Научная статья на тему 'Научно-исследовательская деятельность студентов кафедры воспитания и социализации'

Научно-исследовательская деятельность студентов кафедры воспитания и социализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Липинская М.Н.

Научно-исследовательская деятельность студентов кафедры воспитания и социализации РГПУ им. А.И. Герцена. Структура студенческого научного общества (СНО).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Липинская М.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-исследовательская деятельность студентов кафедры воспитания и социализации»

В статье рассмотрена научно-исследовательская деятельность студентов кафедры воспитания и социализации РГПУ им. А.И. Герцена,

представлены структура студенческого научного общества (СНО) и результаты опроса студентов о функционировании СНО.

Научно-

исследовательская деятельность студентов кафедры воспитания и социализации

М.Н. Липинская,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры воспитания и социализации РГПУ им. А.И. Герцена, e-mail: mlipinskaya@mail.ru

• научно-исследовательская деятельность • студенческое научное общество • повышение квалификации

Перед стремительно развивающимся российским обществом стоит задача наращивания научного потенциала страны, создания в системе высшего профессионального образования условий, способствующих раскрытию творческого, исследовательского и деятельностного компонентов личности. Решение данной задачи позволило бы молодежи активно включиться в инновационную деятельность, предполагающую существенное качественное изменение системы, в которой реализуется инновация; на основе моделирования развития социальной ситуации подготовиться к профессиональной деятельности: обозначить специфику объектов профессиональной деятельности, просчитать возможные риски.

Образовательные программы, по которым осуществляет подготовку кафедра воспитания и социализации института педагогики РГПУ им. А.И. Герцена, содержат профессиональные компетенции в соответствии с видами деятельности, к которым готовятся выпускники. Среди них важное место занимает научно-исследовательская деятельность, предполагающая изучение, анализ и обобщение результатов научных исследований в области психолого-педагогического образования; проектирование и реализацию научно-исследовательской работы, научно-исследовательских и социальных проектов, программ в сфере образования, культуры, социальной защиты1; организацию и проведе-

1 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №549 от 12 мая 2016 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.02.» Психолого-педагогическое образование (уровень магистратуры).

от СТУДЕНЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВ К СОЦИАЛЬНОМУ проектированию

Таблица

Структура СНО

Уровень функционирования Руководство

Совет СНО университета — научный руководитель (куратор) Совета СНО университета; — председатель Совета СНО

СНО института/ факультета — куратор научно-исследовательской работы студентов на уровне института / факультета; — председатель СНО института / факультета

Научно-исследовательская деятельность студентов кафедры — ответственные за научно-исследовательскую работу студентов на кафедре

ние прикладных и/ или фундаментальных исследований в области социальной работы; разработку предложений в целях повышения эффективности социальной защиты населения2 и др.

Формирование этих компетенций возможно через привлечение студентов бакалавриата и магистрантов к деятельности студенческого научного общества, функционирующего на базе университета, и включение студентов и магистрантов в научно-исследовательскую работу кафедры3.

Студенческое научное общество (СНО) — это общественное объединение студентов, принимающих активное участие в научно-исследовательской работе.

Структура и управление СНО университета представлена в таблице.

2 Приказ Министерства образования и науки Рос сий-ской Федерации №369 от 8 апреля 2015 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 39.04.02.» Социальная работа (уровень магистратуры).

3 Бражник Е.И. Роль кафедры в организации научно-исследовательской деятельности магистрантов — будущих специалистов по социальной работе // Социальное взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности: Мат-лы III Международной научно-практической конференции/ отв. ред. Е.И. Бражник, Н.Н. Суртаева, С.В. Кривых. — СПб: Экспресс, 2013. — С. 207—211.

Привлечение студентов к исследовательской деятельности кафедры (первый уровень) связано с несколькими аспектами: во-первых, с активизацией познавательной потребности, которая на первых этапах может быть осуществлена через постановку учебных исследовательских задач в рамках изучения различных дисциплин по направлению подготовки; во-вторых, с формированием системы внешних мотивов, позволяющей поднять престиж научной деятельности в студенческой среде.

