Научная статья на тему 'К оптимизации диагностики функционального состояния учащихся спортизированных общеобразовательных школ'

К оптимизации диагностики функционального состояния учащихся спортизированных общеобразовательных школ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
317
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / АНАЛИЗ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА / СПОРТИЗАЦИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ / STUDENT / INDIVIDUAL APPROACH / ANALYSIS OF CARDIAC RHYTHM / SPORTIZATION / HEALTH / COMPREHENSIVE SECONDARY SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ерофеева Нина Юрьевна, Чедов Константин Васильевич

На современном этапе развития школьного образования наблюдается рост педагогических инноваций. Одной из таких инноваций является спортизация физкультурного образования учащихся общеобразовательных школ, в связи с чем возникает необходимость в реализации индивидуального подхода к подбору физических нагрузок для детей школьного возраста с учетом гендерного аспекта. Цель исследования — обоснование эффективности учебно-тренировочных занятий в спортизированных общеобразовательных школах с учетом индивидуальных особенностей степени напряжения регуляторных систем у старшеклассников, для изучения которых применен метод математического анализа сердечного ритма при ортостазе. Разработаны рекомендации для тренеров-преподавателей спортизированных общеобразовательных школ по дозированию физических нагрузок на учебно-тренировочных занятиях по видам спорта. Анализ экспериментальных данных выявил эффективность учебно-тренировочных занятий с учетом индивидуальных особенностей физического состояния старшеклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ерофеева Нина Юрьевна, Чедов Константин Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE OPTIMIZATION OF DIAGNOSTIC OF FUNCTIONAL CONDITIONS OF STUDENTS OF SPORTIZATED COMPREHENSIVE SECONDARY SCHOOLbl

In the modern school education an increase of pedagogic innovations is noted. One of these innovations is the sportization of physical culture education of students of comprehensive secondary schools. Thereupon, a need occurs to implement an individual approach to selection of physical loads for children of school age considering gender aspect. The study was organized to substantiate the effectiveness of educational training classes in sportizated comprehensive secondary schools considering individual characteristics of degree of tension of regulatory systems in senior students. The method of mathematical analysis of cardiac rhythm under orthostasis was applied. The recommendations are developed for trainers-teachers of comprehensive secondary schools concerning the dosage of physical loads depending on type of sports. The analysis of experimental data revealed effectiveness of educational training classes considering individual characteristics of physical conditions of senior students.

Текст научной работы на тему «К оптимизации диагностики функционального состояния учащихся спортизированных общеобразовательных школ»

Заключение

В разных группах больных выявлено различное влияние гендерного фактора на уровень СА. При оценке уровня СА женщины 1-й группы на момент поступления демонстрировали более высокие показатели по сравнению с мужчинами, включая интегральный показатель со статистически достоверной разницей. В процессе лечения и проведения необходимых реабилитационных мероприятий у тех и других не отмечено изменения уровня СА ни по отдельным параметрам, ни по интегральному показателю.

При оценке уровня СА показатели большинства сфер жизнедеятельности женщин 2-й группы были статистически выше аналогичных показателей среди мужчин как при поступлении в стационар, так и при выписке. За период госпитализации у тех и других отмечалась небольшая положительная динамика показателей в сферах межличностных отношений, досуга, общего отношения к жизни, не достигавших статистически достоверной разницы.

Влияние гендерного фактора обнаружилось при оценке уровня СА в 3-й группе: у женщин при поступлении отмечались более высокие показатели СА сфер жизнедеятельности работа, семья и досуг по сравнению с мужчинами со статистически достоверной разницей. Такое соотношение наблюдалось и при выписке из стационара. За время проведения лечебно-реабилитационных воздействий отмечено увеличение показателей в сфере межличностных отношений у женщин и мужчин со статистически достоверной разницей.

У пациентов 4-й группы также выявлено влияние гендерного фактора на уровень СА. При включении в программу лечебно-реабилитационных воздействий женщины демонстрировали более высокие показатели СА в сферах образование и досуг со статистически достоверной разницей. В процессе психосоциальной терапии изменения в сторону увеличения претерпели межличностные отношения, общее отношение к жизни, досуг со статистически достоверной разницей у мужчин и женщин.

