Научная статья на тему 'Использование средств вольной борьбы в физическом воспитании девушек, обучающихся в вузе'

Использование средств вольной борьбы в физическом воспитании девушек, обучающихся в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
281
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЬНАЯ БОРЬБА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ВУЗЕ / СПОРТИВНЫЙ ОТБОР / СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА / МОТИВАЦИЯ / WRESTLING / PHYSICAL EDUCATION IN HIGH SCHOOL / SPORTS SELECTION / SPORTS TRAINING / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гулгенов Цыденжаб Бальжинимаевич, Комарова Анна Владимировна

В современном обществе возрастает роль молодого физически активного поколения с твердой жизненной и гражданской позицией. Занятия единоборствами девушек в условиях вуза оказывают положительное влияние на становление и развитие их личности. Спортизированные занятия тесно связаны с процессом спортивного воспитания, способны удовлетворить потребность в движении и сформировать стремление к здоровому образу жизни. Многие девушки желают заниматься силовыми видами спорта и единоборствами. Отбирать девушек в спортивные секции следует, исходя из представленной системы отбора. Необходимо учитывать уровень здоровья, физической подготовленности, особенности женского организма. В статье изложены основные концептуальные подходы к процессу физического воспитания девушек в вузе с использованием средств вольной борьбы. Выявлено оптимальное соотношение объема и интенсивности тренировочных нагрузок. Приведена методика отбора девушек в секцию вольной борьбы при вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гулгенов Цыденжаб Бальжинимаевич, Комарова Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF MEANS OF FREE STILE WRESTLING IN PHYSICAL EDUCATION OF GIRLS TRAINING AT THE UNIVERSITY

In modern society, the role of the young physically active generation with a strong vital and civic stance is growing. Classes martial arts girls in the conditions of the university have a positive impact on the formation and development of their personality. Sports lessons are closely related to the process of sports education, they are able to satisfy the need for movement and form the desire for a healthy lifestyle. Many girls want to engage in power types and martial arts. To select girls in the sports section should be based on the presented selection system. It is necessary to consider the level of health, physical fitness, especially the female body. The article outlines the main conceptual approaches to the process of physical education of girls in high school using the means of wrestling. The optimal ratio of the volume and intensity of training loads. The method of selection of girls in the section for wrestling at the university is given.

Текст научной работы на тему «Использование средств вольной борьбы в физическом воспитании девушек, обучающихся в вузе»

Педагогика

УДК 796.81

кандидат педагогических наук, доцент Гулгенов Цыденжаб Бальжинимаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Бурятский государственный университет» (г. Улан-Удэ);

кандидат педагогических наук, доцент Комарова Анна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Бурятский государственный университет» (г. Улан-Удэ)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ВОЛЬНОЙ БОРЬБЫ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕВУШЕК,

ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ

Аннотация. В современном обществе возрастает роль молодого физически активного поколения с твердой жизненной и гражданской позицией. Занятия единоборствами девушек в условиях вуза оказывают положительное влияние на становление и развитие их личности. Спортизированные занятия тесно связаны с процессом спортивного воспитания, способны удовлетворить потребность в движении и сформировать стремление к здоровому образу жизни.

Многие девушки желают заниматься силовыми видами спорта и единоборствами. Отбирать девушек в спортивные секции следует, исходя из представленной системы отбора. Необходимо учитывать уровень здоровья, физической подготовленности, особенности женского организма.

В статье изложены основные концептуальные подходы к процессу физического воспитания девушек в вузе с использованием средств вольной борьбы. Выявлено оптимальное соотношение объема и интенсивности тренировочных нагрузок. Приведена методика отбора девушек в секцию вольной борьбы при вузе.

Ключевые слова: вольная борьба, физическое воспитание в вузе, спортивный отбор, спортивная тренировка, мотивация.

Annotation. In modern society, the role of the young physically active generation with a strong vital and civic stance is growing. Classes martial arts girls in the conditions of the university have a positive impact on the formation and development of their personality. Sports lessons are closely related to the process of sports education, they are able to satisfy the need for movement and form the desire for a healthy lifestyle.

Many girls want to engage in power types and martial arts. To select girls in the sports section should be based on the presented selection system. It is necessary to consider the level of health, physical fitness, especially the female body.

The article outlines the main conceptual approaches to the process of physical education of girls in high school using the means of wrestling. The optimal ratio of the volume and intensity of training loads. The method of selection of girls in the section for wrestling at the university is given.

