Научная статья на тему 'От студенческих инициатив к социальным проектам'

От студенческих инициатив к социальным проектам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
351
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИКА ПРОЕКТОВ / ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СУБЪЕКТИВНО-ЛИЧНОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абашина А.Д., Бражник Е.И.

Организационные аспекты социально-проектной деятельности в условиях высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «От студенческих инициатив к социальным проектам»

ОТ СТУДЕНЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВ

ГЦЭДЖНЖЮ

От студенческих инициатив к социальным проектам

А.Д. Абашина,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры воспитания и социализации РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, е-шаИ: abasha@list.ru

Е.И. Бражник,

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой воспитания и социализации РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, е-шаП: ev.brajnik@gmail.com

В статье описываются организационные аспекты социально-проектной деятельности в ходе подготовки будущих социальных педагогов в условиях высшего профессионального образования.

• социально-проектная деятельность • педагогика проектов • теоретико-методологическая подготовка • педагогическое взаимодействие • субъективно-личностная ориентация

Студенческая социально значимая инициатива — это форма и механизм проявления социальной позиции, выражающейся в ответственной деятельности по отношению к себе, другому человеку, обществу, выступающей средством успешной социализации личности в обществе. Вот если школьная воспитательная система пойдет по пути развития детских и молодежных инициатив, развивающихся при поддержке педагогов, то можно добиться хороших результатов.

Надо отметить, что поддержка молодежных инициатив в форме различных проектов — самая распространенная форма работы с молодежью в разных регионах нашей страны. (примеры проектов: «Наша общая победа», «Технологии добра», «Ты — предприниматель», «Открытая молодежь Воронежской области», Форум «Ладога» и др.).

На наш взгляд, очень значимы для нашего общества молодежные конкурсы социально-ориентированных проектов: социальная поддержка и защита граждан; благотворительная деятельность (ветеранам, нуждающимся); патриотическое и нравственное воспитание;

профилактика экстремизма в молодежной среде; формирование здорового образа жизни.

Современный этап — калейдоскоп студенческих инициатив (стоит зайти в Интернет и познакомиться информацией из различных регионов), но государством обозначены их ценностно-целевые установки:

• духовно-нравственное развитие и воспитание детей и молодежи, защита их нравственности;

• вовлечение молодежи в социальную практику;

• развитие созидательной активности молодежи;

• интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.

Педагогика проектов приводит к новым отношениям «знания — умения», необходимые для практической деятельности в реальной жизненной ситуации. Логика проектов не подчинена ни логике преподавания предмета, ни требованиям экзаменов, она более гибкая и прагматичная. Через глобальные (трансверсальные) темы может выстраиваться образовательная ситуация, которая акцентирует внимание на социально значимом действии или на поиске решения определенной проблемы. Выбираемые темы проектов могут быть достаточно широкими, чтобы не ограничивать возможности обучаемых действовать, проявлять инициативу или способствовать социальной адаптации, которые могут стать следствием проектной деятельности. Например, было бы трудно объяснить такие социальные явления, как нетерпимость, ксенофобия, неравенство, загрязнение окружающей среды и др., единственно только посредством изучения содержания одной дисциплины. Чтобы лучше понять эти слож-

ные явления, необходимо опираться на междисциплинарные знания, которые имеют прагматическое значение и связаны с социальной деятельностью.1

Проектная деятельность студентов в университете включает несколько этапов. На первом этапе, в начале проектной работы студентов на кафедре (на факультете), с помощью преподавателя или специалиста-практика (возможно, по заказу учреждения — социального партнера) определяется сфера социальной деятельности, которая доступна и освоена достаточно опытными практиками, чей опыт может стать предметом рефлексии в проекте. Важный этап работы кафедры связан с выбором темы выпускной квалификационной работы магистрантом и студентов бакалавриата. Кафедра получает от профильных комитетов правительства Санкт-Петербурга и районных администраций перечень актуальных для дальнейшего развития города тем. Выпускные квалификационные работы студентов могут включать проекты по совершенствованию социально-педагогической деятельности или по совершенствованию социальной работы. Успешная общественная защита ВКР и победа в конкурсе повышают самооценку студента, дают возможность попробовать себя в конкретной профессиональной деятельности. Так, на кафедре социальной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена, уже сформирована традиция, когда студенты и магистранты кафедры пишут научно-исследовательские работы и проекты по социальному заказу и на базе администраций муниципальных районов города Санкт-Петербурга, Комитета по социальной политике и Комитета образования в г. Санкт-Петербурге, Комитета по молодежной политике и Комитета социаль-

1 Бражник Е.И., Абашина А.Д. Интегративный подход в профессиональной подготовке студентов к социальной работе /Актуальные проблемы науки и сферы образования: мат-лы Межд. науч.-практ. конф. Алматы, 23—24 апр. 2014. — Алматы. Изд-во: Казахский национальный университет им. Аль-Фараби, 2014. — С. 96—100.