Во всех исследованных группах наблюдались изменения уровня СА. Наиболее часто варьировали такие показатели, как межличностные отношения, общее отношение к жизни, досуг, которые поддаются корректировке посредством комплекса реабилитационных и

психосоциальных воздействий. Другая группа показателей СА (образование, работа, семья) формируется и определяется внестационарным социальным функционированием, и для их изменения требуется продолжение реабилитационной работы в амбулаторных условиях. Обнаружено влияние гендерного фактора на уровень СА больных с расстройствами шизофренического спектра в условиях психиатрического стационара, что необходимо учитывать при разработке индивидуальных лечебно-реабилитационных маршрутов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гурович И.Я., Шмуклер А.Б., Сторожакова Я.А. Психосоциальная терапия и психосоциальная реабилитация в психиатрии (2-е изд.). М.: ИД "Медпрактика-М"; 2007.

2. Вишневская О.А., Гвоздецкий А.Н., Петрова Н.Н. Социальное функционирование больных параноидной шизофренией в ремиссии. Социальная и клиническая психиатрия. 2012; 22 (4): 30—6.

3. Кудлаев М.В. Клинико-социальное исследование больных семейной шизофренией: Дис. М.; 2008.

4. Березанцев А.Ю., Митрофанова О.И. Гендер, комплаенс и качество жизни больных шизофренией: аналитический обзор. Российский психиатрический журнал. 2009; 1: 24—32.

5. Захаров Н.Б., ЗлоказоваМ.В., Соловьев А.Г. Гендерные особенности назначения психотропных препаратов при лечении шизофрении в психиатрическом стационаре. Психическое здоровье. 2010; 7: 47—50.

6. Рустанович А.В. Многоосевая диагностика психических расстройств у военнослужащих: Дис. Спб.; 1997.

REFERENCES

1. Gurovich I.YA., SHmukler A.B., Storozhakova YaA. Psychosocial therapy and psychosocial rehabilitation in psychiatry (the 2nd edition). Moscow.: Publishing house "MEDPRAKTIKA-M"; 2007 (in Russian).

2. Vishnevskaya O.A., GvozdeckiiA.N., PetrovaN.N. Social functioning of patients with paranoid schizophrenia in remission. Social and Clinical Psychiatry. 2012; 22 (4): 30—6 (in Russian).

3. KudlaevM.V. Clinico-social study of familial schizophrenia patients. Cand. med. sci diss. Moscow; 2008 (in Russian).

4. BerezancevA.YU., Mitrofanova O.I. Gender, compliance and quality of life of schizophrenia patients: analytical report. Russian Psychiatric Journal. 2009; 1: 24—32 (in Russian).

5. ZaharovN.B., ZlokazovaM.V., Solov'evA.G. Gender characteristics of psychotropic medication prescription in the treatment of schizophrenia in a psychiatric hospital. Mental Health. 2010; 7: 47—50 (in Russian).

6. Rustanovich A.V. Multi-axial diagnosis of mental disorders in servicemen. Dr. med. sci. diss. Saint-Petersburg; 1997 (in Russian).

Поступила 08.08.13

© Н.Ю. Ерофеева, К.В. Чедов, 2013 УДК 642.766.1-057.874]:796/799

Н.Ю. Ерофеева, К.В. Чедов

К ОПТИМИЗАЦИИ ДИАГНОСТИКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ УЧАЩИХСЯ СПОРТИЗИРОВАННЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

ФГБОУ ВПО Чайковский государственный институт физической культуры, 617764, Чайковский Пермского края, Россия