Keywords: wrestling, physical education in high school, sports selection, sports training, motivation.

Введение. Физическая культура студентов высших учебных заведений является одним из основных компонентов формирования профессиональной компетентности квалифицированных кадров и существенно отличается от уроков по физкультуре в средней школе. Обучение физической культуре в вузе формирует и закрепляет здоровые привычки у молодежи.

Однако в вузах, как и в учебных заведениях других уровней, актуальна проблема мотивации двигательной активности, у некоторых студенток отмечается отсутствие желания и интереса посещать занятия по физической культуре. Поэтому необходимо использовать дифференцированные формы организации занятий с учетом интересов занимающихся.

Занятия в таких группах способствуют всестороннему развитию физических качеств. Кроме того, осваивается, совершенствуется техника и тактика вольной борьбы, формируются навыки успешного использования в различных условиях соревновательной деятельности.

Элективные курсы предусматривают учет интересов и склонностей занимающихся, предусматривают самостоятельный и сознательный выбор спортивной секции. Спортизация является одним из способов формирования положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом. Спортизация процесса физического воспитания обеспечивает удовлетворение потребности в двигательной активности, прививает приверженность не только к здоровому образу жизни, но и к спортивному стилю жизни. Обучающиеся познают радость побед, учатся анализировать и принимать поражения, соблюдать Правила честной игры [5, 6, 8].

Формулировка цели статьи. Цель исследования - научно обосновать процесс физического воспитания девушек в вузе с использованием средств вольной борьбы. Задачи: выявить особенности процесса спортизации в физическом воспитании студентов; определить подходы к отбору обучающихся и построению программы физического воспитания в вузе с использованием средств вольной борьбы; проанализировать эффективность разработанной программы.

Изложение основного материала статьи. Занятия девушек по вольной борьбе в Бурятском государственном университете проходят в рамках элективных курсов по физической культуре. Наиболее перспективные и одаренные девушки по после первых двух курсов зачисляются также в спортивные школы, где подготовка осуществляется согласно Федеральным стандартам спортивной подготовки.

Современный спорт характеризуется значительным ростом рекордов, интенсификацией тренировочно-соревновательных нагрузок. Даже для участия в соревнованиях республиканского уровня требуется значительная подготовка. Поэтому большую роль играет спортивный отбор на разных этапах спортивной подготовки. В Бурятском государственном университете спортивный отбор осуществляется следующим образом. Отбор желающих посещать секцию вольной борьбы производится из числа обучающихся неспортивных факультетов по всем направлениям подготовки (УГСН), которые изучают дисциплину «Физическая культура», а также в рамках дисциплины «Повышение спортивного мастерства» в секции занимаются девушки, которые обучаются на факультете физической культуры, спорта и туризма, имеющие спортивные разряды по вольной борьбе. Задача спортивного отбора - отобрать наиболее пригодных исходя из требований данного вида спорта и прогнозирования спортивных достижений.

Технологически процесс отбора в секцию вольной борьбы в Бурятском государственном университете проводится в три этапа. На первом этапе осуществляются агитационные мероприятия с целью активизации интереса девушек к занятиям вольной борьбой. Помимо желания заниматься вольной борьбой учитывается также и уровень физической подготовленности девушек, желающих заниматься вольной борьбой. Девушки сдают нормативы с целью выявления уровня физической подготовленности. Также применяется метод экспертных оценок для определения и выявления наиболее талантливых и пригодных к данному виду спорта девушек. Когда девушки непосредственно приступают к тренировкам, производится непрерывное наблюдение и мониторинг темпов усвоения учебного материала, приобретения технико-тактических навыков.

Так как сила играет большую роль в женской борьбе, мы рекомендуем при отборе кандидаток в секцию вольной борьбы использовать следующие тесты и критерии оценки их показателей:

- поднимание туловища из положения лежа на спине с закрепленными ногами, руки за головой, кол-во раз. Оценка в баллах: 5 баллов - 60 раз; 4 балла - 50 раз; 3 балла - 40 раз; 2 балла - 30 раз; 1 балл - 20 раз.

- подтягивание в висе лежа, перекладина на высоте 980 см, кол-во раз: 5 баллов - 20 раз; 4 балла - 16 раз; 3 - 10 раз; 2 - 8 раз; 1 балл - 4 раза.