ной защиты населения в Ленинградской области.

Приведем в качестве примера несколько тем выпускных квалификационных работ, которые выполнены по заказу профильных комитетов правительства Санкт-Петербурга: Т. Жукова «Массовые коммуникации в социальном управлении (на примере ЗАКСа СПб)»; С. Чуки-на «Программно-целевое управление в реализации молодежной политики на муниципальном уровне». База исследования — Отдел по работе с молодежью администрации Пушкинского района СПб; Ж. Хасенова «Социально-педагогическое сопровождение людей с ограниченными возможностями трудоспособного возраста». База исследования — СПбБОО «Центр социальной реабилитации инвалидов» Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга; А. Кубасова «Волонтерское движение. Современное состояние, задачи и перспективы» (заказчик — Комитет по образованию Санкт-Петербурга); У. Ильина «Современные направления и новые методики социальной реабилитации детей-инвалидов в районном центре социальной реабилитации детей-инвалидов и семей, имеющих в своем составе детей-инвалидов». Заказчик — администрация Приморского района Санкт-Петербурга.

В процессе научно-исследовательской и творческой работы в таком тандеме складываются инновационные формы взаимодействия студенческой молодежи и органов исполнительной власти2. Это очень важно, ведь наши студенты и магистранты — потенциальные специалисты, которые могут прийти работать в образовательные и социозащитные организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Интересно, что в ряде случаев учреждение-заказчик устраивает конкурс

2 Суртаева H.H., Бражник Е.И., Суртаева Ж.Б. Трансформация социального взаимодействия в вузовской системе образования//Мир науки, культуры, образования. — 2011. — № 6—1. — С. 71—74.

на работы по заданной тематике, где главным призом является трудоустройство молодого специалиста.

В случае самостоятельного выбора профессионального поля для проектной работы у студентов, будущих специалистов социальной сферы, развивается «проблемная чувствительность» и социальная ответственность, умение увидеть в современных реалиях социума действительно актуальные социальные проблемы.

На втором этапе осуществляется теоретико-методологическая подготовка студентов к проектной работе в выбранной сфере социальной и социально-педагогической деятельности.

Участники проектной деятельности должны понять: Что такое проект? Что является целью проектной деятельности? В чем актуальность (оригинальность и ценность) идеи проекта? На решение каких проблем существующих социальных практик он будет направлен? Каков будет результат (продукт) проектной деятельности? Где он может быть применен? Как он может изменить ситуацию на практике? Основными задачами являются следующие: ознакомить студентов с основами и сущностью проектной деятельности; привести их к осмыслению значимости готовности к проектной деятельности; создать эмоционально-положительное отношение студентов к проектной деятельности; активизировать потребность в самореализации в ходе работы над проектом.

Зачастую новизна, актуальность, оригинальность решения рассматриваемой в специальной литературе проблемы, на основе которой разрабатывается проект, вызывает у студентов появление общего интереса, стремления и желания более подробно познакомиться с информацией, проанализировать ее с точки зрения применения в конкретных условиях социальной практики. Студенты актуализируют и обобщают имеющиеся у них теоретические знания о конкретной целевой группе