На современном этапе развития школьного образования наблюдается рост педагогических инноваций. Одной из таких инноваций является спортизация физкультурного образования учащихся общеобразовательных школ, в связи с чем возникает необходимость в реализации индивидуального подхода к подбору физических нагрузок для детей школьного возраста с учетом гендерного аспекта. Цель исследования — обоснование эффективности учебно-тренировочных занятий в спортизированных общеобразовательных школах с учетом индивидуальных особенностей степени напряжения регуляторных систем у старшеклассников, для изучения которых применен метод математического анализа сердечного ритма при ортостазе. Разработаны рекомендации для тренеров-преподавателей спортизированных общеобразовательных школ по дозированию физических нагрузок на учебно-тренировочных занятиях по видам спорта. Анализ экспериментальных данных выявил эффективность учебно-тренировочных занятий с учетом индивидуальных особенностей физического состояния старшеклассников.

Ерофеева Нина Юрьевна, ninaerfeeva@rambler.ru; Чедов Константин Васильевич, chedovkv@yandex.ru

Ключевые слова: здоровье школьников, индивидуальный подход, анализ вариабельности сердечного ритма, спортизация общеобразовательных школ

ON THE OPTIMIZATION OF DIAGNOSTIC OF FUNCTIONAL CONDITIONS OF STUDENTS OF SPORTIZATED COMPREHENSIVE SECONDARY SCHOOLbl

N.Yu. Yerofeyeva, K.V. Tchedov

The Chaikovskiy State Institute of Physical Culture, 617764 Chaikovskiy, the Perm Kraiy, Russia

In the modern school education an increase of pedagogic innovations is noted. One of these innovations is the sportization ofphysical culture education of students of comprehensive secondary schools. Thereupon, a need occurs to implement an individual approach to selection of physical loads for children of school age considering gender aspect. The study was organized to substantiate the effectiveness of educational training classes in sportizated comprehensive secondary schools considering individual characteristics of degree of tension of regulatory systems in senior students. The method of mathematical analysis of cardiac rhythm under orthostasis was applied. The recommendations are developed for trainers-teachers of comprehensive secondary schools concerning the dosage of physical loads depending on type of sports. The analysis of experimental data revealed effectiveness of educational training classes considering individual characteristics ofphysical conditions of senior students.

Key words: health, student, individual approach, analysis of cardiac rhythm, sportization, comprehensive secondary school

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация определяются средой, в которой он живет. Для ребенка с 7 лет такой средой является школа [1].

Физкультурно-спортивная деятельность учащихся общеобразовательных учреждений способствует укреплению здоровья, всестороннему физическому развитию, формированию навыков здорового образа жизни, совершенствованию культуры двигательной активности.

В последние годы в системе образования России наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья и физической подготовленности учащейся молодежи: лишь около 10% молодежи можно считать здоровыми, около 40% страдают хроническими заболеваниями. Резко прогрессируют болезни сердечно-сосудистой и костно-мы-шечной систем, которые во многом обусловлены недостаточной двигательной активностью в сочетании с неблагоприятными экологическими условиями и питанием [2].

Традиционная система физического воспитания в общеобразовательных учреждениях на современном этапе для обеспечения необходимого уровня физической культуры, физического развития и подготовленности школьников нуждается в увеличении их двигательной активности. Решение данной задачи можно осуществить на основе творческого переноса элементов спорта в сферу физического воспитания школьников. Этот метод впервые в 1962 г. предложен группой ученых во главе с проф. В.К. Бальсевичем и назван спортизацией [3].

Организационная сторона спортизации общеобразовательных школ состоит из следующих элементов: 3 занятия в неделю по 2 академических часа, занятия на основе избранного учащимся вида спорта, занятия физическими упражнениями вынесены за рамки общего расписания, учащиеся объединяются в учебно-тренировочные группы, занятия проводит тренер-преподаватель, занятия проходят в виде тренировки, предусматривается переход из группы в группу [3].

Таким образом, спортизация общеобразовательных школ предполагает 3-кратное увеличение физической нагрузки на учащихся, которая становится дополнительным стрессовым фактором для организма детей. По мнению Р.М. Баевского и А.П. Берсеневой (1997), гипотеза об "абсолютном" положительном воздействии интенсификации физической нагрузки на здоровье растущего организма требует всестороннего подтверждения [4, 5].