- приседание на одной ноге, стоя на скамейке, опираясь рукой о стену, кол-во раз: 5 баллов - 12 раз; 4 балла - 10 раз; 3 - 8 раз; 2 - 6 раз; 1 балл - 4 раза.

Уровень развития скоростно-силовых способностей мы рекомендуем определять посредством сдачи нормативов в беге на короткие дистанции, на 30 м и на 60 м.

Косвенным показателем специальной выносливости является время пробегания дистанции 800м, так как средний показатель времени пробегания составляет около трех минут, а то это время одного раунда соревновательного поединка в вольной борьбе.

Очень важный критерий отбора - развитие координационных способностей, время, потребовавшееся на овладение техникой того или иного приема свидетельствует о моторной обучаемости девушек, о способности управлять своими движениями.

На наш взгляд очень надежным критерием спортивного отбора и ориентации является прирост результатов за первые полтора года занятий вольной борьбой. За это время отсеиваются девушки, которые попали в секцию случайно, и остались перспективные спортсменки.

Также следует уделять большое внимание физическому развитию. Морфологические и функциональные показатели в большей степени определяются возрастом биологическим, нежели возрастом паспортным. Отдавать предпочтение акселератам не всегда целесообразно. Зачастую девушки, у которых темпы физического развития замедлены, оказываются способны, предрасположены к занятиям спортом. И, как раз, их одаренность может проявиться именно на младших курсах обучения в вузе.

Большое значение в спортивном отборе имеет учет индивидуально-типологических особенностей девушек, которые мы определяем с помощью специально подобранной батареи тестов. Психологическая составляющая как в процессе спортивной тренировки, так и процесса отбора играет очень важную роль. Известный борец и тренер Карапетян А. С. смысл отбора на начальном этапе видел, прежде всего, в силе желания кандидата попасть в команду, в его спортивной целеустремленности [3]. Тренеру необходимо помнить, что путь к вершинам, к высоким соревновательным результатам начинается с самого первого выходы на ковер. Многие американские тренеры также большое внимание уделяют выявлению мотивов, опосредующих занятия спортом даже на начальном этапе. При этом еще учитываются функциональные возможности занимающихся.

В перспективе при проведении спортивного отбора планируем учитывать и генетические особенности претендентов. Широкое применение метода генетического анализа пока невозможно ввиду высокой стоимости генетического анализа.

Академик Астауров Б. Л. считал, что возможности воспитания и тренировки не безграничны, они очень сильно детерминированы наследственной конституцией (генотипом) конкретного индивидуума. Наследственный фактор в значительной степени детерминирует темпы физического развития, приобретения двигательных навыков, аэробную и анаэробную производительность организма, определяет также величину прироста функциональных возможностей под влиянием спортивных тренировок [1]. Но, признавая значимость генетического фактора, нельзя умалять роль внешней среды.

Контроль состояния и подготовленности девушки проходят в лаборатории функциональной диагностики Бурятского государственного университета, Республиканском врачебно-физкультурном диспансере. Большое внимание уделяется здоровью девушек, этапные и углубленные обследования позволяют отследить отклонения, риск возникновения патологий под влиянием физических нагрузок. При планировании учебно-тренировочного процесса в вузе следует учитывать особенности женского организма, его реакцию на нагрузку [2, 4, 7].

С учетом специфики физического воспитания в вузе процесс тренировки в девушек в секции вольной борьбы можно построить в три этапа: на первом этапе осуществляется начальная общефизическая подготовка, на втором этапе осуществляется общая и специальная подготовка, на третьем этапе приступают к специализированной подготовке (совершенствуется техника и тактика борьбы).

Наибольший отсев занимающихся происходит на первом этапе. Это -следствие недостаточной мотивации и осознания специфики вида спорта. Поэтому мы считаем необходимым уделять должное внимание массовому отбору и формированию интереса к борьбе.

На втором этапе (как правило, это второй курс обучения) производится работа по повышению уровня физической подготовленности, освоению техники и тактики вольной борьбы. В конце второго года занятий девушки начинают выступать на соревнованиях, приобретая опыт.

На третьем этапе осуществляется поиск индивидуального стиля ведения борьбы.

Основной формой учебно-тренировочного процесса в университете является занятие. Тренировочные занятия проводятся с целью физического образования, улучшения показателей общей и специальной физической подготовленности, овладению техники и тактики вольной борьбы, психологической подготовки. Контрольные занятия позволяют определить эффективность процесса подготовки спортсменок, они, как правило, завершают изучение определенного раздела учебной программы, а также отражают качество работы тренера. Занятия в форме соревнований необходимы для выявления сильнейших спортсменок, их потенциала. На основе результатов контрольных и соревновательных занятия формируется состав команды.

