Научная статья на тему 'Динамика показателей стрессоустойчивости учащихся в процессе спортизированного физического воспитания'

Динамика показателей стрессоустойчивости учащихся в процессе спортизированного физического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
312
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАЩИЕСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА / СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / СПОРТИЗИРОВАННОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / АДАПТАЦИЯ / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Черепов Е.А., Цейликман О.Б.

В работе показана оздоровительная эффективность проектирования спортизированной системы физического воспитания учащихся общеобразовательной школы. По мнению авторов, при определении эффективности педагогических воздействий в сфере физического воспитания крайне важно использовать объективные и достоверные показатели функционирования организма. Одним из таких показателей является содержание кортизола в слюне учащихся, поскольку сниженный уровень глюкокортикоидов характеризует уменьшение адаптационных возможностей организма в течение длительного стресса. Спортизация физического воспитания учащихся позволяет повысить уровень стрессоустойчивости субъектов среднего образования. Результаты исследования свидетельствуют о значительном адаптогенном и оздоровительном потенциале физической нагрузки в рамках спортивной тренировки. Основные задачи администрации школ, педагогов и родителей сводятся к поиску адекватных средств и форм занятий, повышению мотивации подростков к занятиям спортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Черепов Е.А., Цейликман О.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика показателей стрессоустойчивости учащихся в процессе спортизированного физического воспитания»

динамика показателей стрессоустоичивости

учащихся в процессе

спортизированного физического воспитания

УДК/UDC 796.011

Поступила в редакцию 25.03.2015 г.

Кандидат педагогических наук, доцент Е.А. Черепов1 Доктор медицинских наук, профессор О.Б. Цейликман1

1 Южно-Уральский государственный университет (НИУ), Челябинск

DYNAMICS OF STRESS TOLERANCE OF PUPILS WITHIN SPORTIZED PHYSICAL EDUCATION

Ph.D., Associate Professor E.A. Cherepov1 Dr.Med., Associate Professor O.B. Tseylikman1

South Ural State University (SRU), Chelyabinsk

Информация для связи с автором: cherepov.e@mail.ru

Аннотация

В работе показана оздоровительная эффективность проектирования спор-тизированной системы физического воспитания учащихся общеобразовательной школы. По мнению авторов, при определении эффективности педагогических воздействий в сфере физического воспитания крайне важно использовать объективные и достоверные показатели функционирования организма. Одним из таких показателей является содержание кортизола в слюне учащихся, поскольку сниженный уровень глюкокортикоидов характеризует уменьшение адаптационных возможностей организма в течение длительного стресса. Спортизация физического воспитания учащихся позволяет повысить уровень стрессоустойчивости субъектов среднего образования.

Результаты исследования свидетельствуют о значительном адаптогенном и оздоровительном потенциале физической нагрузки в рамках спортивной тренировки. Основные задачи администрации школ, педагогов и родителей сводятся к поиску адекватных средств и форм занятий, повышению мотивации подростков к занятиям спортом.

Ключевые слова: учащиеся подросткового возраста, система физического воспитания, спортизированное физическое воспитание, адаптация, стрес-соустойчивость учащихся.

Annotation

According to the Institute of Developmental Physiology of the Russian Academy of Education, the current school educational environment provides for the risk factors for health issues associated with 20-40% negative influences impairing the health of school-age children.

The health-improving efficiency of the design of a sportized physical education system for secondary schoolchildren has been proved in the given paper. According to the authors, when assessing efficiency of educational measures in the field of physical education it is very important to use objective and reliable indicators of functioning of the body. The cortisol concentration in the saliva of pupils is one of such indicators, since the low glucocorticoid level indicates a decrease of adaptive capabilities of the body for a long period of stress. Sportization of physical education of pupils can help increase the level of stress tolerance in the subjects of secondary education.

The findings indicate a significant adaptogen and wellness potential of physical exercises as part of sports training. The main objectives of school administrators, teachers and parents are reduced to finding adequate means and forms of classes and increasing sports motivation among adolescents.