Повышение эффективности оперативного контроля в процессе мониторинга здоровья и функционального состояния организма учащихся спортизированных общеобразовательных школ связано с применением простых и доступных методов функциональной диагностики, основанных на современных технологиях.

Правильно отобранные и наиболее информативные параметры, отражающие функциональные возможности физиологических систем, обеспечивающих работоспособность юных спортсменов с учетом специфики вида спорта, позволяют оперативно оценить воздействие на здоровье тренировочных и соревновательных нагрузок, определить динамику формирования функциональных возможностей, оценить уровень тренированности, своевременно и дифференцированно предупредить возникновение донозологических и нозологических состояний и в итоге способствовать повышению мотивации учащихся к дальнейшим занятиям избранным видом спорта [6].

Показатели деятельности сердечно-сосудистой системы традиционно используются в целях оценки адаптационных возможностей организма. В свою очередь, "цена" адаптации организма к физическим нагрузкам может выступать как одна из важных характеристик функционального состояния. Сердечно-сосудистая система, являясь важнейшим звеном, лимитирующим развитие приспособительных реакций организма, одновременно может служить индикатором адаптационно-приспособительных реакций в ответ на физическую нагрузку [7]. Информацию о функциональном состоянии организма можно получить, изучая механизмы регуляции ритма сердечных сокращений. Изменения параметров ритма сердца отражают адаптивные возможности регуляторных систем организма и динамику их развития [8].В настоящее время появилось много работ по изучению вариабельности ритма сердца у спортсменов. Состояние регулятор-ных систем и их способность обеспечить необходимую адаптацию организма к физической нагрузке являются определяющими в прогнозе тренированности, однако вариативность показателей сердечного ритма очень велика и наиболее правильным было бы динамическое наблюдение за состоянием регуляторных систем у конкретных индивидуумов [7]. Авторами по-прежнему усредняются данные параметров вариабельности сердечного ритма, что не позволяет выявить индивидуальные возможности степени напряжения регуляторных систем. При дозировании физических нагрузок необходимо проявлять определенную осторожность, поскольку не все дети общеобразовательной школы готовы адекватно переносить тренирующие нагрузки, предусмотренные принципами спортизации. Поэтому регуляция физических нагрузок на физкультурных занятиях по виду спорта играет решающую роль в формировании физического потенциала детей, сохраняя у них заинтересованное отношение к физкультурным занятиям. Необходима такая дидактическая структура, которая обеспечивала бы непрерывную

коррекцию объема, интенсивности, формы биомеханической реализации, психологического обеспечения и прогнозирования результативности тренирующих воздействий, направленных на достижение актуальных и долгосрочных целей физкультурного воспитания. В данном случае необходимо ориентироваться на использование здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий физического воспитания и спортивной тренировки, которые могут способствовать устранению из систем спортивной подготовки на самом деле безнравственных приемов, противоречащих логике сбалансированного, "валеологически чистого" спортивно-технического совершенствования. При этом сущность здоровьесбереже-ния состоит прежде всего в выборе и реализации таких объемов, интенсивности и тренирующих воздействий, которые являются адекватными оперативному и текущему состоянию занимающегося.

Знание особенностей степени напряжения регу-ляторных систем у каждого индивидуума на основе анализа вариабельности сердечного ритма позволит эффективно решать задачи оперативного педагогического и врачебного контроля за ходом и планированием учебно-тренировочного процесса в спортизированных общеобразовательных школах.

Целью нашего исследования явилось обоснование эффективности учебно-тренировочных занятий в спор-тизированных общеобразовательных школах с учетом индивидуальных особенностей степени напряжения ре-гуляторных систем у старшеклассников на основе анализа вариабельности сердечного ритма.

Методика исследования

Исследование проводилось с учащимися 10-х классов в лаборатории Нового образовательного центра г. Чайковский Пермского края с помощью диагностического комплекса "Варикард 2.51". Экспериментальная и контрольная группы по 13 человек были сформированы из юношей, занимающихся легкой атлетикой.

