Научная статья на тему 'СПОРТИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ФОРМЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ'

СПОРТИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ФОРМЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SPORTIZATION / STUDENTS WITH HEALTH LIMITATIONS AND DISABILITIES / INCLUSIVE EDUCATION / ACADEMIC MOBILITY / ESPORTS / COMPUTER SPORTS / СПОРТИЗАЦИЯ / СТУДЕНТЫ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / КИБЕРСПОРТ / КОМПЬЮТЕРНЫЙ СПОРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гильманов С.А., Мищенко В.А., Кукуев Е.А., Лобова В.А.

Цель исследования - научно обосновать применение информационно-коммуникационных технологий для эффективной организации спортизированных форм занятий в вузе со студентами с ОВЗ и инвалидностью. Методика и организация исследования. Авторы отмечают, что для использования ИКТ для спортизации студентов с ОВЗ и инвалидностью на уровне вуза имеется ряд предпосылок: обслуживание информационно-технологической базы инклюзивного обучения в вузах законодательно обосновано, в учебных заведениях сегодня имеются достаточно хорошо подготовленные специалисты в области ИКТ, осуществляется сотрудничество ведомств и различных специалистов в реализации инновационных комплексных целевых проектов по использованию ИКТ в спортизации. Результаты исследования и выводы. Авторы предлагают способы использования ИКТ в спортизации студентов с ОВЗ и инвалидностью: изобретение электронных средств, позволяющих развивать физические возможности студентов с ОВЗ и инвалидностью; разработки компьютерных вариантов спортивных игр, в которых содержится возможность обучиться и приобрести первичные навыки реального участия в таких играх; формирование электронных страниц, позволяющих общаться, организовывать соревнования, реализовать связанные со спортом социальные проекты и др. ИКТ могут рассматриваться как современное средство обеспечения академической мобильности студентов с ОВЗ и инвалидностью, особенно в части формирования спортивной культуры обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гильманов С.А., Мищенко В.А., Кукуев Е.А., Лобова В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sportization of Physical Education of Students with Health Limitations and Disability in Form of Academic Mobility

Objective of the study was to scientifically substantiate the application of information and communication technologies for effective organization of sportizated forms of lessons for university students with health limitations and disabilities. Methods and structure of the study. The authors note that there is a number of prerequisites for application of information and communication technologies in the process of sportization of physical education of university students with health limitations and disabilities: the inclusive education IT database maintenance is legislatively justified, as educational institutions today have well-trained specialists in the field of information and communication technologies, departments collaborate with various specialists in the field of innovative integrated projects targeted to use information and communication technologies in the process of sportization of physical education. Results of the study. The authors suggest the ways to apply information and communication technologies in the process of sportization of students with health limitations and disabilities: invention of electronic devices enabling to develop physical abilities in students with health limitations and disabilities; development of computer versions of sports games, which give the opportunity to learn and acquire the primary skills of real participation in such games; appearance of electronic pages that allow communicating, organizing competitions, carrying out sports-related social projects, etc. Information and communication technologies can be considered as a modern means to ensure academic mobility of students with health limitations and disabilities, especially in terms of formation of students' sports culture. Conclusion. Sportization of physical education of students with health limitations and disabilities can mainly be carried out in extracurricular time. However, it is possible to implement the sportizated physical education model in universities when teaching physical education disciplines and disciplines related to information and communication technologies, workshops and elective courses.

Текст научной работы на тему «СПОРТИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ФОРМЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ»

спортизация студентов с ограниченными Возможностями здоровья и инвалидностью в форме академической мобильности

УДК/UDC 796.011.3

Поступила в редакцию 11.09.2019 г.

Информация для связи с автором: Gsa1109@yandex.ru

Доктор педагогических наук, профессор С.А. Гильманов1 Доктор педагогических наук, доцент В.А. Мищенко1 Кандидат психологических наук, доцент Е.А. Кукуев2 Кандидат психологических наук, доцент В.А. Лобова1

1 Югорский государственный университет, Ханты-Мансийск

2 Тюменский государственный университет, Тюмень

sportization of physical education of students with health

limitations and disability in form of academic mobility

Dr.Hab., Professor S.A. Gilmanov1 Dr.Hab., Associate Professor V.A. Mishchenko1 PhD, Associate Professor E.A. Kukuev2 PhD, Associate Professor V.A. Lobova1