будущего социального проекта. При этом происходит реальная интеграция содержания отдельных учебных дисциплин. Известно, интеграция проявляет себя обозначением целостности единства взаимосвязей элементов в педагогических системах почти во всех педагогических концепциях личностно-развивающего образования. Например, она проявляется в педагогической парадигме концепции времени, содержащей взаимопроникновение свободного и учебного времени, способов их взаимодействия, качественного взаимодополнения в системе обучения и самообразования личности в учебной и социальной деятельности, разработанной Н.Ф. Масловой в рамках её научной школы (А.Д. Аба-шина, Т.В. Бондарева, С.В. Куликова, Л.П. Коренев, Ю.А. Ленина, С.Ю. Лачи-нов, А.К. Нешков, Л.К. Проскурякова, О.Г. Селивоненко, И.В. Щекотихина и др.). Интеграцию можно рассматривать и как внутренний резерв развития личности человека, его познания и самопознания в условиях практического бытия и реализации индивидуального творческого потенциала. Социальные аспекты процесса интеграции связаны с восстановлением целостности воспитательных, образовательных и обучающих взаимодействий; восстановлением целостности соотношения педагогических традиций и инноваций в рамках взаимодействия поколений; восстановление целостности национальной и общечеловеческой парадигмы воспитания, образования и обучения. При этом сам феномен интеграции приобретает статус механизма общественного и культурного развития, становится условием личностного развития человека3.

Отсюда, сущность интеграции на втором этапе проектной работы заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность

3 Маслова Н.Ф., Корнеев Л.П. Методология и методика

педагогических исследований в высшей школе. — Орел: ОГТУ, 2004. — 96 с.

студентов и преподавателей по реализации вместе выработанных целей и задач. Образовательный процесс в условиях вуза, с позиций педагогической интеграции в аспекте применения личностно-раз-вивающего подхода исходит из необходимости проектирования, конструирования и создания ситуаций образовательной деятельности. Ситуации создаются в целях объединения средств обучения и воспитания в единые организационно-методические формы. Так, например, осуществляя рефлексивную самооценку собственной теоретической готовности к разработке и реализации социального проекта, студенты самостоятельно находят недостающую информацию по проблеме проекта: изучают специальную литературу, посещают и исследуют основные сферы жизненного пространства целевой группы населения, анализируют практикуемые в данном профессиональном поле формы и методы социальной и социально-педагогической работы.

Члены проектной группы формулируют рассматриваемую проблему с точки зрения перспективных, промежуточных и ближайших целей, разрабатывают алгоритм (технологию) решения проблемы, осуществляют практическую деятельность по социальному проекту. Все рабочие шаги в ходе реализации проекта систематически документируются и критически оцениваются в процессе регулярных встреч, курирующего проект преподавателя, студентов, практических социальных педагогов (специалистов по социальной работе), а также представителей целевых групп, пользователей проекта. При этом развиваются навыки групповой работы, креативные способности студентов.

Блок задач проектного обучения включает в себя три аспекта: образовательный, воспитательный и развивающий.

Образовательный аспект направлен на приобретение студентами знаний, умений и навыков смысловой переработки

информации. В процессе выполнения различных видов учебных работ и социальных проектов это ведет к овладению и расширению специальных профессиональных знаний.

Рассуждая о личности специалиста по социальной работе как профессионала, Л.В. Мардахаев отмечает: «Деятельность социального педагога — это зона доверия между профессионалом и ребенком, путь к их взаимопониманию, обучению. Он должен быть «достаточно тонким в своих откликах к клиенту»4. Конечно, без эмоциональной реактивности, чувствительности к поведению других, альтруизма это было бы невозможно. Следует отметить, что через систему таких личностных качеств, которые составляют основу отзывчивости, как: эмпатия, способность к самоотдаче, обязательность, исполнительность, чувствительность к поведению других, эмоциональная реактивность, раскрывается рефлексивная готовность специалиста к будущей профессиональной деятельности, что является залогом ее успешности. При этом, по данным наших исследований (2012—2013 г.), имеет тенденцию к росту такое качество личности, как уступчивость, включающее в себя неинициативность, робость, социальную неприспособленность. На наш взгляд, данный факт является следствием отсутствия условий при организации процесса эффективного интегративного обучения будущих социальных педагогов:

1) отсутствие информационно обогащенной образовательной среды, воссоздающей контекст будущей профессиональной деятельности;

2) недостаточная (либо отсутствие) реализация в процессе обучения субъект-субъектных отношений между студентами, преподавателями и среди студентов, активизирующая интегра-тивную теоретико-инструменталь-

4 Мардахаев Л.В. Деонтология социальной педагогики, ее сущность и содержание//Социальная политика и социология. — 2011. — № 11. — С. 208—222.

ную деятельность студентов в учебное и внеучебное время;

3) наличие неотлаженного механизма обратной связи в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов. Отсутствует система организации ситуаций успеха в конструктивной деятельности и продуктивном взаимодействии студентов с клиентами, нуждающимися в помощи и поддержке.