Система внешних мотивов включает различные виды поощрения студентов за участие в исследованиях, разработку проектов и представление полученных результатов (участие в конференциях, публикационная активность): благодарности, грамоты, сертификаты; дополнительные баллы для претендента на получение повышенной государственной академической стипендии; взаимодействие с широким спектром учреждений, на базе которых проходят исследования, открывает возможности для последующего трудоустройства.

Знакомство первокурсников с научной школой кафедры происходит осенью на методологическом семинаре. Студенты, заинтересовавшиеся проблематикой исследований кафедры, постепенно включаются в исследовательские проекты, получают исследовательские задания.

Кураторы академических групп информируют обучающихся о проводимых научных мероприятиях и возможности участия в них студентов. Ответственный за научно-исследовательскую работу студентов на кафедре проводит обучающие семинары, раскрывающие вопросы методологии научного исследования, подготовки и оформления исследовательской работы, студенческой статьи, социального проекта.

Исследования, проводимые в области общественно-гуманитарных наук, позволяют очертить круг проблем, с которыми сталкивается общество на данном историческом этапе, обобщить опыт практической деятельности и проектировать инновационные подходы по их решению. Студенты кафедры воспитания и социализации привлекаются к исследованию следующих проблем современного детства: особенности социализации детей в современных условиях (влияние виртуальной среды, социальных сетей на поведение); социально-педагогическое сопровождение детей группы риска; профилактика аддиктивного поведения; социально-педагогические аспекты профориентацион-ной работы; специфика социально-педагогического сопровождения в различных образовательных и социозащитных организациях; развитие инновационных технологий при предоставлении социальных и социально-педагогических услуг семье и детям; изучение региональных аспектов социально-педагогической поддержки и сопровождения детей и семей и др.

Члены СНО участвуют в круглых столах, семинарах, научно-практических конференциях, олимпиадах, конкурсах, выставках.

1. Конференции, организуемые кафедрой воспитания и социализации: ежегодная международная научно-практическая конференция «Социальное взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности» и ежегодная международная научно-практическая конференция «Проблемы

педагогической инноватики в профессиональном образовании». Эти конференции ежегодно собирают большое количество участников: специалистов сферы образования и социального обслуживания; деятелей науки, практиков, представителей общественных организаций, а также студентов, заинтересованных в получении новых знаний и представлении результатов своей исследовательской деятельности. В рамках конференций действуют дискуссионные площадки, где происходит обмен опытом, мнениями по обсуждаемым вопросам. Традиционно молодые исследователи принимают участие в организации конференций, являются модераторами дискуссионных площадок и имеют возможность апробировать результаты своей научной работы.

2. Конференции, организуемые университетом: ежегодная Неделя СНО и ежегодная межвузовская студенческая научная конференция «Студент — Исследователь — Учитель».

3. Олимпиады. В 2017 году студенты кафедры воспитания и социализации имели возможность проявить себя в трех олимпиадах. 27—28 октября студенты 3 курса (3 человека), обучающиеся по направлению «Психолого-педагогическое образование», приняли участие во Всероссийской Герценовской педагогической олимпиаде «Педагогические ориентиры».

4—5 мая студенты 4 курса (5 человек), обучающиеся по направлению «Социальная работа», приняли участие в Международной олимпиаде «Психология и социальная работа в современном мире». Хорошая подготовка, инициативность и творческий подход позволили им занять третье место в олимпиаде и третье место в конкурсе проектов «Добровольчество как источник дополнительных социальных услуг населению».

4—8 апреля студенты 2 курса (5 человек), обучающиеся по направлению «Психолого-педагогическое образова-

ОТ СТУДЕНЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВ К СОЦИАЛЬНОМУ проектированию

ние», приняли участие в Международной олимпиаде по социальной педагогике «Права ребенка в современном мире» (г. Казань). Команда заняла третье место в конкурсе теоретических знаний «Социально-педагогический квест», первое место в конкурсе видеороликов «Стоп-кадр: в фокусе социальная педагогика», а также представитель команды стала призером в конкурсе эссе «Ваша интерпретация права ребенка на смерть».

