Научная статья на тему 'СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИЗИРОВАННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ОСНОВЕ ВОЛЬНОЙ БОРЬБЫ'

СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИЗИРОВАННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ОСНОВЕ ВОЛЬНОЙ БОРЬБЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
319
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОРЕВНОВАНИЯ / СПОРТИЗИРОВАННОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ВОЛЬНАЯ БОРЬБА / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балуев С.А., Леготкин А.Н., Леготкина Л.Р.

Цель исследования - обосновать применение соревновательного метода обучения в спортизированном физическом воспитании школьников младшего подросткового возраста на основе вольной борьбы. Результаты исследования и выводы. Организация спортизированного физического воспитания школьников младшего подросткового возраста на основе вольной борьбы в условиях общеобразовательной школы осуществлялась на базе МАОУ СОШ № 145 (г. Пермь). Соревновательный метод обучения в спортизированном физическом воспитании учащихся на основе вольной борьбы применялся для развития физических, нравственно-волевых качеств, совершенствования технико-тактических действий. Соревновательная подготовка учащихся посредством спортизированного физического воспитания на основе вольной борьбы включала в себя: зачеты по пройденным темам из технико-тактической подготовки, игры с элементами борьбы или учебные схватки с ограничениями в правилах, по заданию и без бросков. Автором утверждается, что применение соревновательного метода на начальном этапе обучения в спортизированном физическом воспитании школьников младшего подросткового возраста на основе вольной борьбы возможно, если использовать адаптированные для учащихся общеобразовательной школы «соревнования для всех» из вольной борьбы, снижающие риск возникновения травматизма на занятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Балуев С.А., Леготкин А.Н., Леготкина Л.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVE FREESTYLE WRESTLING PRIORITIZING SPORTING PHYSICAL EDUCATION MODEL

Objective of the study was to substantiate and test benefits of a competitive freestyle wrestling prioritizing Sporting Physical Education model for the schoolchildren of junior teen age. Results and conclusions. The new competitive freestyle wrestling prioritizing Sporting Physical Education model was tested at Secondary School #145 in Perm city. We tested benefits of the model for the trainees’ progress in the physicality, willpower and technical and tactical skills. The progress was tested by examinations in the freestyle wrestling techniques and tactics theory and practical freestyle wrestling skills test exercises and throws-free elementary training bouts with special limitations. We found the new freestyle wrestling prioritizing Sporting Physical Education model beneficial for the age group conditional on adapted inclusive competitive formats being prudently applied with a special attention to the injury prevention aspects.

Текст научной работы на тему «СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИЗИРОВАННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ОСНОВЕ ВОЛЬНОЙ БОРЬБЫ»

в ПОИСКАХ нового ПРОРЫВА

СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИЗИРОВАННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ОСНОВЕ ВОЛЬНОЙ БОРЬБЫ

УДК/UDC 796.011.3

Поступила в редакцию 14.02.2021 г.

Информация для связи с автором: baluevst@rambler.ru

Соискатель С.А. Балуев1

Кандидат педагогических наук, доцент А.Н. Леготкин2 Кандидат педагогических наук, доцент Л.Р. Леготкина2

1 Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь

2 Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Пермь

COMPETiTiVE FREESTYLE WRESTLiNG PRIORITIZING SPÜRTiNG PHYSiCAL EDUCATiON MODEL

Applicant S.A. Baluev1

PhD, Associate Professor A.N. Legotkin2 PhD, Associate Professor L.R. Legotkina2

1 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

2 Perm National Research Polytechnic University, Perm

Аннотация

Цель исследования - обосновать применение соревновательного метода обучения в спортизированном физическом воспитании школьников младшего подросткового возраста на основе вольной борьбы. Результаты исследования и выводы. Организация спортизированного физического воспитания школьников младшего подросткового возраста на основе вольной борьбы в условиях общеобразовательной школы осуществлялась на базе МАОУ СОШ № 145 (г. Пермь).

Соревновательный метод обучения в спортизированном физическом воспитании учащихся на основе вольной борьбы применялся для развития физических, нравственно-волевых качеств, совершенствования технико-тактических действий. Соревновательная подготовка учащихся посредством спортизированного физического воспитания на основе вольной борьбы включала в себя: зачеты по пройденным темам из технико-тактической подготовки, игры с элементами борьбы или учебные схватки с ограничениями в правилах, по заданию и без бросков.

Автором утверждается, что применение соревновательного метода на начальном этапе обучения в спортизированном физическом воспитании школьников младшего подросткового возраста на основе вольной борьбы возможно, если использовать адаптированные для учащихся общеобразовательной школы «соревнования для всех» из вольной борьбы, снижающие риск возникновения травматизма на занятиях.