1Yugra State University, Khanty-Mansiysk 2 Tyumen State University, Tyumen

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

Аннотация

Цель исследования - научно обосновать применение информационно-коммуникационных технологий для эффективной организации спортизирован-ных форм занятий в вузе со студентами с ОВЗ и инвалидностью. Методика и организация исследования. Авторы отмечают, что для использования ИКТ для спортизации студентов с ОВЗ и инвалидностью на уровне вуза имеется ряд предпосылок: обслуживание информационно-технологической базы инклюзивного обучения в вузах законодательно обосновано, в учебных заведениях сегодня имеются достаточно хорошо подготовленные специалисты в области ИКТ, осуществляется сотрудничество ведомств и различных специалистов в реализации инновационных комплексных целевых проектов по использованию ИКТ в спортизации. Результаты исследования и выводы. Авторы предлагают способы использования ИКТ в спортизации студентов с ОВЗ и инвалидностью: изобретение электронных средств, позволяющих развивать физические возможности студентов с ОВЗ и инвалидностью; разработки компьютерных вариантов спортивных игр, в которых содержится возможность обучиться и приобрести первичные навыки реального участия в таких играх; формирование электронных страниц, позволяющих общаться, организовывать соревнования, реализовать связанные со спортом социальные проекты и др. ИКТ могут рассматриваться как современное средство обеспечения академической мобильности студентов с ОВЗ и инвалидностью, особенно в части формирования спортивной культуры обучающихся.

Ключевые слова: спортизация, студенты с ОВЗ и инвалидностью, инклюзивное образование, академическая мобильность, киберспорт, компьютерный спорт.

Annotation

Objective of the study was to scientifically substantiate the application of information and communication technologies for effective organization of sportizated forms of lessons for university students with health limitations and disabilities.

Methods and structure of the study. The authors note that there is a number of prerequisites for application of information and communication technologies in the process of sportization of physical education of university students with health limitations and disabilities: the inclusive education IT database maintenance is legislatively justified, as educational institutions today have well-trained specialists in the field of information and communication technologies, departments collaborate with various specialists in the field of innovative integrated projects targeted to use information and communication technologies in the process of sportization of physical education.

Results of the study. The authors suggest the ways to apply information and communication technologies in the process of sportization of students with health limitations and disabilities: invention of electronic devices enabling to develop physical abilities in students with health limitations and disabilities; development of computer versions of sports games, which give the opportunity to learn and acquire the primary skills of real participation in such games; appearance of electronic pages that allow communicating, organizing competitions, carrying out sports-related social projects, etc. Information and communication technologies can be considered as a modern means to ensure academic mobility of students with health limitations and disabilities, especially in terms of formation of students' sports culture.

Conclusion. Sportization of physical education of students with health limitations and disabilities can mainly be carried out in extracurricular time. However, it is possible to implement the sportizated physical education model in universities when teaching physical education disciplines and disciplines related to information and communication technologies, workshops and elective courses.

Keywords: sportization, students with health limitations and disabilities, inclusive education, academic mobility, e-sports, computer sports.

Введение. Спортизация в образовательном процессе всегда связана с активным использованием спортив-

ной деятельности, спортивных технологии, соревновании и элементов спорта в образовательном процессе с целью

формирования спортивной культуры обучающихся [2]. Для студентов с инвалидностью и ОВЗ спортизация приобретает особое значение: она не только помогает преодолевать им эмоциональные и коммуникативные барьеры и физические ограничения, развивает необходимые для успешной жизнедеятельности личностные качества (уверенность в себе, решительность, ответственность, оптимизм и др.), но и может стать одним из важных направлений социализации, поддерживающим включение людей с ОВЗ и инвалидностью в социальные общности, спортивные коллективы, ослабляя их изолированность и определенное неприятие со стороны других людей.

По нашему мнению, одним из социальных каналов спор-тизации могут стать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), которые могут помочь студентам с ОВЗ и инвалидностью упорядочить двигательную активность, развивать и поддерживать физическую, морфофункционую и компетентностную подготовленность к занятиям спортом, организовывать общение, взаимодействие людей, вовлеченных в те или иные виды спорта.

Излагая нашу точку зрения на использование ИКТ для спортизации студентов с ОВЗ и инвалидностью на уровне вуза, мы предлагаем всем заинтересованным участникам обсудить эту проблему.