Keywords: teenage students, physical education system, sportized physical education, adaptation, stress tolerance of pupils.

Введение. По данным Института возрастной физиологии РАО, современная школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют ранжировать школьные факторы риска в порядке значимости и силы влияния на здоровье учащихся [1]:

- стрессовая педагогическая тактика;

- несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

- несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

- недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

- недостатки в существующей системе физического воспитания;

- интенсификация учебного процесса;

- функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;

- частичная утрата служб школьного медицинского контроля;

- отсутствие системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.

В результате традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые способствуют сбоям в механизмах саморегуляции физиологических функций и развитию хронических болезней. Исследования последних лет свидетельствуют о том, что существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер [1, 6, 9].

У современного школьника все чаще диагностируется дистресс - патологический стресс, который негативно влия-

и

га у

г.

ч—

. О (и

■ -О

с

га

^

О си .с Н

ет на его психику и здоровье, ухудшает психическую деятельность, деформирует поведение, порой приводя к абсолютной дезорганизации. Дистрессу сопутствует гиперактивация ней-рогуморальных систем, что может стать болезнетворным источником для всех систем и органов в организме, причиной возникновения или обострения невротических, психосоматических отклонений. Вегетативные нарушения, вызванные дистрессом, многолики и отражаются на всех системах организма. Часто они могут маскироваться под симптомы разнообразных физиологических патологий [7, 8]. Формирование того или иного вида стресса находится в зависимости от всех факторов стрессовой ситуации: здоровья, как психического так и физического, личностных особенностей, привычного способа реагирования на стресс, механизма индивидуальной психологической защиты, степени педагогической, психологической и социальной поддержки [2].

В связи с этим актуализируется проблема повышения уровня стрессоустойчивости участников школьного образования. Как следует из приведенных в литературе определений стрессоустойчивости, данный феномен рассматривается в основном, с функциональных позиций, как характеристика, влияющая на продуктивность деятельности. Стрессоустойчивость - это определенное сочетание личностных качеств, позволяющих переносить стрессовые ситуации без неприятных последствий для своей деятельности, личности и окружающих [4].

В современных исследованиях стрессоустойчивость рассматривается как качество личности, состоящее из совокупности следующих компонентов: психофизиологического, мотивационного, эмоционального, волевого, информационного, интеллектуального. Именно поэтому, на наш взгляд, арсенал средств, методов и условий, сосредоточенный в руках не столько медика, сколько квалифицированного педагога, позволяет, пусть зачастую достаточно отсроченно, добиться серьезного положительного воздействия на стрессоустойчивость учащихся и соответственно положительно влиять на динамику большинства значимых показателей здоровья. В аналогичном направлении сегодня мыслят многие ученые.

Стрессоустойчивость, так же как и другие личностные свойства, формируется в деятельности. Поэтому в проектировании педагогических процессов наряду с предотвращением заведомо неблагоприятных влияний необходимо использовать воздействия принципиально иного рода, стимулирующие защитные силы организма, повышающие его приспособительные возможности, работоспособность, т. е. конструктивные сведения о том, что следует делать, чтобы укрепить благодаря целеустремленной деятельности свое здоровье. Особое значение среди оздоровительных эффектов придается разумному, в соответствии с требованиями физиологии и гигиены, поведению человека [3, 5]. В свою очередь, важнейшим из поведенческих влияний являются специально организованные формы двигательной активности - занятия физическими упражнениями.

Специалисты сходятся в мнении, что сегодняшняя система физического воспитания в школе требует обновления. Одной из наиболее научно обоснованных, практически апробированных, а потому и перспективной в использовании является концепция спортизации физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений. В рамках реализации положений спортивно ориентированного физического воспитания наряду с формированием личностной спортивной культуры ученика происходит его активная социализация [6, 9]. Подростки в процессе спортивной деятельности учатся занимать лидирующие позиции, обучаются навыкам общения, исполняют разные социальные роли (физорг; капитан команды, судья по спорту), определяются со своими профессиональными интересами. В спортивной деятельности моделируются различные жизнен-

ные ситуации и пути выхода из сложностей, которые встречаются и в спортивной деятельности, и в обычной жизни.

