. - М.: Теория и практика физической культуры и спорта, 2011. - 240 с.
3. Минбулатов В.М. Педагогическая технология: эволюция, сущность, опыт разработки / В.М. Минбулатов, С.Д. Неверкович. - Махачкала: Дагестанский педунивер-ситет, 2000. - 76 с.
4. Неверкович С.Д., Передельский А.А. и др. Система всеобщего и непрерывного физического воспитания в России: научно-методические материалы к докладу на Бюро Президиума РАО / под общ. ред. А.А. Передель-ского. - М., 2012. - 47 с.
References
1. Balsevich V.K. Conversion of high technologies in sports education and sports for all // Teoriya i praktika fizicheskoi kultury. - 1993. - № 4. - P. 21-23
2. Lubysheva L.I., Romanovich V.A. Sports culture in senior grades of comprehensive school. - M.: Teoriya i praktika fizicheskoi kultury i sporta, 2011. - 240 p.
3. Minbulatov V.M., Neverkovich S.D. Pedagogic technology: evolution, essence, experience in development. -Makhachkala: Dagestan pedagogic university, 2000. - 76 p.
4. Neverkovich S.D., Peredelsky A.A. et al. System of common and continuing education in Russia: materials to speech in RAO presidium Bureau / ed. by A.A. Peredelsky. - M., 2012. - 47 p.