Цель исследования - научно обосновать применение информационно-коммуникационных технологий для эффективной организации спортизированных форм занятий в вузе со студентами с ОВЗ и инвалидностью

Методика и организация исследования. Для использования ИКТ для спортизации студентов с ОВЗ и инвалидностью на уровне вуза имеется, по нашему мнению, ряд предпосылок. Во-первых, имеется нормативное обоснование: согласно методическим рекомендациям по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в вузах, утвержденным Минобрнауки РФ 08.04.2014 N АК-44/05вн, на вузы помимо прочих обязанностей возлагается решение вопросов развития и обслуживания информационно-технологической базы инклюзивного обучения, причем на сайте образовательной организации должен быть создан специальный раздел (страница), отражающий наличие условий для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, содержащий адаптированные для инвалидов программы подготовки с учетом различных нозологий, виды и формы сопровождения обучения, наличие специальных технических и программных средств обучения, дистанционных образовательных технологий [3]. Во-вторых, в вузах сегодня имеются достаточно хорошо подготовленные специалисты - программисты, системные администраторы, наконец студенты, обучающиеся по соответствующим специальностям, которые могут разрабатывать соответствующие ИКТ В-третьих, возможности сотрудничества ведомств и различных специалистов в реализации инновационных комплексных целевых проектов, привлечение добровольных участников могут способствовать разработке разнообразных способов использования ИКТ в спортизации.

Разумеется, спортизация студентов с ОВЗ и инвалидностью в основном может осуществляться во внеучебное время. Однако при преподавании физкультурных дисциплин, дисциплин, связанных с освоением ИКТ, факультативов и выборных курсов, возможно включение спортизации в учебный процесс вузов.

Результаты исследования и их обсуждение. Основными ИКТ-возможностями для эффективной организации спортизированных форм занятий в вузе со студентами с ОВЗ и инвалидностью могут стать:

1) электронные средства, позволяющие развивать физические возможности студентов с ОВЗ и инвалидностью, включая программное обеспечение, периферийные устройства, методическое обеспечение;

2) индивидуализированные программы, не только содержащие видеоряд по выполнению системы упражнений, учитывающих различную нозологию инвалидности и ОВЗ, но и позволяющие студенту контролировать регламент и количественные данные выполнения им упражнений;

3) разработка компьютерных вариантов спортивных игр (в том числе и с возможностью сетевых соревнований), в которых не только учитываются физические потенциалы студентов с ОВЗ и инвалидностью, но и содержится возможность обучиться и приобрести первичные навыки реального участия в таких играх (теннис, пинг-понг, футбол, хоккей и др., в том числе и их варианты для инвалидов);

4) формирование электронных страниц, позволяющих общаться, организовывать соревнования, реализовать связанные со спортом социальные проекты, оказывать методическую помощь любителям тех или иных видов спорта как студентам с инвалидностью и ОВЗ, так и условно здоровым людям;

5) привлечение специалистов, имеющих опыт работы с людьми с ОВЗ и инвалидами через организацию веб-семинаров, интернет-консультаций;

6) создание банка данных спортизации. Специалисты подчеркивают, что необходимо создание единого информационного пространства по проблемам профессионального образования, чему «способствовала бы организация банка данных комплексного методического обеспечения учебного процесса и реабилитационной составляющей (в том числе на базе Интернет), что позволило бы учитывать особенности всех обучающихся, внедрять современные обучающие и реабилитационные технологии, методики учета и оценки эффективности результатов обучения и реабилитационных мероприятий» [4, с. 23];

7) академическая мобильность в процессе организации межвузовского взаимодействия, способствующего обмену опытом и разработками в области спортизации студентов с ОВЗ и инвалидностью через интернет-конференции, межвузовские соревнования, совместные акции.

В целом, ИКТ имеет высокий потенциал для использования в инклюзивной образовательной среде. Современные гаджеты обеспечивают использование их людьми из разных нозологических групп. Таким образом, ИКТ формирует важную инклюзивную составляющую образовательного процесса - доступность. Становление программно-технического обеспечения расширяет формы и направления применения ИКТ для спортизации студентов с инвалидностью.