Ключевые слова: соревнования, спортизированное физическое воспитание, физическая культура, вольная борьба, общеобразовательная школа.

Annotation

Objective of the study was to substantiate and test benefits of a competitive freestyle wrestling prioritizing Sporting Physical Education model for the schoolchildren of junior teen age.

Results and conclusions. The new competitive freestyle wrestling prioritizing Sporting Physical Education model was tested at Secondary School #145 in Perm city. We tested benefits of the model for the trainees' progress in the physicality, willpower and technical and tactical skills. The progress was tested by examinations in the freestyle wrestling techniques and tactics theory and practical freestyle wrestling skills test exercises and throws-free elementary training bouts with special limitations. We found the new freestyle wrestling prioritizing Sporting Physical Education model beneficial for the age group conditional on adapted inclusive competitive formats being prudently applied with a special attention to the injury prevention aspects.

Keywords: competitions, Sporting Physical Education, freestyle wrestling, general education school.

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

Введение. Спорт представляет собой не только систему спортивной тренировки человека, но и обязательное наличие соревновательной деятельности, субъективную основу которой составляют конкурентные отношения спортсменов при демонстрации достигнутых результатов. В связи с этим становится понятным, что идея спортизации физического воспитания наряду с принципом спортивной тренировки должна быть реализована и в соответствии с соревновательным принципом. В то же время невозможно перенести в физическое воспитание (тем более детей и подростков) сложившуюся систему соревнований спорта высших достижений с жесткими конкурентными отношениями спортсменов, тща-

тельной фиксацией результатов с использованием сложных технических устройств, отбором спортсменов для соревнований более высокого уровня, выполнением спортивных разрядов и званий [5, с. 7].

Цель исследования - обосновать применение соревновательного метода обучения в спортизированном физическом воспитании школьников младшего подросткового возраста на основе вольной борьбы.

Результаты исследования и их обсуждение. По мнению ученых в области физической культуры и спорта, теория спортизации физического воспитания должна опираться на два принципа: принцип спортивной тренировки и сорев-

108

http://www.teoriya.ru

№3^ 2021 Март | March

в поисках нового прорыва

новательный принцип. Соревновательный принцип в физическом воспитании необходимо так же «конвертировать», как и технологии спортивной тренировки [5, с. 69].

Идея соревнований в школах весьма неоднозначно воспринимается многими учеными и педагогами в области физической культуры и спорта. Негативные явления в сфере спортивного соперничества в большей степени объясняются теми социальными отношениями, которые сложились вокруг соревнований высокого класса (в первую очередь с денежными выплатами спортсменам). Если в спорте высших достижений в настоящее время отказаться от этого невозможно, то в физическом воспитании необходимо использовать огромный воспитательный потенциал честных и свободных от материальной выгоды соревнований. По их мнению, спортивная (состязательная) деятельность имеет важнейшее значение в формировании растущей личности, поскольку направлена на удовлетворение таких базовых человеческих потребностей, как потребность в самоопределении и удовольствии [5, с. 68].

Постоянная борьба за превосходство в личных или коллективных достижениях в определенных упражнениях - наиболее яркая черта, характеризующая соревновательный метод. Фактор соперничества в процессе состязаний, а также условия их организации и проведения (определение победителя, поощрение достигнутых успехов и т. д.) содействуют мобилизации всех сил человека и создают благоприятные условия для максимального проявления физических, интеллектуальных, эмоциональных и волевых усилий, а следовательно, и для развития соответствующих качеств. Сознательное выполнение правил и требований, которые предъявляются к занимающимся в ходе состязаний, приучает их к самообладанию, умению сдерживать отрицательные эмоции, быть дисциплинированными [3].

Чтобы соревнования могли выполнять эту важнейшую воспитательную функцию, необходимо провести «конверсию» соревновательных технологий для физического воспитания в образовательных учреждениях подобно тому, как была проведена «конверсия» технологий спортивной тренировки.

Проведенные теоретические и экспериментальные исследования технологий организации массовых соревнований в спорте для всех (С. Н. Литвиненко, 2005) позволили выдвинуть концепцию «соревнований для всех», которая существенно отличается от классических форм соревнований спорта высших достижений. Соревнования для всех» представляют собой педагогически организованные воздействия с целью использования принципа состязательности для вовлечения в физическую активность, а не для достижения спортивного результата.