Для изучения индивидуальных особенностей степени напряжения регуляторных систем у старшеклассников мы применили метод математического анализа сердечного ритма при переводе тела исследуемого из положения лежа в положение стоя (ортостаз). Изучение динамики уровня физического здоровья учащихся в течение педагогического эксперимента мы осуществляли на основе методики экспресс-оценки уровня соматического здоровья человека по С.В Хрущеву. Ниже представляем краткое описание основных показателей сердечного ритма, которые мы использовали для оценки состояния механизмов вегетативной регуляции [4].

Индекс напряжения регуляторных систем (ИН) характеризует активность механизмов симпатической регуляции, состояние автономного контура. Повышенные значения ИН свидетельствуют об усилении напряжения регуляторных механизмов ритма сердца. Индекс напряжения рассчитывали по определенной формуле.

Для точной количественной оценки периодических процессов в сердечном ритме служит спектральный анализ. Физиологический смысл спектрального анализа состоит в том, что с его помощью можно оценить взаимодействие отдельных уровней управления ритмом сердца. Активность уровней регуляции тем выше, чем больше мощность соответствующих медленновол-новых составляющих спектра сердечного ритма. При спектральном анализе обычно вычисляются средние мощности спектров дыхательных волн первого и второго порядков. Мощность медленных волн 2-го порядка (УЬБ) характеризует активности симпатического отдела вегетативной нервной системы.

Предложены четыре варианта реакции регулятор-ных механизмов на основе показателей математического анализа ритма сердца при ортостазе и рекомендации для тренеров-преподавателей по индивидуализации дозирования физических нагрузок на учебно-тренировочных занятиях [5].

Первый (автономно-центральный) вариант характеризуется одновременным повышением активности механизмов автономной и центральной регуляции сердечного ритма. При этом показатели ИН и УЬБ возрастают.

Для второго (автономного) варианта характерно повышение активности автономного контура при снижении активности центрального (снижается ИН и увеличивается УЬБ).

Особенность третьего (центрального) варианта заключается в том, что в ответ на смену положения тела происходит повышение активности парасимпатического отдела вегетативной нервной системы и снижение активности симпатического отдела, что ведет к снижению автономной регуляции при резком повышении центральной реакции сердечного ритма (ИН увеличивается, а УЬБ снижается).

В четвертом (тормозном) варианте в ответ на орто-статическое тестирование одновременно снижают активность оба контура регуляции (и автономный, и центральный), при этом ИН и УЬБ уменьшаются.

Результаты исследования

Исследование вариантов реакции на ортостатическое тестирование показало, что доля учащихся с автономно-центральным типом реакции составила 46%, с автономным 15,5%, центральным 23%, тормозным 15,5%.

Анализ полученных данных показал, что в начале эксперимента 23% (п = 3) учащихся в ответ на смену положения тела реагировали усилением активности центрального отдела регуляции. У них повышались значения ИН при снижении УЬЕ У 46% (п = 6) учащихся при ортостазе одновременно активизировались автономные и центральные механизмы управления сердечным ритмом (рост значений ИН и УЬБ) 15,5% (п = 2) испытуемых адаптировались к гравитационной нагрузке (ортостазу) усилением активности автономного контура управления сердечным ритмом (стабильное значение УЬБ и снижение ИН), у 15,5% (п = 2) в ответ на минимальную нагрузку — ортостаз — их активность снижалась (тормозной вариант).

Мы разработали рекомендации для тренеров-преподавателей. В ходе эксперимента тренеру необходимо было учитывать то, что учащимся с автономным и автономно-центральным типами реакции на ортостатиче-

Таблица 1

Сравнительная динамика уровней физического здоровья учащихся за 2011—2012 учебный год (в %)

Уровень физического здоровья Группа До эксперимента После эксперимента

Низкий КГ — —

ЭГ 7,7 —

Ниже среднего КГ 7,7 —

ЭГ 7,7 —

Средний КГ 53,8 46,2

ЭГ 53,8 30,8

Выше среднего КГ 30,7 38,5

ЭГ 30,7 46,2

Высокий КГ 7,7 15,4

ЭГ — 23

Примечание. Здесь и в табл. 2: КГ — контрольная группа, ЭГ —

экспериментальная группа.