Цель исследования - выявление показателей стрессо-устойчивости учащихся в процессе спортизированного физического воспитания.

Методика и организация исследования. Особенности формирования стрессоустойчивости подростков зависят от ряда факторов: психолого-педагогической культуры учителей и родителей, уровня их эмпатии, наличия взаимопонимания и взаимоуважения между взрослым и учеником, а также владения подростком определенными знаниями и умениями, необходимыми для успешного преодоления стрессовых ситуаций. Весь спектр требуемых факторов был учтен нами при проектировании системы спортизированного физического воспитания на основе создания межшкольного спортивного клуба.

К числу системообразующих компонентов можно отнести создание на базе школ - участниц межшкольного спортивного клуба, координирующего всю внеурочную деятельность по физическому воспитанию, работу секций по видам спорта, осуществляющего связь с ДЮСШ. В соответствии с разработанной нами «Модульной программой третьего урока физической культуры спортивной направленности» важно было ознакомить учащихся с различными видами спорта и через эту работу привлечь их к занятиям в спортивных секциях. Кроме того, вся образовательная деятельность подчинена закономерностям построенного в школах - участницах межшкольного спортивного клуба здоровьеформирующего образовательного пространства, направленного на формирование у учащихся метапредметных здоровьеформирующих компетенций.

Эффективность работы по формированию стрессо-устойчивости в процессе эксперимента оценивалась путем изучения содержания кортизола в слюне подростков экспериментальной и контрольной групп. Этот метод был выбран нами совместно с учеными кафедры биохимии Челябинского государственного медицинского университета, поскольку подавляющее большинство метаболических процессов в организме человека и позвоночных животных регулируется глюкокортикоидными гормонами (ГКГ). Уникальное разнообразие и распространенность эффектов ГКГ, очевидно, связаны с их основной функцией - эндокринной регуляцией стресса и адаптационных процессов. Метаболические эффекты ГКГ при стрессе на сегодняшний день детально изучены. Наиболее заметным из них является влияние на углеводный обмен, мобилизацию липидов и аминокислот, ограничение синтеза белка и стимуляцию протеолиза в различных типах мышц и др. Сниженный уровень глюко-кортикоидов может уменьшить адаптационные возможности организма в течение длительного стресса. Это связано с наличием у глюкокортикоидов препаративной функции, выражающейся в подготовке организма к последующим экстремальным воздействиям. К сожалению, учеными до сих пор не изучены механизмы реализации препаративной функции гормонов коры надпочечников. Известно, что уровень оксидативного и нитрозативного стрессов может ограничиваться благодаря активности эндогенных протекторных систем, ключевыми из которых являются система белков теплового шока, ферментные и неферментные звенья антиоксидантной защиты, система оксида азота, система опиоидных пептидов, простагландинов [4, 8]. Таким образом, содержание глюкокортикоидов характеризует стрессоустойчивость в силу их вовлеченности в регуляцию эндогенных протекторных систем.

Исследования кортизола были проведены в начале 2013/2014 учебного года (после летнего отдыха) и в самом конце учебного года - этот период учебного цикла наиболее уязвим в аспекте утомления, вплоть до развития переутом-

98

http://www.teoriya.ru

№ 9 • 2015 Сентябрь | Бер1етЬег

Показатели уровня содержания кортизола в слюне подростков -участников эксперимента

Группа Кортизол, Mg/dL

Контрольная группа в начале уч. года (п=30) 0,14 ±0,021

Контрольная группа в конце уч. года (п=30) 0,19±0,013

р 0,014

Экспериментальная группа в начале уч. года (п=12) 0,15±0,019

Экспериментальная группа в конце уч. года (п=12) 0,13±0,031

р 0,232

ления, которое непременно проявляется в снижении иммунитета и развитии психосоматической патологии.