4. В 2017 году шесть студенческих работ были представлены на ежегодный открытый конкурс научно-исследовательских работ студентов по педагогике и методике преподавания дисциплин в рамках сетевого объединения вузов «Педагогические кадры России», две из которых стали победителями. Участие в ежегодном конкурсе социально значимых проектов «Моя инициатива в образовании» позволяет молодым исследователям не только развивать профессиональные компетенции, обучаться социальному проектированию, которое включает в себя аналитический этап, но и воплощать свои идеи на практике. Это дает возможность участникам конкурса ощутить значимость своей исследовательской и преобразовательной деятельности.

5. Шесть социально-педагогических проектов магистрантов, выполненных под руководством преподавателей кафедры воспитания и социализации, были представлены в апреле 2017 года на университетской выставке научных достижений, раздел «Научные достижения молодых ученых»: «Нравственно-патриотическое воспитание подростков в подростково-молодежных клубах», «Социальная реабилитация лиц пожилого возраста средствами культурно-досуговой деятельности», «Творчество вместо улицы», «Социальная реабилитация детей-инвалидов в возрасте до трех лет», «Инновационная образовательная программа «Внутришкольный инновационный кластер образования «3Б», «Программа по обучению людей третьего возраста средствами современных компьютерных технологий».

Участие в таких мероприятиях позволяет выявить талантливую молодежь, раскрыть ее потенциал, сформировать активную социальную позицию будущего профессионала.

Апробация результатов научно-исследовательской деятельности студентов происходит не только в форме публичных выступлений с докладами на различных конференциях, семинарах, но и в форме публикаций тезисов, положений, отдельных частей своей работы. Статьи, подготовленные студентами под научным руководством преподавателей кафедры, публикуются в сборниках ежегодных конференций, организуемых кафедрой воспитания и социализации, в которых традиционно содержится раздел «Студенческие этюды». Анализ материалов сборников «Проблемы педагогической инновати-ки в профессиональном образовании» и «Социальное взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности», вышедших по итогам конференций, за последние два года показал, что в них увеличивается количество студенческих статей (в 2016 году количество студенческих статей составило 16% от общего количества статей в сборниках, а в 2017 году — 18%).

С целью определения степени информированности студентов кафедры воспитания и социализации о деятельности СНО был проведен опрос среди обучающихся 2, 3 курсов и 1 курса магистратуры. Анализ результатов опроса показал, что студенты знают о деятельности СНО в университете, но не связывают свою научно-исследовательскую деятельность на кафедре с деятельностью СНО. На вопрос: «Являетесь ли вы членом СНО?», только 2 студента из 22 ответили положительно; на вопрос: «В каких направления деятельности СНО вы принимали участие за последний год?», только 4 студента из 22 отметили участие в конференциях, конкурсах, публикацию статей.

Среди задач функционирования СНО студенты выделяют: включение студентов в

научно-исследовательскую деятельность; развитие навыков исследовательской деятельности; раскрытие творческих способностей; распространение информации о научных мероприятиях; саморазвитие; просвещение студентов; организация занятости студентов.

Среди условий, созданных в университете для научно-исследовательской деятельности, студенты отмечают не только хорошую материально-техническую базу, организационные условия (информированность о мероприятиях, организация и проведение конференций, круглых столов и т.д.), но и высокий профессиональный уровень преподавателей, которые работают с ними и направляют их в научном поиске.

Занятие научной деятельностью, по мнению студентов младших курсов, способствует повышению квалификации, успеху в будущей профессиональной деятельности, дает возможность определиться с темой выпускной квалификационной работы, собрать хорошее портфолио. Студенты старших курсов считают, что исследовательская деятельность способс-

твует более углубленному изучению интересующей дисциплины, адаптации в научной среде, развитию коммуникативных и организаторских навыков, дает возможность проявить индивидуальность, получить повышенную стипендию.

Активное включение студентов в научно-исследовательскую деятельность, по результатам опроса, зависит от более широкого информирования о функциях СНО, результатах его деятельности и проводимых научных мероприятиях; популяризации научно-исследовательской деятельности; мотивации и поддержки студентов со стороны преподавателей; поощрения научно-исследовательской деятельности; совместной разработки студентами и преподавателями проектов для получения грантов.

Представленные результаты говорят о необходимости проведения разъяснительной работы среди студентов о специфике научно-исследовательской деятельности, ее этапах и возможности быть членом студенческого научного общества по факту ведения исследовательской работы и представления ее результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.