Планирование тренировочного процесса производится в двух вариантах: для начинающих спортсменок и для высококвалифицированных спортсменок. Планирование осуществляется на основе анализа достижений спортивной науки и всестороннего анализа результатов предшествующего года. Поэтому следует внимательно и качественно анализировать тренировочно-соревновательную деятельность спортсменок за прошедший год, для того, чтобы внести определенные коррективы и сохранить преемственность эффективных средств и методов подготовки.

Процесс планирования тренировочного процесса по женской борьбе в вузе осуществляется в следующем порядке:

- для каждой спортсменки устанавливаются индивидуальные целевые индикаторы уровня подготовленности: физической, технико-тактической, психологической;

- анализируются современные тенденции развития вольной борьбы, определяется общее и частное в уровне подготовленности главных соперниц, исходя из этого формулируются индивидуальные цели соревновательной деятельности, составляется календарь соревнований для каждой спортсменки;

- составляется общий план работы с группой, в который также включается организационная, пропагандисткая работа.

Планирование тренировочного процесса в вузе имеет определенные сложности. Тренеру нужно гармонично вписать тренировку студенток, не в ущерб учебному процессу. Для сильнейших спортсменок целесообразно составление индивидуального графика обучения или даже предоставление академического отпуска.

Тренировочный процесс должен основываться на личностно-ориентированном подходе. Авторитарный стиль тренера подавляет в воспитанницах творческое начало, процесс должен строиться по типу диалога, а не монолога. Совместное обсуждение с тренером целей и задач спортивной тренировки, возникающих проблемных ситуаций порождает поисковую активность спортсменок. В режиме диалогического общения достигается технология педагогической поддержки спортсменок в преодолении возникающих препятствий в их учебно-тренировочной деятельности. Сущность педагогической поддержки состоит не в прямой подсказке педагога, а в актуализации внутреннего потенциала спортсмена.

Выводы. Проведенные нами исследования показывают, что в физическом воспитании студентов актуален процесс спортизации, особое место в котором занимают силовые виды спорта и единоборства. Отбор девушек в секцию вольной борьбы следует производить, основываясь на современных научно-обоснованных методах, учитывая медико-биологические, педагогические, психологические критерии отбора. При планировании тренировочного процесса девушек в вузе следует учитывать гендерные особенности. придерживаться личностно-ориентированного подхода. в спортивной тренировке. Занятия девушек вольной борьбой способствуют повышению показателей физической подготовленности, развитию и становлению личности.

Литература:

1. Астауров Б.Л. Наследственность и развитие: избр.труды / Б.Л. Астауров. - М.: Наука, 1974. - 359 с.

2. Гулгенов Ц.Б., Комарова А.В. Методика спортивного отбора кандидаток в группу женской вольной борьбы // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2017. - № 1. - С. 115-117.

3. Карапетян А.С. Опыт подготовки юных борцов. // сб. «Спортивная борьба». - М.: ФиС, 1981. -С. 32-33.

4. Карташова А.В. К вопросу о готовности высококвалифицированных спортсменок в женской борьбе к выполнению программ централизованной подготовки // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2013. - № 10 (104). - С. 82-85.

5. Королев Г.Н., Салмова А.И. Спортизация физического воспитания студентов на основе стритбола // Стратегия формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта «Спорт для всех» и внедрение всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО: материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - 2016. - С. 77-79.

6. Мамаев А.Р., Солдаткин А.М. Спортизация как главный фактор успешности при воспитании современной молодежи // Новая парадигма науки и образования: на пути к конвергенции знаний, технологий, общества: сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. -Международный научно-информационный центр «Наукосфера». - 2017. - С. 29-31.

7. Неробеев Н.Ю., Неробеева Л.В., Неробеева О.В. Повышение эффективности подготовки женских сборных команд занимающихся борьбой // Спортивно-массовая работа и студенческий спорт: возможности и перспективы: Материалы Международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 65-71.

8. Черепов Е.А. Спортизация физического воспитания как системообразующий хронотоп в здоровьеформирующем образовательном пространстве // Теория и практика физической культуры. - 2016. -№ 3. - С. 6-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.