Одним из современных спортивных направлений, активно набирающим популярность и значение, является киберспорт - спортивные соревнования с использованием видеоигр. Киберспорт («компьютерный спорт») Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 29.04.2016 № 470 «О признании и включении во Всероссийский реестр видов спорта спортивных дисциплин, видов спорта и внесении изменений во Всероссийский реестр видов спорта» вошел в первый раздел Всероссийского реестра видов спорта с номером-кодом 1240002411М [7]. Есть предложения в качестве эксперимента в соответствии с федеральными проектами «Современная школа» и «Цифровая образовательная среда» нацпроекта «Образование» ввести в ряде регионов России факультативные уроки по киберспорту.

№ 1 • 2020 Январь | Yaпuary http://www.teoriya.ru 61

http://www.teoriya.ru -г

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

Данное направление в спорте получает и достаточное внимание в науке. Так, в библиотеке Elibrary.ru (https:// elibrary.ru) по запросу «киберспорт» выдается 391 публикация: от общего анализа киберспорта как явления и феномена к анализу как вида спорта и, конечно, рассмотрения содержательного наполнения и методики подготовки соревнований [1, 6, 8]. При этом выделяются и исследования по видам образования: в рамках дополнительного, общей школы и высшего [9]. В феврале 2019 года в Москве проведена I Межрегиональная конференция «Прикладные аспекты киберспорта» [9].

Дополнительный анализ публикаций выявил, что отсутствуют исследования потенциала «компьютерного спорта» для людей с инвалидностью или ОВЗ. При этом на специализированных сайтах по киберспорту достаточно представлена информация о людях с инвалидностью, достигающих успехов в данном виде спорта [5]:

Таким образом, киберспорт обладает значительным инклюзивным потенциалом. Он может выступать и как средство, условие, форма физической активности студентов с инвалидностью. Кроме того, в нем большой потенциал формирования спортивной культуры молодежи. Соревнования, переезды, онлайн-коммуникация обеспечивают позитивную информационно-коммуникативную среду как для развития самих студентов с инвалидностью, так и для их влияния на формирование инклюзивной культуры социума.

Академическая мобильность, рассматриваемая как временное перемещение студента в рамках образовательного процесса (в том числе и внеучебной деятельности), в современных условиях с применением ИКТ может реализовы-ваться более широко. Интернет-конференции, онлайн-курсы и т.д., все, что предусматривает возможность применения дистанционных технологий, обеспечивает академическую мобильность студента с инвалидностью. Включение в этот перечень «компьютерного спорта» позволит рассматривать процесс спортизация студентам с ОВЗ и инвалидностью более целостно и с учетом современных возможностей, которые предоставляют ИКТ.

Вывод. В современных условиях требуется переход от использования ИКТ как средства информирования и коммуникации к превращению их в виртуальную среду, взаимодействие с которой позволяет всем участникам образовательного процесса вуза находить и реализовать жизненные смыслы, организовывать свою жизнедеятельность, увеличивать возможности личностного развития. Одним из направлений формирования такой среды могут стать ИКТ, направленные на спортизацию студентов с ОВЗ и инвалидностью. При этом современные ИКТ обеспечивают широкий уровень возможностей, в число которых входят открытость, доступность и оперативность. Использование данного потенциала позволяет более целостно и системно проводить спортизацию.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта 19-013-00373 А «Академическая мобильность студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях трансформации высшего образования».

Литература

1. Корягина Ю.В. Физиологическая интенсивность соревновательной нагрузки на киберспортивном симуляторе JUST DANCE / Ю.В. Корягина, С.В. Нопин, Р.Р. Мутагаров // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 7. - С. 24.

2. Лубышева Л.И. Спортизация в системе физического воспитания: от научной идеи к инновационной практике: монография /

Л.И. Лубышева, А.И. Загревская, А.А. Передельский и др. - М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2017. - 200 с.

3. Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ВУЗах, утвержденные заместителем министра образования и науки Российской Федерации А.А. Климовым 08.04.2014 N АК-44/05вн. Электронный ресурс. URL: https:// base.garant.ru/70680520/ (дата обращения 10.07.2019).

4. Методические рекомендации по обучению студентов с ОВЗ / под ред. Б.Б. Айсмонтаса, И.В. Быстровой: учеб. пособие для преподавателей сферы высшего профессионального образования, работающих со студентами с ОВЗ. - М.: МГППУ, 2013. - 43 с.