Таблица 2

Динамика средних показателей индексов физического здоровья учащихся контрольной и

экспериментальной групп (М±т)

Индекс физического здоровья Группа До эксперимента, усл. ед. После эксперимента, усл. ед. р

Массоростовой индекс Кетле ЭГ 322,5±13,7 332,2±14,4 < 0,05

КГ 276,2±13,2 285,6±12,6 < 0,05

Индекс Робинсона ЭГ 84,7±4,2 82,5±2,9 > 0,05

КГ 95,5±3,8 82,7±3,0 < 0,05

Индекс Скибинского ЭГ 1809,2±141 2085,5±149,1 < 0,05

КГ 1252,3±131,9 1518,2±186,4 < 0,05

Индекс мощности Шаповаловой ЭГ 260,3±12,7 277,7±12,5 < 0,05

ское тестирование в силу высоких адаптационных возможностей, функциональных резервов механизмов вегетативной регуляции системы кровообращения необходимы нагрузки тренирующего характера.

Организм учащихся с центральным типом реакции при ор-тостазе с трудом приспосабливается к тренирующим нагрузкам. Незнание этого может привести к перетренировке и к перенапряжению, поэтому необходимо на начальном этапе снижать их дви- Индекс Руфье гательную активность и в дальнейшем, при стабилизации дея- Итоговый балл тельности систем, отвечающих за приспособление, повышать ее.

Резерв учащихся с тормозным типом реакции на смену положения тела из горизонтального в вертикальное находится на гране исчерпания. Такие учащиеся должны заниматься в специальной группе, для них в большей степени уместна адаптивная физическая культура.

Изучение динамики уровня физического здоровья учащихся в течение педагогического эксперимента проводили с помощью методики экспресс оценки уровня соматического здоровья школьников, предложенной С.В. Хрущевым. Данная методика включает 5 морфологических и функциональных показателей, выражаемых в баллах [9]:

1. Массоростовой индекс Кетле.

2. Индекс Робинсона.

3. Индекс Скибинского.

4. Индекс мощности Шаповаловой В.А.

5. Индекс Руфье.

По таблицам, разработанным С. В. Хрущевым, каждому показателю дается оценка в баллах, после чего рассчитывается общая сумма баллов, определяющая уровень физического здоровья школьника: 2—7 баллов — низкий, 8—10 баллов — ниже среднего, 11—15 баллов — средний, 16—20 баллов — выше среднего, 21—25 баллов — высокий.

Динамика показателей физического здоровья учащихся представлена в табл. 1.

Следует отметить, что у большинства испытуемых до начала эксперимента уровень физического здоровья соответствовал среднему показателю, а в конце года отмечена его положительная динамика в опытных группах (табл. 2).

Массоростовой индекс Кетле достоверно увеличивался в обеих группах. Любые изменения роста и веса человека, приводящие к дисгармоничности развития приводят к снижению балла оценки.

Индекс Робинсона обнаружил общую тенденцию к уменьшению значений в ходе эксперимента.

Индекс Скибинского в опытной группе имел достоверную положительную динамику.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В значениях индекса мощности Шаповаловой у учащихся экспериментальной и контрольной групп наблюдалась положительная динамика и выявлены достоверные различия.

Изменения количественных показателей индекса Руфье имело разнонаправленную динамику: в экспериментальной группе происходило достоверное снижение результата в условных единицах (р < 0,05), что характеризует улучшение физических возможностей учащихся. В контрольной группе динамика также была положительной, но не достоверной.