Именно на решение таких воспитательных задач (воспитание социальной ответственности, взаимопомощи и взаимоподдержки, толерантности по отношению к другим и к иному мнению и др.) направлено наше проектное обучение, которое осуществляется в рамках организованной особым образом локальной образовательной среды. Именно она позволяет сочетать различные способы взаимодействия участников проектной работы, создает условия для творчества в индивидуальной и коллективной деятельности. Это, в свою очередь, дает возможность реализовать развивающий аспект проективного обучения: развитие познавательной, эмоциональной и поведенческой сферы личности студента будущего социального педагога.

Следует отметить, что в современных исследованиях очень часто творчество рассматривается как элемент любого этапа образовательной деятельности (обучения). При этом в нашем понимании творчества мы придерживаемся позиции Н.Ф.Масловой, что творческое, новое — это субъективно новое, «собственное открытие уже известного того, до чего дошел своим умом, собственным умом, талантом»5. Исходя из различных трактовок нового, для проектного обучения характерен именно такой вид творчества. Основные направления развития творческой индивидуальности студента

5 Маслова Н.Ф., Нешков А.К. Акмеологическая педагогика: Факультативный курс. — Орел: ВИПС, 1999. —

88 с.

в процессе проективного обучения проявляются в организации исследовательской деятельности в контексте значимой проблемной ситуации разрабатываемого проекта, в выборе вариантов решения, в рефлексии способов собственной деятельности, приобретающей теперь личностный смысл. Особенностью данного этапа является сотворческая позиция субъектов. Она характеризуется критичностью относительно своего и чужого опыта, восприятием нового не в качестве окончательной истины, а как выход в другое (иное) знание.

Осуществление студентами технологии проектной деятельности направлено, с одной стороны, на овладение элементами социального проектирования с учетом специфических принципов проективного обучения (проблемности, профессиональной направленности, интеграции и др.) и включает в себя педагогическую поддержку и саморефлексию студента. С другой — на формирование готовности социально-ответственному поведению, продиктованному не только профессиональным самоопределением, но и реальной возможностью личного участия, личного деятельного сопереживания и.т.п.

Первые два уровня: репродуктивный с элементами собственного поиска и реп-родуктивно-продуктивный, направлены на последовательное овладение операциями и действиями гностических, проектировочных умений. Формирование умений происходит в процессе выполнения студентами комплексных заданий, представляющих собой сложную деятельность, состоящую из отдельных операций, действий, определяемых своими собственными задачами, а также в процессе разработки диадных, триадных, групповых мини-проектов6.

6 Бражник Е.И., Абашина А.Д. К вопросу о подготовке социальных педагогов к правозащитной деятельности/Воспитание в изменяющемся мире. Мат-лы

I Межд. науч.-практ. конф. 30.01.2015. — Омск: ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», 2015. — С. 58—61.

На следующем этапе (этапе творческой самореализации) происходит овладение студентами третьим (творческим) уровнем готовности к проектной деятельности. Это позволяет реализовать такие организационно-методические формы, как разработка исследовательских, информационных, профессиональных, практико-ориентированных проектов, написание студентами рефератов, курсовых работ, выступление с научными докладами, организация тематических круглых столов.

Для этого этапа характерно дальнейшее развитие в самостоятельной проективной деятельности: совокупности умений, сформированных на предыдущих этапах. Здесь происходит смещение доминанты с совместной деятельности преподавателя и студента к самостоятельной деятельности студента в составе проектной группы, осознание им роли группового сотрудничества в решении задач проекта, формируется способность работать в команде, проявляется творчество в процессе разработки проекта, представлении и оформлении продукта, оценивается личностный вклад в общее дело.

На данном этапе студенты приобщаются к важным в профессиональном плане видам деятельности — конструированию и социальному проектированию. Социальное проектирование, в нашем понимании, означает совокупность мотивированных действий, направленных на достижение запланированного результата на основе анализа, исследования и прогноза изменения проблемной ситуации. Знакомство с проектной деятельностью и ее особенностями, понимание ее значения для решения профессиональных задач, приобретение начальных умений и навыков проектирования вносят ощутимый вклад в общую подготовку будущего специалиста.