5. Мурр Д. Нет, не слабо! Как люди с инвалидностью занимаются киберспортом. Эл.ресурс. режим доступа: https://www. cybersport.ru/other/articles/net-ne-slabo-kak-lyudi-s-invalidnostu-zanimayutsya-kibersportom (дата обращения 15.08.2019).

6. Новосёлов М.А. Дистанционные спортивные мероприятия (обоснование понятийного блока) / М.А. Новосёлов, Е.Н. Скаржинская //Теория и практика физ. культуры. - 2017. - № 12. - С. 88.

7. Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 29.04.2016 № 470 «О признании и включении во Всероссийский реестр видов спорта спортивных дисциплин, видов спорта и внесении изменений во Всероссийский реестр видов спорта» Эл.ресурс. режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001201606070022?index=0&rangeSize=1 (дата обращения 15.08.2019).

8. Талан А.С. Проблематика определения дефиниций терминов «киберспорт» и «компьютерный спорт» / А.С. Талан, М.С. Талан // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 2. - С. 14.

9. I Межрегиональная конференция «Прикладные аспекты киберспорта», 22 февраля 2019 года - М.: РГУФКСМиТ, 2019. - 67 с.

References

1. Koryagina Yu.V., Nopin S.V., Mutagarov R.R. Fiziologicheskaya intensivnost sorevnovatelnoy nagruzki na kibersportivnom simulyatore JUST DANCE [Physiological intensity of competitive load on esports simulator JUST DANCE]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. no. 7.p. 24.

2. Lubysheva L.I., Zagrevskaya A.I., Peredelskiy A.A. et al. Sportizatsiya v sisteme fizicheskogo vospitaniya: ot nauchnoy idei k innovatsionnoy praktike [Sportization in physical education system: from scientific idea to innovative practice]. Moscow: Teoriya i praktika fizicheskoy kultury i sporta publ., 2017, 200 p.

3. Metodicheskie rekomendatsii po organizatsii obrazovatelnogo protsessa dlya obucheniya invalidov i lits s ogranichennyimi vozmozhnostyami zdorovya v VUZah, utverzhdennyie zamestitelem ministra obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii A.A. Klimovyim 08.04.2014 N AK44/05vn [Methodological recommendations on organization of educational process for training of disabled people and persons with disabilities in universities, approved by the Deputy Minister of Education and Science of the Russian Federation A.A. Klimov 08.04.2014 N AK44/05vn]. Electronic resource. Available at: https://base.garant.ru/70680520/ (date of access 10.07.2019).

4. Aismontas B.B., Bystrova I.V. [ed.] Methodical recommendations for teaching students with special needs. Study guide for teachers of higher education, working with students with special needs. M.: MGPPU, 2013. 43 p.

5. Murr D. No, I can! Net, ne slabo! Kak lyudi s invalidnostyu zanimayutsya kibersportom [How people with disabilities do eSports]. [El. resource]. Available at: https://www.cybersport.ru/other/articles/netneslabo-kaklyudisinvalidnostuzanimayutsyakibersportom (date of access 15.08.2019).

6. Novoselov M.A., Skarzhinskaya E.N. Distantsionnyie sportivnyie meropriyatiya (obosnovanie ponyatiynogo bloka) [Remote sports events (justification of conceptual block))]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2017.no. 12. p 88.

7. Prikaz Ministerstva sporta Rossiyskoy Federatsii ot 29.04.2016 # 470 «O priznanii i vklyuchenii vo Vserossiyskiy reestr vidov sporta sportivnyih distsiplin, vidov sporta i vnesenii izmeneniy vo Vserossiyskiy reestr vidov sporta» [Order of the Ministry of Sports of the Russian Federation dated 04.29.2016 No. 470 "On the recognition and inclusion in the AllRussian register of sports disciplines, sports and amendments to the AllRussian register of sports"]. El.resource. available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/00012 01606070022?index=0&rangeSize=1 (date of access 15.08.2019).

8. Talan A.S., Talan M.S. Problematika opredeleniya definitsiy terminov «kibersport» i «kompyuterny sport [Problem of defining terms «Kibersport» and «computer sports»]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. no.2. p. 14.

9. I Interregional Conference «Applied Aspects of eSports», 22 feb 2019 М.: RSUPESYT publ., 2019. 67 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.