КГ 255,0±14,4 272,3±13,5 < 0,05

ЭГ 9,4±1,1 7,3±0,8 <0,05

КГ 10,5±1,2 9,4±0,9 > 0,05

ЭГ 14,1±0,9 17,0±0,7 < 0,05

КГ 14,7±1,1 15,6±1,1 > 0,05

Уровень физического здоровья учащихся определялся по суммарному показателю баллов, начисленных по каждому индексу. Итоговый балл соответствовал определенному уровню физического здоровья. Так, в экспериментальной группе итоговый балл увеличился с 14,1 до 17 (р < 0,05), что характеризует улучшение здоровья учащихся в целом по группе со среднего уровня до выше среднего. В контрольной группе произошли незначительные положительные изменения в рамках среднего уровня.

Заключение

Сравнительный анализ результатов исследования соматического здоровья учащихся экспериментальной и контрольной групп, выявил достоверное преимущество юных легкоатлетов, занимающихся физическими упражнениями в условиях спортизированных общеобразовательных школ при индивидуализации дозирования физических нагрузок по сравнению с учащимися, получавшими стандартные нагрузки без учета индивидуальных функциональных особенностей.

Данные, полученные в ходе проведенного нами исследования, указывают на то, что учебно-тренировочные занятия с учетом индивидуальных особенностей физического состояния старшеклассников на основе метода анализа вариабельности сердечного ритма более эффективны, чем занятия со стандартным дозированием физических нагрузок. Это наглядно видно при сравнении динамики итогового балла, определяющего уровень физического здоровья учащихся экспериментальной и контрольной групп.

Перспективой реализации индивидуального подхода в подборе физических нагрузок для детей школьного возраста является анализ личности с гендерных позиций. С помощью подбора средств и методов физкультурно-спортивной деятельности, ориентация на предпочитаемые виды двигательной активности школьников закрепляется в моделях поведения и личностных качествах. Имеется целый ряд данных о психофизиологических особенностях юношей и девушек, среди которых наиболее достоверными являются отличия в сфере двигательной активности. Возможность целесообразно воздействовать на процесс физического развития, оптимизировать его, направив по пути физического совершенствования индивида, может реализоваться при созданных определенных условиях в физкультурном образовании [10].

ЛИТЕРАТУРА

1. Бальсевич В.К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физ-культурно-спортивного воспитания детей, подростков и моло-

дежи России. Теория и практика физической культуры. 2002; 3: 2—4.

2. Школа здоровья: организация работы, мониторинг развития и эффективности (аудит школы в сфере здоровьесбережения детей) / Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Степанова М.И., Храм-цов П.И., Звездина И.В. и др. М.: Просвещение; 2011.

3. Чедов К.В. Индивидуализация физкультурно-спортивной деятельности старшеклассников в рамках реализации проекта "Школьный спортивный сертификат". Альманах современной науки и образования (Тамбов). 2013; 2 (69): 189—91.

4. Синяк Е.Д. Влияние урока физической культуры на вариабельность сердечного ритма у детей младшего школьного возраста в начале и в конце учебного года: Дис. Казань; 2003.

5. Шлык Н.И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов. Ижевск: Удмуртский университет; 2009.

6. Жужгов А.П. Вариабельность сердечного ритма у спортсменов различных видов спорта: Дис. Казань; 2003.

7. Кудря О.Н. Влияние физических нагрузок разной направленности на вариабельность ритма сердца спортсменов. Бюллетень сибирской медицины. 2009; 1: 36—43.

8. Pichot V., Roche F., Gaspoz J.M. Relation between heart rate variability and training load in middle-distance runners. Med. Sci. Sport Exerc. 2000; 10: 17—29.

9. Ачкасов Е.Е., Руненко С.Д., Пузин С.Н. Врачебный контроль в физической культуре. М.: ООО "Триада-Х"; 2012.

10. Ерофеева Н.Ю. Основы гендерной педагогики. Ижевск: Удмуртский университет; 2012.

REFERENCES

1. Bal'sevich V.K. Basic concept of intensive innovation transformation of the national system of physical culture and sports education of

children, adolescents and Russian youth. Theory and Practice of Physical Culture. 2002; 3: 2—4 (in Russian).

