Научная статья на тему 'Студенческое научное общество факультета химии: состояние и перспективы'

Студенческое научное общество факультета химии: состояние и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РГПУ ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА / ФАКУЛЬТЕТ ХИМИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Студенческое научное общество факультета химии: состояние и перспективы»

большинство проектов реализуются студентами естественнонаучных и технических факультетов, и возникает необходимость задействования студентов гуманитарного направления) наш факультет, как и ряд других факультетов, предлагает создать профессиональные сообщества студентов гуманитарного направления, деятельность которых, с одной стороны, будет направлена на развитие практических профессиональных навыков, а с другой, члены данных сообществ будут включаться в работу молодежных исследовательских команд, как группы сопровождения в определенной профессиональной области.

Примером такой организации является студенческое маркетинговое сообщество (ЗШёМСо), созданное на факультете экономики, объединяющее студентов-маркетологов, молодых специалистов и студентов других специальностей, которые хотят и стремятся развиваться в маркетинге. Задачами его деятельности являются: 1) повышение уровня профессиональной подготовки студентов-маркетологов; 2) помощь в организации практической профессиональной деятельности студентов; 3) организация взаимодействия студентов-маркетологов различных вузов/факультетов; 4) маркетинговое сопровождение научных проектов студентов; 5) обучение участников проектных групп технологиям бизнес-планирования и продвижения проектов; 6) оказание консалтинговых услуг; 7) организация мастер-классов с привлечением представителей бизнес-структур.

В настоящее время StudMCo активно включилось в работу молодежных исследовательских команд, идет подготовка семинаров по бизнес-планированию и особенностям продвижения инновационных проектов.

Необходимо заострить внимание на необходимости создания единого информационного пространства — сайта проекта «Молодежная исследовательская команда», объединяющего исследователей и группы сопровождения научных проектов, где молодые исследователи могли бы обсуждать вопросы, связанные с реализацией проектов, получать информацию о проводимых тренингах, семинарах и мастер-классах и формировать команды, способствующие успешной реализации инновационных проектов.

В рамках задач новой программы развития университета реализуемый проект «Молодежная исследовательская команда» при поддержке совета молодых ученых и специалистов Герценовского университета будет активно способствовать развитию научно-инновационной деятельности в вузе.

Е. И. Исаева,

доцент кафедры неорганической химии

СТУДЕНЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО ФАКУЛЬТЕТА ХИМИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Студенческое научное общество (СНО) факультета химии — это научное объединение студентов факультета, активно участвующих в научно-организационной и исследовательской работе. СНО включает в себя совет СНО факультета, состоящий из председателя (из числа студентов), куратора СНО факультета, кураторов СНО кафедр (преподаватели) и студентов, активно участвующих в работе СНО.

Основная цель деятельности СНО факультета химии — развитие научно-исследовательского потенциала студентов, создание условий для раскрытия и реализации личностных творческих способностей студентов, повышение исследовательской активности студентов, привлечение студентов к участию в научных мероприятиях различных уровней.

Основные задачи СНО: 1) привлечение студентов в науку на самых ранних этапах обучения в университете и их закрепление в этой сфере; 2) выявление наиболее талантливых и способных к научной работе студентов; 3) оказание помощи студентам при подготовке к участию в научных конференциях и конкурсах студенческих научных работ, в получении научных грантов; 4) своевременное информирование студентов о проведении научных мероприятий (конкурсов, олимпиад, семинаров, конференций и т. д.) и о возможности участия в них; 5) непосредственное участие под руководством преподавателей научных школ и групп факультета в подготовке научных публикаций, патентов.

Для реализации поставленных целей и задач на факультете химии организуются: 1) чтение вводных лекций по работе научных школ и направлений факультета химии для студентов I курса на кураторском часе и/или во время учебных занятий с целью информирования о состоянии науки на факультете и возможного участия студентов в научно-исследовательской деятельности; 2) защита курсовых работ по химии, представляющих собой теоретическое или экспериментальное исследование: студенты факультета химии, выполняя курсовую работу уже на первом курсе обучения, могут реализовать свой научный потенциал и провести первый экспериментальный опыт; 3) осуществление помощи в выборе направления научной деятельности и научного руководителя; 4) создание информационных плакатов о научной работе, ведущейся на кафедрах; 5) распространение информации о проходящих выставках, конференциях, олимпиадах, форумах, семинарах, конкурсах, грантах; формирование команд участников; 6) оказание помощи в оформлении заявок на конкурсы, в написании тезисов докладов, публикаций; 7) проведение «Недели СНО», которая проходит на факультете ежегодно в конце марта — начале апреля и состоит из трех этапов (кафедральные заседания, заключительная конференция, межвузовская конференция «Студент — исследователь — учитель»).

В рамках кафедральных заседаний студентам предоставляется возможность выступить с докладами по теме научно-исследовательской работы, представить основные результаты и достижения. Наиболее интересные доклады отмечаются грамотами университета и призами. Награждение победителей кафедральных заседаний проходит на заключительной конференции, в которой участвуют студенты старших и младших курсов. Кроме награждения победителей на заключительной конференции подводятся итоги года (приводится список студентов, получивших грамоты, дипломы, гранты, стипендии и др.), проходят выступления студентов-победителей, мини-лекции преподавателей кафедр факультета химии, выступления учёных и преподавателей вузов, НИИ, школ Санкт-Петербурга и других городов. Заключительная конференция важна как для выпускников, так и для начинающих исследователей, так как у них появляется возможность прослушать доклады ведущих специалистов, выбрать интересное направление деятельности, приобрести опыт ведения дискуссии.