Учитывая, что задачи проектирования конкретизируются на трех уровнях: 1) социокультурном (решение важной

в профессиональном плане практической задачи с целью изменения ситуации в социуме); 2) собственно педагогическом (знакомство и приобщение к процессу педагогического проектирования); 3) индивидуально-личностном (пробуждение внутренних сущностных сил, стремление овладеть проектировочными умениями и воплотить приобретенные знания, умения в уникальной, неповторимой форме), в нашем случае может идти речь о втором и третьем уровнях7.

Разработанный социальный проект выступает одновременно как творческий продукт определенного вида деятельности; произведение автора или коллектива авторов; новое социальное знание. В процессе совместной работы над проектом и воплощения в практику полученного результата развиваются элементы творчества, которые проявляются в субъективной новизне мыслей, чувств, отношений, позиций и пр.

Образовательный процесс есть педагогическое взаимодействие преподавателя и студента. Педагогическое взаимодействие в проектном обучении мы рассматриваем как сочетание приемов педагогической поддержки (активизация, помощь, совет, консультация, фасилитация) со стороны преподавателя, которая не только обеспечивает успешность работы над проектом, но и отражает локальную образовательную среду, позволяющую актуализировать и развивать внутренний потенциал молодого человека в форме соучастия и сотворчества между преподавателем и студентом. Это определяет особую роль и позицию преподавателя

7 Абашина А.Д., Бражник Е.И. Психолого-педагогические приемы организации эффективного образовательного взаимодействия со студентами // Актуальные проблемы психологического обеспечения практической деятельности силовых структур: сб. материалов Третьей Всерос. науч.-практ. конф. специалистов ведомственных психологических и кадровых служб с международным участием/под ред. А.В. Агра-шенков, П.Н. Виноградов, А.В. Лагун, С.Т. Посохова, М.М. Решетников. — СПб., 2014. — С. 399—403.

в учебном процессе. Так, например, на мотивационном этапе педагогическая поддержка сводится к тому, чтобы заинтересовать студентов в проектном обучении, вдохновить их на осуществление проективной деятельности, представить образцы ранее выполненных студенческих проектов, мотивировать их на успех. При этом на технологическом этапе педагогическая поддержка заключается в оказании помощи студентам в работе с материалами социального проекта, представлении консультаций, советов по поводу организации проективной деятельности, реализации проекта и предъявления результата.

А на этапе творческой самореализации педагогическая поддержка уже приобретает формы сотрудничества и сотвор-чества8.

Важно подчеркнуть, что всем этапам социального проектирования присуща рефлексия. Это способность выйти из ситуации и посмотреть на себя со стороны. Однако взгляд со стороны подразумевает некую «точку», из которой мы оцениваем ситуацию и себя в ней. В нашем понимании эта «точка» не может быть ничем иным, как профессиональной позицией студента, будущего специалиста по социальной сфере. Профессиональная позиция всегда включает в себя три компонента: направленность на дело, направленность на себя и направленность на других. В процессе проектного обучения происходит не просто познание и понимание студентом самого себя, но и выяснение того, как другие участники понимают его, как выражают обратную связь или эмоциональные реакции, какое мнение имеют о нем и его деятельности. Это позволяет говорить о развитии особой формы рефлексии — предметно-рефлексивных отношениях, характеризующих

8 Бражник Е.И., Маслова Н.Ф., Абашина А.Д. Студенческие социальные проекты: от сотворчества к социальной ответственности//Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образова-

ние. — 2015. — № 2. — С. 56—65.

взаимное отображение субъектов совместной деятельности.

Необходимо отметить, что в целом включение студентов в проектную деятельность способствует формированию ценностных ориентиров поведения в процессе обучения. Проектная деятельность не ограничивается только получением сведений, знаний, информации и способностью применять полученный материал при решении проблемных социальных задач. В нее входят другие, не менее важные характеристики: личностный опыт, способность к коммуникации, восприятию новой информации, способность ориентироваться в социальной практической деятельности. В процессе проективного обучения осуществляют как внешнюю рефлексию, так и внутреннюю (осознание важности овладения совокупностью профессиональных умений и навыков, оценка процесса работы над проектом и личного участия в нем, стремление к самоизменению, самореализации)9.