Содержание кортизола в слюне определялось в группе учеников 12-13 лет МАОУ СОШ № 118 г Челябинска (одной из школ - участниц межшкольного спортивного клуба), все учащиеся дополнительно к урокам физической культуры посещали спортивные секции, организованные в рамках межшкольного спортивного клуба. Референтная группа (контрольная) через эту работу была сформирована из учеников этого же возраста МАОУ СОШ № 73 г. Челябинска, относящихся к основной группе допуска к занятиям физическими упражнениями. Физическое воспитание детей данной группы ограничивалось тремя уроками физической культуры в соответствии со школьным расписанием.

Кортизол определяли в слюне перед началом занятий натощак иммуноферментным методом с использованием коммерческих наборов Salimetrics (USA) по инструкции производителя. Уровень чувствительности определения - 0,007-3,0 цд/dL.

Результаты исследования и их обсуждение. Установлено, что в начале учебного года между сравниваемыми группами отсутствовали статистически значимые различия по уровню кортизола (экспериментальная группа: 0,15 ± 0,019 цд/dL; контрольная - 0,14 ± 0,021 цд/dL). В конце учебного года у детей с повышенной двигательной активностью, организованной в рамках межшкольного спортивного клуба, уровень кортизола слюны оказался ниже по сравнению с контролем (контрольная группа - 0,19 ± 0,013 цд/dL; экспериментальная - 0,13 ± 0,031 цд/dL; р = 0,021, критерий Вилкоксона-Манна-Уитни для независимых выборок) и достоверно не изменился по сравнению с исходным состоянием (р = 0,232 по непараметричесому критерию Вилкоксона для связанных выборок) (см. таблицу).

В контрольной группе уровень кортизола вырос по сравнению с исходным (р=0,014 по непараметричесому критерию Вилкоксона для связанных выборок). Прирост содержания кортизо-ла в организме детей контрольной группы отражает усиление стрессорного состояния, связанного с интенсивной учебной нагрузкой и воздействием других стрессогенных факторов.

Выводы. Дополнительные физические нагрузки предупреждают прирост уровня кортизола у школьников, что свидетельствует об их антистрессорном характере действия. Наши данные свидетельствуют прежде всего о росте стрес-сустойчивости, о совершенствовании внутренних механизмов психофизиологической регуляции, а значит, в конечном итоге об увеличении потенциала адаптации и оздоровительном эффекте спроектированной системы спортизированно-го физического воспитания.

В заключение следует отметить, что физиологические особенности подросткового онтогенеза в силу быстро развивающихся нейрогуморальных процессов на фоне ускоренного роста характеризуются морфологической и функциональной незрелостью не только сердечно-сосудистой, но и центральной нервной системы, что проявляется в том числе и эмоционально-поведенчески. Это, в свою очередь, еще более снижает резервы

подростков противостоять стрессу повседневной жизни в целом и школьному стрессу в частности.

Результаты проведенного исследования в очередной раз свидетельствуют о значительном адаптогенном и оздоровительном потенциале физической нагрузки в рамках спортивной тренировки. Основные задачи администрации школ, педагогов и родителей сводятся к поиску адекватных средств и форм занятий, повышению мотивации подростков к занятиям спортом.

Работа выполнена при поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках базовой части государственного задания (код проекта - 1696).

Литература

1. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа / М.М. Безруких.-М.: МГПИ, 2008. - 222 с.

2. Бодров В.А. Психологический стресс: Развитие и преодоление / В.А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 528 с.

3. Епишев В.В. Физиологические механизмы адаптационных изменений организма при нетрадиционных методах оздоровления / В.В. Епишев, И.В. Изаровская, А.П. Исаев. - Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2008. - 115 с.