Для участия в межвузовской конференции «Студент — исследователь — учитель» отбираются наиболее значимые, имеющие прикладной аспект работы или реферативные, представляющие собой литературный обзор по актуальным проблемам современной химии. Выбор этих работ обусловлен спецификой межфакультетской конференции, участниками которой являются студенты различных факультетов РГПУ им. А. И. Герцена (биологии, географии и др.).

На факультете химии студентами ведется большая научно-исследовательская работа в химических лабораториях и возникает необходимость обмена опытом с исследователями других вузов, получения информации о возможных альтернативных методах получения различных веществ и исследования их структуры. Поэтому студенты факультета неодно-

кратно принимали участие в международных, всероссийских, региональных конференциях, но зачастую эти конференции являются не только студенческими, что создает для них серьезную конкуренцию.

С целью обмена результатами изучения современных проблем химии и химического образования между молодыми исследователями вузов России и зарубежья, а также активного приобщения студентов к исследовательской работе на факультете химии решено провести в 2011 г. I Межвузовскую студенческую конференцию «Химия и химическое образование XXI в.», посвященную Международному году химии и 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносова. Участники этой конференции могут представить результаты своей научно-исследовательской работы по фундаментальным и теоретическим аспектам химии, актуальным вопросам прикладной химии, исследованиям в смежных областях химии, химическому образованию. Материалы конференции публикуются в сборнике и являются научной публикацией, что становится немаловажным фактором в карьере молодого исследователя.

Таким образом, можно проследить линию наиболее успешного в научной работе молодого исследователя. Начальным этапом выступает курсовая работа студента, являющаяся небольшим научным исследованием, которое в дальнейшем может перерасти в серьезную научную работу. Полученные научные результаты могут быть представлены на различных конференциях, опубликованы в сборниках или журналах. Наличие публикаций дает возможность участия в конкурсах грантов, выставках, семинарах, что, в свою очередь, обеспечивает финансовую и научную поддержку.

Особенность научной работы студентов факультета химии заключается в том, что студенты принимают участие в работе различных научных школ факультета по направлениям: «Химия нитросоединений и поиск лекарственных препаратов на их основе» (руководитель — профессор В. М. Берестовицкая), «Теоретическая и прикладная фотохимия координационных соединений» (руководитель — профессор Г. А. Шаги-султанова), «Химия высокоорганизованных твёрдых веществ» (профессор В. Н. Пак), «Интегративная система непрерывного химического и химико-педагогического образования» (профессор М. С. Пак) и другим, т. е. молодые исследователи выполняют часть общей научной работы направления кафедры. Таким образом, научная работа студентов осуществляется на основе фундаментальных знаний, полученных во время обучения в химической лаборатории, когда руководитель ставит задачу по исследованию, определяет этапы, полученные результаты, а студент, соответственно, выполняет поставленные задачи. Однако в выступлениях на некоторых совещаниях, посвященных проблемам СНО, высказываются мнения, что «надо дать студентам шанс самореализоваться в науке, при этом по минимуму завися от руководителя. Студенту преподаватель нужен лишь как советчик. Единственный способ учиться — учиться на собственных ошибках, чтобы потом их не повторять». На этом базируется «Зворыкинский проект», в рамках которого студенты нашего факультета в 2009 г. представляли два проекта «Разработка методов синтеза новых субстанций, перспективных для создания лекарственных препаратов» и «Фотохимический синтез нано-фазных материалов», а ткаже принимали участие в форуме «Селигер—2009». Но на стадии оформления соглашений дальнейшее участие в обозначенных меропрятиях приостановилось, так как «Зворыкинский проект» поддерживает только молодежные объединения, а студенты факультета работают в рамках деятельности научных школ. Выходом из данной ситуации может стать включение студентов в работу малых инновационных предприятий.

Хочется отметить основные результаты деятельности СНО факультета химии за последние 5 лет: гранты для студентов, аспирантов вузов и академических институтов, расположенных на территории Санкт-Петербурга (Евгения Бражникова, Александр Вахру-шев); грамоты за активное участие в VIII Всероссийской выставке научно-технического творчества молодежи (Ольга Шевкунова, Любовь Шаповал); стипендии Ученого совета (Анастасия Лобановская, Валерия Самсоникова, Алексей Голяков); стипендии Правительства Санкт-Петербурга (Любовь Шаповал, Лариса Байчурина, Ольга Тыщенко, Алексей Григорьев); стипендии им. В. В. Перекалина (Лариса Байчурина, Иван Белик, Наталия Хохлова); стипендии им. В. Н. Верховского (Татьяна Максимова, Татьяна Юдина); дипломы I и II степени Всероссийского смотр-конкурса научно-технического творчества студентов высших учебных заведений «ЭВРИКА—2008» (Александр Вахрушев, Иван Белик) и др. Ежегодно в соавторстве с преподавателями публикуется более 10 статей в реферируемых журналах и более 30 материалов научных конференций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.