Параметры внешней оценки проектов включают в себя следующие показатели: значимость и актуальность выбранной темы, решаемой проблемы; привлечение знаний из других дисциплин; новизна; качество и форма подачи представленного продукта (доклад, сообщение, разработка, статья и др.), аргументированность, убедительность, ответы на вопросы, готовность к дискуссии, доброжелательность, контактность; активность каждого участника; коллективный характер принимаемых решений; эстетика оформления результатов и др. На данном этапе имеет место так называемая финишная рефлексия — коллективный анализ

9 Бондарева Т.В. Показатели готовности студентов к социальной работе с населением старших возрастов // Проблемы социализации личности в контексте непрерывного профессионального образования: материалы Междунар. науч.-практ. конф.; под общ. ред. проф. В.Н. Скворцова. — СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2014. — С. 38—41.

совершенного процесса. Она включает в себя: коллективное обсуждение вопросов: 1) Что удалось и почему? 2) Что не получилось и почему? 3) Что предлагаем на будущее? Принципиальное значение имеет последовательность обсуждения. Начать с положительного — значит снять психологическое напряжение, вселить оптимизм, желание продолжить работу, увидеть дальнейшую перспективу, что позволит «финишной» рефлексии перерасти в «стартовую»10. Наряду с рефлексией со стороны студента всем этапам проектного обучения присущ мониторинг.

В качестве примеров учебных проектов, выполняемых студентами, являются проекты студентов 2 курса бакалавриата кафедры воспитания и социализации, которые стали призерами в конкурсе Российского детского фонда в Петербурге в 2017 году по теме «Земля — наш общий дом». Эти проекты направлены на организацию совместной деятельности детей и родителей и могут быть названы под общей темой «Экология семейных отношений», проекты имеют названия «Редкие растения», «Лепим вместе», «Рецепт дружной атмосферы в семье».

Одним из вариантов внешней оценки проекта может служить участие студентов кафедры воспитания и социализации РГПУ им. А.И. Герцена, будущих социальных педагогов, в различных олимпиадах по социальной педагогике (регионального, всероссийского и международного уровней). Цель олимпиады — совершенствование качества подготовки социальных педагогов, а также для повышения интереса студентов к выбранной профессии, выявления одаренной молодежи и формирования кадрового потенциала для

10 Абашина А.Д., Бондарева Т.В. К вопросу о гуманизации потребностно-ценностных характеристик будущих специалистов социальной сферы // Актуальные проблемы человека в инновационных условиях современного образования и науки: сборник материалов III Всерос. науч.-практ. конф. — СПб., 2014. — С. 54—59.

исследовательской, административной и профессиональной деятельности.

Во время олимпиады студенты за ограниченный промежуток времени должны реализовать все приобретенные знания и умения по изучаемым дисциплинам в условиях экстремального внешнего воздействия, что определяется следующими обстоятельствами:

— ограничение ресурсов, и прежде всего времени решения, необходимость принимать решения оперативно, максимально учитывая при этом все внешние и внутренние факторы;

— повышенная ответственность за принимаемые решения перед коллективом и др.

Профессиональная направленность предлагаемых задач позволяет успешно воссоздать предметный контекст в образовании и достигать формирования необходимых творческих компетенций. И, конечно же, олимпиада никогда не обходится без таких конкурсов, как «Домашнее задание» и «Визитная карточка», которые традиционно включают в себя конкурсы проектов, научных работ, эссе, презентаций и видеороликов. Поэтому, можно сказать и о том, что олимпиада полезна не только для студентов, но и для преподавателей, для совершенствования своего профессионального мастерства. Например, в апреле 2017 года по приглашению Казанского (Приволжского) федерального университета студенты кафедры воспитания и социализации РГПУ им. А.И. Герцена приняли участие в международной олимпиаде по социальной педагогике «Права ребенка в современном мире», посвященной памяти Януша Корчака, среди студентов образовательных организаций, осуществляющих подготовку по профилю «Социальная педагогика», в г. Казани.

Конкурсная программа состояла из следующих этапов.

1. Конкурс визитная карточка «Моя философия жизни».

2. Конкурс теоретических знаний «Социально-педагогический квест». Команда РГПУ им. А.И.Герцена стала призером и заняла в этом конкурсе 3 место.

Конкурсное испытание включало пять этапов, во время которых каждая команда выполняет серию заданий теоретического содержания. Все команды участвуют во всех этапах. На каждом этапе команды набирают определенное количество баллов.