Собственный результат представляет собой ценность для каждого отдельного индивида, в целом социальная ценность «соревнований для всех» заключается именно в фундаментальной способности спортивного соперничества увлекать и вовлекать участников в спортивно-оздоровительные занятия [5, с. 73].

Основной ценностью спортивной деятельности для человека может быть, например, возможность на основе спортивных тренировок и соревнований формировать и совершенствовать свои физические кондиции или такие психические качества, как воля, мужество, организованность, собранность к систематической работе по самосовершенствованию, умение побеждать и проигрывать, не теряя своего достоинства и веры в будущий успех и т. п. [2].

Организация спортизированного физического воспитания школьников младшего подросткового возраста на основе вольной борьбы в условиях общеобразовательной школы осуществлялась на базе МАОУ СОШ № 145 (г. Пермь).

Соревновательный метод обучения в спортизированном физическом воспитании учащихся на основе вольной борьбы применялся для развития физических, нравственно-волевых

качеств, совершенствования технико-тактических действий. Данный метод «соревнований для всех» использовался в элементарных формах или в виде соревнований, которым придается в основном подготовительный характер [1]. Благодаря соревновательному принципу у учащихся проявляется характер, смелость и смекалка, а также накапливается опыт ведения поединка [4].

Соревновательная подготовка учащихся посредством спортизированного физического воспитания на основе вольной борьбы включала в себя:

• зачеты по пройденным темам из технико-тактической подготовки (сдача оцениваемых зачетов по темам: технико-тактические действия в партере, технико-тактические действия в стойке);

• игры с элементами борьбы или учебные схватки с ограничениями в правилах, по заданию и без бросков (лучшее выполнение технического действия; игры в касание, тес-нение, захват; игры по заданию (например, взять захват на ноге в области задней части колена с отрывом стопы от матов и др.)).

Учитывая всё изложенное, можно утверждать, что применение соревновательного метода на начальном этапе обучения в спортизированном физическом воспитании школьников младшего подросткового возраста на основе вольной борьбы возможно, если использовать адаптированные для учащихся общеобразовательной школы «соревнования для всех» из вольной борьбы, снижающие риск возникновения травматизма на занятиях.

Вывод. Спортизированное физическое воспитание школьников младшего подросткового возраста на основе вольной борьбы позволяет использовать соревновательную деятельность в условиях общеобразовательной школы, которая будет способствать развитию физических, нравственно-волевых качеств и совершенствованию технико-тактических действий.

Литература

1. Балуев С.А. Морально-волевая подготовка учащихся общеобразовательной школы на уроках физической культуры на основе спортивной борьбы / С.А. Балуев, В.Н. Тимофеев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2018. - № 1. - С. 28-30.

2. Бальсевич В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе: монография / В.К. Бальсевич. - М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. - 112 с., ил.

3. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин. - М.: Советский спорт, 2010. - 320 с.

4. Литвиненко С.Н. Соревнования для всех как новая категория соревнований / С.Н. Литвиненко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - № 3. - С. 28-30.

б. Лубышева Л.И. Спортизация в системе физического воспитания: от научной идеи к инновационной практике: монография / Л.И. Лубышева, А.И. Загревская, A.A. Передельский и др. - М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта». - 2017. - 200 с.

References

1. Baluev S.A., Timofeev V.N. Moralno-volevaya podgotovka uchash-chikhsya obshcheobrazovatelnoy shkoly na urokah fizicheskoy kul-tury na osnove sportivnoy borby [Wrestling based physical education model for mental and volitional conditioning of general education school children]. Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, tre-nirovka. 2018. No. 1. pp. 28-30.

2. Balsevich V.K. Sportivny vektor fizicheskogo vospitaniya v rossiyskoy shkole [Sports vector of physical education in Russian school]. Moscow: Teoriyai praktika fizicheskoy kultury i sporta publ., 2006. 112 p., il.

3. Kuramshin Yu.F. Teoriya i metodika fizicheskoy kultury [Theory and methodology of physical culture]. Moscow: Sovetskiy sport publ., 2010. 320 p.

4. Litvinenko S.N. Sorevnovaniya dlya vsekh kak novaya kategoriya sorevnovaniy [Competitions for all as new category of competition]. Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka, 2006, no. 3, pp.28-30.

5. Lubysheva L.I., Zagrevskaya A.I., Peredelskiy A.A. et al. Sportizatsiya v sisteme fizicheskogo vospitaniya: ot nauchnoy idei k innovatsionnoy praktike [Sportization in physical education system: from scientific idea to innovative practice]. Moscow: Teoriya i praktika fizicheskoy kultury i sporta, 2017, 200 p.

№3 • 2021 Март | March

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.