4. Заболотских И.Б. Физиологические основы стрессорной устойчивости здорового и больного человека / И.Б. Заболотских, В.А. Илюхина. - Краснодар: Изд-во Кубанской медицинской академии, 1995. - 100 с.

5. Исаев А.П. Системная физиология в интеграции семантики здоровья, адаптации, стресса, доминанты функционального состояния человека / А.П. Исаев, Р.У. Гаттаров, А.В. Ненашева и др. // Вестник ЮУрГУ серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». - Вып. 10 № 2 (74). - 2007. - С. 125-142.

6. Лубышева Л.И. Спортивная культура в школе / Л.И. Лубышева. - М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. - 174 с.

7. Меерсон Ф.З. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам / Ф.З. Меерсон, М.Г. Пшенникова. - М.: Медицина, 1988. - 256 с.

8. Трошин В.Д. Стресс и стрессогенные расстройства. Диагностика, лечение и профилактика / В.Д. Трошин.- М.: Медицинское информационное агентство, 2007. - 784 с.

9. Фонарев Д.В. Теоретическое обоснование муниципальной системы спортивно ориентированного физического воспитания г. Чайковского // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2007. - № 4.- С. 20-25.

References

1. Bezrukikh, M.M. Zdorov'esberegayushchaya shkola (Health promoting school) / M.M. Bezrukih.- Moscow: MGPI, 2008. - 222 P.

2. Bodrov, V.A. Psikhologicheskiy stress: Razvitie i preodolenie (Psychological stress: development and coping) / V.A. Bodrov. -Moscow: PER SE, 2006. - 528 P.

3. Epishev, V.V. Fiziologicheskie mekhanizmy adaptactsionnykh izmeneniy organizma pri netraditsionnykh metodakh ozdorovleniya (Physiological mechanisms of adaptive changes in the body in case of alternative methods of health improvement) / V.V. Epishev, I.V. Izarovskaya, A. P. Isaev. - Chelyabinsk: Pub. center of YuUrGU, 2008. - 115 P.

4. Zabolotskikh, I.B. Fiziologicheskie osnovy stressornoy ustoychivosti zdorovogo i bol'nogo cheloveka (Physiological basics of stress tolerance of healthy and sick persons) / I.B. Zabolotskikh, V.A. Ilyukhina. - Krasnodar: Pub. h-se of Kuban medical academy, 1995. - 100 P.

5. Isaev, A.P. Sistemnaya fiziologiya v integratsii semantiki zdorov'ya, adaptatsii, stressa, dominanty funktsional'nogo sostoyaniya cheloveka (System physiology in integration of semantics of health, adaptation, stress, dominant of functional state in man) / A.P. Isaev, R.U. Gattarov, A.V. Nenasheva et al // Vestnik YuUrGU seriya «Obrazovanie, zdravoohranenie, fizicheskaya kul'tura». - Iss. 10 № 2 (74). - 2007. - P. 125-142.

6. Lubysheva, L.I. Sportivnaya kul'tura v shkole (School sports culture) / L.I. Lubysheva. - Moscow: Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury i sporta, 2006. - 174 P.

7. Meerson, F.Z. Adaptatsiya k stressornym situatsiyam i fizicheskim nagruzkam (Adaptation to stress situations and physical loads) / F.Z. Meerson, M.G. Pshennikova. - Moscow: Meditsina, 1988. - 256 P.

8. Troshin, V.D. Stress i stressogennye rasstroystva. Diagnostika, lechenie i profilaktika (Stress and related disorders. Diagnosis, treatment and prevention) / V.D. Troshin.- Moscow: Medicinskoe informatsionnoe agentstvo, 2007. - 784 P.

9. Fonarev, D.V. Teoreticheskoe obosnovanie munitsipal'noy sistemy sportivno orientirovannogo fizicheskogo vospitaniya g. Chaykovskogo (Theoretical substantiation of municipal system of sports-centered physical education in Tchaikovsky) // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. - 2007. - № 4.- P. 20-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.