1 этап — Все о Януше Корчаке и о выдающихся педагогах.

2 этап — Терминологический ребус.

3 этап — О социальном воспитании и социализации.

4 этап — Современные технологии социального воспитания.

5 этап — Практический экспромт.

3. Конкурс «В сказке ложь, да в ней намек...». Каждой команде предложен видеосюжет (фрагмент фильма, сказки, мультфильма и т.п.). Конкурсное испытание требует от участников каждой команды определить и сформулировать социально-педагогические проблемы, а также предложить решение данных проблем.

4. Конкурс капитанов.

5. Конкурс видеороликов «Стоп-кадр: в фокусе социальная педагогика». Команда РГПУ им. А.И. Герцена стала призером и заняла в этом конкурсе 1 место.

Создание видеоролика подразумевало освещение основных общественных проблем, которые порой уже стали привычными и не получают должного внимания. Это темы защиты детства, окружающей среды,

от студенческих инициатив к социальному проектированию

здоровья, психологии общения и этики, образования, проблемы бездомных детей, наркомании и алкоголизма и т.д.

6. Конкурс-экспромт от теории к практике «Педагогика Януша Корчака в действии».

7. Студенты кафедры воспитания и социализации приняли участие в конкурсе эссе на тему «Ваша интерпретация права ребенка на смерть», который оценивался отдельно. Участница команды РГПУ им. А.И. Герцена заняла 3 место в конкурсе «Педагогическое эссе».

Участие в подобных мероприятиях обеспечивает возможность использования личностного потенциала и креативных способностей студентов в формировании престижа профессии социального педагога, развивает умения студентов работать в команде, включаться в совместную деятельность, проектировать на социально значимые темы и организовывать сотрудничество, а также укрепляет деловое и научное сотрудничество между педагогическими институтами и факультетами России.

Следует отметить факт наличия в институте педагогики РГПУ им. А.И.Герцена такого структурного подразделения, как научно-исследовательская лаборатория социальной поддержки личности (далее — Лаборатория). Содержание деятельности Лаборатории определяется с учетом современных тенденций развития образования, РАО, Комитета по науке и высшей школы Санкт-Петербурга, Комитета по образованию Санкт-Петербурга, Комитета социальной защиты населения Ленинградской области, Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, заказов учреждений социальной защиты населения.

Основная цель деятельности — обеспечение условий для подготовки компетентных и востребованных специалистов в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

области социальной поддержки различных категорий населения в жизнедеятельности, включая сферу образования.

Лаборатория решает следующие задачи:

— организация и проведение фундаментальных и прикладных исследований по проблемам, связанным с социальной педагогикой и социальной работой;

— организация и разработка научно-методического обеспечения учебных курсов, учебных дисциплин, модулей, создания новых образовательных программ основного и дополнительного образования;

— изучение актуальных потребностей учреждений социальной сферы в целях расширения сферы практической профессиональной, научно-исследовательской и проектной деятельности студентов;

— развитие академической мобильности студентов;

— внедрение в образовательный процесс результатов проведенных исследований;

— координация научных исследований в области социальной работы и социальной педагогики, осуществляемых в других структурных подразделениях университета;

— привлечение к деятельности лаборатории студентов, преподавателей и сотрудников университета.

Ежегодно в рамках деятельности Лаборатории преподаватели, совместно со студентами, участвуют в научно-образовательном проекте «Имя в истории Петербургской школы и Герценовского университета», научно-практических конференциях «Студент-исследователь-учитель», «Социальное взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности»,

«Проблемы педагогической инноватики в профессиональном образовании», во Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ студентов по педагогическим и методическим дисциплинам, ежегодном конкурсе студенческих исследовательских работ по проблематике формирования толерантной среды в Санкт-Петербурге (в 2017 году диплом I степени получила магистрантка, обучающаяся по направлению «Социальная педагогика»). Безусловно, сейчас даже создание более серьезных научно-исследовательских проектов не мыслится без полноправного

участия студенческой молодежи, поэтому совместные социальные проекты сотрудников кафедры воспитания и социализации подаются и «выигрываются» в таких конкурсах РГНФ, РФФИ и т.д.

В целом использование в интегративной подготовке студентов к социально-педагогической деятельности технологии проектного обучения способствует усилению практической направленности образования, развитию потребностей в социальной ответственности в субъективно-личностной ориентации будущего профессионала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.