2. School of health: the organization of work, monitoring of the development and efficiency (audit of the school in the field of children's health saving) / Kuchma V.R., Sukhareva L.M., Rapoport I.K., Stepanova M.I., Khramtsov P.I., Zvezdina I.V. i dr. Moscow: Education; 2011 (in Russian).

3. Chedov K.V. Individualization of sports activity of high school students within the project "School sports certificate." Literary miscellany of modern science and education (Tambov). 2013; 2: 189—91 (in Russian).

4. Sinyak E.D. Influence of physical training lesson on heart rate variability in children of primary school age at the beginning and the end of the school year. Author's abstract of dissertation ... Candidate of Biology. Kazan'; 2003 (in Russian).

5. Shlyk N.I. Heart rate and the type of regulation in children, adolescents and athletes. Izhevsk: Udmurtia University; 2009 (in Russian).

6. Zhuzhgov A.P. Heart rate variability in athletes of various sports. Author's abstract of dissertation ... Candidate of Biology. Kazan'; 2003 (in Russian).

7. Kudrya O.N. Influence of physical loads of a different orientation on heart rate variability athletes. Bulletin of the Siberian medicine. 2009; 1: 36—43 (in Russian).

8. Pichot V., Roche F., Gaspoz J.M. Relation between heart rate variability and training load in middle-distance runners. Med. Sci. Sport Exerc. 2000; 10: 17—29.

9. Achkasov E.E., Runenko S.D., Puzin S.N. Medical supervision in physical education. Moscow: OOO "Triada-X"; 2012 (in Russian).

10. ErofeevaN.Yu. Bases of gender pedagogics. Izhevsk: Udmurtia University; 2012 (in Russian).

Поступила 08.08.13

Реформы здравоохранения

© Коллектив авторов, 2013 УДК 614.2:616-07

В.О. Щепин1, Ю.И. Бравве2, А. И. Бабенко3, А.Л. Томчук3

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАСЧЕТУ ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ВОСТРЕБОВАННОСТИ КЛИНИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

1ФГБУ Национальный НИИ общественного здоровья РАМН, 105064, Москва, Россия; 2ГБУЗ НСО Государственный Новосибирский областной клинический диагностический центр, 630047, Новосибирск, Россия; 3ФГБУ НИИ комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний РАМН, 654041, Новокузнецк, Россия

Приведен расчет потенциальной востребованности клинико-диагностических технологий для взрослого населения Новосибирской области по ведущим нозологическим формам заболеваний на основе результатов диагностики патологии населения различными методами в региональном диагностическом центре. Ключевые слова: пaтолoгическая пopaжeннocть, прогноз распространенности патологии, социльно-гигиеническая значимость

THE METHODIC APPROACHES TO CALCULATION OF POTENTIAL RELEVANCE OF CLINICAL

DIAGNOSTIC TECHNOLOGIES

V.O. Schepin1, Yu.I. Bravve2, A.I. Babenko3, A.A. Tomtchuk3

'The National Research Institute of Public Health of the Russian Academy of Medical Sciences, 105064 Moscow, Russia; 2The State Novosibirsk Oblast Clinical Diagnostic Center 630047 Novosibirsk, Russia;

3The Research Institute of Complex Problems of Hygiene and Occupational Diseases of the Siberian Branch of the Russian Academy of Medical Sciences, 654041 Novokuznetsk, Russia The article presents the calculation of potential relevance of clinical diagnostic technologies for population of Novosibirsk oblast relating to leading nosology forms of diseases on the basis of the results of diagnostic of population pathology using different techniques in the regional diagnostic center.

Key words: pathologic affection, prognosis ofprevalence ofpathology, social hygienic significance

Эффективное управление медицинскими организациями и в целом территориальным здравоохранением

Щепин Владимир Олегович, shchepin131@mail.ru; Бравве Юрий Иосифович, secrdc@ngs.ru; Бабенко Анатолий Иванович, bai@ soeamn.ru

будет определяться адекватными подходами к стратегическому планированию с использованием информации разного уровня познания (от индивидуального до общественного здоровья) распространенности патологии среди населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.